всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия
Проект по физике «Всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Алешковская средняя общеобразовательная школа
Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия?
Учитель математики и физики
Караблина Людмила Николаевна
1. Зрительные искажения.
2. Иллюзия Цельнера.
3. Иллюзия «Стена кафе».
4. Иллюзия Перельмана.
5. Спираль Фрейзера.
6. Иллюзия Лудимара Германна.
8. Иллюзия крутящихся колес.
Глава III. Области применения иллюзий.
Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Еще античный философ Гераклит говорил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90% всей информации люди получают через глаза. Мы часто не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле?
Существует много обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности наших глаз. «Обман зрения». Это выражение в жизни встречается очень часто.
К сожалению, наш глаз не самый точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Попросту говоря – это неверное представление реальности.
Самые простые оптические иллюзии мы видим ещё в детстве, когда наблюдаем за тучами, облаками, которые складываются в витиеватые фигуры, необыкновенные формы. Природа – самый лучший и неиссякаемый источник иллюзий.
Так стоит ли доверять всему, что мы видим? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Каково разнообразие оптических иллюзий?
В своей проектной работе я постараюсь найти ответы на эти вопросы.
Цель данной работы: познакомиться с понятием оптической иллюзии и с ее видами, показать, как используется обман зрения в повседневной жизни (в искусстве, дизайне, фотографии), тем самым доказать необходимость проведения доказательств большинства математических утверждений.
Задачи:
— познакомиться со строением глаза и узнать, каким образом видит человек;
— изучить зрительные иллюзии;
— узнать, действительно ли реальный мир именно таков, каким мы его видим.
В ходе работы над проектом были использованы Интернет-ресурсы, дополнительная литература и научно-популярные издания.
Человек видит следующим образом:
1.Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к хрусталику.
2. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко, и попадает на сетчатку.
3. Сетчатка принимает световой импульс и передает его зрительному нерву.
4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу.
5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.
ХОД ЛУЧЕЙ В ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГЛАЗА
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает. Однако не все так просто.
l Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто.
l Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза картинка на сетчатке размазана.
МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГЛАЗА.
Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке
(мозг «переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).
— Глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений, мелкие непроизвольные колебания, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике.
-Глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.
Так что же «видит» мозг?
Самый простой способ описать оптическую иллюзию – это фокус, который наши глаза проделывают с нами. Нам кажется, что мы видим то, чего нет на самом деле. Или мы можем видеть один и тот же предмет двумя совершенно разными способами. Как же глаз может проделывать с нами такие «фокусы», если глаза функционируют нормально и являются инструментами точного восприятия того, что находится перед нами? Вот как это происходит. Зрение – физический процесс. Но оно не имеет ничего общего с фотографией, которая работает чисто механически. В действительности зрение – это психологическое явление, поскольку видят не глаза, а мозг! А глаза представляют собой механические инструменты для получения изображения. Но когда эти образы доходят до мозга, происходит оценка полученной информации. Клетки мозга должны определить, что они думают о данном образе.
Что помогает мозгу это определить? Очень важное значение имеет та работа, которую проделывают глазные мышцы, чтобы увидеть предмет. В определении расстояний, углов, взаиморасположения предметов в пространстве наши глаза двигаются то в одну, то в другую сторону. Наш мозг говорит о том, что глаза проделали определенный путь, поскольку мозг имеет представление об энергии и времени, потраченных для перемещения глаза в разных направлениях.
Это одна из причин возникновения иллюзий.
Представим, что перед нами две линии одинаковой длины, но одна из них расположена вертикально, а другая – горизонтально. Горизонтальная линия покажется нам короче, поскольку для глазного яблока гораздо легче перемещаться из стороны в сторону, чем вверх-вниз. Поэтому мозг решает, что горизонтальная линия должна быть короче!
Можно выделить 3 основные группы оптических и ллюзий:
Выделяется несколько видов обмана зрения:
Анаморфозы (стерео-иллюзии), или, как их еще называют: «3d картинки».
оптический обман восприятия глубины;
оптический обман восприятия размера;
движущиеся оптические иллюзии;
обман зрения на основе восприятия цвета и контраста;
обман зрения «перевертыши» и т.д.
В следующей главе я более подробно рассмотрю различные виды иллюзий.
Исследовательская работа «Можно ли верить своим глазам, или что такое иллюзия?»
Автор: Огий Раиса Евгеньевна
Место работы/учебы (аффилиация): КГУ «Соколовская средняя школа», Республика Казахстан, 9 класс
Научный руководитель: Черницина Анастасия Михайловна
Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе неожиданные открытия, нужно только присмотреться. Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Мне очень хотелось найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому я решил провести исследование «Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия?».
Актуальность работы: зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.
Цель работы: изучить иллюзии, определить их виды; выявить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью.
Задачи:
Объект исследования: зрительные иллюзии.
Предмет исследования: изучение процесса восприятия зрительных иллюзий.
Гипотеза исследования: предполагаю, что видимое не всегда соответствует действительному.
Научная новизна исследования заключается в том, что на сегодняшний день оптическая иллюзия, обманы зрения широко используются в создании тестов, игр, интерьеров и даже специальных выставок фотографий. В последнее время все больше приобретают свою популярность занятия с использованием оптических иллюзий для развития и тренировки глаз, внимательности, остроты ума.
Практическая значимость заключается в том, что знания, полученные при проведении исследовательского проекта, будут помогать распознавать иллюзии в жизни (цирке, интерьере, архитектуре, природе и др.).
Правильно раскрыть тему исследования достаточно сложно, поэтому моя работа предусматривает несколько этапов: теоретический — заключается в изучении литературы по данной теме и практический — заключается в создании оптической иллюзии.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические (анализ литературы); эмпирические (наблюдение); статистические (оценка значимости гипотезы и проекта в целом).
Вывод. Как показало проведенное исследование, наше восприятие нередко обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем, кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только внимательно присмотреться. В ходе выполнения данной работы мной были изучены зрительные иллюзии и основные причины их возникновения, выделены различные виды иллюзий и исследовано множество примеров по каждому виду. Итак, остается ответить на главный вопрос – «Можно ли верить глазам?» Оказывается, не всегда! Ученые придумали множество обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены способности наших глаз.
Исследовательский проект по теме «Можно ли верить своим глазам» (оптические иллюзии)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Исследовательский проект по теме
«Можно ли верить своим глазам? (Оптические иллюзии)»
Подготовила ученица 4 А класса
Руководитель проекта: Гетманская Е. Г.
Выступление – защита проекта
Однажды в Интернете я увидела рисунки с 3 D изображением, которые меня очень заинтересовали. В голове возникло множество вопросов:
— Стоит ли доверять всему, что мы видим?
— Можно ли увидеть то, что никто не видел?
— Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться?
Мне захотелось найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому я решила провести исследование «Можно ли верить своим глазам?»
— познакомиться со строением глаза и узнать, каким образом видит человек;
— изучить зрительные иллюзии;
-Провести исследование, в ходе которого определить процент подверженности иллюзиям учащихся моего класса.
— Попытаться создать фотографии с оптическими иллюзиями.
Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
1. Поиск материалов в различных источниках: книгах, сети Интернет.
2. Экспериментальное исследование восприятия иллюзий учащимися 4 А класса по теме проекта.
3. Практическая работа – создание фото с оптическими иллюзиями.
ГЛАВА I ВИДЫ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ
Презентация на тему: «Можно ли верить своим глазам?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнила Барон Валерия ученица 3«Б» класса МБОУ «Ягуновская СОШ» Руководитель Вакуленко Н.Н. МБОУ «Ягуновская СОШ»
ИЛЛЮЗИЯ – это Впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман.
Двойственные – это такие картины на которых можно увидеть не один предмет, а несколько: На данной картине можно увидеть девушку, старичка и бабушку. Если хорошо присмотреться, то на розе можно увидеть целующуюся пару. Здесь можно рассмотреть как череп, так и влюбленного клоуна.
Зрительные искажения – когда предметы кажутся не такими, какие они есть на самом деле. На рисунке круг ровный, а мы видим его искаженным. На рисунке линии прямые, а мы видим как они расширяются и сужаются. На картине Геринга кажется, что параллельные прямые изогнуты, на самом деле это не так – они абсолютно прямые.
Иллюзии цвета и контраста – когда цвета, которых нет на самом деле, начинают «всплывать». Цвет картины кажется более насыщенным если картина окантована черным. Цвета букв и фона одинаковые.
Восприятие размера – когда кажется, что предметы разной величины, а на самом деле они одинаковые Какая из девушек толще, а какая тоньше? (На самом деле они одинаковые.) Какое мороженое больше, а какое меньше? Они оба одинаковы.
Что изображено: маленький кусочек сыра или «головка» без маленького кусочка? Сколько кубиков? Иллюзия восприятия глубины.
Кажущиеся фигуры –когда фигуры, которых на самом деле нет, видны. На самом деле нет никакого куба, это лишь набор отдельных кусков Куда направлены стрелки во внутрь или наружу?
Невозможные фигуры – фигуры не существующие в природе, но существующие в нашем воображении. Сколько здесь элементов? 4 или 6? На картине Нормана Минго виден невозможный трезубец. Такой же эффект наблюдается в памятнике архитектуры.
Перевернутые фигуры – картины, которые при переворачивании «превращаются» в другие изображения. Кто это гном или баба Яга? Старуха или принцесса?
Распознавание образа – когда в обычной картине можно увидеть другие образы. Кто здесь зебры или лев? А здесь горы в снегу или кони?
Череп или балерина Иисус в Иерусалиме
Большинство опрошенных считают, что чёрные точки подсчитать очень трудно, так как они двигаются. Мои эксперименты.
Среди учащихся был проведен следующий эксперимент: необходимо было подсчитать количество ног у слона, изображенного на рисунке: Экспериментальные исследования восприятия иллюзий.
Наблюдают ли за вами драконы?
Что ты видишь на рисунке?
Двигаются ли гусеницы?
Какая девушка стройнее?
Что перед вами: морж или медведь? Иллюзии фигуры и фона
Таким образом, большинство людей подвержены иллюзиям.
Бегут поля, леса, горы.
Верблюд-гора в Оренбургской области. Медведь –гора в Крыму. Гора – кошка в Крыму.
Я попробовала свои силы в создании фотогрфий с иллюзиями
Приложение. Сальвадор Дали и читающая девушка Две птички Картины Олега Шупляка.
Живой букет Полёт Вакулы
С помощью данной работы я рассмотрела разные виды оптических иллюзий и провела их классификацию, ответила на вопрос: «Можно ли верить своим глазам?». Оказывается не всегда можно доверять только глазам, а ещё нужно уметь анализировать и проверять. Подобные знания могут избавить от неприятностей, связанных со зрительными обманами. Я научилась самостоятельно создавать зрительные иллюзии и собрала в приложении картинки с различными видами иллюзий, которые можно использовать для игры с одноклассниками, развития внимания. Выводы:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-185552
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Исследовательская работа на тему: Оптические иллюзии «Можно ли верить своим глазам?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Оптические иллюзии «Можно ли верить своим глазам?» Выполнили: Ученики 8 «А» класса Дейко Надежда, Каменев Владислав Руководитель: Матвеева Марина Владимировна г. Михайловск 2019г.
Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться. Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Каково разнообразие оптических иллюзий? Нам захотелось найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому мы решили провести исследование «Можно ли верить своим глазам?» и разобраться в этом вопросе. Актуальность
Изучив литературу, мы выяснили, что человек видит таким образом: 1. Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к хрусталику. 2. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко, и попадает на сетчатку. 3. Сетчатка принимает световой импульс и передает его зрительному нерву. 4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу. 5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.
Три основных причины иллюзии: наши глаза воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация; при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию; мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, проходящие от глаз. Часто иллюзии возникают сразу по двум причинам: специфическая работа глаз и ошибочное преобразование сигнала мозгом. Причины иллюзий
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто. Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза картинка на сетчатке размазана.
В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений, мелкие непроизвольные колебания, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике. В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.
Некоторые виды оптических иллюзий. Две одинаковые по размеру линии, на концах у которых в одном случае сходящимися, а в другом — расходящимися углами, мы видим как неодинаковые по величине
— иллюзии восприятия размера: соотношение фигуры и фона: Иллюзия Эббингауза (1902). Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими? Они одинаковые. Особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Ваза Рубина (1915) Классический пример соотношения фигуры и фона. Можно увидеть как вазу, так и два лица.
Искажение формы предметов
Иллюзия Оучи Пристально смотрите на шар в центре. Кажется, что узор на нем движется из стороны в сторону? Не отрывая взгляда от центра круга, подвигайте головой. Возникла иллюзия, что узор вокруг шара сдвигается Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны. Движущиеся иллюзии
Выводы по исследованиям:
Опыт с появлением изображения на стене Необходимо расслабиться и смотреть, не отрываясь, 30 секунд на 4 маленькие точки в центре. Затем необходимо медленно перевести взгляд на стену или что – то большое и одноцветное возле себя. Затем необходимо пару раз моргнуть
Создание фотографий с оптическими иллюзиями
Создание фотографий с оптическими иллюзиями
Так «Можно ли верить глазам?» Мы показали, что существует множество зрительных иллюзий, которые искажают восприятие реальных предметов. Таким образом, восприятие одного и того же предмета может быть разным. Нельзя с уверенностью говорить, что все увиденное нами является таковым. Ищите иллюзии вокруг, и вы больше узнаете о себе. Но при этом избегайте иллюзий в том, что важно, и цените настоящее. Заключение
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-504099
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.