всегда ли послеконфликтная стадия обозначает что конфликт полностью исчерпан
Стадия завершения конфликта и послеконфликтная стадия. Причины возникновения мертвой точки конфликта. Основные формы завершения конфликта, их характеристика и критерии
На стадии завершения конфликта степень противоборства ослабевает, взаимодействие становится не столь интенсивным и негативно окрашенным. Участники конфликта видят, что все их действия не приводят к поставленным целям и не разрешают противоречия, поэтому ищут другие способы урегулирования конфликтной ситуации. После чего конфликт разрешается.
Послеконфликтная стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные конфликтом межличностные отношения между участниками. Если конфликт разрешен способом, не полностью удовлетворяющим индивида, могут оставаться условия, которые мешают построить прежние отношения. В этом случае на послеконфликтной стадии происходит частичная нормализация отношений. Если участники завершенного конфликта видят необходимость совместной конструктивной деятельности и обоюдно стремятся восстановить прежние отношения, наступает полная нормализация межличностного взаимодействия.
Причины возникновения мертвой точки в конфликте:
— провал тактики противостояния;
— истощение необходимых ресурсов (энергия, деньги, время);
— потеря социальной поддержки;
Базовые формы завершения конфликта: разрешение; затухание; урегулирование; устранение; завершение путем перерастания в другой конфликт.
Первые две формы завершения осуществляются силами субъектов конфликта.
Разрешение требует совместного участия оппонентов по изменению своих изначальных позиций. Это может произойти благодаря обоюдным уступкам или взаимному компромиссу противоборствующих сторон либо установлением сотрудничества.
Затухание – это временное и частичное завершение конфликта. Противоречие, послужившее причиной столкновения, не разрешается, между оппонентами могут остаться напряженные отношения.
К подобной форме завершения приводит: изменение приоритетов движущих оппонентами мотивов; потеря значимости объекта конфликтной ситуации; недостаточность сил для продолжения конфликта или истощение ресурсов.
Урегулирование и устранение конфликта – формы завершения, происходящие с участием независимых сторон.
Урегулирование может произойти и без согласия конфликтующих сторон. В результате проводимых переговоров третьи лица сводят конфликт к компромиссному разрешению, добиваются уступок со стороны главных субъектов конфликта.
Устранениеконфликта основанона радикальном изменении элементов структуры конфликта. Это достаточно жесткая форма разрешения конфликта, но при некоторых конфликтах является единственно возможной.
Способы урегулирования при устранении:
длительное временное недопущение взаимодействия конфликтующих сторон;
обеспечение полного исключения взаимодействий оппонентов;
ликвидирование объекта конфликта;
удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.
Завершение путем перерастания в другой конфликт. Иногда при конфликтном взаимодействии появляется новый объект конфликта. Если его значимость для оппонентов более велика по сравнению с прежним объектом, то их взаимодействие перерастает в другой конфликт. Такая форма завершения конфликта возможна как при самостоятельных совместных действиях конфликтующих сторон, так и при участии в разрешении конфликта третьего лица.
При любой форме завершения конфликта важно понимать, когда конфликт можно считать завершенным.
Основные критерии завершения конфликта:
-удовлетворенность конфликтующих сторон результатами завершения;
-достижение цели одной из сторон;
-разделение объекта конфликта между оппонентами;
-устранение одного из участников конфликта;
-изменение позиции одной из сторон конфликта.
Вопрос 3. Завершение конфликта и послеконфликтный период
К завершению (деэскалации) конфликта ведут три пути.
1. Кульминация наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает; организации, в которой они сотрудничают; общности, в составе которой они живут.
Кульминация — это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим или, по крайней мере, одной из сторон становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.
2. Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Нередко стороны начинают предпринимать меры по погашению конфликта, не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взрыва. Здесь тоже имеет значение «предел терпимости» конфликтантов. При превышении этого предела они устают от конфликта, им «надоедает» конфликтовать, и возникает желание как-то уладить разногласия. Предчувствие, что «добром это не кончится», настраивает их перейти к поиску путей улаживания конфликта, минуя кульминацию.
Завершение конфликта. Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в перемене ценностей субъектами противоборства. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта и вообще, что «так больше жить нельзя».
На этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся: явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство; очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно; обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю; появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.
С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны.
Наиболее типичные из них следующие: устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства; устранение (уничтожение) объекта конфликта; изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта; участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения; обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи; переговоры как один из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.
Различают следующие виды деэскалации:
1) с точки зрения реализации цели: победа, поражение, компромисс;
2) с точки зрения формы разрешения: мирная или насильственная;
3) с точки зрения функций: конструктивная или деструктивная;
4) с точки зрения полноты разрешения: полностью завершённая или отложенная
Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть: затухание (угасание) конфликта, устранение конфликта, перерастание конфликта в другой конфликт.
Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.
Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.
Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, которые оказывались в конфликте. Этап характеризуется переживаниями участников, осмыслением ими своей позиции. Происходит коррекция самооценки, уровня притязаний, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.
Полная нормализация отношений наступает в момент осознания сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, достижение доверия.
Вопросы на практическое занятие:
1. особенности межличностных конфликтов
2. причины межличностных конфликтов
3. предупреждение межличностных конфликтов
4. эффективное разрешение межличностных конфликтов
1. межгрупповые конфликты в конфликтологических теориях
2. классификация групповых конфликтов
3. причины возникновения межгрупповых конфликтов
6. Послеконфликтная стадия
Некоторые исследователи не включают послеконфликтную стадию в структуру динамики конфликта (В. Ф. Нэх, В. П. Пугачев, А. Р. Аклаев и другие). Их точка зрения выглядит вполне логично, так как стадия завершения (урегулирования) конфликта предполагает, что существовавшая конфликтная ситуация в ходе конфликта разрешилась и нет оснований для дальнейшего анализа.
Учитывая неоднозначность послеконфликтного периода в динамике конфликта, А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов выделяют в этом периоде два этапа: 1) частичную нормализацию отношений между сторонами и 2) полную нормализацию их отношений. По нашему мнению, данный подход способствует конструктивному анализу послеконфликтной стадии.
Итак, завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений: •
насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемых целей; •
какими методами и способами велась борьба; •
насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и другие); •
насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства сторон; •
удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон; •
какие методы были положены в основу переговорного процесса; •
насколько удалось сбалансировать интересы сторон; •
был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некой «третьей силой») или явился результатом взаимного поиска решения конфликта; •
какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, ставшие причиной конфликта. Наиболее прочным является мир на основе консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью разрешенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудничества.
В зависимости от того, насколько удалось сторонам разрешить имевшиеся противоречия, можно говорить о частичной или полной нормализации отношений. Полная нормализация возможна тогда, когда у конфликтовавших сторон отсутствуют взаимные претензии. Частичная нормализация отношений возникает, если одна или обе стороны не удовлетворены итогами завершившегося конфликта. Так, например, после Второй мировой войны прошло уже более 60 лет, но между Россией и Японией до сих пор нет всеобъемлющего мирного договора, так как Япония имеет к России претензии по поводу четырех островов
Курильской гряды. Поэтому данную послеконфликтную ситуацию можно считать лишь частично нормализованной.
При любом варианте разрешения конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени. Иногда для «снятия» взаимных негативных восприятий требуются десятилетия, пока не вырастут новые поколения людей, не испытавших на себе всех ужасов минувшего конфликта. На подсознательном уровне такие негативные восприятия бывших оппонентов друг к другу могут передаваться из поколения в поколение и каждый раз «всплывать» в реальную жизнь при очередном обострении спорных проблем.
Послеконфликтная стадия знаменует собой новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. Например, чеченская война 1994—1996 гг. буквально заставила высшее российское руководство по-новому строить свои отношения с республикой Ичкерия, по-новому взглянуть на ситуацию во всем Кавказском регионе и более реально оценить военный и экономический потенциал России.
Контрольные вопросы 1.
Из каких стадий состоит общая структура динамики конфликта? 2.
Какие этапы проходит стадия формирования конфликтной ситуации? 3.
Что такое инцидент и какова его роль в конфликте? 4.
Какие этапы проходит стадия эскалации конфликта? 5.
Когда и почему происходит «переоценка ценностей» во взаимоотношениях конфликтующих сторон? 6.
Какие варианты развития событий возможны на стадии деэскалации и разрешения конфликта? 7.
Что такое послеконфликтная стадия и какова ее роль в завершении конфликта?
Послеконфликтная стадия
1. Предконфликтная стадия. Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам. Социальная напряженность представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер.
2. Собственно конфликт. Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению.
3. Стадия разрешения конфликта. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.
На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:
1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;
3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер;
4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;
5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.
№13 Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии
В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 5.1). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.
Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная.
Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.
Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.
№14. Управление конфликтом.
Управление конфликтом – это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия, то есть управлять конфликтом – значит обеспечивать ему максимальную возможность для саморегулирования и содействие выходу из кризисов в следующую фазу.
Наиболее часто используемые методы управления конфликтами:
· Организация встреч конфликтующих сторон, оказание им помощи в определении причин конфликта и конструктивных путей его разрешения
· Постановка совместных целей и задач, которые не могут быть решены без примирения и сотрудничества конфликтующих сторон
· Привлечение дополнительных ресурсов (в том случае, когда конфликт был обусловлен дефицитом ресурсов: производственных площадей, финансирования, возможностей для продвижения по службе и т.п.)
· Выработка обоюдного стремления пожертвовать чем-либо для достижения согласия и примирения
· Административные методы управления конфликтом (например, перевод работника из одного подразделения в другое)
· Изменение организационной структуры, совершенствование обмена информацией, перепроектирование работ
· Обучение работников навыкам управления конфликтами, мастерству межличностного общения, искусству ведения переговоров.
№15.Переговоры: подготовка, этапы проведения. Национальные особенности поведения.
Существуют несколько подходов к определению понятия «переговоры». С точки зрения практического использования этого понятия наиболее удачным является определение переговоров как процесса, в котором конфликтующие стороны пытаются найти общие взаимоприемлемые решения для успешного взаимодействия и сотрудничества. Чаще всего переговоры проводятся в форме конференций, саммитов, сессий, совещаний, встреч и т.д.Вне зависимости от избранной формы к переговорам следует тщательно готовиться. Подготовительная работа включает две стадии:организационную и теоретическую.
1. Основными элементами организационной стадииявляются следующие: определение и согласование повестки дня, времени и места проведения; выбор соответствующего здания, формирование состава делегаций; создание приемлемых условий для их размещения; обеспечение делегаций связью, транспортом; составление плана рассадки; выработка регламента.
2. Основными задачами теоретической части являются: 1. подготовка переговорной концепции;2.анализ предполагаемых целей и позиции партнера; 3. определение стратегии и тактической линии; 4. подготовка выступлений, речей, документов, проектов резолюций.
Процесс переговоров включает следующие этапы:
· анализ потребностей (собственных и противоположной стороны);
· выбор стиля ведения переговоров;
· контроль климата ведения переговоров;
· определение тактики ведения переговоров;
· управление развитием ведения переговоров;
· оценка результатов и последствий переговоров.
Трудности на переговорах зачастую обусловливаются различиями национальных культур. Принято различать культуры, в которых произнесенные слова воспринимаются практически без учета возможного скрытого смысла. Это так называемые культуры с низким уровнем контекста. К ним относятся, например, американская и немецкая. В других культурах, в частности персидской, французской, японской, значение контекста очень велико. Порой скрытый в словах смысл способен менять сказанное на прямо противоположное.
Довольно распространенным является мнение, что легче вести переговоры представителям одной расы и тем более одной национальности. Между тем это не всегда так. Ученые пришли к выводу, что чем ближе народы друг к другу этнически, тем более существенными представляются им различия во взглядах на ту или иную проблему (обратите внимание, как трудно проходят российско-украинские переговоры). Зато чем больше разнятся народы в этническом плане, тем более значимыми для их представителей будут совпадения во мнениях. При этом следует отметить, что при совпадении интересов сторон национальные различия не замечаются, но стоит возникнуть конфликту, как они начинают играть важную роль.
Надо учитывать, где участник переговоров родился, получил образование, живет и работает в настоящее время. Так японец, проживающий в США и ведущий переговоры от имени американской компании, в определенной мере может сохранить черты, присущие японскому национальному характеру, и это будет влиять на его поведение на переговорах. Однако в целом его стиль ведения переговоров будет скорее американским, поскольку на формирование его личности большое влияние оказала та среда, в которой он был воспитан.
№16 Понятие команды: различия между командой и группой.
Команда стремится к достижению цели общими усилиями, у членов группы цели могут различаться, хотя они тоже объединены одной деятельностью.
Во-первых, в группе исполнение работы обычно зависит от индивидуальной деятельности ее членов. Результат работы команды зависит от личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии.
Второе отличие связано с тем, какое место уделяется ответственности за выполняемую работу. Обычно члены групп объединяют свои ресурсы для достижения цели, хотя это одновременно и работа каждого в отдельности, которая берется в расчет, когда речь заходит о выдаче премий. Члены групп чаще всего не несут ответственности за общий результат работы, но отвечают только за свою персональную деятельность. Команды же придают значение как индивидуальной работе каждого из ее членов, так и общему результату. Ее члены работают сообща для достижения результата, который является совместным вкладом команды в работу, и каждый из команды разделяет ответственность за результат. Главное же различие состоит в следующем: в группах люди, занимающиеся контролем в организации, требуют персонального отчета о проделанной работе от каждого, в то время как члены команд осуществляют самоконтроль.
В-третьих, в то время, когда члены групп могут лишь разделять общую цель, члены команд, помимо прочего, разделяют и общие обязательства по достижению цели.
В-четвертых, команды отличаются от групп характером своей связи с менеджментом. Обычно руководство ставит перед командой цель и не вмешивается в процесс планирования внутрикомандной работы, то есть команды должны иметь различные уровни самоуправления. Они должны обладать высокой степенью свободы и быть в состоянии самостоятельно устанавливать промежуточные цели, заниматься расчетом времени выполнения работы и иметь возможность максимально приблизить результаты к поставленной цели. Все эти действия должны происходить без вмешательства со стороны руководства или при его минимальной вовлеченности в процесс работы команд. Таким образом, команды по своей сути являются самоуправляющимися или частично управляемыми подразделениями организации. Однако было бы неверно считать, что команды имеют полную независимость от высшего менеджмента компании и от контроля со стороны соответствующих органов организации. Они обязаны отвечать требованиям вышестоящих уровней управления корпорации, которые также могут быть организованы на основе командного принципа (такие команды высшего уровня называются высшим руководящим звеном организации).
№17 Классификация команд в современном менеджменте.
В качестве основных критериев классификации рабочих команд можно использовать следующие критерии:
1) Членство: какие категории сотрудников организации входят в состав рабочей команды;
2) Цели и функции: какие цели и задачи ставятся перед рабочей командой; какие функции выполняет команда;
3) Жизненный цикл: какова продолжительность периода времени существования рабочей команды;
4) Управление: каким образом осуществляется руководство рабочей командой;
5) Взаимодействие: какие формы отношений используются в процессе функционирования рабочей команды;
методы: какими способами и средствами пользуются команды для достижения поставленных целей.
В соответствии с приведенными критериями можно выделить десять типов команд:
Интрафункциональные команды: информация и функции разделены между членами команды; структура и состав варьируются при изменении области приложения.
Оперативные команды: временное объединение специалистов различного профиля для решения актуальных проблем и выработки рекомендаций; периодические кратковременные встречи (1-2 часа в неделю); практическая деятельность не входит в компетенцию команды.
Кроссфункциональные команды: фокусируются на совершенствовании некоторого процесса; обычно привлекаются специалисты из различных подразделений организации; часто такие команды трансформируются в самоуправляемые или самонаправляемые команды.
Предпринимательские команды: специализируются на наблюдении за процессом производства специфического продукта или сегментом клиентов, поддержании и совершенствовании системы, ориентированной на потребителя.
Исполнительные команды менеджеров: создаются для выработки стратегических решений и руководства; лидером команды, как правило, является первое лицо организации.
Координационные команды менеджеров: создаются в условиях сетевой организации для выработки стратегических решений и координации рабочих команд нижнего уровня.
Самоуправляемые команды: имеют большие права, полномочия и ответственность по вопросам, не связанным с функциями постановки целей и планирования; внешние контакты обеспечиваются менеджерами или другими подразделениями.
Виртуальные команды: интеллектуальные команды, контактирующие посредством компьютерных сетей.
№18. Распределение ролей в команде по М. Белбин.
Разведчик (Исследователь ресурсов).Это экстравертивный (ориентированный на внешний мир), собирающий ресурсы тип генератора идей. Разведчик исследует и докладывает об идеях, ресурсах и новых усовершенствованиях, которые имеются вне команды. Он естествен в общественных отношениях и создает полезные внешние контакты для команды. Он обычно знает, как примирить интересы людей с общественными интересами.
Доводчик (Завершающий работу).Доводчик продвигается вперед и настаивает на данном плане, проекте или предложении, когда возбуждение и энтузиазм других членов команды исчерпаны. Доводчик является тем, кто хорошо планирует, выполняет и доводит до конца задачи команды. Он раздражается, если работа команды отстает от графика, и теряет удовлетворение от работы, когда работа не завершена.
№19 Построение новой команды: факторы и принципы.
В процессе жизненного цикла команды можно выделить следующие этапы:
· Организационные (определение проблем организации, выбор типа команды и отбор ее членов, определение полномочий, подхода к работе);
· Управленческие (определение цели команды и ожидаемых результатов, выбор направления деятельности, получение ресурсов, анализ проблем и выбор стратегических действий их преодоления, готовность делегировать и принимать полномочия и ответственность);
· Индивидуальные (определение требований к членам команды, подбор специалистов, дополнительное развитие и факторы мотивации членов команды, определение ролей членов команды).
Принципы построения команды:
№20 Самоуправляющиеся команды
Самоуправляющие команды, создаваемые менеджерами, позволяют им быстрее и более эффективно реагировать на изменение внешних условий и потребности клиентов, нежели отдельным работникам.
Многие эксперты в области мененджмента подчеркивают эволюцию наиболее конкурентоспособных фирм в сторону формирования в них само-управляющихся команд, что ведет к предельной ориентированности на выполнение задачи. В них очень высока склонность к новаторству и согласованность действий отдельных сотрудников.
Самоуправляющиеся команды имеют следующие характеристики:
1) оптимальное количество членов команды — 3—5—7 человек, в зависимости от сложности стоящей задачи. Именно такая численность сотрудников, как свидетельствуют многочисленные исследования, позволяет наиболее эффективно использовать «мозговой штурм» и другие интенсивные методы решения проблем;
2)Лидеры команды отвечают за выполнение плана, соблюдение стандартов качества, уровень затрат, развитие членов коман-ды, а также несут ответственность за пограничное руководство», т.е. за поддержку персонала и коммуникации с остальными подраз-делениями
3)все большая интеллектуализация труда заставляет лидеров команд, в первую очередь, выполнять функции координаторов, помощников, инициаторов новых идей, а не собственно руководителей;
4)самоуправляющиеся команд,особенно в больших фирмах, являются автономными образованиями самостоятельно отвечающими за составление и выполнение планов своей деятельности,развитие показателей производительности и проверку стандартов качества.
5)специализация работы в командах — минимальна, т.к. все её члены действуют гибко и согласованно, передавая задачи друг
другу, поскольку обладают навыками многофункциональной дея-тельности;
6)эффективность команды определяется высоким рейтингом успешной деятельности каждого ее представителя, способного, при необходимости, в сложной ситуации, взять на себя бремя лидерства и ответственности;
7)команда ориентирована и поощряет развитие новых идей для повышения производительности всех видов деятельности, коллективно решая вопрос о вознаграждении за сделанное рациональное предложение.
Эффективность команды зависит от структуры лидерства в ней, взаимозависимости ее сотрудников и степени нацеленности на конечный результат деятельности. Она также определяется осознанием сотрудниками команды важности достижения целей не только для них лично, но и для организации в целом.
Основные признаки хорошо функционирующей команды:
1)неформальное, дружеское общение, создающее атмосферу комфорта и снимающее напряженность;
2)большое количество дискуссий с участием всех членов команды при обсуждении только тех проблем, которые нацелены на решение непосредственных производственных задач;
3)задача всесторонне обсуждается до тех пор, пока каждый из состава команды определит свое место в ее выполнении;
4)люди в команде выдвигают самые различные идеи, не боясь осуждения со стороны других за их некорректность, неуместность, фантастичность и т.п., поскольку это позволяет творчески,нестандартно подойти к решению задачи;
5)каждый член команды имеет право на свою точку зрения и несогласие с мнением остальных, даже когда они пришли к единому заключению.
В этих случаях причины такой позиции изучаются, и вся команда ищет способы разрешить возникшее противоречие, а не подавить оппозицию;
6)большинство решений достигается консенсусом, демонстрирующим готовность каждого двигаться дальше к намеченной цели. Официальное голосование применяется редко, ибо мнение простого большинства не является критерием истины;
7)критика друг друга в команде естественна, искренна и воспринимается с благодарностью, поскольку носит конструктивный,
доброжелательный характер;
8)сотрудники группы свободно и искренне выражают свои чувства и идеи, касающиеся проблем совместной деятельности;
9)при выполнении работы делаются и принимаются четкие назначения. Лидеры команды не довлеют над остальными и даже не доминируют во всех ситуациях, а команда рассчитывает на общие усилия. Когда команда работает, в ней нет признаков борьбы за лидерство. Идет коллективное творчество, нацеленное на результат.
При такой организации командной работы у сотрудников изменяется психология, и они становятся носителями перспективных коллективных схем организации труда, не мысля своей деятельность по-другому. Структура взаимоотношений, создаваемая ими, позволяет каждому максимально полно реализовывать свой потенциал, не боясь допустить ошибку в процессе творчества и постоянно видя поддержку и понимание лидера группы, который выступает в первую очередь как коллега. Атмосфера взаимопонимания и стимулирования лучших личностных качеств минимизирует причины возможных конфликтов, переводя их в плоскость конструктивно разрешаемых обеими сторонами.
№21 Управленческие команды, их типология.
В самом общем виде управленческая команда представляет собой специфическую общность специалистов, объединенных посредством формальных и неформальных отношений, способную вырабатывать эффективные управленческие решения.
Различают четыре основных подхода к формированию команды: целеполагающий (основанный на целях), межличностный, ролевой и проблемно-ориентировочный.
Выделяют следующие стадии развития команды:
· Стадия психологической напряженности
При создании управленческой команды необходимо ответить на несколько принципиальных вопросов:
· Для каких целей создается команда?
· Кто возглавит команду?
· Какова будет ее численность?
Так как «командность» определяется двумя факторами: наличием в команде ярко выраженного лидера и наличием доверия к лидеру со стороны других членов команды, то повышать командную эффективность можно двумя путями: укрепляя положение лидера и повышая уровень доверия к нему.