вшк в школе что это
Внутришкольный контроль. Оформление и ведение школьной документации
Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из важнейших управленческих функций. Что же необходимо знать и уметь, чтобы внутришкольный контроль стал помощью и эффективным способом работы с учителями по повышению их педагогического мастерства? По моему твёрдому убеждению, залогом успешности планирования и выполнения ВШК является: активность и ответственность каждого члена педагогического коллектива за результат своего труда. А это неизбежно должно привести к повышению качества учебно- воспитательного процесса. Следует помнить и о четырёх требованиях к контролю: систематичность, объективность, действенность и компетентность проверяющего.
Чем же является контроль по отношению к педагогу? Управляющим центром, корректирующим выполнение необходимых действий. Функции контроля – проверка и анализ того, что происходит в школе, сравнение с тем, что должно быть по различным нормативным документам и корректировка деятельности педагогов в соответствии с преследуемыми педагогическим коллективом целями и задачами. Эффективный контроль тесно связан с его переходом на диагностическую основу, превращением в инструмент развития творческого потенциала педагога, с получением объективной информации о жизни школы в целом.
Второе, что необходимо чётко знать руководителю о ВШК, это содержание каждого направления (раздела) контроля. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом. И третье, чем должен владеть администратор, осуществляющий контроль, это знание его видов, форм и методов. Контроль может осуществляться в виде плановых и оперативных проверок, проведения административных контрольных работ или мониторинговых исследований. Формы контроля можно классифицировать по признаку исполнения: коллективная, взаимоконтроль, административные плановый и внеплановый и самоконтроль – форма, свидетельствующая о наивысшей степени организации педагогического коллектива. По объекту контроля: классно-обобщающий, тематический, фронтальный, персональный; по используемым методам: наблюдение, проверка внутришкольной документации, тестирование, анкетирование; по признаку последовательности: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.
Любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, анализ результатов проверки, обсуждение итогов. Контроль будет эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ и для коррекции и регулирования. Поэтому результаты внутришкольного контроля обязательно должны анализироваться и оформляются в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, выводы и предложения и доводиться до каждого педагога.
Итак, что же необходимо знать о ВШК.
Совет №1:
2. приоритетные, для Вашей школы, направления ВШК;
3. содержание каждого направления контроля;
4. виды, формы и методы ВШК;
5. цепочку последовательности проведения ВШК.
Руководство школой будет эффективно, если контроль осуществляется не от случая к случаю, а носит систематический характер, на основании намеченного плана. Для того чтобы план ВШК стал документом, ориентированным на достижение целей и задач работы школы, на повышение педагогического мастерства учителей, на качество учебно-воспитательного процесса, на успешность выпускников школы, был документом, носящим контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный характер, необходимо чётко определить направления контроля и содержание каждого из них, цели контроля, формы и методы, кто и когда осуществляет контроль, где обсуждаются результаты. Для этого необходимы тщательный анализ работы школы за прошедший год, формулировка целей и задач на предстоящий год, построение циклограммы работы по месяцам и на неделю. Далее определяются основные блоки ВШК, темы заседаний педагогических советов, вопросы для совещаний при директоре и при заместителе директора.
Совет № 2:
1. подходить ответственно к анализу работы школы за прошедший год, ибо только тщательный анализ позволит получить полную картину дел в школе и выявить стороны подлежащие изучению и контролю;
2. не возлагать на себя весь груз ВШК. Делегировать контролирующие функции другим субъектам образовательного пространства. Например, контроль за уровнем ЗУНов, ведением ученических тетрадей может осуществляться руководителями предметных методических объединений;
3. разработать оптимальную форму плана ВШК: компактную, наглядную, отражающую все стороны жизни школы, удобную для повседневной работы.
План ВШК является открытым документом в нашей школе, с ним может работать любой педагог, кроме того, в начале каждого месяца на специальный стенд в учительской и методическом кабинете вывешивается выписка из этого плана, для того чтобы каждый педагог был знаком с вопросами стоящими на контроле. Это исключает непонимание со стороны педагогов и позволяет быть готовыми к поверкам.
Совет № 3:
1. Внимательно изучи школьное положение о должностном внутришкольном контроле, раздел “Правила внутришкольного контроля”.
2. Прежде чем отправиться на урок к тому или иному педагогу изучи классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по преподаваемому предмету за определенный период, а также тему, которая изучалась на предыдущем уроке, обрати внимание на регулярность и своевременность заполнения журнала и выставления оценок обучающимся.
3. Анализ каждого урока проводи индивидуально с каждым учителем. При обсуждении будь принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания аргументируй фактами.
Довольно удобной и полезной формой внутришкольного контроля является сбор информации в виде отчётов учителей и классных руководителей. Например: “Отчёт учителя-предметника” подаётся в конце каждой четверти и позволяет отследить прохождение программного материала по учебному предмету, выполнение практической части учебной программы, успеваемость обучающихся по этому предмету. “Отчёт классного руководителя”, также подаётся каждую четверть и позволяет получить сведения о классе (количество обучающихся; количество прибывших и выбывших в течение четверти; показатели успеваемости класса; количество “отличников”, “хорошистов”, учащихся, занимающихся с одной, двумя “3”. Кроме того, информация, полученная из этих двух отчётов, позволяет без труда справиться с заполнением “Отчета по движению” и “Отчета по успеваемости школьников по четвертям”. (Приложение №1).
Совет № 4 (последний, но не главный!):
1. Оптимизируй свой труд и цени время коллег.
2. Предлагай педагогам такие формы отчётов, которые будут действительно полезны.
3. Не забывай, в какое время ты живёшь и работаешь, но не пренебрегай опытом педагогов со стажем и литературой с очень давним годом издания.
И, наконец, самый главный совет – “не стой” на месте, развивайся, самосовершенствуйся, учись, веди за собой, будь в центре всех школьных дел и событий, будь генератором идей и задумок, подавай пример во всём! И тогда, обязательно, всё задуманное исполниться!
На фестиваль педагогических идей “Открытый урок” я хочу представить пакет аналитических документов, касающихся проверки оформления и ведения школьной документации. Они могут быть полезны в работе как начинающим завучам, так и более опытным коллегам.
Классный журнал – важнейший государственный документ. Он отражает все стороны учебной деятельности ученика. В классном журнале есть специальная инструкция по его ведению. В начале года я провожу совещание по данной инструкции с учителями школы. После этого каждый учитель расписывается, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен. Цели контроля по проверке классных журналов формулируются следующим образом: состояние оформление журналов, накопляемость оценок; состояние классных журналов на конец 1 четверти; состояние посещаемости учащихся выпускных 9, 11 классов по классным журналам; выявление уровня работы классных руководителей по оформлению журналов, определение накопляемости оценок учителями-предметниками; проверка выполнения государственных программ и их практической части, объективность выставления оценок за четверть; своевременность и правильность заполнения журнала учителями-предметниками, состояние опроса у слабых и неуспевающих учащихся.
Если суммировать констатирующие части справок по проверке журналов, то в общем получается следующая картина: отмечается группа классных руководителей и учителей-предметников, у которых все в порядке; часть классных руководителей не до конца оформила журнал: данные об учащихся, показатели по физической культуре, листы здоровья; несвоевременно отмечаются пропуски учащихся, особенно, если это отдельные уроки, на странице пропусков; отсутствует запись уроков у отдельных учителей; неудовлетворительно поставлен опрос по предмету у некоторых учителей; необъективно выставлены оценки за четверть, год; недостаточная работа со слабоуспевающими учащимися, что является причиной большого количества текущих неудовлетворительных оценок; нарушение инструкции по ведению журнала.
Типичные рекомендации по работе с журналами следующие: обсуждение “Справки” на совещании при директоре, осуществление повторного контроля в такие-то сроки; приглашение для беседы с директором школы учителей, нарушающих инструкцию по ведению журнала. (Приложение №2).
Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. Трудно назвать предмет учебного плана, по которому школьник не имел бы тетради. Понимая, что без определенного контроля за ведением тетради нельзя добиться не только знаний ученика по предмету, но и элементарной грамотности, государство оплачивает проверку тетрадей учителям-предметникам. При проверки тетрадей контролируется: выполнение учителем норм проверки тетрадей; выполнение учащихся домашних работ; правильность оформление письменных работ; соблюдение единого орфографического режима; наличие (отсутствие) работы над ошибками; правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года; соответствие объема классных и домашних работ. (Приложение №3)
Личное дело ученика – номенклатурный документ установленного образца, куда наряду с анкетными данными вносятся итоговые отметки успеваемости ученика по годам обучения. Личное дело сопровождает ученика по всему его учебному пути с 1 по 11 класс. В соответствии с законом личные дела учащихся хранятся в школе в течение трех лет после окончания ими школы. Личное дело ученика – это своеобразная визитная карточка школы. По нему судят о школе, в которой учился ребенок. Именно поэтому необходимо регулярно контролировать ведение личных дел учащихся. Привожу пример справки по проверке личных дел учащихся. (Приложение №4).
Тематическое планирование учителя предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функции учебно-воспитательного процесса в системе уроков по данной теме или разделу учебной программы. Проверку тематического планирования провожу в начале учебного года по разработанной мною схеме. (Приложение №5). В конце каждого полугодия контролирую выполнение государственных программ, их соответствие календарно-тематическому планированию, выполнение практической части программ и норм контрольных работ. (Приложение №6). По итогам проверки все замечания и рекомендации доводятся до сведения учителей и оформляются в справках.
Внутришкольный контроль это
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принципы и методы внутришкольного контроля
Внутришкольный контроль направлен на всестороннее изучение и анализ педагогического процесса, реализуемого в рамках конкретной школы, с целью последующей координации педагогической деятельности, в соответствии с поставленными задачами.
Внутришкольный контроль и анализ исполнения завершают процесс реализации управленческого решения, после которого начинается новый этап – этап решение. Контроль необходимо для того усовершенствовать деятельность педагогического коллектива, стимулирование его на повышение эффективности его работы.
Основными принципами внутришкольного контроля являются:
Вне зависимости от вида внутришкольный контроль носит предупредительный характер, который направлен на предотвращение возможных ошибок.
Основными методами внутришкольного контроля являются:
В настоящее время наиболее актуальным является метод самоаттестации образовательного учреждения, который имеет следующие направления:
Готовые работы на аналогичную тему
Внутришкольный контроль может быть осуществлен в виде оперативных, плановых и административных проверок.
Виды внутришкольного контроля
Различают следующие виды внутришкольного контроля:
В зависимости от охвата объектов, подлежащих контролю:
В зависимости от вида исполнения:
В зависимости от логической последовательности его реализации:
В зависимости от периодичности проведения:
Чаще всего на практике используют следующие виды контроля.
Обзорный – реализуется с целью контроля максимально возможного охвата дел в школе по состоянию на начало и конец учебного года. Способствует выявлению готовности педагогического коллектива к началу и завершению учебного года, выявлению и устранению недостатков и слабых звеньев.
Персональный контроль – нацелен на работу с конкретными педагогами, с целью повышения их профессионального мастерства. Наиболее часто данный вид контроля применяется по отношению к молодым и малоопытным педагогам, которые лишь недавно пришли работать в школу.
Тематический контроль – направлен на проверку изучения определенных тем, разделов или учебных дисциплин, порядок и эффективность выполнения образовательных задач, поход к процессу обучения и воспитания.
Фронтальный контроль – используется чаще всего директором школы с целью ознакомления с системой работы конкретного учителя или группы учителей, а также методического объединения. Проверка в рамках данного контроля осуществляется в полном объеме, и охватывает все стороны педагогической работы.
Результативность внутришкольного контроля
Результативность внутришкольного контроля осуществляется посредством соблюдения ряда условий:
знания требования учебной программы по всем дисциплинам учебного плана; последующая перспективность внутришкольного контроля; подготовленность педагогов и учащихся к проверкам.
Все аспекты образовательного процесса составляют содержание внутришкольного контроля:
Специалист по управлению В. М. Лизинский представил концепцию «неразрушающего контроля», которая направлена на минимизацию рисков и угроз в управлении педагогическим коллективом.
Неразрушающий контроль психологически и педагогически точно выверен и согласован с интересами, целями, возможностями и действиями учителя, процедурами, которые направлены на диагностику, анализ, поддержку и развитие успеха учителя.
Неразрушающий контроль основан на помощи учителю, помогает ему двигаться вперед к самореализации; помогает учителю анализировать его деятельность, оценивать его собственные возможности, достижения, выбирать наиболее удобную форму контроля и способы повышения его педагогического и общекультурного уровня. Такая организация контроля требует значительных усилий со стороны администрации, но результаты будут объективно высокими.
Таким образом, применение внутришкольного контроля в деятельности образовательного учреждения, педагогической и методической работы школы имеет большое практическое значение.
«Система внутришкольного контроля» (из опыта работы)
«Система внутришкольного контроля» (из опыта работы)
Одна из важнейших управленческих функций, связанных с функциями анализа и целеполагания: данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать
(Ю.А.Конаржевский. «Внутришкольный менеджмент»)
совершенствование учебно-воспитательного процесса;
отслеживание динамики в результатах обучения учащихся, реализации их образовательного потенциала, учитывая индивидуальные особенности, интересы, образовательные возможности, состояние здоровья каждого ученика.
— диагностировать состояние учебно-воспитательного процесса;
— осуществлять систематический контроль за качеством преподавания учебных предметов, соблюдением требований ФГОС;
— обеспечивать единство урочной и внеурочной деятельности;
— оказывать помощь учителям в совершенствование ими педагогического мастерства;
— повышать ответственность педагогов при внедрении продуктивных технологий.
Основные направления контроля
— организация образовательного процесса
— организация условий обучения, сохранения здоровья
-качество организации методической работы
— качество образовательных результатов
— состояние воспитательной работы
положение о внутришкольном контроле;
положение о внутренней системе оценки качества образования;
положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
положение о режиме учебных занятий;
положение об обучении на дому ;
положение об интегрированном обучении учащихся с ОВЗ;
положение о постановке на ВШУ;
положение о профилактике пропусков уроков;
положение о ведении электронных журналов;
положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
положение об организации безопасности образовательного процесса.
Информация о работающих педагогах (завуч)
Посещаемость уроков (соцпедагог)
Текущее состояние дисциплины(деж педагог)
Безопасность в ОУ (руководитель)
Еженедельная информация ( на контроле)
— питание школьников ( кл рук, завхоз)
— индивидуальная работа с уч-ся «группы риска»(соц педагог, завуч)
-результаты дежурства по школе(педагог-организатор)
— внеклассные и внешкольные мероприятия(педагог-организатор)
— работа с педагогическими кадрами ( курсы,аттестация, мероприятия- методист)
-Работа с родителями (педагоги, кл руковод, администрация)
Ежемесячная информация (совещание при директоре)
— состояние преподавания предметов, подготовка к ГИА
— анализ контрольных работа, ведение документации
— организация внеурочной деятельности
— состояние охраны труда
— работа с молодыми специалистами
-работа школьной столовой
— организация массовых мероприятий
Четвертная информация ( педсовет, совещание при директоре)
— выполнение учебного плана
— выполнение плана воспитательной работы
— состояние учебно-материальной базы
— работа школьной библиотеки
— работа с родителями
Документационное обеспечение внутришкольного контроля
Документационное обеспечение внутришкольного контроля основано на
на рекомендациях А.И Ломова (ж. «Практика административной работы в школе» №4 2011 г.), с учетом внесенных значительных дополнений из опыта документирование ВШК в нашей школе выглядит следующим образом:
Алгоритм документационного обеспечения процедур внутришкольного контроля
Разработка плана и утверждение внтришкольного контроля и руководства на основе анализа образовательной деятельности за учебный год
Издание распорядительного документа ( приказа директора школы).
Разработка плана-задания каждой проверки
4.Организация работы по осуществлению проверки
5.Оформление отчетного документа по итогам проверки (справки, отчеты, анализы, докладные записки)
6.Рассмотрение результатов проверки (собеседование, совещание при директоре, педсовет)
7.Издание распорядительного документа ( приказа директора школы).
8.Организация (отслеживание, корректрировка, методическая помощь, повторные проверки) исполнения приказа.
План внутришкольного контроля нашей школы в этом учебном году представлен следующими разделами:
Контроль над качеством осуществления образовательного процесса и выполнением всеобуча
Контроль состояния преподавания учебных предметов и выполнения обязательного минимума содержания общего образования.
Контроль за состоянием методической работы в школе и повышения квалификации работников
Контроль за состоянием воспитательной работы и дополнительным образованием обучающихся
Контроль за состоянием школьной документацией
Контроль за состоянием работы социально – психологической службы и другие
Каждый из этих разделов имеет свои специфические особенности с точки зрения организации и содержания работы, поэтому обладает некоторой самостоятельностью. Но в то же время все они тесно взаимосвязаны и в своей совокупности составляют единую систему и структуру внутришкольного контроля.
Организация внутришкольного контроля
В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: исходя из анализа определить объект, тему, вид, цели, задачи контроля; определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектом проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы; организовать рассмотрение результатов; принять объективные управленческие меры.
В школе контроль организован так, что он опирается не только на информацию на фиксированном уровне об успеваемости и качестве обучения, но и предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Чтобы оперативно провести такой анализ в единстве рассматриваются условия, процесс и результат мониторинга.
Объектами, а в последующую очередь субъектами внутришкольного контроля являются все участники образовательного процесса: администрация, руководители школьных методических объединений, классные руководители, учителя-предметники, ученики.
Основные методы осуществления контроля выбраны согласно теории В.П.Симонова и включает в себе:
Наблюдения за деятельностью учителей-предметников и классных руководителей:
а) посещение и анализ учебных занятий;
б) посещение и анализ внеучебных мероприятий;
в) посещение и анализ деятельности кружков, факультативов, спортсекций.
Беседы с учителями-предметниками и классными руководителями по итогам каждой четверти и анализ данных, полученных в результате собеседования.
Беседы с учащимися и анализ полученной информации.
Беседы с родителями и анализ этих бесед.
Социологические методы сбора информации; анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа и их анализ.
Проведение письменных контрольных работ и их анализ.
Учителя не любят проверок и проверяющих. Это происходит в том случае, когда проверка не приносит учителю сколько-нибудь ощутимой пользы, а сами проверяющие не готовы ни к проверке, ни к анализу и квалифицированным рекомендациям учителю. С урока начинается школа, с урока начинается учитель, воспитывающий ученика как не просто носителя определенной суммы знаний, но и как гражданина. Чтобы добиться лучших результатов в обучении и воспитании, нужно глубоко знать все сильные и слабые стороны в ведении уроков каждым учителем школы с тем, чтобы активно вмешиваться в процесс обучения и воспитания.
Перед тем, как идти на урок руководитель должен изучить пояснительные записки к программе, познакомиться по классному журналу с материалом, пройденным на предыдущем уроке, и домашним заданием, изучить или просмотреть разработки уроков по данной теме.
После каждого посещения учебного занятия руководителю желательно провести краткое собеседование для ознакомления с самооценкой результатов деятельности проверяемого и уточнения выполнения поурочного и тематического планирования.
Для анализа и коррекции показателей уровня обученности и преподавания необходимо подробное изучение и наблюдение за деятельностью учащихся и учителя на уроках, исследование фактов, влияющих на результативность обучения. При этом анализ и оценка работы учителя должны быть основаны на изучении всей системы уроков (системный анализ). Практически бывает очень трудно провести такой системный анализ, который охватил бы все стороны урока и требования к нему. Поэтому часто применяется частичный (аспектный, тематический) анализ, который выделяет и рассматривает в уроке качества, имеющие наибольшее значение для данных целей. Но все же для обеспечения системного изучения деятельности учителя и учащихся на уроке мы используем различные карты посещения (наблюдения) урока и программы посещения уроков.
После урока, если учитель и руководитель психологически и методически готовы к разбору урока после его окончания, то это наиболее оптимальный вариант. Если имеются сдерживающие факторы (возбужден учитель, руководителю необходимо посоветоваться со специалистами, недостаточно времени), то можно перенести разговор на 2-3 дня. Но обязательно надо дать учителю краткий, оценочный анализ урока.
Проверка может быть ограничена анализом проведенной письменной проверочной работы по тексту, предложенному руководителем учреждения. В этом случае желательно сравнить полученные результаты с результатами текущего контроля, который проводил учитель.
В любом случае завершающим этапом в должностном контроле является подведение итогов, формирование выводов и предложений по совершенствованию работы педагогического работника или определение мер по устранению выявленных нарушений.
Все усилия проверяющего должны быть направлены на то, чтобы учитель показал, на что он способен, каковы его потенциальные возможности, а также на то, чтобы уроки учителя становились лучше, эффективнее, а знания учащихся прочнее и глубже. В этом и заключается эффективность внутришкольного контроля.
В школе все формы контроля осуществляются через следующие виды ВШК:
Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.
В школе применяются следующие различные формы внтришкольного контроля, которые разделяются на две группы :