все что происходит все по воле всевышнего
Все по воле Всевышнего Аллаха
Как мы все знаем, истинно верующий мусульманин легко может перенести разного рода неприятности и беды, которые постигают его в той или иной жизненной ситуации. Он доподлинно знает, что всё происходит по воле Всевышнего Аллаха. Следовательно, он не будет строит разные предположения в сослагательном наклонении. Поэтому мусульмане склонны во всём уповать на волю Аллаха.
Если мусульманина постигает беда, то он проявляет терпение и получает за это вознаграждение. Также, когда Всевышний Аллах одаривает мусульманина благодатью, он воздаёт хвалу Аллаху и делает за это шукру (благодарит Всевышнего) и получает за это также вознаграждение. Основываясь на этих двух простых принципах, мусульманин может прожить всю свою жизнь счастливо, без стрессов и нервотрепок.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
«Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: «Мы слышали и повинуемся!» Такие преуспеют». («Ан-Нур», 51).
Во всех подобных случаях верующие должны говорить: «Мы слышали (услышали) и повинуемся!».
Также Всевышний Аллах говорит:
للَّهِ مَا فِي السَّمَـواتِ وَمَا فِى الأرْضِ وَإِن تُبْدُواْ مَا فِي أَنفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُم بِهِ اللَّهُ
«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в душах ваших, или станете скрывать, (всё равно) потребует Аллах с вас отчёта за это». (Сура «Аль-Бакара», 284)
В данном аяте говорится о том, что скрыто в душах людей и что они не хотят показывать другим. Возможно, сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) побоялись, что с них потребуют отчёта за тайные мысли, которые могут прийти на ум человеку помимо его воли.
Ибн Касир толкует этот аят:
«Вэтом аяте Всевышний Аллах сообщает о том, что Ему принадлежит власть над небесами и землёй, а также над тем, что в них и между ними. Он сообщает, что ведает о том, что в них, от Него не скрыть ни тайное, ни явное, даже если всё это очень незаметно и незначительно. Он сообщает о том, что будет отчитывать рабов за то, что они совершили или скрыли в своих душах». (МухтассарТафсир Ибн Касир)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Когда Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был ниспослан вышеприведённый аят (Сура «Аль-Бакара», 284), сподвижникам стало тяжко от этих слов, и тогда они пришли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) опустились на колени и сказали:
В ответ посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им:
«Неужели вы хотите сказать нечто подобное тому, что до вас говорили обладатели обоих Писаний (иудеи и христиане), говорившие: «Мы слышали, но не повинуемся?!» Нет, говорите: «Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать (в День воскресения каждому предстоит вернуться к Аллаху, и только от Него будет зависеть решение его участи)».
И после того, как люди прочитали этот аят, подчинившись тому, о чём в нём говорится, Аллах Всевышний сразу же ниспослал (другой аят):
«Посланник и верующие уверовали в то, что было ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания и в Его посланников. «Не делаем мы различий между кем бы тони было из посланников Его. Они говорят: «Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать!»» (Сура «Аль-Бакара»», 285)
И когда они сделали это (то есть стали говорить так, как им было велено), Аллах Всевышний отменил тот аят, а затем Всемогущий и Великий Аллах ниспослал (другой, в котором сказано):
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам. Ей достанется то, что она приобрела, и против неё будет то, что она приобрела. (Они говорят): «Господь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись!»
Он сказал: «Да» (Эти слова говорит Аллах, отвечая на мольбы верующих, которые содержатся в этом аяте: «Да», — то есть: «Я уже сделал это».)
«Господь наш, не возлагай на нас такое бремя, какое возложил Ты на наших предшественников, живших до нас!»
«Господь наш, не возлагай на нас также и то, что нам не под силу!»
«Будь снисходителен к нам, прости нас и помилуй нас! Ты — наш Владыка, помоги же нам против людей неверных!» (Сура «Аль-Бакара», 286)
Он сказал: «Да». (Муслим)
Все мусульмане верят в то, что Всевышний Аллах Один и Един, Самодостаточный. Нет божества кроме Него, и нет другого Господа помимо Него. Они веруют во всех пророков и посланников (мир им), в книги, ниспосланные с небес посланникам и пророкам Аллаха.
Верующие не разделяют их тем, что веруют в одного и отвергают другого. Они также уверены, что всё происходящее во вселенной, всё хорошее и плохое – только по воле Аллаха. Однако Всевышний Аллах одобряет только хорошее.
А если все было бы не так…
Надо знать, что все, что с нами произошло, не могло нас миновать, так как все в этом мире происходит по воле Творца. Но выбор что делать сейчас, в настоящее время, всегда за нами. Как мы будем себя вести, как будем решать проблемы, на это Всевышний Аллах дает нам право выбора.
Вспоминая прошлое, не впадая в неверие
«Правильное поведение» – какое?
В каждом горе или испытании что Аллах ниспосылает на Своего раба, бывает или прощение грехов или возвышение его уровня перед Создателем. При условии, что мы проявим терпение, и не будем говорить то, что не угодно Всевышнему Аллаху.
Сообщают со слов Сухайба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Удивительно положение верующего! Ведь, все происходящее с ним – это благо. Это не дано никому, кроме верующего. Если его постигнет радость, он возблагодарит, и это становится благом для него. И даже если его постигнет вред, он терпит, и это становится благом для него» (имам Муслим).
Если мы не жалуемся на судьбу, проявляем терпение в трудностях и благодарим Аллаха за блага, мы являемся обладателями правильного поведения. Может мы испытываем боль от прошлых ран, даже после того как они затянулись, но мы не покажем их никому. Достаточно нам того, что Аллах видит нас и знает наше состояние. И достаточно нам того, что мы можем просить у Великого и Наимилостивейшего Аллаха одним из имен-эпитетов Которого является – аль-Мужиб (Отвечающий на мольбы просящих).
Не роптайте на судьбу, измените свою жизнь!
В книге досточтимого шейха Саида афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана» автор пишет нам: «Всевышний любит, чтобы у Него просили здоровья и защиты от бедствий. Молитва (дуа) помогает отвести грядущую беду и избавиться от наступившей беды. Судьбу, начертанную Аллахом, не отвести ничем, кроме молитвы. И жизнь удлинить невозможно, кроме как раздачей милостыни (садака) и добрыми делами».
«Молитва может отвести решение о судьбе, принятое Всевышним, хотя, как мы говорили выше, оно является точным, неизменяемым. Молитесь много, ведь молитва-ключ ко всей благодати и успех во всех желаниях. Ничем, кроме как молитвой, нельзя достичь цели, получить то, что может дать Аллах. Если постоянно стучать в дверь, она, в конце концов, откроется».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал следующее:
«Дуа раба и беда, настигающая его, находятся в постоянной борьбе до наступления Судного дня, как сражающиеся между собой два человека».
Не на судьбу ты должен быть обижен
«Ах, если бы, все было бы не так!»
Скорее был ты сам не дальновидным
Поскольку о молитве позабыл.
Твой щит, покров от всех невзгод
Это мольба к Всевышнему Аллаху.
Проси Его о том, о чем душа болит
Он просящих рабов не отвергнет.
Не жалуйся на то, что было раньше
В твоих руках сегодняшняя жизнь
И ты проси Всевышнего Аллаха
Он непременно лучшим наградит.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Границы свободы воли человека
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Насколько человек свободен в своих поступках? Где границы его воли? Насколько предопределены наши судьбы? Это вопросы, которыми на протяжении веков задаются ученые, философы и… верующие. Вопросы, в которых можно запутаться и потерять нить истинного пути. Но это не значит, что на них нет ответа.
В Исламе вера в предопределение является одним из столпов имана. Она имеет четыре аспекта:
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в Ясном Писании» (сура «аль-Анъам», «Скот», аят 59).
«Все малое и великое уже начертано» (сура «аль Къамар», «Месяц», аят 52).
3. Воля Всевышнего. Мы верим, что все происходит по воле Всевышнего. Что случилось, случилось по Его воле. Чего не произошло, не произошло также по Его воле. И Ему все подвластно, и для Него все возможно:
4. Творение. Мы также верим, что все сотворенное сотворено по воле Всевышнего и принадлежит Ему:
Эти четыре аспекта являются составляющими веры в Предопределение. Иными словами, все, что человек говорит, делает или от чего воздерживаются – все это записано в Хранимой Скрижали, сотворенной Им.
Помимо веры в Предопределение мы верим и в то, что Всевышний даровал человеку свободу воли, и что мы в ответе за свой выбор. Это также утверждено в Коране:
1. Всевышний учитывает наши желания:
2. Всевышний дает нам повеления. Повеления не могут иметь разумного основания, если они выходят за пределы возможностей. Но Всевышний далек от несправедливости, Он не требует от человека сверх его способностей:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 286).
3. Всевышний вознаграждает и наказывает. Он вознаграждает за благие дела и наказывает за несправедливость и зло:
«Ему (человеку) достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 286).
Но все это не имело бы смысла, не будь у человека воли делать свой выбор, выбор между добром и злом.
4. Всевышний отправил посланников к людям:
Если бы люди не были свободны в принятии решений, Всевышний не посылал бы пророков и посланников с целью наставления, увещевания и предупреждения.
Мы приходим к выводу, что мы в ответе за свой выбор. Мы выбираем, что делать, и от чего воздержаться, будучи совершенно свободными в своих решениях. Начиная от выбора религии и заканчивая выбором еды и одежды. Эта свобода одновременно налагает на нас большую ответственность. Грешник не может сказать, что его грехи были предопределены, тогда как они были совершены им по свободной воле. Да, Всевышний знал, что в такое-то время и в таком-то месте этот человек поступит именно так, и позволил этому произойти, но Он не принуждал его – у человека был выбор. Однако многие стремятся переложить ответственность за себя на судьбу:
«Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание» (сура «аль Анъам», «Скот», аят 146).
Таким образом, мы одновременно и свободны, и подчинены воле Всевышнего. Поскольку Всевышний сотворил наши действия и желания, согласно которым мы действуем, мы находимся под Его контролем:
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (сура «ас Саффат», «выстроившиеся в ряды», аят 96).
Но поскольку из множества вариантов мы самостоятельно выбираем то, что для нас предпочтительней, мы свободны в своих решениях. И естественно несем ответственность за эти выборы:
«Аллах воздаст каждой душе то, что она приобрела» (сура «Ибррахим», аят 51).
Ат-Тагабун (Взаимное обделение), 11-й аят из 18
Также сказано и здесь: ( مَآ أَصَابَ مِن مُّصِيبَةٍ إِلاَّ بِإِذْنِ ٱللَّهِ ) «Любое несчастье постигает только по воле Аллаха». Ибн Аббас пояснил: «По велению Аллаха», т.е. по Его решению и желанию. ( وَمَن يُؤْمِن بِٱللَّهِ يَهْدِ قَلْبَهُ وَٱللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ) «Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи». Это значит, что если тот, кого постигло несчастье, терпел, зная, что это произошло с ним по решению Аллаха, тому Аллах в виде воздаяния за потери в мирской жизни вселит в сердце верное руководство и истинную убежденность.
Али ибн Абу Тальха передает, что о словах: ( وَمَن يُؤْمِن بِٱللَّهِ يَهْدِ قَلْبَهُ ) «Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь», Ибн ‘Аббас сказал: «Это значит, что Аллах укажет его сердцу путь к убежденности. И тогда он узнает, что то, что постигло его, (постигло) не для того чтоб сбить его, а то, что сбило его, не для того чтоб поразить его». Са’ид ибн Джубайр прокомментировал: «Когда человека постигает несчастье, он произносит следующие слова: «Мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся»».
Комментарии к аяту
Комментарии, которые нарушают данные правила, с очень высокой долей вероятности будут удалены с сайта, а их автор будет насильно переведён в разряд тех, кто не был согласен с правилами.
Скажите пожалуйста, вы согласны соблюдать данные правила? Или вы были слишком ленивы и невнимательны, чтобы прочесть этот текст?
Если вы будете достаточно терпеливы, кнопка согласия с данными правилами появится, и вы сможете согласиться с ними.
Может ли человек изменить предопределение Аллаха?
Каждый мусульманин верит в предопределение Аллаха и в то, что все происходит лишь по воле Всевышнего Джалля Джалялуху.
Эта глубокая убежденность помогает верующему человеку принимать все хорошее и плохое, происходящее в этом мире, Вселенной, со всеми живыми и неживыми существами как данность.
Но может ли что-то изменить предопределение Аллаха? И что нужно для этого сделать? Что касается Его вечного сыйфата, то сыйфаты Аллаха не меняются.
Из достоверного хадиса посланника Аллаха ﷺ нам известно, что ничто не может изменить предопределение, кроме мольбы. Но не стоит забывать, что и она изначально предопределена Всевышним. Поскольку Аллах знает обо всем, что будет происходить, и в том числе, о том, что тот или иной человек, в определенное время, попросит Его помощи.
Только искренняя дуа, увеличивающая благодарность Господу Миров, по воле Всевышнего может иметь судьбоносный эффект и направить жизнь человека в другое русло.
Одной из таких действенных молитв является следующая, которую пророк Мухаммад ﷺ говорил перед сном, она приводится от Ибн Умара:
الحمدُ لله الذي كفاني وآواني، وأطعمني وسقاني، والذي منَّ عليَّ فأفضَلَ، والذي أعطاني فأجزَل، الحمدُ لله على كل حال، اللهم ربَّ كل شيءٍ ومليكَه وإلهَ كل شيءٍ، أعوذ بك من النار عن أنس بن مالك قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ( من قال إذا أوَى إلى فراشه : الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي كَفَانِي وَآوَانِي ، الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنِي وَسَقَانِي ، الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي مَنَّ عَلَيَّ وأَفْضَلَ ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ بِعِزَّتِكَ أَنْ تُنَجِّيَنِي مِنَ النَّارِ؛ فقدْ حَمِدَ الله بجميع محامدِ الخلقِ كلِّهم) أخرجه الحاكم والبيهقي وقال الحاكم: “صحيح الإسناد”. ووافقه الذهبي.
Транслитерация: Альхамдулилляхиль-лязи кафани ва авани ва атъамани ва сакъани, валь-лязи манна алейя фа-афдаль, валь-лязи атани фа-аджзаль. Альхамдулилляхи аля кули халь. Аллахумма раба кулли шейин ва маликаху ва иляха кулли шей, аузу бика минан-нар.
Перевод: «Хвала Аллаху, Который обеспечил меня и дал приют, накормил меня и напоил, который щедро даровал мне Свою милость. Хвала Аллаху в любом положении. О, Аллах, Господь всякой вещи и ее властелин, я прибегаю к Тебе от Огня».
Милость Миров – Мухаммад Мустафа ﷺ говорил: «Тот, кто произнесет эту дуа перед сном, тот совершит восхваление Аллаха во всех формах от всего создания».
Врата благословения Аллаха могут открыться для человека совершенно внезапно и только благодаря постоянной молитве, которая является смирением перед Всевышним и настоящей связью Создателя с его творениями.
Сыйфат Аллаха (тагдир) не меняется, а жизнь человека, с помощью дуа, меняется. Если человек сделал дуа, то она по воле Аллаха, тоже предписана и происходит только по Его воле.
В благородном Коране сказано:
«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (Авраам, 7).
Эта молитва очень легкая в заучивании, однако в ней спрятана безграничная награда для того, кто ее совершает.
К сожалению, основная масса людей по своей природе обращается к Богу только в трудные моменты, совсем забывая, что благодарность вместе с размышлениями – это ключ к истинному счастью. Поэтому вспоминайте об Аллахе и в минуты покоя, а Он, по Своей милости, не оставит вас без ответа.
Именно это Всевышний обещает в Коране:
«Вы просите Меня, и я отвечу Вашим мольбам» (Гафир, 60).