вшэ или бауманка что выбрать
«Это был “курс выживания” в программной инженерии»
Считается, что молодой специалист должен выбирать: или академическая карьера, или бизнес-трек. Выпускнику факультета компьютерных наук, лауреату стипендии имени Ильи Сегаловича Михаилу Фомичеву удается и то и другое. О работе в университете и в Яндексе он рассказал порталу Вышки.
Как преподавать курс, который сам недавно окончил
В IT любая научная задача идет от проблемы, поставленной бизнесом. Информационные технологии развиваются с большой скоростью, и у меня есть опыт разработки в компании, что в преподавании прикладного предмета большой плюс. Мне интересно показать студентам, как именно та или иная технология используется на практике, что именно сейчас востребовано — дать дополнительную мотивацию к изучению предмета. Нельзя сказать, что совмещать легко, приходится жертвовать и сном, и свободным временем.
Нет рецепта, как все успевать. Есть тайм-менеджмент и желание сделать многое
Я веду семинары на курсе «Конструирование программного обеспечения» три года, начинал учебным ассистентом. Когда сейчас студент говорит мне, что мы можем сделать этот курс во много раз лучше, я всегда рад увидеть его учебным ассистентом в следующем году, хотя понимаю, этот опыт его немного разочарует. Он постарается привнести новое — это хорошо и даже необходимо. Но в какой-то момент приходит понимание: в рамках курса все, на самом деле, логично. Да, его можно улучшить, но полностью поменять нельзя. Я сам через это прошел.
Каждый год этот курс адаптируется с учетом предыдущего опыта: мы смотрим, какие ошибки были допущены в построении программы, донесении материала, какие темы вызвали сложность у студентов. Если приходится объяснять одно и то же несколько раз, это звоночек мне — я что-то делаю не так. Не студент не понял, а я неправильно объяснил.
Я считаю себя справедливым преподавателем. Хотя, когда дело доходит до выставления накопительных оценок или проверки контрольных, очень сложно, видя минимальную ошибку в программе, снижать оценку. Особенно если очевидно, что студент способен на большее.
Не для школы, а для жизни
Я поступал на отделение программной инженерии факультета бизнес-информатики. Подавал документы как призер олимпиад МГТУ им Н.Э. Баумана и МФТИ. Выбирал между ВШЭ и Бауманкой. Это было сложное решение. Выбрал Вышку — здесь не давали черчение и физкультуру, при этом делался упор на изучение английского. Немаловажную роль сыграло и то, что многие из моих одноклассников по лицею информационных технологий № 1537 поступили в Высшую школу экономики.
Когда я окончил второй курс, произошла реорганизация, и программную инженерию стали относить к факультету компьютерных наук. При этом большая часть преподавателей остались — а факультет определяют в большей степени они, а не название.
Первая научная статья у меня была в соавторстве с Михаилом Васильевичем Ульяновым. Мы написали ее по результатам моей курсовой работы по задаче коммивояжера на втором курсе. Я знаю много людей, имевших уже на 2-3 курсе публикацию в научном журнале — для факультета компьютерных наук это довольно обыденная история.
После второго курса я проходил практику в компании «ФОРС — Центр разработки» и даже успел там немного поработать. Затем почти два года я работал в «КИТ Консалтинг». Среди прочего наша команда по заказу Инновационного центра Олимпийского комитета России занималась разработкой прототипа SportJet By Sukhoi. Мы создавали прототип самолета для спортсменов, который бы измерял различные медицинские показатели во время перелета из одной страны в другую. В команде я был основным разработчиком программного обеспечения и принимал участие в демонстрации самолета в Рио-де-Жанейро на Олимпийских играх в 2016 году. Это незабываемый опыт. Запомнилась стрессовая ситуация: нужно было презентовать нашу разработку князю Монако, и требовалось в короткие сроки настроить систему.
Как понять, что команда не команда, а продукт не продукт
Потом были два года в Альфа-банке, в том числе в качестве team lead. В банковском секторе есть ряд сложных структурных и архитектурных моментов. Плюс прибавляется еще больше работы в команде.
Именно тогда мне посчастливилось поработать в scrum-командах, потому что в Альфа-банке все проекты строились на scrum и agile-методах управления. И основной цели, а именно увеличения пользы для клиента, мы достигали.
IT — это не какие-то технические аспекты. Мы должны стремиться сделать пользователя счастливым человеком. Это главное
Ни для кого не секрет, что сотрудники в IT-сфере стоят недешево. Один из вариантов финансирования — непосредственно оказание услуг через разработку продукта. Чтобы клиент мог пользоваться нашей разработкой, продукт должен ему нравиться, тогда поднимается конверсия и другие показатели. Мы живем в капиталистических условиях, приходится считаться.
Сейчас я работаю в Яндексе, занимаюсь разработкой продукта Яндекс.Афиша, это билетный агрегатор. Получить билеты от партнеров и продать их пользователям — не самая простая задача, в ней участвует большое количество систем. Нужно понять, куда чего передать и что делать, если одна из систем откажется. Все это непростые бизнес-сценарии, их не так-то просто разрабатывать. Тем не менее, наш сервис в лидерах отрасли.
Как стать крутым разработчиком
Если проанализировать все предметы, которые у меня были за время обучения — каждый внес лепту в тот багаж, что я использую каждый день. Но, в конечном счете, все сводится именно к умению учиться. Не всегда легко разобраться в той или иной технологии, они постоянно меняются.
Самый полезный навык, который дал мне факультет компьютерных наук — умение сесть и изучить то, что мне нужно
Сформулировать, чего недостаточно для решения проблемы и что ты хочешь изучить, понять свои сильные и слабые стороны и какие инструменты можно использовать — всему меня научила Вышка. Это был «курс выживания» в программной инженерии, между первым и четвертым годом обучения.
Не нужно бояться. Нужно понимать цели и, исходя из них, выбирать вуз. Главное — уверенность в себе, мотивация. Программный инженер — человек, способный выполнить все этапы разработки продукта, включая его утилизацию. Если абитуриент понимает, почему ему интересна такая работа, надо идти на нашу программу.
Конфуций говорил, если выбрать работу по душе, не придется работать ни одного дня. Я люблю работу, которой занимаюсь в Яндексе, и люблю работу в ВШЭ. В этом смысле могу сказать, что я счастливый человек.
«Попадаешь в особое сообщество выпускников»: что дает учеба в лучших вузах Москвы
Рассказывают читатели Т—Ж — выпускники НИУ ВШЭ, МГУ, Плешки и Финансового университета
Проходные баллы для поступления в вуз растут с каждым годом, и особенно сильно — на популярных направлениях в известных учебных заведениях.
Мы решили разобраться, стоит ли тратить нервы и деньги, чтобы получить диплом одного из лучших московских вузов, и попросили читателей рассказать о своем опыте.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
К окончанию школы я точно не знал, на кого хочу учиться, но, учитывая свой социально-экономический бэкграунд, подавал документы на экономику и социологию во ВШЭ.
Логика была простая: экономика — это вроде как про все одновременно, а определиться поточнее можно уже к концу бакалавриата. Так и получилось. В итоге я попал на бюджет, учился на факультете экономических наук с 2017 по 2021 год.
До поступления я считал, что НИУ ВШЭ — лучший вуз страны с точки зрения перспектив и «свободы», то есть возможности самому планировать обучение и как минимум не страдать от гонки за посещаемостью, распространенной в других вузах. В итоге не пожалел о своем выборе, хотя могу назвать много минусов Вышки, в том числе дурацкий учебный план с неравномерной нагрузкой и бесполезными курсами, повторяющими друг друга. И зачастую был слишком сильный уклон в сторону фундаментальной науки. Хотя на то он и исследовательский университет.
Хорошую возможность дает выбор майнора — дополнительного трека обучения, который два года читают преподаватели с других факультетов. Я выбрал интеллектуальный анализ данных. В результате узнал про методы машинной работы с информацией и научился писать на Python и R. Основное, что я применяю сейчас в работе, — это как раз языки программирования, а также основы математической статистики, которые бизнес использует для проверки гипотез и оценки качества выводов, получаемых из данных.
После бакалавриата я продолжил обучение во ВШЭ — сейчас учусь в магистратуре по программе «наука о данных». По окончании у меня будет диплом специалиста в области компьютерных наук. То есть после экономики я спокойно поменял направление обучения, как и предполагал до поступления.
Курс о больших делах
Работать я начал еще на третьем курсе бакалавриата. Все так или иначе было связано с аналитикой: сначала я был трудоустроен в городском консалтинге, но это оказалось скорее проверкой навыков пользования Гуглом и манипуляций с цифрами, взятыми с потолка. Потом стал продакт-аналитиком в компании, которая разрабатывает приложение для продавцов-консультантов в ретейле, где и работаю до сих пор. Чтобы устроиться на работу, я никогда не пользовался связями, а просто откликался на вакансии.
Окончив Вышку, ты попадаешь в особое сообщество ее выпускников.
Кажется, что в нем все всех знают, даже если на самом деле никогда не встречались. Поэтому имидж вуза очень помогает при приеме на работу. Твой начальник с большой вероятностью тоже окончил ВШЭ и знает изнутри, какое образование ты получил.
В обычной жизни экономическое образование позволяет смотреть на мир сквозь призму экономического агента, максимизирующего свою полезность. Образование развило мои аналитические способности, значительно повысило финансовую грамотность и дало понимание принципов работы финансовой системы. А это дорогого стоит.
К моменту поступления я даже не думала, что высшее образование можно не получать. Не знаю, как на меня посмотрели бы родители, откажись я от обучения. В престижные вузы я поступала опять же потому, что очень зависела от мнения родителей. Ожидала получить профессию, которая кормила бы меня всю жизнь.
Выбрала Финансовую академию — сейчас это Финансовый университет, — потому что многие знакомые там учились и считалось, что там можно получить хорошее образование. Еще совпало, что последние два года в нашу школу приходила преподавательница по математике из этого вуза, и мы готовились к вступительным как раз по материалам Финансовой академии. К сожалению, как раз с того года, когда я поступала, ввели ЕГЭ, и эти знания не пригодились во время экзаменов. Но зато я прокачала мозг и была готова к линейной алгебре на первом курсе.
Сдавала экзамены с мыслью « только бы поступить», а приоритет по факультетам расставляла по принципу «какое название больше нравится». В итоге с 2009 по 2013 год училась на бюджете, на факультете финансового менеджмента, специальность — «инвестиционный менеджмент». Профильные преподаватели в большинстве своем мне не нравились, зато по общеобразовательным предметам были молодые и очень увлеченные. Но в целом мои ожидания от учебы и реальность не совпали. В академии нас учили оценивать бизнес-проекты и инвестиции, но при поиске работы я сразу столкнулась с тем, что такие расчеты не доверяют новичкам.
После окончания бакалавриата для меня не стоял вопрос, идти или не идти в магистратуру. Считалось, что бакалавриат — неполное образование. Решила сменить вуз и специальность и выбрала маркетинг в Плехановской академии — сейчас это университет. Этот предмет понравился мне на бакалавриате, а в Плехановке на тот момент была сильная кафедра маркетинга. Учеба начиналась в 19:00, поэтому можно было совмещать ее с работой. Но в конечном счете думаю, что можно было не поступать: новых и нужных знаний для жизни или работы я не получила.
Зато когда я искала работу, диплом очень помог. Многие компании в описании указывали, что хотят выпускника Финансовой академии. Так я и нашла своего работодателя. Устроилась в коммерческий отдел, не совсем по специальности, но в смежной области. Потом перешла в финансовый департамент, решила применить знания в работе.
Но мои ожидания не оправдались. Я целыми днями работала за компьютером, строила таблицы и перебирала ворох бумаг и счетов. Общение с людьми сводилось к нулю, что мне очень не понравилось. Я уволилась и больше по специальности не устраивалась.
После этого я успела поработать в отделе логистики и отделе продаж. Специальные знания для этого не получала. Сейчас продолжаю поиски чего-то нового для себя, так как я открыта новым сферам и знаниям, быстро разбираюсь в процессах и люблю автоматизировать.
Я благодарна своей учебе за прекрасные знания по математике: в жизни меня не пугают проценты и огромные условия со звездочкой в договорах. А также за большое количество работ и заданий со строгими дедлайнами: это помогло на первой работе не растеряться и быстро вникнуть в происходящее. Там же мне пригодились базовые знания «Экселя» и «1С», которые я получила в институте. Я не смотрела на все с широко открытыми от изумления глазами, как многие мои коллеги, которые были на «вы» с таблицами и графиками. Еще учеба дала глубокие знания по финансовой грамотности — с первой зарплаты я начала откладывать деньги, меняла валюту и следила за тарифами дебетовых карт.
Вшэ или бауманка что выбрать
Бауманку в помойку, сразу, безапелляционно.
Впрочем, я бы все равно отдал предпочтение ИТМО. Однако, в СПБГУ есть программа ускоренного обучения.
ИТМО И СПБГУ в помойку, сразу, безапелляционно.
А вот с МГТУ вопросов трудных нет.
Иван, я просто смеюсь над вашими критическими мышлениями) А конкретно о том, что к помойке относите IT в МГТУ.
Сплю я регулярно, да 🙂
Mr., «Критическими мышлениями»? Серьезно?)
Иван, насчёт мышления я неправильно выразился. Возможно, все-таки не доспал сегодня)
По большей части наша дискуссия лишь сотрясение воздуха, ибо мы обмениваемся только своими убеждениями, не более. Поэтому в качестве доказательной базы могу предложить взглянуть на различные рейтинги вузов в России. Не на рейтинги бабки Маши у подъезда, а на списки достаточно рейтинговых издательств. Точно ситуацию они не отражают, но приблизительно картину показать все-таки смогут)
Mr., Я согласен, мы ушли на элементарный обмен мнениями, без фактов. Впрочем, давайте пройдемся по фактам:
Да, это затрагивает лишь олимпиадную сторону вопроса, которая в той же IT не играет самую главную роль, но тем не менее, у СПБГУ и ИТМО есть такая фишка, а чем подобным может ответить МГТУ?
Иван, согласен, по проходным баллам МГТУ может и уступает. Однако в Бауманке огромный набор по бюджету, в вуз поступает огромное количество человек и очевидно, что балл не может колебаться всё время на уровне 290+. В том же МФТИ проходной балл на некоторые кафедры не сильно выше МГТУ. Правда там собеседование и я не знаю, объективное ли это сравнение.
Показать полностью.
По поводу Вышки. Мне кажется, что все эти новые системы в ВШЭ нельзя считать исключительно положительными вещами. Я считаю, что именно сильного фундаментального образования там не получить. Факультет Яндекса хорош, однако и в Бауманке есть некая поддержка от mail.ru (выпускник МГТУ основатель мэйла). Много английского, много каких-то новых веяний, но я не считаю это огромными плюсами. Иногда старое проверенное гораздо лучше нового. Вообще Болонскую систему считаю не шибко полезной. Доказать не смогу, ссылки из различных источников вряд ли могут быть «пруфами». Это моё мнение, возможно оно является чисто субъективным)
В общем я к тому, что нельзя считать Бауманку настолько второсортным вузом. Понятно, что все-таки в сфере IT нужно идти первым делом в МФТИ. Однако ВШЭ, ИТМО и СПБГУ считаю вузами где-то на одном уровне с МГТУ. Очень далеко они точно не ушли)
Вероятно, что после этого разговора мы останемся при своих мнениях, но пусть хоть люди, которые нас читают, сделают для себя некоторые выводы.
Ну и с физикой, как мне кажется, лучше в МИФИ, чем в Бауманку) В Бауманке все-таки идёт подготовка по многим направлениям и вуз очень многогранный, разносторонний, но с физикой (особенно ядерной) лучше в МИФИ.
«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»
В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.
Первый общеуниверситетский выпускной Вышки состоялся в 2013 году. С тех пор выпускники уже успели попутешествовать во времени с Марти и Доком, почувствовать себя джедаями в далекой-далекой галактике, а в этом году оказались учениками Хогвартса, которым на одну ночь стал клуб Jagger Hall. Выбор темы не случаен, ведь Вышку нередко сравнивают с Хогвартсом, а первая книга о приключениях мальчика-волшебника вышла ровно двадцать лет назад.
В этом году выпускной прошел в формате большой вечеринки для всей Вышки: преподавателей, сотрудников, выпускников, их друзей и родных. За организацию праздника впервые отвечал Продюсерский центр ВШЭ — проект, недавно созданный в университете, помогала ему Ассоциация выпускников, которая занимается подготовкой выпускного ежегодно, а за оформление и настроение гостей, которых в течение всего выпускного развлекали аниматоры в образах героев книги, отвечал театр Le Défi. Кроме них в проведениии праздника приняли участие студенты-волонтеры и студенческие организации Вышки: Ингруп СтС, команда КВН и другие. Музыкальное сопровождение организовали артисты HSE Studio, а специальным музыкальным гостем выпускного стала группа Anacondaz.
Поддержал тему выпускного и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, который во время поздравительной речи облачился в мантию и шляпу, а в руке держал волшебную палочку. «Знаете, в жизни человека есть несколько рубежей, и, преодолевая каждый, например, поступая в школу и в вуз, он думает, что сейчас-то и будет свобода. Но нет. Поскольку я играю роль волшебника доброго (я даже выбрал белую палочку), но честного, я должен вам сказать, что там, за дверью, в общем еще хуже. Но вас будут радовать ваши воспоминания о том, каким свободными и счастливыми вы были, будучи студентами, — сказал Ярослав Кузьминов. — Я вот вспоминаю о своем МГУ до сих пор, а вам желаю вспоминать себя студентами, вспоминать себя молодыми. Самое главное, что вы можете всегда вернуться в эту свободу, на час, на полтора, на два, на десять, потому что у каждого из вас будет вечный пропуск в родной университет».
Мы поговорили с некоторыми выпускниками и попросили их вспомнить о самом волшебном из того, что произошло с ними в Вышке (спойлер: почти все ответили, что главное волшебство — это атмосфера в университете).
Екатерина Ларионова, выпускница образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» и магистерской программы «Коммуникационный дизайн»
Мне кажется, сегодня здесь будет что-то грандиозное. Я была на таком же празднике 2 года назад, когда заканчивала бакалавриат, но людей тогда было меньше, и не было такого настроения, которое организаторам уже удалось создать.
При мыслях о Вышке на самом деле вспоминаются тяжелые учебные будни, которые казались тогда трагедией, а сейчас я понимаю, насколько это большой опыт, очень нужный, важный и незаменимый.
Не могу выделить в Вышке что-то самое волшебное, потому что это же нужно шесть лет запихнуть в одно воспоминание. Было здорово, когда мы ходили в поход. Выезжали за город, пели песни у костра, смотрели на звездное небо, и я не знаю, где еще можно было бы так сдружиться с преподавателями. То есть мы правда расстались как настоящие друзья и теперь иногда приходим к ним в гости на факультет. Все мои приятные эмоции в основном связаны не с событиями, а с атмосферой и отношениями.
Екатерина Кутынина, выпускница образовательной программы «Прикладная математика и информатика» и магистратуры факультета экономических наук
Вышка дает очень много возможностей, общения с преподавателями и научного роста. То есть круто, что ты очень-очень много работаешь, приобретаешь огромный бэкграунд и оказываешься востребованным в разных сферах. И да, ты учишься выживать при любых условиях. Мне кажется, для выпускника Вышки вопрос «Ты справишься?» никогда не стоит, потому что ты думаешь, что всегда справишься. Вот этому Вышка учит отлично.
Элен Теванян, выпускница образовательной программы «Прикладная математика и информатика», студентка 1 курса магистерской программы «Анализ данных в биологии и медицине»
Я суррогатный выпускник: мы с Катей вместе учились в бакалавриате и магистратуре, вместе должны были выпускаться, но в прошлом году я перепоступила на программу «Анализ данных в биологии и медицине», потому что в какой-то момент мне стало не очень интересно, я поняла, что это не мое. А сейчас все очень круто. Я только что закрыла сессию, поэтому в каком-то смысле я сегодня тоже выпускник — выпускаюсь с первого курса магистратуры.
Самое волшебное, конечно, что мы дожили до этого момента, потому что иногда было тяжело, казалось, что это никогда не случится. Знаете, что самое главное в Вышке? Ощущение бесконечной свободы, знание, что я могу сделать все, что мне хочется, и могу иметь те мысли, которые мне интересны, а не которые мне кто-то продиктовал. Она помогла понять, что у меня есть пространство, чтобы самостоятельно дойти до какой-то идеи и убедиться в ее правильности или неправильности.
Борис Романчиков, выпускник магистерской программы «Электронный бизнес»
Бакалавриат я окончил в Бауманке. Там хорошее инженерное образование, а в Вышке хорошее экономическое образование, поэтому я решил немножко сменить область деятельности и перейти в экономическую сферу.
Одно из самых волшебных событий, которое случилось со мной в Вышке, — это Зимняя школа перед поступлением в магистратуру. В моем случае это была школа по бизнес-информатике. Все было просто потрясающе: и организация, и ребята на школе. Было действительно очень весело, и люди, которые там рассказывали нам о Вышке, показали собственным примером то, что Вышка — это круто. И это мое первое впечатление потом подтвердилось. Благо, я могу сравнивать Бауманку и Вышку, и я убедился, что Бауманка дает базу, знания, которые не всегда можно применить к реальной работе, а Вышка дает больше прикладных знаний и хороших связей.
Илья Смоляков и Иван Мокошев, выпускники образовательной программы «Менеджмент»
Иван: Самое запоминающееся — это стиль, в котором проходило наше обучение, потому что в Вышке нас не учили банальной теории, тому, как все должно быть или как привыкли делать наши отцы и деды, а тому, как это происходит на самом деле, как в реальности строится бизнес. Я собираюсь поступать в магистратуру, иду, по моему мнению, на лучшее направление для данной экономической ситуации в России и во всем мире — «Управление в сфере науки, технологий и инноваций».
Илья: Больше всего в Вышке мне нравится атмосфера, потому что мы здесь все на одной волне. У нас, наверное, более или менее одинаковые установки в семьях, наши взгляды совпадают, мы все друг другу подходим, и это классно. В этом году в магистратуру я точно не пойду, потому что пока еще не определился, в каком направлении дальше строить свою жизнь. Поэтому пока попробую себя там и сям, а когда пойму, какие знания мне точно еще необходимы, то выберу программу.
Иван Чернявский, выпускник образовательной программы «Юриспруденция» и магистерской программы «Интегрированные коммуникации», менеджер по связям с общественностью Центра поддержки студенческих инициатив НИУ ВШЭ
Это уже мой второй выпускной, и такое ощущение, что предыдущий был буквально день назад. Мне кажется, сегодня все проходит здорово. Наверное, чтобы высказаться осознанно, нужно, чтобы прошло время, но пока мне все нравится, особенно великолепный вышкинский оркестр, которому я не нарадуюсь и который теперь радует нас на мероприятиях Вышки.
Волшебными для меня стали эти два года учебы, потому что выбор магистратуры был более осознанный, чем выбор специалитета, и я хотел не просто получить диплом, но еще и знания, и удовольствие. В итоге я получил и знание, и удовольствие, и в принципе готов продолжить.
То, что я работаю в Вышке, — это, собственно, одно из свидетельств того, как мне здесь нравится. У меня были попытки уйти, но ничего так не зажигает глаза и держит за душу, как Вышка.
Алена Привалова, выпускница образовательной программы «Экономика», и Наталья Кирсанова, 1 курс магистерской программы «Маркетинг», выпускница бакалавриата 2016 года
Алена: Я уже поступила в магистратуру, на программу «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации». Самое волшебное для меня в Вышке — это наш студсовет эконома, где мы и познакомились с Наташей и сейчас дружим.
Наталья: Там у нас была куча проектов, веселья, новые друзья, эмоции, и вот сейчас мы всем нашим студсоветом вместе пришли сюда. Мы не теряем связи, продолжаем делать проекты. Например, с 30 июня по 2 июля мы организуем выезд в лес с палатками всей Вышки. А еще мы уже начали готовить наш знаменитый посвят.
Алена: Но училось нам тоже отлично. Сейчас мы обе поступили в магистратуру на бюджет, Наташа входит в топ лучших студентов магистратуры факультета бизнеса и менеджмента, и я планирую присоединиться. Я училась на платном, но всегда получала скидку, при этом активно участвовала в работе студсовета. В общем, все можно совмещать.
Мария Кудрявцева, выпускница образовательной программы «Социология», Алена Курлянова, выпускница бакалавриата 2016 года, студентка 1 курса магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы»
Мария: Самым волшебным, наверное, были люди, атмосфера, то, что преподаватели давали нам не только знания, но и свое видение мира, образ мышления. Мне кажется, то, что дала мне Вышка, — это как раз таки способ мыслить, относиться к миру не так, как все, воспринимать все с разных точек зрения. И то зрение, которое было до Вышки, кардинально поменялось, и ты думаешь: «Вышка, спасибо тебе большое».
Алена: Да, в Вышке учат смотреть как-то в общем на весь мир. Мы не просто изучаем предметы, а мыслим более стратегически и широко.
Мария: Конечно, у меня в Вышке есть и любимые преподаватели. Их несколько, но больше всего на меня, наверное, произвели впечатление Кирилл Андреевич Гаврилов, Елена Сергеевна Бердышева, которая была моим научным руководителем, и Вадим Валерьевич Радаев. Они настолько клевые, что ты смотришь на них и думаешь «Я хочу быть таким, хочу так же мыслить и развиваться».