все о поездах и железной дороге что почему зачем
Издательство Омега Книга с волшебными окошками Что? Почему? Зачем? Всё о поездах и железной дороге
Издательство Омега Книга с волшебными окошками Что? Почему? Зачем? Всё о поездах и железной дороге расскажет о назначении, устройстве и развитии железнодорожного транспорта – одного из важнейших средств сообщения нашего времени.
Издание можно использовать в качестве оригинального учебного пособия для детей младшего школьного возраста, которое непременно заинтересует ребенка и покорит сердце взрослого, поможет превратить процесс получения новых знаний в очень интересное и увлекательное занятие.
Яркая и привлекательная книга увеличенного формата напечатана на высококачественном ламинированном картоне повышенной прочности с закругленными краями страниц.
На каждом книжном развороте энциклопедии красочно, подробно и реалистично представлено много познавательной информации, дающей простые и понятные ответы на вопросы любознательных малышей: для чего нужны железные дороги, вокзалы и станции, какие бывают поезда, кто ими управляет, занимается их ремонтом и регулировкой их движения, какие особенности присущи пассажирским и грузовым перевозкам, на каких поездах мы будем ездить в ближайшем будущем.
Тщательно прорисованные картинки можно рассматривать часами, замечая и открывая для себя новые удивительные факты, а многочисленные окошки и клапаны с различной дополнительной информацией не только дадут необходимые пояснения и исчерпывающие ответы на вопросы ребёнка, но и превратят чтение в увлекательную игру, разовьют внимание и любознательность.
Книга станет замечательным подарком для юных «почемучек» и ценным пополнением домашней библиотеки.
Что? Почему? Зачем? Всё о поездах и железной дороге
Иллюстрированная энциклопедия «Что? Почему? Зачем? Всё о поездах и железной дороге», выпущенная в серии «Для почемучек» издательства «Омега», расскажет о назначении, устройстве и развитии железнодорожного транспорта – одного из важнейших средств сообщения нашего времени.
Издание можно использовать в качестве оригинального учебного пособия для детей младшего школьного возраста, которое непременно заинтересует ребенка и покорит сердце взрослого, поможет превратить процесс получения новых знаний в очень интересное и увлекательное занятие.
Яркая и привлекательная книга увеличенного формата напечатана на высококачественном ламинированном картоне повышенной прочности с закругленными краями страниц.
На каждом книжном развороте энциклопедии красочно, подробно и реалистично представлено много познавательной информации, дающей простые и понятные ответы на вопросы любознательных малышей: для чего нужны железные дороги, вокзалы и станции, какие бывают поезда, кто ими управляет, занимается их ремонтом и регулировкой их движения, какие особенности присущи пассажирским и грузовым перевозкам, на каких поездах мы будем ездить в ближайшем будущем.
Тщательно прорисованные картинки можно рассматривать часами, замечая и открывая для себя новые удивительные факты, а многочисленные окошки и клапаны с различной дополнительной информацией не только дадут необходимые пояснения и исчерпывающие ответы на вопросы ребёнка, но и превратят чтение в увлекательную игру, разовьют внимание и любознательность.
Книга станет замечательным подарком для юных «почемучек» и ценным пополнением домашней библиотеки.
Как работает железнодорожный переезд, и почему он закрывается так надолго?
Опубликовано 28.05.2021 · Обновлено 03.11.2021
И сколько же нервов потратили водители и опаздывающие пассажиры на железнодорожных переездах! И одно дело переезд в далекой глубинке, где через него проходит один поезд в час, а если взять в пример Московскую область, со смешанным железнодорожным траффиком, то можно встать у закрытого шлагбаума на десятки минут. В таких вынужденных пробках многие задумываются, а в чем причина таких длительных перекрытий дорожного движения? Практически 90% времени переезд закрыт просто так, когда поезд даже не находится в непосредственной близости. Кстати, в странах Европы можно заметить, что переезды открываются гораздо быстрее, чем в России. Давайте разбираться, в чем же дело.
«Автоблокировка» всему виной
Как поезда выдерживают дистанцию между собой и почему один поезд никогда не догоняет другой, даже если впередиидущий состав вдруг вынужденно остановится, а связи с диспетчером не будет? На самом деле поездной диспетчер не принимает участия в вопросе регулирования дистанции между поездами, времена жезловой системы давно прошли. Сейчас всем заправляет железнодорожная автоблокировка — релейная система.
Железнодорожное полотно условно поделено на небольшие участки, каждый длиной от километра до 2,6 километров, а между ними установлены железнодорожные светофоры. Такие деления носят название «блок-участки», очень важное замечание — электрически рельсовые цепи между ними разорваны, то есть рельсы имеют промежуточный изолятор. Любая подвижная единица имеет колесные пары, которые представляют собой монолитную стальную конструкцию, отлично проводящую электрический ток. Когда вагон, или локомотив заезжает на блок-участок, он замыкает рельсовую цепь, в результате чего срабатывает реле, которое отвечает за управление светофорами.
Ну а дальше все просто: если на одном участке срабатывает реле (то есть на нем находится состав), то входной светофор (перед ним по пути следования поездов) закрывается (загорается красный сигнал), входной светофор на предыдущем блок-участке устанавливается в положение «желтый» сигнал, и только светофор перед пред-предыдущим участком дает «зеленый» сигнал. Такая картина меняется в зависимости от передвижения поездов, но смысл думаю понятен.
На зеленый сигнал поезд может проследовать с максимально разрешенной скоростью, на желтый сигнал уже нет, скорость будет ограничена 20-ю километрами в час. Ну и на красный сигнал само-собой ехать нельзя.
Автоблокировка может быть настроена так, что при занятости одного блок-участка светофоры двух предыдущих выдают «желтый» сигнал. От чего вообще это зависит?
Длина блок-участков и количество блокировок зависят от максимальной длины тормозного пути самого тяжелого поезда на максимальной скорости, доступной на данном участке. Здесь важным моментом является то, какого рода движение происходит, к примеру тормозной путь электропоезда самый короткий, далее по увеличению длины идет пассажирский поезд, ну и самый большой тормозной путь у грузовых поездов. Если путь используется для смешанного траффика, автоблокировка настраивается под тормозной путь самого тяжелого грузового поезда.
При чем здесь переезд?
Железнодорожный переезд работает полностью в автоматическом режиме, и над ним не властен человек, находящийся на посту переезда. Управление шлагбаумом и светофором осуществляется все той же автоблокировкой. В данном случае она настраивается так, чтобы переезд закрывался в момент занятия поездом участка, удаленного от переезда на расстояние максимального тормозного пути самого тяжелого поезда. Вот например есть переезд через двухпутную магистраль, со смешанным движением: значит переезд будет закрываться примерно за 6-ть минут до проезда поезда. Но стоит иметь в виду, что поезда движутся в двух направлениях, и порой проход одного поезда совпадает с проходом другого. Это мнимое затишье создает опасную ситуацию, по этому автомобилистам переезжать переезд можно только на зеленый сигнал светофора!
После того, как последний вагон поезда освобождает блок-участок переезда, тот моментально открывается. Как правило в загруженных районах страны открытие переезда происходит как только колеса хвостового вагона проехали пару метров от торца переезда.
Теперь что касается переездов в странах европы: действительно, в некоторых странах ЕС есть переезды, закрытие которых происходит за 40 секунд до проезда поезда, но связано это с тем, что на таких участках нет смешанного траффика поездов, и такая скорость связана с коротким тормозным путем электропоездов. В России же траффик в основном смешанный, по этому приходится ровняться на самый тяжелый поезд.
Почему поезд останавливается, никого не впускают и не выпускают, а в расписании этой остановки нет?
Даниил, ж/д эксперт
Во время поездки по железной дороге иногда можно увидеть такую картину: средь бела дня поезд останавливается на каком-то полустанке или вовсе где-то в лесу или в поле. При этом никто не выходит и не заходит в поезд, двери остаются закрытыми, проводники даже покурить не выпускают. А самое главное, что в расписании, которое висит рядом с купе проводника – этой остановки нет в принципе. Для чего же тогда состав останавливается? Давайте разбираться!
Технические остановки: где поезд может остановиться?
Все эти загадочные стоянки по несколько минут можно разделить на две группы, первая из которых – это техническая остановка. Техническая остановка может быть произведена только на станциях, обгонных пунктах и разъездах. Вкратце расскажу о последних двух терминах:
Обгонный пункт, как можно понять из названия, служит для обгона одного поезда другим. Часто бывает ситуация, когда нужно пропустить поезд, идущий позади с большей скоростью. В таком случае, впереди идущий поезд становится под обгон, то есть занимает боковой путь. А тот поезд, который идёт сзади, продолжает движение по главному пути. То есть о бгонный пункт – это раздельный пункт на двухпутных железных дорогах, который имеет дополнительный боковой путь.
На однопутных железных дорогах, где движение поездов в обе стороны происходит по одному и тому же пути, используются разъезды. Как правило, разъезд имеет от одного до трёх дополнительных путей. На них проводятся операции по обгону или скрещению. Скрещение – это пропуск встречного поезда. Тут всё просто – чтобы поезда не столкнулись на одном железнодорожном пути, одному из них надо «уступить дорогу» и остановиться на некоторое время на дополнительном пути.
Технические остановки: зачем они нужны?
Вернёмся к техническим остановкам. Так как выше речь шла про обгонные пункты и разъезды, то будет разумно начать с тех остановок, которые предназначены для пропуска встречного или сзади идущего поезда. В таких случаях ваш поезд может встать на несколько минут на боковой путь, чтобы пропустить другой поезд. Такие остановки предусмотрены в графике движения поездов – основе всей эксплуатационной работы на железной дороге. А вот в расписании, которое предназначено для пассажиров, эти остановки, как правило, не прописывают.
Бывает такое, что на обгонном пункте поезд может простоять несколько часов. Чаще всего это случается с дополнительными (сезонными) поездами, которые вводят летом и которые ходят из Центральной России на Черноморские курорты. Они имеют меньший приоритет, чем фирменные и скорые поезда, поэтому порою вынуждены стоять на обгонном пункте и ждать, пока все более важные поезда проедут.
Далее идут операции, которые осуществляются во время технических остановок. К ним можно отнести заправку вагонов водой, осмотр вагонов, смену локомотива или локомотивной бригады (машиниста и его помощника). Однако эти операции чаще всего проводят на крупных станциях, где осуществляется посадка и высадка пассажиров, а занимают они около 20 минут.
Также пассажирские вагоны, оборудованные биотуалетом, нуждаются в откачке его содержимого. Этим занимаются на технических площадках вне пассажирских станций (по понятным причинам). На откачку содержимого туалета уходит около получаса. Сюда же можно отнести и опорожнение мусорных урн, расположенных в вагонах. Но делается эта процедура не так часто. Скажем, на маршруте Санкт-Петербург – Москва на промежуточных станциях таких операций не производят.
Неожиданные стоянки «в чистом поле»
Бывает и такое, что поезд останавливается посреди поля или леса. При этом боковых путей вы не наблюдаете, да и с вагонами никаких операций не проводится. Практически в 100% случаев такие остановки связаны с тем, что следующий перегон или блок-участок – занят. Что это значит?
Движение на железной дороге организовано следующим образом: станции делят железную дорогу на перегоны. А на перегонах расположены проходные светофоры, которые делят перегон на блок-участки. Длина блок-участков варьируется от 800 метров до 2 километров. Если светофор показывает зелёный огонь – значит впереди свободно два и более блок-участка. Если горит жёлтый – значит свободен только следующий блок-участок. А если на светофоре красный – то движение запрещено, следующий блок-участок занят.
Если поезд остановился в глуши, то практически всегда это говорит о том, что на светофоре горит красный огонь, и машинист должен подождать, пока сигналы сменятся. Чаще всего это занимает не более пяти минут. Эти остановки сложно предсказать заранее, поэтому их нет ни в графике движения поездов, ни в расписании у купе проводника.
А если вы хотите больше узнать про нюансы работы железной дороги, добро пожаловать на канал ПОД СТУК!
Задайте любой вопрос о железной дороге и поездах в комментариях, и мы постараемся на него ответить.
Почему россияне ездят поездами?
Для многих людей железнодорожный транспорт – это не только удобный способ передвижения, но и приятные ассоциации. Поезда занимают в сердце россиян особое место и продолжают оставаться востребованными, несмотря на развитие авиационного и автомобильного транспорта. Действительно, в последнее время власти прикладывают максимум усилий, чтобы сделать перелеты доступными для большинства граждан. Ныне стоимость перемещении самолетами сильно снизилась (в некоторых случаях цена равна проезду в СВ), но некоторые пассажиры все равно предпочитают передвигаться поездами.
Авиационный транспорт набирает все большую популярность. Главная причина – доступность. Был проведен опрос, согласно которому передвижения самолетами выбирают 44% респондентов. При этом железнодорожный транспорт находится на второй позиции. Поездами предпочитают передвигаться 24% опрошенных людей. Третье место досталось личным автомобилям (23%). Далее с существенной разницей идут автобусы и другие виды транспорта.
Почему выбирают поезд?
У многих людей поезд ассоциируется с удобным транспортом, в котором можно комфортно разместиться, не тесниться к соседу, прилечь или пройтись по вагону. Это экологичный способ передвижения, в котором стоимость билетов имеет доступную цену, а сервис обслуживания часто находится на высоком уровне.
Выбирают поезд россияне по следующим причинам:
На небольших маршрутах обычно удобнее передвигаться поездом, особенно в ночное время. Удастся избежать утомительных регистраций и досмотров в аэропорту. К тому же не придется искать отель для ночевки.
Кстати, для людей, которые наслаждаются процессом путешествия железной дорогой, существуют так называемые экскурсионные маршруты.
Популярные места
Среди пассажиров железнодорожного транспорта был проведен опрос, в ходе которого выяснилось, что большая часть людей предпочитает приобретать билеты на нижние места. Таких оказалось 64%. К тому же 33% пассажиров готовы выбрать даже другой поезд, чтобы только ехать на нижней полке. Остальные признались, что оформляют билеты на верхние полки, если нет свободных мест снизу.
Среди опрошенных 36% по разным причинам любит путешествовать на верхней полке.
Преимущества нижних полок
Некоторые пассажиры отметили, что верхние полки неудобные. На них сложно взобраться, а людям с высоким ростом невозможно комфортно расположиться. Ограниченные размеры служат залогом неудобства.
Для инвалидов размещение на нижней полке – единственный возможный вариант путешествия. Верхние места не подходят и для пенсионеров, а также людям с некоторыми видами заболеваний, например, больной спиной. Беременным женщинам и мамам с маленькими детьми обычно также не приходится выбирать, поскольку поездка на верхней полке становится невозможной по объективным причинам.
Помимо удобного размещения, к плюсам нижних полок пассажиры относят и продуманную систему хранения багажа. К сумкам, которые находятся в рундуке, под сиденьем, посторонние лица точно не имеют доступа. Некоторые туристы рассказали, что им нравится наблюдать за сменяющимися пейзажами. Им не по душе всю поездку провести лежа.
Согласно опросу, малое количество людей боятся упасть сверху и получить травмы, например, сломать руку или ногу.
Плюсы верхних полок
Путешественники, которые предпочитают ездить на верхних местах, рассказали об их преимуществах. Главный плюс – более низкая стоимость проезда. Порой разница в цене может достигать 50%. Связано это с тем, что спрос на верхние полки существенно меньше.
Еще один весомый плюс – спокойствие. Пассажиров сверху никто не беспокоит. Можно перекусить, взобраться на свое место и оставшееся время спать, читать, слушать музыку, не волнуясь о том, что попутчики будут проситься посидеть, поесть и др. К преимуществам можно отнести и более уединенное пространство. К вам не будут заглядывать и смотреть, чем вы занимаетесь.
Если путешествуете вдвоем, лучший вариант купить билеты на верхнюю и нижнюю полки, тогда можно оценить все плюсы обоих вариантов. Можно устраивать перекусы в удобное время, при этом не беспокоить других попутчиков. К тому же никто не будет мешать отдыху. Остается решить, кто будет спать сверху, а кто – снизу.
И хотя ныне активно развиваются другие транспортные отрасли, поезда по-прежнему пользуются большим спросом среди людей с разным статусом и доходами. Несмотря на то, что железнодорожные составы существенно уступают самолетам скоростью передвижения, они насчитывают немало других преимуществ.