все ищут своего а не того что угодно иисусу христу
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Фил. 2:21
Свт. Иоанн Златоуст
«Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
т. е. своего собственного покоя и безопасности. То же говорит он и в послании к Тимофею. Для чего он скорбит об этом? В намерении научить слушающих – не быть таковыми, научить слушающих – не искать праздности. Ищущий праздности ищет «не того, что угодно Иисусу Христу», но «все ищут своего»; а мы должны быть готовы на всякий труд, на все тягостное.
Беседы на послание к Филиппийцам.
Свт. Феофан Затворник
Вси бо своих си ищут, а не яже Христа Иисуса
Вси — не вообще все верующие, а все те, которых он мог бы послать. Вероятно, сопровождавших его спутников при нем никого не было, кроме Тимофея, а из местных верующих, хоть и были такие, которые особенно прилепились к Апостолу; но они были еще маловозрастны в духовной жизни. Своих си ищут, — то есть не взошли еще до совершенного самоотвержения, — так, чтобы делу Евангелия готовы были жертвовать всем, и покоем, и достоянием, и жизнию. Святой Златоуст определяет их ищущими «своего покоя и безопасности». А не яже Христа Иисуса. Благоугодное Господу обнимает широкую область,— всю жизнь во всех ее проявлениях. Те, которые были при Апостоле, конечно, делали усердно все, что могли делать в своем месте; но решиться на такое послушание не имели сил по саможалению. Это и выставляет на вид Апостол, в похвалу Тимофею и в урок всем нам, что, если настоящим образом решаемся искать яже Христова, то «должны быть готовы на всякий труд, на все тягостное» (святой Златоуст).
Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
Ибо все своего ищут, а не Иисус-Христова, то есть те, кои заботятся об одной только своей собственной пользе вместо того, чтобы умирать за людей, вверенных их попечению.
Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.
Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)
Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
Здесь имеются в виду эгоисты, которые центром своей жизни ставят собственное благополучие: будь то богатство, или удовольствия, или пустая человеческая слава. Но тут речь и о других, более тонких эгоистах, которые не отрекаются от Христа Спасителя, и даже являются Его служителями. Это те, кто в своих делах, посвященных Церкви Божией, руководятся исключительно своей собственной волей, своими, даже добрыми порывами, но не считаясь с волею Церкви. Служитель Божий должен сообразовать свою деятельность с нормами церковными, и, если его собственные планы идут вразрез с церковными, должен отсекать свою волю, он должен проявлять послушание Церкви Божией. Церковного управления пастыри, а особенно епископы-монахи, навыкшие послушанию Церкви, понимают это и стараются исполнить в жизни своей. А нецерковные священники, типа Григория Петрова, почти все они теперь обновленческие раскольники – всюду стараются вводить свои планы, не считаясь с уставами Божией Церкви.
Важно пастырям Христовым воспитывать в себе дух послушания Церкви. Вот почему очень мудро постановление Церкви, чтобы главные руководители церковной жизни – епископы – были монахи. Если епископ добрый инок, он весь проникается идеею послушания Церкви и является сосудом, благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2:21). Приснопамятный оптинский старец иеросхимонах Амвросий писал одной инокине: «Один прозорливец видел в видении пустынника и послушника. У послушника на шее была золотая гривна, или цепь. Прозорливец спросил: почему такая честь больше всего послушнику. Ему в ответ сказано: пустынник хотя и много трудился, но по своей воле и по своему желанию, а послушник жил в отсечении своей воли и своих желаний благих».
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.
Блж. Феофилакт Болгарский
Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
То есть ищут своего собственного спокойствия и безопасности, так как никто свободно не пожелал бы взять на себя такого путешествия. Говорит же это, и восхваляя Тимофея, и вместе с тем научая слушателей не искать покоя; потому что кто ищет его, тот не ищет Христова. Увы! насколько же мы далеки от Христа!
Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.
Марий Викторин
потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
Это дело было поручено Тимофею потому, что он искренне заботится о вас, и Павел приводит именно эту причину, а также порок и грех: [поскольку] все ищут своего, то есть суетятся, защищают свое, стерегут свое, а это не по-христиански. А что такое по-христиански? Это значит искать в каждом ближнем брата, который Христов.
Комментарий на послание к Филиппийцам.
Лопухин А.П.
потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
Апостол имеет в виду здесь не сотрудников своих, которые в то время были вдали от него, а обыкновенных, может быть, только недавно обратившихся ко Христу людей.
Толковая Библия.
Толкование на Филиппийцам 2:21
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Филиппийцам 2:21 / Флп 2:21
Иоанн Златоуст (
«Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
т. е. своего собственного покоя и безопасности. То же говорит он и в послании к Тимофею. Для чего он скорбит об этом? В намерении научить слушающих — не быть таковыми, научить слушающих — не искать праздности. Ищущий праздности ищет «не того, что угодно Иисусу Христу», но «все ищут своего»; а мы должны быть готовы на всякий труд, на все тягостное.
Источник: Беседы на послание к Филиппийцам.
Феофан Затворник (1815−1894)
Вси бо своих си ищут, а не яже Христа Иисуса
Вси — не вообще все верующие, а все те, которых он мог бы послать. Вероятно, сопровождавших его спутников при нем никого не было, кроме Тимофея, а из местных верующих, хоть и были такие, которые особенно прилепились к Апостолу; но они были еще маловозрастны в духовной жизни. Своих си ищут, — то есть не взошли еще до совершенного самоотвержения, — так, чтобы делу Евангелия готовы были жертвовать всем, и покоем, и достоянием, и жизнию. Святой Златоуст определяет их ищущими «своего покоя и безопасности». А не яже Христа Иисуса. Благоугодное Господу обнимает широкую область,— всю жизнь во всех ее проявлениях. Те, которые были при Апостоле, конечно, делали усердно все, что могли делать в своем месте; но решиться на такое послушание не имели сил по саможалению. Это и выставляет на вид Апостол, в похвалу Тимофею и в урок всем нам, что, если настоящим образом решаемся искать яже Христова, то «должны быть готовы на всякий труд, на все тягостное» (святой Златоуст).
Источник: Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.
Ефрем Сирин (
потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
Ибо все своего ищут, а не Иисус-Христова, то есть те, кои заботятся об одной только своей собственной пользе вместо того, чтобы умирать за людей, вверенных их попечению.
Источник: Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.
Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)
Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
Здесь имеются в виду эгоисты, которые центром своей жизни ставят собственное благополучие: будь то богатство, или удовольствия, или пустая человеческая слава. Но тут речь и о других, более тонких эгоистах, которые не отрекаются от Христа Спасителя, и даже являются Его служителями. Это те, кто в своих делах, посвященных Церкви Божией, руководятся исключительно своей собственной волей, своими, даже добрыми порывами, но не считаясь с волею Церкви. Служитель Божий должен сообразовать свою деятельность с нормами церковными, и, если его собственные планы идут вразрез с церковными, должен отсекать свою волю, он должен проявлять послушание Церкви Божией. Церковного управления пастыри, а особенно епископы-монахи, навыкшие послушанию Церкви, понимают это и стараются исполнить в жизни своей. А нецерковные священники, типа Григория Петрова, почти все они теперь обновленческие раскольники — всюду стараются вводить свои планы, не считаясь с уставами Божией Церкви.
Важно пастырям Христовым воспитывать в себе дух послушания Церкви. Вот почему очень мудро постановление Церкви, чтобы главные руководители церковной жизни — епископы — были монахи. Если епископ добрый инок, он весь проникается идеею послушания Церкви и является сосудом, благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2:21). Приснопамятный оптинский старец иеросхимонах Амвросий писал одной инокине: «Один прозорливец видел в видении пустынника и послушника. У послушника на шее была золотая гривна, или цепь. Прозорливец спросил: почему такая честь больше всего послушнику. Ему в ответ сказано: пустынник хотя и много трудился, но по своей воле и по своему желанию, а послушник жил в отсечении своей воли и своих желаний благих».
Источник: В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.
Феофилакт Болгарский (
Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
То есть ищут своего собственного спокойствия и безопасности, так как никто свободно не пожелал бы взять на себя такого путешествия. Говорит же это, и восхваляя Тимофея, и вместе с тем научая слушателей не искать покоя; потому что кто ищет его, тот не ищет Христова. Увы! насколько же мы далеки от Христа!
Источник: Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.
Марий Викторин (281/291−382/386)
потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
Это дело было поручено Тимофею потому, что он искренне заботится о вас, и Павел приводит именно эту причину, а также порок и грех: [поскольку] все ищут своего, то есть суетятся, защищают свое, стерегут свое, а это не по-христиански. А что такое по-христиански? Это значит искать в каждом ближнем брата, который Христов.
Источник: Комментарий на послание к Филиппийцам.
Лопухин А.П. (1852−1904)
потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
Апостол имеет в виду здесь не сотрудников своих, которые в то время были вдали от него, а обыкновенных, может быть, только недавно обратившихся ко Христу людей.
Апостола Павла послание к филиппийцам 2:21
Толкования:
Блж. Феофилакт Болгарский
Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
То есть ищут своего собственного спокойствия и безопасности, так как никто свободно не пожелал бы взять на себя такого путешествия. Говорит же это, и восхваляя Тимофея, и вместе с тем научая слушателей не искать покоя; потому что кто ищет его, тот не ищет Христова. Увы! насколько же мы далеки от Христа!
Лопухин А.П.
потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
Апостол имеет в виду здесь не сотрудников своих, которые в то время были вдали от него, а обыкновенных, может быть, только недавно обратившихся ко Христу людей.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Фил. 2:19
Марий Викторин
потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
Это дело было поручено Тимофею потому, что он искренне заботится о вас, и Павел приводит именно эту причину, а также порок и грех: [поскольку] все ищут своего, то есть суетятся, защищают свое, стерегут свое, а это не по-христиански. А что такое по-христиански? Это значит искать в каждом ближнем брата, который Христов.
Прп. Ефрем Сирин
потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
Ибо все своего ищут, а не Иисус-Христова, то есть те, кои заботятся об одной только своей собственной пользе вместо того, чтобы умирать за людей, вверенных их попечению.
Свт. Иоанн Златоуст
«Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
т. е. своего собственного покоя и безопасности. То же говорит он и в послании к Тимофею. Для чего он скорбит об этом? В намерении научить слушающих – не быть таковыми, научить слушающих – не искать праздности. Ищущий праздности ищет «не того, что угодно Иисусу Христу», но «все ищут своего»; а мы должны быть готовы на всякий труд, на все тягостное.
Свт. Феофан Затворник
Вси бо своих си ищут, а не яже Христа Иисуса
Вси — не вообще все верующие, а все те, которых он мог бы послать. Вероятно, сопровождавших его спутников при нем никого не было, кроме Тимофея, а из местных верующих, хоть и были такие, которые особенно прилепились к Апостолу; но они были еще маловозрастны в духовной жизни. Своих си ищут, — то есть не взошли еще до совершенного самоотвержения, — так, чтобы делу Евангелия готовы были жертвовать всем, и покоем, и достоянием, и жизнию. Святой Златоуст определяет их ищущими «своего покоя и безопасности». А не яже Христа Иисуса. Благоугодное Господу обнимает широкую область,— всю жизнь во всех ее проявлениях. Те, которые были при Апостоле, конечно, делали усердно все, что могли делать в своем месте; но решиться на такое послушание не имели сил по саможалению. Это и выставляет на вид Апостол, в похвалу Тимофею и в урок всем нам, что, если настоящим образом решаемся искать яже Христова, то «должны быть готовы на всякий труд, на все тягостное» (святой Златоуст).
Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)
Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу
Здесь имеются в виду эгоисты, которые центром своей жизни ставят собственное благополучие: будь то богатство, или удовольствия, или пустая человеческая слава. Но тут речь и о других, более тонких эгоистах, которые не отрекаются от Христа Спасителя, и даже являются Его служителями. Это те, кто в своих делах, посвященных Церкви Божией, руководятся исключительно своей собственной волей, своими, даже добрыми порывами, но не считаясь с волею Церкви. Служитель Божий должен сообразовать свою деятельность с нормами церковными, и, если его собственные планы идут вразрез с церковными, должен отсекать свою волю, он должен проявлять послушание Церкви Божией. Церковного управления пастыри, а особенно епископы-монахи, навыкшие послушанию Церкви, понимают это и стараются исполнить в жизни своей. А нецерковные священники, типа Григория Петрова, почти все они теперь обновленческие раскольники – всюду стараются вводить свои планы, не считаясь с уставами Божией Церкви.
Все ищут своего а не того что угодно иисусу христу
Рабы любви (Гал 5:13-15)
Иммунитет (Гал. 5:10-12)
Бомбардировка (Гал. 5:7-9)
Контраст (Гал. 5:1-6)
Иносказание (Гал. 4:21-31)
Евангелие от Марка
Послание к Филиппийцам
Откровение
Послание к Римлянам
Ложь, в которую верят христиане
Приближается к концу вторая глава нашего Послания, а вместе с ней и тема единства. Павел уже сказал все самое важное, но в заключение хочет представить филиппийцам два живых примера: Тимофея и Епафродита. Он уже представил им Иисуса Христа и самого себя, но читатели могли подумать: «Это же Христос и Павел, куда нам до них!» Поэтому теперь апостол представляет двух, можно сказать, рядовых братьев, которые не прославились великими подвигами, не совершали изумительных чудес и не обладали особыми дарованиями. Они просто вели себя правильно и имели правильные сердечные устремления.
Обратимся вначале к Тимофею. Мы знаем о нем, что этот молодой человек был родом из города Листры. Апостол Павел и Варнава пришли туда во время Первого миссионерского путешествия и основали церковь. В эту церковь пришли бабушка Тимофея Лоида и его мама Евника. Отец его был греком и, судя по всему, неверующим. Но сам Тимофей, несмотря на молодость, воспринял учение Христа всем сердцем.
Года через три или четыре в тех краях снова появился апостол Павел. Он начинал Второе путешествие, и его взор упал на молодого и ревностного ученика. С тех пор пути Тимофея и Павла слились, юный служитель стал верным спутником и помощником апостола. Его Павел посылал с поручениями и посланиями, его считал, по сути, своим заместителем, ему же написал два пасторских послания.
Думаю, если бы нам дали задание найти в Библии самого послушного, верного и посвященного христианина, мы бы, перебрав многих, остановились на Тимофее. Из всех, кто окружал нашего апостола, самую лучшую характеристику он дал Тимофею. Вот она, оставлена прямо в нашем отрывке: «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна». Среди толпы эгоистов выделялся один человек, который искал не своего, а того что угодно Иисусу Христу, – Тимофей. В этом секрет единства. В Послании к Коринфянам Павел оставил великий принцип: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». Тимофей стал живым воплощением этих слов.
Кстати говоря, здесь не сказано, что все ищут греховного. Просто у каждого были свои интересы. У кого-то семья, у кого-то работа, у кого-то увлечение, любимое дело. Кто-то строил дом, кто-то сеял поле. И занятия эти не злые и не беззаконные, но они «свои», «для себя». Если мы настоящие христиане, то нам мало «не грешить», это лишь первый шаг. Второй – отказаться от своих желаний и интересов, отвергнуть себя и начать делать то, что угодно Спасителю.
Давайте на минуту отвлечемся от нашего текста и вспомним самое начало служения Тимофея. Он уже тогда не искал своего. События, описанные Лукой в книге Деяний Апостолов, являют удивительную жертвенность молодого христианина. Там рассказывается о начале второго миссионерского путешествия Павла: «Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах» (Деян. 16:1-3).
Представим себе этого молодого человека: жил не тужил, в церковь ходил, делал, что мог. Вдруг, подобно урагану, вторгся в его жизнь апостол Павел, и изумленный Тимофей тут же узнал две неожиданные новости. Первая новость: «Его пожелал Павел взять с собою». Тимофея порекомендовали апостолу местные братья, что он верный и усердный. Павел посмотрел, Тимофей ему приглянулся, и все: «Прощай, папа, прощай, мама, прощай, старшая сестра». Знал ли Тимофей, на что идет? Понимал ли он, что теперь изменится вся его жизнь? Что впереди бессчетные скитания, опасности, гонения, труды, изгнания, версты и версты дорог? Осознавал ли, что отправляется не в увлекательное путешествие, не в поход и не на экскурсию по достопримечательностям древнего мира?
На этой неделе нас посетили братья с автопробегом «Сердце для сирот». Заехали ко мне в четверг утром, и мы отправились посещать приемные семьи. Брат Саша из Жлобина тоже участвовал в этом добром деле, но поделился со мной своими ощущениями. «Уже – говорит, – с воскресенья на колесах. Устали… Просыпаюсь утром и первая мысль: «Не хочу!» А куда денешься?» Четыре дня – и уже трудно. Признаюсь, мне тоже хорошо знакомо это ощущение. А Тимофей пошел с Павлом не на четыре дня, не на четыре месяца и даже не на четыре года. И сколько раз, просыпаясь утром, он думал: «Не хочу»? Ему-то было несравненно труднее, чем нам, и он переносил намного больше, чем мы. Но пошел, потому что искал не своего, а того, что угодно Иисусу Христу.
Когда Павел призывал его, молодой брат, надо полагать, чувствовал себя как Моисей перед терновым кустом. Он понял, что не апостол призывает его, а сам Бог, и поэтому отверг себя, отрешился всего, что имел, взял крест и пошел, пожертвовал собой и был послушен до конца.
Но это только первая новость. Впереди другая, и если испытания предстоящих путешествий были еще впереди и не так пугали, то процедура, которой должен был подвергнуться Тимофей прямо сейчас, была весьма неприятным сюрпризом. Павел, «взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах». С одной стороны, интересно решение Павла. Ведь апостол был ревностным борцом с этой иудейской традицией. В нашем послании он говорит филиппийцам: «Берегитесь обрезания». В его глазах оно было не только бесполезным, но даже опасным. А тут он находит Тимофея и ведет его прямиком в синагогу. Объяснение простое: Павел искал пути к местным евреям. Это ведь там его побили камнями за проповедь о Христе. После этого он не мог даже приблизиться к иудейской синагоге. А он так хотел, чтобы свидетельство Христово было доступно для его соплеменников, и ради этого, взяв Тимофея, пошел к ним. Думаю, под этим поступком можно было бы поместить его слова из Первого Послания к Коринфянам: «Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его… будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных» (1 Кор. 9:23, 19-20).
У Тимофея были особенные отношения с филиппийской церковью. Это была первая церковь, в создании которой он принял участие. После того, как Павел призвал его, некоторое время они ходили по разным местам, но Дух не допускал их до служения. А потом апостолу приснился «муж македонянин», и миссионерское путешествие продолжилось в Македонии, где в Филиппах Тимофей стал свидетелем и участником рождения церкви. Говорят, что первый опыт – самый дорогой и памятный. Первая учительница, первая любовь, первая зарплата, первый ребенок. У Тимофея филиппийская церковь была первой, и, возможно, поэтому у него были особые к ней чувства.
Что же испытывал Тимофей к этой церкви? Об этом пишет Павел в нашем отрывке. Мы сразу замечаем одно интересное и важное слово – усердие. Павел говорит: «Я не имею никого равно усердного». На этом слове нам обязательно нужно остановиться и разобрать, что оно значит.
В современном языке «усердие» практически всегда относится к работе. Мы называем усердным человека старательного и прилежного. В некоторых странах, в частности, в России даже дают медали «За усердие». Но раньше это слово имело другое значение, им обозначали заботливое и сердечное отношение к человеку. Сказать: «Я имею усердие к вам» означало, что я думаю о вас, переживаю и забочусь. Некогда апостол Павел написал фессалоникийцам: «Мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» (1 Фес. 2:8).
Кстати говоря, в русском языке «усердие» происходит от слова «сердце», а греческое слово, которое употребил Павел, происходит от слова «душа». Когда людям приходится отдавать что-нибудь дорогое, они часто говорят: «От сердца отрываю». Значит, больно расставаться, не хочется терять, жалко. Потому что прикипело к сердцу, и если оторвать от него, то будет кровоточить, болеть. Поэтому, например, Павел не хотел расставаться с Коринфянами. Они его не ценили, обижали и оскорбляли, а он снова и снова ходил в эту мятежную церковь, написал им больше писем, чем какой другой церкви, и любил, несмотря ни на что. В одном из посланий он сказал: «Вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить» (2 Кор. 7:3).
Мамы носят «у сердца» своих детей. Вначале носили «под сердцем», а потом дети родились, но для сердца стали еще ближе еще дороже. Вот они растут, шалят, не слушаются, а для мамы они не только самое большое огорчение, но и самая большая отрада. А потом вырастают, и кто уезжает, кто женится или замуж выходит – маме приходится отдавать «кровинушку». И как-то неосознанно у многих появляется враждебность к тому человеку, который ее забрал. Вот и известная всему миру неприязнь тещи к зятю и свекрови к невестке – оторвали от сердца самое дорогое.
Апостол Петр говорит в своем Первом Послании: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу» (1 Пет. 4:8). Здесь слово «усердную» имеет то же значение заботливого и сердечного отношения. Петр не говорит, чтобы мы суетились да бегали вокруг друг друга, горя усердием, но чтобы мы любили друг друга от всего сердца, чтобы носили друг друга в сердце.
Раньше был обычай носить на груди не бессмысленные украшения, а что-то дорогое. Например, мешочек с родной землей, если отправляешься в путешествие или на войну. Или кулон с прядью волос возлюбленной. А одно время носили медальоны с миниатюрными портретами жены, мужа или детей. Сейчас времена не те. На шею вешают золото, а портрет дорогого человека носят в кошельке – поближе не к сердцу, а к деньгам. Но в той старой традиции был скрытый смысл. То, что было дороже всего, помещали поближе к сердцу – это было «усердие».
Насколько мы «усердны» в своем отношении друг к другу? Насколько близко к сердцу находятся у нас наши братья и сестры. Разделения в церкви происходят, потому что нам не больно отрывать некоторых от себя. А если бы были они вот здесь, так близко и трепетно хранимые, то мы терпели бы и немощи друг друга, и несхожести, и недостатки. Да, терпеть все это бывает больно, но оторвать еще больнее! И нам нужно иметь это усердие не к отдельным братьям и сестрам, а ко всей церкви. Сам апостол Павел подал прекрасный пример филиппийцам, когда еще в первой главе написал: «Я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати» (Флп. 1:7). А теперь он указывает на Тимофея, который имел такое же усердное и сердечное отношение к филиппийцам, словно побуждая их: поступайте как мы.
Другим чувством Тимофея к филиппийцам была искренняя забота.
Современная пресса изобилует примерами равнодушия и безразличия. Вот несколько новостей. Кто-то упал на тротуаре, и сотни проходили, но никто не остановился, чтобы предложить помощь. Грабитель напал на женщину. 38 человек прошло мимо, но никто не помог и не позвонил в полицию. Другая женщина в телефонной будке получила инфаркт. Прохожие подняли ее и стали стучать в ближайшие двери. Но там их выгнали. Врач увидел аварию, оказал помощь, отвез в больницу. А потом пострадавшие подали на него в суд, потому что знали, что он врач, значит, есть деньги. Есть ли сегодня добрые самаряне? Это существовало всегда. Человек – существо равнодушное и эгоистичное.
Тимофей заботился о филиппийцах. Его никак нельзя было назвать равнодушным и безразличным. Притом забота его была искренней. Бывает, к сожалению, забота не вполне искренняя, когда мы заботимся со скрытой целью, вынашивая в душе планы некоей личной выгоды. Недавно я познакомился с впечатлениями нашего соотечественника, прожившего несколько лет в Болгарии. В частности, он пишет: «Если болгарину от вас что-то нужно – он становится вашим лучшим другом, заботится, помогает, дает в долг денег со словами: отдашь, когда сможешь, мне не горит. Платит за вас в заведениях. Но все это только до того момента, как он получит нужную ему услугу, предмет или еще чего там надо было. После этого срочно взыскивается «неспешный» долг. Он всегда занят под благовидным предлогом. Связи быстро рвутся. Не ведитесь».
Действительно, если забота неискренняя, то она закончится, как только мы получим желаемое. А искренняя забота длится долго и подводит нас к следующему качеству Тимофея: верность. В своих отношениях с филиппийцами он был верен.
И, в заключение, Павел упоминает еще об одном качестве Тимофея, на этот раз не в отношении филиппийцев, а в отношении самого апостола. Тимофей заботился не только об этой и многих других церквах, но и о своем наставнике. Тронутый его любовью, Павел пишет: «Он, как сын отцу, служил мне в благовествовании». Вот это и есть последнее качество. Тимофей служил.
Что означает «служил»? В наше время настоящее значение этого слова утрачено. Люди, слыша его, обычно думают о службе в армии. «Служил» – значит, в армии; «сидел» – значит, в тюрьме. Но изначально это слово означало «прислуживал». Вот несколько мест из Евангелий, где оно употреблено в этом значении. «Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им» (Мф. 8:14-15). «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить?»» (Лк. 10:40). «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лк. 12:37). Вот в этом значении и Тимофей «служил» апостолу Павлу: прислуживал ему, не думая о гордости и предубеждениях. Так же он был готов «служить» и филиппийцам, и коринфянам, и другим. И мы призваны служить друг другу. Это возможно только если мы имеем усердную, искреннюю и верную заботу друг о друге. А наградой станет Божье благословение и единство в церкви.