все что нужно знать поступающим в вуз
Выпускникам колледжей и техникумов станет сложнее поступить в вуз без ЕГЭ
Разбираем изменения в порядке приема
Выпускникам учреждений среднего профессионального образования — колледжей, техникумов и профессиональных училищ — станет сложнее избежать ЕГЭ при поступлении в вуз.
Теперь высшие учебные заведения обязаны или проводить профильные вступительные по каждому предмету для тех, кто получил СПО, или принимать по ЕГЭ.
Изменения зафиксированы в приказе № 753, который вносит изменения в действующий порядок приема в вузы.
Кого коснется
Ежегодно около миллиона выпускников школ поступают в учреждения СПО. Часто это связно с двумя целями: начать освоение профессии пораньше и иметь возможность не сдавать ЕГЭ.
Около 10% выпускников учреждений СПО хотят продолжить обучение по программам высшего образования. Раньше у них было больше вариантов поступить без ЕГЭ, теперь это станет значительно сложнее.
Курс о больших делах
Как было раньше
У выпускников учреждений СПО было три варианта вступительных испытаний в вузы.
Сдавать ЕГЭ. Вуз имел право установить, что формой вступительного испытания на базе СПО служит ЕГЭ. В целом поступить по ЕГЭ можно было всегда, вне зависимости от учебного заведения.
Сдавать экзамены по общеобразовательным предметам по правилам, установленным вузом. Если от школьников требовали русский язык, математику и физику, то и от выпускников учреждений СПО требовали аналогичные экзамены. Но форму сдачи вуз устанавливал сам — обычно это письменная работа по билетам. Такой формат был самый частый.
Если выпускник школы мог сдать ЕГЭ один раз и направить его результаты во все вузы страны, выпускнику учреждений СПО приходилось сдавать экзамен в каждом вузе по местным правилам. Например, на экзамене по физике один вуз мог спрашивать теорию, а другой — просить решить несколько задач.
Сдавать иные экзамены, установленные вузом. Для бывшего ученика колледжа экзамен по биологии могли заменить на экзамен по фармации — дисциплине о лекарствах. Но такой формат не был распространен.
Что изменилось
Теперь вторая опция — с экзаменами по школьным предметам — недоступна. Университет должен для каждого общеобразовательного вступительного испытания установить соответствующее вступительное на базе профессионального образования или принимать только по ЕГЭ — эта опция остается у абитуриента всегда. В первом случае бывший студент колледжа вместо математики, к примеру, будет сдавать математику в технических науках, а вместо информатики — информатику в технических науках.
Для новых вступительных вуз должен руководствоваться «родственными» программами в среднем профессиональном образовании. Степень родства вуз определяет самостоятельно. Университет может рассуждать так.
Есть вузовская специальность — 31.05.01 «Лечебное дело». Ей соответствуют следующие программы СПО:
Университет открывает ФГОСы этих специальностей или учебные планы и смотрит, что изучают выпускники. Далее устанавливает, что желательными вступительными для него будут не просто химия и биология, как для школьников, а, скажем, анатомия человека и медицинская биохимия.
Есть вузовские специальности, которым соответствие на базе СПО найти сложно: 37.03.01 «Психология», 47.03.01 «Философия», 41.03.05 «Международные отношения» и другие. Например, Государственный университет управления не установил соответствия для направлений 39.03.01 «Социология» и 41.03.04 «Политология».
Исключение составляет русский язык. Он обязателен для всех поступающих вне зависимости от предыдущего образования. Вуз самостоятельно принимает решение, профилировать русский или оставить общеобразовательным, но профилирование русского мне пока не встречалось.
Что с этим всем делать
По идее, норма призвана облегчить выпускникам учреждений СПО поступление в вуз по профильной специальности. Пришел и сдаешь то, что учил в колледже. Но вуз может установить на разные специальности разные экзамены. В таком случае, если подавать документы сразу на несколько специальностей, разных вступительных будет слишком много.
Скажем, выпускник учреждения СПО хочет в 2022/2023 учебном году поступить в Государственный университет управления на одну из следующих специальностей: «юриспруденция», «реклама и связи с общественностью», «гостиничное дело». Для каждой из них будут разные вступительные испытания. А при приеме на базе среднего общего образования это все относится к обществознанию — и результат ЕГЭ по этому предмету сразу засчитают на всех трех направлениях.
Для абитуриента — выпускника учреждения СПО встает вопрос, не лучше ли сдать ЕГЭ вместо профильных экзаменов, ведь ЕГЭ примут везде.
Льготы при поступлении в вуз
Какие бывают и кому положены
Учиться в вузе можно на бюджете или по договору. На бюджете — это когда государство или регион полностью оплачивает обучение. По договору — когда студент платит за обучение самостоятельно или за него это делает какая-то организация.
В вуз поступают по результатам ЕГЭ и иногда по результатам дополнительных испытаний, если у вуза есть на это право и он устраивает такие испытания. Поступить на бюджет можно только на конкурсной основе — по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний. Вуз принимает на бюджет тех, кто набрал больше баллов.
Но есть категории абитуриентов, которые имеют право поступить на бюджет по льготе — без конкурса, по специальной квоте или в преимущественном порядке.
Основные положения о порядке поступления в вуз
В вузе может быть несколько программ обучения: бакалавриат, специалитет и магистратура. На бакалавриат и специалитет поступают абитуриенты после 11 класса или колледжа. В магистратуру — только с высшим образованием.
п. 5, п. 7 приказа
Минобрнауки РФ
от 14.10.2015 № 1147
Для поступления на обучение нужно подать заявление о приеме и принести необходимые документы. Абитуриент имеет право подать заявление в пять вузов и в одном заявлении указать до трех специальностей, на которые он хотел бы поступить. В заявлении указывают и форму обучения — бюджетную или договорную.
Сначала вуз зачисляет поступающих без экзаменов и по квоте. Потом — всех остальных.
Виды льгот при поступлении в вуз
Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.
п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Право на зачисление без экзаменов имеют:
Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.
Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.
Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.
Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.
Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:
Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.
Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.
Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.
За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.
Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.
Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.
Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.
Другие достижения абитуриентов:
При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.
Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».
Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.
Категории абитуриентов, которые могут поступить по льготе
Право на преимущественное зачисление есть у таких абитуриентов:
п. 35, п. 36 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Дети военнослужащих имеют право на поступление по квоте и преимущественное зачисление в вуз, если родитель погиб при исполнении, умер из-за увечья или заболевания, которое получил на службе. А также если их родители служили по контракту или уволились с военной службы из-за возраста или состояния здоровья при условии, что общая продолжительность их военной службы 20 лет или больше.
Военнослужащие имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах вуза в следующих случаях:
Эти категории льготников имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения экзаменов.
Победители олимпиад имеют право поступить в вуз без экзаменов или получить 100 баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету по профилю олимпиады — по выбору абитуриента.
При потере кормильца назначается специальная пенсия, но она не дает права поступить в вуз по льготе. Но если студент потерял обоих или единственного родителя, он имеет право на государственную социальную стипендию.
Молодые матери и дети из многодетных семей поступают в вуз наравне с остальными абитуриентами. Федеральные льготы для них не предусмотрены.
Как воспользоваться льготами
Чтобы воспользоваться льготами, подавайте в вуз необходимые для поступления документы, в том числе с правом на льготу. В заявлении укажите, что есть право на льготу, и приложите подтверждающий документ.
Если абитуриент имеет право поступить в вуз без вступительных испытаний, он может подать документы только в один вуз и только по одному направлению. Но одновременно может подать заявления на другие направления о приеме в общем порядке, без использования особого права. В тот же или другой вуз.
Право на 100 баллов абитуриент может использовать при поступлении на обучение по различным условиям или основаниям приема.
Например, абитуриент выбирает между филфаком и факультетом журналистики. Он может использовать свое право на 100 баллов по русскому языку для поступления на оба направления.
Куда обращаться. Абитуриент подает документы на поступление в вуз лично, отправляет их через представителя, почтой или в электронном виде, если вуз принимает электронные копии.
Необходимые документы. Для поступления в вуз понадобятся следующие документы:
Заявление о приеме документов нужно взять в приемной комиссии, если абитуриент подает документы лично. Если отправляет документы почтой, заявление нужно скачать на сайте вуза и заполнить.
Вот документы, которые подтверждают право на льготу:
Подойдут оригиналы и копии документов — заверять их нотариально не нужно.
Порядок оформления. Абитуриент подает документы в вуз и ждет списка поступающих. Вуз должен опубликовать список не позднее 27 июля — на официальном сайте и на информационном стенде.
Сначала вуз зачисляет льготников: поступающих без экзаменов, на места в пределах особой или целевой квоты. Потом — абитуриентов, пользующихся преимущественным правом, а затем — всех остальных.
Когда вуз вывешивает первые списки, абитуриенту нужно найти в них себя и посмотреть, по какой основе обучения его собираются зачислить — на бюджет, по квоте или как-то еще.
Если он согласен с основой обучения, то подает заявление о согласии на зачисление. В нем указывает условие поступления и основание приема по конкурсу, в соответствии с результатами которого хочет быть зачисленным. Еще понадобятся оригиналы подтверждающих документов. Подать подтверждающее заявление нужно до 28 июля.
Далее вуз зачисляет на оставшиеся бюджетные места. Подать заявление о согласии на зачисление нужно до 1 августа. Если бюджетные места закончились, но остались места по квоте, вуз может зачислить на них поступающих без вступительных испытаний.
После этого начинается вторая волна зачисления — подать заявление о зачислении нужно до 6 августа.
При поступлении на бюджет абитуриент может подать заявление о согласии на зачисление 1—2 раза. Он может сначала подать заявление, передумать и снова подать, а вуз не вправе ему в этом отказать.
Что делать, если отказали
Если абитуриент все сделал правильно, но вуз отказал в зачислении на бюджет, нужно попросить письменный отказ. Его можно обжаловать в апелляционной комиссии, в прокуратуре или в суде.
Если абитуриент не согласен с результатами вступительных испытаний внутри вуза, он может обратиться в апелляционную комиссию вуза со специальным заявлением — апелляцией. Апелляцию составляют в письменной форме, в ней указывают причину обращения, например нарушение процедуры проведения экзамена. Апелляцию подают в день сдачи экзамена или объявления оценки, с которой абитуриент не согласен.
Я поступила в МГИМО без вступительных и заработала более 500 000 ₽ на олимпиадах
Все это благодаря призерству на Всероссийской олимпиаде школьников
В 2020 году я начала учиться в МГИМО на факультете международной журналистики.
Мне не пришлось сдавать ЕГЭ или другие вступительные: в 9 и 10 классах я была призером Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Также благодаря призовым местам я заработала первые большие деньги — около полумиллиона рублей, а также смогла получить президентский грант на время учебы в университете — 20 тысяч рублей в месяц.
В этой статье я расскажу о тонкостях подготовки ко Всеросу и о том, как олимпиады могут стать серьезным источником дохода для школьника.
Что такое Всероссийская олимпиада школьников
Всерос — это интеллектуальное соревнование школьников, которое проводится по 24 предметам. Ежегодно в нем принимают участие около 6 миллионов учащихся.
Во Всеросе четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. С переходом на новый уровень сложность заданий растет.
Особые права при поступлении дает статус призера или победителя именно финального этапа. Такими особыми правами могут быть поступление на бюджет без вступительных испытаний по профилю олимпиады или начисление 100 баллов ЕГЭ по предмету участия. Плюс есть денежные премии, размер вознаграждения зависит от региона участия. В Тинькофф Журнале есть два текста, которые подробно описывают эти моменты: о школьных олимпиадах в целом и о тех, где можно заработать.
действуют дипломы победителей и призеров заключительного этапа
У олимпиадников есть любимое выражение «затащить Всерос», то есть стать призером или победителем в финале. Среди школьников и родителей сложился стереотип, что на заключительный этап Всероса проходят только гении или те, кто готовится по 10—12 часов в день, а задания в финале не под силу обычным людям.
Так вот, затащить Всерос реально без больших финансовых вложений и не будучи гением или ботаником, если знать тонкости подготовки и уметь собраться с силами в ответственный момент.
Кто может участвовать во Всеросе
Этапы | Для каких классов разработаны задания | Исключения |
---|---|---|
Школьный | Для 5—11 классов | Русский язык и математика для 4—11 классов |
Физика, экономика, химия и МХК для 7—11 классов | ||
Муниципальный | Для 7—11 классов | — |
Региональный и заключительный | Для 9—11 классов | — |
Мои первые олимпиады
Я участвовала в олимпиадах с 7-го класса. Инициатором выступила мама: на одном из родительских форумов она узнала о преимуществах, которые дают победа или призерство, и предложила мне попробовать. Уже тогда я хотела поступить в МГИМО на факультет международной журналистики: меня привлекала перспектива выучить несколько иностранных языков на продвинутом уровне — С1 и выше по Общеевропейской шкале языковой компетенции. На факультете международной журналистики МГИМО 5 пар первого языка и 3 пары второго языка в неделю.
Поначалу я принимала участие в перечневых олимпиадах. Они называются так, потому что входят в специальный перечень Министерства науки и высшего образования, который утверждается ежегодно. О преимуществах таких олимпиад тоже была статья в Т—Ж. В 7—8 классах я участвовала в этих олимпиадах не с целью получить особые права для вуза, а в первую очередь чтобы подготовиться к более значимым олимпиадам и прокачать стрессоустойчивость.
В случае с перечневыми олимпиадами льготы могут получить в основном победители и призеры, которые учатся в 11 классе. Если олимпиада входит в перечень, это не значит, что любой вуз даст особое право: нужно самостоятельно уточнять в правилах приема для каждого вуза.
А вот во Всеросе особые права могут получить и семи- и восьмиклассники, если они выполняют задания для 9 класса, последовательно, начиная со школьного этапа. В олимпиадной практике даже были случаи, когда ученики 7 класса становились призерами заключительного этапа Всероса, например в 2019 году по французскому языку и праву.
Итак, с 7 по 9 класс я участвовала в перечневых олимпиадах по литературе, английскому, русскому языку. Некоторые попытки были неудачными, но в основном мне удавалось занимать призовые места:
В 8 классе мне не удалось стать призером по литературе в олимпиаде «Покори Воробьевы горы!», поэтому я сделала вывод: не стоит делать ставку на одну конкретную олимпиаду, так как задания каждый раз — своеобразная лотерея, и никто не знает, повезет с ними или нет. Лучше участвовать в нескольких. В перечневых олимпиадах я закалилась психологически и перестала испытывать стресс во время интеллектуальных конкурсов.
Также в 7—8 классах я участвовала в школьном и муниципальном этапах Всероса и становилась призером или победителем. Опиралась в основном на знания школьной программы. После первых успехов я решила попробовать себя в большой игре и поставила цель — затащить заключительный этап Всероссийской олимпиады по литературе в 9 классе.
Именно эта олимпиада давала возможность поступить на бюджет без вступительных испытаний на факультет международной журналистики МГИМО. Те, кто поступает в рамках общего конкурса, должны были сдавать ЕГЭ по русскому, литературе и английскому, а также пройти творческий конкурс. Каждый экзамен — своя специфика, к каждому нужно готовиться отдельно. Выиграть Всероссийскую олимпиаду мне показалось стратегически выгоднее.
Соотнесение профилей Всероса и бакалавриата МГИМОPDF, 141 КБ
Чем больше я узнавала про олимпиадное движение, тем сильнее хотела сменить школу. До 8 класса я училась в школе с углубленным изучением английского неподалеку от дома, которая входила в 300 лучших школ Москвы. Но с каждым годом подготовка становилась слабее.
Например, учительница по русскому и литературе, которая вела занятия в 7 классе, сама делала ошибки в словах и разбирала повесть «Станционный смотритель» на уровне: «Дуня дура, не будьте, как Дуня». Вместо обсуждения и анализа произведений мы просто читали их вслух, в старших классах также не было нужного мне профиля с углубленным изучением литературы и истории.
В 8 классе, это было в 2016 году, я перешла в лицей 1535, в том году он занимал первую строчку в рейтинге школ Москвы и славился гуманитарной подготовкой. Уровень мотивации новых одноклассников был гораздо выше, чем в предыдущей школе.
Еще один плюс — лицей был в пешей доступности от Центра педагогического мастерства (ЦПМ). Там я сидела на лекциях по литературе после уроков: три часа раз в неделю в начале года и 15 часов в неделю в период активной подготовки к региональному и заключительному этапам олимпиады.
Несмотря на большое количество олимпиадников в лицее, никто из учителей по другим предметам не шел навстречу. В 9 классе еще не было профилизации, а я всегда была выраженным гуманитарием. До 10 класса почти все предметы преподавались в лицее на углубленном уровне, в том числе математика, программирование, химия, биология, мне же было тяжело совмещать все с ударной олимпиадной подготовкой. Литературу тоже преподавали на высоком уровне, но все же нужны были дополнительные занятия для подготовки к олимпиадному формату.
Помню, как преподаватели по химии и биологии ставили мне двойки и тройки и, зная, что я еду на финал, говорили, что у меня ничего не получится с олимпиадами и зря я все это затеяла, а преподаватель по математике шутила, что я, наверное, в будущем пойду в цирковое училище, потому что я не могла решить сложные задания по ее предмету.
В 15 лет мне было обидно осознавать, что в меня не верит столько людей, но вскоре удалось выработать иммунитет к едким комментариям. Этот опыт научил меня расставлять приоритеты: было невозможно успеть все и сразу. Благодаря четкой стратегии у меня получилось стать призером Всероса по литературе в 9 классе.
Подготовка ко Всеросу по литературе
В подготовку к олимпиадам я и мои родители не вкладывали огромные деньги: я не занималась с репетиторами по русскому и литературе.
Для грамотного письма хватило школьных занятий, хотя стоит учесть, что это, конечно, очень хорошая школа. Также литературную подготовку я получила на бесплатных лекциях и семинарах в Центре педагогического мастерства на Хамовническом Валу в Москве: слушала лекции о теории и истории литературы. Прийти могут все желающие, а сейчас занятия проходят в основном в дистанционном формате.
Большинство лекций были полезными не только для олимпиады, но и для общего развития, поэтому заставлять себя посещать их никогда не приходилось. Стоит отметить, что эти бесплатные лекции рассчитаны на довольно продвинутую в литературе аудиторию: используется много литературных терминов не из школьной программы, труды литературоведов. Начинающим больше подходят платные занятия, так как там дают основы олимпиадной подготовки.
У московского центра есть аналоги в регионах. В Казани существует Республиканский олимпиадный центр, где проводятся занятия по подготовке к олимпиадам, в Санкт-Петербурге — Центр олимпиад.
Вот мои рекомендации для эффективной подготовки к олимпиаде.
Овладеть школьной программой по литературе, желательно на год вперед. Задания, как аналитические, так и творческие, часто отсылают участников к актуальным произведениям школьной программы за тот или иной класс. Но есть один нюанс: за каждым классом числится определенный список литературы «по программе», а муниципальный этап проходит осенью, региональный зимой, заключительный весной. Какие-то произведения участник может к началу олимпиады не успеть пройти в школе, поэтому действовать нужно на опережение.
Лучше уделить чтению свободное время на летних каникулах, чтобы судорожно не запоминать имена героев и особенности сюжета накануне испытаний, читая «Брифли», библиотеку кратких содержаний. Особенно это касается больших произведений, которые точно не получится осилить за пару вечеров:
Эти произведения я читала заранее летом. Важно не просто запомнить сюжет, но и проанализировать произведение, по возможности послушать лекции на «Арзамасе» или на другом ресурсе. Преподаватели ЦПМ также советовали читать не только художественную литературу, но и критические и аналитические статьи и пособия. Я, к примеру, читала работы Лотмана, Гаспарова и Сухих из рекомендаций сайта «Олимпиада.ру».
Я часто конспектировала интересные лекции с «Арзамаса» и вообще все заметки вела от руки: так мне было удобнее запоминать информацию, визуализировать услышанное в виде схем и таблиц, выделять маркерами самое важное.
Я готовилась по бумажным книгам и пособиям, электронные варианты не использовала. Мне было важно, чтобы была возможность закладывать и выделять карандашом цитаты. У многих олимпиадников все материалы в электронном формате, в целом это дело вкуса и удобства.
Изучать работы победителей и призеров прошлых лет. Это лучшие образцы жанра, на примерах которых можно учиться писать собственные аналитические тексты. По ним училась и я.
Чтобы создать убедительный и глубокий анализ произведения, нужно уметь выстраивать логически четкую структуру высказывания, формировать концепцию ответа и аргументировать свое мнение. В олимпиаде по литературе нет правильных или неправильных ответов, главное связно и убедительно презентовать свою точку зрения.
Я бы сказала, что нужно создать очень хорошее сочинение, в котором участник продемонстрирует понимание текста и не забудет привнести свое мнение.
Участвовать в сборах. Для олимпиадников из Москвы, которые показали высокие результаты в том или ином этапе олимпиады, два раза в год организовываются бесплатные сборы осенью и весной. На протяжении 7—10 дней команда проживает в учебном центре и посещает 4 пары в день, где разбираются задания формата олимпиады и проводится много практических семинаров.
На осенние сборы попасть легче: обычно отбор проводится на основе письменного задания, которое школьники выполняют в Центре педагогического мастерства. Весенние сборы предназначены только для команды Москвы. Она формируется по результатам регионального этапа: в нее входят участники, которые набирают достаточное количество баллов для участия в заключительном этапе. Своего сайта у этих сборов нет, так как туда попадают только по приглашению. Я сама пять раз участвовала в таких сборах.
На выездах каждый полностью погружается в олимпиадную подготовку. Мы писали работы в формате олимпиады, устно анализировали небольшие тексты, слушали лекции от тренеров команды Москвы. Это были заслуженные преподаватели и кандидаты филологических наук, а также абсолютные победители прошлых лет, то есть те участники, которые получили на олимпиаде самое высокое количество баллов. Их называют тренерами, потому что они не просто читают лекции и проводят занятия, а также сопровождают финалистов на сборы и на сам заключительный этап. Вместе с тренерами команду обязательно сопровождает психолог.
Что касается атмосферы, я до сих пор помню «романтику сборов»: мы с подругой, одноклассницей из лицея, питались только салатами из капусты и вареной картошкой (фирменные блюда в местной столовой), а по вечерам обсуждали литературные произведения, обменивались полезными учебными материалами и помогали друг другу в подготовке.
Я на практике убедилась, что такой формат хорошо помогает активизировать все навыки, необходимые для успеха на олимпиаде, и в разы повышает продуктивность подготовки. За время выездных школ я освежала в памяти все основные произведения, оттачивала навык создания письменных работ и не входила в ступор при виде олимпиадных заданий уже на реальных турах олимпиады.
Выездные школы доступны не только москвичам: также проводятся отдельные выезды на платной основе, предназначенные для учеников со всей России, никаких ограничений к участию в них нет, то есть необязательно иметь олимпиадные достижения. Их организовывает центр образования «Коалиция».
Стоимость участия вместе с проживанием в учебном центре, доме отдыха или пансионате, занятиями и питанием во время моей учебы варьировалось от 20 000 до 40 000 Р за 8—12 дней выезда. Информацию об актуальных ценах можно получить, подав заявку на ту или иную выездную школу на сайте «Коалиции».
Читать критерии, по которым члены жюри оценивают работы участников. Чтобы понимать, чего вообще от вас хотят, советую ознакомиться с критериями и помнить о них во время написания работы. Тому, кто оценивает, важно, чтобы участники продемонстрировали знание исторического контекста и литературоведческих терминов.
Критерии оценки для аналитического, творческого и устного заданий по литературе
Комплексный анализ произведения будет неполным, если участник не сможет провести параллели с историей и теорией литературы. Скажем, если текст отсылает к революции или Великой Отечественной войне, — обязательно нужно написать об этом. Также нужно умело пользоваться терминами: знать, какая бывает композиция у текста, чем отличается аллитерация от ассонанса, что такое аллюзии и реминисценции к произведениям и так далее.
Но параллели и аналогии должны быть уместны: не стоит любой ценой стараться продемонстрировать знания всех терминов в одной работе и перечислять, как прейскурант, всевозможные средства художественной выразительности и отсылки, которые удалось найти в тексте.
Разрешить себе фантазировать, быть креативным и нестандартным. Четкого алгоритма для подготовки к творческой части у меня нет, скорее рекомендации. Если решились на участие в олимпиаде, забудьте клише, штампы и вводные фразы для сочинений в ЕГЭ по литературе:
У жюри на такие фразы аллергия. Излишняя наукообразность тоже будет ни к чему. Такую работу будет просто тяжело и неинтересно читать. Победители и призеры олимпиад — люди, которые умеют нестандартно подать информацию и аргументировать свое мнение.
Как проходит Всерос
На мой взгляд, литература — самый гибкий и творческий предмет на Всеросе. В заданиях нет цифр и точных величин, не нужно учить формулы и разбираться в графиках, чтобы показать высокие результаты. Все, что нужно — широкий литературный кругозор, знание литературных терминов и способность излагать собственное, четко аргументированное мнение.
В олимпиаде две основные большие части: анализ литературного произведения (проза или стихотворение на выбор) и творческое задание. Простыми словами, от участника ждут аналитическое и творческое сочинения. К этим двум китам в зависимости от этапа может добавиться тест на знание литературных произведений (региональный этап) или устный ответ (финал).
Региональный этап в Москве проводится в один день, занимает около пяти часов и состоит из трех частей, которые в сумме дают 100 баллов:
На заключительном этапе олимпиады каждая часть сдается в отдельный день. Там тоже три части: комплексный анализ художественного текста, творческое задание, к ним добавляется устное выступление — монолог на заданную тему. Каждый год общее количество баллов, которое можно получить на финале, разное. В 2019 году:
Отдельного внимания заслуживает антураж финала. Если школьный, муниципальный и региональный этап более или менее похожи друг на друга и зачастую проводятся на базе школ в форме обычного письменного экзамена, финал отличается торжественно-праздничной атмосферой, да и проходит каждый раз в новом городе.
Я ездила в Казань в 2018 и в Калининград в 2019 году, и оба путешествия мне очень запомнились: я даже не думала, что выезд на финал олимпиады может быть и полноценным классным путешествием. Билеты, проживание и питание бесплатные для всех участников финала.
Для участников организовывается бесплатная культурно-развлекательная программа от города проведения: это могут быть экскурсии, походы в театры, музеи. В Калининграде мне даже удалось отдохнуть и полностью восстановить силы благодаря поездке на Куршскую косу, которая даже входит в список Всемирного наследия Юнеско. Она стала своеобразным местом силы для меня в этой поездке.
Гостеприимство городов поражает. Например, в Калининграде нам предоставили для проживания четырехзвездочную гостиницу с видом на Балтийское море и очень красивые закаты, а в Казани дарили сувениры и чак-чак.
Задания на финале бывают очень и очень нестандартными. Это касается всех частей. На моем первом финале в качестве одного из произведений для анализа попалось эксцентричное стихотворение современного автора, без знаков препинания. Не каждый девятиклассник будет морально готов к такому. Но можно выбирать между стихами и прозой.
После получения результатов каждого тура у участников есть возможность подать апелляцию на результаты проверки и оспорить баллы. Апелляцию тренеры нашей команды называли «четвертым туром олимпиады».
Апелляция — очень неприятная, но необходимая очная процедура, от которой может зависеть, получит школьник диплом олимпиады или нет. На олимпиадах — и не только на Всероссийской — один балл порой решает все. На кону стоят и поступление, и премия.
Я оспаривала результаты на заключительном этапе два раза — в 9 и в 10 классе, и если в 9 классе это особо ни на что не повлияло, то в 10 классе поход на апелляцию стал решающим фактором.
Особенно атмосфера на апелляции накаляется на региональном и заключительном этапе Всероса, где апелляция может проходить и 3, и 6 часов. Некоторые видят баллы и сдаются раньше времени. Мои знакомые олимпиадники на финале, получив свои баллы, расстраивались и уходили с апелляции, а потом оказывалось, что им не хватило до призерства одного балла.
Этот этап для меня был самым морально трудным и напряженным во всей олимпиаде: на турах я на удивление не испытывала никакого дискомфорта и волнения. Наверное, сказалось участие в перечневых олимпиадах ранее. Но в день получения результатов, апелляции и церемонии закрытия — на финале по литературе все это проходит в один день — я испытала сильнейший стресс.
Когда я получила бумажку со своими баллами, я думала, что оспаривать что-либо безнадежно. Но, проведя 6 часов на апелляции и пообщавшись с членами жюри, я добилась повышения результатов проверки и попала в призеры благодаря добавленным четырем баллам.
Первый год коронавирусных ограничений сильно повлиял на олимпиадное движение и в общем на все экзамены и интеллектуальные испытания в России.
У меня с этим периодом связана грустная история. Я весь 2019 год готовилась к третьему в жизни финалу, но из-за коронавируса его отменили в апреле 2020. Все одиннадцатиклассники, набравшие на региональном этапе проходные баллы для участия в финале, признавались призерами.
Поскольку у меня был автопроход — право не проходить все этапы заново, а сразу идти на заключительный — я для тренировки поучаствовала в региональном этапе, не особо готовясь. Набрала недостаточно баллов, чтобы стать победителем. В результате меня премировали как участника, к сожалению, несостоявшегося финала.
Право на автопроход есть у призера или победителя предыдущего года по предмету участия
Это уже никак не влияло на мое поступление, но олимпиады — это спорт, и мне, как настоящему спортсмену, хотелось улучшить свои результаты и стать победителем.
В конце 11 класса меня наряду с другими всеросниками освободили от сдачи обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике из-за пандемии. Обычно для поступления в вуз нужны аттестат и диплом призера или победителя Всероса. Но в 2020 году убрали требование сдачи экзаменов — русского и математики — для получения аттестата. Получилось, что я не сдавала ни одного ЕГЭ.
Поступление в МГИМО и денежное вознаграждение за олимпиады
Главный финансовый бонус при победе в олимпиаде — поступление на бюджет. Мне удалось сэкономить семье 2 480 000 рублей, стоимость обучения на моем факультете за четыре года бакалавриата.
Подача документов в вуз прошла в дистанционном формате еще в мае, до получения аттестата. Наряду с другими победителями и призерами Всероса и победителями телевизионной олимпиады «Умницы и умники» меня зачислили в числе первых — без вступительных экзаменов отдельным приказом.
Приказ № 1703 о зачислении в МГИМО МИД РоссииPDF, 1,03 МБ
Аттестат и диплом призера олимпиады я сдала в вуз в конце августа. Я использовала диплом призера именно за 9 класс, так как у него раньше истекал срок действия: я решила перестраховаться на случай, если мне не понравится учеба в выбранном вузе и я решу перепоступить в другой. Тогда я могла бы использовать диплом за 10 класс.
Я не пожалела о поступлении в МГИМО, потому что реальность, в которую я попала, полностью совпала с ожиданиями. Сейчас в университете я изучаю французский как первый язык, английский как второй и итальянский как третий. Об этом я мечтала еще в школе.
На бесплатном обучении материальные поощрения не заканчиваются. В каждом регионе своя система премирования призеров и победителей заключительного этапа олимпиады, с премий удержат НДФЛ. В моем случае, а я представляла команду Москвы:
Для получения денежных выплат участники заводят отдельную карту, на которую им единовременно поступает денежное вознаграждение. Карта должна быть оформлена именно на участника, победителя, призера олимпиады, карты родителей или ближайших родственников не подойдут.
В Москве победителям выплачивают 500 тысяч рублей, призерам 300 тысяч рублей, участникам 100 тысяч рублей. Для сравнения — в Санкт-Петербург победители получают 200 тысяч рублей, призеры — 100 тысяч, в Челябинске есть выплаты талантливой молодежи, в том числе победителям и призерам Всероса — по 50 тысяч. В 2021 году выплаты за олимпиады школьникам в Московской области сравнялись с выплатами в Москве. Премии для учеников младше 9 класса возможны, только если они стали призерами заключительного этапа.
выплачивают победителям олимпиады в Москве
Премии школьникам — неплохая финансовая мотивация: именно поэтому многие олимпиадники не останавливаются после года успешного участия во Всеросе, а приходят во второй, третий и даже четвертый раз. Также вознаграждения — стимул стать призерами и победителями сразу по нескольким предметам. Среди моих знакомых есть ребята, которые зарабатывали за год около 1 млн рублей только на олимпиадных премиях.
Есть еще один вид поощрения за олимпиадные успехи, о котором знают далеко не все олимпиадники, я сама узнала о нем только после завершения олимпиадной «карьеры». Это президентский грант.
Что такое грант президента и кто может его получать
Грант Президента Российской Федерации — мера поддержки талантливой молодежи, показавшей особые успехи в искусстве, спорте или науке (не только призеры и победители Всероса). Всерос подходит под категорию «наука». Сумма гранта — 20 тысяч рублей ежемесячно во время учебы в университете.
Чтобы стать получателем, необходимо заполнить форму на официальном сайте, прикрепив данные о достижениях в одной из трех перечисленных сфер. Главное — заполнить заявку вовремя и направить ее в фонд «Талант и успех», который выплачивает стипендию.
Я подала заявку в начале учебы на первом курсе в сентябре, но только зимой получила выплату — сразу за полгода. Задержка была связана с обработкой документов, со второго семестра я исправно получала 20 тысяч рублей каждый месяц. Выплаты производятся в течение установленного срока обучения в вузе и могут быть неплохим пассивным доходом для студента. Летом стипендию тоже платят.
Р в месяц. Грант президента мне приходит на ту же карточку, которую я завела еще для олимпиадных премий, новые карту или счет оформлять не нужно. Вузовская стипендия перечисляется на отдельную карту, которую выдали в МГИМО» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Обязанности участия в программе грантов. Вступая в программу, претендент обязуется соблюдать следующие условия:
Если условия при получении гранта не выполняются больше одного года, а именно отказ от получения без уважительной причины или прекращение обучения в высшем учебном заведении, деньги нужно будет вернуть полностью, за все время получения. То же — если просто отказаться от гранта во время учебы.
Если же получатель отказывается работать в России после окончания вуза — возвращает сумму выплаченного гранта, а также штраф в двукратном размере относительно этих средств. Я очень привязана к семье и дому, поэтому понимала, что работать за границей или надолго уехать из страны не смогу, мне будет некомфортно, и это условие в договоре не смутило меня.
Ежемесячное получение гранта подразумевает наличие достижений, активную научную и учебную деятельность, отсутствие пересдач в университете. И, конечно, нужно заполнить договор и согласие на обработку персональных данных.
Как подтверждать грант. Взвесив все за и против, я решила, что я смогу соблюдать условия, и подписала договор. Я получаю выплату уже второй год, подтверждаю достижения публикациями в официальном журнале МГИМО и хорошими баллами на зачетах и экзаменах.
В конце года я отправляю в подтверждение скан учебной карточки студента в фонд «Талант и успех», где видно, что у меня нет задолженностей и пересдач за год обучения.