все радовались красотой природы в чем ошибка

Синтаксические ошибки

Их много, и они разнообразны: встречаются в словосочетаниях со связью типа управления, в построении предложений, особенно сложных.

1. Часто встречается ошибка в глагольном управлении пред­ложном и беспредложном: «В сказках всегда добро побеж­дает над злом»; нужно: добро одерживает победу над злом; или добро побеждает в борьбе со злом. Возможен выбор вариан­тов, и детям следует показать это.

«Жители деревень выходили навстречу своих осво­бодителей»; нужно: выходили навстречу своим освободителям, или выходили встретить своих освободителей.

«Все ждали приезд Коли из Петербурга». Глагол ждать управляет родительным падежом существительных, значит, сле­дует сказать ждали приезда или возвращения.

Полезно было бы включить в систему развития речи специаль­ные упражнения с управлением.

3.Неудачный порядок слов в предложениях, искажающий или затемняющий смысл: «Узкая полоска только с берегом связывает остров» (надо: Только узкая полоска суши связывает острее с бере­гом); «Какая холодная стала погода» (благозвучнее: Как стало холодно); «Котенок стал тонуть, он плавать не мог» (лучше: Коте­нок не умел плавать, он стал тонуть). В письменной речи такие ошибки могут быть предупреждены предварительным проговариванием, самоконтролем на основе здравого смысла. Пишущий должен войти в роль слушателя. Такой прием, но, разумеется, мысленный, также эффективен. Очень полезен в этом смысле при­ем восстановления деформированного текста: слова даны враз­брос, из них надо «собрать» предложение.

6. Употребление глаголов, не соотнесенных по виду и времени: «Незнакомец входит в комнату и поздоровался» (нарушено видо-временное пространство). Такие ошибки чаще характерны для тек­ста. Не следует забывать, однако, что видовременные переходы бы­вают оправданы смыслом и, естественно, ошибками не являются: Тучи сгущались, чернели (несовершенный вид), и наконец полил (совер­шенней вид) дождь. Здесь употребление того же несовершенного вида может оказаться ошибкой. Следовательно, видовременная соот­несенность требует тщательного смыслового анализа текста.

7.Неумение находить границу предложения: неоправданное деление сложного предложения на простые: «Дворник когда под­метал двор. Он сломал ростки тополя».

8.Как бы в противоположность этому типу ошибки многие школьники строят очень длинные предложения, не разделяя в бес­союзном сложном простые, его составляющие: Охотник однажды шел по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убе­гать, медведица догнала его и надавала ему шлепков.

Источник

Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

Вариант 6 ЕГЭ – 2021 И.П.Васильевых, Р.А.Дощинский

(1 )До наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица, каждая из которых существовала в IXX веках, однако буквы в глаголице и кириллице имели совершенно разную форму. (2)Буквы кириллицы геометрически просты и удобны для письма: двадцать четыре буквы этой азбуки заимствованы из византийского ус­тавного письма, к ним добавили буквы, передающие звуковые особенности славянской речи, и добавленные буквы были построены так, чтобы сохранялся общий стиль азбуки. (3) кириллица, многократно преображённая и теперь устоявшаяся в соответст­вии с требованиями нашего времени, была использована для русского языка.

1) Глаголица и кириллица — две славянские азбуки, которые существовали в IX-X ве­ках и дошли до нашего времени изменёнными многократно в соответствии с требова­ниями времени.
2) Из двух славянских азбук — глаголицы и кириллицы, существовавших в IX-X ве­ках, для русской письменности была выбрана впоследствии многократно изменённая кириллица, более простая в начертании букв и способная передавать особенности славянской речи.
3) Буквы кириллицы геометрически просты и удобны для письма: двадцать четыре бу­квы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма, к ним были до­бавлены буквы, передающие звуковые особенности славянской речи.
4) В кириллице использовались двадцать четыре буквы, которые были заимствованы из византийского уставного письма, причём добавленные буквы сохраняли общий стиль азбуки.
5) Кириллица — славянская азбука, существовавшая в IX-X веках одновременно с гла­голицей и впоследствии многократно изменённая, была использована для русской письменности, что объяснялось простым начертанием букв и способностью переда­вать особенности славянской речи.

2. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте про­пуска третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словар­ной статьи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
красИвее квартАл
заселенА прИданое
началА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите по­добранное слово.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ здание крупной тепловой электростанции, построенное по про­екту архитектора В.Н. Башкирова, — один из лучших образцов промышленной архитек­туры в Москве.
Филологи подчёркивали ВЫСОКОЕ патриотическое звучание найденных писем, исполь­зование в них разнообразных литературных источников, среди которых значительное ме­сто занимали античные.
В русских сказках заяц обычно ПУГЛИВЫЙ, словно от латинского наименования вида Lepus timidus — «робкий заяц».
Осенью мы иногда жалуемся на РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, упадок сил, нарушенный сон и списываем всё на унылый пейзаж и отсутствие солнечных лучей.
Семейных конфликтов здесь не бывает, СОСЕДСКИЕ распри крайне редки, люди по от­ношению друг к другу неизменно доброжелательны и отзывчивы.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Исследователи в области физики ядра и элементарных частиц добились успешной побе­ды не только в познании микромира, но и в развитии методов научного анализа.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.
ДИРЕКТОРА школ наперекор ИМ
отряд ПАРТИЗАНОВ МУРЛЫЧЕТ котёнок
на ДВУХСТАХ листах

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в кото­рых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую по­зицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложе­ния с причастным оборотом

B) нарушение в построении предложе­ния с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) нарушение в построении сложного предложения

1) Картину А.И. Куинджи «Радугу» искусст­воведы считают одним из шедевров позднего периода творчества художника.

2) Исследователи считают, что местом первич­ного обитания индоевропейцев было Север­ное Причерноморье.

3) Рататуй — овощное рагу южан, сегодня оно завоевало не только любовь французов, но и всего мира: слово «рататуй», согласно «Ис­торическому словарю французского языка», впервые упоминается в 1778 году.

4) В словаре-справочнике «Правильность рус­ской речи» представлен развёрнутый список лексических штампов.

5) В продолжение очень недолгого времени стоит предвещающая тишина перемену по­годы, и гряда тёмно-серых туч, неожиданно появившихся на небосклоне, движется в юго-восточном направлении.

6) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.

7) Приблизившись к оконному стеклу, была видна даже тончайшая паутинка, протя­нувшаяся между тёмно-зелёными и чуть желтеющими ветвями.

8) В романе Алексея Николаевича Толстого «Пётр Первый» существуют заметные «се­мантические сдвиги», создающие впечатле­ние архаичности языка.

9) Михаил Васильевич Ломоносов установил то, что северное сияние имеет электриче­скую природу.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) уплотнить, завизировать, скрепить (листы)
2) раздражение, росток, покарать
3) облегчить, ворсистый, прославление
4) достижение, поддержать (друга), укротитель
5) костюмный, свидетельствовать, долина

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..целение, бе..личный, ра..пространённый
2) мед..нститут, супер..гра, пере..начить
3) непр..емлемый, непр..ступный, пр..плясывать
4) раз..гнал, пр..хлада, об..греватель
5) ин..екция, порт..ера, из..яснительное

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дотраг..ваться, реч..вой
2) однофамил..ц, притягат..льный
3) просе..л, марл..вый
4) потч..вать, подстра..ваться
5) обескураж..вающий, милост..вый

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бор..щийся (с опасностью), (мужчины) бре..тся
2) маяч..щие (огни), (танцоры) круж..тся
3) (диски) крут..тся, кле..щий (карандаш)
4) стел..щийся (туман), (учителя) провер..т
5) непросе..нное (зерно), понаде..вшийся

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Рас­кройте скобки и выпишите это слово.

Вопрос о технологии возведения египетских пирамид порождает самые разные, в том числе (НЕ)ВЕРОЯТНЫЕ, гипотезы, вплоть до существования в древние времена принци­пиально иной цивилизации.
По-уральски пион называется «марьиным корнем», я особенно полюбил этот цветок, (НЕ)РАСПУСКАЮЩИЙСЯ обычно раньше конца мая.
Украшающие избу занавески, коврики и полотенца вовсе (НЕ)РУЧНОЙ работы, они соз­даны местной промышленностью.
(НЕ)ТАК давно осьминогов считали «живыми ископаемыми», близкими к исчезновению, но оказалось, что эти представления далеки от действительности.
Конечно, я выполнил предписание командира корабля, (НЕ)СКРЫВ при этом, что оно шло навстречу моему желанию.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Этот бульвар и всегда КАК(БУДТО) пустынный, а в знойный полдень тем более ВРЯД(ЛИ) здесь кого увидишь.
Обрывистые (СЕРО)БУРЫЕ скалы громоздятся, КАК(БЫ) поднимаясь к облакам, глубо­кие долины покрыты вечными снегами, деревья здесь не растут.
По бездорожью лошадь идти не хотела, (ТЕМ)БОЛЕЕ через заросли, и путники останови­лись (В)ЗАМЕШАТЕЛЬСТВЕ.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ В.А. Обручев продемонстрировал коллекцию из нескольких тысяч геологических и палеонтологических образцов, а ТАК(ЖЕ) предоставил ценные сведения по географии и этнографии исследованных территорий.
Брат знал, ТАК(ЖЕ) как знала и сестра, что рано или поздно наступит день, когда они (ПО)НЕВОЛЕ заговорят и простят друг другу долгое молчание.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Территория парка была запуще(1)а: в нём не существовало ни аллей, ни дорожек, вер­хушки берёз были усея(2)ы вороньими гнёздами, и эти птицы по утрам поднимали такой неслыха(3)ый гвалт, что соверше(4)о заглушали человеческие голоса.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Специфическими чертами ландшафта Тулы можно считать чёткое построение силуэта города и нарастание архитектурной значимости застройки от периферии к центру.
2) Возле дома и в саду не слышно ни шороха ни шелеста.
3) Московский Кремль и по сей день является градообразующим и историческим и культурным и политическим центром города.
4) Яблони груши вишни непередаваемо хороши в пору цветения.
5) В Талашкине удалось возродить всё великолепие былой действительности и никогда ещё городское творчество не соприкасалось так тесно с развивавшимся в течение многих столетий искусством народа.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И.И. Левитан (1) вглядываясь в небесную синеву (2) сквозящую в жаркий день в верхуш­ках деревьев (3) словно купающихся в этой синеве (4) вдохновенно работал.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Архитектура садовых домов в России была самой разнообразной и (1) пожалуй (2) более свободной, чем в городе, так как дачное строительство не так строго регламентировалось, как городское; среди построек (3) как известно (4) преобладал стиль, навеянный Средневековьем; много было сооружений в неорусском стиле.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предло­жении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В усадьбе «Ясная Поляна» восстановлен уникальный сад (1) из стародавних российских сортов яблонь (2) многие (3) из которых (4) считались утраченными.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Исследователи письменности индейцев племени майя вскоре поняли (1) что индейские иероглифы не могли быть буквами (2) поскольку их слишком много (3) и (4) хотя индей­цев майя к XX веку уцелело немало (5) среди них не осталось никого (6) кто знал бы древнюю письменность и мог бы помочь учёным.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же прави­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Историки до сих пор не могут определить, откуда взялось такое необычное слово — Гат­чина. (2)То ли от села Хотчино, которое располагалось здесь в XV веке, то ли от русского выражения «гать чинить», то ли от немецкого — «хат шён», что значит «имеет красоту». (З)Первый хозяин, точнее, хозяйка усадьбы — сестра Петра Великого Наталья Алексеевна, получившая Гатчинскую мызу в подарок от брата. (4)В 1717 г. земли перешли в руки лейб- медиков Петра. (5)Прошло время — гатчинские земли перешли в распоряжение дворцовой канцелярии, на некоторое время об усадьбе забыли, пока в 1726 г. туда не заехала Екате­рина II, которая выкупила у наследников и подарила Павлу Петровичу «мызу Гатчино с тамошним домом». (б)Приоратский дворец — архитектурный символ Гатчины, его своеоб­разная визитная карточка. (7)Этот дворец — уникальное строение, сооружённое в 1799 го­ду по замыслу архитектора Н.А. Львова.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)0днажды я получил письмо от Елены Константиновой. (2)Вот оно.
«(3)Когда сносили наш старый дом в Сокольниках, предлагали нам три отдельные квар­тиры, но ни дочери, ни зятья не согласились отделиться от бабушки. (4)Так мы и въехали в од­ну большую квартиру все вместе, зато душа семьи, её глава и хранительница — бабушка Сера­фима Ивановна — осталась с нами. (5)Да и как мы могли без неё? (6)Она так легко и весело решала все наши проблемы и жизненные неурядицы. (7)Когда её младшая дочь провалилась на экзаменах в институт, дед гневался, а бабушка сказала, что она даже рада, так как учёность ума не прибавляет. «(8)Бери, Маша, иголку в руки и покажи своё искусство», — прибавила она. (9)И действительно, моя тётя всю жизнь замечательно шьёт и хорошо зарабатывает, и все вокруг неё ходят нарядные. (10)А ещё до моего рождения в доме, где жила бабушка, был по­жар, и все вещи сгорели, семья плакала, а бабушка смеялась: «Вот и прекрасно, начнём снача­ла, а то заросли вещами». (11)Разбивалась чашка в доме, бабушка всегда говорила: «Слава богу! (12)Давно она мне надоела».
(13)Жизнь у неё была нелёгкая, но радости почему-то не отняла. (14)В войну она прово­дила на фронт сына, дочь и зятя (дед был инвалидом). (15)На сына получила бумагу: «Пропал без вести». (16)Нас, всех остальных, бабушка увезла в эвакуацию. (17)И среди первых моих детских впечатлений есть такое: самолёты бомбят поезд. (18)Мы лежим в яме, на земле. (19)И я из своего укрытия пристально слежу за бабушкой, которая выносит из горящего вагона ма­леньких детей — в соседнем вагоне везли детский дом — и одного за другим, а то и по двое, по трое на руках бегом относит в заросли кустарника. (20)Самолёты летают низко и поливают бе­женцев из пулемётов. (21)А она как будто не видит этого.
(22)Разместили нас потом в деревне под Кировом. (23)И помню, как бабушка приходила с полевых работ уставшая и приносила овощи, но никогда не давала нам одним всё съесть. «(24)Сначала спросим, чем сегодня сирот кормили», — говорила она, и мы шли в соседнюю из­бу, где поселили детский дом, и бабушка разворачивала из телогрейки чугунок с картошкой. (25)А дети кричали: «Добавка пришла!» (26)И там, в эвакуации, и позже, в Москве, бабушка на каждый Новый год наряжалась Дедом Морозом и придумывала разные игры для взрослых и детей. (27)Вообще всеми праздниками распоряжалась она, и чей-нибудь день рождения обсуж­дался заранее сообща: подарки, шутки, розыгрыши. (28)Но когда в дом приходило горе, ба­бушка плакала и горевала открыто и очень сильно. (29)Помню, как неистово она просила про­щения, стоя у гроба своего мужа. (ЗО)Хотя она любила и берегла деда и всегда делала вид, что его слово решающее в семье. (31)0на добавила ему несколько лет жизни своей заботой о нём, когда он уже не мог вставать.
(32)Сейчас моей бабушки уже нет в живых. (ЗЗ)Но она всегда у меня перед глазами как живая. (34)Как бы бабушка поступила? (35)Что бы сказала? (36)Так я часто думаю, оказываясь в безвыходной ситуации. (37)Такая правда от неё исходила. (38)Правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души.
(39)Однажды я спросила бабушку, какие годы ей запомнились больше всего, в какой воз­раст она хотела бы вернуться. (40)Я надеялась, что бабушка скажет: «В твой». (41)А она заду­малась, глаза её затуманились. (42)И она ответила: «Хотела бы, чтобы лет тридцать шесть — тридцать восемь мне опять стало. » (43)Я ужаснулась: «Бабушка, разве тебе молодой не хочет­ся стать?» (44)Она смеётся: «Это ты про шестнадцать лет, что ли, думаешь? (45)Это пустой воз­раст. (46)Ещё ничего человек не понимает. (47)А вот сорок — это да!» (48)Кажется, мимолёт­ный разговор, а как скрасил он мне жизнь!
(49)Жизнь у меня, как у всех, течёт. (50)Бывают минуты, когда кажется, что сил не хва­тает. (51)И, как спасение, вспоминаю бабушку и думаю: нет, ещё не всё потеряно. (52)Она уме­ла радоваться жизни до своего последнего дня».
(По Е.М. Богату*)

Евгений Михайлович Богат (1923-1985) — советский журналист, писатель.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчица вспоминает, как горевала Серафима Ивановна, когда её дочь не посту­пила в институт.
2) Сын Серафимы Ивановны — бабушки рассказчицы — без вести пропал на фронте.
3)Во время эвакуации в деревне под Кировом Серафима Ивановна работала на поле, за­работанную еду делила между своей семьёй и детьми из детского дома.
4) Серафима Ивановна бережно относилась к вещам и жалела, когда какая-либо до­машняя утварь ломалась, билась.
5) Бабушка рассказчицы считала, что в шестнадцать лет человек ещё ничего не понима­ет в жизни.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 3.
2) Предложения 30-31 включают рассуждение.
3) Предложения 32 и 33 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 34-36 представлено повествование.
5) В предложениях 45-48 представлено описание.

24. Из предложений 27-31 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 32-38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Елена Константинова сумела создать живой и запоминающийся образ бабушки — че­ловека, который помог ей сформировать своё мировоззрение и мировосприятие. Речь ав­тора письма эмоциональна, образна, наполнена разнообразными средствами вырази­тельности, позволяющими точнее и ярче выразить мысли и чувства. Среди использованных рассказчицей средств выразительности синтаксическое средство —(А) ____ (предложение 5), приём — (Б)___ (в предложении 13, предложения 20—21); тропы: (В)_____ («душа семьи» в предложении 4) и (Г) («как спасение» в предложении 51)».

Список терминов:
1) сравнение
2) литота
3) эпитет
4) риторический вопрос
5) противопоставление
6) вводные слова
7) гипербола
8) метафора
9) цитирование

Часть 2
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понима­ния проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами- иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Все радовались красотой природы в чем ошибка

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Осень в этом году стояла — вся напролёт — сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.

(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.

(12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

(13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова.

(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.

(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.

(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.

(27)Один из верных признаков шедевров — они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.

(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.

(31)Очевидно, свойство истинного шедевра — делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.

(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ — нашу землю.

(35)Каждая встреча с любым шедевром — прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.

(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии!

(40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, — совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.

(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь ночные волнистые туманы.

(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.

(По К. Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892−1968) — известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *