все спрашивали как мы съездили и что нового на родине

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть картинку все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Картинка про все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине

все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть картинку все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Картинка про все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине

, канд. филол. наук,
доцент кафедры современного русского языка и методики его преподавания Новосибирского государственного педагогического университета

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1. Сложноподчиненное предложение (СПП) – это такое сложное предложение, части которого неравноправны (т. е. одна часть подчиняет другую) и связаны подчинительными союзами или союзными словами.

Подчинительные союзы по значению делятся на:

1. Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;

2. Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;

3. Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;

4. Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;

5. Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно, так же как и др.;

6. Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;

7. Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Кроме союзов, части сложноподчиненного предложения могут связываться при помощи союзных слов – относительных местоимений (например, который, какой, чей, кто, что, как, где, куда, откуда, почему, отчего и др.).

2. Основным правилом постановки знаков препинания в СПП является следующее: придаточная часть отделяется от главной запятой.

Для того чтобы правильно поставить знаки препинания, нам нужно точно знать, сколько частей содержится в сложном предложении, для этого необходимо найти грамматические основы.

Например, в предложении Мы слушали внимательно1, потому что он очень интересно рассказывал2, две части, т. к. можно выделить две основы: мы слушали1 и он рассказывал2. Запятая ставится на границе между главной и придаточной частями перед союзом потому что.

все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть картинку все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Картинка про все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине

В некоторых СПП придаточная может стоять перед главной частью, в этом случае запятая ставится после придаточной, например:

Мы слушали внимательно1|, потому что он очень интересно рассказывал2; Если полено загодя не заготовили1|, то использовали сухую сосновую чурку2 (А. Чудаков).

все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть картинку все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Картинка про все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине

Если придаточная находится внутри главной части, она выделяется запятыми с двух сторон, например:

В доме1|, в котором я жила2|, был чердак1; Возле трапа стояла очередь, и бывшие советские, которых было в очереди больше половины, отличались от несоветских тяжелой дурной одеждой и разной степенью ошарашенности

все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть картинку все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Картинка про все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине

(Л. Улицкая).

Обратите внимание на случаи, когда запятая между главной и придаточной частями не ставится.

Во-первых, если перед подчинительным союзом стоят сочинительные союзы и, или, либо, например: Не знал он точно и_когда вернётся из поездки по стране.

Во-вторых, если перед подчинительным союзом есть отрицательная частица не: Готовиться к экзаменам надо не_когда начнется сессия, а задолго до этого.

В-третьих, если придаточная часть состоит из одного союзного слова: Он обещал скоро вернуться, но не уточнил_когда.

3. Особые случаи пунктуации в СПП

1) Следует иметь в виду, что если между частями сложноподчиненного предложения есть такие слова, как особенно, то есть, в частности, а именно и др., то запятая ставится перед ними, а не перед союзом, например:

Она была необычайно хороша, особенно когда говорила об искусстве.

2) Части СПП могут быть связаны так называемыми сложными союзами (благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, в силу того что, вследствие того что, в случае если, в то время как, из-за того что, исходя из того что, между тем как, несмотря на то что, оттого что, перед тем как, подобно тому как, по мере того как, потому что, прежде чем, ради того чтобы, раньше чем, с тем чтобы, с тех пор как, с той целью чтобы, так же как, так что, тем более что и др.). Как правило, запятая в этом случае одна, ставится она после главной части, например:

Мы зашли в дом, для того чтобы укрыться от дождя.

Сложные союзы обычно не расчленяются, если стоят в начале предложения: С тех пор как он вернулся, жить стало веселее; По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза Манилова делались все веселее (Н. Гоголь); Прежде чем я остановился в этом березовом леску, я со своей собакой прошел через высокую осиновую рощу (И. Тургенев).

Однако в зависимости от смысла и логического подчеркивания придаточной, сложный союз может распадаться на две части: первая входит в главную как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза:

Ключей у Жени не было с тех пор, как поменяли старый замок (Л. Улицкая).

Кроме того, союз расчленяется при противопоставлении, например:

Я плачу не оттого, что больно, а оттого, что обидно!

3) Запятая на стыке двух союзов. В СПП рядом могут оказаться два подчинительных союза. И запятая ставится или не ставится в зависимости от того, имеет ли союз «продолжение» в главной части – вторую часть то, так, но (сложные, или двухместные, союзы если… – то…; когда… – так…; хотя… – но… и др.). Например:

[Я сказал ему], (что_(если он не придет), то поездку отменят).

Рядом оказались два союза – что и если, причем второй союз двухместный: если – то. Поэтому запятая между союзами не ставится. Ведь если изъять придаточную часть сложного предложения, то образуется неприемлемая конструкция, ср.: *Я сказал ему, что то поездку отменят.

Если же подчинительный союз не имеет второй части, то запятая между союзами ставится. В этом случае при изъятии придаточной части предложение не теряет смысла, ср.: Я сказал ему, что поездку отменят.

4. Пунктуация в СПП с несколькими придаточными

1. В предложениях с однородным соподчинением пунктуация такая же, как при однородных членах предложения.

1) Между однородными придаточвсе спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть картинку все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Картинка про все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родинеными, не соединенными союзами, ставится запятая:

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели (А. Блок).

2) Между однородными придаточными, соединенными неповторяющимися союзами и, или, да (в значении и), запятая не ставится:

[Получили известие], (что Волга встала) (что через неё потянулись обозы).

Обратите внимание, что в этом случае подчинительный союз во второй придаточной может быть опущен, сравните: [Получили известие], (что Волга встала) и (_ через неё потянулись обозы); [Видел Егорушка], (как мало-помалу темнело небо) и (_ опускалась на землю мгла) (А. Чехов).

Если же эти союзы повторяются, то запятая между однородными придаточными ставится, например:

[Все спрашивали], (как мы съездили), и (что нового на родине), и (кто ездил с нами).

2. При последовательном подчинении придаточных частей запятыми разделяются все придаточные, например:

[Я узнал], (что он вернулся туда), (откуда уехал год назад).

Источник

Задание 20. ЕГЭ по русскому языку

все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Смотреть картинку все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Картинка про все спрашивали как мы съездили и что нового на родине. Фото все спрашивали как мы съездили и что нового на родине

Описание презентации по отдельным слайдам:

Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков. Ответ: ___________________________. Задание 20 в демоверсии ЕГЭ по русскому языку сформулировано так:

Разберём задание 19 в демоверсии ЕГЭ по русскому языку (После того как прозвучал третий звонок) (1) [занавес дрогнул и медленно пополз вверх] (2) и (3) (как только публика увидела своего любимца) (4) [стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков]. Ответ: ___________________________. 1234

Для правильного выполнения задания 19 необходимо знать следующие темы: Простое предложение с однородными членами предложения. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных частей. Параллельное однородное и неоднородное подчинение, последовательное подчинение. «Сложное предложение с разными видами связи». «Пунктуация на стыке союзов». «Пунктуация перед союзом И в простом и сложном предложении».

Правило-подсказка Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное: [Зажглись звезды], и, (когда на небе появилась луна), [степь озарилась голубоватым светом]. [Зажглись звезды], и [степь озарилась голубоватым светом], (когда взошла луна). [Зажглись звезды], и _ (когда на небе появилась луна), [то степь озарилась голубоватым светом]. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и и то.

Типы придаточных предложений Изъяснительные Определительные Обстоятельственные

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Союзы и союзные слова, с помощью которых придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению, — чтобы, что, как, будто, как будто, словно, кто, где, куда, откуда, почему, сколько, частица ли. Обратите внимание! Придаточное предложение может присоединяться при помощи частицы ли. Трудно сейчас сказать (что сказать?), сбудется ли в ближайшее время мечта великого сказочника.

СПП с придаточными изъяснительными вопросы косв. падежей что?

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Вопросы придаточного определительного: какой? какая? какое? какие? Союзные слова, с помощью которых придаточные определительные присоединяются к главному предложению: который, куда, где, какой и т.п. Например: На пригорке (каком?), где стояла развесистая берёза, похожая ночью на облако, Роман остановил коня. (К. Седых.)

СПП с придаточными определительными Определительные, стоящие только после главного какой? какой? какой? какое?

2)Местоименно-определительные вопрос не задается тот, то, таков, такой, весь, каждый, всякий, иной, другой; СПП с придаточными определительными не любит

СПП с придаточными обстоятельственными когда? как долго? с каких пор? до каких пор? 1)Придаточные времени с каких пор? При наличии в главной части наречия со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная часть присоединяется к главной союзным словом когда. когда?

СПП с придаточными обстоятельственными 2)Придаточные места где? куда? откуда? где? где?

СПП с придаточными обстоятельственными 3)Придаточные причины почему? отчего? почему? почему?

СПП с придаточными обстоятельственными 4)Придаточные следствия что произошло вследствие этого? НЕ ПУТАТЬ С ДРУГИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ! что произошло вследствие этого?

СПП с придаточными обстоятельственными 5)Придаточные условия при каком условии? при каком условии?

СПП с придаточными обстоятельственными 6)Придаточные цели с какой целью? зачем? зачем? зачем?

СПП с придаточными обстоятельственными 7)Придаточные уступки несмотря на что? вопреки чему? несмотря на что? вопреки чему?

СПП с придаточными обстоятельственными 8)Придаточные сравнения как? как что? подобно чему? как?

СПП с придаточными обстоятельственными 9)Придаточные образа действия как? каким образом? как?

СПП с придаточными обстоятельственными 10)Придаточные меры и степени до какой степени? в какой мере? в какой мере?

СПП с придаточными обстоятельственными 11)Придаточные присоединительные вопрос не ставится

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам- сказуемым или обстоятельствам в главном предложении. Они уточняют цель, время, место, причину и т.д. действия и делятся на следующие виды: ВИДЫ 1. Образа действия и степени ВОПРОСЫ как? каким образом? в какой степени? СОЮЗЫ И СОЮЗ.СЛОВА как будто, словно, сколько, чтобы, насколько 2. Места где? куда? откуда? где, куда, откуда 3. Времени 4. Причины когда? с каких пор? отчего? почему? едва, когда, с тех пор как так как, ибо, потому что, что, вследствие того, что 5. Условия при каком условии? если, раз, когда, если …то 6. Сравнения как что? подобно чему? чем что? чем кто? словно, будто, точно, как, чем 7.Цели зачем? с какой целью? чтобы, для того чтобы 8. Следствия что из этого следует? так что 9. Уступки вопреки чему? несмотря на что? пускай, пусть, как ни, хотя

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они, по-разному соотносясь друг с другом, образуют следующие виды подчинения: ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ОДНОРОДНОЕ

Однородное подчинение придаточных главному

Однородное подчинение Разведчики знали, что путь будет долгим, что будут потери и что от них зависит судьба целого отряда. (Каз.) что? [ ], (что…), (что …) и (что …). Если однородные придаточные предложения соединены неповторяющимися союзами «и», «или», «то», запятая не ставится.

Если союзы и, или, да (в значении и) повторяются, то запятая между однородными придаточными ставится: [Все спрашивали], (как мы съездили), и (что нового на родине), и (кто ездил с нами). Заголовок — Trebuchet MS 24 полужирный #D71F26 Подзаголовок — Trebuchet MS 18 полужирный Текст — Trebuchet MS 14

Правила постановки знаков препинания в сложном предложении с однородными придаточными такие же, как в простом с однородными членами! Но иногда второй союз в однородном придаточном может отсутствовать: Когда солнце село_ и_ из лощины потянуло влажным холодом, мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами. В этом предложении нет второго союза когда, он опущен, однако к обоим придаточным предложениям можно задать одинаковый вопрос: Мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами, (когда?) когда солнце село_ и_ из лощины потянуло влажным холодом,

Не путать! В газетной заметке указывается, что ожидаются заморозки и следует принять меры к защите ранних овощей от холода; В газетной заметке указывается, что ожидаются заморозки, и следует принять меры к защите ранних овощей от холода

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных главному

Последовательное подчинение придаточных главному

Последовательное подчинение Я поверил, что он исправится, хотя сомнения в искренности его слов были у многих. (Я. Корчак) [ ], (что…), (хотя…). чему? несмотря на что?

Укажите вид подчинения в следующем сложноподчиненном предложении. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях. [ ], (как будто…), (как будто …). как? каким образом? как? каким образом? 1 Проверка

Укажите вид подчинения в следующем сложноподчиненном предложении. Сам он не помнил никогда, как бежал лесом, как попал в село и как добрался до своей родной хаты. [ ], (как…), (как …) и (как …). что? что? 4 Проверка

Укажите вид подчинения в следующем сложноподчиненном предложении. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писалеля Михаила Михайловича Пришвина. при каком условии? (Если…), (что…), [ ]. 7 Проверка

Укажите вид подчинения в следующем сложноподчиненном предложении. Я невольно вспомнил, как осенью тащился по этому тракту в телеге и напрасно старался решить вопрос о том будущем, которое меня ожидало. [ ], (как…), (которое…). о чём? каком? каком? о чём? 8 Проверка

Укажите вид подчинения в следующем сложноподчиненном предложении. Когда живешь счастливо, не задумываешься о том, что где-то рядом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих. когда? о чём? когда? 10 Проверка

Схема предложения (Когда…), [ ], (что…), (что…), (когда…). когда? о чём? когда? параллельное подчинение однородное подчинение последовательное подчинение Сложноподчинённое предложение с различными видами подчинения: 10 Проверка

Ответы.Виды подчинения: однородное последовательное однородное однородное параллельное параллельное последовательное последовательное параллельное с различными видами подчинения

Запомни. Запятые между частями СПП НЕ ставится в следующих случаях:

1) Запятая между главной частью и придаточной, присоединяемой союзом или союзным словом, не ставится, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и (или, либо): Не знал он точно и_когда вернётся из поездки по стране; Заголовок — Trebuchet MS 24 полужирный #D71F26 Подзаголовок — Trebuchet MS 18 полужирный Текст — Trebuchet MS 14

2) Запятая между главной частью и придаточной, присоединяемой союзом или союзным словом, не ставится, если перед подчинительным союзом или союзным словом есть частица не: Готовиться к экзаменам надо не_когда начнется сессия, а задолго до этого; Заголовок — Trebuchet MS 24 полужирный #D71F26 Подзаголовок — Trebuchet MS 18 полужирный Текст — Trebuchet MS 14

3) Запятая между главной частью и придаточной, присоединяемой союзом или союзным словом, не ставится, если придаточная часть состоит из одного союзного слова: Он обещал скоро вернуться, но не уточнил_когда; Со стороны проспекта кто-то шёл – издали было неясно_кто (В. Пелевин). Заголовок — Trebuchet MS 24 полужирный #D71F26 Подзаголовок — Trebuchet MS 18 полужирный Текст — Trebuchet MS 14

Запятая ставится перед сложным подчинительным союзом: Мы зашли в дом, для того чтобы укрыться от дождя Трудности пунктуации Заголовок — Trebuchet MS 24 полужирный #D71F26 Подзаголовок — Trebuchet MS 18 полужирный Текст — Trebuchet MS 14

Сложные подчинительные союзы в начале предложения чаще всего не расчленяются: С тех пор как он вернулся, жить стало веселее; По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза Манилова делались все веселее (Н. Гоголь); Прежде чем я остановился в этом березовом леску, я со своей собакой прошел через высокую осиновую рощую Трудности пунктуации Заголовок — Trebuchet MS 24 полужирный #D71F26 Подзаголовок — Trebuchet MS 18 полужирный Текст — Trebuchet MS 14

Сложный союз может распадаться на две части, 1) если логическое ударение падает на первую часть сложных союзов: Ключей у Жени не было с тех пор, как поменяли старый замок (Л. Улицкая); 2) при противопоставлении: Я плачу не оттого, что больно, а оттого, что обидно! Трудности пунктуации Заголовок — Trebuchet MS 24 полужирный #D71F26 Подзаголовок — Trebuchet MS 18 полужирный Текст — Trebuchet MS 14

Сложный союз может распадаться на две части, 3) наличие перед союзом усилительных, ограничительных и других частиц, например: Наташа в эту зиму первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался её пением. Стоит ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное? Трудности пунктуации Заголовок — Trebuchet MS 24 полужирный #D71F26 Подзаголовок — Trebuchet MS 18 полужирный Текст — Trebuchet MS 14

Сложный союз может распадаться на две части, 4) Наличие перед союзом вводного слова, например: Всё это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их. Трудности пунктуации Заголовок — Trebuchet MS 24 полужирный #D71F26 Подзаголовок — Trebuchet MS 18 полужирный Текст — Trebuchet MS 14

Сложный союз может распадаться на две части, 5) Включение первой части (соотносительного слова) в ряд однородных членов, например: Ромашов же краснел до настоящих слёз от своего бессилия и растерянности, и от боли за оскорблённую Шурочку, и оттого, что ему сквозь оглушительные звуки кадрили не удавалось вставить ни одного слова… Трудности пунктуации Заголовок — Trebuchet MS 24 полужирный #D71F26 Подзаголовок — Trebuchet MS 18 полужирный Текст — Trebuchet MS 14

При стечении союзов или союзных слов запятая между ними не ставится, если далее следует вторая часть сложного союза то, так, но: Я сказал ему, что_если он не придет, то поездку отменят. При отсутствии этой части запятая между союзами или союзными словами ставится: Я сказал ему, что, если он не придет, поездку отменят. Трудности пунктуации Заголовок — Trebuchet MS 24 полужирный #D71F26 Подзаголовок — Trebuchet MS 18 полужирный Текст — Trebuchet MS 14

Если союзы и, или, да (в значении и) повторяются, то запятая между однородными придаточными ставится: [Все спрашивали], (как мы съездили), и (что нового на родине), и (кто ездил с нами). Трудности пунктуации Заголовок — Trebuchet MS 24 полужирный #D71F26 Подзаголовок — Trebuchet MS 18 полужирный Текст — Trebuchet MS 14

Для правильного выполнения задания 19 необходимо знать следующие темы: Простое предложение с однородными членами предложения. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных частей. Параллельное однородное и неоднородное подчинение, последовательное подчинение. «Сложное предложение с разными видами связи». «Пунктуация на стыке союзов». «Пунктуация перед союзом И в простом и сложном предложении».

Сложное предложение с разными видами связи Сложные предложения с разновидовой синтаксической связью называют СЛОЖНЫМИ СИНТАКСИЧЕСКИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ (ССК).

Пунктуация на стыке союзов ЧТО ЕСЛИ ЧТО КОГДА ЧТО ХОТЯ И КОГДА И ХОТЯ НО КОГДА НО ТАК КАК И ДР.

ЗАПЯТАЯ на стыке союзов может быть в двух случаях: 1) когда между двумя предложениями, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы. 2) при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом стоит перед ним.

Пунктуация на стыке союзов Запятая на стыке двух союзов СТАВИТСЯ, если у второго союза НЕТ продолжения в виде слов ТО, НО, ТАК и др.. Запятая на стыке двух союзов НЕ СТАВИТСЯ, если у второго союза ЕСТЬ продолжение в виде слов ТО, НО, ТАК и др.. Сравните: Бабушка рассказывала, что, когда дед был еще молодым хирургом, он сделал очень сложную операцию какой‑то женщине. Бабушка рассказывала, что когда он был еще молодым хирургом, то сделал очень сложную операцию какой‑то женщине.

Обратите внимание! Будьте осторожны при постановке запятой перед союзом и: он может соединять два однородных члена предложения.

Применяем алгоритм! 20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Летом прошлого года я окончила университет и (2) когда приехала из Москвы (3) была удивлена (4) как изменился наш город. Ответ: 234

 Потренируйтесь самостоятельно! 20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 1. Ребёнок что-то лепетал (1) и (2) хотя мать слышала это не раз (3) но сердце её переполнялось радостью. 2. Я заметил (1) что (2) куда ни приедешь (3) найдёшь что-нибудь замечательное. 3. Маленький дом стоит на краю бездны (1) и (2) поэтому (3) кажется удивительным (4) что в доме спокойно горит свет (5) и на столах лежат раскрытые книги (6) и рукописи. Ответ: 13 Ответ: 123 Ответ: 14

 Потренируйтесь самостоятельно! 20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 4. Хорошее воспитание (1) не в том (2) что ты не прольешь соуса на скатерть (3) а в том (4) что не заметишь (5) если это сделает кто-нибудь другой. 5. В комнате (1) которая была слабо освещена свечой (2) сидел человек в папахе (3) и шинели (4) и казалось (5) что он не думает о приближении опасности (6) забыл (7) как нужно ему спешить. Ответ: 2345 Ответ: 124567

В сложном предложении, состоящем из нескольких простых, связанных между собой различными видами связи, могут оказаться рядом сочинительный и подчинительный союзы. При «встрече» соединительного союза И и подчинительного союза запятая ставится, если после придаточной части не следует ТО, ТАК, НО.

Начнём с синтаксического разбора предложения Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально вглядеться (3) то можно было увидеть её строение. Таким образом, предложение сложное. Первая часть – это двусоставное предложение, т.е. есть оба главных члена. Вторая и третья части – односоставные безличные предложения (есть только один главный член: сказуемое)

F Правило-подсказка Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное: [Зажглись звезды], и, (когда на небе появилась луна), [степь озарилась голубоватым светом]. [Зажглись звезды], и [степь озарилась голубоватым светом], (когда взошла луна). [Зажглись звезды], и _ (когда на небе появилась луна), [то степь озарилась голубоватым светом]. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и и то.

[Посевная закончилась], и, (хотя можно было немного передохнуть), [механизаторы занялись ремонтом техники]. — [Посевная закончилась], и [механизаторы занялись ремонтом техники], (хотя можно было немного передохнуть). [Посевная закончилась], и _ (хотя можно было немного передохнуть), но [механизаторы занялись ремонтом техники]. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся и и но. [Лес молчал], и, (если бы не резкие, болезненные вскрики ночной птицы), [тишина была бы мертвой]. — [Лес молчал], и [тишина была бы мертвой], (если бы не болезненные вскрики ночной птицы). [Лес молчал], и _ (если бы не резкие, болезненные вскрики ночной птицы), [то тишина была бы мертвой]. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся и и то.

Предыдущее правило применяется и в сложноподчинённом предложении, если рядом оказываются союзы что и хотя, что и когда, что и если и т.д. При «встрече» двух подчинительных союзов запятая ставится, если далее не следует ТО или ТАК.

Начнём с синтаксического разбора предложения Меня удивляло (1) что (2) когда ни приедешь к дедушке (3) у него всё находится в том же виде. Таким образом, предложение сложное. Первая часть – это односоставное безличное предложение, т.е. есть только один главный член. Вторая часть – это односоставное определённо-личное предложение, т.е. есть только один главный член. Третья часть – двусоставное предложение (есть оба главных члена).

Начнём с синтаксического разбора предложения Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею. Таким образом, предложение сложное. Первая часть – это двусоставное предложение, т.е. есть оба главных члена. Вторая часть – это двусоставное предложение, т.е. есть оба главных члена. Третья часть – односоставное неопределённо-личное предложение (есть только один главный член).

F Обратите внимание! Будьте осторожны при постановке запятой перед союзом и: он может соединять два однородных члена предложения.

Начнём с синтаксического разбора предложения Журналист внимательно приглядывался к жителям деревни (1) и (2) если он подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения. Таким образом, предложение сложное. Первая часть – это двусоставное предложение (есть оба главных члена) осложнено однородными сказуемыми. Вторая часть – это двусоставное предложение, т.е. есть оба главных члена.

Начнём с синтаксического разбора предложения Журналист внимательно приглядывался к жителям деревни (1) и (2) если он подмечал что-нибудь интересное (3) то записывал свои наблюдения. Таким образом, предложение сложное. Первая часть – это двусоставное предложение (есть оба главных члена) осложнено однородными сказуемыми. Вторая часть – это двусоставное предложение, т.е. есть оба главных члена.

F Обратите внимание! Будьте осторожны при постановке запятой перед союзом и: он может соединять два однородных придаточных.

Начнём с синтаксического разбора предложения Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что с кустов осыплется сверкающая от дождя роса. Таким образом, предложение сложное. Первая, вторая и третья части – это двусоставные предложения (есть оба главных члена).

F Обратите внимание! Будьте осторожны при постановке запятой перед союзом и: он может соединять два однородных придаточных, и при этом во втором придаточном может быть опущен подчинительный союз.

Начнём с синтаксического разбора предложения Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) с кустов осыплется сверкающая от дождя роса. Таким образом, предложение сложное. Первая, вторая и третья части – это двусоставные предложения (есть оба главных члена).

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Геологи трудились день и ночь (1) и (2) когда они выбрались из таёжных дебрей (3) и долгожданные карты новых месторождений легли на стол разработчиков (4) то только тогда впервые начальник партии заговорил об отпуске. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 4 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) Устинья вышла в круг (4) и сельчане невольно залюбовались её танцем. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 3 4

2 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5 ) что мост снесло наводнением. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 2) 1, 4, 5, 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 3, 4, 5

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) им придется возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4, 5, 4) 1, 2, 3, 4, 5 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения. 1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 2 4) 1, 3 1) Сразу убираем третий вариант ответа: мы уже знаем, что обязательно должна быть запятая перед ТО, а там стоит цифра (3), которой нет в этом варианте. 2) Если есть ТО, следовательно, между союзами И и КОГДА запятую не ставим; убираем 1-ый и 3-ий варианты, остается 4-ый. Ответ: 1 и 3. Проверим его: запятая ставится на месте цифры 1: это сложное предложение (грамматические основы земля прекрасна и космонавты видят); запятая ставится на месте цифры 3, т.к. невозможно перестроить предложение без искажения смысла, переставив придаточное. Мы верно решили это задание.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ночью море грозно шумело (1) и (2) когда утром рассеялся туман (3) и выглянуло солнце (4) то все увидели берег (5) заваленный водорослями и каким-то мелким мусором. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 4, 5 4) 2, 3, 4, 5 Вы уже видите, что точно нужно поставить запятые на месте цифр 1 и 4; смотрим ответы: у нас в 3-ем варианте эти цифры есть. Проверяем последнюю цифру 5: да, там ставится запятая, обособляющая причастный оборот. Правильный ответ — 3. Но, возразите вы, почему не второй вариант ответа? Ведь союз И (3) соединяет два простых предложения (рассеялся туман И выглянуло солнце)! Если вы будете так рассуждать, то попадете в ловушку! Найдите главное предложение, от которого вы зададите вопросы к придаточному когда утром рассеялся туман. Верно, это предложение все увидели берег. Зададим от него вопрос: увидели берег (когда?) когда утром рассеялся туман; и ещё когда? когда выглянуло солнце. Вы видите, что это однородные придаточные (просто во втором опущен союз когда), а между ними запятая не ставится

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Утренняя тишина была такой (1) что (2) если на озере сонно вскрикивала птица (3) то её крик гулким эхом отзывался по всему (4) ещё не проснувшемуся лесу. 1) 1, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 2, 3, 4 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Поезд опаздывал почти на час (1) и (2) когда показались заветные огни родного городка (3) то Анне подумалось (4) что они ей приветливо подмигивают. 1) 1, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 3 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Вода в круглых окнах-колодцах казалась неподвижной (1) но (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконца все время подымается тихая струя (5) и в ней вертятся сухие листики брусники. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 3, 4, 5 4) 1, 3, 5 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь. 1) 1, 2 2) 1, 4 3) 1, 3, 4 4) 1 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мне нравились ее глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 2, 3, 4, 6 3) 1, 2, 4, 5, 6 4) 1, 2, 4, 6 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я думаю (1) что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать. 1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 4 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов осыплется (6) сверкающая от дождя (7) роса. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 1, 6, 7 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества (1) и (2) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (3) на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта (4) то многие отказывались верить (5) что такое возможно. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 3, 4 3) 2, 3, 4, 5 4) 1, 3, 4, 5 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Командир решил вести отряд в обход (1) потому что (2) если по курсу их движения была засада (3) то следовало обойти врага (4) и ударить ему в тыл. 1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 3 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Старый охотник резонно заметил (1) что (2) если продукты не упрятать в большую железную бочку (3) медведь-шатун (4) злой и голодный (5) преодолеет страх перед человеком и явится пообедать. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 2, 3, 4 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла. 1) 1,3, 4, 5 2) 2,3 3) 1, 2 4) 1,2,3 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Петька очень боялся идти в воду (1) но (2) когда вошел (3) то не хотел вылезать из нее (4) и делал вид (5) что плавает. 1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Он работал больше других (1) но (2) когда вставал вопрос о премии (3) его всегда обходили стороной (4) предпочитая награждать других. 1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Птенец неловко спрыгнул с ветки (1) и ударился грудью (2) и (3) когда я его поднял (4) то почувствовал (5) как сильно стучит маленькое сердечко. 1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 3, 4, 5 4) 2, 4, 5 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Из-за Эльбруса выползла черная туча (1) и (2) прежде чем туристы успели вернуться в базовый лагерь (3) блеснула ослепительная молния (4) оглушительно треснуло небо (5) и застучали крупные капли дождя. 1) 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мороз усиливался (1) и (2) когда Сашка проходил в светлом круге (3) который образовался от зажженного фонаря (4) он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки. 1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 3 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Внезапно лошадь встала на дыбы (1) и (2) прежде чем всадник успел что-то сообразить (3) она резко рванулась в сторону (4) сбросив незадачливого седока. 1) 2, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 3, 4 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя были построены врассыпную (3) но показывали довольство своих обитателей. 1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 2 4) 1, 3 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мальчишка понуро побрел к калитке (1) и (2) хотя Ирине Андреевне было до слез жаль его (3) но она с сердитым выражением лица крикнула ему вслед (4) чтобы впредь он не появлялся в её доме. 1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ученые уверяют (1) что (2) когда человечество достигнет вершин научно-технического прогресса (3) то оно может стать бессмертным (4) так как изобретёт средства борьбы с любой болезнью. 1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 1, 3 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Микеланджело многие современники считали равным Богу (1) и (2) когда он умер (3) некоторые художники придавали святым портретное сходство с великим мастером (4) чей гений так и остался непревзойденным. 1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что когда-нибудь столкновения не произойдет. 1) 1, 2, 3, 5, 6 2) 1, 2, 3 3) 1, 3, 4 4)1, 2, 4 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В аудитории стояла невыносимая жара (1) и духота (2) и (3) хотя лектор старался привлечь внимание слушателей интересными фактами (4) но это ему совсем не удавалось. 1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 4 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Всю ночь моряки тушили пожар (1) и (2) когда рассвело (3) они поняли (4) какой подвиг совершили (5) спасая корабль и самих себя. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 3, 5 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мы плывём уже в открытом море (1) но (2) если приглядеться (3) на горизонте ещё видна земля (4) кажущаяся тонкой линией. 1) 1, 2, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Крепкий был человек Гуляев (1) и (2) когда он вернулся на Урал (3) за ним тянулась блестящая слава миллионера. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 3) 2, 3 4) 1, 2 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с круглых лысин булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью (5) солнечным днём после первой встречи с Цветухиным. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 4, 5 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Об удивительной доброте Ильи Петровича можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось землетрясение в Спитаке (3) он взял на воспитание троих искалеченных детей (4) и всех их буквально вернул с того света своей заботой (5) и любовью. 1) 1, 2, 3 2) 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4, 5 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Старый колдун знал (1) что (2) когда зацветёт чертополох (3) и (4) созреют семена дурмана (5) он сможет приготовить варево (6) которое спасет раненого зверя. 1) 1, 2, 5, 6 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 2, 3, 4, 5, 6 4) 1, 2, 3, 4, 6 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Женщина достала фотографию (1) на которой (2) если приглядеться (3) можно было увидеть её (4) молодую и красивую (5) стоящую рядом с высоким военным. 1) 2, 3, 4 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 2, 3, 4, 5 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Было тихо (1) и (2) когда внезапно на болоте крикнула выпь (3) чем-то испуганная (4) то мы (5) невольно (6) вздрогнули. 1) 1, 2, 4, 5, 6 2) 1, 4, 5, 6 3) 1, 2, 3 4) 1, 3, 4 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Смех в гостиной звучал всё громче и громче (1) и (2) когда Сашка заглянул в неё (3) то он увидел картину (4) совершенно его поразившую. 1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Метеорологи предупредили (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) если не ускорить уборку пшеницы (4) то она поляжет под дождем (5) и сгниёт. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 3 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Идти пришлось долго (1) и (2) когда он подходил к дому (3) то еле держался на ногах от усталости (4) сковавшей его тело. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 4 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Девушки тихо пели (1) и (2) хотя слова песни трудно было понять (3) но звучала в ней такая нежность (4) и боль (5) что невольно наворачивались слёзы. 1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 3, 4, 5 3) 1, 3, 5 4) 2, 3, 5 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сияя в блеске солнца (1) море точно улыбалось добродушной улыбкой Гулливера (2) сознающего (3) что (4) если он захочет (5 ) то одно движение — и работа лилипутов исчезнет. 1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4, 5 1

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *