всем повысили зарплату а мне нет что делать
Всех повысили, а меня нет. Как не злиться?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
На работе недавно прошло повышение: руководство компании всех повысило, кроме меня.
И ещё приняли на работу несколько человек на должности выше моей,и эти люди теперь сидят рядом со мной, в одной комнате.
Я работаю в компании уже 4 года, а у вновь прибывших нет даже опыта в данном виде деятельности.
Что это? Издевательство со стороны руководства? Или посыл, что во мне не заинтересованы? Я, может, и уволился бы, но сейчас не могу в силу некоторых причин, и поэтому вынужден находится с этими людьми в одной комнате. Я с ними вообще не общаюсь даже если они что-то спрашивают и заметил, что постепенно начинаю их ненавидеть, но больше всего ненавижу «своё» руководство.
Я понимаю, что моя ненависть — это грех, но ничего не могу поделать. И, самое главное, я начинаю бояться уже за своё самочувствие как душевное, так и физическое. Не общаюсь с ними, кстати, по этой же причине чтобы не сорваться эмоционально..
Каждый день читаю молитвы, причём не прошу никаких благ, а прошу только улучшения своего эмоционального или психического (как угодно) состояния. На какое-то время это помогает и эта подавленность проходит, потом опять начинаешь думать об этой ситуации и все по новой.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Вам нужно, во-первых, исповедоваться в той зависти и злости, которые в Вас есть, копятся и растут с каждым днем. Не только молиться, но каждый раз на исповеди говорить о том неправильном, что есть в Вашей душе. Исповедоваться не реже раза в месяц, возможно, и чаще — спросите священника, как быть.
Безусловно, когда повышают всех, кроме тебя, когда дают лучшую должность человеку без опыта работы, это может вызвать и зависть, и обиды, и злость. Но Вы должны понимать, что сами по себе эти чувства неправильные и, что бы ни происходило внешне, внутрь их допускать никак нельзя, а если она зародились — бороться с ними всеми возможными способами. В первую очередь — молитвой и исповедью, причастием, если священник благословит. Когда накатывает зависть, молитесь «Господи, помилуй». И попробуйте поминать в молитве о здравии начальство и коллег, на которых злитесь. Это невыносимо трудно, но это надо делать в течение по крайней мере нескольких недель, да, через силу и через не могу.
Что касается работы, Вам нужно быть максимально эффективным на своем рабочем месте. Дело начальство — повышать Вас или нет, нужно признать, что тут Вы не властны, увы. И мотивы у начальства могут быть разные, в том числе и то, что они не видят в Вас эффективного на работника на более высокой, чем Ваша, должности. И оценка Ваших компетенция может соответствовать их уровню, а может быть и ошибочной. Все, что Вы можете сделать в этой ситуации — работать так хорошо, как только можете. Так и Вам будет не стыдно за свою работу, и компетенции свои Вы будете развивать и расширять, и начальство и коллеги будут видеть, что работник Вы хороший. В иных условиях и то,что Вас не уволили, уже большое достижение, на самом деле. Параллельно с работой старайтесь не только выполнять свои должностные обязанности, но и читать книги по специальности, смотреть в нерабочее время видео по теме Вашей работы и так далее, одним словом, нужно расти профессионально.
И, безусловно, как бы ни было плохо внутри, свои обязанности нужно выполнять и с коллегами по работе общаться спокойно, уважительно и доброжелательно. Иначе кончится тем, что Вы просто настроите весь коллектив против себя, и Вам от этого лучше не будет.
Что делать, если вам платят меньше, чем коллеге, выполняющему такую же работу
Узнать, что кто-то из коллег получает за вашу работу больше, можно по-разному — например, случайно увидеть его выписку о зарплате или услышать от него это напрямую. В любом случае вам будет неловко и обидно. Вот что следует делать, чтобы решить проблему без конфликтов.
Скорее всего, когда вы узнаете, что за ту же работу кто-то получает больше, вы придете в ярость. Особенно если у вас есть основания предполагать, что вам недоплачивают из-за пола, класса, возраста и других факторов, не связанных с вашими навыками и опытом.
Но бывают и вполне объективные причины. Например, коллега может зарабатывать больше просто потому, что при трудоустройстве он смог договориться на более высокую зарплату. Или же он просил повышения, а вы нет. А может быть, работодатель ценит его сильнее из-за большего опыта или уровня образования.
Не стоит думать, что если вы работаете в компании дольше коллеги, то вы обязаны получать больше, чем он. Довольно часто новички в компании могут зарабатывать больше старожилов.
К кому обратиться с проблемой
Итак, вы узнали, что кто-то получает больше вас, и подозреваете, что это дискриминация. Вы наверняка пожаловались лучшему другу, близким людям или своей маме. Хорошо, теперь пора решать проблему. Но к кому следует обратиться и что именно нужно делать?
В большинстве случаев надо идти сразу к начальнику (если у вас с ним хорошие отношения и он адекватен). В первую очередь, решение о размере зарплат принимало руководство. Если вы не можете поговорить с боссом, следует обратиться в отдел кадров.
Разумеется, беседа будет неловкой. Поэтому вы захотите ее отложить до более удачного времени, например, когда будет проводиться анализ эффективности сотрудников. Но эксперты советуют не затягивать с этой проблемой и разбираться с ней сразу. Довольно часто начальство сначала решает, какими будут зарплаты сотрудников, а потом проводит анализ эффективности чисто для галочки.
Не будьте агрессивными
Гнев — естественная реакция на несправедливость. Но для решения проблемы вам придется обуздать свои эмоции. Во время разговора вы должны быть спокойными и собранными. Не стоит делать поспешных выводов и сразу обвинять окружающих в дискриминации, особенно если вы не знаете всех фактов.
Вы должны не требовать, а спрашивать. Например, можно начать беседу так: «Меня беспокоит, что у нас с Олегом разный размер зарплаты. Мы выполняем одинаковую работу, и я опасаюсь, что разная оплата труда мужчины и женщины может быть нарушением. Не могли бы вы объяснить, чем именно обусловлена такая разница?»
Не спешите идти в атаку — просто поинтересуйтесь, почему вам платят по-разному. Как уже было сказано, причина может быть вполне разумной (например, ваш коллега руководит большей командой или работает над более сложными проектами).
Не отвлекайтесь от реальных проблем
Разговор будет трудным и, возможно, ваш начальник будет пытаться защититься или спорить. В таком случае следует отвлечь его от негатива, используя местоимения «мы» и «наши». Так вы покажете, что пытаетесь улучшить ситуацию ради общего блага, а не просите его о личной услуге. Можно сказать следующее:
Иногда менеджеров может смутить тот факт, что вы узнали размер зарплаты своего коллеги. Но по закону ничто не запрещает вам обсуждать свои доходы. Если начальник отклонится от темы, напомните ему, что вы пришли к нему, чтобы узнать, почему сотрудники получают по-разному.
Что делать, если вы столкнулись с дискриминацией
Если после разговора с начальником или главой отдела кадров вы поняли, что вам платят меньше только из-за пола, расы или иных причин, не связанных с рабочей эффективностью, то стоит написать жалобу. Но если вы понимаете, что это ни к чему не приведет, возможно, стоит поискать другую компанию. Не каждая работа стоит того, чтобы за нее боролись.
Непростые разговоры о зарплате — советы специалистам и руководителям от HR-экспертов
Как специалистам повысить себе зарплату
Мало кто может набраться смелости и конструктивно поговорить с руководителем о повышении зарплаты. Без шантажа, угроз, демонстрации офферов и так далее.
Но на самом деле это не так страшно и сложно, если следовать нескольким правилам:
1. Перед разговором четко сформулируйте аргументы, на которые будете опираться в процессе. Например, вы:
— стали брать на себя новые обязанности;
— нашли новых клиентов;
— внедряете что-то полезное в работу команды;
— обучаете младших сотрудников;
— перевыполняете план по KPI.
Эти и подобные примеры — повод поговорить с руководителем об увеличении зарплаты.
2. Изучите, какие зарплаты сейчас в digital. Это поможет оценить ситуацию на рынке и понять, приемлемые ли деньги вы получаете. Свежие исследования всегда можно найти realhr.ru. Если вы пользуетесь «корпоративными плюшками» (страховка, бесплатные обеды, занятия спортом, английским и т. п.), то их стоимость тоже можно добавлять к зарплате.
3. Иногда разговор нужно отрепетировать. Можно с друзьями, а можно просто проговорить всё перед зеркалом, чтобы от волнения слова не вылетели из головы. Будьте готовы к тому, что руководитель может не согласиться с вашим мнением и привести контраргументы, их тоже нужно заранее отработать.
4. Разговаривать с руководителем стоит наедине, а не при коллегах. В противном случае можно получить демонстративный отказ, ведь на следующий день все остальные сотрудники тоже захотят прибавку к зарплате.
5. Избегайте шантажа и угроз в духе «Либо вы мне повышаете зарплату, либо я ухожу». Многие работодатели принципиально не ведут переговоры в таком ключе, предпочитая расстаться с сотрудником. Кроме того, это просто детский подход, ведь взрослый человек всегда знает, за что конкретно он хочет получить повышение / прибавку к зарплате.
6. Размахивать оффером от другой компании тоже не стоит. Возможно, это и сработает, желаемая зарплата будет у вас в кармане, но вас могут «взять на карандаш» как не слишком лояльного.
Словом, хорошие результаты работы, подготовка к разговору и конструктивные аргументы творят чудеса.
К встрече лучше подготовиться. Подумайте:
— Какие достижения у вас были за последние 6–12 месяцев. Приведите примеры и укажите конкретные цифры, если они есть.
— Какие вопросы могут быть у руководителя и как вы будете отвечать на них.
Перед встречей можно потренироваться перед зеркалом.
Встречу лучше ставить заранее и выбирать время после обеда. Как правило, люди добрее после еды.
Вести себя стоит спокойно и уверенно, а формат встречи зависит от ваших отношений с руководителем и регламентов в компании. В любом случае не стоит шантажировать руководителя и угрожать уходом в другую компанию. Театральных постановок тоже лучше избегать. Чтобы не волноваться, представьте, что самое страшное может произойти. И поймите, готовы ли вы на такой риск и что будете делать в случае неудачи.
В целом во многих компаниях принято повышать зарплату сотрудникам раз в год, поэтому получить прибавку к зарплате можно в этот период.
Если прозрачного процесса по повышению зарплаты в компании нет, то подумайте, за что руководитель может платить вам больше денег. Возможно, вы:
— совмещаете несколько ролей в рамках одной должности;
— успешно внедрили новый процесс, который привел к росту показателей или сделал работу коллег легче.
Эти и подобные истории — повод поговорить с руководителем о повышении зарплаты.
Если вы подготовились к разговору и в компании нет финансовых проблем, то руководитель, скорее всего, согласится поднять вам зарплату. Вполне вероятно, что он уже в курсе ваших достижений и готов вас поощрить.
Если вы всё же получили отказ, спросите руководителя о причинах и обсудите, что можно сделать. Как вариант, договориться о конкретных результатах, зафиксировать сроки, а после этого повторно обсудить вопрос о повышении зарплаты.
Что делать руководителям, если они не могут поднять сотрудникам зарплату
Что точно стоит сделать
1. Даже если вы боитесь потерять ценного сотрудника, нельзя по первому требованию бежать и поднимать ему зарплату. Иначе завтра все остальные ваши сотрудники тоже захотят зарплату побольше.
2. Диалог о повышении зарплаты это двусторонний процесс: ты — мне, я — тебе. Можете предложить сотруднику подготовить отчет о проделанной работе за последние 3, 6 или 12 месяцев: рассказать о результатах, проанализировать эффективные решения и ошибки. А уже после этого разговаривать о зарплате.
3. Стоит составить план задач и целей на следующие 3 месяца и зафиксировать договоренности, при соблюдении которых вы сможете поднять сотруднику зарплату. И тут два варианта: либо сотрудник выполнит план (а вы сможете справедливо повысить ему зарплату), либо он не будет работать по плану, а значит, и о повышении зарплаты говорить рано.
Чего делать нельзя
1. Оправдываться: «Ты пойми, сейчас в компании не лучшие времена», «Денег нет», «У нас кризис» и т. д.
2. Уходить от разговора. Удивительно, но я до сих пор встречаю руководителей, которые пытаются избежать подобных диалогов с сотрудниками и начинают от них прятаться (в буквальном смысле).
3. Обещать повысить заработную плату в каком-то ближайшем будущем (например, в следующем году). Подобные поступки руководителя демотивируют сотрудника и коллектив в целом, а это приводит к снижению эффективности в работе.
Что можно предложить взамен, если не можете поднять зарплату
— Один дополнительный выходной в месяц. В тот день, когда сотруднику он нужен. Очень часто работодатели бояться этой мотивации, а зря. В большинстве случаев сотруднику просто важно знать, что у него есть этот день. А пользуются данной привилегией (по моему опыту) лишь 27% сотрудников.
— Возможность иногда работать удаленно, если должность сотрудника позволяет это сделать.
— Подумать о партнерских программах, благодаря которым сотрудники смогут получать скидки в салонах красоты, фитнес-студиях и т. д
Этот список может быть бесконечным. Важно понимать, что ценно для ваших сотрудников, что их мотивирует, какие у них увлечения. Это поможет вам сформировать программу нематериальной мотивации для всего коллектива Огромная ошибка — создавать такую программу по схеме «Как у других». Так не работает.
Стоит ли искать другие варианты: например, предлагать сотруднику новую должность
Для начала разберитесь, насколько сотрудник ценен для вашего бизнеса. Применимы ли его навыки и компетенции на другой позиции, где зарплата более высокая? Готовы ли вы вкладывать время и деньги в обучение сотрудника? Если ответы утвердительные, то можно смело пробовать этот вариант.
Кроме этого, можно рассмотреть:
— Доплату за наставничество. Например, к вам обратился менеджер по продажам и просит повышения. При этом должность руководителя отдела продаж занята. Предложите сотруднику стать наставником и помогать новым коллегам.
— Дополнительные задачи, за которые сотрудник будет получать надбавку. При этом задачи могут и не относиться напрямую к его должности, главное, чтобы сотрудник смог их выполнить.
Напоследок скажу: если в компании есть гибкая система мотивации, оклад и бонусы, то таких разговоров, как правило, не возникает в принципе.
Если прямо сейчас вы не можете повысить сотруднику зарплату, то нужен честный и конструктивный диалог: расскажите, почему не можете поднять зарплату, и обсудите, что нужно сделать сотруднику, чтобы это было возможно в будущем. Зафиксируйте договоренности и сдержите свое обещание, конечно же.
Можно обсудить систему нематериальной мотивации. Для этого нужно поговорить с сотрудником и выяснить его мотиваторы: например, обучение, дополнительные дни отпуска или выходные. Если говорить о материальной мотивации, можно подумать над KPI или премиями, но это отдельная большая тема, которая требует проработки. Ещё можно предложить сотруднику другую должность, если у него есть желание и нужные компетенции.
У вас был подобный опыт? Поделитесь советами в комментариях.
Всем работникам нужно проиндексировать зарплату. Иначе проверка и штраф
УФНС по Тамбовской области внезапно напомнило работодателям, что они должны индексировать зарплаты. По соцсетям и бухгалтерским сайтам прокатилась волна новостей с пугающими заголовками: говорят, компаниям теперь грозят штрафы до 50 тысяч рублей и жалобы в прокуратуру.
В самой индексации и штрафах нет ничего нового — эта норма работает давно, хотя и соблюдают ее не все работодатели. Правда в том, что немногие фирмы каждый год специально для индексации по трудовому кодексу аккуратно поднимают оклады на 4—5%. Информация налоговой это подтверждает. И это на самом деле нарушение, повод для штрафа и проверок.
В этой истории есть нюансы, которые стоит знать всем: сотрудникам, чтобы не обольщаться по поводу повышения зарплат, и работодателям, чтобы избежать штрафов.
В чем суть индексации
Есть такое требование по трудовому кодексу: все работодатели обязаны индексировать зарплаты. Это государственная гарантия, что покупательная способность зарплаты сохранится, даже если сотрудника не повысят в должности, а бизнес приносит мало прибыли.
Зарплату нужно индексировать всем сотрудникам и независимо от формы собственности. Есть трудовой договор, платите зарплату — будьте добры ее повысить.
Индексацию проводят в связи с ростом потребительских цен. Нельзя, чтобы работник получал один и тот же оклад годами. Цены растут, коммунальные услуги становятся дороже с одобрения государства. Значит, и зарплаты нужно повышать.
Обычно об индексации говорят, когда имеют в виду бюджетников. Но это касается вообще всех работодателей, независимо от вида деятельности, формы собственности и оборотов. Для коммерческих компаний исключений нет.
На сколько нужно повышать зарплаты
У бюджетников своя история: им зарплаты индексирует государство. Они там сами решают, что, когда и на сколько повышать.
А вот для бизнеса конкретных требований нет. Ни в трудовом кодексе, ни в других законах не написано, на сколько нужно повысить оклад менеджера, кладовщика или главбуха, чтобы не попасть на штраф. Можно ориентироваться на индекс потребительских цен. Например, в целом по стране в декабре 2017 года по отношению к декабрю 2016 года этот индекс составил 102,5%. Это значит, что зарплаты нужно повысить минимум на 2,5%. Хотя в Москве индекс за тот же период составил всего 100,4% — повышение могло быть меньшим.
Получается, у работодателей есть два минимальных требования: нельзя платить меньше МРОТ и нужно каждый год индексировать зарплату. Это все, что написано в законах, но не все, что нужно знать.
Как оформлять индексацию
По оформлению внятных правил тоже нет. Ясно только, что порядок индексации фиксируют во внутренних документах. По-бухгалтерски они называются локальными нормативными актами. Например, это может быть коллективный договор или положение. В этих документах работодатель описывает, как именно будет индексировать зарплату.
Сотрудники подписывают документы и так соглашаются с правилами компании. Часто сотрудники подписывают, что согласны с локальными актами, хотя ни разу их не читали. Потом ходят по судам или удивляются, почему это всем индексируют зарплату, а им нет.
Есть микропредприятия, которые имеют право не составлять локальные акты. Но даже они должны прописать условие об индексации в типовом договоре.
У разных работодателей порядок может отличаться. Где-то повышают оклады раз в квартал, где-то по итогам года, кто-то просто платит премию в декабре. Еще раз: в законе конкретики нет. Любой способ правильный, если он помогает поддерживать покупательную способность зарплаты и компенсирует рост цен.
Что будет, если не проводить индексацию
Вот об этом и напомнила налоговая по Тамбовской области. Санкции для всех одинаковые и действуют не только в Тамбове. Если у вас бизнес в Москве, Хабаровске или селе под Брянском, вас это тоже касается.
Когда работодатель не индексирует зарплату, считается, что он выплатил ее не в полном объеме. Здесь важно понимать, что накажут именно по ч. 1 ст. 5.27 КоАП, а не по ст. 5.31, где штрафы в десять раз меньше. Недавно это подробно разъяснил Минтруд в официальном письме.
Директора или ИП могут оштрафовать на 5 тысяч рублей, фирму — на 50 тысяч. Есть шанс ограничиться предупреждением, но это уже на усмотрение суда.
Кто за это оштрафует и как узнают
Узнать о нарушении просто.
Жалоба работника. Если сотрудники поймут, что им не индексируют зарплату, они могут написать жалобу в трудовую инспекцию. Придет проверка, вскроются нарушения, и работодателя оштрафуют. Работник при этом отдельно сможет подать в суд, чтобы взыскать недоплату и неустойку.
Информация из налоговой. Все работодатели сдают отчеты по сотрудникам. Из этих документов понятно, какой зарплатный фонд и сколько человек работает. Легко посчитать среднюю зарплату и проследить, как она менялась. Есть отчеты и по каждому сотруднику, но так глубоко налоговая может не проверять: для жалобы в прокуратуру и трудовую инспекцию ей хватит и средних данных. Это вы потом будете объяснять, что у вас кто-то на полставки, кто-то по совместительству, а директор вообще работает за спасибо.
Тамбовская налоговая заметила, что не все работодатели повышают зарплаты. Пригрозила им сообщить куда надо — пусть примут меры. Остальным напомнили, что нужно проиндексировать зарплату даже за прошлые периоды и доплатить взносы. Заодно придется исправить отчеты.
Даже если ваша налоговая такую новость на официальном сайте не опубликовала, примите сигнал. Он всех касается.
Проверка из инспекции труда. Прийти могут и не по жалобе из налоговой, а сами. Например, если вы в плане проверок на 2018 год. Узнайте, стоит ли вам ждать гостей, и подготовьтесь.
Уточнения от Верховного суда
Государство говорит: работодатель обязан индексировать зарплату. Но не говорит, как именно это нужно делать. Есть вариант повышать оклады на 5% и называть это индексацией. Допустим, вы так не делали, но зато платите премии, устанавливаете надбавки, у менеджеров есть процент от продаж и в целом зарплаты сотрудников как-то растут.
Поздравляем, вы выполняете требования трудового кодекса. Президиум Верховного суда в п. 10 недавнего обзора судебной практики подтвердил, что это законный способ поддержания покупательной способности зарплаты.
Можно даже написать, что зарплата индексируется, если будут достигнуты определенные показатели по выручке и прибыли. А если их достичь не удастся, то и индексации не будет — это тоже законно. Вы вроде бы и не повысили зарплаты, а закон соблюдаете.
Вполне возможно, вы ничего не нарушали, даже если не повышали зарплату. Только документы нужно оформить правильно. Если придет проверка, в первую очередь попросят именно бумаги.
Но даже если документов не будет, вас не обязательно оштрафуют. На самом деле все эти новости только звучат угрожающе. У работодателей достаточно свободы и способов не повышать зарплату и избежать штрафов — нужно только разобраться в нюансах. Конституционный суд это подтвердил еще в 2010 году.
Есть такие сотрудники, которым несколько раз повышают зарплату, платят премии, а они потом идут в суд и требуют еще провести индексацию. Ссылаются на 134 статью трудового кодекса — работодатель же обязан. Суды им отказывают, потому что нечего требовать формальную индексацию, если зарплата и так росла.
Подключайте эксперта — грамотный бухгалтер или кадровик грамотно все оформит и никакие 50 тысяч рублей штрафа вместе с претензиями вам не грозят. Даже если они от тамбовской налоговой.
Если цены снизятся, зарплату можно снижать?
Нет, в таком случае зарплату снижать нельзя. По трудовому кодексу индексировать можно только в сторону повышения. Не злоупотребляйте.
Как построить разговор о повышении зарплаты
Этап первый. Подготовка к переговорам и управление ситуацией
Выбор времени
Люди гораздо добрее и позитивнее относятся ко всем окружающим и их просьбам, когда они сыты. Поэтому лучше проводить переговоры после обеда.
Подготовьте и отрепетируйте первую фразу
Первая фраза должна быть точной. Она задает тон всей беседе.
«Я хочу повышения» или «мне кажется, я заслуживаю лучшего», или «платите мне больше, или я уйду», — все варианты имеют свои плюсы и минусы. Какой вариант подойдет для вашего случая?
Обязательно отрепетируйте первую фразу хотя бы в диалоге с женой или мужем. Вы должны произнести ее так, чтобы вам поверили и вы сами в нее поверили.
Учитывайте интересы третьих лиц
Как рассуждает руководитель? «Если я повышу сейчас, это может войти в привычку. Если я повышу одному — надо будет повышать всем». Ваше вознаграждение может быть для руководителя политическим вопросом, решение которого затронет многих людей.
На одном из проектов сложилась следующая ситуация. Были простые задачи, которые могли решать все. И сложные задачи, которые мог решать только я.
Я провел переговоры о повышении зарплаты, но ничего не добился. Позже я узнал, чего боялся руководитель: коллеги могли узнать, что мне повысили вознаграждение за решение простых задач, и тоже начали бы требовать повышения.
Поэтому надо было просить повышения лишь за решение сложных задач и убедить руководителя, что о повышении никто не узнает.
Определите для себя ситуацию переговоров
Для вас это «последний бой»? Или это «разведка боем»? Способ проверить прочность каменной стены или игра в рулетку по принципу «что выпадет»?
К этим переговорам можно относиться по-разному. Если это «последний бой», то и действовать надо серьезнее и решительнее.
Определите наилучшую альтернативу неудавшимся переговорам
Подумайте о том, что вы будете делать, если руководитель откажется повышать зарплату.
Будете ли вы продолжать работать как раньше? Или напишете заявление? Или будете рассказывать гадости про руководителя за его спиной? Или совершите очередной подвиг, чтобы доказать, что достойны повышения?
Может быть, у вашего руководителя сейчас просто нет ресурсов для повышения вознаграждения. Предложите ли вы свою помощь, чтобы эти ресурсы найти?
Определите, какие переговоры вы собираетесь провести
При манипулятивных переговорах каждая из сторон использует различные трюки и уловки, надеясь обмануть противника. Обычно в такой игре сильнее руководитель, но и сотрудник может создать удачную ситуацию. Например, когда вы требуете повышения зарплаты на корпоративе: играя в одной команде, вы спасаете шефу жизнь и намекаете на ответную благодарность с его стороны.
Силовые переговоры связаны с борьбой за власть и демонстрацией власти. Вы можете вести силовые переговоры, когда вы представляете опасность или владеете ценным ресурсом. Например, грозитесь уйти к конкурентам, если с завтрашнего дня ваш гонорар не увеличится в два раза.
Если у вас есть власть, всегда имеется соблазн ее использовать. Но помните, что люди не любят, когда их прижимают к стенке. Вам могут отказать только ради того, чтобы сохранить власть. А если согласятся, то затаят злобу и рано или поздно вам об этом напомнят.
Деловые переговоры исходят из отношений партнерства между вами и руководителем. Вы делаете одно дело, и, чтобы добиваться лучших результатов, просите для себя необходимых условий работы. Вы оцениваете свои выгоды и потери, выгоды и потери шефа и торгуетесь, показывая, каким образом каждая из сторон может минимизировать потери и увеличить взаимную выгоду.
Этап второй. В бой
В процессе переговоров надо решить последовательно две задачи.
Первая задача — добиться самого факта обсуждения вашей зарплаты.
Вторая задача — добиться желаемого в процессе переговоров.
Позаботьтесь, чтобы вас и руководителя ничего не отвлекало
Если разговор будет руководителю не очень приятен, то он захочет его избежать под каким-либо предлогом. Поэтому у вас должно быть достаточно времени, чтобы обсудить все вопросы.
Невербалика
Если вы верите в то, что эти деньги вам нужны, и если хотите их получить, то не улыбайтесь. Хороший руководитель — хороший психолог. Он примерно за 15 секунд определит, легко ли можно будет вам отказать. Если вы улыбаетесь, значит — пришли с миром. Значит и уйдете с миром. И без денег.
Обозначьте цель переговоров
Тут важна ваша заученная уверенная фраза.
«Я бы хотел обсудить вопрос повышения гонорара на 10%». Или «Можем ли мы обсудить вопрос повышения моей заработной платы?»
Руководителю достаточно нескольких секунд, чтобы понять, стоит ли воспринимать вашу просьбу всерьез, поэтому надо быть максимально естественным и уверенным.
Аргументируйте, почему вы претендуете на прибавку к зарплате
Может быть, вы совершили подвиг? Может быть, у вас есть очевидные и объективные заслуги?
Расскажите о своих достоинствах и достижениях. Должно быть не менее трех доводов, почему вы достойны лучшего.
Не вываливайте сразу все — самые сильные доводы приберегите на конец переговоров. Вы же не думаете, что руководитель сразу согласится с вами?
Не спрашивайте «Почему?»
Идеальных работников не существует. Всегда найдутся поводы, чтобы отказать. Вы пришли говорить не о том, почему вам нельзя повысить зарплату, а о том, почему нужно это сделать. Поэтому вместо исследования тараканов в голове руководителя гните свою линию — аргументируйте собственные достоинства и преимущества.
Не уходите без четкого ответа
Ваша задача — добиться определенной реакции. Да значит да, нет значит нет.
Руководители часто используют манипуляции и уход от ответа. Помните, чаще всего у них больше опыта в переговорах, чем у вас.
«Я это не решаю», «давай подождем», «покажи на что ты способен» — это все уход от ответа и стремление оставить все так, как есть.
Этап третий. После переговоров
Если переговоры удались — поблагодарите руководителя, похвалите себя и принимайте поздравления.
Если переговоры не удались — самое время выполнить то, что вы решили заранее: провести в жизнь наилучшую альтернативу неудачным переговорам.
Помните, что переговоры — это игра, в которой всегда можно сделать новый ход. Поэтому подходите к этому вопросу стратегически. Используйте любое решение руководителя для достижения собственных целей.