все не то что кажется и не наоборот
Все не то что кажется и не наоборот
«Всё не то, чем кажется и не наоборот.»
(Конфуций)
«Краткий курс психического здоровья без говна»
некоторые мои друзья несчастны, постоянно копаются в себе, ходят к психотерапевтам, портят жизнь себе и людям — и в результате все равно несчастны и не понимают, почему.
поэтому я решил, что будет полезно вкратце рассказать о моей жизненной, кхм, как бы философии. я не уверен, что это кому-то поможет, вряд ли вы сразу станете менее несчастны (да и потом — тоже вряд ли), но ответ на вопрос “почему” у меня есть, а это уже что-то.
вы несчастны, потому что вы живете в аду.
тут, конечно, пытливый ум сразу задается новым “почему”, но ответа на это “почему” уже нет. вы же не спрашиваете, почему вы живете в воронеже или в доме номер восемь. ваши родители жили в воронеже, ваши дедушка и бабушка жили в доме номер восемь, и все эти адреса находятся в аду.
это не самый очевидный факт в мире, потому что мы живем в аду давно, мы к нему привыкли, приноровились, и у нас есть икея. с бытовой точки зрения ад выглядит неплохо, мы мало-мальски обустроили его, провели водопровод, подключили газовую колонку и интернет.
нам сложно понять, что мы живем в аду еще и потому что, в книжках ад описывается совсем уж неприятно и совершенно с другим интерьером. считается, что в аду необходимо постоянно испытывать физические и душевные муки плюс там фиговая мебель и постоянно что-то горит.
я ад понимаю расширительно. ад — это мир, который не приносит радости.
это звучит немножко более знакомо, правда?
теперь я могу чуть точнее переформулировать свой первый и единственный тезис.
вы несчастны, потому что вы живете в аду и не понимаете этого. вы ждете от мира тепла и любви, но мир не может вам дать ни первого, ни второго, он совершенно не про это, он про ад. кстати, нельзя сказать, что этот ад настроен к вам враждебно.
совсем нет. ему просто насрать.
например, вы хотите, чтобы в вашей жизни появились люди, с которыми вы могли бы установить доверительные отношения. вы хотели бы, чтобы у вас были друзья.
миру насрать на это.
или вы хотите преуспевать в выбранной профессии и добиться в ней больших успехов.
ради бога. миру насрать на это.
или вы хотите, чтобы вами восхищались, чтобы даже незнакомые люди при звуках вашего имени улыбались и понимающе кивали.
миру насрать на ваши желания.
при этом вы в неплохой компании. точно так же миру было насрать на ницше, шопенгауэра, принцессу диану, курта кобейна и эйнштейна. да что там эйнштейн. мир плевать хотел на стива джобса, а этот человек подарил нам айфон.
но вот джобса нет, а айфон все есть и есть, а потом и его не будет, потому что на айфон миру тоже насрать.
просто айфон, в отличие от вас, это понимает и не парится по пустякам.
ну и, в общем, мир довольно сложно обвинять в равнодушии. если завтра кутикула на указательном пальце вдруг разговорится и сообщит вам, что вы слишком редко обращаете на нее внимание, вы тоже будете изрядно удивлены.
разница в масштабах между вами и кутикулой намного, намного меньше, чем между вами и, собственно, миром.
— так, — говорит вселенная, — значит, вам тридцать шесть, и, эээ, у вас сложные отношения с родителями, они вас не понимают и не видят в вас личность, все верно? и от этого у вас сильный внутренний конфликт, который, эээ, приводит к тому, что вы не можете реализоваться и что-то там еще, я не могу разобрать почерк.
— окей, — говорит вселенная. — это действительно уникальная ситуация и серьезная проблема. мне четырнадцать миллиардов лет, радиус обозримой моей части составляет почти 50 миллиардов световых лет, и я никогда такого не встречала. сейчас я все брошу, перестану расширяться, поставлю энтропию на паузу и немедленно займусь вашим вопросом. присаживайтесь поудобнее.
ну, на самом деле, я пошутил. мир, конечно, ничего такого не говорит. ему наплевать.
собственно, даже слово “наплевать” слишком сильное, потому что миру, конечно, не наплевать, с точки зрения вселенной вас просто нет. все ваши мелкие обиды, надежды и победы настолько малы, что не существуют ни во времени, ни в пространстве.
вас для мира нет. и ваших претензий к миру — тоже.
по какой-то неведомой нам причине у маленьких и говнистых кусочков органики появилось самосознание и сразу же за этим — претензии и требования к миру, в котором они очнулись. но эти претензии бессмысленны и беспредметны.
никто не обещал, что будет легко.
в прямом смысле, никто. некому было обещать.
некому жаловаться. некого проклинать. не с кем поговорить.
в огромной и пустой, по большому счету, вселенной есть только мы.
ну и, кстати, говоря, если бы наш невидимый собеседник все-таки существовал и мог нас слышать, он бы сильно удивился, ознакомившись с нашими записями в книге жалоб.
— секундочку, — сказал бы он, — я хотел бы уточнить кое-что. то есть, я вас вытащил из небытия на какой-то краткий и совершенно неважный для меня миг, я дал вам кислород, сельдерей и netflix, я дал вам северное сияние и горные реки, я придумал чихание и икоту, я дал вам все, я создал вас, я нечаянно и случайно пригласил вас в свой кинотеатр с огромным экраном — и вы еще чем-то недовольны?
— да с чего вы взяли, что это все вообще для вас? кто-то из вас заплатил за билет? а покажите корешки.
а у нас нет корешков. у нас вместо них длинный список претензий и ожиданий. но эти претензии некому предъявить, потому что мы живем в аду.
и самое важное (и обидное) — этот ад не был построен специально для нас.
он просто был, мы тут гости.
собственно, это не ад даже, адом он становится только потому, что мы плохо понимаем контекст и ожидаем от мира того, что он в принципе дать нам не может.
в тех местах, где мы хорошо понимаем контекст, у нас проблем не возникает. ни один русский турист не выходит на улицы бангкока и не воет, потому что ему остро не хватает гречки. в ресторане никто не требует показать ему кино. в театре никто не ожидает ярких визуальных эффектов, мы пришли туда осознанно и понимаем, что у театра есть свои ограничения.
с миром у нас с самого начала все пошло не так, потому что мы повелись на всякие мелочи и не сразу поняли, что это ад.
мир как ад это, кстати, не очень свежая мысль, она есть в любой мало-мальски развитой религии, я тут никаких америк не открыл, но просто религии тоже прошли большой путь, и в какой-то момент в каждой из них появились маркетологи, которые поняли, что со слоганом “мир это ад” корову не продашь.
так появились всякие идеи про загробную жизнь и другие ништяки.
тогда же появилась вторая идея — будто бы богам есть до нас дело.
обе идеи совершенно контринтуитивны. вселенная ведет себя честно и последовательно объясняет нам, что это не так — и нет, мелкий клерк не может прийти к CEO, если у него источился карандашик, потому что в мире CEO нет ни карандашика, ни клерка.
почему бог должен вести себя иначе?
почему это бесконечное и безвременное существо, присутствующее на всех планах бытия, вообще должно принимать во внимание, что ваша жена в очередной раз недосолила лапшу и значит она вас не любит?
могла бы уже и запомнить, право слово.
но в то же время эти идеи слишком привлекательны и слишком хорошо продаются, чтобы от них можно было отказаться.
даже буддизм, который сопротивлялся дольше всех, и тот, в конце концов, сдался.
— о, в этот тарифный план теперь входит реинкарнация? отлично. дайте два.
мир это ад. вы умрете. все ваши враги умрут. все ваши друзья тоже умрут. солнечная система исчезнет и превратится в межзвездную пыль. мы это просто маленькие и недовольные искорки в очень пустом и непонятном для нас пространстве.
сами видите, это не выглядит очень привлекательно.
но это очень похоже на правду.
потому что если принять, что вы живете в аду, то все не так уж плохо. реально, если бы ад проектировали специально под нас, его можно было бы сделать намного, намного неприятней.
у нас есть икея, наконец.
и никто никому ничего не должен, потому что никого из нас, в общем-то, нет — а даже если и есть, то скоро не будет.
мне кажется, просто логично немного отпустить все эти поляны и долины, освободить их от наших ожиданий и требований, принимать их такими, как есть.
а потом то же самое сделать с другими людьми.
это не очень просто, у меня тоже не всегда получается, хотя про ад я не вчера придумал.
но это очень полезно.
и тогда каждое маленькое потепление будет в радость, и каждая радость тоже будет в радость.
если вы понимаете, что по умолчанию вам положено ничего, то вам не будет казаться, что вам чего-то недодали.
и если люди вокруг вас ведут себя по-старому, если они что-то требуют от вас, если у них есть мнение, чем вы должны заниматься, как себя вести, как чувствовать, то не злитесь и простите их.
они не со зла. они не ведают, что творят.
просто они живут в аду, а это очень трудно.
они живут в аду и не понимают этого.
в отличие от вас»
(Владимир Гуриев)
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Всё не то, чем кажется и не наоборот.
Всё не то, чем кажется и не наоборот.
Комментарии
Похожие цитаты
Сатир, покинув бронзовый ручей.
Сатир, покинув бронзовый ручей,
сжимает канделябр на шесть свечей,
как вещь, принадлежащую ему.
Но, как сурово утверждает опись,
он сам принадлежит ему. Увы,
все виды обладанья таковы.
Сатир — не исключенье. Посему
в его мошонке зеленеет окись.
Ещё один продлись всё это миг,
сатир бы одиночество постиг,
ручьям свою ненужность и земле;
но в то мгновенье мысль его ослабла.
Стемнело. Но из каждого угла
«Не умер» повторяли зеркала.
Подсвечник воцарился на столе,
пленяя завершённостью ансамбля.
Зажжём же свечи. Полно говорить,
что нужно чей-то сумрак озарить.
Никто из нас другим не властелин,
хотя поползновения зловещи.
Не мне тебя, красавица, обнять.
И не тебе в слезах меня пенять;
поскольку заливает стеарин
не мысли о вещах, но сами вещи.
Вечер. Развалины геометрии. Точка, оставшаяся от угла.
Вечер. Развалины геометрии.
Точка, оставшаяся от угла.
Вообще: чем дальше, тем беспредметнее.
Так раздеваются догола.
Но — останавливаются. И заросли
скрывают дальнейшее, как печать
содержанье послания. А казалось бы —
с лабии и начать.
Луна, изваянная в Монголии,
прижимает к бесчувственному стеклу
прыщавую, лезвиями магнолии
гладко выбритую скулу.
Как войску, пригодному больше к булочным
очередям, чем кричать «ура»,
настоящему, чтоб обернуться будущим,
требуется вчера.
Это — комплекс статуи, слиться с теменью
согласной, внутренности скрепя.
Человек отличается только степенью
отчаянья от самого себя.
Жизнь, по большому счёту, состоит не из фактов и случаев. Она состоит.
Жизнь, по большому счёту, состоит не из фактов и случаев. Она состоит в основном из той бури мыслей, которая постоянно проносится в голове.
Я даже не знаю: есть ли Вы в моей жизни? В просторах моей души — нет.
Я даже не знаю: есть ли Вы в моей жизни? В просторах моей души — нет. Но там, на подступах к душе, в некоем между: небом и землёй, душой и телом, собакой и волком, в пред-сне, в после-грезье, там, где «я не я, и собака не моя», там Вы не только есть, но только Вы один и есть.
Иногда приходит зима, иногда приходит лето. Если у вас всегда.
Иногда приходит зима, иногда приходит лето. Если у вас всегда будет одна и та же погода, вы почувствуете застой.
Нужно научиться любить всё, что происходит. Вот что я называю зрелостью. Нужно любить то что уже есть. Незрелость всегда живёт в «вот если бы» или «хорошо было бы», но никогда не в «есть», а «есть» — реальность. Всё, что «было бы хорошо», вам только снится.
Какой бы ни была реальность, она хороша. Любите её, радуйтесь ей и расслабьтесь в ней. Если что-то уходит, проститесь. Всё меняется. жизнь течёт и меняется. Никто не остаётся прежним; иногда открываются широкие просторы, иногда двигаться некуда. То и другое хорошо. То и другое — дары существования. Нужно научиться такой благодарности, которая благодарит за всё, что бы ни случилось. Просто наслаждайтесь происходящим — оно, и ничто другое, происходит прямо сейчас. Завтра, может быть, что-то одно изменится и будет другое; тогда наслаждайтесь другим. Послезавтра, может быть, случится что-то третье. Наслаждайтесь третьим. Не сравнивайте с прошлым, с бесполезными фантазиями о будущем. Живите в этот миг. Иногда жарко, иногда очень холодно, но то и другое необходимо; иначе жизнь исчезнет.
Зрелища есть и событья, видимость чья такова.
Зрелища есть и событья,
Видимость чья такова,
Что лучше один раз увидеть!
Чем два.
Песня без слов, ночь без сна.
Песня без слов, ночь без сна,
Всё в своё время — зима и весна,
Каждой звезде — свой неба кусок,
Каждому морю — дождя глоток.
Каждому яблоку — место упасть,
Каждому вору — возможность украсть,
Каждой собаке — палку и кость,
И каждому волку — зубы и злость.
Снова за окнами белый день,
День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза, —
Весь мир идёт на меня войной.
Если есть стадо — есть пастух,
Если есть тело — должен быть дух,
Если есть шаг — должен быть след,
Если есть тьма — должен быть свет.
Хочешь ли ты изменить этот мир,
Сможешь ли ты принять, как есть,
Встать и выйти из ряда вон,
Сесть на электрический стул или трон?
Снова за окнами белый день,
День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза, —
Весь мир идёт на меня войной.
Давно уже две жизни я живу, одной — внутри себя, другой — наружно.
Давно уже две жизни я живу,
Одной — внутри себя, другой — наружно;
Какую я реальной назову?
Не знаю, мне порой в обеих чуждо.
Живи так, как хочешь ты, а не как ожидают от тебя другие.
Живи так, как хочешь ты, а не как ожидают от тебя другие. Не важно, оправдаешь ты их ожидания или нет, умирать ты будешь без них. И свои победы одержишь сам!
Забота, то есть внимание к другим.
Забота, то есть внимание к другим, — это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.
Интересные цитаты
При любых раскладах оставайся человеком.
Совершенный человек всё ищет в себе.
Совершенный человек всё ищет в себе, ничтожный — в других.
Чтить женщину есть множество причин.
Чтить женщину есть множество причин:
Когда умом, да и силёнкой тоже
Она сегодня часто стоить может
И двух, и трёх, и пятерых мужчин!
Любви невольной, бескорыстной.
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она.
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной.
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем.
Человек может вечно смотреть на три вещи: как течёт вода.
Человек может вечно смотреть на три вещи: как течёт вода, как горит огонь и как работает другой человек.
Моя свеча, бросая тусклый свет.
Бороться и искать, найти и перепрятать.
Бороться и искать, найти и перепрятать!
. Этих дней типажи-молодцы! Бороздя, покоряют просторы.
. Этих дней типажи-молодцы!
Бороздя, покоряют просторы
Интернетствующие юнцы
И таксиствующие сутенёры.
От копеечной свечи Москва сгорела.
От копеечной свечи Москва сгорела.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Не то, чем кажется: как наш мозг меняет реальность
Представьте, что вы ведете машину. Солнечный теплый день, пустая трасса, отличное настроение. Вдруг на стекло автомобиля падают редкие капли дождя. Вы не придаете им значения, ведь они не мешают ехать, а погода по-прежнему прекрасна. Но через некоторое время дождь усиливается, вот он уже перерастает в настоящий ливень, небо затягивают тучи, а по лобовому стеклу машины разливаются мутные струи воды. Вы продолжаете ехать, несмотря на залитое стекло, и надеетесь на лучшее. Вот на что похожа жизнь в незнании когнитивных искажений, незаметных паттернов и ловушек мозга. Но если отследить основные из них, то появится возможность управлять своим восприятием и осознанно продолжать путь.
Эффект обратного действия
Эта ошибка тесно связана с предвзятостью, когда вы ищете информационное подтверждение своим мыслям и убеждениям. Эффект обратного действия работает аналогично, но сложнее: даже если запомнившийся вам факт был ложным, вы будете убеждаться в его правдивости вопреки опровергающим аргументам. Феномен подробно рассмотрели ученые Джейсон Райфлер и Брендан Ниан в эксперименте, опубликованном в журнале Political Behavior. Они разделили респондентов на две группы. Обеим группам дали прочесть статьи с ложными фактами, но у половины участников в конце статьи было ее подробное опровержение. После прочтения людям предложили ответить на несколько вопросов о материале. Выяснилось, что опровержение не оказало практически никакого эффекта на респондентов: все они придерживались изначальных фактов, данных в статье.
Эффект пренебрежения вероятностью
Многие люди мыслят глобально: если выигрывать, то миллиард. При этом если предложить им поучаствовать в другой лотерее, где можно выиграть миллион, но шансы немного выше, большинство предпочтут играть за большую сумму с меньшей вероятностью победы. Это и есть пренебрежение вероятностью, когда человек задумывается о масштабе целей, а не о возможности их осуществления. Оно же объясняет боязнь некоторых людей летать из-за перспективы крушения самолета. При этом каждый из них ежедневно принимает душ и ходит по лестнице, а статистика опасности бытовых травм значительно выше по сравнению с авиапутешествиями.
Вам знакома ситуация, когда вы отказываетесь начинать какое-то дело, если не уверены, что справитесь с ним? Подобная проблема может быть связана с неуверенностью в себе или перфекционизмом. Но человек, который верит в себя, имеет позитивный опыт и не боится пробовать новое, тоже может попасть в ловушку эффекта неоднозначности. Из-за этого мимолетного когнитивного искажения многие предпочитают покупать лотерейные билеты, а не изучать рынок акций, ведь с первыми все просто и понятно, а вторые требуют массу времени и сил. На деле эффект снижает скорость достижения целей, ведь правильный путь не всегда очевиден и чаще всего требует свежего взгляда.
Эффект присоединения к большинству
Замечали, что на входе в метро люди часто идут вслед за другими в одни и те же двери и турникеты, в то время как соседние могут пустовать? Мало кто в этот момент всерьез задумывается, что проход закрыт и не работает, поэтому там никого нет. Решение пойти за другими приходит в голову в автоматическом режиме. Эффект присоединения к большинству часто называют «стадным чувством». Оно является признаком неуверенности в себе (человеку проще принять мнение большинства даже после размышления над проблемой), а когнитивное искажение может быть преодолено, если его просто заметить. В следующий раз, когда будете выбирать между двумя ресторанами, один из которых пуст, а в другом уже есть пара посетителей, спросите себя, по каким критериям вы принимаете решение.
Неудавшаяся прическа или пятно на блузке не дают вам покоя весь день. Все так и смотрят на них, считая вас неряхой, а в обеденный перерыв наверняка обсуждают ваши провалившиеся эксперименты с волосами и неуклюжесть. Мы непрерывно живем в своей голове, поэтому нам кажется, что другие тоже видят нас насквозь. Суть эффекта прожектора в том, что он распространяется на каждого, поэтому окружающие, скорее всего, не заметят ваших мелких изъянов. Вероятно, некоторые из коллег думают только о том, чтобы вы не обратили внимания на их несовершенства кожи или мятый галстук. Наши недочеты внешности и поведения глобальны только для нас.
Эффект невозвратных затрат
Вы станете дочитывать книгу, которая вам не нравится? А сидеть в кинотеатре до конца сеанса, хотя в первые полчаса поняли, что фильм вам неинтересен? Многих держит установка «доводить дело до конца», отчаянно навязываемая с детства. Человеку трудно признать, что он сделал неверный выбор, или он вовсе не осознает бессмысленности продолжения процесса. Психологи расценивают это как ошибку невозвратных затрат. Из-за искажения мы тратим много времени, энергии и денег на вещи, которые нам не нужны, потому что не позволяют развиваться и не приносят удовольствия. Так многие продолжают учебу по профессии, к которой давно потеряли интерес, или поддерживают отношения с людьми, которые им чужды, но на которых уже потрачено много ресурсов.
Всего описано около 200 когнитивных искажений. Но даже если вы прочитаете о каждом из них, умение управлять своим миром тренируется только на практике. Суть осознанности в том, чтобы научиться распознавать предвзятость, независимо от того, субъективна она или исходит от окружения. Иногда достаточно взять небольшую паузу, чтобы прислушаться к себе и посмотреть на ситуацию под другим углом. Каждое когнитивное искажение — капля дождя на лобовом стекле. Избежать их полностью сложно, но несколько капель не помешают приятной поездке, в отличие от потоков воды.
Все не то, чем кажется и не наоборот. (Кун-цзы)
Совершенно не являясь поклонником метафизических философских воззрений, а тем более в вопросах глобального характера, таких как: «. о единстве ценностей и идеалов и о том, как этого достичь в отдельно взятой судьбе для начала, а затем возможно и повлиять на судьбу страны» (М.Щ), тем не менее, с большим вниманием и уважением прочитал статью Михаила Щелкогонова: «Единство понятие ёмкое и многомерное», опубликованную на VIPERSON 03.11.11.
Однако, Михаил Николаевич Щелкогонов, упорно настаивает на том, что общечеловеческие ценности, это не что иное, как «. то, что люди считают важным в их жизни, к достижению чего они стремятся, что является целями и мотивами их деятельности. Это то, о чем они мечтают, что образует смысл их жизни», теоретически, при этом, совершенно не объединяя «цели и мечты», допустим, Романа Абрамовича с теми же самыми бомжами с Казанского вокзала или любым, отдельно взятым, человеком, оставшимся без работы, жилья, без возможности получить хорошее образование, медицинские услуги и вообще без средств к его сосуществованию.
На мой взгляд, «общечеловеческие ценности», которые на сегодня существуют только в воспаленном воображение философов постмодернистского направления, а не в реальной действительности, это, с одной стороны «опиум для одурачивания народа», с другой, мощная «дубина» в руках мирового неоглобализма, при помощи которой можно очень ловко и жестоко «усмирять» всех тех, кто с этими самыми «ценностями» не согласен: например на Балканах, в Ираке, Афганистане, Ливии и т. д.
Глубокоуважаемый Михаил Николаевич, скажу вам честно, как на духу, что Вы, развивая теорию метафизики по направлению поиска рационального зерна в «общечеловеческих ценностях» идете не верной философской «дорогой» и Вашими благими намерениями, эта самая «дорога» выслана не совсем туда, куда, скорее всего, действительно «хочется» «общечеловечеству».