все что нужно знать по праву 10 класс
Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный сон
Советы от победителя Всероссийской олимпиады школьников по праву: почему общение с единомышленниками эффективнее зубрёжки и как во время подготовки избежать соблазна посмотреть «Игру престолов»
Родился и вырос я в подмосковном городе Химки. После подготовительных занятий и конкурса поступил в одну из лучших школ области — лицей №17. Участвовать и побеждать в олимпиадах я начал с 7 класса. Благодаря прекрасным преподавателям, не имея особых талантов, я достиг успеха в разных предметах, хотя отличником никогда не был.
В 7 классе я победил в городских олимпиадах по географии и обществознанию, в 8 стал призёром по истории и биологии, а также победителем по обществознанию. Диплом призёра регионального этапа по географии я тоже получил в 8 классе, причём решал олимпиаду с 9-классниками. Ну а вместе с победой на Всеросе в 9 классе я завоевал призовые места в «Высшей пробе» и на муниципальном этапе ВсОШ по МХК.
Поворот на право
У нас в семье несколько юристов, и в заданиях по обществознанию мне больше всего нравились вопросы по праву. Так что уже в конце 8 класса я выбрал этот предмет и стал думать, как лучше подготовиться к олимпиаде.
Я уже знал о Фоксфорде от школьных учителей — они сами смотрят лекции и нам советуют. Первым делом я решил скачать учебник Фоксфорда, найти в нём обществознание и законспектировать все материалы в разделе права. Учебник оказался очень удобным, и я подумал: «Было бы здорово пройти онлайн-курс!»
Онлайн-занятия по праву вёл Дмитрий Алексеевич Фёдоров, который не раз побеждал во ВсОШ и других олимпиадах. Очень важно, чтобы преподаватель мог ответить на вопросы из практики, поэтому я выбрал и заранее купил именно этот курс.
Я не мог дождаться начала обучения, поэтому прорешал задания прошлых лет. Потом, ещё летом, договорился о занятиях и стал готовиться со знакомым преподавателем из Плехановского университета.
Подготовка к олимпиадам
Осенью я решил готовиться сразу по нескольким фронтам. Онлайн-курс Фоксфорда оказался полезным на 90%, а преподаватель находил время подробно ответить на мои объёмные вопросы. Если бы не Дмитрий Алексеевич, я бы, может, и муниципальный этап не прошёл.
Помимо онлайн-занятий два-три раза в неделю я приезжал в Москву на лекции и семинары Школы права при МГУ. В Школе права студенты юрфака проводят занятия для желающих углублённо изучать этот предмет. Я был восхищён уровнем и качеством подготовки, а преподаватели помогали разбираться в тонкостях права даже после окончания курса.
За несколько месяцев подготовки к олимпиаде я познакомился с замечательными людьми — преподавателями Ксенией Хигай и Иваном Иванниковым. Они поддерживали меня морально и отвечали на заковыристые вопросы. Иван помогал ориентироваться в материале, давал советы и делился конспектами — он уже побеждал во ВсОШ.
Благодаря различным инструментам: онлайн-курсам, очным занятиям и консультациям мне не приходилось утопать в учебниках. В лицее не требуют сидеть на всех лекциях, если ты учишься и понимаешь материал, так что у меня было свободное время. Я пересматривал занятия в Фоксфорде и свои конспекты.
Секреты успешной подготовки
На собственном опыте я убедился, что постоянно «ботать» — не самая эффективная стратегия. Лучше всего использовать приёмы для запоминания информации, учёбы и отдыха, чтобы не перегружать себя и всё успевать.
📝 Формулы
Технике мнемонических формул меня научил Дмитрий Алексеевич. Такая формула помогает запомнить длинный текст и проверить, что ты ничего не забыл. Например, первую букву каждой строчки преамбулы Конституции РФ я зашифровал как МСУСИ ЧВС ИСП:
В сфере семейного права, например, формула АЖ ПУЗО помогает запомнить все случаи лишения родительских прав: А — алкоголизм и наркомания, Ж — жестокое обращение с детьми, П — преступление против членов семьи и так далее.
⏰ Полифазный сон
Я приучил себя спать непрерывно 6 часов ночью и два раза днём по 20 минут. Первое время было сложно, но потом я вошёл в этот режим. Полифазный сон подзаряжает меня энергией в течение дня, но важнее его влияние на память.
За 20 минут — во время фазы быстрого сна — информация перерабатывается из кратковременной памяти в долговременную. Всё, что я учу в течение дня, запоминается прочнее.
Любые лайфхаки следует применять осторожно, прислушиваться к себе. Например, друг, с которым мы выиграли конкурс по географии, окончил музыкальную школу, хорошо учится, но не спит днём. После такого сна он чувствует себя разбитым и не может выйти из этого состояния.
Если вам не подходит полифазный сон, не нужно его практиковать. Ищите то, что будет полезно именно для вас.
🏃 Перезагрузка
Во время основного тура олимпиад я порой засиживался за учёбой, пока меня не вырубало. После этого я не мог нормально выспаться, восстановить силы. Я побеждал, но без большого отрыва, показывал средние результаты.
Чтобы психологически разгрузить ребят, Иван и другой победитель ВсОШ Борис Карпычев устраивали предолимпиадный пробег по территории МГУ. Мы бежали и разговаривали — это помогало переключиться.
После физической активности олимпиада воспринималась как дружеский квест, в котором ты можешь выиграть или проиграть, но жизнь продолжается.
Так что не забывайте про смену деятельности: чувствуете, что накопилось умственное или психологическое напряжение — бегом на улицу или в тренажёрный зал. И не забудьте провести вечер в компании близких по духу людей.
⛔️ Перед смертью не надышишься
Кто-то думает, что надо повторять материал до последнего. Я считаю, если ты учил весь год, то ничего нового в день олимпиады не узнаешь, а если не учил, такие занятия тебя не спасут.
По совету старших товарищей я не брал книжек в руки, когда приехал на заключительный этап олимпиады. Выглядел я белой вороной, да и чувствовал себя нервозно. От скуки порешал несколько заданий прошлых лет, но ничего не зубрил. Было сложно бездельничать, но я справился и выступил достойно.
💬 Общение против волнения
Олимпиада для меня, вероятно, то же, что для известных футболистов Чемпионат мира. Пусть они профессионалы и чувствуют себя на поле как дома, но нервы сдают у всех. В то время как ребята собирались и повторяли материал по большим книгам, я познакомился и разговорился с участниками из разных регионов.
Со старшеклассниками из Москвы и Архангельской области мы общались и на совсем отвлеченные темы, и обсуждали вопросы права. Мне уже хотелось даже не победить в олимпиаде, а задержаться подольше, чтобы поговорить с этими интересными людьми. Во время приятной беседы с живым человеком дрожь волнения уходит — мне это здорово помогло успокоиться и приступить к олимпиаде более уравновешенным.
Три шага к победе в олимпиаде
Чтобы победить, нужно очень сильно захотеть. Не просто «я хочу, пожалуйста, мне вот хочется». При этом нужно иметь не какой-то корыстный мотив, а цель, которая поможет сделать мир лучше.
У меня была цель преподавать, мне хотелось в качестве тьютора помогать другим людям готовиться к олимпиадам. У кого-то цель поступить в вуз мечты или порадовать родителей, чтобы они гордились, или прославить свою школу.
Найдите человека, а лучше несколько людей, с которыми вы будете вместе идти вперёд. Для меня таким людьми стали мои преподаватели в Фоксфорде и Школе права. Я всегда мог обратиться с вопросом, переговорить и выстроить стратегию подготовки с Дмитрием Алексеевичем, Артёмом Олеговичем, Иваном и Ксенией.
Поддержка нужна не только в учении. Я переживал разные стрессы, были моменты, когда хотелось всё бросить, накатывала депрессия и усталость, возникали проблемы в отношениях с родителями и со второй половинкой. В такие моменты преподаватели нашли нужные слова, чтобы поддержать меня морально, дали дельные советы.
Идите до конца и не отступайте. До 9 класса у меня проскакивали 1-2 «четверки», но когда я все силы направил на олимпиаду, успеваемость ухудшилась. Конечно, родители не обрадовались, но я знал, что добьюсь цели. Кстати, все оценки я исправил.
Будьте готовы пожертвовать временем. Я изучил семейное право 5 раз от начала и до конца, хотя в другое время предпочёл бы посмотреть «Игру престолов». Помните, ради чего вы прилагаете усилия — если не будете останавливаться, достигнете и большой, и малой целей.
Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Предмет и задачи курса «Право»
Урок 1. Право 10 класс. Базовый и углублённый уровень
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Предмет и задачи курса «Право»»
Можно ли в жизни обойтись без правовых знаний? Разумеется, можно.
Так же, как можно обойтись без знаний физики при строительстве дома. Возможно, он не развалится, если, конечно, речь идёт о достаточно скромном по размерам жилище.
Но чтобы наш дом стоял долго, был тёплым и не съедал значительную часть семейного бюджета на затраты по его эксплуатации, физику всё же лучше знать. Строительную климатологию, теплофизику, строительную аэродинамику, теорию долговечности, строительную акустику, звукоизоляцию и многие другие вещи. Строительная физика помогает обеспечить уют, комфорт и уверенность в будущем. В том смысле, что наш дом не рухнет в одночасье.
Точно так же знание законов придаёт нам уверенности, когда мы строим отношения с другими людьми, с обществом, с государством. Мы знаем, какие у нас есть права и обязанности. Нас нельзя заставить делать то, чего мы делать не должны, или лишить чего-то, на что мы имеем право. Нас трудно запугать несуществующей ответственностью. Нет, кто-то может попытаться это сделать. Вокруг, увы, довольно много людей и организаций, которые хотели бы получить преимущества в обход законов. Но человек, чья правовая культура достаточно высока, умеет использовать свои знания для своей защиты, знает, что нужно делать (или хотя бы куда обратиться) при возникновении сложной ситуации.
Если вы купили некачественный продукт в магазине, можете считать, что вам просто не повезло и что нужно быть более внимательным при выборе. Но предоставлять качественные товары и услуги – обязанность продавца. Знание закона позволит вернуть потраченные на негодную покупку средства, а в некоторых случаях и получить дополнительные компенсации.
Работник, знакомый с Трудовым кодексом, не станет опускать руки, если, допустим, его уволили по сокращению штата, не выплатив положенного по закону выходного пособия. Он не будет сокрушаться по поводу вселенской несправедливости, а обратится с иском в суд.
Многие наши права не реализуются автоматически. Зачастую, чтобы получить то, на что мы имеем право, необходимо проявить личную инициативу. Скажем, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность налогового вычета по расходам на обучение. Если родители оплачивают обучение своих детей в детских садах, школах, колледжах, университетах, учреждениях дополнительного образования, они могут на него претендовать. То есть потраченная на это часть их доходов не будет облагаться налогом. То же самое относится и к расходам на собственное обучение. Но для того чтобы эти налоговые льготы получить, нужно для начала разобраться, в каких случаях они полагаются. Заполнить налоговую декларацию, собрать необходимые документы, получить в налоговом органе уведомление о праве на вычет… Придётся основательно потрудиться. Если вы не хотите этим заниматься или не знаете о существовании налоговых вычетов, то и не получите их.
По отношению к обязанностям это правило действует по-другому. Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Если вы перейдёте улицу в неположенном месте или не разбираетесь в значении дорожных знаков, то можете сколько угодно жаловаться на пробелы в вашем образовании. Инспектор ГИБДД (или другое уполномоченное контролировать соблюдение правил дорожного движения лицо) вправе наложить на вас взыскание. Незнание может довольно дорого вам обойтись.
Но у этой идеи – правого всеобуча – есть и противники. Некоторые считают излишним детальное знание законов для честных людей. Дескать, достаточно соблюдать основные нравственные нормы, с уважением относиться к другим, и вы никогда не станете правонарушителем. Мысль не новая. Ещё Тацит заявлял: «Хорошие законы порождены дурными нравами».
Публий Корнелий Тацит – древнеримский историк, один из самых известных писателей Античности. Но не чужда ему была и политика. Начинал свою карьеру как судебный оратор. Заседал в Сенате, какое-то время был консулом. Так что мог судить о праве, законах со знанием дела.
Суть его идеи понять легко. Если люди добровольно, на основе представлений о долге, следуют нравственным правилам, принятым в обществе, то другие нормы не понадобятся. Никто не будет убивать, красть, мошенничать… Законы нужны для наказания тех, у кого нет совести. Если от совершения дурных поступков не останавливает внутренний контроль, должен работать внешний, опирающийся на мощную силу государства. Можем ли мы рассчитывать на то, что окружающие нас всегда будут поступать по совести? А сами мы всегда так поступаем?
Давайте вспомним вот ещё какую вещь. Моральные нормы имеют обобщённый характер. Каждый раз они нуждаются в конкретизации: то, что является добром в одной ситуации, может оказаться злом в другой. Спорить об этом можно до бесконечности, а решение, устраивающее всех, так и не будет найдено. Нужно ли требовать возврата займа, если должника, например, уволили с работы и денег у него нет и неизвестно, когда они будут? Попробуйте-ка разрешить эту ситуацию, опираясь только на моральные принципы. Представьте себя на месте и должника, и кредитора. Вполне возможно, для себя вы определите, какой вариант действий будет наиболее нравственным. А теперь сравните своё мнение с мнением своих товарищей.
Правовые нормы не отменяют нравственных. Законы должны соответствовать моральных устоям общества, чтобы их считали справедливыми и исполняли не только из страха наказания.
Но общественные отношения слишком сложны, чтобы их можно было регулировать только на основе представлений о добре и зле. Взять хотя бы те же налоги и налоговые вычеты. То есть, будучи глубоко нравственным человеком, вы тем не менее можете оказаться в крайне затруднительном положении, не зная законов.
Есть и ещё один аргумент у противников изучения права. Что толку в знании законов, если они не исполняются? Если те, кто должен защищать права граждан, не желают этого делать? Но давайте-ка подумаем хорошенько: изменится ли эта ситуация, если никто ничего не будет предпринимать? Можно согласиться с существованием правового беспредела и пытаться к нему приспособиться. Можно решать свои проблемы незаконным путём – с помощью физической силы, связей, подкупа должностных лиц и так далее. Можно добиваться своего, используя не юридические (хотя и вполне законные средства). Скажем, обратиться к общественности через средства массовой информации, а ещё лучше в Интернете. Принять участие в митинге, объявить голодовку. Но можно действовать и правовым, юридическим путём. Для этого нужны знания и умение ими пользоваться.
Воображаемую дискуссию между сторонниками и противниками изучения права можно продолжить. Возможно, в вашем классе или группе она из воображаемой перерастёт во вполне себе реальную. Было бы интересно услышать аргументы обеих сторон.
Но пока давайте познакомимся с теми темами, которые предлагаются для изучения в курсе «Право».
История права неразрывно связана с историей государства. Специфика правовых норм в том и состоит, что их выполнение обеспечивается принудительной силой государства. Государство обладает монопольным (исключительным) правом на издание законов. У учёных нет однозначного ответа на вопрос, почему возникли государство и право. Вы познакомитесь с различными теориями их происхождения и будете иметь возможность оценить их убедительность. Особое внимание обратим на историю становления российского права.
Уровень защищённости прав граждан тем более высок, чем более правовым является государство. Но что это означает? Какое государство можно назвать правовым? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать, какие вообще бывают государства, что такое право и каковы его источники.
Основной закон государства – его конституция. Разберёмся, в чём заключается её специфика, как принимаются конституции. И, разумеется, достаточно подробно изучим содержание Конституции России. Особое внимание уделим правам человека и способам их защиты.
Вторая часть курса посвящена знакомству с отдельными отраслями права: гражданским, налоговым, семейным, трудовым, административным, уголовным. Познакомимся с особенностями ведения гражданского и уголовного процесса.
Когда уровень ваших знаний в сфере юриспруденции будет достаточно высок, вновь вернёмся к вопросу о том, что такое правовая культура личности и общества. И каким образом её можно совершенствовать.
Что такое право: понятие, виды, функции, источники, система
Что такое право?
Право – это механизм регулирования общественных отношений, представляющий собой систему общеобязательных юридических норм. Правовые нормы устанавливает и формально закрепляет государство, после чего оно же следит за их соблюдением.
Не следует путать понятия «право» и «закон». Закон – это нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Право – более обширная категория, включающая в том числе и законы.
Помимо законов для выражения права могут служить доктрины, подзаконные акты и решения судов. Право регулирует все сферы жизни общества, законы же обычно направлены на отдельно взятые аспекты общественных отношений. Отдельно стоит отметить и тот факт, что принятые законы не всегда являются правовыми, поскольку могут не соответствовать духу права или даже противоречить ему.
Признаки права
Для лучшего понимания того, что такое право, важно знать его основные признаки:
Принципы права
Принципы права – это руководящие нормы, обеспечивающие системность (внутреннюю упорядоченность и согласованность) права. Это важнейшие положения, от которых зависит справедливость правовой системы, её сохранение и конструктивное развитие. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:
Функции права
Функции – это направления воздействия права на общество и на отношения между людьми в разных сферах общественной жизни. В юриспруденции это понятие характеризует социальную роль права. При этом возможны три основных трактовки того, что понимается под функцией права: социальное назначение права, направления его воздействия на отношения в обществе или и то, и другое.
Основные функции права:
Источники права
Существует два понятия: «источник права» и «форма права», которые могут отождествляться или разграничиваться. В первом случае под источниками права подразумевают все способы выражения и закрепления правовых норм. Во втором случае формами права называют способы выражения, а источниками – способ возникновения и закрепления правовых норм.
Основные источники права:
Отрасли и институты в системе права
Одним из важнейших признаков права является системность. Смысл данного понятия заключается в том, что все правовые нормы должны быть упорядочены и систематизированы, а любые противоречия между ними – исключены. Система права имеет чёткую вертикальную структуру, включающую три уровня: отрасли, институты и нормы. Рассмотрим каждый уровень подробнее.
1. Отрасли права
Отраслью права называют совокупность правовых норм, направленных на регулирование отдельно взятой сферы общественных отношений.
Основные отрасли права:
2. Институты права
Правовой институт – это обособившаяся группа взаимосвязанных юридических норм. Как и отрасль, институт представляет собой группу правовых норм, но менее обширную. Большинство институтов можно рассматривать как подкатегории отраслей. Например, в гражданском праве присутствуют следующие институты:
3. Нормы права
Нормой права называется формально определённое правило поведения, соблюдать которое обязаны все граждане и организации на территории государства. Нормы права регламентируют отношения в рамках каждого из правовых институтов. Например, в случае наследования, они устанавливают очередность, в которой наследники могут претендовать на наследство.
Правовая норма состоит из трёх элементов:
Санкции применяются не только с целью наказания. Чтобы избежать правонарушения, могут применяться предупредительные санкции (например, задержание подозреваемого или ограничение некоторых его прав). Существуют также санкции ничтожности (например, при определённых обстоятельствах сделка может быть признана недействительной, чтобы снять обременяющие обязательства с одной из сторон).
Реализация права
Реализация права – это воплощение правовых норм в поведении субъектов права (то есть, некие действия или воздержание от действий, благодаря которым обеспечивается соответствие поведения субъектов права требованиям правовой системы). Существуют разные классификации форм реализации права, но чаще всего выделяют следующие 4 формы:
Стоит отметить, что четвёртая форма отличается от остальных тем, что подразумевает вмешательство государственных органов с целью восстановления правопорядка (поэтому иногда её не включают в этот список).
Правовая семья
Правовой семьёй называется совокупность взаимосвязанных правовых систем, связь которых обусловлена общими источниками права, схожей структурой и историческим путём их формирования. Рассмотрим основные правовые семьи, которые принято выделять в современном правоведении.
1. Романо-германская (континентальное право)
Данная семья сегодня является одной из самых распространённых. Её используют все государства континентальной Европы. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что правовые системы многих азиатских стран испытали её влияние.
Основные особенности романо-германского права:
2. Англо-саксонская (семья общего права)
Эта семья включает правовые системы Великобритании и Ирландии, а также США, Австралии, Канады и некоторых других бывших британских колоний.
Характерные особенности англо-саксонского права:
3. Религиозная правовая семья
В некоторых странах правовые системы основываются на религиозном праве. В таком случае их относят к религиозной правовой семье, даже если на сегодняшний день влияние религии уже не столь значимо. К таковым относятся:
В чистом виде религиозное право существует на территории только одного государства – Ватикана. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти полностью подконтрольны Папскому Престолу.
Наиболее характерной особенностью религиозного права является то, что оно регулирует не только общественные правовые отношения, но и все остальные стороны человеческой жизни.
4. Традиционная правовая семья (система обычного права)
Традиционным или обычным правом называется правовая система, построенная на социальных обычаях, сформировавшихся исторически. Такая система действует во многих странах, расположенных в южной и центральной частях Африки, на Мадагаскаре, в некоторых государствах восточной Азии и Океании.
При этом стоит отметить, что любая современная правовая система имеет некоторые признаки традиционного права, поскольку обычай является древнейшим из правовых источников. И всё же в государствах англосаксонского и континентального права его влияние минимально и сохраняется лишь там, где не противоречит основным идеям.
Ключевые особенности традиционного права:
Заключение
Право – это совокупность общеобязательных норм и правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством. Его основная задача заключается в том, чтобы гарантировать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечить людям равные возможности, независимо от их социального статуса и прочих особенностей. Ключевой особенностью права является то, что все нормы в нём определены формально, а их нарушение подразумевает санкции, применимые к любому нарушителю, независимо от его социального статуса.