все что запланировано было сделано

Поиск ответа

Вопрос № 304547

Добрый день! Как правильно написать: «На обучение было запланировано 250 сотрудников» или «На обучение были запланированы 250 сотрудников».

Ответ справочной службы русского языка

Не вполне ясен смысл предложения, поэтому сложно дать рекомендации. Возможно, имеется в виду: Обучение было запланировано для 250 сотрудников.

Подскажите, пожалуйста, какой предлог правильно употребить в предложении: «Совещание запланировано на ноябрь/ в ноябре 2019г.». Допустимо ли использовать оба предлога?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, нужно ли здесь двоеточие после «как». Так, в 2019 году запланировано обучение по таким профессиям, как: повар, пекарь, тракторист, электрогазосварщик, электромонтер, водитель категорий С, Д, Е, парикмахер, мастер по маникюру, продавец, частный охранник 4-го разряда, машинист экскаватора, слесарь по ремонту автомобилей, портной.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, ставится ли запятая в предложении и НЕ или НИ здесь нужно поставить: Событие запланировано на это время, ведь когда, как ни вечерами, смотреть спектакли. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: . когда, как не вечерами, смотреть спектакли.

Извините за бестолковость, но я по поводу вопроса 278827:

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Пусть что запланировано воплотится.

То есть тут вообще никаких знаков препинания не нужно? Можно это как-то аргументировать?
И если автор всё-таки настаивает на интонационном тире?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Интонационное тире можно поставить.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Следует ли считать лексически неправильным предложение «Работа была выполнена в течение намеченных (или запланированных) шести дней»? Если да, то в чем именно ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Есть ли такое слово «стажирование», например: В этом году у меня запланировано СТАЖИРОВАНИЕ в вышестоящей организации. Или же допустим вариант только со словом СТАЖИРОВКА.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Как оптимизировать свое время, чтобы все успевать: 3 простых шага

Жить в режиме бесконечного цейтнота как минимум грустно, а как максимум — вредно для здоровья. Пропустив дедлайн по одной задаче, ты двигаешь все остальные и в итоге постоянно ничего не успеваешь. Нервничаешь и ненавидишь себя.

Вырваться из этого замкнутого круга сложно, но возможно. В статье — 3 простых шага с конкретными подходами, техниками и инструментами.

Шаг 1. Уделяйте время планированию

Садишься утром за компьютер и минут 20–40 тратишь на перелистывание чатов, перебор папок и попытки вспомнить, что нужно сделать и какая задача самая приоритетная. После завершения первой задачи процесс повторяется. Даже если это не 20–40, а 5–15 минут, за день все равно легко набегает пара часов, потраченных впустую. Знакомо?

Чтобы такого не происходило, стоит планировать рабочий день, тщательно и заранее.

Перейти от хаотичной работы к планированию и структурности бывает не так просто. Вот что поможет.

Выбрать систему планирования

Систем планирования сейчас существует великое множество. Выбрать и посоветовать какую-то одну единственно верную вряд ли получится. Все люди разные — то, что отлично работает у одних, у других не будет работать совсем. Мы рассмотрим три популярные системы, которые точно стоит протестировать, и приведем список других на случай, если ни одна из этих не подойдет.

1-3-5. Система позволяет запланировать задачи на день с расстановкой приоритетов таким образом, чтобы все успеть и вечером почувствовать себя молодцом — как много я всего успел.

Ее суть заключается в том, что на каждый день вы планируете:

1 самую важную, сложную и, вероятно, затратную по времени задачу;

3 менее важные задачи;

Так на каждый день вы планируете 9 задач разной степени сложности и приоритетности — это немало. С другой стороны, действительно сложная и трудозатратная задача всего одна. Распределяя дела таким образом, легко успевать все запланированное, а значит — не чувствовать себя плохо из-за того, что опять что-то нужно переносить.

Так может выглядеть список дел специалиста по контекстной рекламе

Bullet Journal. Подход к планированию, основанный на быстрых записях и системе ключей-символов. Обычно ведется в бумажном ежедневнике с пронумерованными страницами и состоит из:

карты ключей. На первой странице записываем, какими символами будем обозначать задачи, встречи, идеи, выполненные дела и т. д.;

индекса. Это своего рода содержание. Записываем, на каких страницах что находится;

ежемесячника. Сюда вносим ключевые дела на месяц, которые точно не отменятся и не изменятся;

ежедневника. Здесь оформляем список задач, дел и встреч на день;

коллекций. В этот раздел пишем тематические списки, например книг, которые надо почитать, полезных ссылок и т. д.

Благодаря индексу, пронумерованным страницам и аккуратному заполнению ежедневник по системе Bullet Journal может решить проблему продуктивности.

Пример записи по системе Bullet Journal

Теоретически, реализовать такую систему можно и в цифровом виде, например в Trello. А еще можно объединить ее с системой «1–3–5».

Матрица Эйзенхауэра. Методика определения приоритетов, которая помогает сфокусироваться на том, что действительно важно. Чтобы распланировать свой день по этому принципу, нужно рассортировать задачи на:

важные и срочные — те, которые нужно сделать обязательно сегодня и в первую очередь. При грамотном планировании задач этой категории не должно быть вообще. Если они есть, значит вы что-то не успели в прошлые дни;

несрочные, но важные — обычные задачи в списке дел на день;

срочные, но неважные — дела, которые нельзя откладывать, но они не приближают к достижению целей;

несрочные и неважные — дела, которые не приносят никакой пользы и тратят время впустую. Обычно их можно вычеркнуть без ущерба для прогресса и продуктивности.

Задачи по этому методу удобно записывать, разделив квадрат на бумаге или в электронной таблице на 4 сегмента.

Пример матриц Эйзенхауэра для таргетолога

Фиксировать дела и планы

Какую бы идеальную систему планирования вы не выбрали, она не будет работать, если все дела держать в голове. Кроме того, пытаясь удержать планы в памяти, вы снизите эффективность работы над задачами и будете все время нервничать, опасаясь что-то забыть. Поэтому фиксировать задачи точно надо, главное — выбрать для себя удобный способ.

Ежедневник. Казалось бы, с развитием технологий бумажная запись должна была остаться в прошлом. Но на деле многим удобнее планировать дела именно в таком формате. К тому же, писать от руки и вычеркивать выполненные задачи — это приятно.

Если все это про вас, не мучайте себя попытками привыкнуть к цифровым инструментам — купите красивый ежедневник на год, освойте Bullet Journal или другую эффективную систему записей и вперед.

Цифровые сервисы. Если писать от руки вы не любите, то альтернативой может стать онлайн-сервис для ведения дел. Они хороши тем, что:

в отличие от бумажного ежедневника, записи можно редактировать;

если есть кроссплатформенность, список дел всегда под рукой — в телефоне;

удобно устанавливать напоминания, чтобы не забывать о важном.

Онлайн-инструментов для планирования великое множество. Главное, выбрать тот, который подойдет именно вам и впишется в выбранную систему планирования.

Пример цифрового планировщика дел

Календарь. Самый простой из цифровых инструментов — выбираете приложение и вносите списки дел на каждый день. Чтобы иметь доступ к задачам в любой момент, где бы вы ни находились, лучше выбрать кроссплатформенный инструмент, например Google Календарь.

Так может выглядеть список дел в Google Календаре

Маркерная доска. Еще один способ для тех, кто хочет вести список дел вручную. Правда, вернуться на неделю назад и посмотреть записи и пометки не получится — каждый день с чистого листа. Зато все крупно и на виду. К тому же, можно организовать планирование по системе Kanban так, как это изначально работало на заводе Toyota.

Правильно формулировать задачи

На первый взгляд, этот совет может показаться излишним — все мы взрослые люди и умеем складывать слова в предложения. На деле от конкретной формулировки действительно может зависеть продуктивность, особенно если задач много.

Сравните две задачи:

«Таргет салон красоты»;

«Подготовить три новых креатива для кампании салона красоты в Инстаграм».

С первой формулировкой в любом случае придется потратить время, чтобы разобраться и вспомнить, что вообще нужно. Вторую можно сразу начинать делать, особенно если к задаче приложены ТЗ и переписка с клиентом.

В цифровых сервисах удобно прикреплять к задаче все необходимое: документы, переписки, схемы, макеты страниц и т. д.

Чтобы упростить себе жизнь и не тратить время на разгадывание ребусов в течение дня, старайтесь сразу формулировать задачи максимально конкретно. Сначала это может показаться лишней тратой времени, если вы привыкли записывать за 5 секунд первое, что пришло в голову. Но со временем формулировать правильно станет проще, а продуктивность увеличится.

Делить большие дела на простые и понятные части

Этот довольно простой, но действенный прием тоже призван упростить нашему мозгу восприятие задачи.

«Собрать семантику по службе доставки для Яндекс.Директа».

Первая формулировка — это даже не задача, а глобальный проект, который включает в себя десяток более мелких дел. На выполнение его целиком может уйти неделя. Вторая — конкретный этап процесса, который легко выполнить за один подход.

Делим большую задачу на простые этапы

Сталкиваясь с первой формулировкой мы тратим время на то, чтобы вспомнить, что уже сделано и на чем мы остановились. Кроме того, за такую глобальную вещь взяться психологически тяжелее. Мы подсознательно ее двигаем и в итоге делаем дольше, чем могли бы.

Шаг 2. Боритесь с прокрастинацией

Прокрастинация — это склонность откладывать даже важные и срочные дела на потом.

Причин у такого поведения множество:

перфекционизм. Боитесь сделать неидеально и поэтому откладываете;

отсутствие целей в жизни. Непонятно, зачем это все вообще;

задач слишком много. Непонятно, за что браться, если все равно ничего не успеешь;

нет четкого плана. Вместо того, чтобы выбрать задачу, посмотрим YouTube;

усталость. Вы четыре дня работали без сна и отдыха, а в пятницу «сломались»;

отвлекающие факторы. Нужно ответить на телефонные звонки, посмотреть уведомления на ноутбуке и смартфоне;

соблазны. При выполнении сложной задачи, которая требует больших умственных усилий, перспектива отвлечься на выбор отеля для отпуска выглядит очень привлекательной, устоять трудно.

Не все эти причины в каждый момент времени актуальны для конкретного человека: кто-то прокрастинирует, потому что устал, другой — из страха сделать работу неидеально. Но итог один — вы опять провели в чатах два часа, а работа не сделана.

Вот несколько действенных способов побороть деструктивное поведение и сделать свой день продуктивнее.

Использовать Pomodoro. Подход к организации рабочего дня, основанный на разделении всего времени на небольшие равные промежутки — «помидоры». Классический «помидор» длится 25 минут, после чего следует пятиминутный перерыв, а после четырех помидоров — длинный перерыв в 15 минут. Длительность «помидоров» и перерывов можно менять под себя: кому-то удобнее работать 50 минут без перерыва, а потом отдыхать сразу 10 минут.

Чтобы четко следовать плану и не отвлекаться на отслеживание времени, можно использовать специальные «помидорные» таймеры: есть приложения для смартфона и компьютера, браузерные расширения. Они напоминают, когда заканчивается очередной «помидор» или перерыв. Браузерные расширения умеют блокировать доступ к заданным сайтам на время, пока тикает «помидор», чтобы избавить пользователей от соблазна залипнуть в соцсетях, когда надо работать.

Простой «помидорный» таймер в браузере

Вести хронометраж. Иногда человек даже не замечает, что стал заядлым прокрастинатором. Вроде целый день за компьютером, глаза устали, а даже половина запланированного на день не сделана. В таком запущенном случае полезно сначала выяснить, куда уходит время.

Для этого нужно понять, на что тратится буквально каждая минута, иначе какие-то «пожиратели времени» могут остаться незамеченными.

Сделать это можно двумя способами:

вручную — завести табличку и фиксировать в ней весь свой день с точностью до минуты;

автоматически — подключить сервис, который будет отслеживать ваше поведение за компьютером.

Последний способ подойдет, если вся ваша прокрастинация проходит в цифровом пространстве: соцсетях, YouTube, компьютерных играх. Если же вы отвлекаетесь с книжкой на диване, система просто зафиксирует, что вас не было за компьютером, а это не информативно. В этом случае лучше выбрать таблицу.

Таблица с хронометражем дня может выглядеть так, только для достижения цели стоит описывать каждый промежуток времени

Отключать уведомления. Современные смартфоны могут издавать звуки чуть ли не каждую минуту: родители общаются в школьном чате, брат написал в мессенджер, чтобы узнать как дела, банк списал деньги, а магазин дал скидку. Все это может потерпеть пару часов, но мы слышим уведомление и лезем в телефон смотреть.

Чтобы не отвлекаться по мелочам, стоит отключить уведомления. Но важно сделать это так, чтобы не упустить ничего важного. К примеру, если в Telegram, помимо каналов, у вас есть чаты с клиентами, на которые важно реагировать сразу, не стоит отключать уведомления для всего мессенджера. Поставьте каналы и флудильные чаты в режим Mute, остальное пускай работает. Или отключите уведомления для всех, оставив несколько исключений. По аналогии можно поступить с остальными приложениями.

Выделять время для проверки почты. В любой непонятной ситуации проверяйте почту. А еще ВКонтакте, Skype, Telegram и все остальные мессенджеры.

Желание быть на связи и сразу отвечать на важные письма похвально, но на деле мы без конца проверяем входящие не поэтому. А потому что мозг так и норовит переключиться со сложной задачи на что-нибудь попроще. Да и важные письма не приходят так часто, как мы проверяем почту, а на просмотр неважных тоже уходит время. К тому же, даже важные письма вполне могут подождать 2–3 часа, и ничего страшного не произойдет. Исключения довольно редки.

Поэтому нужно понять и принять, что бесконечные проверки входящих — лишняя трата времени. Можно установить график для этой задачи с периодичностью 2–3 раза в день, а в остальное время забыть про нее.

Шаг 3. Отдыхайте

Все просто — продуктивно работать без полноценного отдыха не получится. Даже если вы сможете неделю или месяц жить на пределе возможностей, потом это обязательно аукнется длительной прокрастинацией и подорванным здоровьем. Поэтому, если важно продуктивно работать на длинных дистанциях, без качественного отдыха не обойтись.

Вспомним три главные составляющие полноценного отдыха.

Он должен быть регулярным и полноценным. Кому-то хватает 6 часов, чтобы чувствовать себя бодрым и энергичным, другим мало 9. Важно определить свою потребность в сне.

Также для здорового и полноценного сна обычно рекомендуют:

ложиться и вставать в одно и то же время;

ложиться спать пораньше, потому что в первую половину ночи организм отдыхает и восстанавливается лучше. Это связано с действием мелатонина и фазами сна;

не пользоваться гаджетами часа за 2 до сна.

Физическая активность

Работа в digital-сферах в основном сидячая. Многие трудятся из дома, а значит даже по дороге на работу не двигаются. Такой образ жизни чреват проблемами со здоровьем, которые в свою очередь приводят к вялости, апатии и сниженной работоспособности. Какая уж тут продуктивность.

Поэтому так важно организовать себе физическую активность:

записаться в фитнес-клуб рядом с домом;

выходить на улицу и гулять, кататься на лыжах, роликах, велосипеде;

выполнять домашние тренировки или хотя бы делать зарядку.

Добавляем физическую активность в график

Включить физическую активность в свой график бывает непросто, особенно если вы давно на сидячей работе и привыкли к такому образу жизни. Но стоит первое время заставить себя через силу, чтобы потом почувствовать, что появилась энергия, мозг начал соображать быстрее, а желание прокрастинировать пропало.

Досуг и хобби

Хорошо, когда работа приносит радость и удовольствие, когда вы можете заниматься любимым делом и зарабатывать. Однако даже при таком идеальном раскладе в жизни должно быть что-то кроме работы. Просто потому что важно переключаться, в противном случае даже самая любимая работа может надоесть.

Попробуйте подобрать себе интересное хобби и выделить для него немного времени. Вы увидите, как возвращаться к работе станет еще приятнее, появятся новые идеи и цели, а также силы на их достижение и реализацию.

Бонус: 10 полезных инструментов

Вот, пожалуй, и все. Этих трех шагов должно хватить, чтобы сделать свою жизнь продуктивнее, насыщеннее и вместе с тем спокойнее. А напоследок — несколько полезных инструментов, которые помогут пройти эти три шага на пути к продуктивности.

Источник

Как успевать все что запланировано

Как успевать все что запланировано. Вы заняты постоянно: обширный перечень вопросов и проблем на день, или их немного – Вы часто не успеваете все сделать. Из-за этого, постоянно расстраиваетесь. В этой теме тоже существуют специалисты, проводящие исследования, и они готовы поделиться некоторыми советами, как же добиться правильных результатов?

Причиной того, что Вы не можете рационально организовать свою работу на день, часто служит то, что Вам неизвестна перспектива на дальнейшее время (неделю, месяц). Итак, самое главное – необходимо выделить самые основные задачи, без решения которых сегодня ну никак нельзя. Не стесняйтесь сходить на прием к руководителю, обсудите и посоветуйтесь с ним, как он видит сегодняшний день. Для успешного и рационального использования рабочего времени нужно максимально упростить и организовать свои дела.

Очень важно убрать все лишние бумаги. Рассортируйте документы, уберите старые подальше, разложите документы по категориям, подшейте в новые папки. Поставьте задачу: с одним документом работаем только один раз. И все, убираем. Не надо их по 100 раз пересматривать и перекладывать. Поверьте, когда Вы будете наводить такой порядок, масса документов будет выброшена в корзину. Очистив стол и ящики, Вы сразу же освободите свои мысли и расчистите голову. Вам станет легче дышать и думать.

Очень удобно и эффективно писать в ежедневник список дел на следующий день. Какой бы умной и шустрой Вы ни были, держать в голове столько информации очень тяжело. К тому же, уже в виде записей, Вы сможете распределить дела по степени значимости. Не забывать нужно и о перерывах, обеде. Попробуйте сделать классификацию дел по таким группам:

Научитесь не отвлекаться на других сотрудников, прочие «горячие» вопросы, старайтесь не отвлекаться на общественные обсуждения, перекуры и толкания в приемной в очереди к шефу (на это уходит уйма времени). Если Вы обладаете определенными полномочиями, научитесь распределять более мелкие дела своим коллегам. Попробуйте сократить время на переговоры и деловые встречи, чтобы не растягивать попусту время на пустые разговоры.

Научитесь ставить людей на место, так сказать. Не позволяйте Вас перебивать, когда Вы что-то говорите. Если кто-то хочет от Вас чего-то, попросите перенести разговор на более позднее время, когда Вы освободитесь. Это очень сложно, когда отвлекаешься от того, над чем думаешь, потом тяжело снова войти в работу. Телефонный разговор бывает нужно настойчиво прекратить, когда разговор уже идет не по существу. Для этого можно вежливо перебить собеседника и попрощаться. Если Вы этого не сделаете, не удивляйтесь, что в конце рабочего дня Вас все будет бесить.

Проведите статистическое наблюдение за расходованием своего рабочего времени. И не только рабочего, но и в целом, в Вашей жизни. Сколько времени в день, неделю, месяц уходит на работу, семью, уход за собой, развлечения и хобби. Затем посмотрите на результаты и решите, довольны ли Вы таким балансом Вашего времени. Если нет, попробуйте обозначить, как бы Вам хотелось видеть свою жизнь. Ведь если Вы совершенно не успеваете отдыхать, уделять время семье, вряд ли Вы счастливы. Всегда можно найти выход из сложившейся ситуации. Правильно организовав свой день, Вы гораздо эффективнее станете использовать свое время.

Не брезгуйте помощью других людей. Возможно, Вы считаете, что лучше Вас справиться с этим всем не может никто, возможно, Вы – профессионал в своем деле. Но если Вы все и всегда будете делать сами, Вы не будете успевать. И в итоге будете злиться и быть на взводе. Вы можете поручить молоденькой практикантке какие-то обязанности, затем ее просто проверить, указать на недочеты. Кто знает, возможно, Вы сможете вырастить хорошего специалиста и дельного помощника. А девушка Вам будет очень благодарна за предоставленный опыт и дорогу в жизнь. Дома тоже можно вовлекать своих домашних к каким-то обязанностям. Убираться, стирать, готовить вполне может помочь Ваша дочь или муж. Кто знает, может быть, ему это так понравится, что он станет это делать постоянно. Будьте настойчивы и не стесняйтесь просить или даже требовать помощи.

И, наконец, не нужно искать виноватых в том, что у Вас что-то не получается. В этом не виноват Ваш начальник, обстоятельства или интриги на работе. Вы сами можете изменить ситуацию, правильно подойдя к этой проблеме. Перестаньте суетиться, спешить и создавать суматоху. Ведь это не может длиться вечно! Подумайте о себе, своем здоровье, благополучии, и внесите существенные изменения в свою жизнь.

Видео: 8 лайфхаков как успеть все в течение дня (лучшие советы)

Источник

Закон Мёрфи: зачем планировать, если всё всегда идёт не по плану?

«Если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдёт не так».

Слышали это выражение? Его ещё называют законом Мёрфи. Есть куча забавных (и не очень) примеров этого закона в действии, причем речь идёт о самых разных вещах. Например, об отношениях: «Чем меньше тебе нравится девушка, тем более удачно всё складывается». Или о работе: «Чем внимательнее ты работаешь, тем больше ошибок совершаешь». Иногда кажется, что вся жизнь – это один большой закон Мёрфи: ты хочешь одного, а получается какая-то жопа.

На самом деле закон Мёрфи не работает. Вернее работает, но не совсем так, как написано на этикетке. У любого события есть вероятность пойти не так. Наверняка есть мизерный шанс, что прямо сейчас в моё окно врежется шальной голубь и прервёт написание этого текста. Но даже в этом случае я не скажу: «Это всё закон Мёрфи!» Потому что причина только в моём внимании.

Этот закон популярен, потому что мы чаще замечаем, когда что-то идёт не по плану. Парень действительно лучше запомнит удачное свидание с девушкой, которая ему не нравится, а сотрудник – момент совершения ошибки. Это происходит потому, что во время таких событий тратится больше мыслительной энергии, и они лучше запоминаются. Мы не просто говорим: «Вот отстой!», а думаем: «Как же я этого не предусмотрел?» или «Ну и с хрена ли это со мной происходит?» То есть к воспоминанию привязывается целый спектр эмоций, которые фиксируют его в голове.

На самом деле всё просто. Если я скажу, что может пойти дождь, это не значит, что он неизбежно пойдёт. Закон Мёрфи – это всего лишь ошибка внимания, которая заставляет обращать его на моменты, когда что-то идёт не так, как хотелось бы.

В фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар» дочь главного героя зовут Мёрф, в честь закона Мёрфи, и есть сцена, где она жалуется отцу на своё имя:

– Почему вы назвали меня в честь чего-то плохого?

– Закон Мёрфи не утверждает, что произойдёт что-то плохое. Он гласит: что может произойти, то произойдёт. Нас это вполне устраивало.

И добавить нечего. Это единственное здоровое отношение к этому закону.

все что запланировано было сделано. Смотреть фото все что запланировано было сделано. Смотреть картинку все что запланировано было сделано. Картинка про все что запланировано было сделано. Фото все что запланировано было сделано

Психология | Psychology

8.2K поста 44K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

— непроверенную и/или антинаучную информацию;

— информацию без доказательств.

шанс, что прямо сейчас в моё окно врежется шальной голубь и прервёт написание этого текста.

все что запланировано было сделано. Смотреть фото все что запланировано было сделано. Смотреть картинку все что запланировано было сделано. Картинка про все что запланировано было сделано. Фото все что запланировано было сделано

Блять, ну вот опять, как что-то плохое —так закон, судьба, неизбежность, как что-то хорошее —повезло, так не бывает, дуракам счастье.

Вместо кучи рефлексии

все что запланировано было сделано. Смотреть фото все что запланировано было сделано. Смотреть картинку все что запланировано было сделано. Картинка про все что запланировано было сделано. Фото все что запланировано было сделано

все что запланировано было сделано. Смотреть фото все что запланировано было сделано. Смотреть картинку все что запланировано было сделано. Картинка про все что запланировано было сделано. Фото все что запланировано было сделано

Справедливости не существует

Справедливости не существует. Эту мысль легко озвучить, но тяжело переварить.

Забудем на секунду о юридической справедливости (которая тоже встречается не всегда), но как часто мы говорим о несправедливости в обычной жизни? Бессмысленные страдания близких или, наоборот, успехи тех, кто обманывает и манипулирует, – разве справедливость не должна восторжествовать?

Если вы думаете иначе, то вы уже испытали на себе это когнитивное искажение с причудливым названием вера в справедливый мир. Вера в справедливый мир – это вера в то, что люди всегда получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди вознаграждаются, плохие – наказываются.

Кажется разумным? Не торопитесь, давайте разбираться на примерах.

Первый эксперимент по доказательству этого искажения провёл в 1966 году психолог Мелвин Лернер.

Всё началось с наблюдения, которое сделал Лернер в одной психиатрической больнице. Он заметил, что работники заведения намеренно оскорбляют пациентов, шутят и отпускают язвительные комментарии об их личности. Лернер выдвинул гипотезу, что такое поведение – защитная реакция мозга на то, чтобы не думать о бессмысленности страданий пациентов. То есть работники унижали больных, чтобы создать подтверждение (!) мысли, что «они больные, потому что заслужили свои страдания».

Сначала приглашённые наблюдательницы сочувствовали ученице. Но когда удары тока стали учащаться, женщины начинали негативно отзываться о внешнем виде и характере женщины.

Лернер подтвердил, что внутренняя «логика» наблюдательниц была такой же, как у работников больницы. Они не могли уменьшить страдание тех, за кем наблюдают, и чтобы успокоить совесть, мозг создавал подтверждения типа «раз она такая тупая, значит, заслуживает, чтобы её били током».

Общий вывод Лернера следующий:

– Мы готовы лгать себе, лишь бы мир вокруг нас казался справедливым.

Думаете это не имеет отношения к нашей жизни? Ошибаетесь. Популярные идеи вроде «все бездомные ленивы, иначе они бы уже давно нашли работу» живёт за счёт веры в справедливый мир. Человек не может принять, что у кого-то нет близких, социальной поддержки, что чья-то жизнь полна боли и страданий. Мозгу проще сделать этого человека «плохим», чтобы оправдать его «никчемную жизнь».

Кто-то подумает: «Это не про меня». И снова попадёт в ловушку мышления – эффект слепого пятна, при котором мы указываем на чужие ошибки и недостатки, но не хотим признавать, что и сами подвергаемся их влиянию. Понимать, что в мире полно несправедливости, некомфортно для мозга. Мы не хотим испытывать стыд за то, что не можем ничего изменить. И тогда мозг говорит, что «они этого заслужили» или «на это есть причина».

Хочется верить, что предательство будет наказываться, поддержка вознаграждаться, плохие люди страдать, а хорошие побеждать. Но у вселенной нет этического компаса, в ней хватает зла, с которым мы ничего не сделаем. Наш мозг сопротивляется этой мысли, но её стоит принять.

Хотите ослабить это искажение? Сделайте выбор.

Страдания мира, конечно, ужасны, но лучше приглядеться к тому, что происходит рядом с вами. Приглядеться и выбрать сторону. Можно с помощью клеветы получить выгодный контракт или ложью расположить к себе человека. А можно честно работать и строить отношения на доверии. Тут, как писал Левитанский, «каждый выбирает по себе».

Только не обманывайте себя, что все остальные сделают такой же выбор или что есть «правильный» вариант, который убережёт вас от страданий. Это откровенно паршивая мысль, но мир одинаково равнодушен ко всем. К кому проявить чуткость и проявлять ли её вообще – остаётся только вашим решением. Не забывайте об этом.

все что запланировано было сделано. Смотреть фото все что запланировано было сделано. Смотреть картинку все что запланировано было сделано. Картинка про все что запланировано было сделано. Фото все что запланировано было сделано

все что запланировано было сделано. Смотреть фото все что запланировано было сделано. Смотреть картинку все что запланировано было сделано. Картинка про все что запланировано было сделано. Фото все что запланировано было сделано

Бесконечная тревога

– Я понимаю, что мы боремся с тревогой. Отслеживаем мысли, меньше катастрофизируем, идём навстречу тому, чего боимся. Но почему подобные мысли вообще возникают в голове? Почему нельзя выдрать проблему с корнем?

– А где, по-твоему, корень проблемы?

– Верно. Головной мозг – часть центральной нервной системы, у которой есть отдельная составляющая – автономная (вегетативная) нервная система. Автономная она потому, что на неё не влияет воля человека. Когда ты тревожишься, и сердце начинает колотиться, это независимый от тебя процесс, ты не можешь просто усилием воли замедлить или ускорить его.

– Но зачем нам система, которая провоцирует тревогу?

– Для того, чтобы выжить. Чтобы при виде бегущей на тебя собаки тебе не приходилось думать, адреналин сам попадал в кровь, а мышцы сами напрягались. Биологически механизм тревоги оберегает нас от опасностей.

– То есть избавиться от тревоги совсем невозможно?

– Невозможно. Но возможно избавиться от тревоги, которую провоцируем мы сами.

– Проблема в том, что для мозга нет разницы между бегущей на тебя собакой и собакой, которую ты представляешь, закрыв глаза. При достаточном уровне фантазии тебя будет трясти в обоих случаях. Учиться справляться с тревогой – значит учиться двум вещам: отделять реальность от мыслей и идти туда, где ждёт тревога, чтобы доказать себе – мы можем справиться с ситуацией.

– Для начала это нужно проверить. Подготовиться и проверить. Если ты справишься – докажешь мозгу, что тревога необоснованна. Если не справишься – будешь точно знать, где подстерегает опасность. И, конечно, можно просто сидеть и тревожится. Последствия ты знаешь: проблемы не исчезают, а мы всё больше начинаем верить, что лучший вариант – подальше спрятаться от мира.

все что запланировано было сделано. Смотреть фото все что запланировано было сделано. Смотреть картинку все что запланировано было сделано. Картинка про все что запланировано было сделано. Фото все что запланировано было сделано

Ложный консенсус

В психологии есть такая штука – эффект ложного консенсуса. Это склонность приписывать свой образ мышления другим людям или, проще говоря, думать, что другие думают, как мы. Ложный консенсус создаёт ощущение, что мы живём в мире, где наши убеждения и наш взгляд на мир доминирующий, а все остальные чего-то не догоняют и живут по неправильным понятиям. Но интересна не столько суть этого эффекта, сколько то, какие последствия он несёт.

Любой человек учится только одним способом – он понимает, что раньше был неправ. Ребёнок узнаёт, что вместо «агу-пуп» можно сказать «передайте, пожалуйста, соль», а взрослый узнаёт, что не нужно совать пальцы в станок, потому что пальцы пойдут на фарш. Всё обучение строится на том, что привычная картина мира рушится, а на её место приходит новое убеждение.

Спросите любого взрослого человека:

Теперь зайдите на страницу ВКонтакте, Facebook или Instagram к этому человеку и посмотрите на его подписки. Вы увидите группы и людей, которые полностью соответствуют его убеждениям. Мы выбираем в своё окружение только тех, кто совпадает с нашей картиной мира, кто близок нам, выбираем тех, чья точка зрения не раздражает и кто одобряет наш образ жизни. И вот мы уже в уютной нерушимой вселенной, но всё равно считаем, что чему-то учимся.

Огромная часть наших убеждений формируется до 7 лет под воздействием воспитания, не меньше убеждений мы впитываем до 16 лет под воздействием среды. Дальше обучение идёт в разы сложнее, потому что к этому моменту мы уже уверили в ложный консенсус, что все и так думают, как мы, а если не думают – это меньшинство, которое ошибается. Почему так происходит? Потому что к этому моменту мы уже обложили себя книгами, людьми, фильмами, которые поддерживают наш взгляд на жизнь.

Много ли у атеиста верующих друзей? Много ли у сторонника Навального друзей, которые поддерживают Путина? А ведь эти убеждения лишь часть нашей личности, ничтожно малая часть. Но по ней мы проводим вокруг себя черту, чтобы не нарушать ложного консенсуса, что мы правы.

Нужно сомневаться. Нужно сознательно искать несогласных. Если твои убеждения правильные, тебе нечего бояться, ты только убедишься в своей правоте. Если возникнут сомнения, порадуйся, это шанс чему-то научиться, это единственный способ расти.

все что запланировано было сделано. Смотреть фото все что запланировано было сделано. Смотреть картинку все что запланировано было сделано. Картинка про все что запланировано было сделано. Фото все что запланировано было сделано

Чувство вины и когнитивная психотерапия

Многие люди с депрессией или тревожными расстройствами часто страдают от чувства вины. При этом для этого вовсе не обязательно совершать что-то из ряда вон выходящее. Такова специфика состояния психики в данный момент.

Во-первых, нужно вспомнить, что чувства далеко не всегда отражают фактическое положение дел. Часто мы склонны чувствовать себя виноватыми за те вещи, к которым не имеем отношения. Либо имеем отношение, но очень косвенное. Например, часто мы думаем, что несем ответственность за чувства, эмоции или действия других людей. Хотя на самом деле, это не так, ведь у них своя голова на плечах. Если мы не причинили какой-то ущерб намеренно, нам незачем себя винить.

Многих из нас так воспитали, будто бы у нас нет права на ошибку. Или семья/партнер/коллеги пытаются убедить нас, что это так. В этом случае полезно напомнить себе, что нет человека, который никогда не ошибается. Особенно, если человек что-то делает. Мир не черно-белый, одна ошибка и даже две не приблизят конец света. А этим людям, возможно, по каким-то своим причинам просто хочется иметь козла отпущения.

Так же мы с @DrunkenWeirdo разработали мобильное приложение для самопомощи методами КПТ, буду рад, если кого-то заинтересует.

все что запланировано было сделано. Смотреть фото все что запланировано было сделано. Смотреть картинку все что запланировано было сделано. Картинка про все что запланировано было сделано. Фото все что запланировано было сделано

Не думай о плохом | Диалоги

– Как перестать думать о том, что тебе плохо?

– Если под «перестать» ты подразумеваешь волевое усилие, то никак. Мысли порождают новые мысли. Ты не можешь запретить себе думать, потому что «не думай об этом» – тоже мысль.

– И что тогда делать?

– А какие есть варианты?

– Верно, действия вытесняют мысли. Часто нам сложно думать о чём-то, когда мы заняты делами. Поэтому первое лекарство от плохих мыслей – хорошие действия.

– А есть другие лекарства?

– Есть, но более трудоёмкие. Например, учиться принимать «плохие» мысли как независимые субъекты, а не олицетворять себя с ними.

– Прямо сейчас ты разговариваешь со мной, но при этом ещё дышишь, кожей чувствуешь температуру в комнате, глазами смотришь в экран компьютера. Ты сосредоточила внимание на моём голосе, при этом тебе не нужно было перестать дышать или смотреть. Остальные процессы идут на фоне. Можно научиться аналогично поступать с мыслями. Кроме плохих мыслей у тебя в голове появляются и десятки других, но ты концентрируешь внимание на плохих, потому что особенно хочешь от них избавиться. Если позволять плохим мыслям просто «быть» и не сопротивляться им, со временем ты научишься превращать их в фон и меньше из-за них переживать.

– То есть это тоже способ отвлечься. Только ты отвлекаешься, не покидая головы?

– Звучит довольно сложно.

– Однозначно сложно. Это своего рода медитация, в которой можно совершенствоваться годами. Но если научиться позволять плохим мыслям быть, со временем психика перестанет видеть в них угрозу. Это «мирная борьба» с тревогой, где вместо угроз («уходите»), ты предлагаешь переговоры («я вас слушаю»).

все что запланировано было сделано. Смотреть фото все что запланировано было сделано. Смотреть картинку все что запланировано было сделано. Картинка про все что запланировано было сделано. Фото все что запланировано было сделано

Обобщение неопытности

Лучший показатель неопытности – обобщение.

Без знаний и опыта сложнее видеть детали, которые отличают вещи друг от друга. Для того, кто не водит машину, все авто на дороге выглядят одинаково. Для неискушённого посетителя ресторана всё вино делится на сладкое и кислое.

Причина в том, что новичок обобщает, а профессионал видит различия. Это касается любых суждений, и потому фразы вроде «В России всё очень плохо»/«Запад окончательно прогнил» или «Все бабы дуры»/«Все мужики козлы» – произносят либо провокаторы, либо люди без опыта.

Как только вы услышали, что кто-то принимается судить «обо всех» и «обо всём», знайте – перед вам профан. Профессионал возьмёт для примера деталь и покажет, как сильно она отличает одно вино, одно авто, одну человеческую историю от другой.

Он будет видеть жизнь в палитре красок. И не только чёрно-белых.

все что запланировано было сделано. Смотреть фото все что запланировано было сделано. Смотреть картинку все что запланировано было сделано. Картинка про все что запланировано было сделано. Фото все что запланировано было сделано

Кошачий дзен

Лучшая книга о борьбе с тревогой, которую я читал, – «Свобода от тревоги» Роберта Лихи. Лихи – ученик Аарона Бека, основателя когнитивно-поведенческой терапии, самого научно-обоснованного метода психотерапии.

Одна из идей, которую поднимает Лихи в своей книге, можно обозначить так: «Иногда, чтобы тревога отступила, нужно поддаться ей и не мешать». Чтобы объяснить, как это работает, я должен сначала привести большой отрывок из книги, но обещаю, он вам понравится:

«Какой стала бы жизнь, если бы все это вдруг прекратилось? Каково это: быть умиротворенным, принимать себя и радоваться тому, что приносит каждый день?

Чтобы ответить на этот вопрос, я изучил жизнь моего кота. Стресса в его повседневности не много. Он ест, спит, играет, невозмутимо греет бока, валяясь в лучах солнца. Бессонница его не мучает. Он не лежит в кровати, обуреваемый мыслями о работе, которую нужно сделать завтра, и о плите, которую он как будто забыл выключить. Он не прокручивает в голове встречи с людьми и другими котами, не переживает об уместности своего поведения в течение дня. И уж точно его не волнует, что от него ожидаю я или кто бы то ни было еще. Рецепт его счастья – комфорт здесь и сейчас. Его блаженному спокойствию сложно время от времени не позавидовать.

Основная мысль отрывка для меня звучит так: «Жизнь на основе инстинктов менее тревожна». И это логично, тревоги порождаются мыслями. Меньше мыслей = меньше тревог. Проблема в том, что человек, в отличие от кота, состоит не только из инстинктов, не только из гормональных позывов к питанию, сну и размножению. Эволюция наградила нас корой мозга, с помощью которой мы создали все блага цивилизации.

Рассуждая о мышлении, принято разделять психику как бы на две системы: автоматическую и осознанную. Нобелевский лауреат Дэниел Каннеман называет их Система 1 (автоматическая) и Система 2 (осознанная).

С точки зрения тревоги, проблема человека в том, что с помощью сознательной системы он может придумать себе любую угрозу, на которую среагирует система автоматическая. Простой пример – страх темноты. Мы ложимся в кровать, выключаем свет и начинаем думать: «А вдруг в темноте ползают пауки?» И вот сердце уже выскакивает из груди, готовя нас к битве с арахнидами. Более сложный пример – мысль: «Почему я так поступил?» Мы можем обсасывать её часами и даже днями, а автоматическая система будет сопровождать нас незаметной тахикардией. Она-то думает, что нам прямо сейчас предстоит эмоциональный разговор, и это «прямо сейчас» растягивается на многие дни.

Самое же обидное, что мы не можем просто «не думать об этом». На консультациях я люблю объяснять, почему мыслями нельзя избавиться от мыслей на простом примере:

– Не думайте о белом медведе. Думайте о чём угодно, кроме белого медведя. Ну вот зачем вы так? Я же просил.

Аналогично работает любая тревожная мысль. В попытках сознательно (!) её остановить фразами «Да успокойся ты», «Не думай об этом» или «Всё будет хорошо», мы только делаем мысль навязчивее, потому что уделяем ей внимание.

Как я сказал в начале, иногда, чтобы тревога отступила, нужно ей поддаться и не мешать. Главная часть здесь – не мешать, то есть позволить тревоге быть, что гораздо труднее, чем кажется.

«Позволить тревоге быть» значит:

1. Никак не противостоять тревожным мыслям.

2. Наблюдать за тревогой со стороны.

Например, раньше я плохо засыпал. Как только ложился в кровать, голову сразу заполняли мысли о том, что было сегодня, что будет завтра, либо рандомные вопросы о том, кто победит в битве медведя и акулы.

После прочтения книги Лихи я решил попробовать не сопротивляться тревоге. Я лёг в кровать, мысли, как всегда, стали наступать, но я постарался не мешать им, а как бы сказал своей психике: «Покажи всё, что у тебя есть». Первые пару дней я всё равно пытался останавливать тревожные мысли. От рациональной природы так просто не сбежишь. Но как только замечал это, сразу прекращал и давал волю потоку сознания. Через пару недель я стал засыпать абсолютно спокойно, и с тех пор тревога больше ни разу не мешала мне заснуть.

Самое сложное – отпустить тревожное сознание на волю. Для этого нужно довериться инстинктам и внутренне сказать себе: «Если произойдёт что-то по-настоящему страшное, мы успеем среагировать». И вот мысль уже перестаёт быть источником угрозы и становится просто мыслью. Заметьте, она не исчезает. Попробуете прогнать её, и она снова запросится обратно. Вы просто перестаёте воспринимать её всерьёз.

Борьба с тревогой сложна. Но в основе этой борьбы лежит простой принцип – научись отделять реальную опасность от воображаемой. Может быть, у кота тоже бывают мысли. Может быть, он тоже иногда представляет, как за ним гонится соседский бульдог. Но он не паникует, потому что не боится своих мыслей. Потому что для него мысль – это лишь картинка, пускай тревожная, но картинка. А в жизни он может расслабиться и погреться на солнышке, потому что в момент опасности выпустит когти не задумываясь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *