вследствие того что погода испортилась отъезд отложили
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемdistan-edu-school22-68edu.narod.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Урок 19 Особенности пунктуации в сложном предложении.» — Транскрипт:
1 Урок 19 Особенности пунктуации в сложном предложении
2 Сложное предложение с составными союзами Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, союз следствия так что, сочетание союза с усилительной частицей даже если, лишь когда не расчленяются. Ожидание затягивалось, в то время как пора было уезжать. Дождь лил как из ведра, так что на улицу нельзя было выйти.
3 Придаточные предложения с косвенным вопросом В конце сложных предложений, включающих придаточное с косвенным вопросом, вопросительный знак не ставится, если в целом предложение не является вопросительным : Все думали о том, приедет ли он сегодня.
4 Неполное придаточное предложение Не отделяется запятой неполное придаточное предложение, состоящее из одного союза или союзного слова: Она хотела всё объяснить, но не знала как.
5 Практические задания Объяснить особенности пунктуации в сложном предложении. 1) Он спросил, читал ли я эту книгу. 2) Они хотели его искать, но не знали где. 3) Отъезд отложили, лишь когда погода испортилась. 4) В этом наряде я в то утро впервые появился на улице и носил его в тридцатиградусную жару, до тех пор пока сёстры прислали мне новый полотняный костюм и сандалии. 5) Снег становился белее и ярче, так что слепило глаза.
6 Тестовые задания В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Пройдя длинный ряд (1) вдруг(2) косцы остановились и принялись чем-то точить свои косы (3) весело перебрасываясь между собою шутливыми речами (4) как можно было догадаться по громкому смеху (5) и расслышать слов было невозможно. 1) 1,2,4,5 2) 1,3,4,5 3) 1,2,3,5 4) 3,4,5
7 Тестовые задания В каком предложении нужно поставить одну запятую? 1) Егор услышавший звонок телефона ещё какое-то время лежал на кровати сладко потягиваясь и зевая. 2) Этот человек как мы уже сказали служил им проводником. 3) Вследствие того что погода испортилась отъезд отложили. 4) В небольшой комнате куда я вошёл было довольно темно.
8 Тестовые задания В каком предложении нужно поставить две запятые? 1) Сосна погибая в схватке с бурей напоминает мужественного солдата павшего в атаке. 2) Холодная луна катилась в безоблачных долинах голубого неба звёзды сверкали и полусонные гости поспешили разъехаться по домам. 3) Ранним утром когда заалел восток и всё было облито росой мы уже входили в лес. 4) Беседка привлекала внимание прохожих даже если она была усыпана тёмно-жёлтым влажным песком.
9 Тестовые задания В каком предложении нужно поставить три запятые? 1) Деяния его беспримерны тогда как беспримерна его слава. 2) Когда-то после того как я послушал скрипку мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. 3) Писать о себе газетчику тек же трудно и непривычно как скажем хирургу делать самому себе операцию. 4) Он обещал прийти но не сказал когда.
10 Тестовые задания Какой из вариантов постановки знаков препинания является правильным? Всю равнину мы увидали лишь когда рассеялся туман. 1), лишь, когда 2), лишь когда 3) лишь, когда 4) лишь когда,
11 Тестовые задания Какой из вариантов постановки знаков препинания является правильным? Я приготовила ужин в то время как они отдыхали. 1), в то время, как 2) в то, время как 3), в то время как 4) в то время как,
Урок № 19
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Урок № 19
Особенности пунктуации в сложном предложении
Описание слайда:
Сложное предложение с составными союзами
Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, союз следствия так что, сочетание союза с усилительной частицей даже если, лишь когда не расчленяются.
Ожидание затягивалось, в то время как пора было уезжать.
Дождь лил как из ведра, так что на улицу нельзя было выйти.
Описание слайда:
Придаточные предложения с косвенным вопросом
В конце сложных предложений, включающих придаточное с косвенным вопросом, вопросительный знак не ставится, если в целом предложение не является вопросительным :
Все думали о том, приедет ли он сегодня.
Описание слайда:
Неполное придаточное предложение
Не отделяется запятой неполное придаточное предложение, состоящее из одного союза или союзного слова:
Она хотела всё объяснить, но не знала как.
Описание слайда:
Практические задания
Объяснить особенности пунктуации в сложном предложении.
1) Он спросил, читал ли я эту книгу.
2) Они хотели его искать, но не знали где.
3) Отъезд отложили, лишь когда погода испортилась.
4) В этом наряде я в то утро впервые появился на улице и носил его в тридцатиградусную жару, до тех пор пока сёстры прислали мне новый полотняный костюм и сандалии.
5) Снег становился белее и ярче, так что слепило глаза.
Описание слайда:
Тестовые задания
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пройдя длинный ряд (1) вдруг(2) косцы остановились и принялись чем-то точить свои косы (3) весело перебрасываясь между собою шутливыми речами (4) как можно было догадаться по громкому смеху (5) и расслышать слов было невозможно.
1) 1,2,4,5 2) 1,3,4,5 3) 1,2,3,5
4) 3,4,5
Описание слайда:
Тестовые задания
В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Егор услышавший звонок телефона ещё какое-то время лежал на кровати сладко потягиваясь и зевая.
2) Этот человек как мы уже сказали служил им проводником.
3) Вследствие того что погода испортилась отъезд отложили.
4) В небольшой комнате куда я вошёл было довольно темно.
Описание слайда:
Тестовые задания
В каком предложении нужно поставить две запятые?
1) Сосна погибая в схватке с бурей напоминает мужественного солдата павшего в атаке.
2) Холодная луна катилась в безоблачных долинах голубого неба звёзды сверкали и полусонные гости поспешили разъехаться по домам.
3) Ранним утром когда заалел восток и всё было облито росой мы уже входили в лес.
4) Беседка привлекала внимание прохожих даже если она была усыпана тёмно-жёлтым влажным песком.
Описание слайда:
Тестовые задания
В каком предложении нужно поставить три запятые?
1) Деяния его беспримерны тогда как беспримерна его слава.
2) Когда-то после того как я послушал скрипку мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга.
3) Писать о себе газетчику тек же трудно и непривычно как скажем хирургу делать самому себе операцию.
4) Он обещал прийти но не сказал когда.
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Метод учебного проекта
Министерство образования РФ МОУ «СОШ №7» Проект по элективному курсу «Умей жить и вести себя дома и в обществе» на тему «Деловой э
Летняя оздоровительная кампания 2008
Английские традиции общения
Костюм «Корнелия»
Каталог профессиональной одежды
Химические вещества, применяемые для изготовлений тканей спортивной одежды.
Отечественная война 1812 года.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5422693 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с разными видами связи
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
1. На пресс-конференции по итогам чемпионата (1) спортсмен признался (2) что (3) если бы он не победил (4) то свою спортивную карьеру считал бы завершённой.
2. Зрители с большим волнением следили за происходящим (1) и (2) хотя по лицу и интонациям самого молодого участника дебатов нельзя было прочитать ожидание предстоящего торжества (3) понимали (4) что именно он одержит сегодня уверенную победу.
3. Охотники пробирались вдоль берега (1) и (2) хотя солнце уже село (3) и влажный туман спустился на реку (4) никто из них не собирался располагаться на ночлег.
4. В тот же день поздно вечером (1) северный горизонт против обыкновения очистился от тумана и туч (2) и (3) когда солнце спустилось почти до горизонта (4) на алом фоне неба можно было различить отдалённую мелкозубчатую цепь.
5. Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей (1) что (2) хотя и говорят (3) что история никого и ничему не научила (4) жизнь ещё больше мстит тому (5) кто совсем не знает истории.
6. Любовь делает человека честнее и строже в соблюдении нравственных устоев жизни (1) и (2) если мы сумели открыть в себе способность любить (3) можно считать (4) что мы нашли подлинное счастье жизни.
7. Приближался рассвет (1) и (2) хотя предутренний туман совсем скрыл очертания берега (3) которые до этого прорисовывались в свете восходящего солнца (4) моряки стали выбирать якоря и на вёслах двигаться к берегу.
9. Хозяйка уже много раз выглядывала в окно (1) чтобы скорее увидеть долгожданных гостей (2) и (3) когда вдалеке послышался звук приближающегося автомобиля (4) она выбежала на крыльцо.
10. Докладчик подошёл к кафедре (1) и (2) когда шум в зале затих (3) и установилась абсолютная тишина (4) начал своё выступление.
12. Нашим современникам трудно представить (1) что несколько столетий вплоть до конца XVIII века Кремль оставался в каком-то смысле обычным районом города (2)и (3) хотя и служил резиденцией правящего дома и высшего церковного иерарха (4) люди проживали на территории Кремля и участвовали в исторических событиях русского Средневековья.
13. Исследователи письменности индейцев племени майя вскоре поняли (1) что индейские иероглифы не могли быть буквами (2) поскольку их слишком много(3) и (4) хотя индейцев майя к XX веку уцелело немало (5) среди них не осталось никого (6) кто знал бы древнюю письменность и мог бы помочь учёным.
14. Коренные народы Южной Америки в XI—XVI веках придумали узелковое письмо «кипу» (1) смысл которого зависел от типа и числа узелков (2) и (3) хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли (4) его принято считать изобретением инков.
15. Долгое время в сельских избах печи клали без труб (1) чтобы лучше сохранялось тепло (2) и (3) хотя топили печь хорошо высушенными «бездымными» поленьями (4) дыма в горнице хватало (5) оттого избы назывались чёрными, или курными.
17. В нужный момент громовой голос прораба способен был перекрыть шум любого компрессора (1) и (2) когда этот сильный человек шёл по строительной площадке (3) казалось (4) что стальные балки сами по себе раздвигаются в стороны.
19. Благодаря земному притяжению каждое тело (1) вблизи поверхности земли обладает пропорциональным его массе весом (2) поэтому (3) если мы роняем какой-то предмет (4) он падает.
20. Художник спал так мало (1) что все удивлялись (2) и (3) если он нечаянно засыпал днём на полтора часа (4) то уже потом не спал всю ночь.
21. Утром пригрело солнце (1) а (2) когда (3) ночной туман превратился в лёгкую дымку (4) и растаял у подножия гор (5) то вдали проявились их величественные силуэты.
22. В деревенском доме было тихо (1) и (2) если бы не слабый свет в окошке (3) можно было подумать (4) что там уже все спят.
24. Солдат расположился на ночлег вблизи муравейника (1) и (2) поэтому (3) пока он спал (4) под одежду забрались муравьи (5) ему пришлось всё утро от них избавляться.
25. История Новгорода долгое время изучалась только по письменным источникам (1) среди которых были обширные летописные своды и житийная литература (2) и (3) хотя этот древнерусский город сохранил огромное число памятников зодчества и монументальной живописи (4) до рубежа XIX–XX веков их исследовали только искусствоведы вне контекста общего исторического течения.
26. Человечество одолело путь от примитивных деревянных и каменных орудий до компьютеров и космических кораблей (1) однако на этом пути человеку не менее пятисот тысяч лет сопутствует древесина (2) и (3) хотя со временем значение этого материала для развития цивилизации стало снижаться (4) он и сегодня может в немалой степени содействовать прогрессу.
27. Попытки расшифровать клинописный текст на Фестском диске с его значками (1) которые характерны для египетских иероглифов (2) не приводили ни к какому осмысленному результату (3) и (4) хотя рисунок значков и напоминает иероглифы (5) даже опытные египтологи оказались не в состоянии их понять.
29. Книги (1) которые рассказывают о жизни и судьбе человека (2) позволяют нам составить довольно полное представление об этом человеке (3) но (4) как бы ни был хорош словесный портрет (5) он не в силах заменить портрета живописного.
30. Если новое слово или новое значение слова прижилось (1) то это означает (2) что в культуре и в нашем сознании появился новый смысл (3) для которого недоставало словесной оболочки (4) и (5) что такое слово языку нужно.
31. Об этом удивительном городе говорят (1) что (2) если вы хоть раз в нём побывали (3) то непременно ещё раз захочет полюбоваться старинными фасадами его величественных зданий (4) которые так много рассказывают нам о его древней истории.
32. Рассказывают (1) что (2) когда В.А. Тропинин пришёл в московскую квартиру Соболевского (3) чтобы сделать первый набросок портрета А.С. Пушкина (4) поэт играл на полу с щенятами.
33. Нельзя не любить этот удивительный край (1) потому что он прекрасен (2) и (3) хотя вся прелесть его раскрывается сразу (4) каждый со временем начинает до боли в сердце дорожить этой тихой землёй под неярким небом.
34. Зритель в театре Чехова проходит нелёгкое нравственное испытание (1) в которое он так или иначе вовлекается ещё во время спектакля (2) и (3) когда этот зритель выходит из зала (4) он ещё долго продолжает обдумывать происходившее на сцене.
35. Всем нужны книги (1) но (2) когда люди приходят в библиотеку (3) нередко они теряются в книжном океане и начинают со сложного (4) потому что не имеют представления о простом.
36. Каждое писательское выступление углубляет наше представление об авторе (1) и (2) если мы имеем дело с большим художником и яркой индивидуальностью (3) для нас интересно и значительно каждое событие в его жизни (4) так как всё это дополняет образ писателя.
37. Меняются времена и условия жизни (1) но (2) если о человеке есть кому позаботиться (3) когда ему плохо (4) есть кому за него радоваться (5) когда происходит что-то хорошее (6) он не вырастет несчастным и жестоким.
38. Рябина неплохо растёт на любых почвах и плодоносит даже при довольно близких грунтовых водах (1) где обычно выпревают яблони и другие плодовые культуры (2) однако (3) если земля плодороднее (4) то урожай богаче (5) а ягоды крупнее и вкуснее.
39. Владислав долго не хотел будить сестру (1) которая до полуночи готовилась к предстоящему экзамену (2) и (3) когда всё-таки решился (4) она уже сама открыла глаза.
40. По целым дням братья (1) пропадали где-то с мальчишками –ровесниками (2) а (3) когда созрели фрукты (4) то их можно было застать дома только рано утром или ночью.
41. Геолог долго напряжённо вглядывался в карту местности (1) а (2) когда наконец понял (3) где находится экспедиция (4) то с размаху ударил себя ребром ладони по колену и широко улыбнулся.
42. Митроша подмигнул товарищам (1) и (2) в то время как соперники безуспешно пытались забросить мяч в корзину (3) вдруг в одном молниеносном прыжке перехватил его (4) чтобы передать нападающему своей команды.
43. Волейболисты юношеской сборной вышли на поле (1) и (2) хотя команда впервые играла в таком составе (3) показали игру (4) которую спортивные комментаторы единодушно признали высококлассной.
44. У меня кружилась голова от обилия и густоты красок на полотнах старых мастеров (1) и (2) чтобы отдохнуть (3) я уходил в зал (4) где была выставлена скульптура.
45. Внезапно испортилась погода (1) и (2) хотя до дождя дело не дошло (3) солнце посреди дня померкло (4) и тогда нарядный глянец Южного берега замутился.
46. В Эрмитаже более трёх миллионов экспонатов (1) и (2) чтобы остановиться у каждого из них хотя бы на минуту (3) потребуются годы (4) поэтому посетители выбирают что-то любимое.
47. Мальчик тихонько зашёл в комнату (1) и (2) когда дети уже расселись за столом и разложили лото (3) тоненьким голоском (4) попросил принять его в игру.
48. Чтобы сэкономить электроэнергию (1) мы лишь изредка позволяли себе слушать концерты из Москвы (2) но (3) когда это случалось (4) мы ощущали нашу столицу совсем рядом с нами (5) потому что передача принималась абсолютно ясно и без помех.
49. Собаки любят поскрести дощатый пол лапами (1) и (2) если коготь случайно застрянет в щели между досками (3) животное может получить серьёзную травму (4) которая потребует обращения к ветеринару.
50. Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.
Помогите пожалуйста с русским я ступид. Тема очень сложная. Помогите пожалуйста ((( Тема: Непроизводные предлоги
1) Укажите предложения, в которых допущены ошибки.
В продолжение месяца шли дожди.
В заключение доклада автор допустил ошибку.
В связи с отъездом встречу пришлось отменить.
Эта река наподобие Волги.
В следствие плохой погоды пришлось сидеть дома.
2) Укажите предложения, в которых слова со скобками пишутся слитно.
Из воды поднимался утёс (в) виде острого шпиля.
(В) виду недостатка времени не следует отвлекаться от основного вопроса.
Всё небо усеяли звёзды, сверкавшие (на) подобие маленьких фонариков.
Деньги (на) счёт в банк переведены вовремя.
После постройки плотины стали заметны некоторые изменения (в) течении реки.
3) Укажите предложения, в которых предлоги пишутся раздельно.
(По) мере приближения к Петербургу молодой человек начал чувствовать некоторое смущение.
(Из) за тёмного горного берега нехотя выглянуло солнце.
Радостное настроение не схлынуло, (не) смотря на усталость.
(В) продолжение целого дня лил дождь.
Воронин хотел было спросить (на) счёт завтрака, но промолчал.
4) Укажите предложения, в которых слова со скобками пишутся раздельно.
(В) продолжение лета он всего два раза приезжал к нам в гости.
(Не) смотря ни на кого, девушка шла по улице.
(В) последствии проблема, на решение которой я потратил много сил и времени, оказалась незначительной.
Прения по докладу шли уже более часа, но (в) продолжении их были заинтересованы все присутствующие.
Мои надежды (на) встречу с чем-то загадочным не оправдались.
5) Укажите варианты ответов со слитным написанием слов.
Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:
иметь (в) виду обстоятельства
(не) смотря на неудачу
шёл, (не) смотря под ноги
перевести (на) счёт в банке
(на) подобие шара
(в) следствии по этому делу
торопился (на) встречу с другом
(в) следствие непредвиденных обстоятельств
вышел (на) встречу гостям
задача (на) подобие треугольников
узнать (на) счёт поездки
(в) место укромное спрятать
(в) место благодарности
(в) виду непогоды
плыть (в) виду берега
ПОМОГИТЕ РЕАЛЬНО КТО ШАРИТ!
1) Укажите предложения, в которых допущены ошибки.
В заключениИ доклада автор допустил ошибку.
ВСЛЕДСТВИЕ плохой погоды пришлось сидеть дома.
2) Укажите предложения, в которых слова со скобками пишутся слитно.
ВВИДУ недостатка времени не следует отвлекаться от основного вопроса.
Всё небо усеяли звёзды, сверкавшие НАПОДОБИЕ маленьких фонариков.
3) Укажите предложения, в которых предлоги пишутся раздельно.
ПО МЕРЕ приближения к Петербургу молодой человек начал чувствовать некоторое смущение.
В ПРОДОЛЖЕНИЕ целого дня лил дождь.
4) Укажите предложения, в которых слова со скобками пишутся раздельно.
В ПРОДОЛЖЕНИЕ лета он всего два раза приезжал к нам в гости.
НЕ СМОТРЯ ни на кого, девушка шла по улице.
Прения по докладу шли уже более часа, но В ПРОДОЛЖЕНИИ их были заинтересованы все присутствующие.
Мои надежды НА ВСТРЕЧУ с чем-то загадочным не оправдались.
5) Укажите варианты ответов со слитным написанием слов.
Укажите один или несколько правильных вариантов ответа
несмотря на неудачу
наподобие шара
вследствие непредвиденных обстоятельств
вышел навстречу гостям
узнать насчёт поездки
вместо благодарности
ввиду непогоды
Подготовка к ЕГЭ-2018: русский язык, задание 19
1. Теория
Правило
В сложном предложении, состоящем из нескольких простых, связанных между собой различными видами связи, могут оказаться рядом сочинительный и подчинительный союзы. На стыке между ними ставится запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но.
Например:
Для сравнения:
Однако он хорошо понимал, что, если не браться за дело, всё равно не узнаешь, каким будет конец.В этом предложении поставлена запятая, так как нет второй части двойного союза.
Запомните:
Запятая ставится на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное:
Я совершенно не мог противиться его обаянию, и __ когда он улыбался мне, то я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке.
В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся и и то.
Не забудьте!
Всегда ставится запятая перед то, так или союзом но, которые стоят после придаточного предложения. Будьте внимательны при постановке запятой перед союзом и: он может соединять два однородных члена предложения или два однородных придаточных.
2. Практика
Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пример 1
Мечик почувствовал (1) что (2) если вновь придётся отстреливаться (3) он уже ничем не будет отличаться от Пики.
Пример 2
Я подумал (1) что (2) если в сию решительную минуту не переспорю старика (3) то уж впоследствии времени мне трудно будет освободиться от его опеки.
Пример 3
Доктор сказал больному(1) что (2) если он хочет поправить своё здоровье (3) ему следует переменить климат.
Пример 4
Члены экспедиции решили (1) что (2) хотя погода испортились (3) откладывать поездку нельзя.
Пример 5
Товарищ сказал (1) что (2) если будет свободное время (3) то он зайдёт ко мне вечером.
Пример 6
Дискуссия показала (1) что (2) когда есть желание понять друг друга (3) можно договориться по спорным вопросам.
Пример 7
Хаджи-Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лазгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.
Пример 8
Я спал долго (1) потому что (2) когда проснулся (3) была уже ночь.
Пример 9
Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце и что (2) если он протянет руку в окно (3) то с кустов посыплется роса.
Пример 10
Будьте пунктуальны (1) потому что (2) если вы задержитесь (3) начало собрания придётся отложить.