все что предписано аллахом
Сура 9 «Ат-Тауба» (Покаяние), аят 51
قُلْ لَنْ يُصِيبَنَا إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَنَا هُوَ مَوْلَانَا ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ
Слушать аят Корана 9:51
Транслитерация
Qul lany-yuseebanaaa illaa maa katabal laahu lanaa Huwa mawlaanaa; wa ‘alal laahi falyatawak kalimu ‘minoon
Переводы смыслов Корана (Сура 9, аят 51)
Эльмир Кулиев
Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он — наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха».
Абу Адель
Скажи (о, Пророк): «Не постигнет нас ничто, кроме того, что начертал нам Аллах (в Хранимой Скрижали) [кроме предопределенного нам]. Он – наш покровитель [помощник и хранитель]!» И пусть (только) на Аллаха полагаются верующие (во всех своих делах) [твердо надеются на Его помощь и поддержку]!
Магомед-Нури Османов
Скажи [, Мухаммад]: «Нас постигнет лишь то, что предначертал Аллах. Он — наш покровитель. Пусть [только] на Аллаха уповают верующие».
Валерия (Иман) Порохова
Скажи: «Ничто и никогда нас не постигнет, Кроме того, что нам предначертал Аллах. Он — покровитель наш, И на Него пусть верующие уповают!»
Игнатий Крачковский
Скажи: «Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах. Он — наш покровитель!» И на Аллаха пусть полагаются верующие!
Гордий Саблуков
Скажи: «С нами бывает только то, что преднаписал для нас Бог: Он владыка наш; на Бога да уповают верующие».
Михайло Якубович
Скажи: «Нас може вразити тільки те, що судив нам Аллаг, а Він – Захисник наш! І нехай на Аллага покладають сподівання віруючі!»
Тафсир (толкование) Корана (Сура 9, аят 51)
Абд ар-Рахман бин Насир Ас-Саади
Всевышний Аллах изобличил заблуждение лицемеров и повелел Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказать: «Нас постигнет только то, что уже предписано Аллахом и записано в Хранимой скрижали. Всевышний Аллах покровительствует нам и устраивает наши мирские и религиозные дела. Мы довольны своей судьбой и не распоряжаемся ею по собственному усмотрению. И пусть верующие, которые желают снискать благо и избежать несчастий, уповают на одного Аллаха и верят в Его поддержку. Надежды того, кто уповает и полагается на Него, никогда не будут обмануты. А грешники, которые уповают на иных покровителей, будут оставлены без Божьей поддержки и не смогут достичь желаемого».
Аль-Мунтахаб
Скажи им (о пророк!): «Нас в земном мире не постигнет ни доброе, ни дурное, кроме того, что Аллах предначертал нам. Мы смиренны перед Его предопределением: нас не обольщает доброе, которое нас постигает, и не пугает дурное, которому мы подвергаемся. Аллах Единый — наш Покровитель, и только на Него одного уповают искренне верующие!»
Все что предписано аллахом
«Предопределение» основано на всезнании Творца
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Поистине, никогда не познаешь вкус истинного имана, пока не узнаешь, что поистине, то, что постигло тебя, не могло миновать тебя, и то, что миновало тебя, не могло постичь тебя».
Одним из самых важных аспектов в нашей религии является вера в предопределение – кадар. Что значит кадар, и где баланс между запланированным и действием?
То, что предопределено Аллахом, не может быть отклонено, это случится, несмотря ни на что. Аллах установил, что некоторые вещи могут по Его позволению могут быть изменены. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Ничто не может изменить божественное предопределение, кроме дуа». В другом хадисе сказано: «Не помогает осторожность от предопределения. Дуа полезно от того, что случилось, и от того, что не случилось. Если приходит горе, его встречает дуа, и они в схватке до Судного Дня».
«Не постигает [кого-либо] беда, кроме как по дозволению Аллаха (Бога, Господа). Кто уверует в Аллаха (Бога, Господа), сердце того Он [Творец всего сущего] наставит на верный путь [человек начнет понимать суть происходящего, анализировать события и явления, не будет отчаиваться, зная, что постигшие его трудности или беды разрешимы по милости и щедрости Творца]. Аллах (Бог, Господь) ведает обо всем» (Св. Коран, 64:11).
Но мы не знаем предопределения Аллаха и того, что может быть изменено. Мы предстанем к ответу о наших обязанностях. Аллах учит нас этому посредством примера Пророка (мир ему). Курайшиты пытались напасть на пророка (мир ему), но не смогли, так как он (мир ему) смог спастись по воле Аллаха. Во всем план Аллаха, и Аллах предопределил пророку спастись и он благополучно сбежал в Медину. Аллах говорит в Коране:
«Предопределение» основано на всезнании Творца. Его знание и осведомленность не ограничены временем и местом. Все происходящее совершается под Его контролем, но в соответствии с личными намерениями и желаниями творений Его. Вера заключается в подчинении Аллаху, которое заключается в принятии предначертанного Им. Только Аллаху ведома полная картина происходящего. Изо дня в день нам кажется, что все идет по плану. Но случись, что не так, мы думаю, что произошла ошибка, и не задумываемся о том, что все предначертано Всевышним и имеет смысл.
«Аллаху (Богу, Господу) принадлежит скрытое (неведомое, сокровенное) [невидимое взору, непознанное, необъяснимое] на небесах и на земле. К Нему все вернется [в Судный День]. Поклоняйся Ему и полагайся на Него [делая от себя зависящее]. Господь ведает все, что вы делаете [а потому неустанно работайте над собой: возвышайте помыслы, стремления; знайте, что и ради чего вы делаете; совершенствуйтесь и помогайте другим, пока есть чем помочь]» (Св. Коран, 11:123).
Препятствия являются неизбежной частью нашей жизни, как в буквальном, так и в переносном смысле. В большинстве случаев планирование помогает нам, но не всегда, так как только Аллах приведет вас к тому, где вы действительно должны быть, даже если вы этого не хотите. Вам это может быть неприятно, но Всезнающий мудрее вас и знает, что является большим благом. Заостряйте свое внимание на том, что можете контролировать, и принимайте то, что не в вашей воле.
«Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (65:3).
Сахих аль-Бухари صحيح البخاري
82. Книга предопределения /кадар/ (хадисы 6594-6620)
٨٢- كِتَابُ القَدَرِ
15. Глава: Аят «Скажи: “Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом”»
Сказал Муджахид (относительно слов Всевышнего) «(Не сможете) отвратить (от Него никого)» (Сура «ас-Саффат», аят 162): «(Не сможете) ввести в заблуждение, кроме тех, кому предписано Аллахом гореть в Аду». (Также Муджахид сказал относительно слов Аллаха) «Предопределил судьбу и указал путь» (Сура «аль-А‘ля», аят 3): «Предопределил (человеку) несчастье и счастье, и направил скот к их пастбищам».
6619 — Яхья ибн Ма‘мар передаёт, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила ему, что однажды она спросила Посланника Аллаха ﷺ о чуме, и он сказал: «(Чума) является наказанием, которое Аллах насылает, на кого пожелает (из Своих рабов), (однако) для верующих Аллах сделал (чуму) милостью. И любой раб (Аллаха), который будет находится в какой-либо местности, (если там разразится (чума), и не уйдёт оттуда, оставаясь там, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха, (так как) он знает, что не постигнет его ничто, кроме предопределённого ему Аллахом, получит такую же награду, как и павший за веру».
١٥- بَابُ ﴿قُلْ لَنْ يُصِيبَنَا إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَنَا﴾ [التوبة: 51]: قَضَى
قَالَ مُجَاهِدٌ: ﴿بِفَاتِنِينَ﴾ [الصافات: 162]: بِمُضِلِّينَ إِلَّا مَنْ كَتَبَ اللَّهُ أَنَّهُ يَصْلَى الجَحِيمَ ﴿قَدَّرَ فَهَدَى﴾ [الأعلى: 3]: «قَدَّرَ الشَّقَاءَ وَالسَّعَادَةَ، وَهَدَى الأَنْعَامَ لِمَرَاتِعِهَا».
٦٦١٩: حَدَّثَنِي إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ الحَنْظَلِيُّ، أَخْبَرَنَا النَّضْرُ، حَدَّثَنَا دَاوُدُ بْنُ أَبِي الفُرَاتِ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ بُرَيْدَةَ، عَنْ يَحْيَى بْنِ يَعْمَرَ، أَنَّ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، أَخْبَرَتْهُ: أَنَّهَا سَأَلَتْ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ عَنِ الطَّاعُونِ، فَقَالَ: «كَانَ عَذَابًا يَبْعَثُهُ اللَّهُ عَلَى مَنْ يَشَاءُ، فَجَعَلَهُ اللَّهُ رَحْمَةً لِلْمُؤْمِنِينَ، مَا مِنْ عَبْدٍ يَكُونُ فِي بَلَدٍ يَكُونُ فِيهِ، وَيَمْكُثُ فِيهِ لاَ يَخْرُجُ مِنَ البَلَدِ، صَابِرًا مُحْتَسِبًا، يَعْلَمُ أَنَّهُ لاَ يُصِيبُهُ إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَهُ، إِلَّا كَانَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِ شَهِيدٍ».
Зачем совершать дуа, если все уже предопределено?
Тема дуа и ее взаимоотношения с судьбой очень важная, поскольку вокруг нее существует определенная путаница. Некоторые люди задают вопрос: «Если все уже предопределено, то зачем просить о чем-либо в дуа? Если Аллах предписал что-либо, то это будет и без совершения дуа, а что не предписано не будет, сколько бы человек не делал дуа».
Ответ на этот вопрос заключается в понимании, что итог всего зависит от усилий, которые человек прилагает для его достижения. Другими словами, например, предопределено, что из семени вырастет дерево и даст плоды, но этого не произойдёт, если садовник не посадит семя, не будет поливать и орошать землю.
Даже если человек верит в божественное предопределение, он должен стремится что есть сил к достижению поставленной цели. И дуа является средством, которое помогает достичь цели, и это ни коим образом не противоречит понятию судьбы, которая была предписана человеку. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Не продлевает жизнь человека ничего, кроме доброты, и ничего не отвращает предопределение, кроме мольбы. Человек лишается пропитания (ризкъа) из-за греха, который он совершил».
Другими словами, совершение благих деяний является причиной увеличения жизни. И если человек прилагает нужные усилия, и достигнет своей цели, это также уже предопределено и предначертано. Получается, что, как и средства достижения цели, обретение ее уже предписано божественным предопределением.
Может возникнуть следующий вопрос: может ли дуа предотвратить божественное определение? Тот факт, что с вами случится что-либо уже предопределено Аллахом, также как и то что человек будет просить об этом.
Во многих хадисах есть объяснение данного положения:
«Осторожность не имеет пользы перед божественным предопределением, но дуа имеет пользу для каждой вещи. Поэтому, я советую вам совершать дуа, рабы Аллаха».
Каким бы осторожным не был человек, он не может избежать того, что ему предписано, только потому что все в руках Аллаха, и Он управляет всем и ничего не остается без его ведома. Тем не менее, обращаясь к Всевышнему посредством дуа, есть возможность предотвратить определенные события, и даже это уже было предопределено.
«Не продлевает жизнь человека ничего, кроме доброты, и ничего не отвращает предопределение, кроме мольбы. Человек лишается пропитания (ризкъа) из-за греха, который он совершил».
Тем самым, тот факт, что судьба человека предопределена, не может быть использован как оправдание, чтобы не совершать дуа. Так же, как человек стремится к восполнению своих потребностей и нужд, с духовной стороны он должен стремится к достижению своей цели. Дуа и есть часть предопределения, ведь Аллах Всевышний знает все наперед. Аллах уже знает, что будет даровано человеку, и чего он будет лишен.
Вдобавок, стоит отметить, что знание человека ограничено, он никогда в полной мере не сможет понять концепцию судьбу и ее тонкую материю, это для Аллаха. А от нас требуется только поклонение.
Деяния творений сотворены и предопределены Аллахом
Люди и их поступки, как и всё остальное, являются творениями Аллаха. Ему изначально было известно, кого из рабов Он создаст и какие поступки они будут совершать. Все это было записано в хранимой скрижали. Аллах создал их такими, какими пожелал, и предначертанная для них судьба сбывается. Люди поступают так, как того пожелал Аллах. Он ведёт прямым путём тех, кому пожелал счастья, и сбивает с пути тех, кому предписал быть несчастным. Ему изначально было известно, кто попадёт в рай, и таким рабам Он облегчил поступки, которые приводят туда. Ему также было известно, кто попадёт в ад, и Он облегчил им поступки, которые приводят туда.
Сказанное подтверждается теми аятами, которые мы уже процитировали выше. Тем не менее, вот другие, более ясные аяты, указывающие на справедливость данного суждения: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 96) ;
«Все, что они совершили, есть в книгах [деяний]» (сура 54 «Луна», аят 52) ;
«Самка может зачать или родить только с Его ведома. Даруется долгожителю долгая жизнь или укорачивается его жизнь, всё это есть в писании (т. е. в хранимой скрижали). Воистину, это для Аллаха легко» (сура 35 «Зиждитель», аят 11) ;
«Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идёт им. А кого Аллах вводит в заблуждение, те терпят убыток» (сура 7 «Ограды», аят 178) ;
Из многочисленных хадисов также следует, что Господу рабов было известно о том, что они будут совершать. Он предопределил их судьбу и принял окончательное решение. Он знал, какой счастливый или несчастливый конец ожидает их. Несмотря на это, предопределение не мешает человеку совершать то, что он желает. «Трудитесь, ибо каждому будет облегчен путь к тому, для чего он был создан».
Здесь мы приведём ряд текстов, подтверждающих сказанное выше.
Деяния предопределены, и перья высохли
Муслим в своём «Сахихе» (2648) передал со слов Джабира, что Сурака ибн Малик ибн Джу‘шум однажды сказал: «Посланник Аллаха, разъясни нам нашу религию, словно мы были созданы только сейчас. К чему ведут наши деяния сегодня: к тому, что было предопределено и [записано] уже высохшими перьями, или к тому, что выяснится в будущем?» Он сказал: «К тому, что было предопределено и [записано] уже высохшими перьями». Сурака спросил: «К чему же тогда деяния?» Он сказал: «Трудитесь, ибо каждому будет облегчен его путь». В другой версии говорится: «Каждому будет облегчен путь к его деяниям».
В «Сунане» ат-Тирмизи (2135) приводится рассказ о том, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб спросил: «Посланник Аллаха, скажи, то, что мы совершаем, определяется только сейчас, или же всё это уже окончательно предрешено?» Он сказал: «Всё это уже окончательно предрешено, Ибн ал-Хаттаб, и каждому будет облегчен его путь. Тот, кто окажется среди счастливых, трудится ради своего счастья, а тот, кто окажется среди несчастных, трудится ради своего несчастья». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.
Аллах знает обитателей Рая и Ада
Ал-Бухари передал со слов ‘Имрана ибн Хусайна, что какой-то мужчина спросил: «Посланник Аллаха, известны ли обитатели рая и обитатели огня?» Он ответил: «Да». Мужчина спросил: «Тогда ради чего люди трудятся?» Он сказал: «Каждый трудится ради того, ради чего он был создан, или ради того, к чему ему облегчен путь».
Аллах извлек потомков Адама из его спины
Наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о том, что после сотворения Адама Аллах коснулся его спины и вынул из неё его потомков, словно крупицы, разделив их на обитателей рая и ада.
Имам Ахмад в «Муснаде» передал через достоверный иснад рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах взял завет с потомков Адама в На‘мане (имеется в виду Арафа), когда извлёк из его чресл всё потомство и рассыпал его перед Собой, словно мелких муравьев. Потом Он сказал им: “Разве Я не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Это для того, чтобы в день воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”. Или же не говорили: “Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?” (сура 7 «Ограды», аяты 172-173) ».
Ахмад в своём «Муснаде» привёл хадис Абу ад-Дарды с достоверным иснадом о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах создал Адама, а потом ударил его по правому плечу и извлёк его белое потомство, похожее на мелких муравьев. Потом Он ударил его по левому плечу и извлёк его чёрное потомство, похожее на угольки. Потом Он сказал тем, кто был в Его правой руке: “В рай, и Мне всё равно!” А тем, кто был в Его левой руке, Он сказал: “В ад, и Мне всё равно!”»
В другом хадисе посланник, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что «Могучий и Великий Аллах создал творения во мраке и бросил на них частицу Своего света, и тот, на кого попал свет, последовал прямым путём, а тот, на кого он не попал, впал в заблуждение. Поэтому я говорю: “Перо высохло, и Аллаху было известно обо всём”». Хадис передал ат-Тирмизи (2642) со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра и назвал его хорошим.
Аллах записал всех обитателей Рая и Ада
В «Сунане» ат-Тирмизи (2141) приводится следующий рассказ ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн ал-‘Аса: «Однажды посланник, мир ему и благословение Аллаха, вышел к нам, и в руках у него были две книги. Он спросил: «Знаете ли вы, что это за книги?» Мы ответили: «Нет, о посланник Аллаха, если только ты не расскажешь нам!» Он показал на ту, что была в его правой руке, и сказал: «Это книга от Господа миров, и в ней имена обитателей рая, имена их отцов и названия их племен. Под именем последнего из них подведён итог, и никого другого не впишут туда, и никого не вычеркнут оттуда». Потом он показал на книгу, которая была в его левой руке, и сказал: «Это книга от Господа миров, и в ней имена обитателей огня, имена их отцов и названия их племен. Под именем последнего из них подведён итог, и никого другого не впишут туда, и никого не вычеркнут оттуда». Сподвижники спросили: «К чему же тогда деяния, о посланник Аллаха, если всё уже предрешено?» Он сказал: «Поступайте правильно и приближайтесь (т. е. не допускайте чрезмерности, но и не делайте упущений), ибо тот, кто попадёт в рай, завершит жизнь поступком, который совершают обитатели рая, что бы он ни совершал прежде. Тот же, кто попадёт в огонь, завершит жизнь поступком, который совершают обитатели огня, что бы он ни совершал прежде». Потом посланник, мир ему и благословение Аллаха, развёл руками, словно хотел выбросить [эти книги], и сказал: «Ваш Господь разобрался с рабами: одни попадут в рай, а другие — в пламень». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, но малоизвестным (гариб).
Определение судеб в Ночь предопределения
Мы уже разъяснили, что Аллах предопределил судьбы рабов за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли. Из Корана и сунны также следует, что, помимо этого, существует повседневное и ежегодное определение судеб.
Ибн Джарир передал со слов Муниба ибн ‘Абдаллаха, что отец того рассказывал: «Когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, прочёл этот аят, мы спросили: “Посланник Аллаха, что это за дела?” Он ответил: “Прощение грехов и избавление от скорби, возвышение одних людей и унижение других”».
В целом, мнение комментаторов по поводу этого аята сводится к тому, что «Аллах каждый день дарует жизнь и умерщвляет, творит и ниспосылает удел, возвышает одних и унижает других, исцеляет больных и помогает несчастным, избавляет от скорби и отвечает на молитвы, одаряет просящих и прощает кающихся, и всех дел Его, касающихся творений, просто не сосчитать» (ал-Багави).
Судьба человека записывается в утробе матери
Из хадисов известно, что Аллах отправляет ангела к зародышу, находящемуся в утробе матери, и ангел записывает его земной удел, срок жизни, а также то, счастливым он будет или несчастным. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится следующий рассказ ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда: «Правдивый и достойный доверия посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжёванного кусочка. Потом Аллах посылает к нему ангела с четырьмя указаниями, и тот вдыхает в него душу. Ему велят записать его деяния, его удел, его срок и то, будет он несчастным или счастливым. И клянусь Тем, кроме Кого нет другого божества, любой из вас может совершать поступки обитателей рая, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям огня, и попадёт туда. И, поистине, любой из вас может совершать поступки обитателей огня, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям рая, и попадёт туда”».
В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Анаса ибн Малика о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах приставляет к утробе ангела, и тот говорит: “Господи, капля! Господи, сгусток крови! Господи, разжёванный кусочек!” Когда же Аллах желает завершить его сотворение, ангел говорит: “Господи, мальчик или девочка? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?” Всё это записывается ещё в утробе матери».
Ат-Тирмизи в «Сунане» передал со слов Анаса, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если Аллах желает рабу добра, то использует его». Его спросили: «Как использует, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Помогает ему совершить праведный поступок перед смертью». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.
Муслим в своём «Сахихе» передал рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей рая, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям огня. И, поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей огня, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям рая».
Передают со слов Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей рая, хотя на самом деле он — один из тех, кто попадет в огонь. И людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей огня, хотя на самом деле он — один из тех, кто попадет в рай» (Муслим).