вшэ кумулятивный рейтинг что это
Положение о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов
Приложение
к приказу НИУ ВШЭ
от 08.07.2019 № 6.18.1-01/0807-03
УТВЕРЖДЕНО
ученым советом НИУ ВШЭ
протокол № 9 от 21.06.2019
1. Общие положения
1.1. Положение о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета и программ магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее соответственно – Положение, образовательная программа, НИУ ВШЭ)определяет единые подходы к использованию рейтинговой системы для образовательных программ очной формы обучения НИУ ВШЭ и его филиалов.
1.2. Образовательные программы очно-заочной и заочной форм обучения самостоятельно принимают решение о необходимости и технологии применения рейтинговой системы комплексной оценки знаний студентов. Такие решения оформляются приказом руководителя структурного подразделения НИУ ВШЭ, реализующего образовательные программы в очно-заочной или заочной форме.
1.3. В Международном институте экономики и финансов НИУ ВШЭ рейтинговая система комплексной оценки знаний студентов МИЭФ регламентируется Положением об определении рейтинга успеваемости студентов МИЭФ НИУ ВШЭ (приложение 1 к Положению).
1.4. Положение и изменения к нему утверждаются ученым советом НИУ ВШЭ и вводятся приказом ректора НИУ ВШЭ.
1.5. Ссылка на Положение размещается на интернет-странице «Студенческий рейтинг» в рамках корпоративного сайта (портала) НИУ ВШЭ по адресу: https://www.hse.ru/studyspravka/rate.
2. Цели и задачи рейтинговой системы
2.1. Целью рейтинговой системы является комплексная оценка качества результатов обучения студентов.
2.2. Задачами рейтинговой системы комплексной оценки знаний студентов являются:
2.2.1. повышение мотивации студентов к активному и равномерному освоению образовательных программ путем высокой дифференциации оценки их учебной работы;
2.2.2. повышение уровня организации образовательного процесса в НИУ ВШЭ;
2.2.3. получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, а также о персональных учебных достижениях студентов для принятия управленческих решений, предусмотренных локальными нормативными актами НИУ ВШЭ;
2.2.4. получение студентами оснований для снижения стоимости платных образовательных услуг в порядке, установленном отдельными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ (далее – скидки).
3. Основные понятия и принципы рейтинговой системы
3.1. В Регламенте используются следующие понятия и сокращения:
3.1.1. рейтинговая система комплексной оценки знаний студентов образовательных программ (далее – рейтинговая система) – это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения студентом образовательной программы относительно совокупности студентов в сопоставимых условиях;
3.1.4. кредитно–рейтинговая оценка студента – сумма произведений кредитного веса дисциплины [2] на оценку по десятибалльной шкале, полученную студентом на экзамене и по всем другим элементам контроля результатов обучения по дисциплинам за рассматриваемый учебный период [3] в соответствии с индивидуальным учебным планом студента;
3.1.5. рейтинг – число, обозначающее место кредитно-рейтинговой оценки студента в отсортированном по убыванию массиве кредитно-рейтинговых оценок всех студентов НИУ ВШЭ в совокупности;
3.1.6. нормировочный коэффициент (далее – NORMj ) – число, вычисляемое для каждого из студентов, по формуле:
pij – кредитный вес i-ой дисциплины в индивидуальном учебном плане j-го студента, по которой в рассматриваемый период назначен экзамен;
nj – число экзаменов в индивидуальном учебном плане j-го студента в рассматриваемый период;
k – число студентов в совокупности;
i – количество дисциплин в индивидуальном учебном плане;
j – количество студентов в совокупности.
Если все студенты совокупности имеют одинаковый набор дисциплин за учебный период, нормировочный коэффициент у всех равен 1. Если наборы дисциплин отличаются, то нормировочные коэффициенты у разных студентов могут отличаться, но они не могут быть меньше 1;
3.1.7. нормированная кредитно-рейтинговая оценка студента – кредитно-рейтинговая оценка, умноженная на нормировочный коэффициент;
3.1.8. нормированный рейтинг – рейтинг, полученный из отсортированных нормированных кредитно-рейтинговых оценок. Нормированный рейтинг позволяет сравнить учебные достижения студентов с разными учебными планами и разными суммами кредитных весов дисциплин;
3.1.10. рейтинг после пересдач – рейтинг, определенный по результатам экзаменов, имеющимся у студента по завершению периодов пересдач;
3.1.11. перцентиль студента – показатель, демонстрирующий какая доля (в процентах) студентов от всей выборки показывает результаты обучения выше, чем данный студент;
3.1.12. средний балл – показатель, отражающий среднюю арифметическую оценку по всем сданным за рассматриваемый период дисциплинам. Он рассчитывается как отношение суммы всех оценок, учитываемых при расчете рейтинга, к количеству дисциплин без учета неявок любого типа;
3.2. В НИУ ВШЭ используются два вида рейтинга студентов:
3.2.1. текущий рейтинг используется для оценки учебных достижений по дисциплинам индивидуального учебного плана студента за один учебный период. Текущий рейтинг является оперативным показателем, характеризующим результаты обучения студента непосредственно по завершению учебного периода (или периода пересдач).
3.3. При определении текущего рейтинга студента учитываются результаты промежуточной аттестации студента по обязательным учебным дисциплинам и дисциплинам по выбору, которые вошли в индивидуальный учебный план студента, в объеме обязательного количества кредитов, определенного учебным планом образовательной программы на рассматриваемый учебный период (далее – назначенные дисциплины). В текущем рейтинге после второго полугодия всех студентов первого и второго курсов бакалавриата и специалитета учитываются оценки за обязательный экзамен по дисциплине «Английский язык» с кредитным весом 4. В текущем рейтинге после второго полугодия всех студентов выпускного курса программ бакалавриата и программ специалитета учитывается оценка за обязательный экзамен – защиту развернутого плана выпускной квалификационной работы на английском языке (Project Proposal) с кредитным весом 2. В текущем рейтинге не учитываются результаты студента по общеуниверситетским факультативам. Вопрос об учете в текущем рейтинге результатов факультативов, финансируемых из средств факультетов, решается деканом факультета при формировании учебного плана факультетских факультативов. В текущем рейтинге не учитываются оценки по вариативным проектам.
3.4. Текущий рейтинг подразделяется на текущий рейтинг до пересдач и текущий рейтинг после пересдач.
3.5. При расчете кредитно-рейтинговой оценки результаты по дисциплинам, сдачу/пересдачу которых студент пропустил по уважительной или неуважительной причине, учитываются с оценкой «0».
3.7. При расчете текущего и кумулятивного рейтингов результаты по дисциплинам, которые студент изучает повторно в рамках индивидуального учебного плана, оформленного в связи с академической задолженностью, учитываются с оценкой «0».
3.8. При определении кумулятивного рейтинга учитываются результаты промежуточной аттестации студента (с учетом всех пересдач) по всем изученным учебным дисциплинам, включая дисциплины по выбору, факультативы сверх обязательного количества кредитов, определенных учебным планом, а также результаты государственной итоговой аттестации, к моменту формирования рейтинга. Неявки по уважительным и по неуважительным причинам учитываются с оценкой «0».
3.10. Рейтинг студента, переведенного из другой образовательной организации или с другой образовательной программы, реализуемой в НИУ ВШЭ:
3.10.1. производится по результатам аттестации/переаттестации и перезачета [7] дисциплин, изученных студентом ранее, с кредитной трудоемкостью, соответствующей трудоемкости этих дисциплин в учебном плане образовательной программы, на которую студент поступил или перевелся;
3.10.2. результаты аттестации [8] по дисциплинам, не входящим в учебный план образовательной программы, на которую студент поступил или перевелся, в определении текущего рейтинга не учитываются, однако, при наличии оценок и возможности установить кредитный вес, могут быть учтены в кумулятивном рейтинге на основании личного заявления студента.
4. Порядок формирования рейтинга и доступ к его результатам
4.1. Для формирования рейтинга используется комплексная информационная система «Абитуриент. Студент. Аспирант. Выпускник» (далее – АСАВ) содержащая информацию обо всех назначенных каждому студенту дисциплинах, их статусе, трудоемкости (кредитном весе) и полученных оценках.
4.3. Рейтинги рассчитываются в специальном модуле электронной образовательной среды (далее – LMS) за определенный период по совокупности студентов на основании данных, полученных из системы АСАВ. При этом для каждого студента выбранной совокупности за определенный учебный период рассчитываются кредитно-рейтинговые оценки, определяется нормировочный коэффициент и нормированная кредитно-рейтинговая оценка. Для формирования текущего рейтинга данные сортируются по убыванию нормированных кредитно-рейтинговых оценок, для формирования кумулятивного рейтинга данные сортируются по убыванию кредитно-рейтинговых оценок.
4.4. Дисциплины и иные элементы образовательной программы, имеющие оценку «зачтено» учитываются в расчетах с оценкой 10, а имеющие оценку «не зачтено» – с оценкой 0.
4.5. Если несколько студентов имеют одинаковую нормированную кредитно-рейтинговую оценку, им присваивается в качестве рейтинга интервальный показатель – диапазон мест. Аналогично определяется кумулятивный рейтинг по кредитно-рейтинговым оценкам.
4.6. При формировании рейтинга рассчитывается:
4.6.1. средний балл каждого студента за рассматриваемый учебный период. Средний балл может использоваться для дополнительного ранжирования студентов при условии равенства их рейтингов в рамках одной образовательной программы;
4.6.2. показатель GPA, который может использоваться в качестве дополнительного критерия для ранжирования студентов. Итоговое значение показателя включается в европейское приложение к диплому согласно Положению о европейском приложении к диплому НИУ ВШЭ;
4.7. За расчет рейтингов и других описанных в Положении показателей, отвечает Дирекция основных образовательных программ. Расчет производится централизованно с помощью автоматизированных алгоритмов в LMS.
4.8. Рейтинги различных видов доводятся до сведения студентов через личный кабинет в LMS не позднее указанных сроков:
4.8.1. текущий рейтинг до пересдач за 1-ое полугодие – 15 января;
4.8.2. текущий рейтинг до пересдач за 2-ое полугодие – 10 июля;
4.8.3. текущий рейтинг после пересдач за 1-ое полугодие – 01 марта;
4.8.4. текущий рейтинг после пересдач за 2-ое полугодие – 20 октября;
4.8.5. кумулятивный рейтинг – 05 марта и 25 октября.
4.9. Детальная информация о назначенных дисциплинах, их трудоемкости (кредитном весе), полученных оценках (включая отметки о неявках), кредитно-рейтинговых оценках, нормировочном коэффициенте, нормированных кредитно-рейтинговых оценках и алгоритме расчета рейтинга студента содержится в LMS в персональной электронной зачетной книжке студента. Преподаватели, академические руководители образовательных программ и работники учебных офисов имеют возможность просмотреть указанную информацию по всем студентам НИУ ВШЭ в LMS через специальный сервис «Студенческое электронное портфолио».
4.11. В случае поступления заявления об обжаловании результатов рейтинга учебный офис в течение трех рабочих дней выясняет обстоятельства и, в случае подтверждения информации, изложенной в заявлении, вносит в АСАВ необходимые изменения, после чего рейтинг формируется повторно[11].
4.12. Рейтинговые списки автоматически фиксируются в модуле расчета рейтингов не позднее указанных сроков:
4.12.1. текущий рейтинг до пересдач за 1-ое полугодие – 20 января;
4.12.2. текущий рейтинг до пересдач за 2-ое полугодие – 15 июля;
4.12.3. текущий рейтинг после пересдач за 1-ое полугодие – 05 марта;
4.12.4. текущий рейтинг после пересдач за 2-ое полугодие – 25 октября;
4.12.5. кумулятивный рейтинг – 10 марта и 30 октября.
4.13. Зафиксированные рейтинговые списки хранятся в электронном виде в системе LMS на определенную дату.
4.14. При обнаружении ошибок после даты фиксирования рейтингов академический руководитель/менеджер образовательной программы направляет служебную записку на имя проректора, курирующего учебную деятельность, с обоснованием причины, по которой необходимо выполнить перечет рейтинга студентов, с дальнейшей публикацией обновленного варианта на интернет-странице образовательной программы в рамках корпоративного сайта (портала) НИУ ВШЭ.
4.15. После утверждения рейтинговые списки автоматически размещаются в открытом доступе на интернет-страницах образовательных программ в рамках корпоративного сайта (портала) НИУ ВШЭ.
4.16. Публикации подлежит следующая информация: Фамилия, Имя, Отчество студента, образовательная программа, курс, академическая группа, место в рейтинге, средний балл, минимальный балл, перцентиль, средневзвешенная арифметическая (GPA). На основании данных опубликованных на интернет-страницах образовательных программ в рамках корпоративного сайта (портала) доступен функционал, позволяющий отследить динамику изменения текущего рейтинга студента за рассматриваемые периоды.
4.17. Согласно пункту 4.1.4 Положения публикация текущего рейтинга до пересдач осуществляется позднее периода пересдач. Пересчет текущего рейтинга до пересдач для студентов, которые успешно пересдали свои задолженности до момента публикации рейтинга, не производится, и все решения, основанные на результатах текущих рейтингов до пересдач, не подлежат отмене. Решения относительно студентов, попавших под действие локальных нормативных актов НИУ ВШЭ в связи с изменением позиции в рейтинге после окончания периода пересдач, принимаются дополнительно.
4.18. Если из-за интервальной нумерации рейтинга невозможно однозначно определить количество студентов, в отношении которых могут быть объявлены принятые решения, то в качестве критерия отбора применяется дополнительное ранжирование внутри интервального рейтинга с помощью среднего балла.
5. Особенности расчета рейтинга студентов, обучающихся на программах магистратуры, и студентов программ бакалавриата, имеющих учебный план с количеством кредитов, превышающим нормативное
5.1. При расчете текущего рейтинга студента образовательной программы магистратуры или студента образовательной программы бакалавриата, набравших большее число кредитов, чем определено в рабочем учебном плане, автоматически [12] выбираются наивысшие кредитно-рейтинговые оценки.
5.2. При отборе учитывается, что сумма кредитов по зачтенным дисциплинам должна отличаться от половины годового количества кредитов в стандартном учебном плане не более чем на 5 %.
5.3. В случае если студент не согласен с произведенным автоматическим отбором, он может обратиться в учебный офис с письменным заявлением о зачете других дисциплин в рейтинг в течение двух рабочих дней с момента публикации рейтинга. Учебный офис вносит корректировки в индивидуальный учебный план студента согласно приложению 2 к Положению. После чего повторно проводится расчет показателей.
5.4. В расчете кумулятивного рейтинга участвуют оценки по всем дисциплинам учебного плана студента, включая дисциплины, выбранные студентом сверх 60 кредитов в год.
6. Применение рейтинговой системы в НИУ ВШЭ
6.1. Нормированный текущий рейтинг до пересдач используется:
6.1.1. для назначения повышенной академической стипендии;
6.1.2. для предоставления скидок при оплате за обучение студентам, обучающимся на местах по договорам об оказании платных образовательных услуг.
6.2. Нормированный текущий рейтинг после пересдач используется для предоставления скидок при оплате за обучение студентам, обучающимся на местах по договорам об оказании платных образовательных услуг.
6.3. Результаты разных видов рейтинговой оценки учебных результатов студентов могут использоваться в целях, определенных локальными нормативными актами НИУ ВШЭ и его филиалов.
[2] Кредитный вес, или трудоемкость в кредитах (зачетных единицах) каждой дисциплины зафиксирована в учебном плане образовательной программы. Размер одного кредита зафиксирован в образовательном стандарте, на основе которого реализуется образовательная программа.
[3] Например, при назначенных в учебном плане студенту 30 кредитах за полугодие, максимально возможная кредитно-рейтинговая оценка будет равна 300.
[4] В соответствии с локальным нормативным актом, устанавливающим порядок организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ.
[5] Правила зачета результатов обучения, полученных в других учебных заведениях и при участии в учебных семинарах, летних и зимних школах, определены в Положении об организации академической мобильности студентов в НИУ ВШЭ.
[6] Аналогично примечанию 5.
[7] Аттестацию/переаттестацию и перезачет дисциплин проводит аттестационная комиссия образовательной программы, на которую студент перевелся.
[8] Аналогично примечанию 5.
[9] Рейтинг студента среди студентов курса может совпадать с текущим рейтингом при условии, если совокупность студентов включает в себя студентов одного курса одной образовательной программы.
[10] Данные из личного кабинета студента в LMS, содержащие оценки из журналов сайтов дисциплин, подтверждение от преподавателя в любом виде об иной оценке и пр.
[11] С момента размещения информации о рейтинге в личном кабинете студента в LMS до публикации данных на интернет-страницах образовательных программ в рамках корпоративного сайта (портала) НИУ ВШЭ выполняется автоматическая интеграция изменений из системы АСАВ в модуль расчета рейтинга. После этого происходит пересчет рейтингов.
[12] С использованием инструмента расчета рейтинга в LMS.
Рейтинги студентов
После объявления рейтинга студенты имеют право обжаловать его результаты в случае обнаружения неверно выставленной оценки или некорректной информации о какой-либо из дисциплин учебного плана. Заявление на имя академического руководителя образовательной программы подается менеджеру образовательной программы в течение двух рабочих дней с момента размещения рейтинговых списков.
Что такое рейтинг, зачем он определяется, как рассчитывается? Ответ на эти и другие вопросы вы можете найти здесь
О создании групп образовательных программ для формирования рейтинга:
Кумулятивный рейтинг
Текущий рейтинг после пересдач 3-4 модули 2017/2018 уч год
Текущий рейтинг до пересдач 3-4 модули 2017/2018 уч год
Кумулятивный рейтинг
Текущий рейтинг после пересдач 1-2 модули 2017/2018 уч год
Текущий рейтинг до пересдач 1-2 модули 2017/2018 уч год
После объявления рейтинга студенты имеют право обжаловать его результаты в случае обнаружения неверно выставленной оценки или некорректной информации о какой-либо из дисциплин учебного плана. Заявление на имя академического руководителя образовательной программы подается менеджеру образовательной программы в течение двух рабочих дней с момента размещения рейтинговых списков.
ВШЭ вошла в топ-200 университетов мира по Исследованиям рейтинга THE
ВШЭ сохранила позиции в рейтинге лучших университетов мира Тimes Higher Education и представлена в диапазоне 251-300, при этом ВШЭ входит в топ-3 российских вузов наряду с МГУ (174) и МФТИ (201-250).
Рейтинг THE в большей степени оценивает научно-исследовательский потенциал университетов: более 70% рейтинга – это показатели, учитывающие научные достижения. Именно по этому направлению ВШЭ показала наибольший рост (на 4,1 балла), что позволило занять 199 позицию среди вузов мира. НИУ ВШЭ демонстрирует положительную динамику по большинству показателей рейтинга. А по таким критериям, как «Преподавание» и «Цитирование», ВШЭ входит в топ 25% университетов мира.
Старший директор по стратегическому развитию ВШЭ Ирина Карелина и проректор Сергей Рощин отметили факторы, которые позволяют университету успешно представлять российское образование на мировом рынке.
Ирина Карелина, старший директор по стратегическому развитию ВШЭ
ВШЭ участвует в мировых рейтингах с 2009 года. Путь продвижения для российских вузов в мировых рейтингах сложный, а для «молодых» университетов с небольшой историей тем более. Дело не только в публикациях на английском языке, но и в возможности привлекать в университет иностранных ученых и иностранных студентов. Это значит создавать комфортные условия проживания и обучения в чужой для них стране.
Вышка создает двуязычную среду в университете с 1996 года. Это и возможности российским студентам и преподавателям бесплатно изучать английский язык, и англоговорящие менеджеры и администраторы на всех ключевых направлениях поддержки университета (служба кадров, бухгалтерии, учебные офисы, студенты-консультанты по сопровождению иностранных граждан в университете, и меню в столовой на двух языках и т.д.), это проведение более 10 двуязычных мероприятий одновременно на всех площадках Вышки ежедневно в режиме 365 дней в году, 7 дней в неделю с участием представителей из разных стран мира. Сейчас ВШЭ имеет сотрудничество в разных формах с 69 странами.
Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ
С 2013 года ВШЭ активно производит и представляет на открытых мировых площадках открытого образования свои онлайн курсы. На платформе Coursera ВШЭ имеет более 100 онлайн-курсов и по их числу входит в топ-5 вузов этой платформы. Сегодня различные курсы ВШЭ прошли более 2 млн слушателей из 195 стран мира, среди них почти 75% слушателей – иностранцы. Высшая школа экономики первой и пока единственной из российских университетов представила англоязычную магистерскую программу Master of Data Science полностью в онлайн-формате на платформе Coursera, среди полутора десятка других таких программ. В 2020 году уже прошли два успешных набора на эту программу.
Общее количество российских университетов в рейтинге текущего года увеличилось до 48 (в прошлом году 39); из них 20 вузов представляют Проект 5-100. В этом году в рейтинг вошел новый участник Проекта 5-100 – Балтийский федеральный университет имени И. Канта.
Диапазон публикуемого списка в этом году расширен с 1397 до 1527 вузов. Методология рейтинга представлена двухуровневой структурой. На первом уровне 5 групп: Преподавание (30%), Исследования (30%), Цитирование (30%), Интернационализация (7,5%), Доход от исследований (2,5%). Каждая группа в свою очередь состоит из нескольких индикаторов второго уровня, всего по 5 группам 13 индикаторов. Расчеты всех индикаторов базируются на показателях, которые собираются из трех источников: опроса международных экспертов, библиометрической базы Scopus и данных, которые предоставляют сами вузы.
Рейтинги
Рейтинг — документ, отражающий относительную успеваемость студента за выбранный промежуток времени. Он представляет собой список студентов одного курса, отсортированный по успеваемости в порядке убывания.
В текущем рейтинге за успеваемость принято считать рейтинговую сумму, равную сумме итоговых и промежуточных оценок студента, полученных в предыдущем семестре в ходе сессии, домноженных на кредитные коэффициенты (трудоемкость) соответствующих дисциплин или доли последних, если это не первый или не последний в данном учебном году экзамен по дисциплине. Кредитные коэффициенты для каждой учебной дисциплины указаны в учебном плане. Неудовлетворительные оценки и неявки (независимо от причины) при расчёте рейтингового балла приравниваются к оценке «0».
Кумулятивный рейтинг используется для оценки учебных достижений по всем дисциплинам, изученным студентом за весь период обучения по образовательной программе к моменту определения рейтинга. Кумулятивный рейтинг является накопительным показателем, который отражает учебную активность студента и результаты обучения за весь период обучения. В кумулятивный рейтинг не включаются по умолчанию все факультативы ФКН.
При расчете текущего и кумулятивного рейтингов результаты по дисциплинам, которые студент изучает повторно в рамках индивидуального учебного плана, оформленного в связи с академической задолженностью, учитываются с оценкой «0».
Так как в процессе формирования рейтингов есть «ручной» участок, то вероятны технические ошибки. Поэтому рейтинговые таблицы в определенные сроки предъявляются студентам и, если студент обнаружил неточности (не те оценки, не те дисциплины) он имеет возможность в течение двух рабочих дней заявить об обнаруженной ошибке в учебный офис.
2017/2018 учебный год, 2 семестр (3 и 4 модули)