все то на что направлен труд человека называется
Предмет труда
Предме́т труда́ — вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда. Предмет труда, уже претерпевший воздействие человека, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется сырым материалом, или сырьём. Не каждый предмет труда представляет собой сырьё, хотя каждый сырой материал — предмет труда (например, угольный пласт в шахте — предмет труда, но не сырьё, поскольку он не подвергался воздействию человека).
Изготовляемой продукцией могут являться иные предметы труда, которые впоследствии будут тоже подвергнуты обработке. И так будет происходить до завершения производственного цикла, пока не будет получен конечный произведенный продукт (благо).
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Предмет труда» в других словарях:
предмет труда — То, на что человек воздействует в процессе труда с помощью средств производства [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN object of labor DE Arbeitsgegenstand FR objet du travailproduit du travail … Справочник технического переводчика
ПРЕДМЕТ ТРУДА — это система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка. Чтобы реализовать собственную профессиональную деятельность, специалист должен изменить, преобразовать предмет… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПРЕДМЕТ ТРУДА — то, на что человек воздействует в процессе труда с помощью средств производства (Болгарский язык; Български) предмет на труда (Чешский язык; Čeština) pracovní předmět (Немецкий язык; Deutsch) Arbeitsgegenstand (Венгерский язык; Magyar) munka… … Строительный словарь
Предмет труда — вещества, вещи, на которые человек воздействует в процессе труда … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Предмет труда — то на что направлена деятельность субъекта, следует отличать его от средства труда … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
Предмет труда — см. в ст. Средства производства … Большая советская энциклопедия
Предмет труда — на что направлен труд человека … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
предмет — 01.01.56 предмет [ item (3)]: Единичный физический объект или определенный набор обособленно существующих объектов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
предмет — а, м. 1) Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое как нечто существующее особо. Незнакомый предмет. Предмет домашнего обихода. Предметы первой необходимости. Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: Надо спросить у Натальи… … Популярный словарь русского языка
Предмет — то, что взяла в руки обезьяна, чтобы стать человеком. Правда учеными показано, что многие животные используют предметы в качестве орудий труда, но людьми не становятся. В соответствии с [1] предмет это то же самое, что и вещь отдельная часть,… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
Понятие «Профессия»
Урок 1. Профориентация для классных руководителей 8–11 классы
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Понятие «Профессия»»
Часто можно столкнуться с подборками самых необычных профессий. Среди них можно встретить как просто редкие, например, валяльщик валенок, так и уникальные – слушатель пармезана, ревизор водных горок и даже… смотритель панд и переворачиватель пингвинов. Однако всем этим занимается очень ограниченный круг людей.
Остальное работающее населения мира занято в более привычных сферах. Но эти профессии, в свою очередь, не менее важные и интересные.
Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия, разберёмся в классификации профессий, а также узнаем о характеристике труда.
Работа занимает значительную часть жизни, поэтому найти себя в мире профессий – это возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным.
Чтобы не совершить ошибку и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.
Профессия – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.
В свою очередь, труд – это осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий для осуществления работы.
Охарактеризовать любой профессиональный труд возможно при помощи обобщённых психологических признаков. Среди них: предмет труда; цель труда; средства труда; проблемность трудовых ситуаций; коллективность трудового процесса; самостоятельность в труде; особенность деловых контактов; ответственность в профессиональной деятельности; условия труда – всего девять.
При этом каждый из этих признаков делится на ряд частных признаков. Всего их насчитывается более пятидесяти. Теперь давайте рассмотрим эти признаки поближе.
Предметом труда принято называть то, на что направлен труд человека. Предмет труда – это чаще всего и предмет профессиональной деятельности. Так как профессий в мире огромное множество, то и предметы труда весьма разнообразны.
Их можно организовать по пяти группам: природа (предмет труда – это природные явления, процессы, которые совершаются во взаимодействии человека с живой и неживой природой); человек (предмет труда – сами люди, которых лечат, учат, обслуживают); техника (здесь предмет труда – разнообразные технические устройства, материалы, энергия); знаковые системы (предмет труда в данном случае – это знаковые системы и процессы взаимодействия человека с ними); художественный образ (предмет труда – разнообразные художественные образы литературы, живописи, графики, скульптуры, музыки и прочего).
Под целью труда принято понимать то, к чему человек стремится в процессе своей деятельности. Целей трудовой деятельности великое множество. Однако и их можно свести к трём большим группам:
Гностические (или познавательные); преобразующие: к ним будут относиться такие действия, как преобразование (например, продукта, здоровья, отношений), организация, упорядочение, оказание влияния, воздействие, обработка, обслуживание, перемещение.
И изыскательские цели. Порой по названиям целей деятельности употребляются и обобщённые названия профессий – гностические, преобразующие и изыскательские.
Специалисты из гностической группы профессий не участвуют в производстве новых продуктов, а в основном оценивают уже имеющиеся (те, которые были произведены другими специалистами) или оценивают отдельные параметры каких-либо изделий.
Примерами гностических профессий могут служить: контролёр-приёмщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач, товаровед, эксперт-криминалист.
Деятельность специалистов преобразующих профессий направлена на вещи, виды энергии, информацию, устройство социальной жизни. Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда.
Примеры преобразующих профессий: бухгалтер, диспетчер, адвокат, слесарь, повар, строитель.
Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант решения сложной практической задачи в ходе быстрого поиска. Это люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого.
Изыскательские профессии: селекционер, архитектор, сценарист, инженер-конструктор, программист.
Средства труда – это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Орудия труда можно разделить на две группы: вещественные и невещественные (или функциональные).
К вещественным орудиям труда относят: ручные и механизированные инструменты;
машины (механизмы); автоматы и автоматические средства; приборы и измерительные устройства.
Не секрет, что на протяжении всей своей истории люди боролись не с ручным трудом как таковым, а с тяжёлым, требующим не особых умений и творческого подхода, а силовых затрат. Если мышечные усилия человека заменить техническими средствами, скажем, каким-либо двигателем, то получится механизированный инструмент.
В качестве примеров профессий с ручным трудом можно взять следующие: ювелир, гитарист, хирург, скульптор.
Технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации, называются машинами (механизмами).
В основном действия машин зависят от человека. Профессии с преимущественно механизированным трудом – это водитель автомобиля, рабочий-станочник, машинист подъёмного крана.
Надо отметить, что выделить конкретные различия между машиной и механизированным инструментом достаточно трудно, так как часто первое постепенно переходит во второе. Например, электродрель – это инструмент, а сверлильный станок – уже машина.
Автоматические средства труда – это такие средства, которые, будучи запущенными, выполняют работу без вмешательства человека. На ряде этапов трудового процесса они полностью заменяют человека, автоматически управляя процессом.
Профессии с автоматическими средствами труда – это оператор ЭВМ, оператор станков с программным управлением и подобные.
Также надо сказать, что приборы и устройства являются отдельной группой средств труда. Они предназначены для усиления познавательных функций человека.
Профессии, где приборы и устройства выступают в качестве ведущих – это лаборант, звукорежиссёр.
Функциональные средства получили такое название, так как они связаны с проявлением человеческих функций: речь, жесты, мимика.
Их особенность состоит в том, что эти средства труда, по сути, невидимы и неосязаемы.
Функциональные орудия труда очень разнообразны. Они составляют большую группу психологических признаков профессиональной деятельности.
В неё входят: внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека. Примеры профессий: лётчик, врач-стоматолог, дегустатор.
Простая речь. Профессии: кассир, уборщик, доставщик товаров.
Выразительная, эмоциональная речь. Профессии: диктор, певец, учитель, экскурсовод.
Деловая, письменная речь. Профессии: инженер, прокурор, редактор, переводчик, социолог.
Поведение в простых формах проявления (на уровне мимики, жестов). Профессии: регулировщик, дирижёр, сурдопереводчик, комментатор.
Поведение в сложных формах проявления (здесь задействованы все мышечные системы организма. Здесь примеры профессий: артист балета, каскадёр.
Поведение деловое, беспристрастное, внешне абсолютно незаметное. Профессии: дипломат, министр, судья.
Сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач. Профессии: капитан корабля, программист, профессор кафедры.
Теперь обратимся к такому признаку, как проблемность трудовых ситуаций.
Принято различать три уровня проблемности: низкий – работа чёткая, определённая правилами, инструкциями (чертёжник, санитар, оператор ЭВМ); средний – работа в основном чётко определена, но есть ситуации, требующие нестандартных решений (адвокат, оперуполномоченный, портной); высокий – в работе часто встречаются сложные ситуации, требующие нестандартного подхода (лётчик-испытатель, врач-реаниматор, авиадиспетчер, дрессировщик хищных зверей).
Что касается коллективности трудового процесса, то в зависимости от специфики организации труда различают две его разновидности: индивидуализированный труд (профессии: таксист, учитель, ювелир) и коллективный (зооинженер, сталевар, следователь).
Самостоятельность в профессиональной деятельности. Принято выделять три уровня самостоятельности.
Низкая. Представляет в основном труд исполнителя (кассир, санитар).
Средняя. Она требует самоорганизации (водитель автомобиля, врач-хирург, кондитер).
Высокая. Она направлена на организацию других людей (администратор, руководитель бригады, менеджер).
Ещё один признак – это особенности деловых контактов. Они отличаются по количеству: немногочисленные (слесарь, живописец, кулинар), многочисленные (логопед, учитель, психолог). По типу партнёра: с посетителями, клиентами; с сотрудниками по работе; с группой людей, аудиторией. По степени постоянства группы партнёров: с одними и теми же лицами, с меняющимся кругом лиц, с растениями, животными, микроорганизмами.
Ответственность в профессиональной деятельности. Как психологический признак труда ответственность может быть: повышенная материальная и моральная (заведующий складом, сторож, адвокат, учитель); за жизнь и здоровье людей, сохранность растений и животных (агроном, пилот, водитель автобуса, лоцман); средняя (или обычная) ответственность, которая не связана с каким-то последствием для окружающих, не требующая принятия каких-либо нестандартных решений (лаборант, артист оркестра).
Теперь обратимся к условиям профессионального труда. Данные условия можно разделить на виды: обычные микроклиматические (в помещении, на открытом воздухе); необычные, вызывающие психофизиологическую напряжённость, в частности: риск для жизни, сложные аварийные ситуации, общение с правонарушителями, нездоровыми психически, чётко заданный ритм и темп, физические нагрузки, длительное пребывание в одном положении, ночные смены, специфические условия (например, температура, влажность, химическая вредность, шум и прочее).
Надо помнить, что почти каждая профессия имеет несколько признаков, поэтому при выборе профессии важно выделить для себя предпочитаемые основные и второстепенные признаки.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на вопросы: Какие примеры (о которых не говорилось в ходе урока) гностических, преобразующих и изыскательских профессий вам известны? Приведите свои примеры профессий с низким, средним и высоким уровнями самостоятельности. Попробуйте самостоятельно привести примеры профессий на каждый вид условий труда.
Все то на что направлен труд человека называется
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. [1]
В историческом материализме труд рассматривается как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.
Продукт труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми — производственные отношения.
Содержание
Роль труда в антропогенезе
Развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез).
Животные, в отличие от человека, могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобождённая от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу.
Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакреплённые «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщённые способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.
Поскольку труд — деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», то есть появилось, что сказать другим. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру, это и стало биологической предпосылкой возникновения речи.
Труд как экономическая категория
Крестьянин и ремесленник работают на себя самого, самостоятельно регулируют время и интенсивность труда. При этом при феодализме крестьян могли также заставлять работать на феодала на барщине.
При рабстве как сам раб, так и средства труда соединяются как собственность рабовладельца, и это порождает личную зависимость трудящегося от того, кто присваивал результаты его труда.
При капитализме основной формой труда является труд наёмного работника по трудовому договору. Согласно марксизму, прибавочная стоимость создаётся только трудом работников и безвозмездно присваивается капиталистами. Однако немарксистские экономисты считают, что новая стоимость создаётся при равном участии всех факторов производства, а не только наёмными рабочими. Так, Альфред Маршалл писал: «капитал вообще и труд вообще взаимодействуют в производстве национального дивиденда и получают из него свои доходы соответственно в меру своей (предельной) производительности. Их взаимная зависимость самая тесная; капитал без труда мёртв; рабочий без помощи своего собственного или чьего-либо другого капитала проживёт недолго. Когда труд энергичен, капитал пожинает богатые плоды и быстро возрастает; благодаря капиталу и знаниям рядовой рабочий западного мира питается, одевается и даже обеспечен жильём во многих отношениях лучше, чем принцы в прежние времена. Сотрудничество между капиталом и трудом столь же обязательно, как и сотрудничество между прядильщиком и ткачом; небольшой приоритет на стороне прядильщика, но это не даёт ему никакого преимущества. Процветание каждого из них теснейшим образом связано с силой и энергией другого, хотя каждый из них может выгадать себе временно, а то и постоянно, за счёт другого, несколько большую долю национального дивиденда.» [2]
Карл Маркс был одним из первых авторов, осознавших, что развитие промышленности редуцирует многие виды работы до однообразных, неинтересных заданий. Согласно Марксу, разделение труда отчуждает людей от их работы. В традиционных обществах, отмечал он, работа нередко была изнурительной, но люди могли сами организовывать свою работу, для выполнения которой требовалось множество знаний и навыков. Наёмные же рабочие в промышленности практически никак не влияют на характер выполняемых заданий, внося лишь небольшую часть в процесс изготовления целого продукта, и совсем не могут повлиять на то, кому и как он в конце концов продаётся. Работа, таким образом, становится чем-то чуждым, заданием, которое рабочий должен выполнить, чтобы получить вознаграждение, но которое по сути своей его совершенно не привлекает. [3]
Эта проблема частично решается благодаря автоматизации производства, что уменьшает область применения физического труда. При этом в постиндустриальном обществе возрастает роль умственного, творческого труда.
Предмет труда
Изготовляемой продукцией могут являться иные предметы труда, которые впоследствии будут тоже подвергнуты обработке. И так будет происходить до конца производственного цикла, пока не будет получен конечный произведённый продукт (благо).
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Использование эне́ргии является основой развития человеческого общества и позволяет ему изменять окружающую среду. Общественные формы использования энергии являются решающими для воспроизводства его результатов. В индустриальном и постиндустриальном обществах разработка энергетических ресурсов необходима для сельского хозяйства, транспорта, переработки отходов, развития информационных технологий и телекоммуникаций и других отраслей экономики, развитие которых означает достижение высокого уровня общественного.
Производственная революция — понятие, которое употребляется для обозначения трех наиболее важных хозяйственно-экономических переворотов в истории человечества: аграрной (или неолитической) революции; 2) промышленной; 3) научно-информационной (или научно-технической).
Энергетический учёт (англ. energy accounting) — система, используемая в пределах промышленности, где измерение и анализ потребления энергии различными видами деятельности производится для повышения энергетической эффективности. В широком понимании — энергетический учёт используется для описания термодинамических аспектов энергетической экономики, как пример, когда анализируемая полезная энергия протекает в любой производящей энергию системе.
Все то на что направлен труд человека называется
Если человек – архитектор, то, прежде чем построить что-либо, он создает проект, учитывая множество обстоятельств. Пчела, когда строит соты, или муравьи – своё обиталище, плана не имеют и подчиняются инстинктам. Однако это исключительно человеческое, а потому предвзятое суждение, и оттого в нём есть что-то порочное. Если бы кто-то сумел посмотреть на мир извне, то, наверное, выделил бы человечество тем, что с точки зрения практического применения мы делаем часто абсолютно бесполезные вещи. Пирамиды, храмы, литература и стихи несъедобны и не защищают от хищников или природных катаклизмов.
Но при внимательном рассмотрении оказывается, что это и есть самое полезное. Ведь наши верования и религии – это духовная составляющая, которая позволяет создавать большие коллективы (см. рис. 1). Религиозные системы и культура едины на больших пространствах, и они не могут обходиться без физических знаков и символов, объединяющих людей. Внутри большого коллектива всегда есть разделение труда, которое обусловливает развитие человека. Каждый делает небольшую часть общего дела и делает её все лучше, потому что у него есть возможность непрерывно совершенствоваться.
Ребята играют в футбол на площадке или два пенсионера на лавочке – в шахматы. Есть деятельность и есть цель, но вряд ли они и сами назовут это трудом.
Труд – целесообразная и сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целесообразно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.
То есть изо всей деятельности для привязки к труду выделяется сознательная и целесообразная. В примере с футболом – целесообразность для общества сомнительна: эта игра никому не интересна, кроме самих игроков и их родителей.
Есть ещё одно определение слова «труд» А. Маршалла:
Труд – всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы.
То есть если мне что-либо нравится делать, то это нужно вычесть…
Здесь мы сталкиваемся с проблемой названия филологического плана. И землекоп, и шахтёр, и поэт работают. Вся их деятельность – труд. Но само это слово возникло давно, и изначально всё-таки оно более касалось работы именно землекопа.
Представьте, что у нас для всех животных одно название – животные. И свинью, и корову должно описывать свойствами. Это так же трудно, как в одну категорию объединять творческий, физический, интеллектуальный, рутинный труд. Мы вынуждены добавлять разъяснения к каждому. Хотя, конечно же, эти понятия заслуживают отдельного определения, и рано или поздно такие слова появятся.
Любая деятельность имеет внутреннюю и внешнюю часть. Например, спортсмен снаружи потеет и работает. Внутри он устает. Но сам для себя он играет. (см. рис. 2).
Или увлечённый учёный… Ему интересно то, что он делает. Спросите его, тяжело ли он трудится? Он скажет: «Нет, мне просто интересно». Он работает и тогда, когда другие этого не замечают – может сидеть за столом, обедать и даже с кем-то разговаривать, но внутри он работает. Это отличительная черта увлечённого человека, которая проявляется именно при интеллектуальной деятельности.
Почему один труд ценится выше другого? Один труд может быть тяжёлым, а оценивается обществом невысоко. А другой… Человек просто играет себе в радость, но ему платят много. Эффективность и ценность труда – важные характеристики деятельности.