все что нужно знать кассиру
Как бизнесу работать с наличными и не попасть на штрафы
Что такое кассовая дисциплина и как с ней работают
Кассовая дисциплина — это порядок работы с наличными, установленный Банком России.
Ее должны соблюдать все компании и предприниматели — иначе налоговики могут оштрафовать. Расскажу, что нужно знать о кассовой дисциплине, чтобы не попасть на штрафы.
Зачем нужна кассовая дисциплина
Обычно под кассой имеют в виду аппарат, который выдает чек. Но есть еще одно понятие — касса организации, или операционная касса.
Касса организации — это все операции компании с наличными, которые подтверждены документами. Например: выдать работникам зарплату, передать выручку инкассаторам, принять оплату от покупателя.
Кассовую дисциплину обязаны соблюдать все организации, у которых в обороте есть наличка: магазины, кафе, автозаправки. Если компания со всеми расплачивается исключительно безналом, ее это не касается.
Обычно работник, который выдает и принимает деньги — это кассир. Еще с кассовыми документами работает бухгалтер, а некоторые из них подписывает руководитель. В розничной торговле может быть продавец-кассир, а еще — бухгалтер-кассир. В этих должностях функции совмещаются. В маленькой организации все кассовые документы может вести один человек, сам руководитель.
Кассовые документы подтверждают движение денег по кассе. Если документов нет или они оформлены неправильно — невозможно установить, сколько денег должно быть у организации. Еще кассовые документы могут потребовать при налоговой проверке. За несоблюдение кассовой дисциплины могут выписать штраф.
ИП ведут кассу в упрощенном порядке. Для них обязательны только документы на выдачу зарплаты работникам наличными. Еще ИП должны соблюдать лимит расчета наличными и тратить наличную выручку только на разрешенные цели. Все остальное касается только организаций.
Где хранить наличные, каждая организация и предприниматель решают сами. Как правило, это сейф или ящик контрольно-кассовой техники, ККТ. Важно, чтобы место могло закрываться на ключ — на случай если кассиру нужно куда-то отойти. Но государство место хранения наличных денег не регулирует. Руководитель компании или ИП решают сами, как хранить наличные.
Как победить выгорание
Какие документы нужны для работы с наличными
Все действия с наличными подтверждают кассовыми документами. Всего их пять:
Обязательные из них первые три. Платежная ведомость и книга учета кассиром принятых денежных средств оформляются только в некоторых случаях. Расскажу подробно о каждом кассовом документе.
Ордеры оформляют и в электронном виде — но тогда у бухгалтера и кассира должны быть электронные подписи.
Приходный кассовый ордер оформляют либо по данным чеков, выбитых за смену, либо по отчету о закрытии смены — его выдает кассовый аппарат в конце рабочего дня. Организация или ИП сами решают, как им удобнее: заполнять отдельный ордер на каждый чек или делать один ПКО по всей выручке за смену. Отдельные ордеры на каждый чек могут быть удобны, например, для автомагазинов или в оптовой торговле. Вторым способом пользуется большая часть торговых точек, особенно магазины и кафе, где большой поток клиентов.
Расходный кассовый ордер. РКО тоже оформляет бухгалтер, но уже когда нужно выдать наличные. Например, зарплату сотрудникам, деньги на оплату коммунальных услуг или покупку воды в офис.
В расходном кассовом ордере указывают его номер, дату, паспортные данные получателя денег, сумму цифрами и прописью.
Кассовая книга. В нее вносят все движения по кассе за день и за определенный период — месяц, квартал, год. Записи делают по каждому приходному и расходному ордеру.
11 марта бухгалтер магазина снял в банке 80 000 Р на зарплаты и выдал их работникам. В этот день в кассовой книге будет две записи — одна о поступлении наличных из банка, вторая о выдаче зарплаты.
Больше движений по кассе организации за этот месяц не было, поэтому в кассовой книге за март будет два листа — за 4 и 11 марта.
Расчетно-платежная ведомость. Ее оформляют, когда выдают работникам зарплату наличными. На общую сумму, указанную в расчетно-платежной ведомости, оформляют один расходный кассовый ордер. Если сотрудников мало, вместо ведомости можно сделать расходные кассовые ордера на каждого.
В расчетно-платежной ведомости указывают:
В ведомости обязательно пишут общую сумму выдачи и срок, за который зарплату должны выдать из кассы.
Еще есть платежная ведомость. В отличие от расчетно-платежной, в ней только суммы к выдаче по каждому работнику, а начисления — в отдельной расчетной ведомости.
Бланк платежной ведомостиPDF, 67,9 КБ
Какие ведомости использовать, решает организация — кому как удобнее.
Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Ее заполняют, если у компании или ИП несколько кассиров и они передают друг другу деньги. Например, мелкие купюры на размен в магазине. Кассиры при этом могут работать в разных местах — один в офисе, другой в магазине, третий на складе. Если кассиров несколько, один назначается старшим. Если кассир один, то книга не нужна.
Какие правила нужно знать при работе с документами
Кассовые документы оформляют, если в течение дня были операции с наличными, если нет — не нужно. Вот еще несколько основных правил.
Можно купить кассовую книгу или оформлять ее — в электронном виде с КЭП и без нее. Кому как удобно. Если компания ведет кассовую книгу на компьютере, в конце дня листы кассовой книги распечатывают в двух экземплярах и подписывают.
Важный момент: если в компании нет электронного документооборота, но она ведет учет в системах вроде 1С, СБИС и «Контур-эльба», то все бумаги надо распечатывать и подписывать вручную.
При электронном документообороте кассиры и бухгалтеры обмениваются документами в защищенном сервисе и используют электронную подпись, поэтому дублировать их на бумаге не нужно.
В документах не должно быть исправлений. Если допустили ошибку, придется составлять заново, в том числе и в электронном виде.
Хранить все кассовые документы надо минимум 5 лет. Исключение — документы на выплату зарплаты, их хранят 6 лет, а если на работников не ведутся лицевые счета — 50 или 75 лет. Сроки отсчитываются после окончания года, в котором составлены документы. Например, для бумаг, оформленных в 2020 году, срок хранения начинается с 1 января 2021 года.
В конце рабочего дня кассир считает деньги в кассе и проверяет с записями кассовых документов — совпадают ли суммы. Составлять кассовые документы — функция бухгалтера, принимать и выдавать деньги — кассира. Но на практике один работник может совмещать функции. Например, бухгалтер-кассир может заниматься оформлением документов, приемом и выдачей наличных. А продавец в магазине часто принимает наличные, то есть выполняет функцию кассира.
В супермаркете работает кассир. Он принимает наличные, пробивает чеки и в конце дня снимает отчет о закрытии смены. Затем деньги он сдает главному кассиру. Бухгалтер делает приходный кассовый ордер на сумму принятых от кассира денег.
Иногда на кассира возлагается часть обязанностей бухгалтера — самостоятельно составлять некоторые приходные и расходные документы. Вот как тогда будут выглядеть его действия.
Кассир Анна проработала смену и стала снимать кассу — то есть считать выручку и формировать отчет о закрытии смены с кассового аппарата. Согласно должностной инструкции, Анна самостоятельно оформляет приходный кассовый ордер на выручку. Под конец дня у нее есть: составленный ею ПКО на наличную выручку в сумме 43 980 Р и два расходных ордера — на выдачу 3000 Р работнику под отчет и на сдачу наличных 40 000 Р в банк.
Как принимать наличные
Деньги принимает кассир. Он пересчитывает и проверяет платежеспособность банкнот. При этом у покупателя должна быть возможность наблюдать за действиями кассира. Кассир обязан принимать деньги даже с небольшими повреждениями, например надорванные купюры.
В конце смены кассир формирует с помощью кассового аппарата отчет о закрытии смены и сдает деньги главному кассиру. Если по инструкции кассир сам составляет приходные и расходные документы, он оформляет приходный кассовый ордер на выручку, а также другие поступления в его кассу, и потом передает кассовые документы бухгалтеру.
Есть ситуации, когда кассиру нужно принять в кассу наличные по ПКО, который составил бухгалтер. Тогда кассир проверяет подписи на документе и совпадает ли сумма наличных с той, что указана в ордере. Потом подписывает ордер, отрывает от него квитанцию и выдает вносителю денег.
Как выдавать деньги
В течение дня кассир может выдавать наличные поставщикам, подрядчикам и работникам компании. На каждую выдачу денег из кассы бухгалтер оформляет расходный кассовый ордер. А если выдают зарплату, то — расчетно-платежную или платежную ведомость и к ней — единый расходный кассовый ордер. Кассир заполняет расходный кассовый ордер и пробивает чек, если по закону это необходимо — например, при возврате товара.
Кассир готовит деньги к выдаче и передает получателю расходный ордер — для подписи. Затем кассир пересчитывает деньги так, чтобы можно было наблюдать за его действиями, и отдает их получателю.
Из кассы можно выдавать только целые платежеспособные банкноты. Купюры с повреждениями выдавать нельзя — их сдают в банк.
Получатель может пересчитать деньги только перед кассой, иначе кассир не примет претензии по сумме. После выдачи наличных кассир подписывает РКО.
Зарплату, стипендию и другие выплаты работникам могут выдавать не только по расходным кассовым ордерам, но и по ведомостям — расчетно-платежным или платежным.
На что можно выдавать деньги из кассы. Наличные, полученные в виде выручки за проданные товары, работы, услуги выдают только на конкретные цели:
На другие цели выдавать деньги, поступившие в виде выручки, нельзя. Например, заем для другой организации можно перечислить по безналу или сходить в банк и взять там наличные. Это должны делать все организации, кроме ломбардов, микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов — у них другой порядок выдачи займов.
Если деньги поступили в кассу из банка — их можно тратить на любые нужды организации, без ограничения целей.
Если деньги не поступили в качестве выручки и не получены из банка — тратить их нельзя, их нужно сдать в банк.
Лимит остатка кассы
Кроме правил по приему, выдаче и хранению наличных есть еще одно — по соблюдению лимита остатка кассы.
Лимит остатка кассы — это максимальная сумма, которую можно хранить в кассе на конец рабочего дня. Если организация или ИП превысит лимит, ее могут оштрафовать.
Лимит обязаны устанавливать и соблюдать только средние и крупные предприятия. ИП и малый бизнес — по желанию. Делают это для безопасности, чтобы в кассе под конец дня не оставалось слишком много наличных.
Компании, которые считаются малым бизнесом, занесены в реестр ФНС
Новые организации тоже должны устанавливать лимит остатка кассы. Так как исходить им не из чего, они берут предполагаемые суммы. Например, только что открытый магазин посуды тоже должен считать лимит остатка кассы по поступлению денег. Основатель магазина предполагает, что его выручка будет около 50 000 Р в день — эту сумму компания и должна взять в качестве основы расчета.
Если организация должна установить лимит, но не сделала этого, то лимит считается равным нулю. То есть любая сумма в кассе на конец дня будет нарушением.
Есть исключение: сверх лимита в кассе можно хранить деньги в дни выплаты зарплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения в эти дни кассовых операций. Важно — срок выдачи зарплаты не должен превышать пяти рабочих дней, включая день получения наличных из банка.
Расчет лимита кассы по поступлению денег. Формула расчета лимита выглядит так:
Выручка от продажи / расчетный период × период между днями сдачи наличных в банк
Расчетный период — это число дней, за которые мы берем данные по выручке. Чем период больше, тем надежнее расчет. Расчетный период можно выбрать любой, но не более 92 дней. Например, можно взять период 7 дней, 14 дней, 60 дней. Лучше включать в расчетный период те недели или месяцы, в которые было наиболее характерное, обычное поступление денег. Так лимит будет проще соблюдать.
Период между днями сдачи наличных в банк можно взять не больше 7 дней. Если в населенном пункте банка нет, то — до 14 дней.
Расчет лимита кассы по объему выдачи денег считают так:
Объем выданных денег (кроме зарплаты) / расчетный период × период между днями получения наличных в банке
Расчетный период также можно выбрать любой, но не более 92 дней, а период между днями получения наличных в банке аналогично предыдущей формуле — до 7 или 14 дней.
Организация рассчитывает лимит кассы по объему выдачи денег. За расчетный период она взяла 92 дня, период между днями получения наличных в банке установила максимальный — 7 дней.
Как рассчитываться наличными
Лимит расчета наличными — это максимальная сумма, которую можно передать во время расчетов с партнерами — другими юрлицами и ИП.
Лимит для всех одинаковый — 100 000 Р по каждому договору.
Это правило касается не только крупного и среднего бизнеса, но и всех остальных — организаций малого бизнеса и ИП.
Это правило ввели, чтобы фирмы и ИП меньше рассчитывались наличными, а больше безналом. Налоговой легче контролировать безнал и следить за тем, как организации платят налоги.
максимальная сумма оплаты наличными для компаний и ИП
Если у договора кончился срок действия, но расчеты по нему еще не завершены, лимит сохраняется.
Если разбить один большой договор на несколько маленьких ради соблюдения лимита, налоговая может посчитать такое деление намеренным, объединить договоры и оштрафовать за превышение лимита. Так делать не стоит.
Что делать компаниям с несколькими кассами
У организации или ИП может быть несколько мест, где ведутся расчеты. Например, это может быть несколько магазинов торговой сети или разные платежные терминалы в одном кафе.
Деньги, которые получили в каждом месте, в конце дня нужно сдать либо в кассу организации или ИП — это называется главной кассой, либо в банк. Если деньги сдаются в главную кассу, дальше их передают в банк.
Главная касса принимает деньги в той сумме, которая указана в фискальном отчете — его выдает кассовый аппарат в конце смены. Не меньше и не больше — иначе это нарушение кассовой дисциплины.
После того как деньги сданы в главную кассу или банк, в кассовом аппарате можно открывать новую смену, если это нужно. Так бывает, например, когда рабочий день в главной кассе короче, чем в других местах. В этом случае остаток в кассе магазина, кафе или торговой точки, даже оставшийся на ночь, может быть равен сумме пробитых чеков новой смены. Давайте разберем на примере.
Главная касса организации работает с 8:00 до 16:00, а магазин — с 10:00 до 18:00. Кассир в магазине один. В 16:00 часов он закрывает смену и сдает деньги вместе с фискальным отчетом в главную кассу. После этого кассир открывает новую смену и продолжает работать до закрытия магазина. Сумма, которая поступит за этот период, остается в магазине на ночь.
На следующий день, в 10:00 кассир продолжает смену и снова закрывает ее в 16:00. Тогда в отчете о закрытии смены отразится выручка с 16:00 до 18:00 за вчерашний день и с 10:00 до 16:00 за текущий.
Закрыть любую смену надо не позднее 24 часов после открытия. Смен за день может быть несколько, но так как кассир отвечает за деньги, которые поступили в его смену, закрывать должен тот сотрудник, кто открыл. Это возможно, если ежедневно работает один и тот же кассир.
Если кассиры меняются, тот, кто закончил работу, должен закрыть смену и передать остаток другому кассиру или старшему кассиру под подпись в своей книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств, о которой мы сказали выше. У каждого кассира своя книга учета.
Например, у организации есть офис и ресторан. В офисе находится главная касса, в ресторане работает администратор, который выполняет функции кассира.
Главная касса в офисе работает до 18:00, а ресторан — до 23:00. Согласно приказу руководителя, в 17:00 ресторан сдает наличную выручку в главную кассу.
Администраторов два: один утром с 10:00 до 17:00, второй — вечером с 17:00 до 23:00 часов. Первый администратор открывает смену ККТ в 10:00, пробивает чеки до 17:00, после чего закрывает смену и сдает выручку в главную кассу. В своей книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств он делает две записи — поступление выручки и сдача старшему кассиру.
Второй администратор открывает новую смену в 17:00, пробивает все чеки от клиентов ресторана и закрывает смену в 23:00. После этого он может либо сдать деньги в главную кассу в 23:00, либо до начала следующей смены. Еще один вариант — сдать деньги в банк, например через банкомат с функцией приема наличных, инкассаторский терминал или вызвать инкассаторов.
После того как кассу сдали в главную кассу или банк, остаток средств во всех торговых точках организации не должен превышать установленного лимита остатка кассы. Излишек нужно сдавать в банк через инкассаторов или самостоятельно. Если денег на конец дня будет больше лимита — это нарушение кассовой дисциплины. Это не касается малого бизнеса, если он сам не установил себе лимит остатка кассы.
Как быть с обособленными подразделениями
Обособленное подразделение — это часть организации, которая работает в другом месте — например, филиал или представительство компании, дополнительные офисы.
Обособленные подразделения сами оформляют кассовые ордеры и ведут кассовую книгу. Исключение — если по завершении дня они сдают все деньги в головную организацию.
Копию листов кассовой книги они передают головному подразделению в порядке, установленным им. Например, раз в неделю через систему электронного документооборота. Подразделение также может не вести книгу, если в конце дня сдает все наличные в главную кассу.
Подразделение обязано установить и соблюдать лимит остатка кассы, если самостоятельно сдает наличные в банк. Если подразделения сдают деньги в главную кассу, то лимит для каждого подразделения не устанавливают.
Какие есть штрафы, если нарушить кассовую дисциплину
Проверяет кассовую дисциплину и штрафует налоговая инспекция. Нарушениями считается, если:
Отдельные штрафы есть за неприменение кассового аппарата (непробитие кассового чека):
За повторную продажу товаров без кассы наказывают — при условии, что сумма расчетов — 1 млн рублей и более. Налоговики могут приостановить деятельность компании или ИП до 90 суток, а должностных лиц (руководитель, главный бухгалтер) — дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.
Должностная инструкция продавца-кассира
Должностная инструкция продавца-кассира необходима для закрепления основ рабочего взаимодействия сотрудника, нанимаемого на обозначенную должность, с персоналом, клиентами и работодателем. Этот документ определяет базовые аспекты трудовой деятельности: от квалификационных требований, предъявляемых к кандидату, до возлагаемых на него обязанностей. Все это требует серьезного подхода к составлению и согласованию документа.
Образец должностной инструкции продавца-кассира
1. Общие положения
Кандидат на эту позицию должен отвечать следующим требованиям по квалификации:
Продавец-кассир должен разбираться в следующем:
2. Функции
На продавца-кассира возлагаются следующие трудовые обязанности:
3. Ответственность
Продавца-кассира можно привлечь к ответственности на следующих основаниях:
4. Права
Продавец-кассир обладает следующим перечнем прав:
5. Условия труда
Для чего составляют инструкцию
Инструкция входит в перечень юридически значимых документов фирмы, регулирующих сферу её отношений с работниками. Она определяет основные моменты деловых взаимоотношений специалиста с руководством работодателя.
Директор магазина, ориентируясь на пункты инструкции, ожидает от продавца-кассира соответствующего поведения на рабочем месте. Сотрудник, в свою очередь, может спокойно выполнять свою работу, не опасаясь дополнительных нагрузок, не имеющих отношения к его обязанностям. Для обеих сторон инструкция служит не только средством выстраивания деловых отношений, но и инструментом для предотвращения внутренних конфликтов.
Что нужно учитывать при написании ДИ
Действующие нормы трудового законодательства не определяют форму и содержание должностной инструкции, поэтому компании могут составлять её в соответствии со спецификой собственной деятельности. Однако есть и определенные стандарты составления документа. Обычно инструкция состоит из нескольких базовых разделов:
Дополнительно работодатель может добавить ещё несколько пунктов, конкретизирующих определенные рабочие аспекты, к примеру — условия труда.
Общий раздел
Начальный раздел инструкции, где дается общее описание квалификации специалиста, каким стандартам должен соответствовать кандидат на должность, и других типовых моментов.
Перечень навыков, владение которыми ожидается от работника, является ключевым элементом данного раздела, так как они должны соответствовать именно тем функциям, которые описываются далее.
Функции
В разделе прописывают те рабочие обязанности, которые требуются от специалиста именно в данном магазине. Важно учесть и сферу деятельности фирмы, и особенности работы конкретных магазинов, которые могут сильно отличаться в зависимости от их размеров и местоположения.
В подавляющем большинстве магазинов продавцов-кассиров несколько. В данном случае работодателю важно понять, нужна ли индивидуальная инструкция для каждого специалиста или же можно воспользоваться общим шаблоном.
Ответственность
Еще один типовой раздел, посвященный общему описанию принципов ответственности специалиста за допущенные им нарушения, связанные с работой. Тут описываются именно общие моменты привлечения к ответственности, воздерживаясь от конкретики, которая будет выявлена позднее, в ходе соответствующих разбирательств.
Права
В разделе перечисляют права специалиста, с учетом специфики магазина и размеров фирмы, а также сферы её деятельности.
Условия труда
Раздел включается по желанию работодателя. Для продавца-кассира он желателен, если есть необходимость особо выделить какие-то рабочие моменты. Так, можно особо выделить льготы по предоставлению работодателем фирменной одежды или по его участию в оплате повышения квалификации сотрудника.
Готовая и согласованная должностная инструкция распечатывается на фирменном бланке. Для каждого работника — индивидуально, в единственном экземпляре. Далее проставляются подписи — самого продавца-кассира, а также директора магазина или иных уполномоченных лиц, представляющих работодателя. Печать фирмы ставить на инструкции не нужно.
Продавец-кассир в супермаркете — что нужно знать об этой работе?
Каждый из нас ходит в супермаркеты, однако не все задумываются о тех, кто в них работает. При этом работа в супермаркете далека от идеальной или простой — она сложна и с моральной точки зрения, и с физической. Умение работать с покупателями иногда требует железных нервов. Домовик пообщался с человеком, который работает в супермаркете в Приморском крае. Теперь мы больше знаем о людях, живущих по другую сторону от кассового аппарата.
Как устроиться кассиром
Никто не приходит работать в магазины от большого желания. То же самое было и со мной — моей дочери исполнилось пять лет, когда муж лишился заработка.
Начало нулевых, короче, было не самое приятное время нашей жизни, особенно в Приморском крае. Денег не хватало, а еще и ребенка содержать надо было.
На тот момент мне было всего двадцать пять лет, а за всю свою жизнь я еще не отработала ни одного дня. Выходить на работу мне было просто страшно, да и вообще мне вспоминать тот отрезок времени совсем не хочется. Тогда меня уговорила моя мама — она настаивала на том, чтобы я шла на собеседование.
Мне повезло, так как мать моего мужа работает главным бухгалтером в торговом центре. И она держит всех арендаторов как на цепи. Да и вообще она очень волевая женщина, которую все боятся. Свекровь прошлась и нашла мне место, где была открытая вакансия продавца.
Да что уж говорить, я и сама ее боялась не меньше других, но работать просто уже было необходимо. Ведь наша дочь тогда не ходила в детский сад, и я дома сама занималась ее обучением. Пришлось быстро ее определить в одно из близлежащих учреждений и идти самой работать.
Мое первое место работы — был магазин бытовой техники. Пылесосы, чайники, первые мобильные телефоны. Хочу сказать, что в то время консультаций, как таковых просто не существовало. И обращаться за помощью к продавцу было просто бессмысленно.
У меня были какие-то планы продаж, но они все зависели от случая придет ли покупатель или нет. Я абсолютно не понимала, чем отличается один телевизор от другого. Ну, разве что по диагонали экрана и по цене.
А про сотовые телефоны так я вообще молчу. Они просто ставили меня в тупик. Ведь на тот момент они только входили в массы. Поэтому для меня это что-то инопланетное было. К слову, их брали очень редко.
Стоили они бешеных денег, да и в принципе все могли обходиться и стационарными телефонами. С бытовой же техникой я проработала уже пару лет. Потом уволилась, так как муж снова нашел хорошую работу и проблемы с деньгами исчезли.
Как сменить работу
Этот опыт запомнился мне сильнее всего, так как стал моим входом в эту профессию, если ее можно таковой назвать. После увольнения я пару лет просидела дома, в это время занимаясь воспитанием и обучением дочери.
Но уже во мне поселилось понимание того, что я могу зарабатывать деньги. Ребенок подрос, можно было идти снова устраиваться на работу.
Дальше в моей так называемой карьере идут продавцы обычных придомовых продуктовых магазинов. Нормальная работа, ничего особенного не скажешь. Сложная, тяжелая, нервы всегда на пределе. Такие обычные будни обслуживающего персонала. Работаешь с бабушками, покупающими молоко, алкоголиками, которые снова пришли за водкой. Ну и с детьми, которые пришли за чипсами. Иногда можно с кем-то поболтать, потому что клиенты таких магазинов — одни и те же люди, которые становятся постоянниками.
В моей голове все еще жила мысль о том, что жизнь может быть лучше. И я всегда могу уйти из сферы обслуживания. Только вот замуж я вышла рано, бросила учебу в колледже и родила. В общем, вариантов куда идти работать у меня не было.
Самый большой мой опыт работы связан с супермаркетами. Они начинают активно открываться у нас в городе, вакансии там постоянно есть.
Работать в них престижнее, чем в обычных магазинах — обычно там есть социальные гарантии, которые не предусмотрены в придомовых ларьках. Во всяком случае, есть отпуск, можно попробовать выбить у начальства больничный. Могут быть премирования, ну и самое главное — официальное трудоустройство.
С последним всегда огромные проблемы у индивидуальных предпринимателей. Они не хотят платить налоги, но я их за это не осуждаю. Все-таки они все выживают так, как могут.
Как продвинуться по карьерной лестнице
В моем первом супермаркете я быстро доросла до должности администратора. Но потом забеременела вторым ребенком, и начальство провернуло махинацию. После чего меня и уволили в декретном отпуске.
Там буквально произошла ликвидация предприятия, куда я была устроена. Но магазин продолжал при этом работать. Мне не хотелось в этом разбираться, сделать я все равно ничего не могла. Только бы нервничала и время потратила, которое могла вложить в воспитание своего ребенка.
После декрета я устроилась в супермаркет, который и сейчас является моим местом работы. О нем я хочу рассказать подробнее. Именно там произошел мой профессиональный рост, а также еще и личностный. Работа там конечно очень стрессовая, но после нее любой человек становится как будто железным. И никакие проблемы его уже не возьмут.
В среднем моя зарплата — 30 тысяч рублей. А если наш магазин выполняет план продаж, то продавцы получают сверху еще по 2 тысячи рублей. Это небольшие деньги, но все равно каждый раз радостно.
Работа по сменному графику, по 13 часов в день. В которые как бы включен часовой обед.
Если хочется получать больше денег, то необходимо брать и подработки, а иначе никак. Хочешь зарабатывать — то иди и впахивай как конь.
Обычно без выходных работают парни — грузчики, охранники и просто те, кто товар выставляют. Все-таки мужчины более выносливы как физически, так и морально.
Из недавних историй — мой коллега предложил своей девушке выйти за него замуж. Она, естественно, согласилась. Теперь он должен был отработать два месяца без выходных, чтобы сыграть достойную свадьбу.
Да, он действительно смог выстоять столько, но только стоило ли оно того? Он тогда так никому и не ответил. Это было год назад, только в настоящее время они даже вместе уже не живут. И это печально.
Как устроена работа в супермаркете
Рабочий день всегда начинается в 8 утра. А в 7:30 я выхожу из дома, отвожу дочку в детский сад. На смену нужно приходить за 15 минут до ее начала, ведь опаздывать у нас строго запрещено.
Потом переодеваешься в форму, ищешь начальника охраны. И вместе с ним необходимо идти к бухгалтеру и получать кассу — размен на день, 4 тысячи рублей. То есть когда утром приходит кто-нибудь, кладет жевательную резинку и 5 тысяч рублей, а кассир говорит, что сдачи нет — значит ее действительно нет. Обычно люди любят поскандалить, вспоминают все законы. Но, а где я ее возьму? Работа с деньгами в супермаркетах — это очень строгий момент, который контролирует сразу несколько человек.
На смене есть два перерыва по пятнадцать минут на чай, а также большой получасовой на обед. Но все равно ешь всегда очень быстро, так как сотрудников не хватает.
С перекурами тоже все строго, и они у нас только “по талонам”. Раньше на день выдавали 5 талончиков, а после того. Как наш директор бросил курить, то стали выдавать по 3 штуки. Как-то маловато получается.
А для того, чтобы выбегать на курилку. Нужно еще подружиться с начальником охраны. Охранники часто входят в положение и понимают, что человек хочет отдохнуть и выпустить пар посредством курения. В общем каждый расслабляется как может.
Покидать кассу нам строго запрещено с 17 до 20 часов. Все эти три часа ты сидишь на попе ровно, и обслуживаешь. Это час-пик — когда все возвращаются с работы, и тащат домой еду.
В это время все кассиры обязаны находиться на рабочем месте. Ведь не разрешают никаких перекуров и перекусов. А после восьми вечера уже и не хочется ничего есть — через час идешь уставший и замученный домой.
Особенности работы в супермаркете
Подходит охранник, и вместе с ним вы снимаете кассу. И идете затем в бухгалтерию пересчитывать наличные деньги. Обычно у нас не бывает недостач, но если такое и происходит — то все записывается в специальную тетрадочку и списывается с зарплаты кассира.
Мой максимум по недостаче был 200 рублей. В общем их не так жалко. А вот у моих коллег иногда были и по пять тысяч недостачи.
Обычно в таком случае начинается разбирательство — просматриваются камеры, начинают следить за кассиром усиленнее. Но часто ничего не находят, а эти деньги списывают с их зарплаты в любом случае. Получается, что работник отпахал три дня просто бесплатно. И это очень обидно.
Кто бы что ни говорил, но в супермаркетах для кассиров есть и карьерный рост. Обычно дыры в кабинетах закрываются именно кассирами или грузчиками.
Если начальство видит, что ты хорошо работаешь, то обязательно предложит повышение или горизонтальный карьерный рост. Но бывает и такое, что кассир сам приходит обучаться на товароведа. Вроде там и зарплата больше, и возможностей. Но все равно люди пугаются и возвращаются назад на кассу. Ведь много кто боится ответственности, и я их за это не осуждаю. Кому-то действительно легче и приятнее быть обслуживающим персоналом.
Все, что покупается в магазине в течение рабочей смены для себя — должно быть проклеено, а на чеке должна быть роспись начальника охраны. Прикрепляют на продукт такой стикер, на котором стоит печать, дата и роспись контроллера — с этим все очень серьезно. Если обнаруживается что-то не проклеенное, то может быть выписан штраф. Но таких случаев на моей памяти еще не было.
Как происходит ревизия товара
Хочется еще отдельно рассказать про инвентаризации товара. Ведь от них просто невозможно отвертеться. Если что-то тебе не нравится — то пожалуйста. Увольняйся, никто тебя не держит насильно.
Эту работу обязаны выполнять все сотрудники без исключения. Директор магазина в конце месяца составляет на следующий месяц график ревизий. Обычно в него ставятся два человека на одну категорию товара.
Только стоит сказать, что инвентаризация обязана происходить после закрытия магазина. То есть что получается. Ты отпахал свои 13 часов на смене, но тебе еще и сверху накидывают не оплачиваемое рабочее время. В общем это не самое приятное, что с нами происходит.
Мало того, что мозги уже сварились за день, и совсем не соображают. Так еще и физически сил никаких нет.
У меня как-то была ревизия на овощи и фрукты. Мы считали остатки товара всю ночь, а на следующий день нам звонят и говорят, что у нас недостача в один миллион рублей. На самом же деле, такого просто не может быть. Потом ставят нам новый день на то, чтобы опять все пересчитать. Так мы целый месяц и считали эти овощи, пока не вышли в недостачу в сто тысяч рублей. Такая сумма считается еще допустимой в этой категории товаров.
Но, например, если считают алкоголь и там такая недостача, то это убийственный момент. Платить, естественно, никого не заставят. Но ты будешь искать недостающие бутылки до последнего, хоть целый год.
С алкоголем сейчас все очень строго. Никогда на моей памяти такого не было. Акцизы пробиваем, и постоянный контроль не только от начальства, но и от государства.
Принимают алкоголь от поставщиков по строгой декларации. Если сотрудник разбивает бутылку, то он же ее и покупает. Алкоголь списывать строго запрещено законом.
Я помню, как грузчика заставили выкупать ящик водки, который он случайно уронил. Хотя бы приятно то, что это не виски был. Около трех тысяч рублей с мужика тогда списали с зарплаты.
За каждым сотрудником закреплен свой отдел. Мой — отдел конфет и печенья. То есть за ним мне нужно обязательно следить в течение всего дня. И проверять, нет ли дырок в фасовочных мешочках. Если директор такое увидит, то по шапке мне настучит. Также еще ходят аудиторы, которые проверяют выкладку товара на витрине.
Еще сотрудник обязан следить за сроками годности товара. Ведь просрочки ни в коем случае на витрине быть не должно. Если проморгал — то сам ее и покупаешь. И никаких скидок здесь для вас нет. Но на моей практики такого не было, так как все к этому относятся серьезно.
Самый главный миф, который существует — это перебивка сроков годности на товаре. Поймите, что этого реально не существует.
Весь непригодный товар списывается и передается назад поставщикам. И они уже сами отвозят его на мусорку, но могут и отказаться везти. Тогда под строгим надзором охраны его выкидывают в баки наши грузчики.
Самим же сотрудникам строго запрещено присваивать такой товар себе. А то мало ли, съешь просроченный тортик и на работу завтра не выйдешь. Кто работать-то будет за тебя? Такая вот политика у нашего директора.
Воровство покупателей — это постоянная вещь. Не понимаю, что именно движет этими людьми. Вероятность быть пойманными и опозоренными на весь магазин — 99 процентов.
Мужчины чаще всего воруют алкоголь, а женщины прут станки для бритья и гели для душа. Когда их останавливает охрана, то постоянно, оказывается. Что у них на парковке в закрытой машине дети сидят, и сейчас от кислородного голодания они умрут. Походу все одной методичкой из интернета пользуются.
Полицию в таких случаях никогда не вызывают, и обходятся только воспитательной беседой. Ну и ворованный товар им необходимо оплатить именно из-за этой цели.
Хотя подростки и даже дети, тоже постоянно воруют. Но там обычно шоколадки, киндеры, жевательная резинка. В таких случаях необходимо постоянно звонить родителям и выслушивать от детей плач и слезы.
Как штрафуют и наказывают в супермаркете
Воровство сотрудниками компании тоже существует. Только оно всегда не проходит бесследно, и тут одними только воспитательными беседами не обходится. Воровство денег из кассы — это у нас самая популярная кража.
Обычно кассиры вытаскивают максимум тысячу рублей. С этим не разбираются — сразу увольняют. На моей памяти еще был случай, когда женщину уволили всего лишь из-за пятидесяти рублей.
Мужчина покупал сигареты и оставил их на кассе, как бы “на чай”. А она засунула их в свой карман. Это по камерам увидела охрана, и ее уволили в тот же день.
Одна из самых частых практик — это проверка кассы. В течение дня, когда по камерам что-то не понравилось начальнику охраны. Или, может быть, он в чем-то засомневался. Тогда он приходит и снимает у тебя кассу. Затем относит ее к бухгалтеру, и они вместе ее пересчитывают. Раньше такое делали постоянно, но сейчас стали намного реже.
Покупатели, желающие приобрести алкогольные напитки или сигаретную продукцию. Обязаны показать мне документ, удостоверяющий их возраст. Скандалов по этому поводу в настоящее время уже нет. Это раньше, когда только усиливался контроль, была постоянная ругань между покупателем и продавцом. Сейчас же, все происходит более-менее комфортно для обеих сторон. Если продавец отдал эту продукцию без проверки личности. Особенно молодому человеку, то может быть выписан большой штраф проверяющими органами. Как кассиру, так и самому магазину.
Музыку в супермаркетах выбирает чаще всего начальство в лице директора. Он любит ставить только свои песни, а потом ходит по залу и поет их. Иногда музыка помогает скоротать день побыстрее, или чтоб развеселить обычный труд. Но чаще всего воспринимается мной как шум. Постоянно находясь в такой обстановке, ее даже уже не замечаешь. Только вот тишина воспринимается после нее зловещей и пугающей. Обычно если музыка вырубается, то создается ощущение триллера.
Как не нервничать на работе
С покупателями у кассиров постоянно происходят ссоры. Для нас не бывает довольного клиента, это что-то из разряда мифологических существ. Самая конфликтная группа населения — это бабушки. Которые недавно получили свою пенсию.
Одна такая постоянно ходила ко мне на предыдущее место работы и заявляла, что лично я ее обокрала и обманула. Потом я устроилась в новый магазин, так она и сюда ходить начала. Постоянно меня до слез доводила, и мои нервы просто не выдерживали. Отказывать ей в обслуживании очень хотелось, но на это у меня нет никаких прав.
Да и что далеко ходить, с начальством у меня тоже постоянные ссоры происходили. В таких местах каждый встречный мнит себя главным. Особенно те люди, которые чуть выше тебя по карьерной лестнице.
С таким стрессом у меня получается бороться только через слезы. Взяла поплакала, попсиховала, и написала заявление на увольнение. Потом директор с ним приходит и назад отдает. Сейчас даже смешно об этом вспоминать, но в те моменты это ощущалось как катастрофа. Но так и есть — каждый сам за себя.
Хотя, на самом деле, люди там работают хорошие. Просто все они находятся в постоянном напряжении и стрессе.
Я до сих пор мечтаю достигнуть того состояния, когда все рабочие проблемы можно будет оставлять на своем рабочем месте. Мне очень нравится этот принцип деления личной жизни и карьеры.
Но я особо-то и не стрессую по этому поводу. Просто стараюсь жить дальше и не оглядываться на неудачи. От усталости и нервотрепки помогают только выходные дни. Вроде посидел дома чуть-чуть и уже все у тебя хорошо. Раньше я пробовала медитировать. Но, к сожалению, это искусство мне никак не дается.
На должности кассира я проработала последние два года, прежде чем мне предложили перейти в менеджеры. Необходимо было работать с поставщиками и изучать компьютерные программы для новой специальности. Сколько же нервов было потрачено! Я уже думала, что на мне крест можно ставить.
Но возвращаться за кассу мне не хотелось. Здесь хотя бы можно ходить в своей одежде, а не в зеленом берете и фирменной футболке. Еще один плюс перехода — теперь у меня меньше контактов с людьми. Сейчас я все равно косячу, но уже не так серьезно.
Я все еще живу целью поменять место работы. И считаю, что человек в любом возрасте способен обучаться чему-то новому. Изучать нужно все новое и постигать новую для себя профессию.
Но пока что так не выходит, да и времени на это у меня особо нет. Но я все равно отказываюсь принимать действительность и надеюсь только на себя. Ведь я же не хочу продолжать работать в продуктовом магазине до пенсии.
Узнайте как дешево подготовить квартиру под сдачу в аренду, перейдя по ссылке здесь