все что нужно знать стюардессе
Как стать стюардессой и сколько можно заработать?
Профессия бортпроводницы — это красивая форменная одежда, новые знакомства и возможность путешествовать круглый год. Многие девушки с самого детства мечтают о том, чтобы работать стюардессой. Но, к сожалению, эта профессия не так проста, как кажется.
Что нужно, чтобы стать стюардессой
Основная задача бортпроводниц заключается в том, чтобы обеспечивать безопасность на борту. Поэтому авиакомпании предъявляют повышенные требования к сотрудникам в плане подготовки, здоровья и личных качеств.
Образование
Стюардесса должна иметь среднее или высшее образование. Что касается специальных знаний, то их можно получить в авиакомпании или частной школе бортпроводников. Для работы на международных рейсах потребуется безупречное знание английского.
Обучение проходит в несколько этапов:
На курсах проводится аварийно-спасательная подготовка, отработка нештатных ситуаций, взлёта и посадки. Для этого используются тренажёры воздушных судов, которые в точности воспроизводят ощущения на борту. Также ученики получают знания в области медицины, психологии, истории, международного права и других дисциплин.
Личные качества и здоровье
Девушка, желающая стать стюардессой, не должна быть старше 30 лет (некоторое авиакомпании устанавливают верхнюю планку в 26 лет) и иметь презентабельную внешность. Предпочтение отдают соискателям среднего роста — от 160 до 175 см.
Девушки ростом ниже не дотянутся до верхних полок, а высоким будет некомфортно в салоне самолёта.
Обязательным условием является отсутствие избыточного веса (до 46–48 размера одежды), крупных родинок, пирсинга и татуировок на видных местах.
Необходимые личные качества:
Требования к здоровью ещё жёстче. Чтобы стать бортпроводницей, нужно пройти ВЛЭК — лётно-экспертную комиссию. Сделать это можно при наличии отличного здоровья. К обязательным условиям относят отсутствие аэрофобии, психических и нервных болезней, внутренних заболеваний.
Где обучают профессии стюардессы
Обучение бортпроводников проводится в специальных школах либо на курсах самих авиакомпаний. Лучше выбирать последний вариант: это гарантирует трудоустройство и бесплатное обучение. Единственный недостаток — заключение контракта, согласно которому стюардесса обязуется отработать в данной компании не менее 2–3 лет.
Школы бортпроводников есть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске и Краснодаре. Обучение длится 2,5 месяца, а стоимость курса вместе с практикой составляет 65 тыс. рублей.
После обучения начинаются стажёрские полёты общей продолжительностью около 30 часов. На протяжении этого времени будущая стюардесса отрабатывает полученные знания на практике, изучает нюансы профессии, наблюдает за более опытными коллегами.
За новичками пристально следят, им задают вопросы и ставят оценки после каждого рейса. Бояться этого не стоит. Чем более насыщенно пройдёт стажировка, тем проще будет работать в дальнейшем. Во время первых полётов нужно активно включаться в процесс, задавать интересующие вопросы наставникам, выполнять задания действующих бортпроводников.
За стажировкой следует строгая комиссия для допуска к полётам. Чтобы пройти её, нужно хорошо зарекомендовать себя в период обучения и овладеть всей необходимой информацией.
Сколько зарабатывают бортпроводницы
Заработная плата бортпроводницы зависит от количества отработанных часов. Большинство бортпроводниц получают от 20 до 100 тыс. руб. Размер ежемесячных отчислений за труд зависит и от следующих показателей:
Также здесь стоит учесть, в каком классе работает сотрудник, ведь традиционно обслуживание салонов бизнес-класса престижнее и оплачивается дороже экономичных перелётов.
Средняя зарплата бортпроводника «Аэрофлота» начинается с 40–55 тыс. рублей. Причём это минимальная планка для начинающих. Опытные стюардессы, имеющие за плечами огромное количество часов, проведённых в воздухе, получают за свой труд от 1,5 и до 1,8 тыс. долларов.
Плюсы и минусы работы стюардессой
Преимущества работы бортпроводницей:
Но есть и свои недостатки в этой профессии:
Романтизировать профессию стюардессы не стоит, так как в ней много своих подводных камней. Чтобы быть стюардессой и развиваться на этом поприще, нужно по-настоящему любить своё дело.
20 правил, которым следуют бортпроводники
Каких правил должны придерживаться стюардессы и стюарды.
Как правило, главная мечта любого бортпроводника в рейсе – побыстрее добраться до гостиничного номера и хорошо выспаться. Несмотря на тяжелую работу бортпроводников, от соискателей вакансии нет отбоя. Во многих авиакомпаниях, чтобы устроиться на работу, необходимо пройти довольно жесткий отбор, а также соответствовать весьма строгим требованиям.
Но даже тем, кто устроился бортпроводником, многие компании могут навязывать дополнительные условия, которые регламентируют поведение стюардесс и стюардов как в самолете, так и вне его, что может вывести из себя любого. Именно поэтому не каждый сможет выдержать строгие правила авиакомпаний. Мы собрали для вас примеры строгих правил, которым должны следовать бортпроводники, если они хотят сохранить свою работу.
1. Должны быть незамужними
Большинство авиакомпаний в настоящее время отказались от своего архаичного правила, согласно которому стюардессы должны быть не замужем, а женатым бортпроводникам большинство авиакомпаний разрешают носить обручальные кольца во время работы.
Однако авиакомпания Gulf Air, базирующаяся на Ближнем Востоке, по-прежнему настаивает на том, что их бортпроводники должны быть не женаты, когда они начинают работать бортпроводниками. Также они должны спросить разрешения компании, прежде чем вступить в брак!
2. Стюардессы и стюарды не должны иметь маленький рост
3. Бортпроводник не может быть слишком высоким
Вы также вряд ли сможете работать бортпроводником, если вы слишком высокий. И это очевидно, когда речь об ограниченном пространстве самолетов. Особенно в самолетах небольших размеров. Требования к ограничению роста могут варьироваться от авиакомпании к авиакомпании. Например, в Аэрофлоте, согласно изданию Dp.Ru, необходимо, чтобы рост женщин составлял не менее 160 см и не более 175 см. Для мужчин требования несколько иные: рост 170-185 см. Так что, как видите, многим мужчинам ростом выше 185 см устроиться в Аэрофлот в качестве стюарда не получится.
4. Лишние килограммы запрещены
Помимо ограничений по росту бортпроводников, также существуют строгие требования к их весу, опять же, из соображений безопасности, а не из-за какого-то ненавистничества к людям, имеющим лишний вес.
Например, в Аэрофлоте женщины должны иметь размер одежды от 42 по 48. Индекс массы тела должен составлять от 16 до 25. Для мужчин размер одежды должен быть от 46 по 54 размер, а индекс массы тела – от 16 до 25. Источник
Если уже работающий бортпроводник начинает прибавлять в весе, его не уволят сразу. Он может продолжать работать, пытаясь сбросить лишние килограммы.
5. Макияж для стюардесс является обязательным, но не во всех авиакомпаниях
Времена изменились с тех пор, как стюардессы воспринимались как ничто иное, как гламурные девушки на борту самолета. Однако до сих пор многие авиакомпании требуют от стюардесс выходить на рейс в макияже. Но это правило есть не во всех компаниях.
Так, недавно Virgin Airlines отменила правила для стюардесс, которых обязывали использовать макияж. Теперь девушки могут это делать по желанию. В Аэрофлоте официально не требуют от стюардесс обязательного макияжа. Но, согласно сообщениям тех, кто там работал или работает, стюардессы обязаны иметь хороший внешний вид: выглаженная одежда, должны быть накрашены, с маникюром. Источник.
6. Некоторые авиакомпании установили правила для макияжа
Другие авиакомпании могут по-прежнему считать макияж неотъемлемой частью эффективной работы стюардессы, но они не хотят, чтобы их стюардессы использовали смелые цвета или стили, такие как тяжелая подводка для глаз или губная помада, которая конфликтует с их униформой.
Некоторые авиакомпании требуют от стюардесс на дальних рейсах подправлять свою косметику. Причем так, чтобы этого не видели пассажиры. Источник
7. Разрешено носить только одну пару сережек
Как и в случае с татуировками, авиалинии имеют строгие правила в отношении пирсинга, разрешенного для их сотрудников. Во время работы стюардессам разрешается носить только одну осторожную пару сережек в ушах. Частично это связано с тем, что стюардессы должны выглядеть презентабельно и строго. Но также это требование связано с безопасностью. Например, большие серьги могут представлять угрозу безопасности в случае чрезвычайной ситуации на борту. В Аэрофлоте, как рассказала бортпроводница, также есть ограничения к украшениям: никаких больших сережек, бриллиантов, пафосных часов и прочего.
8. Бортпроводник должен быть не младше 18 лет
Стать стюардессой или стюардом – работа мечты для многих молодых людей, которые хотят путешествовать по миру, получая при этом деньги. Но для этого нужно, чтобы исполнилось как минимум 18 лет. У некоторых компаний правила набора бортпроводников еще строже: для того чтобы устроиться на работу стюардессой или стюардом, нужно, чтобы исполнился 21 год. Но есть более строгие требования. Например, американская авиакомпания Delta Air Lines берет на работу девушек, которым исполнилось 25 лет, с ростом не менее 165 см и весом не более 65 килограммов.
9. Бортпроводники не должны отращивать бороду
Мужчины все чаще присоединяются к стюардессам. Стюарды также должны соблюдать правила, касающиеся их внешнего вида. Во многих компаниях лояльно относятся к волосам на лице. Тем не менее в большинстве случаев слишком длинные волосы и борода запрещены. Но даже небольшая борода должна быть аккуратно пострижена.
Однако, например, в Аэрофлоте, согласно изданию inde.io, вы не встретите бородатых стюардов. По словам сотрудника Аэрофлота, это связано с техникой безопасности. Дело в том, что в случае возникновения пожара на борту бортпроводники обязаны надеть специальные маски, которые должны плотно прилегать к голове. При наличии бороды маска не будет плотно прилегать к голове.
10. Бортпроводники должны уметь плавать
Экипаж самолета, в том числе и бортпроводники, должны уметь плавать. Этот навык обычно проверяют во время их обучения, когда будущие стюардессы и стюарды проходят подготовку к будущей работе в специальном обучающем центре авиакомпании.
Этот навык крайне важен в случае, если самолет экстренно приземлится на воду. Умение плавать необходимо не только для их собственной безопасности, но также для того, чтобы спасти пассажиров, которые, например, не могут добраться до надувного плота самостоятельно. Например, стюардессы должны уметь проплыть без остановки как минимум 25 метров.
11. На теле не должно быть видимых татуировок
Татуировки стали намного более социально приемлемыми в последние годы, и многие молодые люди решили украсить себя в очень заметных областях тела.
12. Не разрешено брать чаевые
Это не жесткое и обязательное правило для бортпроводников, которое действует во всех авиакомпаниях. Тем не менее многие компании прямо не разрешают принимать чаевые. Да, некоторые авиакомпании допускают чаевые, но большинство относятся к чаевым негативно.
Если вы хотите выразить свою признательность бортпроводникам на вашем рейсе, то лучшее, что вы можете сделать, – это относиться к ним с уважением и всегда их благодарить за то, что они делают на борту самолета.
13. Прическа стюардесс и стюардов должна быть аккуратной
Особенно это касается женщин-бортпроводников. Большинство авиакомпаний требует от своих бортпроводников опрятный внешний вид: аккуратная прическа, стараться собирать волосы и т. д.
14. Бортпроводникам не разрешается использовать все медикаменты в аптечке
Пассажиры обычно спокойны на борту, считая, что в случае недомогания бортпроводники помогут, воспользовавшись обширной аптечкой, которая есть в каждом самолете. Но знаете ли вы, что на самом деле бортпроводникам, как правило, не разрешено использовать все препараты, которые лежат в аптечке?
На самом деле, чтобы воспользоваться большинством препаратов в аптечке, бортпроводникам приходится ждать врача или квалифицированного медицинского работника. Вот почему когда на борту кому-то становится плохо, бортпроводники обычно ходят по самолету и ищут врача.
15. Они должны быть некурящими
Курение запрещено на самолетах в течение многих лет, но некоторые авиакомпании запрещают своим бортпроводникам курить, даже когда они высаживаются. Некоторые авиакомпании просто не разрешают своим сотрудникам курить в форме бортпроводника даже за пределами самолета. А авиакомпания Qatar Airlines пошла еще дальше, запретив членам их экипажей курить вообще и даже иметь сигареты в доме.
16. Бортпроводники должны быть в состоянии оставаться на ногах в течение длительного времени
Одна из причин, по которой авиакомпании имеют ограничения по весу для своего бортпроводника, заключается в том, что бортпроводники также должны быть в хорошей физической форме для выполнения этой работы. Помимо того, что они могут часами стоять на ногах в дальнем рейсе, они также должны быть достаточно приспособлены, чтобы справляться с любыми аварийными инцидентами.
17. Должны быть в состоянии поднять тяжелый багаж
Некоторые пассажиры считают, что бортпроводники должны помогать им поднять свой багаж на полку. Но на самом деле в большинстве авиакомпаний такой обязанности у бортпроводников нет. Тем не менее они должны иметь возможность поднимать тяжелые грузы, так как это является частью их обязанностей по безопасности на борту.
18. На лице не должно быть прыщей и сильных пятен
Макияж – не единственное, что авиакомпании пытаются контролировать, когда дело доходит до их бортпроводников. Они также настаивают на том, что они хорошо заботились о своей коже. Некоторые авиакомпании заходят очень далеко, рекомендуя даже конкретные продукты по уходу за лицом.
Любой, у кого есть прыщи или пятна на коже, вряд ли получит работу своей мечты в качестве бортпроводника, даже если он сможет скрыть изъяны с помощью макияжа. Да, эти строгие требования не во всех авиакомпаниях. Но когда речь идет о самых крупных и дорогих компаниях в мире, то требования к бортпроводникам у них, как правило, одни из самых строгих в мире.
19. Запрещено красить волосы неестественными цветами
Стюардессам разрешается красить волосы, если они придерживаются естественных цветов и следят за тем, чтобы их корни никогда не начинали проявляться. Окрашивать волосы в «неестественные» цвета, такие как розовый, фиолетовый или зеленый, – это определенно не приемлют многие авиакомпании. Так что, если вы хотите получить работу в самолете, вы должны забыть о ярких образах.
20. Запрещено употреблять алкоголь в униформе бортпроводника
Авиакомпании имеют строгие правила употребления алкоголя как для бортпроводников, так и для пассажиров. Путешественникам, которые, часто злоупотребляя алкоголем на борту, нарушают общественный порядок в самолете и правила перелета, может быть в последующем отказано в посадке на борт. Также вас могут не пустить в самолет, если вы находитесь в сильном алкогольном опьянении.
Естественно, стюардессам и стюардам также запрещено не только употреблять алкоголь во время рейса, но и делать это перед полетом. И это логично. Но знаете ли вы, что большинство авиакомпаний также запрещает появляться в униформе бортпроводника в барах, а также употреблять на людях алкоголь, находясь в служебной форме? То есть даже в выходной день бортпроводнику запрещено употреблять алкоголь в служебной форме.
Кого берут в стюардессы, или красота на высоте. Личный опыт
Должны ли бортпроводницы выглядеть как модели? Что требуется, чтобы получить работу в крутой авиакомпании? Рассказывает наша читательница Саша Буркова, она же Cаша-стюардесса.
Когда мы собирали материал на тему «фейсконтроль в разных профессиях», наша читательница Саша-стюардесса прислала нам такой развернутый ответ, что мы решили, он заслуживает самостоятельного поста. Публикуем его с небольшими сокращениями и микроскопической редактурой — и в очередной раз гордимся своими читателями.
Привет, меня зовут Саша, и я на самом деле стюардесса. В течение двух с половиной лет я работала бортпроводником в арабской пятизвездочной авиакомпании Qatar Airways. Требования ко внешнему виду, когда я устраивалась, были довольно простыми: приятная внешность и вес, пропорциональный росту (просто нормальный ИМТ, коллеги у меня были самого разного телосложения). Плюс — способность дотянуться до отметки 212 см без обуви. (Вот это мне с ростом 158 далось тяжело, но после серии тренировок, растяжки и йоги я все-таки дотянулась:) Потом, когда я уже летала, для новичков добавили еще одно требование — рост от 160. Думаю, это связано исключительно с эстетикой, а не с безопасностью: если человек с 158 см может дотянуться до 212 см, то он дотянется и до аварийно-спасательного оборудования. Я летала на больших самолетах (777, 330, 340, 350), и проблем не было. Видела даже коллег ниже (и худее :)) меня.
Многие считают, что в стюардессы берут только моделей, которые достойны того, чтобы сниматься в бьюти-рекламе. Это не так. Берут и тех, у кого неровные зубы (разве что капы-ретейнеры и брекеты запрещены), и тех, у кого, как у меня, неидеальная кожа, и полноватых, и тех, у кого родинки. Но есть общее правило — чтобы внешность была приятная, не отталкивающая. Можно долго дискутировать, что означает это расплывчатое понятие, но, в принципе, все мы подсознательно понимаем, что это такое.
Но потом Qatar Airways очень строго следит за стилем и имиджем стюардесс. В один из самых первых дней тренинга, когда нам еще даже не выдали форму и все были одеты просто в белые блузки и черные юбки, пришел специалист из Grooming Department, прочел нам большую лекцию, как мы должны выглядеть, и провел первую проверку груминга (как сказать па-рюсськи grooming check?:). Эти груминг-чеки потом станут ежедневными абсолютно для всех, и парней, и девушек, перед каждым рейсом. Да, перед абсолютно каждым. Груминг-стандарт распространяется на все: макияж, цвет волос, длину и прическу, на контактные линзы и очки, часы, колготки, нижнее белье, маникюр, парфюм.
Так что лучше — в подробностях о каждой категории.
Челки, юбки и очки
Например, есть два варианта прически: волосы либо уложены в пучок, на который обязательно надета невидимая сеточка-паутинка и резинка-скранчи, либо во французскую ракушку. Baby hair быть не должно, с этим строго, торчащие волоски убираем гелем или лаком для волос. Челка допускается, но — строго ровная, длиной до бровей. Волосы средней длины должны быть убраны в хвост, и хвост не может быть длиннее 15 см (или убирайте в пучок). Короткие стрижки разрешены, но тоже только ровные, никакой асиметрии, минимальная длина — по ворот пиджака формы. Строго запрещено мелирование, балаяж/шатуш, неестественные оттенки, седина. А также рыжий цвет, так как он не сочетается с цветом формы. Знаю случай, когда рыжую от природы девушку заставили перекраситься в шатенку.
Юбка и брюки, даже те, которые вы носите во время тренингов, не должны быть в обтяжку. Считается, что это непрофессионально. Они должны сидеть свободно — так, чтобы на бедрах с каждой стороны можно было ухватить по 1-1,5 см ткани. Длина юбки — на 2 пальца ниже колена. С формой — то же самое. Да, все это проверяется. Ношение бюстгальтера и маечки на бретельках под блузку обязательно. Тату запрещены вообще, даже на местах, которые скрыты формой.
Более того. Даже когда сотрудники Qatar Airways летают пассажирами, по скидочным билетам от компании, у нас дресс-код — business attire. И нам, и сотрудникам других авиакомпаний, которые летают нашими авиалиниями по ID-билетам, запрещены джинсы, кроссовки, толстовки, босоножки, короткие юбки, просвечивающая одежда, шляпы, спортивный стиль. Разрешены абайи (арабское женское платье с длинным рукавом), футболки, брюки, строгие блузки, пиджаки, длинные юбки и платья, балетки и лоферы.
Для кабинного экипажа вообще выпущен огромный мануал, где все стандарты четко прописаны, рассказаны даже правила гигиены и здорового образа жизни. Это мануал времен царя Гороха, но в общем и целом дает представление. Сейчас, в карантин, регламентировали даже цвет масок — только голубой.
Украшения тоже подвергнуты «цензуре»:) Не разрешены кольца с камнями и ношение больше одного кольца на каждой руке. Это одна из причин, почему я выбрала обручальное кольцо просто из золота, безо всяких украшений. Браслеты, цепочки запрещены. Серьги могут быть либо гвоздиками из золота, либо белыми жемчужинками. Ношение часов обязательно, и на них тоже есть стандарт.
Можно носить очки для зрения, но цвет оправы должен быть только черным, коричневым, золотым или серебряным, а форма — консервативная. Очки формы сat eye не разрешены, как и цветные дужки, камни и видимые логотипы. На очки нужно получать специальное разрешение в груминг-департаменте и показывать его перед каждым рейсом.
За очки, которые на этом фото, мне пришлось повоевать — мне упорно говорили, что они cat eye, но я таки добилась разрешения.
На том же фото на мне — бессмертная классика: тон Estee Lauder Double Wear Nude, румяна Nars Orgasm, карандаш для глаз Urban Decay 24h, тушь Sensai Kanebo, помада Physician’s Formula в оттенке Fight Free Red-icals (спасибо огромное Юле за наводку!:) + прозрачная пудра Make Up For Ever, жидкий хайлайтер Lumene и гель для бровей Anastasia Beverly Hills.
Тон, помада и глиттеры (на самом деле нет)
Макияж, конечно, тоже цензурируется. Обязательно носить тональный крем (плотный, груминг рекомендует использовать Estee Lauder Double Wear, для полетов и длительных смен это действительно просто находка!). ВВ-кремы запрещены, хотя девушки с хорошей кожей ими все равно пользуются:) Румяна, тушь, помада и лак для ногтей — must. Недавно в список почему-то добавили праймер для лица. Это называется minimum makeup, однако яркий макияж приветствуется, считается, что это красиво выглядит в тусклом цвете самолета.
Тушь разрешена только черная, накладные и нарощенные ресницы запрещены. Подводка — черная, коричневая или серая. Тени — оттенков бургунди, тауп, коричневого, пастельного розового, серого. Не разрешены глиттеры (но шиммеры разных цветов можно, я носила, это смотрится красиво с формой, замечаний мне не делали). Не разрешены смоки айз. Помада — любых плотных ярких ягодных оттенков, кроме оранжевых и фиолетовых.
Лак для ногтей — прозрачный, в тон помады, нюд или френч без дизайна. Запрещен матовый лак и отсутствие любого лака.
В общем, приветствуется макияж в арабской эстетике — плотный, яркий, броский. Такой макияж, помимо всего, помогает выглядеть хорошо даже после длинного рейса. Например, на той же фотке я — сразу же после 16-часового перелета в Даллас. Мне кажется, что после такой смены я выгляжу вполне неплохо (в противовес своему физическому выжатолимонному состоянию:) Вообще, благодаря мейку я могу ползти на бровях от усталости, но внешне все равно выглядеть так, что пассажиры и не догадаются:)
Как это все проверяют?
Как я уже упоминала, перед каждым рейсом или днем тренинга нас проверяет специалист из груминг-департамента. Сначала нужно повернуться перед ней, будучи полностью по форме, показать руки, потом снять шапочку и пиджак, снова повернуться и показать руки. Комментарии могут быть разные: почистить обувь, отутюжить юбку, убрать baby hair, сменить помаду, нанести больше румян или тона, пришить пуговицу к пиджаку.
Это то, что легко устранимо на месте.
Но некоторые недочеты, вроде как несерьезные, на месте не устранить: например, трудно за 3 минуты покрасить отросшие корни или подстричь челку. В таком случае груминг-специалист запишет staff number провинившегося и проверит перед следующим рейсом, исправлены ли огрехи.
А есть вещи, за которые вообще снимают с рейса: например, слишком тесная форма, ожоги, простуда на губах, печальное состояние кожи лица, отсутствие какого-то элемента формы. В таком случае бортпроводник получает в свое расписание код GRM — grooming — и не может летать, пока не залечит все свои «несовершенства» и не получит одобрение от команды стиля и имиджа. Я дважды сидела на груминге за солнечный ожог, и один раз меня сняли с рейса из-за разыгравшегося акне. Было очень обидно, поскольку рейс был важный. Но груминг-офицер даже не поняла, чего я так расстроилась — по ее словам, это нормально, акне может случиться у каждого, мы все люди.
На особые вылеты проверки груминга бывают совсем строгими. Например, когда был промо-ивент на Чемпионате мира по футболу в Москве, проверка каждого человека заняла 10 минут вместо привычных 10-15 секунд. И внимание к деталям было высочайшим.
Фото лучшего качества у меня, к сожалению, нет, поскольку фотографии нам не отдали, эту я достала из официального инстаграма Qatar Airways. На фото — я.
Минутка философии
Человеку со стороны, который не работал в такой крупной компании, подобный стандарт может показаться диким. Однако к нему быстро привыкаешь. Первые несколько дней тренинга впитываешь правила, а потом автоматически им следуешь. Все эти правила призваны создать профессиональный образ бортпроводника пятизвездочной авиакомпании, и, в конце концов, такой макияж украшает абсолютно всех.
Когда собираешься на работу, не приходится думать, что надеть и как накраситься — все уже решено за меня. И тем не менее у нас была некоторая свобода в выборе макияжа: можно менять цвет румян, помады и теней, а также маникюр. Даже таким ограниченным набором можно создать миллион самых разных макияжей, поверьте!
А форму я вообще обожаю, считаю ее очень красивой. Это была моя униформа супермена — в ней я как будто становилась другим человеком и приобретала сверхспособности. Я носила ее с гордостью. Форма была символом моей принадлежности к авиации и небу (вот так пафосно, да).
Думаете, проверки груминга унизительны? Абсолютно нет. Во-первых, это часть работы. Во-вторых, груминг-офицеров (а также бортпроводников на позиции супервайзеров) специально долго учат, как давать фидбэк так, чтобы никого не задеть. Да, внешность — щекотливая тема, но лично мне никогда не было обидно от их замечаний. Иногда я не соглашалась (как в случае с очками), а иногда была даже благодарна (например, когда груминг-офицер заметила стрелку на колготках или пятно на форме). Конечно, случиться может всякое, но, в принципе, за все свое время полетов я практически не видела каких-то обид и конфликтов из-за замечаний.
А как же феминизм/права человека? Мой ответ тут прост: если обязательное ношение макияжа и форменных туфель на каблуке целых 4 см кажется дискриминирующим, просто не стоит идти на подобную должность. Правила игры известны заранее, и строжайший груминг-стандарт в арабских авиакомпаниях — давно не секрет. Я недоумеваю, когда вижу, как коллеги из европейских компаний борются за отмену макияжа и каблуков — вы же знали, куда шли.
Простая параллель: когда владельцы компании выбирают визуал для своей фирмы, то пишут бриф дизайнерам, что они хотят видеть в логотипе: современность/консервативность, ориентацию на более молодую/более возрастную аудиторию, доступность/шик, и пр. Никто не будет спорить, что по логотипу и внешнему виду сайта или визиток можно многое сказать о компании. То же самое — с бортпроводниками и любыми сотрудниками, которые на виду у клиентов — на ресепшн, в ресторане или в аэропорту.
Еще говорят, что профессионализм не зависит от внешнего вида. Несомненно. Однако можно и быть профессионалом, и выглядеть хорошо. Одно другому совершенно не мешает. Кроме тренингов по грумингу мы проходим сто других, чтобы людям было комфортно и безопасно летать. Внешний вид и макияж не имеют отношения к уровню профессионализма конкретного человека, но имеют отношение к восприятию его другими людьми, имиджу и невербальному обмену сигналами.
«А мне не важен внешний вид бортпроводника, лишь бы обслуживал хорошо?» Тоже не поверю. Внешний вид важен всем. Я ставила эксперименты и поняла, что больше нравлюсь пассажирам с ярким макияжем и меньше — когда на мне minimum makeup, лишь бы груминг чек пройти. Если настроение хорошее, я красилась в нежных розовых тонах, добавляла хайлайтер, и это воспринималось людьми как открытость и готовность помочь, мягкость. Если мне не хотелось, чтобы ко мне сильно лезли с разговорами (извините, бывало иногда), то делала жесткий контуринг, черные стрелки, темную помаду типа MACовской Sin — и это считывалось как жесткость и строгость. При помощи макияжа можно быть кем угодно, можно вызывать любые эмоций у людей, поменять впечатление о себе. А профессионализм от моего макияжа не зависит — накрашена я или нет, в форме я или в картофельном мешке, я одинаково хорошо делаю свою работу. Но вам я понравлюсь больше в ярком макияже и в красивой форме:)
Все вышесказанное — исключительно мое личное мнение, основанное на опыте общения с большим количеством людей разных культур, возрастов и национальностей.
Я уволилась из Qatar Airways незадолго до пандемии по семейным обстоятельствам. Я скучаю, но летать больше не планирую, так как это ненадежная карьера. И все равно, в будущем я хочу работать в подобной большой и знаменитой компании. И буду рада, если еще когда-нибудь мне придется носить форму.