всемирная история что такое история
Всемирная история
Иногда под всемирной историей понимается рассмотрение истории отдельных стран или совокупности историй своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Прусский историограф Леопольд фон Ранке по этому поводу замечал: «Более или менее полное собрание истории отдельных народов ещё не составило бы никакой всемирной истории, ибо оно потеряло бы из виду взаимосвязь вещей. Но задача всемирной истории как науки как раз и заключается в том, чтобы познать эту взаимосвязь, показать ход развития великих событий, которые связывают все народы и управляют ими. То, что такая общность имеется, является очевидным».
Историческое развитие человечества реализуется двумя способами: путём постепенного прироста открытий и находок, а также путём качественных скачков или революций, составляющих эпохи в материальной и духовной эволюции.
Сельскохозяйственная (неолитическая) революция привела к развитию цивилизаций, оседлых сообществ, то есть перешедших от кочевого образа жизни (скотоводство и собирательство) к земледелию. В этих древних цивилизациях была изобретена письменность, позволившая передавать знания из поколения в поколение на материальных носителях. Это стимулировало развитие многообразных ремёсел, разделение труда и расслоение общества на классы.
Разрозненные поселения, сконцентрированные вокруг жизнеобеспечивающих источников ресурсов — плодородных естественно орошаемых земель, воды (рек и озёр), обильных выпасов для скота — позже интегрировались в более крупные образования. Этому также способствовало совершенствование транспортных средств. Эти естественные процессы развития древних сообществ, сопровождавшиеся соперничеством и конфликтами между соседними сообществами, развиваясь на протяжении тысячелетий, привели к образованию государств и, затем, сверхдержав (империй).
Падение Римской империи в Европе в конце античной эпохи ознаменовало начало Средневековья.
В середине XV века изобретение Иоганном Гутенбергом современного книгопечатания — оттисков на бумаге покрытого краской и вырезанного на деревянных досках зеркального шрифта, совершило переворот в коммуникациях, помогая завершиться Средневековью и возвестив о Новом времени, Возрождении и научно-технической революции.
К XVIII столетию накопление знаний и технологий, особенно в Европе, достигло критической массы, которая вдохнула жизнь в Промышленную революцию. Более четверти тысячелетия наука, знания, технологии, торговля и сопутствующие им войны ускорялись в геометрической прогрессии, создавая как благоприятные условия, так и угрозы, с которыми ныне сталкивается человеческое сообщество, населяющее планету.
Всемирная история
Из Википедии — свободной энциклопедии
Историческое развитие человечества реализуется двумя способами: путём постепенного прироста открытий и находок, а также путём качественных скачков или революций, составляющих эпохи в материальной и духовной эволюции.
Сельскохозяйственная (неолитическая) революция привела к развитию цивилизаций, оседлых сообществ, то есть перешедших от кочевого образа жизни (скотоводство и собирательство) к земледелию. В этих древних цивилизациях была изобретена письменность, позволившая передавать знания из поколения в поколение на материальных носителях. Это стимулировало развитие многообразных ремёсел, разделение труда и расслоение общества на классы.
Разрозненные поселения, сконцентрированные вокруг жизнеобеспечивающих источников ресурсов — плодородных естественно орошаемых земель, воды (рек и озёр), обильных выпасов для скота — позже интегрировались в более крупные образования. Этому также способствовало совершенствование транспортных средств. Эти естественные процессы развития древних сообществ, сопровождавшиеся соперничеством и конфликтами между соседними сообществами, развиваясь на протяжении тысячелетий, привели к образованию государств и, затем, сверхдержав (империй).
К XVIII веку накопление знаний и технологий, особенно в Европе, достигло критической массы, которая вдохнула жизнь в Промышленную революцию. Более четверти тысячелетия наука, знания, технологии, торговля и сопутствующие им войны ускорялись в геометрической прогрессии, создавая как благоприятные условия, так и угрозы, с которыми ныне сталкивается человеческое сообщество, населяющее планету.
История
Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
Содержание
Первоначальное значение, этимология и смысл термина
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В Древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.
Историография
Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.
Философия истории
Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.
К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:
Методы истории
Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:
Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.
Геродот (484—425 гг. до н. э.) [21] большинством историков считается «отцом» этой науки:
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
Постижение закономерностей исторических процессов
В начале XIX века основатель позитивизма Огюст Конт обещал доказать, что «существуют законы развития общества, столь же определенные, как и законы падения камня». Но установить законы истории было не так просто. Когда немецкий историк Карл Лампрехт попытался отстаивать точку зрения Конта, то Эдуард Мейер, другой немецкий историк, ответил, что в течение многолетних исследований ему не удалось открыть ни одного исторического закона и он не слышал, чтобы это удалось другим. Макс Вебер считал бессмысленными попытки поиска исторических закономерностей. Философ Карл Ясперс писал: «История имеет глубокий смысл. Но он недоступен человеческому пониманию». Эдвард Хьюлетт Карр утверждал, что на Западе больше не говорят об «исторических законах», что само слово «причина» вышло из моды.
При этом отрицание причинной обусловленности событий прошлого ставило под сомнение право истории считаться наукой. Так, философ Бертран Рассел говорил: «История — ещё не наука. Её можно заставить казаться наукой лишь с помощью фальсификаций и умолчаний». Социолог Эмиль Дюркгейм говорил: «История может считаться наукой лишь в той степени, в которой она объясняет мир».
На постижение законов истории претендовал марксизм, выдвинувший теорию общественно-экономических формаций и утверждавший, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации. Но этот подход не позволяет объяснить глубокие различия между характером развития общественных отношений у различных народов.
Герберт Спенсер и Освальд Шпенглер рассматривали человеческие общества как подобия биологических организмов, которые рождаются, живут и умирают. Арнольд Тойнби проделал колоссальную работу, описав в 12 томах историю 21 цивилизации (первый том этого труда вышел в свет в 1934 году). Он пытался сравнивать развитие этих цивилизаций и пришел к выводу, что цивилизация рождается как «ответ» конкретного общества на «вызов» со стороны природы или других обществ. «Вызовом» могло быть перенаселение, вторжение внешних врагов или другое событие, ставящее под угрозу существование общества, а «ответом» — социальная организация или технические новшества, позволяющие обществу выжить.
В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией исторического развития стала теория модернизации. По определению одного из создателей этой теории, Сирила Блэка, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным промышленной революцией. [29]
Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций, культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель, Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.
В 1963 году Уильям Макнил, один из учеников Тойнби, опубликовал монографию «Восхождение Запада». Он детально описал фундаментальные открытия древности и Средних веков, которые вызвали радикальные перемены в общественной структуре.
Но эта концепция не давала ответа на вопрос о причинах катастрофических кризисов, время от времени постигавших различные страны. Немецкий экономист Вильгельм Абель, сопоставив динамику численности населения Европы с динамикой цен, пришел к выводу, что картина циклического развития экономики с XII века вплоть до промышленной революции в целом соответствует мальтузианской теории. [29]
В 50-е и 60-е годы XX века мальтузианская теория циклов нашла подробное отражение в обобщающих трудах Слихера ван Бата, Карло Чиппола и ряда других авторов. Большую роль в разработке этой теории играла французская школа «Анналов», в частности работы Жана Мевре, Пьера Губера, Эрнеста Лабрусса, Фернана Броделя, Эммануэля Ле Руа Ладюри. В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъема и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США — новой экономической историей, или клиометрией. Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров.
В 1974 году вышел первый том «Современной миросистемы» Иммануила Валлерстайна. Развивая идеи Фернана Броделя, Валлерстайн показал, что становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития. Страны «мирового центра», где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии».
В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.
В работе «В погоне за мощью» Уильям Макнил, описывая диффузионные волны, порожденные техническими открытиями Нового времени, дополняет свою модель описанием мальтузианских демографических циклов. Таким образом, можно говорить о новой концепции развития человеческого общества, в которой внутреннее развитие общества описывается с помощью неомальтузианской теории, однако на демографические циклы иногда накладываются волны завоеваний, порожденных совершенными в других обществах открытиями. За этими завоеваниями следуют демографические катастрофы и социальный синтез, в ходе которого рождается новое общество и новое государство. [29]
Исторические периоды
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.
Исторические дисциплины
Дисциплины, связанные с историей
Смежные дисциплины
Примечания
Литература
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
1) процесс развития природы и человечества;
2) наука, изучающая прошлое, конкретные проявления и закономерности историч. процесса, развитие общества и деятельность людей во всём её многообразии.
Возникновение и становление исторической науки
История возникла как особый литературный жанр в глубокой древности из мифологических представлений, приобретших форму легендарно-эпических сказаний, и лишь постепенно, на протяжении многих столетий, приобретала черты науки. Представления о едином пространстве истории, однонаправленном линейном необратимом времени, восхождении человека от первого «завета» Бога к последующим впервые появились в Библии с самого начала её формирования во 2-й половине II-го тысячелетия до н. э. Примерно столь же древняя историческая традиция существует в Китае, а также в Древнем Египте, Месопотамии и др. древнейших очагах цивилизации.
Сближение истории с др. науками, активное использование методов, разработанных этими науками, дальнейшая дифференциация исследований существенно обогатили исследовательский арсенал историка, но в то же время создали угрозу расщепления традиционного предмета исторической науки, превращения её самой в подотрасли др. наук. Ситуация усугубляется нарастающими процессами в общественном сознании, всё более увлечённом парадигмами постмодернизма, с его безграничным релятивизмом, признанием сосуществования научного и паранаучного знания, стиранием граней между строгим исследованием и сенсационными «открытиями», предложенными публике людьми, не обладающими профессиональными знаниями и умением. Решить все эти проблемы историческая наука в состоянии на пути развития собственной методологической базы, углублённого изучения источников и популяризации результатов серьёзных научных исследований.
Структура исторической науки
Историческая наука имеет внутреннюю специализацию, ориентированную на изучение конкретных проявлений человеческой деятельности (военная история, экономическая история, истории культуры, религии, естествознания и техники, интеллектуальная история, история-биография и т. д.) или отдельных периодов человеческой истории (медиевистика, история Древнего мира или Нового времени и т. д.), на изучение истории стран и народов.
Функции исторической науки
Как любой науке, истории свойственна познавательная функция. Историческая наука позволяет лучше понять связи между явлениями, тенденции изменений, определить место человека или сообщества в постоянно меняющейся картине бытия, выявить органическое единство прошлого, настоящего и будущего. Общество требует от историка суждений и выводов, которые помогли бы избежать повторения совершённых в прошлом ошибок («уроки истории»). В то же время историк, как и человек, занятый любым др. интеллектуальным трудом, изучает свой предмет не только ради достижения конкретной практической цели, но также руководствуется не имеющим границ профессиональным познавательным интересом.
Важнейшее место занимает образовательная функция. Она заключается в разъяснении историками обществу сути познанных им явлений, исторических путей, пройденных народами и государствами, причин успехов и неудач на этих путях. Близко к образовательной находится воспитательная функция истории, зародившаяся ещё в Древнем мире, где большое значение придавалось «воспитанию гражданина» на исторических примерах гражданской добродетели. В истории видят силу, утверждающую в сознании людей также нравственные и религиозные добродетели. Историю принято рассматривать и как действенное средство в воспитании патриотических чувств, дефицит которых чреват национальными катастрофами. Общество признаёт и прогностическую функцию исторической науки. Есть учёные, которые придают самостоятельное значение эстетической функции исторической науки, которую они рассматривают как основу и мотив для синтеза теоретического и эстетического освоения мира.
Составные элементы исторического исследования
Среди методов исторической науки наибольшее распространение получил сравнительно-исторический метод. Он позволяет выявлять тенденции исторического процесса, формирует научную базу его периодизации, указывает на общее и особенное в истории, даёт возможность преодолеть пёструю оболочку явлений и проникнуть в их сущность. Сравнительно-исторический метод предполагает типологизацию исторических явлений, позволяющую отделить их сущностные характеристики от вторичных, необязательных. Типологизация является убедительной научной альтернативой практике прямых аналогий, которая допускает свободное сравнение различных по самой своей природе, но внешне схожих явлений и ведёт к опрометчивым выводам. Развитие сравнительно-исторического метода способствовало становлению историзма (в русле которого все явления прошлого и история в целом рассматриваются как некий процесс развития, подчёркивается принципиальная невоспроизводимость существенных характеристик исторических эпох, несмотря на их кажущуюся идентичность), пришедшего на смену провиденциализму (концепции Божественного предопределения), распространённому в античном и средневековом обществе и сохранившемуся в модифицированном виде в Новое и Новейшее время.
Сближение с социологией позволило историкам активно применять методики, практикуемые в социологических исследованиях. Так, из социологии в историю пришёл контент-анализ. Активно использует социологические методы также гендерная история, выделившаяся в последние годы в самостоятельное направление исторической науки. Подобным же образом из практики использования новых методов выросли такие направления и школы исторических исследований, как пропосография, развившаяся из историко-биографических исследований, микроистория, сосредоточившаяся на изучении «капилляров» истории, и др.
И в зарубежной, и в отечественной исторической науке постоянно появляются новые методы, что связано с потребностями самой науки и с заимствованиями из смежных дисциплин (социологии, этнологии, демографии, культурологии и др.). Совершенствуется категориально-понятийный аппарат исторической науки. Опыт исторических исследований последних столетий показал, что названные и иные методы позволяют более или менее точно описать и объяснить отдельные стороны исторического процесса, дать ключ к решению конкретных исследовательских задач, но не могут претендовать на универсальный характер. Обычно в исторических исследовании применяется сочетание различных методов, что позволяет историку максимально расширить спектр решаемых научных задач.
Методология истории находится в тесной связи с развитием исследовательских методик, которые, хотя и служат конкретным инструментарием специалиста, оказывают определённое воздействие на формирование методологической базы истории как науки.
Историческая наука и смысл истории
Мыслители разных эпох не раз задавались вопросом о смысле истории. Наиболее давним по времени и сохранившим немало приверженцев до наших дней нужно считать понимание истории как осуществление Божественного промысла. Просветители попытались объяснить содержание и смысл исторического процесса как развитие разума и наук. Г. В. Ф. Гегель и его последователи вернулись к телеологическому обоснованию сути истории, облёкши сам процесс в диалектические формы.
Историки-позитивисты фактически сняли проблему смысла истории, сосредоточившись на выяснении причинно-следственных связей между отдельными явлениями и событиями и оставив её на усмотрение третировавшихся ими философов. Новая попытка рационалистически объяснить смысл истории была предпринята марксистами, которые, осудив Гегеля за телеологическое видение истории, в итоге возвели собственную телеологическую конструкцию, но уже без Бога или гегелевской «абсолютной идеи». В XX веке историческая наука в своих построениях всё более определённо становилась на путь релятивизма, который в конце концов привёл к постмодернизму, провозгласившему приемлемыми все объяснения. Постижение смысла истории не является исключительной прерогативой историков. Оно является главной задачей философии истории, в решении которой историки участвуют вместе с философами и представителями др. отраслей обществознания.
Изучение истории
На Западе такого рода образования традиционно функционируют, как правило, при университетах; в нашей стране утвердилась практика изучения истории (как и др. наук) в системе Академии наук. Ведущие институты РАН (Институт всеобщей истории, Институт российской истории, Институт археологии, Институт этнологии и антропологии, Институт востоковедения, Институт славяноведения и др.) сыграли огромную роль в развитии исторической науки в СССР и РФ.
Важную функцию выполняют периодические исторические издания, актуализирующие историографические изыскания («Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Отечественная история», «Славяноведение», «Археология», «Этнографическое обозрение», «Востоковедение», «Вестник Древней истории» и др.). Невозможно представить себе развитие исторической науки без системы архивов, существующей в нашей стране и за рубежом. Существенный вклад в накопление, хранение и обработку исторических памятников вносят исторические музеи. Развитие исторической науки в Новейшее время потребовало объединения усилий историков на международном уровне. Успешно функционируют Международный комитет исторических наук (МКИН) и др. организации, объединяющие историков разных стран.
Иллюстрация:
Труды по всеобщей истории. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.