всп в строительстве что это
Проектирование, строительство и ремонт железных дорог
Материалы верхнего строения пути (материалы ВСП)
Верхнее строение пути (ВСП) является единой комплексной конструкцией, состоящей из рельсов, скреплений с противоугонами, рельсовых опор (чаще всего в виде шпал), балласта, мостового полотна, стрелочных переводов и ряда специальных устройств.
Схема ВСП
Верхнее строение пути воспринимает и упруго передает на основную площадку земляного полотна динамические воздействия колес подвижного состава, а также направляет колеса движущегося по пути подвижного состава.
Верхнее строение железнодорожного пути
Материалы ВСП – это рельсы, шпалы (или рельсовые опоры), накладки, подкладки, скрепления с противоугонами, мостовое полотно, балласт, стрелочные переводы и прочие устройства. Все перечисленные материалы ВСП подразделяются на типы, характеризуются индивидуальными стандартами, входят в определенные категории.
Функции материалов ВСП
Крепление рельсов к шпалам возможно благодаря промежуточным рельсовым скреплениям – элементам железнодорожного пути, выполняемым из металла. Кроме того, рельсовые соединения бывают стыковыми и представляют собой болты с шайбами и накладки. Они служат для соединения концов рельсов между собой. Стыки бывают сварными, болтовыми и клееболтовыми.
Обеспечение передачи давления от рельсов к опорам – функция подкладок.
Чтобы предотвратить смещение рельсов вдоль опор в процессе эксплуатации путей, необходимы противоугоны. Так называют скобы, которые крепят на подошве рельса таким образом, что они упираются в шпалу.
Костыли железнодорожные (другое название – шурупы путевые) необходимы для крепления рельсов к шпалам. Они представляют собой металлические стержни, имеющие овальную головку и острый конец.
К числу устройств и материалов ВСП относятся также съезды, стрелочные переводы, глухие пересечения. Они позволяют разветвлять один путь на два и более, а также делают возможным поворот на 180 градусов. Как правило, переводы лежат на специальных брусьях, сходных со шпалами, и приводятся в действие при помощи специальных переводных механизмов.
Стоит отметить, что конструкции ВСП в обязательном порядке должны быть устойчивыми, износостойкими, прочными и экономичными. Только высококачественные материалы ВСП позволяют обеспечивать безопасность движения поездов на самых высоких скоростях.
Справочник материалов ВСП
Позвоните нам
приемная:+7 (861) 214-82-66, факс:+7 (861) 214-82-06, отдел снабжения +7 (918) 083-88-01
Материалы ВСП
Верхнее строение пути (ВСП) – часть железнодорожного пути, предназначенная для принятия нагрузок от колес подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.
Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, состоящей из рельсов, скреплений с противоугонами, рельсовых опор (чаще всего в виде шпал), балласта, мостового полотна, стрелочных переводов и ряда специальных устройств. Верхнее строение пути воспринимает и упруго передает на основную площадку земляного полотна динамические воздействия колес подвижного состава, а также направляет колеса движущегося по пути подвижного состава.
К верхнему строению пути относятся:
• Рельсы;
• Шпалы;
• Рельсошпальные (промежуточные) скрепления;
• Стыковые скрепления.
В состав материалов ВСП входят железнодорожные рельсы со скреплениями – подкладки, накладки, болты стыковые, клеммные, закладные, шпалы, противоугоны, стрелочныепереводы и балластный слой.
Рельсы, шпалы и другие элементы верхнего строения пути типизированы; для каждого типа установлены стандарты, определяющие их конструкцию, размеры, качество материала.
Конструкция верхнего строения пути должна быть прочной, устойчивой, стабильной, износостойкой, экономичной, в любых эксплуатационных условиях обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с максимальными скоростями.
Материалы ВСП на портале Metaprom.ru
Добавлено 29.04.2010; просмотров: 1869
Новые обзоры и публикации раздела Промышленная продукция
Материалы ВСП: виды и особенности
Верхнее строение пути, иначе ВСП – это комплексная конструкция, которая включает в себя рельсы, скрепления с противоугонами, рельсовые опоры), балласт, мостовое полотно, переводы стрелок и другие приспособления.
Для чего нужна данная конструкция
Верхним строением пути сначала принимаются, а затем пересылаются на основную площадку земляного полотна динамические воздействия, возникающие от взаимодействия с колесами подвижного состава. Вдобавок, ВСП дает направление колесам при передвижении подвижного состава. Все виды материалов, из которых состоит ВСП, разделяются на типы, имеют собственные стандарты, а также распределены по категориям.
Какие функции выполняют материалы ВСП
Прикрепление рельсов к шпалам происходит при помощи промежуточных рельсовых скреплений. Существуют также стыковые рельсовые соединения, имеющие вид болтов с шайбами и накладками, которыми соединяются рельсы. Существует стыки трех видов: сварные, болтовые и клееболтовые.
За счет подкладок давление от рельсов переходит к опорам. Дабы рельсы со временем не смещались, ставятся противоугоны. Так именуются скобы, которые прикрепляют на подошву рельса определенным способом. Костыли железнодорожные предназначены для прикрепления рельсов к шпалам. Это такие металлические стержни, у которых головка овальной формы и острое окончание.
К приспособлениям, из которых состоит ВСП, также причисляются съезды, переводы стрелок и глухие пересечения. Это благодаря им, можно разветвить один путь на два и более, и развернуть подвижной состав на 180 градусов. Переводы, размещают на особых брусьях, похожих на шпалы. Запускаются они при помощи особых переводных механизмов.
Все устройства ВСП должны быть устойчивыми, износостойким, надежными и экономичными. Только ВСП из исключительно качественных материалов сможет обеспечить безопасность движению поездов на самых больших скоростях. Подобные материалы ВСП предлагает компания «ПромПуть» со своего склада. Все материалы соответствуют стандартам и ГОСТам, как новые, так и бывшие в употреблении. Подробнее на http://vs-group.biz/.
Укладка шпал
В качестве рельсовых опор выступают шпалы и брусья, которые устанавливают на переводах для стрелок и металлических мостах. Помимо этого, на искусственных постройках используют блочные безбалластные основы из железобетона. Сколько понадобится шпал на 1 км, а также последовательность их установления на одном рельсовом звене (все это называется эпюрой укладки), формируется в зависимости от условий выравнивания давлений в балластном слое по его глубине, плюс оттого обеспечено ли необходимое сопротивление рельсошпальной решетки по отношению к продольному и поперечному сдвигу.
Практически во всех укладках, дистанция от одной оси до другой, в том случае, если рельсы имеют обозначение Р65, Р75 составляет 42 см, а с Р50 – 44 см. Дистанция от одной оси до другой у других шпал по всему рельсовому звену, равное и составляет 54,6 см (эпюра 1840 шт./км) и 50,2 (при 2000 шт./км). Наиболее допустимая погрешность между осями шпал всего лишь 8 см.
Что из себя представляют рельсы
Рельсами называются профилированные прокатные металлоизделия в виде полос, изготовленные из стали. Именно они способствуют ходу подвижных составов, а также передвижению трамваев, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта, крановых тележек, подъемных кранов и других движущихся устройств. С помощью рельсов, формируется поверхность с минимальным сопротивлением для качения колес подвижных составов, а также принимается и передается действие силы от колес на опоры и дается направление колесам подвижного состава.
На тех участках, где есть автоблокировка, рельсовые нити действуют как проводники сигнального тока, а на участках, где имеется электрическая тяга – обратного тягового тока. В наше время каждый рельс обозначают буквой Р и округленным числом, которое равняется массе его одного метра. Получается, что рельс, с массой одного метра 64,72 кг, будет обозначен, как Р65.
Для чего служат накладки
Рельсовые скрепления делятся на два вида – промежуточные и стыковые. Концы одного рельса с другим соединяются именно с помощью стыковых скреплений. Стыковые соединения делятся на болтовые, клееболтовые и сварные. Главные составляющие стыковых скреплений – это накладки. Сколько прослужат стыки, зависит от того, какой срок службы у самих рельсов. При вторичной укладке пути возможно снизить процент используемых материалов, взять, например, 90-95% накладок, 70-80% болтов, и шайб – 50-60%.
Металлические подкладки
Рельсовые соединения бывают промежуточного и стыкового типа. Первые объединяют рельсы и основание, плюс не дают измениться ширине рельсовой колеи, прижимают рельсы к основанию и т. д. По внешнему виду рельсовые скрепления промежуточного типа, также отличаются: они бывают подкладочными либо бесподкладочными (отсутствует подкладка).
За счет подкладок идет обеспечение намного большей площади при передаче давления от рельса на опору, вдобавок, при подуклонке рельсов не нужно проводить затесывание деревянных шпал и с их помощью объединяются все прикрепители, если есть необходимость в сдвиге.
Зачем нужны противоугоны
Противоугоны устанавливаются на подошву рельса в том случае, если используются стыки, у которых прикрепители не образовывают нужного нажима на подошву рельса и не дают требуемой продольной связи между рельсом и основанием. В этом случае используют пружинные скобы, закрепляемые на подошве рельса, тогда сила угона рельсов переходит на подкладки или на шпалы.
Одним из механизмов ВСП является стрелочный подорожный перевод. Данная конструкция разветвляет рельсовый путь на два или более пути, служащих для переведения подвижного состава с одной ветки на другую. Приспособления подразделяются на виды по числу и местоположению в плане соединяемых или перекрещивающихся путей в зависимости от предназначения соединения и пересечения.
Переводы стрелок могут быть выполнены в виде простого стрелочного перевода, перекрестного стрелочного перевода, глухого пересечения, съезда, стрелочной улицы или сплетения путей. Расположены переводы стрелок на переводных брусьях, из дерева или железобетона.
Применяется как правило обычный перевод стрелок. В этом случае, в приспособление входят два рамных рельса, два остряка, пара корневых устройств, переводной механизм, опорные и упорные приспособления, стрелочные тяги и прочие небольшие детали. Стрелки между собой различаются остряками, рамными рельсами, соединением рамных рельсов с опорами и конструкцией переводного механизма. Помимо главных существуют и незначительные различия, в частности, в приспособлениях поперечных связей у рамных рельсов, в приспособлениях для остряков, в поперечных связях меж остряками, особых стрелочных подкладках.
⟦Верхнее строение пути⟧
Материалы, Элементы, Типы, ЖД
Верхнее строение пути — это балластный слой, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, шпалы, глухие пересечения, мостовые и переводные брусья. ВСП необходимо для принятия и равномерной передачи на основную площадку земляного полотна динамического воздействия от колес подвижного состава.
Меню страницы:
Железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсы, шпалы, стрелочные переводы, и т.д.) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения). Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном или разных уровнях, а для прохода пешеходов — пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели. Для соблюдения машинистами локомотивов и других подвижных единиц требуемых скоростей движения, в том числе на участках производства путевых работ и в местах образовавшихся неисправностей пути, путь оборудуется электрическими рельсовыми цепями, связанными с работой сигнальных устройств, сигналами, сигнальными и путевыми знаками, устройствами путевого заграждения.
⟦Материалы ВСП⟧
Балластный слой — это слой сыпучих материалов (щебня, отходов асбестового производства, гравия, крупно и среднезернистого песка, ракушки). Балластный слой укладывается в виде трапеции на основной площадке земляного полотна.
Рельсы — изготовленные из углеродистой стали балки, укладываемые на специализированных шпалах. Применяются для построения железнодорожных путей различного назначения. Изготовление рельс контролируется различными ГОСТ, для каждого типа, вида рельс.
Рельсовые скрепления — это ключевые элементы ВСП (верхнего строения пути) приспособления, соединяющие металлоконструкции между собой и/или с основанием (то есть с деревянными/железобетонными шпалами).
Противоугоны — устройство для защемления подошвы рельса и передачи продольных сил при движении подвижного состава на шпалы или подкладки. Проивоугоны препятствует продольному перемещению рельсов — «угону пути».
Стрелочные переводы — это элементы железной дороги, которые нужны для решения следующих задач: объединение двух или трех колей, идущих рядом; разветвление одной линии на несколько соседних; состыковка параллельно расположенных или пересекающихся путей.
Шпалы — эти брусья уложенные на балластный слой верхнего пути, могут быть деревянными, железобетонными и пластиковыми. Шпалы принимают на себя давление, которое создают рельсы, скрепления промежуточные передают давление на под-шпальное основание.
Глухие пересечения путей — применяются на станциях, промышленно-заводских путях, на перегонах. Когда не требуется переход подвижного состава с одного пути на другой, устраивают глухие пересечения.
⟦Элементы ЖД⟧
На верхнее строение воздействуют такие силы:
Какие бывают элементы?
Железнодорожный путь это сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй. Железнодорожный путь состоит из различных элементов, и если раньше их было меньше, то с развитием новых технологий элементов становится больше.
Основные элементы:
- Гидрозапорный бетонный слой; Опорный бетонный слой; Омоноличивающий бетонный слой; Подрельсовые основания (железобетонные шпалы, полушпалы, плиты); Рельсы; Рельсовые скрепления; Стрелочная продукция.
Нижние строение пути
⟦Типы ВСП⟧
Сочетания составных элементов верхнего строения пути для заданных условий эксплуатации образуют его типы. На магистральных дорогах РФ применяют три типа верхнего строения пути: тяжелый, средний, легкий.
Тяжелый тип верхнего строения пути предусматривает применение самых тяжелых термически упрочненных рельсов типа Р75 и балластного слоя из щебня или асбестовых отходов и предназначен для путей с грузонапряженностью брутто более 80 млн. ткм/км в год.
Средний тип предусматривает укладку термически упрочненных рельсов типа Р65 и предназначен для магистралей со значительной грузонапряженностью брутто (от 25 млн. до 80 млн. ткм/км в год), а также для линий с высокоскоростным движением пассажирских поездов – 39 м/с (140 км/ч) и выше и для участков с особо интенсивным движением пассажирских и пригородных поездов (100 и более пар поездов в сутки).
Легкий тип верхнего строения пути имеет две разновидности: для линий с грузонапряженностью брутто от 5 млн. до 25 млн. ткм/км и менее 5 млн. ткм/км в год. В первом случае укладывают новые рельсы типа Р50 или отремонтированные старогодные типов Р75 и Р65, а во втором – и старогодные рельсы типа Р50.
Противоугон П65, (1,36кг) — новый
Шпала деревянная ТИП 1 — новая
⟦Ремонт ВСП⟧
1. Усиленный капитальные ремонт.
Усиленный капитальный ремонт пути предназначен для полной замены путевой решетки, собранной из новых материалов верхнего строения пути, сопровождаемой очисткой щебня на глубину более 40 см или заменой других видов балласта.
2. Капитальный ремонт пути.
Капитальный ремонт пути предназначен для замены верхнего строения пути на более мощное или менее изношенное, смонтированное либо полностью из старогодных материалов, либо из старогодных в сочетании с новыми, и сопровождается очисткой щебеночного балласта на глубину от 25 до 40 см, а также частичным обновлением других видов балласта.
3. Усиленный средний ремонт пути.
Усиленный средний ремонт пути производится на участках, где:
4. Средний ремонт пути.
Средний ремонт пути предназначен в основном для оздоровления балластной призмы за счет сплошной очистки щебеночного балласта (или обновления загрязненного балласта других видов) на глубину от 25 до 40 см, зависящую от класса пути и вида балласта. Ремонт назначается на участках, где не требуется изменять отметку пути или ее изменение не потребует срезки балластной призмы.
5. Подъемочный ремонт пути.
Подъемочный ремонт пути предназначен для периодического восстановления необходимой равноупругости и равнопрочности пути за счет проведения сплошной подъемки (до А-5 см) и выправки пути с подбивкой шпал, улучшения дренирующих свойств балласта в местах выплесков и одиночной замены.
6. Сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов.
Сплошная замена рельсов на участках звеньевого пути и бесстыкового пути с безболтовым или бесподкладочным скреплением производится между усиленными капитальными ремонтами с сопутствующими работами в объеме среднего или подъемочного ремонта пути.
7. Планово-предупредительная выправка пути.
Планово-предупредительная выправка пути с применением комплекса машин предназначена для сплошной выправки пути и расположенных на нем стрелочных переводов с подбивкой шпал в промежутках между ремонтами пути с целью создания необходимой равноупругости подшпального основания. При планово-предупредительной выправке пути величина подъемки не должна превышать, как правило, 2 см.
8. Шлифовка рельсов.
Шлифовка рельсов предназначенная для устранения волнообразного износа и коротких неровностей других видов на поверхности катания рельсов для уменьшения вибрационных воздействий подвижного состава на путь.
9. Капитальный ремонт переездов.
Капитальный ремонт переездов, как правило, производится в комплексе с усиленным капитальным, капитальным или средним ремонтом пути.
При капитальном ремонте переездов выполняются следующие работы: замена настила, конструкция которого устанавливается Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов, а также типовыми проектами.
10. Ремонт земляного полотна.
Капитальный ремонт земляного полотна и его сооружений предназначен для восстановления прочности, стабильности и нормальной работоспособности земляного полотна, его водоотводных и укрепительных сооружений.
Какие существуют материалы путевого строительства
Верхнее строение пути (ВСП) — это конструкция из множества элементов: рельсов, противоугонов, скреплений, опор, шпал, стрелочных переводов, балласта, изоляции, железнодорожного инструмента, крепежа, соединителей и перемычек, мостов. Материалы для путевого строительства должны соответствовать стандартам качества по ГОСТ — только так можно обеспечить безопасность на железной дороге. Это же относится и к расходным материалам для путевого строительства: маслам, смазке, оснастке инструментов, ударным головкам, сверлам, смазочно-охлаждающим жидкостям, отрезным кругам.
Нижнее строение пути нечасто рассматривают в контексте путевого строительства, хотя для его подготовки под укладку ВСП тоже нужны специальные устройства, инструменты и материалы. Например, чтобы подготовить поверхность грунта, необходимо защитить его от негативного воздействия атмосферных осадков и грунтовых вод. Также его необходимо разровнять и укрепить.
Типы материалов ж/д пути
Глобально все материалы путевого строительства разделяют на три большие группы:
Все вместе эти материалы обеспечивают качественное исполнение путевого строительства, создавая сложные конструкции железной дороги. Например, чтобы закрепить рельсы к шпалам, нужны металлические промежуточные скрепления или костыли. Сами рельсы крепят друг к другу с помощью шайб, болтов и накладок. Стыки сваривают, соединяют болтами или клеевым методом. Далее необходимо передать давление от рельсов к опорам, для чего нужны подкладки.
В процессе использования путей рельсы могут смещаться по отношению к опорам. Это может привести к катастрофическим последствиям, в том числе и к сходу состава с путей. Чтобы этого не произошло, применяют такие материалы путевого строительства, как противоугоны.
Направление железнодорожных путей может изменяться на 180 градусов, сами пути разветвляются на множество частей. Какие материалы нужны, чтобы построить разветвленный путь:
Как это реализовано технически? Стрелочные переводы размещают на брусьях, приводят в действие с помощью специальных механизмов. Переводы и механизмы регулярно осматривают и ремонтируют.
Как часто надо ремонтировать ВСП? Современный железнодорожный транспорт имеет тенденцию к увеличению нагрузки и скоростей, поэтому профилактические работы проводят часто. Растущая потребность в материалах путевого строительства заставляет производителей наращивать мощности. При этом важно, чтобы продукция соответствовала следующим базовым требованиям:
производство по ГОСТу;
длительный срок службы;
устойчивость к изменениям температур и влажности.
Основное сырье для материалов путевого строительства: