все что покидает стены этого дома самоуничтожается
Проклятый дом: Когда любовь сильнее смерти…
Очень необычный фильм, несмотря на наличие призрака, его идея совсем не в ужасах. Это драма с легким налетом мистики и со счастливым концом, которая раскрывает отношения между людьми и в частности между детьми и родителями. Не такая уж прям, чтоб до слез, но довольно грустная.
И если не боитесь неудобных вопросов, ее вполне можно смотреть с детьми-подростками. Ибо она поднимает вопрос не только отношений т взаимопонимания, но и смерти. Кстати, оригинальное название звучит как «Ведьма у окна», что по моему мнению более полно отражает суть киноленты.
Странный дом и его история
Саймон покупает дешевые дома, ремонтирует их, а потом перепродает за хорошие деньги. Примерно то же было в сериале «Призраки дома на холме». Собственно, сам дом мальчику все же нравится. Хотя он необитаем и находится не в лучшем состоянии. Проводка дохлая, котел отопления еле работает, кроме того, электрический кабель перерезан снаружи.
Тут совершенно внезапно появляется электрик и жутко их пугает. Сам электрик – местный парень, живет неподалеку. Но он старается побыстрее выбраться из дома и предупреждает, что дом имеет темную историю. Некогда в нем жила дама, которую в городе считали ведьмой. И это не просто городские страшилки, ибо Лидия была злой и делала все, чтобы ее боялись.
Кроме того, поговаривали, что она приложила руку к смерти своих родных. Пока бабулька была жива, она любила сидеть в кресле у окна. Там она и умерла, а соседи узнали об этом только спустя три недели. Вот в таком доме папе и сыну предстоит жить. А значит, скоро начнутся неприятности.
Взрослые всегда лгут…
Отношения у парня с мамой оставляют желать лучшего. Где уж он там гулял на просторах всемирной сети, маме это не понравилось. Вот она и лишила пацана не только компа, но даже телефона. Папа, несмотря на развод, маму поддерживает, и мальчику это тоже не особо нравится. Постепенно отношения между сыном и отцом налаживаются.
Один из разговоров меня повеселил. Папа сказал, что все взрослые врут и делают это постоянно. Но лишь для того, чтобы защитить своих детей от зла, которое живет в нашем мире. После этого Финн ловил папу на каждом слове.
Таким же образом он вытянул у отца чистосердечное признание, что тот совсем не хочет продавать дом. Напротив, он мечтает чтобы его сын и бывшая жена переехали к нему. Собственно, он специально искал дом, который понравился бы жене. Так Саймон хочет ее вернуть.
Страшилки и откровение отца
После того, как электрик рассказал героям о Лидии, им начало казаться, что в доме и вправду что-то есть. Отец даже предложил Финну спать в его комнате. Мальчик вначале отказался, он же уже взрослый и ничего не боится, но ночью таки пришел к папе.
Следующим утром он проснулся от слов отца, что ему приснилась Лидия, и он спрашивал у нее разрешения остаться. А потом сказал, что с мальчиком произойдет что-то страшное… Но когда Финн открыл глаза, комната была пуста. Я так и не поняла, зачем был вставлен этот эпизод, никакого отношения к основному действию он не имеет. Наверное, для большего страху.
После того, как они увидели своими глазами Лидию, отец естественно отправил Финна к матери, но тот сбежал с автобуса и вернулся в дом. А потом вызвал отца на откровенный разговор. Попытался понять, почему они живут отдельно. По словам папы, он считает их с мамой самым большим своим счастьем в жизни, вот только он боится это счастье разрушить и потерять. Потому считает, что уж лучше быть вдалеке. Ну что ж, и такое бывает.
Лидия – очень необычный призрак
А теперь немного о Лидии. Бабуля, хотя она совсем не бабуля, а просто женщина в годах, совсем не была похожа на призрак. Она не бродила по комнатам в тишине ночи, в стены не стучала, криками не пугала. Зато появилась прямо посреди дня.
И даже преспокойно сидела в своем любимом кресле, пока Финн с отцом подходили к ней и рассматривали дамочку. По сути, вела себя она совсем как обычный человек. Но она явно не просто человек, причем, похоже, подпитывается от электричества.
И это сосед-электрик несколько лет назад перерезал кабель, ибо после встреч с Лидией он начал ходить во сне, словно она его притягивала к себе. Сосед всеми силами пытался уговорить Саймона отказаться от ремонта и тем более жизни в этом проклятом доме, но тот был непреклонен. Может в душе он и боялся, но уговаривал сам себя, что сделать ему призрак по сути ничего не может.
Смерть все понимает и дает шанс…
Комната желаний: Сделает ли иллюзия тебя счастливым?
Очень старый и странный дом
Молодая пара Кейт и Мэтт покупают роскошный загородный дом. Но это не просто дом, это настоящее дворянское поместье с высоченными потолками и огромными комнатами, даже круче чем фильме «Незваный гость». Постройка явно старая, особенно это касается подвала и в частности освещения.
Система настолько странная и запутанная, что местный электрик приходит в ступор. Вряд ли он может починить эту штуку. Именно он сообщает Мэтту, что прежние хозяева были убиты как раз в этом доме. Правда, случилось это еще в 1975 году. Неприятно, но что поделаешь — дом уже куплен.
Она исполняет любой каприз…
Разбирая завал в коридоре, Мэтт находит под обоями дверь, а за ней совершенно пустую комнату. Именно сюда он и приходит поздно ночью, как вроде в доме нет другого места, где можно напиться. Хотя, вполне возможно, что являясь волшебным механизмом, комната просто притягивает людей.
Так вот он как раз допивал свой алкоголь, когда вслух подумал, что ему не помешало бы еще выпить. Свет вдруг погас, а когда снова включился, на полу стояла полная бутылка. Мужчина довольно быстро сообразил, кто это сделал, и не преминул воспользоваться таким по-настоящему волшебным шансом.
Утром следующего дня Кейт нашла мужа в комнате уже наполовину заваленной разными предметами и картинами известных художников. Причем не какими-нибудь копиями или подделками, а оригиналами. Мэтт будучи художником уж точно в этом разбирается. С этого все и началось.
Пресыщение и исполнение мечты
Целый день парочка развлекалась тем, что делала комнате все новые и новые заказы. По ходу их исполнения они веселились, пили, ели, танцевали и снова просили что-то еще. Утром же оказалось, что оба пресытились всем этим добром и не испытывают от его обладания ни малейшего удовлетворения.
И тогда Кейт загадала самое свое заветное желание. Конечно, Мэтт совсем не одобрил то, что жена пожелала ребенка. Это неправильно. Но что делать, он так мечтает о детях, а ребенок уже здесь. Если бы они хоть на минуту могли себе представить, чем обернется это кратковременное счастье…
Ольга Куриленко – актриса или просто красавица?
Хотелось в очередной раз посмотреть на Ольгу Куриленко. Не потому, что сильно нравится, а совсем по другой причине. Несмотря на довольно внушительную фильмографию, я так и не могу окончательно понять, хорошая она актриса или так себе. По странной причине у меня вообще не получается воспринимать ее как актрису, причем совершенно без каких-либо причин.
Фигура у нее и, вправду, отличая, в этом фильме ей, наконец, удалось показать себя, что называется, во всей красе. Как же дела обстоят с актерским мастерством? В фильмах «Академия вампиров» и «Видок. Император Парижа» она меня действительно впечатлила. Это стопроцентно ее роли.
А вот в мистическом детективе «Мара. Пожирать снов» скорее разочаровала. Не вытянула она фильм ужасов. В «Дыши во мгле» в целом все в порядке, но фильм скорее можно отнести к мелодраме, нежели к полноценному ужастику. Что касается «Комнаты», то скорее эта роль идет плюсом в карму таланта. Кстати, героиня Куриленко поет ребенку колыбельную песню на русском языке.
Кто построил дом и создал механизм?
Первым делом хочется отметить сам дом, а конкретно тот самый механизм, который установлен в подвале и принятый героями за систему освещения. Отчего-то мне кажется, что освещение тут ни при чем. Скорее, это тот самый механизм, который и исполняет желания. (Отзыв я писала по ходу, потому это было предположение.)
Кто его построил? Уж явно не наши современники. Наши ученые и изобретатели явно до такого еще не додумались. Ну, как тут не вспомнишь альтернативную историю. Может этот дом, пример тех самых допотопных строений, оставшихся от прошлых цивилизаций? А машина эта такой себе материализатор тех, кто жил до нас.
Вначале я решила, что в основе механизма лежит возможность перемещения предметов, то есть, телепортация. Но потом отказалась от этой теории и оказалась права. Что ж, идея в любом варианте свеженькая. Такого еще точно не было, в основном только кровожадные шкатулки или Джинны. Уже за это фильму можно поставить жирный плюс.
Почему никто не подумал, как это работает?
Второе – меня утомили герои своими неиссякаемыми хотелками. Вообще, конечно, какой-то детский сад. Они так увлеклись своими заказами, что даже не подумали откуда все это берется. Хорошо, если просто материализуется из пространства. А если нет? Если после их заказов опустели стены музеев и магазинов? Как минимум это воровство. Нет, Кейт вроде бы на минутку задумалась, как это работает. Но Мэтт успокоил ее примерно следующими словами:
«Как работает компьютер, тоже не все знают, но это не мешает всем пользоваться им.»
На том и порешили. Но все, кто смотрит фильмы ужасов, знают, что желания просто так не исполняются. За все обязательно придется расплачиваться. Да всего за несколько запросов в фильме «Бойся своих желаний» героиня получила несколько трупов. А тут целый склад вещей, да еще и живое существо. Теперь ребенок. Откуда он, чей он, кто он? Может, демон какой? Ну что ж, смотрим дальше.
Это просто иллюзия, но она реальна…
Смешно, но люди, которые так давно мечтали о детях, совершенно к этому не готовы. Ну да, обычно на подготовку уходит месяцев 7-9, а тут ребенок свалился практически с неба. И что интересно, вместе с ним у Кейт появилось молоко в груди. Вот это уже действительно волшебство.
А Мэтт между тем все просматривает старые газеты об убийстве в их доме. Он даже находит убийцу, который почти три десятка лет сидел в психушке. И тот как-то очень хитро смотрит на Мэтта, словно понимает, во что тот вляпался. Но секрет открывать не торопится. Ну какие в психушке развлечения, а тут – такая интрига!
По дороге домой мужчина, наконец, выяснил интересную вещь. Все, полученное в комнате, лишь иллюзия. Владеть всем этим можно только в пределах дома. Стоит вынести за порог как деньги, картины и другие вещи превращаются в ничто. Так что, все это лишь способ поразвлечься, потешить свое эго. Встает вопрос: а что же теперь будет с ребенком.
Все вполне объяснимо…
А вот с ребенком произошел скорее обратный процесс. Шейн не исчез, он вырос. Точнее, живому существу просто нужно больше времени, что состариться и превратиться в прах. Кстати, может человек без имени это вот такой же ребенок прошлых хозяев? Что ж, посмотрим, насколько мое предположение окажется верным.
И да, бедное дите. Пацан теперь вынужден сидеть дома, ибо выходить ему на улицу нельзя. Почему? Мама утверждает, что он болен, а на улице микробы. Прям как в фильме «Элай». Ко всему прочему слегка подросший за несколько минут мальчик начинает демонстрировать своенравный характер.
И все бы ничего, вот только Шейн влюбился в собственную маму, как это нередко происходит с сыновьями, и решил остаться с ней навсегда. Но тут нет ничего удивительного. Если бы парнишка рос как положено и взрослел постепенно, то все могло бы быть по-другому. Возможно, Кейт поступила бы так, как ее предшественница. А так, имеем что имеем.
Они могли бы жить долго и счастливо…
Вообще-то, с такой комнатой можно прожить всю жизнь в свое удовольствие. Комната выдает все что нужно. Одежду, еду, инструменты и прочее. Не нужно зарабатывать деньги, ездить за продуктами и прочее. Да это мечта, а не жизнь. Если этого мало, вполне можно было заняться чем-то еще. Кто мешал выходить им из дома? А как же Шейн? А Шейн решил и эту проблему.
Если его родителям ума хватило только на деньги, драгоценности и другие предметы, то Шейн пошел дальше. Он заказал целый лес. То есть, комната может создавать материальную иллюзию чего угодно. Но самое главное – в этой иллюзии можно преспокойно жить без бед и забот.
Здесь есть легкое сходство с фильмом «Начало» в плане того, что в иллюзии можно построить свой собственный мир и прожить там долгую и счастливую жизнь. Интересно, могли бы обычные люди жить в иллюзии вечно? Тут не знаю. Но были бы родители поумнее или точнее будь у них больше времени, могли бы обеспечить своему сыну отличное будущее. Почти как в сказке, где все исполняется, стоит только пожелать.
Она так и не стала матерью…
А вот тут меня понесло. Может и наш мир так создан? Может весь фильм это такая аллюзия на человека и Бога? Бог создал в такой вот машине-материализаторе целую Вселенную. Для нас это абсолютная реальность, а со стороны Творца – всего лишь иллюзия, которую можно дополнять или менять на свое усмотрение. И согласно Ницше, слова которого приводит Джон:
«Человек может стать свободным, если убьет Бога.»
И Кейт это тоже поняла. Она даже попыталась покончить с собой, но не смогла. Почему? За какие-то пару недель или месяцев ее материнский инстинкт не был столь силен, чтобы идти ради ребенка на жертвы. По сути, Шейн был ей никто. Она его не зачинала, не рожала, даже не давала своего биологического материла. Но даже на уровне чувств он не стал ей настоящим сыном.
Продолжение снимут вряд ли…
Я пересмотрела немало ужасов, но такой фильм вижу впервые. Идея потрясающая, особенно то, что иллюзия оказалась умнее, чем ее создатели. Нет, Кейт и Мэтт, конечно, смогли все разрулить в свою пользу, но все же. Действия героев совершенно логичны и полностью адекватны ситуации, нужно лишь немного подумать.
Финал — настоящий шок. Кейт беременна. От кого? Ну явно не от мужа. И кого же она теперь родит? Обычного человека, мутанта, а может быть, Бога? Думаю, этого мы не узнаем, так же как и того, кто же все таки построил эту уникальную машину для материализации. Хотя это совершенно не важно. Такие фильмы, к сожалению, редко имеют продолжение.
Социальный подтекст
Может ли фильм идет другой подтекст, например, социальный? Вполне. Тогда речь идет о людях, прожигающих жизнь в постоянных разгулах. Обычно это богема, например, художники, как наш герой, или просто очень богатые люди. В конце концов, они пресыщаются жизнью и вдруг понимают, что помимо развлечений и денег, существует еще что-то более важное, например, дети.
Но своих детей завести они уже не могут, тогда получают их другим путем. Но вот что интересно, они совершенно не знают, что с ними делать — с этими детьми. Женщины вроде бы стараются стать хорошими материями, но у них это мало получается. Мужчины почти сразу отстраняются и уходят в себя, как это сделал Мэтт.
В итоге оказываются несчастны все. Более того, из детей вырастают настоящие монстры, которые способны на любые поступки. Вот такие вот примерно мысли вызвал у меня фильм. Напоследок еще один ролик с совершенно другим мнением. Я его не поддерживаю, но оно имеет место быть.
Кто отец будущего ребенка Кейт в триллере «Комната желаний»
Страна: Франция, Бельгия, Люксембург
Жанр: триллер, фантастика, драма
Год производства: 2018
Режиссёр: Кристиан Волькман
Актёры: Ольга Куриленко, Кевин Янссенс, Джошуа Уилсон, Джон Фландерс, Френсис Чепмен
«Комната желаний» (оригинальное название The Room) – великолепный триллер, в котором есть всё, от динамично развивающегося сюжета до непредсказуемого финала. При этом общая идея картины далеко не новая, но в этот раз режиссёру удалось продемонстрировать оригинальную концепцию. Однако сюжет и концовка фильма «Комната желаний» требуют отдельной трактовки, иначе режиссёрский замысел остаётся нераскрытым. Попробуем дать объяснение деталям и найти разгадку концовки этого по-настоящему интригующего триллера.
О чём фильм
Начнём нашу рецензию с описания фильма «Комната желаний». Завязка сюжета довольно тривиальная, и мало чем отличается от классических ужастиков. Влюблённая парочка Мэтт и Кейт переезжают в уединённое поместье. Это старый дом с высокими потолками. У Кейт есть проблема – она не может иметь детей, две предыдущие беременности закончились выкидышем. В новом доме пара планирует начать жизнь с чистого листа, даже не представляя, чем это закончится.
Во время ремонта Мэтт находит стальную дверь, которая запирается очень хитрым ключом. Ключик он находит среди старых вещей, и обнаруживает пустую комнатушку. В доме проблемы с электроэнергией, постоянно скачет напряжение. Вызванный электрик спускается в подвал, где обнаруживает очень странную систему электропроводки и загадочного вида механизм. Уезжая, мастер выражает удивление тем, что пара решила поселиться в этом доме, ведь предыдущие хозяева были убиты прямо в особняке.
Она действительно исполняет желания
Несмотря на то, что дом просто огромный, Мэтт решает уединиться в комнате, чтобы справится с бессонницей. От нечего делать он ищет информацию о случившемся в этих стенах преступлении, попивая прихваченную с собой бутылку виски. Ему удаётся узнать, что подозреваемый в убийстве жив и содержится в психиатрической клинике. За размышлениями бутылка подходит к концу, и мужчина машинально желает, чтобы появилась ещё одна. Его желание магическим образом исполняется: на полу оказывается полная бутылка виски.
Утром Кейт обнаруживает супруга в комнате, заваленной различными предметами искусства. Причём все старинные картины – подлинники. Мэтт рассказывает, что здесь исполняются любые желания, но жена ему не верит. Тогда он предлагает проверить. Кейт, смеясь, загадывает 10 000 долларов, мерцает свет, и Мэтт в куче вещей находит пачку банкнот.
Дальше в доме начинается настоящая вакханалия. Супруги заказывают миллион долларов, обсыпают друг друга жемчугом, радостно уписывают деликатесы и пьют дорогое шампанское. В течение нескольких дней парочка упивается своим могуществом, и понимает, что работать им больше не придётся. Утром Мэтт предлагает своей благоверной вновь попробовать завести ребёнка, но девушка боится, помня о том, сколько страданий ей принесли два предыдущих выкидыша.
За всё нужно платить
Само содержание фильма «Комната желаний» подталкивает Кейт к тому, что комната всесильна, и она решается пожелать ребёнка. В результате Мэтт обнаруживает в своей постели розовощёкого карапуза, с которым нянчится Кейт. Однако мужчина недоволен. Это чужой ребёнок, а ему хотелось своего. Он даже пытается пожелать в комнате, чтобы ребёнка больше не было, но малыш никуда не исчезает.
С этой минуты у пары начинается разлад. Кейт познаёт радости неожиданно свалившегося на неё материнства, а Мэтт пытается разобраться в убийстве. Он отправляется в психиатрическую клинику, где беседует с Джоном До, который совершил то самое преступление. На обратном пути Мэтт выясняет, что прихваченные из дома деньги, созданные комнатой, превращаются в пыль.
Поражённый своим открытием, он приезжает домой и снимает со стены одну из картин. Положив шедевр на крыльцо, он обнаруживает, что часть полотна, оказавшаяся вне дома, стареет на его глазах, и рассыпается прахом. Кейт собирается погулять с малышом, но Мэтт не предупреждает ее о своём открытии. На улице ребёнку становится плохо, мужчина затаскивает его в дом, и пара с удивлением замечает, что малыш повзрослел сразу на несколько лет.
От Джона До Мэтт узнаёт главный секрет «Комнаты желаний». Ничто, созданное в этой комнате, не может существовать вне дома. Единственное исключение из этого правила – должен умереть создатель предмета (убей Бога и станешь свободным).
Как разрубить Гордиев узел
По смыслу фильма, между супругами отсутствуют всякие отношения. Кейт занимается с ребёнком, убедив Шейна в том, что он серьёзно болен, и ему нельзя покидать дом. При этом свежеиспечённая мама явно не справляется со своими обязанностями. Она срывается на непослушного ребёнка по любому поводу, хотя и раскаивается в порывах гнева. Мэтт пытается разобраться в секретах монструозного дома, чертит схемы, тренируется в стрельбе и полностью игнорирует появившегося в доме ребёнка.
Когда Кейт возвращается домой, между парой происходит бурное примирение, за которым внимательно подсматривает Шейн. Ночью мальчик покидает дом, и возвращается уже 18-летним. Родители обнаруживают его в комнате, с пистолетом. Между Мэттом и Шейном завязывается драка, в результате которой Кейт ударяется головой и теряет сознание.
Пришедший в себя настоящий Мэтт спасает свою жену, после чего пара обманом заставляет Шейна выскочить из дома на улицу, закрыв за ним дверь. Здесь парень быстро превращается в дряхлого старика и умирает. В концовке фильма Кейт делает тест, и узнаёт, что она беременна. В её глазах читается ужас. Титры, финал.
Объяснение концовки
Зрителей, которые пытаются разгадать смысл концовки фильма «Комната желаний» однозначно волнует вопрос: от кого беременна Кейт? Попробуем на него ответить, исходя из трактовки фильма, предложенной режиссёром.
Учитывая страх в глазах Кейт, можно предположить, что отцом стал Шейн. По крайней мере, так думает она сама. Однако вопрос в том, способны ли живые организмы, созданные в комнате, воспроизводить на свет себе подобных. Скорее всего, нет. По смыслу фильма «Комната желаний», Шейн – лишь вещь, пусть и способная говорить и мыслить. Полноценным человеком он сможет стать лишь после того, как умрёт Кейт, которая, собственно, его и создала. При этом Кейт и Мэтт сами готовы к появлению ребёнка. Им пришлось пройти через многое, чтобы стать полноценными родителями.
Поэтому объяснение концовки может быть следующим – это ребёнок Мэтта. Это вполне разумное объяснение, но истинное положение дел Кейт узнает лишь после рождения малыша. К сожалению, мы этого не узнаем. В этом плане финал фильма остаётся открытым. Однако можно точно сказать, что прерывать беременность Кейт не будет, независимо от отцовства малыша.
Смысл фильма
Разбор триллера не будет полным без объяснения скрытого смысла «Комнаты желаний». Примечательно, но двойного дна в этом триллере нет. Общий смысл сводится к тому, что даже желать нужно осторожно. Что не хватало нашим героям?
Ведь благодаря комнате, у Кейта и Мэтт было всё, чтобы ни в чём не нуждаться. Однако Кейт пошла против природы. Она решила стать Богом, и создала себе подобное человеческое существо. Несмотря на то, что она могла попытаться забеременеть естественным путём, она решила сократить путь, получив сразу готового ребёнка.
По фильму хорошо прослеживается, что когда малыш подрос и оказался на улице, радость от внезапного материнства улетучилась. Кейт стала раздражительной и нервной, её брак практически разрушен. Хоть она живёт с Мэттом под одной крышей, они ведут себя, как чужие люди.
Поэтому герои фильма оказываются пленниками замкнутого круга. Они не могут избавиться от ребёнка, ведь это фактически будет убийством. Также они больше не могут находиться в одних стенах с Шейном, который становится неуправляемым, и при этом Мэтт и Кейт не являются его родителями. Здесь можно предположить, что рано или поздно смышлёный мальчуган поймёт, как обрести свободу и покинуть дом. Для этого нужно лишь избавиться от Кейт. Однако в этом нет ничего страшного, ведь в комнате можно создать точно такую же девушку и жить с ней.
Фильм «Комната желаний» вполне можно назвать притчей о человеческой жадности и глупости. Смысл фильма в том, что заветных желаний у людей много, но никто не задумывается о том, что за это придётся чем-то заплатить. В случае с героями триллера, за осуществление любого желания они заплатили свободой. Имея всё, они стали заложниками дома и едва не разрушили собственную жизнь.
Самоуничтожился
1) эта новость прошлой недели
2) есть опасения, что будучи достаточно заразным, дельта версия не давала активно расплодиться другим более опасным версиям. Так что, возможно, Япония просто перешла на новый уровень сложности.
Несите новый вирус! Этот сломался.
При попадании в организм тру нипонца делает харакири
им там привет передаёт
Утром читал что они закрыли границы, так что где пруфы?
На naked-science был разбор этого заявления. Вывод примерно такой: резкое снижение смертности явл. следствием проводимых властями мероприятий и высокого процента вакцинации, т.к. вирус в принципе не может самоликвидироваться: мутации предполагают выборку наиболее полезных для выживания свойств
Новости от ИА Панорама??
Говорят, что в Японии «Дельта» всё.
Полез я в Гугл с вопросом, почему до сих пор нет вакцины от Дельта-штамма, а наткнулся на это.
В Японии пытаются объяснить неожиданное исчезновение дельта-штамма. Возможно он самоуничтожился
Япония вновь удивила ученых. Пятая и самая сильная волна пандемии в Стране восходящего солнца в самый разгар роста числа новых заражений внезапно остановилась. Сейчас ученые пытаются понять, чем Япония отличается от остальных развитых стран, где стремительно растет число заражений коронавирусом.
Генетики не исключают, что на Японских островах имело место самоуничтожение штамма «Дельта», самой опасной и агрессивной разновидности Covid-19. Еще каких-то три месяца назад каждый день заражались в среднем рекордные 26 тыс. японцев, сейчас же число новых заражений опустилось ниже 200. При этом 7 ноября впервые почти за 15 месяцев в стране не было зафиксировано ни одного летального случая, связанного с коронавирусом.
Ученые приводят целый ряд возможных причин такой приятной аномалии. В том числе и один из наиболее высоких уровней вакцинации среди развитых стран – в Японии по состоянию на среду, 17 ноября, полностью привито 75,7% населения. Называют в качестве причин исчезновения Дельты также неукоснительное соблюдение японцами мер социального дистанцирования и ношение защитных масок.
Однако главная причина, пишет Japan Times, может быть связана с генетическими изменениями, которые происходят с самим вирусом при воспроизводстве со скоростью, приблизительно, две мутации в месяц. Профессор Национального института генетики Итуро Инуэ предложил революционную теорию, согласно которой штамм «Дельта» в Японии претерпел слишком много мутаций в белке nsp14, который отвечает за исправление ошибок. В результате борьба вируса за исправление ошибок привела к его самоуничтожению.
Исследования показывают, что в Азии значительно больше, чем в Европе и Африке, людей с защитным ферментом APOBEC3A, который нападает на РНК-вирусы, включая SARS-CoV-2, тот самый вирус, который вызывает Covid-19. Сейчас ученые из Национального института генетики пытаются понять, как APOBEC3A действует на белок nsp14 и может ли он подавлять активность коронавируса.
Японские ученые проанализировали генетические данные штаммов «Альфа» и «Бетта» из заражений, произошедших в Японии в июне-октябре. Затем они представили отношения в последовательностях ДНК вируса SARS-CoV-2. Оказалось, что в целом, чем больше гаплотиповая сеть, тем больше в ней положительных случаев.
Сеть штамма «Альфа», который доминировал в четвертой волне пандемии, охватившей Японию в марте-июне, имел пять основных групп со множеством мутаций, что подтверждало высокий уровень генетического разнообразия. Ученые предположили, что штамм «Дельта», который, как утверждают американские врачи, более чем вдвое заразен по сравнению с предыдущими вариантами коронавируса и который вызывает тяжелое протекание болезни в непривитых людях, имеет и значительно более высокое генетическое разнообразие.
Однако выяснилось, что в гаплотической сети имелись лишь две главные группы и что мутация внезапно остановилась в самый разгар эволюционного процесса развития. Когда японские ученые начали изучать белок nsp14, отвечающий за исправление ошибок, они с изумлением обнаружили, что подавляющее большинство образцов nsp14 на островах претерпели генетические изменения на мутационных участках A394V.
По мнению профессора Инуэ, мутаций оказалось так много, что штамм «Дельта» в Японии мог превратиться в дефектный вирус, потерял способность размножаться и в какой-то момент запустил механизм самоуничтожения.
Теперь необходимо выяснить, почему в Японии произошел процесс самоуничтожения, а Южная Корея, скажем, или западные страны сейчас ставят один антирекорд по числу заражений за другим?
Такеши Урано, профессор университета Симанэ, соглашается с тем, что у поврежденного белка nsp14 резко снижается способность к воспроизводству и что этот феномен может играть важную роль во внезапной остановке очередной волны пандемии в Стране восходящего солнца. Химическое вещество, способное контролировать этот белок, может потенциально стать мощным средством в борьбе с распространением коронавируса. Ученые уже ищут это химическое вещество.
В Японии уже к концу августа практически полностью исчезли штаммы «Альфа» и другие разновидности коронавируса. Однако в других странах, включая Индию и Индонезию, штамм «Альфа» остался наряду со штаммом «Дельта».
Профессор Инуэ не видит в соотечественниках никакой исключительности. Он считает, что такие же случаи самоуничтожения возможны и в других странах и регионах, когда nsp14 там достигнет такого же количества мутаций, как в Японии. Схожие мутации на участке А394V обнаружены как минимум в 24 странах.
Теория Итуро Инуэ может объяснить и внезапное исчезновение атипичной пневмонии (тяжелого острого респираторного синдрома SARS) в 2003 году. Эксперименты показывают, что и в случае с SARS тоже имело место внезапная потеря белком nsp14 способности к воспроизводству.
Ответить положительно на вопрос, может ли Covid-19 исчезнуть так же внезапно, как SARS, по мнению профессора Инуэ, теоретически можно, но пока делать это слишком рано. Пика пятая волна пандемии в Японии достигла в середине августа, после чего количество новых заражений начало неуклонно снижаться. К середине сентября заражений было уже меньше 5 тыс. в день, а в конце октября оно упало ниже 200. Однако, уверен Итуро Инуэ, это не значит, что в Японии не может быть новой волны пандемии. Дело в том, что раньше Дельта захватил острова и не пускал на них другие штаммы. Сейчас же, когда этой защиты нет, Япония вновь открыта перед другими разновидностями коронавируса. По крайней мере, одна вакцина защитить страну не в силах. Поэтому сейчас особую важность в Японии приобретает иммунный контроль на границах, который может помочь защитить ее от завезенных из-за границы коронавирусов.