все что нужно знать о банковской гарантии
Как составить банковскую гарантию
И как она работает
Банковскую гарантию можно использовать не только для госзакупок, но и для получения таможенных и налоговых льгот.
Я расскажу, что такое вообще банковская гарантия, как ее оформить и проверить в реестре, а также о других неочевидных способах, где ее можно использовать.
Что такое банковская гарантия
Банковская гарантия — это обещание банка оплатить долг, если его клиент не выполнит взятое на себя обязательство. За выдачу такой гарантии банк получает плату от клиента.
Чаще всего банковской гарантией пользуются предприниматели. Например, фермер хочет купить у завода комбайн для сбора урожая. Деньги у фермера появятся только после того, как он соберет и продаст урожай. Поэтому фермер просит завод предоставить ему отсрочку по оплате трактора. Чтобы завод поверил ему и согласился продать комбайн, фермер получил у банка гарантию. По условиям гарантии банк оплатит долг фермера, если он не переведет деньги за комбайн до начала зимы.
В большинстве случаев гарантии используются при взаимодействии предпринимателей с государством — для участия в госзакупках, упрощенного возврата НДС или отсрочки уплаты таможенных пошлин.
Участники процесса
В процессе оформления банковской гарантии участвует три стороны: принципал, бенефициар и гарант. Не пугайтесь этих терминов, на самом деле все просто.
Принципал — тот, кто просит банк выдать гарантию, что исполнит свои обязательства, и платит за это. Например, предприниматель выиграл торги на ремонт школы. При заключении госконтракта он должен предоставить гарантию, что выполнит ремонт качественно и в срок. Такую гарантию он покупает у банка. В данной ситуации предприниматель — это принципал.
Бенефициар — тот, кто получит по гарантии деньги, если принципал не выполнит перед ним свои обязательства. Бенефициаром может быть как заказчик и покупатель, так и продавец, подрядчик и исполнитель. В нашем примере с ремонтом школы бенефициар — это школа. Если предприниматель вовремя не сделает ремонт, школа обратится в банк и получит возмещение по гарантии. В госзакупках бенефициар — это всегда заказчик.
Но в отношениях между предпринимателями бенефициаром может быть и подрядчик.
Например, заказчик и подрядчик подписали договор на строительство магазина. На момент подписания договора у заказчика не было средств, чтобы оплатить строительство. Подрядчик согласился, что работы полностью оплатят через три месяца после того, как магазин построят. Чтобы минимизировать риск неоплаты работы, подрядчик выдвинул свое условие: заказчик должен предоставить банковскую гарантию — если заказчик вовремя не оплатит строительство, подрядчик получит деньги у банка. В данном случае бенефициар — подрядчик.
Гарант — это банк или другая коммерческая организация, которая выдает письменное обязательство заплатить бенефициару, если принципал не выполнит свои обязательства.
Раньше гарантом мог быть только банк. Но с 2015 года право выдавать гарантии было предоставлено всем коммерческим организациям, а термин «банковская гарантия» заменен на другой — «независимая гарантия». Но гарантии для госзакупок, таможни и налоговой до сих пор могут выдавать только банки. Я буду дальше использовать термин «банковская гарантия» вместо указанного в гражданском кодексе «независимая гарантия» и «банк» — вместо термина «гарант».
Условия банковской гарантии
Обязательные условия гарантии. По закону в гарантии должны быть указаны:
Если в гарантии отсутствует хотя бы одно из этих условий, она может быть признана недействительной. Бенефициар обращается к гаранту за выплатой, а он отказывается платить — говорит, что гарантия недействительна.
Но иногда суды входят в положение бенефициара и признают гарантию действующей, даже если она не содержит одно из указанных в законе условий. Ведь чаще всего гарантию составляет сам гарант, и он должен отвечать за допущенные ошибки. Поэтому Верховный суд разъяснил, что суды не могут ограничиваться формальной проверкой текста гарантии.
Например, банк (гарант) выдал гарантию, которая обеспечивает обязательство подрядчика (принципала) построить для заказчика (бенефициара) торговый центр. То ли случайно, то ли специально банк не указал в гарантии ее бенефициара — заказчика строительства. Из-за этой ошибки банк отказался выплачивать по гарантии. Суды первой и апелляционной инстанции согласились с банком — в гарантии не указан бенефициар, поэтому она недействительна.
Заказчик подал кассационную жалобу и указал, что банк сам направил гарантию заказчику строительства, а значит, знал бенефициара. Также до выдачи гарантии подрядчик вел с банком переговоры и сообщил ему данные заказчика строительства. В итоге заказчик добился справедливости.
Дополнительные условия гарантии. Некоторые бенефициары выдвигают собственные требования к тексту гарантии. Поэтому лучше заранее получить у гаранта проект гарантии и согласовать его с бенефициаром. Чаще всего споры возникают о перечне документов, которые должен передать бенефициар гаранту, чтобы он ему заплатил.
Также стороны могут спорить о порядке передачи требования о платеже гаранту. Бенефициары стремятся побыстрее получить деньги, поэтому могут просто пересылать требования по факсу или электронной почте. Гаранты же часто требуют, чтобы им был передан подписанный директором и скрепленный печатью оригинал требования.
Условия гарантий для госзакупок. Наряду с условиями, указанными в гражданском кодексе, в гарантиях для госзакупок должны также быть указаны следующие условия:
Кроме этого, заказчик (бенефициар) может установить дополнительные требования к гарантии. Например, условие, что он как заказчик получает право бесспорно списать деньги со счета в банке в случае, если банк сам не перечислил их в течение пяти дней со дня получения требования об этом.
Такие дополнительные требования заказчик может прописать в одном из следующих документов:
Если выданная банком гарантия не будет соответствовать этим требованиям, заказчик откажется допускать участника к торгам.
Документы, передаваемые с требованием об оплате. Также в гарантии должны быть перечислены документы, которые бенефициар должен представить одновременно с требованием банку оплатить гарантию. Стороны сами согласовывают перечень таких документов. Чаще всего среди них указывают расчет долга, а также копию доверенности лица, который подписал требование.
По гарантии для госзакупок перечень таких документов утвержден правительством РФ. Вот какие это должны быть документы:
В гарантии для госзакупок нельзя указывать, что заказчик (бенефициар) должен предоставить судебные акты, которые подтвердят неисполнение принципалом своих обязательств.
Как выглядит банковская гарантия
К форме банковской гарантии есть только одно требование — она должна быть письменной. Это означает, что недостаточно просто устно договориться о выдаче гарантии. Банк обязательно должен ее оформить на бумаге.
По внешнему виду гарантия похожа на договор, но есть одно отличие — она может быть подписана только банком. При желании гарантию также могут подписать принципал и бенефициар, но это не обязательно.
Гарантии отличаются в зависимости от вида обязательств, которые они обеспечивают.
Гарантии исполнения договора. Такие гарантии защищают одну из сторон договора от его нарушения. Гарантии могут обеспечивать как обязательства покупателя оплатить товар или услугу, так и обязательства продавца передать товар или оказать услугу.
Сначала читать, потом подписывать
Вот самые распространенные договорные гарантии:
Некоторые предприниматели неответственно относятся к участию в торгах — заявляют очень низкие цены, а после победы отказываются заключать госконтракт или заключают, но плохо его исполняют. Поэтому государство предусмотрело обеспечение участия в торгах: исполнитель должен внести деньги на специальный счет или предоставить гарантии. Если победитель торгов не заключит госконтракт, то заказчик не отдаст ему внесенный на счет задаток или потребует от банка выплатить указанную в гарантии сумму. В документации о закупке прописывается, какой вид обеспечения можно выбрать, а также его конкретные условия.
Законом о госзакупках предусмотрены три вида гарантий:
Последняя гарантия была введена в закон о госзакупках в мае 2019 года и поэтому еще мало известна. Работает она так: например, продавец устанавливает гарантийный срок работы лампочек. Если лампочки сломаются в течение этого срока, заказчик сможет требовать с продавца денежное возмещение. Гарантия этих обязательств как раз и обеспечивает обязанность продавца выплатить такое возмещение.
При этом у разных гарантий разные сроки:
Гарантии для госзакупок могут выдавать только банки, которые входят в список Минфина. Чтобы попасть в список, банки должны соответствовать требованиям к уровню капитала и кредитного рейтинга.
Таможенные гарантии. Предприниматели, которые ввозят товары в Россию, должны уплатить таможенную пошлину. Если на момент ввоза товара у предпринимателя нет денег для уплаты пошлины, то ему придется влезть в долги, например взять кредит у банка.
Вместо этого можно попросить у таможни отсрочку или рассрочку уплаты пошлины и купить у того же банка, но за меньшую сумму гарантию своевременной уплаты пошлины. За счет вырученных от продажи товара денег предприниматель уплатит пошлину, и ему не придется погашать проценты за взятый кредит.
Такую гарантию может выдать банк, который включен в перечень, утвержденный таможенной службой.
Налоговые гарантии. Есть три вида гарантий, по которым бенефициар — налоговая: когда налогоплательщик хочет получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, ускоренное возмещение НДС и когда производитель алкогольной продукции хочет получить отсрочку по уплате акцизов. Вот они подробнее:
Гарантию для налоговой может выдать только банк, включенный в перечень Минфина.
Преимущества
Для бенефициара главное преимущество — легкость получения денег по гарантии. Единственное условие выплаты по гарантии — банку нужно предоставить перечисленные в ней документы. Когда банк получает полный комплект документов, он обязан заплатить. При этом банк не будет разбираться, действительно ли принципал не выполнил свои обязательства. Гарантия позволяет максимально быстро получить от банка деньги, избежав возражений принципала, что на самом деле он исполнил свое обязательство в срок и в полном объеме.
Такие споры часто возникают между сторонами договора.
Например, подрядчик сделал ремонт, а заказчик заявил, что это не ремонт, а его жалкая имитация. Спор передают в суд, который назначает экспертизу. Одна из сторон не соглашается с результатами экспертизы и просит провести повторную, и все это длится несколько месяцев, а то и лет. Если же у бенефициара будет гарантия, то он сразу же сможет получить у банка деньги.
Принципалу благодаря гарантии не нужно извлекать деньги из оборота или предоставлять залог или поручительство.
Как работает гарантия
Обеспечение банковской гарантии. Когда банк выдает гарантию, он рискует потерять деньги. Если принципал не исполнит свои обязательства, то банк заплатит по гарантии и будет требовать с него компенсацию. Но ведь принципал может не заплатить компенсацию, например из-за банкротства. В таком случае банк потеряет выплаченные по гарантии деньги.
Чтобы уменьшить риск неуплаты компенсации, некоторые банки выдают гарантии только при условии предоставления обеспечения. Например, принципал может предоставить банку в залог какое-то ценное имущество — недвижимость, машину или что-то другое. Если принципал не выплатит компенсацию, банк заберет себе заложенное имущество.
Также в качестве обеспечения банк может попросить предоставить поручительство какой-нибудь фирмы или предпринимателя с устойчивым финансовым состоянием. В таком случае банк сможет взыскивать компенсацию не только с самого принципала, но и с лица, предоставившего поручительство.
Возникает вопрос: зачем тогда нужна гарантия, если можно предоставить тот же залог напрямую бенефициару? Но не все бенефициары готовы принимать в качестве обеспечения залог или поручительство. Эти виды обеспечения часто требуют обращения в суд и работы с судебными приставами.
Администрация районной больницы объявляет тендер на закупку аппаратов ИВЛ, которые требуются этой больнице. Но если что-то пойдет не так и выбранный исполнитель исчезнет, больнице придется самой разбираться с последствиями. Администрация не умеет обращать взыскание на залог — подавать иск в арбитражный суд, искать фактическое местонахождение залога, добиваться от пристава его ареста. Больнице проще обратиться в банк с требованием оплатить гарантию.
Предполагается, что банк заплатит, поскольку имеет достаточное количество денег и дорожит своей репутацией. В свою очередь, банк имеет опыт взыскания долгов, в том числе путем обращения взыскания на залог, и поэтому готов рискнуть своими деньгами.
Гарантия может быть не обеспечена залогом или поручительством. Банки конкурируют друг с другом и в погоне за клиентом часто готовы выдать гарантию без обеспечения.
Этапы оформления
Гарантии для госзакупок, таможни и налоговой могут выдавать только банки, которые включены в утвержденные государством перечни.
Определив, какие банки удовлетворяют бенефициара, принципал выбирает конкретный банк. У каждого банка свои условия выдачи гарантии: размер комиссии, срок оформления, готовность вносить изменения в свои типовые формы. Принципал может запросить предложения у разных банков и выбрать наиболее выгодное.
Сбор и предоставление документов. Для оформления гарантии банку требуется ряд документов. У каждого банка свой перечень запрашиваемых документов.
У ИП банк, скорее всего, попросит копию паспорта, книгу учета доходов и расходов, налоговые декларации, выписку со счета и справку из налоговой об отсутствии задолженности.
У юрлица — бухгалтерскую отчетность, справку из налоговой об отсутствии задолженности, копии паспортов генерального директора, всех участников, протокол собрания участников, совета директоров или акционеров о назначении директора, приказа о назначении на должность директора, устав.
Точный список документов сообщит сотрудник банка в ответ на заявку о выдаче гарантии.
Рассмотрение заявки. Получив заявку и полный комплект документов, банк будет принимать решение о выдаче гарантии. В каждом банке свой срок принятия решения, например в Тинькофф-банке — несколько часов, в банке «Санкт-Петербург» — один день.
Общие условия выдачи банковской гарантии в банке «Санкт-Петербург»PDF, 700 КБ
При положительном решении вам предложат заключить договор и оплатить счет.
Заключение договора между принципалом и гарантом. Перед выдачей гарантии банк и принципал заключают договор, где указывается, когда и сколько принципал должен заплатить банку, в пользу какого бенефициара банк выдаст гарантию и условия выдаваемой гарантии.
Уплата суммы вознаграждения гаранту. После подписания договора банк выдаст счет на оплату гарантии. Некоторые банки готовы предоставить гарантию авансом, т. е. до ее оплаты. Но чаще всего банк выпускает гарантию только после того, как деньги поступят на его счет.
При оплате гарантии лучше учитывать сроки и оплачивать заранее. Обычно деньги приходят в тот же день, если гарантию оплатили до 16:00. Платежи, проведенные после 16:00, банк видит только на следующий рабочий день.
Выдача банковской гарантии. Гарантия вступает в силу со дня ее выдачи гаранту или бенефициару.
Чаще всего принципал получает гарантию и передает ее бенефициару. Но также банк может направить гарантию напрямую бенефициару.
Гарантии для госзакупок должны быть в электронном виде. Банковские гарантии для налоговой и таможни могут быть в бумажном или электронном виде. Электронная гарантия — это цифровой документ, подписанный электронной подписью.
При выдаче электронной банковской гарантии для госзакупок банк загружает ее в реестр гарантий. На это отводится срок в один день.
Электронная гарантия для налоговой и таможни передается банком этим ведомствам по системам электронного документооборота.
Как правило, электронную банковскую гарантию можно посмотреть в личном кабинете на сайте банка. Чаще всего ее бумажный вариант можно запросить у банка.
Использование банковской гарантии
Требование оплатить гарантию. Если принципал не исполнит свое обязательство, то бенефициар потребует от банка оплатить гарантию. Для этого бенефициару достаточно направить в банк требование совершить платеж и приложить к нему указанные в гарантии документы, например расчет долга и доверенность.
Банк не вправе отказаться оплачивать гарантию, даже если принципал уверяет, что он исполнил свое обязательство. И если банк сам знает, что обязательство исполнено, он обязан заплатить по гарантии.
Федеральное агентство (бенефициар) заявило, что строительная компания (принципал) не выполнила своих обязательств, и потребовало, чтобы банк оплатил гарантию. Банк знал, что на самом деле строительная компания добросовестно исполнила свои обязательства. Несмотря на это, банк оплатил гарантию. Согласно условиям заключенного между банком и принципалом договора банк имел право списывать со счета принципала компенсацию по оплаченной гарантии, что он и сделал.
Строительная компания с этим не согласилась и потребовала, чтобы суд вернул списанные банком деньги. Суд первой инстанции удовлетворил иск строительной компании — банк знал, что принципал выполнил свои обязательства, и не имел права списывать деньги. Но банк смог обжаловать это решение — выплата по гарантии производится независимо от того, исполнил принципал свои обязательства или нет. Если бенефициар предъявил требование о платеже и приложил все необходимые документы, то банк обязан заплатить.
п. 12 обзора Верховного суда РФ от 05.06.2019PDF, 251 КБ
Действия банка после получения гарантии. Когда банк получил требование оплатить гарантию, он должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копию требования и приложенных к нему документов. Банк должен оценить требование и приложенные к нему документы в течение пяти дней со дня, когда он их получил. В гарантии может быть установлен другой срок, но он не может превышать 30 дней.
Банк не разбирается, на самом ли деле принципал не исполнил своих обязательств, а оценивает, правильно ли составлены представленные бенефициаром документы. Например, банк может отказаться платить, если бенефициар не подписал расчет долга.
Возмещение сумм, выплаченных банку по гарантии. Принципал обязан возместить банку суммы, выплаченные бенефициару по гарантии.
Если же банк оплатил гарантию при неполном комплекте документов, то принципал не обязан возмещать его расходы. Поэтому перед тем, как возмещать гарантию, важно просмотреть присланные банком копии документов бенефициара. Возможно, бенефициар неправильно оформил документы и банк это не заметил. Достаточно просто сравнить документы со списком в самой гарантии. Также можно перепроверить, подписаны и заверены ли переданные бенефициаром документы.
Ответственность бенефициара. Может произойти такая ситуация: бенефициар потребовал оплатить гарантию, хотя принципал выполнил свое обязательство. Банк оплатил гарантию и получил от принципала возмещение. В таком случае принципал вправе требовать от бенефициара оплатить перечисленную банком сумму возмещения.
п. 16 обзора Верховного суда РФ от 05.06.2019PDF, 251 КБ
Как проверить в реестре гарантий
Информация обо всех гарантиях для госзакупок фиксируется в специальном реестре. Реестр банковских гарантий — это электронная база, в которую вносятся сведения о гарантиях, выданных участникам госзакупок.
Если банк не внесет информацию о гарантии в реестр, то заказчик откажется принимать ее в качестве обеспечения.
До 1 июля 2018 года реестр гарантий был в открытом доступе на сайте госзакупок. Участники закупок могли проверять, внесена ли гарантия в реестр. Сейчас доступ к реестру есть только у банка и заказчика — бенефициара.
Подтверждение, что гарантию внесли в реестр, — выписка из него. Такую выписку банк обязан предоставить участнику — принципалу — в течение одного рабочего дня после включения информации в реестр.
Реестра банковских гарантий для налоговой и таможни не существует. Поэтому в данных ведомствах надо запрашивать подтверждение принятия гарантий.
Стоимость
За выдачу гарантии принципал должен заплатить банку комиссию. Размер комиссии зависит от суммы, срока и вида гарантии. Также на размер комиссии влияет финансовое состояние принципала. Если у принципала положительная кредитная история, обороты по счету, то, возможно, банк установит комиссию в меньшем размере. Если же у принципала много долгов, банк может запросить более высокую комиссию.
Нет единой формулы расчета комиссии за выдачу гарантии. У каждого банка своя методика расчета. Комиссия за гарантию заявки на участие в госзакупках — в среднем 5% от суммы гарантии, а за обеспечение контракта — 10%.
Пример расчета. Комиссия по банковской гарантии считается отдельно по каждому договору и контракту. Точный размер комиссии может сообщить только банк, который выдает гарантию. Но чтобы рассчитать ее приблизительный размер, можно узнать у банка, сколько примерно будет комиссия от суммы гарантии.
1 000 000 х 5 % = 50 000 Р
В некоторых банках для расчета комиссий есть онлайн-калькуляторы.
Возврат банковской гарантии
По общему правилу, когда срок действия гарантии истек, ее не надо возвращать банку. Такая гарантия теряет свою юридическую силу, и по ней банк уже не произведет оплату.
Гарантии для госзакупок также не подлежат возврату.
Но в тексте гарантии или договора о ее выдаче может быть указано, что если срок гарантии истек, то ее надо вернуть в банк. Возврат гарантии означает, что бенефициар больше в ней не нуждается и банк не должен производить по ней выплату.
Бухгалтерский учет банковских гарантий
Бенефициары должны вести бухгалтерский учет выданных им гарантий, а принципалы — расходов на ее выдачу. Бенефициары учитывают гарантии на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Гарантия списывается со счета бенефициара при истечении срока ее действия.
У принципала расходы на покупку гарантии у банка можно учесть как себестоимость имущества, для приобретения которого она была получена. Например, если гарантия была оформлена для обеспечения оплаты автомобиля, то ее можно учитывать как часть стоимости этого автомобиля.
Нигде не указано, что принципал должен вести бухгалтерский учет самих гарантий, ведь их выдает банк в пользу бенефициара. Но выданная бенефициару гарантия может оказать влияние на финансы принципала. Например, если банк заплатит по гарантии, то потребует с принципала выплатить компенсацию. Поэтому некоторые принципалы также учитывают гарантию в своем забалансовом счете 008.
ИП могут не вести бухгалтерский учет, в том числе и учет банковских гарантий.
Что такое банковская гарантия и зачем она нужна бизнесу
Разбираемся, как получить банковскую гарантию для госзакупок и на что обратить внимание
Денис Северин
Эксперт по банковским гарантиям Тинькофф Бизнеса
Есть несколько видов гарантий: договорные, налоговые, таможенные. В этой статье разбираем только банковскую гарантию для госзакупок, остальные виды затрагивать не будем. Статья будет полезна тем, кто участвует или планирует участвовать в госзакупках.
Зачем нужна банковская гарантия
На всех этапах закупки заказчик может потребовать денежное обеспечение: страховку, что поставщик выполнит свои обязательства. Если исполнитель подведет, заказчик получит денежную компенсацию.
Нужно ли обеспечение и в каком размере — обычно прописано на странице закупки или в тендерной документации.
Существует два способа предоставить обеспечение: деньги предпринимателя или банковская гарантия. Поставщик сам выбирает, что использовать.
Деньги как обеспечение. В этом случае поставщик переводит нужную сумму на расчетный счет заказчика, тем самым замораживая деньги своего бизнеса на определенный срок — часто до конца исполнения контракта. Это не всегда удобно: поставщик может исполнять несколько госконтрактов одновременно, а сумма обеспечения может исчисляться сотнями тысяч рублей.
Банковская гарантия — это обязательство банка выплатить заказчику денежную компенсацию, если поставщик не выполнит условия договора. Если поставщик использует банковскую гарантию, ему не нужно замораживать крупную сумму на несколько месяцев.
В банковской гарантии прописывают сумму обеспечения. Если исполнитель сорвет контракт, банк выплатит эти деньги организатору закупки, а затем взыщет их с исполнителя.
Университет закупает столы, заключил договор с компанией «Березка» на 2 000 000 ₽. Для заключения договора «Березка» предоставила банковскую гарантию в размере 20% от стоимости контракта — 400 000 ₽.
Срок по договору истек, а исполнитель так и не привез мебель. Университет не переводил «Березке» никаких денег, но он остался без мебели к началу учебного года. Исполнитель не выполнил условия контракта, поэтому банк платит университету компенсацию, указанную в банковской гарантии, — 400 000 ₽. Позже банк сам взыщет эти деньги с «Березки».
Виды банковских гарантий
На разных этапах закупки могут понадобиться разные виды банковских гарантий, собрали их в таблицу:
Этап закупки | Какая гарантия может понадобиться | Кто предоставляет |
---|---|---|
Подача заявки | Гарантия на обеспечение заявки | Все, кто подает заявку на участие |
После торгов, перед началом исполнения контракта | 1. Гарантия исполнения контракта. |
2. Гарантия на возврат аванса
Заказчик может запросить обеспечение на всех этапах закупки или только на одном из них. Вся информация есть в описании конкретной закупки. Если такой информации нет — обеспечение заявки не нужно.
Участники банковской гарантии
В тексте банковской гарантии всегда указаны три стороны:
Допустим, детский сад закупает посуду и столовые приборы. Чтобы компания «Ложки-вилки» могла заключить контракт, ей нужно предоставить денежное обеспечение. Компания не хочет замораживать свои деньги как обеспечение, поэтому она покупает гарантию у банка.
В этом примере такие роли:
Обычно в речи эти термины не используются, все говорят проще — «заказчик», «поставщик». Но эти понятия прописаны в тексте банковской гарантии, поэтому их нужно знать.
Как начать зарабатывать в госзакупках
Бесплатный курс от Тинькофф Бизнеса для начинающих поставщиков — ИП и ООО.
Короткие уроки — до 10 минут каждый.
Советы от юристов, экспертов и опытных поставщиков.
Тесты и задания для самопроверки.
Шаблоны, чек-листы и другие полезные материалы.
Как получить банковскую гарантию
Краткий порядок действий — на схеме ниже:
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Выбрать банк. Исполнитель выбирает банк исходя из требований заказчика или условий закупки. Если таких требований нет — по своему усмотрению. Главное, чтобы банк был в реестре Минфина.
При выборе банка стоит обратить внимание на размер комиссии, срок оформления гарантии и на то, нужно ли предоставлять залог.
Подготовить документы. У каждого банка свой перечень необходимых документов для подачи заявки. Стоит уточнить список в том банке, который вы выбрали.
Если ИП пользуется бухгалтерией Тинькофф Бизнеса, для подачи заявки на банковскую гарантию нужен только скан паспорта. Для компаний минимальный список шире: скан паспорта генерального директора, протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя о назначении ЕИО и скан устава компании.
Оставить заявку и дождаться решения. Когда все документы на руках, можно оставить заявку на получение гарантии на сайта банка. В большинстве случаев это можно сделать онлайн.
Все документы нужно подписать квалифицированной электронной подписью — КЭП. Получить КЭП можно в любом удостоверяющем центре из списка на сайте Минцифры РФ.
У каждого банка свой срок рассмотрения заявки, в среднем от нескольких часов до суток. Если заявку одобрят — вам предложат подписать договор. Если не одобрят — придет уведомление об отказе.
Согласовать проект банковской гарантии с заказчиком. Перед подписанием договора банк присылает проект банковской гарантии. Его нужно согласовать с организатором закупки: если заказчику не подойдет ваша гарантия, изменить ее на самом последнем этапе будет сложно.
Как только заказчик одобрит гарантию, договор можно подписывать. Исключение — банковская гарантия на участие в закупке. Ее согласовывать заранее не нужно, так как заказчик не может заранее общаться с поставщиками.
Подписать договор с банком. В нем прописывают все условия конкретной сделки: срок гарантии, сумму обеспечения, ответственность сторон.
Оплатить и получить гарантию. Банк пришлет счет на оплату. Банковскую гарантию выпустят только после того, как деньги поступят на счет банка.
Если участвуете в закупке по 44-ФЗ, банк должен в течение суток разместить гарантию в Реестре банковских гарантий и прислать исполнителю ее номер. Этот номер исполнитель может отправить заказчику, чтобы он проверил наличие гарантии в Реестре банковских гарантий. Если гарантии в реестре нет, это повод насторожиться и запросить у банка уточнения.
Если нужен бумажный вариант гарантии, ее можно заказать дополнительно. Иногда перед оплатой банки сами уточняют, нужна ли доставка бумажной гарантии, например по почте или курьерской службой.
Загрузить банковскую гарантию на торговую площадку. Для участия достаточно загрузить электронный вариант банковской гарантии на электронную площадку, чтобы ее смог увидеть заказчик.
Гарантия начинает действовать со дня ее выдачи. Вернуть банковскую гарантию для госзакупок нельзя, даже если передумали участвовать или госзакупка отменилась по любой причине.
Почему могут отказать в выдаче гарантии
Самые частые причины для отказа исполнителю в предоставлении банковской гарантии:
У разных банков может быть свой ряд дополнительных критериев, которые влияют на решение о выдаче гарантии.
Сколько стоит банковская гарантия
Банковская гарантия — платная услуга, за которую исполнитель должен заплатить комиссию. Стоимость зависит от срока действия гарантии и суммы, а также от финансового состояния компании или ИП, например имущества в собственности или оборотов по счету.
В среднем комиссия на обеспечение заявки — до 5%, на обеспечение исполнения контракта — 0,5—30%, на обеспечение гарантийных обязательств — до 10%.
Что влияет на стоимость гарантии:
Также для одной и той же закупки стоимость гарантии может быть разной в зависимости от банка. В некоторых банках есть онлайн-калькуляторы. В них можно рассчитать примерную стоимость гарантии, но точная комиссия будет известна только после подачи заявки. Например, в Тинькофф достаточно выбрать тип гарантии и контракта, указать срок и номер закупки.
Самое важное
Обеспечение для участия в госзакупках
Тинькофф Бизнес поможет оформить банковскую гарантию и открыть спецсчет для участия в закупках.
Сейчас читают
Правила работы с самозанятыми
Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания