все что негоже пословица
Возьми, убоже, что нам негоже!
Этимология. Русский язык для нас
Возьми, убоже, что нам негоже! ⇐ Этимология
Сообщение Yelquin » 23 авг 2013, 18:13
Удивительно, но даже Даль даёт эту поговорку в извращённом виде «На тебе, Боже, что нам негоже»!
А кто знает другие подобные примеры?
Сообщение Завада » 23 авг 2013, 18:44
Добавлено спустя 11 минут 59 секунд:
Добавлено спустя 6 минут 7 секунд:
Сообщение Yelquin » 23 авг 2013, 19:32
Почитал. Спасибо! Конечно Даль не мог всё, что записывал, исправить. Я больше удивляюсь тому, что и коллективным трудом многих профессиональных учёных до сих пор не исправили. Так ведь и кочует по словарям та поговорка, что в заголовке.
Добавлено спустя 1 минуту 11 секунд:
Вернее, её искажённые варианты.
Сообщение Yelquin » 25 авг 2013, 17:05
Ну, с «возьми, убоже, что нам негоже» разобрались? Конечно же, «убоже» здесь — звательный падеж от «убогий», то есть очень бедный или нищий. И естественно, что нищему отдавали, «что нам негоже». И что ж? С этой самой присказкой и отдавали? Может быть. Меня там «не стояло». Зато я не раз наблюдал, как человек выговаривает своему приятелю, ага! вот ты всегда со мной так! «возьми, убоже, что мне негоже», друг называется.
А что с «власть придержащими»? Придерживающие при себе власть, получается. Ведь достаточно запомнить перевод, чтобы никогда больше здесь не путать. «Власти пр е держащие» — «высшие власти», в переводе со старославянского.
Сообщение vadim_i_z » 25 авг 2013, 18:14
– Разумеется, – начал Арамис, – я отдаю должное красотам такой темы, но в то же время сознаюсь, что считаю ее непосильной. Я выбрал другой текст. Скажите, милый д’Артаньян, нравится ли он вам: «Non inutile est desiderium in oblatione», то есть: «Некоторое сожаление приличествует тому, кто приносит жертву господу».
– Остановитесь! – вскричал иезуит. – Остановитесь, этот текст граничит с ересью! Почти такое же положение имеется в «Augustinus», книге ересиарха Янсения, которая рано или поздно будет сожжена рукой палача. Берегитесь, мой юный друг, вы близки к лжеучению! Вы погубите себя, мой юный друг!
– Во погубите себя, – повторил кюре, скорбно качая головой.
.
– Однако выслушайте же меня, – сказал Арамис вежливо, но уже с легким оттенком раздражения. – Я не говорю, что сожалею. Нет, я никогда не произнесу этих слов, ибо они не соответствуют духу истинной веры…
Иезуит возвел руки к небу, и кюре сделал то же.
– Но согласитесь, по крайней мере, что не подобает приносить в жертву господу то, чем вы окончательно пресытились. Скажите, д’Артаньян, разве я не прав?
– Разумеется, правы, черт побери! – вскричал д’Артаньян.
«На тебе, боже, что мне негоже. » — искажённая пословица? Как она могла выглядеть во времена Руси?
Вы задумывались над буквальным смыслом фразеологизма «на тебе, боже, что мне негоже»? При чём здесь «боже»?
Обычно так говорят, когда кто-то отдает что-то ненужное. Правда, эта вещь оказывается бесполезной для другого. Вот говорящий и восклицает: «На тебе, боже, что мне негоже!». Хотя дарёному коню в зубы не смотрят, но это уже другая история.
В поговорке вы видим обращение «боже». Если обратиться к культурному пласту, можно понять, в каких случаях что-то отдавали Богу. Конечно же, вспоминаются жертвоприношения, мы будем говорить о смягчённых формах. Например, пожертвования в храмах — это тоже жертва Богу.
Выражение «на тебе, боже, что мне негоже» могло появиться из-за нежелания отдавать что-то своё в виде пожертвования Богу. Хороший пример из книги Н. М. Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае» (1867-1869 гг.):
Перед таким изображением иногда стоит чугунный горшок и лежат различные приношения в виде мелких монет, ленточек, полотенец, кусочков красной материи и т. п. Всякий проходящий мимо такой каплички манза непременно сядет возле неё, покурит трубку и выбьет пепел в чугунный горшок, делая, таким образом, приношение, по пословице: «На тебе, боже, что мне негоже».
Но в книге А.Н. Беззубова «Введение в литературное редактирование» указано, что «боже в этом фразеологизме ни при чём». В романе Максима Горького «Жизнь Матвея Кожемякина» 1910 года встречаем этот фразеологизм в другом виде.
Один отчаялся да покаялся, другой послушал да донёс, а городу Окурову ― милостыня: на тебе, убоже, что нам не гоже…
В «Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона» (1896-1912 г) находим ещё один вариант этого выражения.
На тебѣ, небоже, что мнѣ не гоже.
Кто же такие «убоже» и «небоже»? Убогий, небогий — это бедняк, нищий. В этом смысле пословица становится понятнее. С давних пор на Руси было принято помогать нищим и бродягам, но эта благотворительность не всегда искренняя. Иногда это лишь повод, чтобы избавиться от хлама.
Возможно, первоначально во фразеологизме на самом деле не было обращения к Богу. Но интересно, что привычная нам форма «на тебе, боже, что мне негоже» была записана ещё в XIX веке. То есть искажение пословицы могло произойти давно, и первоначальный вариант теперь забыт.
«Вот тебе, боже, что нам не гоже»
У этой поговорки есть незначительно отличающиеся варианты: вместо начального вот может выступать частица на ‘бери, возьми’, а вместо местоимения нам — мне: на тебе, боже, что мне не гоже. В. И. Даль упоминал также вариант нам не гоже, вот тебе, боже.
Это выражение употребляют, когда говорят о подаянии или дарении того, что самому дарителю не нужно, не пригодится. Например:
На самой вершине перевала стоит деревянный сруб, с грубо намалеванным божеством: это часовня, у которой каждый проходящий манза непременно посидит, покурит трубку, а пепел выбьет в чугунный горшок, делая таким образом приношение по пословице: «На тебе Боже, что мне не гоже».
М. А. Лялина «Путешествия H. М. Пржевальского в восточной и центральной Азии» (1891)
Однажды, после одной из первых поездок за границу, приехал к С. П. с рассказом о поездке и подарил ему часы, которые якобы привез специально в подарок С. П. Тот завелся: наверняка Титов часы не покупал (да, наверное, и денег у него для этого не было), а просто «передарил» свой подарок по принципу «на тебе боже, что мне не гоже».
К. Феоктистов «Траектория жизни» (2000)
Если вдуматься в прямой смысл данной поговорки, возникает недоумение: почему христианский (судя по всему) бог упомянут в таком неуважительном контексте? Ему хотят отдать что-то ненужное, негодное. Закрадывается мысль, что поговорка имеет антирелигиозную направленность… Но не будем торопиться с выводами.
На самом деле данное выражение сформировалось в его нынешнем виде из-за ошибки, искажения облика первоначальной фразы вот тебе, небоже, что нам не гоже. Пришла эта фраза из южнорусских диалектов или из украинского языка. В диалектах слова небога и небожа означали ‘бедняга, горемыка, сирота’. А в украинском бытовала поговорка от тоби, небоже, что нам не гоже, где небоже — звательная форма от слова небiж ‘бедняк, нищий, убогий’, родственного русскому небога.
Вот и проясняется буквальный смысл нашего выражения: «возьми, бедняк, то, что мне не годится».
Впоследствии в поговорке произошла замена слова небоже на созвучное и гораздо более распространенное в русском языке боже, но общее значение выражения не изменилось.
Поговорка с языческими корнями?
Данный оборот фиксируется в русских письменных памятниках с начала XVIII в. Исследователь-лингвист А. Т. Липатов считал, что поговорка гораздо древнее. Поскольку она известна не только русскому, но и другим славянским языкам (украинский аналог мы приводили выше; в польском языке этот оборот выглядит как na tobie, nieboże, co mnie juz nie może), ученый предполагал, что она восходит еще к праславянскому языку. И на месте слов боже или небоже реконструировал первоначальное убоже, или убожье — название языческого духа-хранителя домашнего очага.
К сожалению, эта интереснейшая версия малоубедительна. О том, что представляли собой славянские духи-убожья, почти ничего не известно. А слова небога и небожа имеют праславянские корни; если наша поговорка пришла из праславянского языка, то они тоже имели все шансы в нее попасть. Но праславянскую древность выражения в любом случае доказать трудно. Наличие поговорки в нескольких славянских языках может объясняться не древними корнями, а обычным заимствованием.
А. Т. Липатов считал, что вариант на тебе, небоже, что мне не гоже не может быть первоначальным. Его смысл, утверждал исследователь, противоречит народной морали. Ведь в народе не считалось нормальным унижать людей, в том числе бедных, и в других пословицах и поговорках мы подобного не найдем.
Аргумент серьезный, но и на него можно найти возражения. А. Т. Липатов понимал рассматриваемое выражение как пример народной мудрости, прямого «руководства к действию». Между тем в речи оно обычно употребляется иронически и выражает не одобрение, а осуждение. В. И. Даль в предисловии к сборнику «Пословицы русского народа» привел не употребляющийся в наше время синонимичный оборот удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье все щи выхлебать. Если разбирать его буквальный смысл, то становится понятно: мачеха угостила неродного сына вовсе не по доброте душевной. Ей просто захотелось скормить кому-то ненужную пищу, ведь заговенье — последний день перед постом, щи все равно больше не понадобятся, а выбросить жалко… Конечно, народ не одобрял такое поведение, и ирония в данном выражении считывается очень хорошо. Та же ирония и тот же смысл, что и в дошедшем до нас на тебе, боже, что нам не гоже.
Таким образом, на наш взгляд, предположение о языческих истоках рассматриваемой поговорки является недостаточно обоснованным.
Мокиенко В. М. Правильно ли мы говорим по-русски: Поговорки. — М., 2016.
Липатов А. Т. Историко-этимологический анализ русской поговорки «на́ тебе, боже, что нам (мне) не гоже» // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2009. — Вып. 2.
Даль В. И. Пословицы русского народа. — Т. 1. — СПб., 1879.
Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд / Под ред. О. Н. Трубачева. — Вып. 24. — М., 1997.
Иллюстрация: В. М. Васнецов «Нищие певцы» (1873).
на тебе, боже, что нам негоже
1 bristol compliment
2 a thing you don’t want is dear at any price
3 used ((sarcastically) when a person gets rid of a useless thing by way of giving it to somebody as a gift) it is gloucestershire kindness
4 used it is gloucestershire kindness
См. также в других словарях:
Вот тебе, Боже, что нам негоже. — (искажена из предыдущей). См. ТОРОВАТОСТЬ СКУПОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Вот (на) тебе, Боже, что нам негоже — Народн. О подаянии, дарении того, что не нужно самому. ДП, 110; Жук. 1991, 190; БМС 1998, 52 … Большой словарь русских поговорок
боже — междом. (употр. также в ряде выражений, напр.: дай боже; не дай боже; ни боже мой; на тебе, боже, что нам негоже) … Орфографический словарь русского языка
БОГ — благословил кого чем. Народн. У кого л. всё благополучно складывается в какой то области, сфере жизни. ДП, 36. Бог [в, на] помочь (помощь)! кому. Разг. Устар.; Башк., Пск. Приветствие работающим, пожелание успеха в работе. ФСРЯ, 39; СРГБ 1, 47,… … Большой словарь русских поговорок
НЕБОГА — муж., ·об., южн., зап. бедняк, убогий, нищий, калека, увечный; несчастный, бедующий. Небога, в этих ·знач. и еще ·в·знач. племянника, дальнего родного, осталось доселе в малорос. и белорус. наречья, но употр. в вор., курск. ·и·др.; встарь… … Толковый словарь Даля
Маленькие картинки (в дороге) — Не следует путать с Маленькие картинки. Маленькие картинки (в дороге) Жанр: очерк Автор: Фёдор Достоевский Язык оригинала: русский Год написания: 1874 г … Википедия
ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО — ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, одна из двух основных Божественных Литургий (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) (наряду с Литургией Иоанна Златоуста (см. ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА)), совершаемых в Православной Церкви и Восточных Католических Церквах,… … Энциклопедический словарь
Собрание русских пословиц
СОБРАНИЕ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ
Будьте пчёлами, а не мухами – собирайте нектар, а не копайтесь в навозе.
Знающий не доказывает, доказывающий не знает.
Добрый совет ко времени хорош.
Всяк правду ищет, да не всяк её творит.
Мужа чтут за разум, жену по уму.
Курчавый волос – кудрявые (кривые) мысли.
Жёсткий волос – сварлив живёт.
Плешивый – человек фальшивый.
Брови нависли – злоба на мысли.
Поп и Богу норовит за чужой счёт угодить.
Богу молись, но доброго ума держись.
Был Иван, а стал Болван, а все винцо виновато.
В луже водки и богатыри тонут.
ПЕРЕЙТИ К ОГЛАВЛЕНИЮ СООБЩЕСТВА «МЕНЯЮЩИЙСЯ МИР»
СОБРАНИЕ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ
Будьте пчёлами, а не мухами – собирайте нектар, а не копайтесь в навозе.
У милостивого мужа всегда жена досужа.
У умного мужа жена выхолена, у глупого по будням затаскана.
Без мужа жена – всегда сирота.
Жена без мужа – всего хуже.
Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца.
Без мужа голова не покрыта; без жены дом не крыт.
Мужа чтут за разум, жену по уму.
Красна пава пером, а жена нравом!
От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь.
Всего милее, у кого жена всех белее.
Дети – благодать божья.
Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери конец.
ПРИМЕТЫ ВЫРОЖДЕНЦЕВ
Рыжий да красный – человек опасный.
С чёрным в лес не ходи, с рыжим бани не топи!
Черти и жиды – дети сатаны.
Избави нас, Боже, от лыса, коса, рыжа и кривоноса!
Жидовские дети хуже, чем крысы в клете: и добру повредят, и русских детей развратят.
С чёрным в лес не ходи, рыжему пальца в рот не клади, лысому не верь, а с кудрявым не вяжись!
С жидом знаться – с чёртом связаться.
Курчавый волос – кудрявые (кривые) мысли.
Жёсткий волос – сварлив живёт.
Плешивый – человек фальшивый.
Брови нависли – злоба на мысли.
Нет рыбы без кости, а жида без злости.
У цыгана не купи лошади, у попа не бери дочери.
ПОПЫ, БОГОСЛОВЫ, ЦЕРКОВЬ
Льстив жид в бедности, нахален в ревности, изверг при властности.
Не ищи жида – сам придёт.
Жид не волк – в пустой сарай не забирается.
Жида, как дырявый мешок, никогда не насыпешь.
Жид крещёный, что вор (волк) прощёный.
Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься.
У жида два языка – один Богу досаждает, а другой христиан дурачит.
Жид хоть и не зверь, а ему не верь.
Жиду верить, что ситом воду мерить.
Жид в деле, как пиявка в теле.
Пока при капитале – у жида ты в похвале, а как он тебя обобрал, так тебя же из дома погнал.
Кто у жида покупает, тот себе могилу копает.
Жид разорил – на всю жизнь закабалил.
Лучше с христианином потерять, чем с жидом найти.
С жидом найдёшь, да не разделишься.
Русский вор лучше еврейского судьи.
Кто служит жиду – не минует беду.
Служба жиду – на радость бесам.
У жида и чёрт в няньках служит.
Бойся жида пуще огня: вода огонь потушит, а жид тебя задушит.
Жид водкой угостит, а потом и споит.
Где жид проскачет, там мужик плачет.
Около жидов богатых все мужики в заплатах.
Где хата жида, там всей деревне беда.
Чтоб не прогневался бог, не пускай жида на порог.
Жид в хату, ангелы из хаты.
От жида и Господь много раз плакал.
Жид, что крыса – силён стаей.
У жида лечиться – смерти покориться.
Любовь жида хуже петли.
Кто жиду воду даёт, тот сам себя продаёт.
Дай жиду потачку, всю жизнь будешь таскать для него тачку.
Жид, что ворона – мужику не оборона.
На каждого мирянина – по семи жидовинов.
Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом продаться.
Саранча урожай пожрёт, а жид последнюю рубаху сдерёт.
Легче козла живого сожрать, чем жида переделать.
Жид, как бес: никогда не покается.
Жиду в морду двинешь – на весь свет вой подымешь.
Жид скажет, что бит, а за что – не скажет.
Жид правды боится, как заяц бубна.
Жид, как свинья: ничего не болит, а всё стонет.
Если бы Бог жида слушал, то давно все Славяне перевелись бы.
Автор Зареслав