все что может быть разрушено правдой должно быть разрушено
Все что может быть разрушено правдой должно быть разрушено
Less Wrong по-русски запись закреплена
Время чтения: 5 минут.
Ежемесячный обзор от Kergma.
1 апреля в #sbj_reading мелькнуло интересное упоминание о протестантизме как своде законов, приводящих к успеху (как пример приведены британцы и южнокорейцы). Поскольку весьма рационально искать то, что приводит к желаемому результату, вероятно, имеет смысл изучить сильные стороны протестантизма. И слабые, конечно, тоже.
Тогда же в #help_to_understand прозвучал «вечный» вопрос про то, с чего стоит изучать рациональность. Столь же «вечный» ответ от muyyd не грех процитировать целиком:
Трудно сказать что-то новое про то, в каком порядке будет эффективней знакомиться с контентом, однако, у меня есть представление о том что бы я хотел чтобы люди знали и в каком порядке: по важности идей.
1. Идея карты и территории. https://lesswrong.ru/w/Полезная_идея_истины
2. Рациональность, как совокупность знаний и дисциплина: https://lesswrong.ru/node/298 или/и русскоязычный конспект книги https://global.oup.com/academic/product/decision-maki..& на сайте http://kergma.net/konspekt/rational-thought-and-behav..
3. https://lesswrong.ru/w/Как_люди_понимают_слова
4. https://lesswrong.ru/wiki/Теорема_Байеса (тут отображение формул может работать, а может и не работать).
5. https://lesswrong.ru/w/Искажения_введение и https://lesswrong.ru/w/Рациональность_введение
6. https://lesswrong.ru/w/Против_рационализации_цепочка
7. И дальше уже по порядку.
3 апреля в #sbj_rationality традиционно обсудили уместность отсылок к авторитетным текстам вместе личного объяснения и совместного понимания. Позволю себе сформулировать некоторые обобщённые выводы:
— если спрашивают «где узнать?» или «что почитать по такому-то вопросу?», то можно сразу отослать читать нужное;
— если вопрос из разряда FAQ, то осмысленно послать туда же с уточнением, что это не первый такой вопрос;
— если лично вам какой-то авторитетный источник (Библия, «Капитал», Юдковский, etc), что называется, «не зашёл», это не трагедия и даже не ошибка. Бывает. Делитесь тем, что подошло вам — возможно, это поспособствует пониманию кого-то ещё;
— если вам вообще не нравится, когда вас посылают что-то читать — не исключено, что пора задуматься над тем, что от общения нужно лично вам. Подобное размышление способно помочь лучше определить, на что вам лучше обратить внимание и тратить время.
6 апреля активнейший участник pion вбросила в #open отменную подборку кратких и ёмких мыслей по развитию мышления от Дмитрия Терёхина. Интересующиеся могут проследовать на http://telegra.ph/Mentalnye-modeli-10-21, а также подписаться на канал «Ментальные модели» в телеграме.
8 апреля в #open упомянули ресурс, замечательно подходящий для ежедневного замера общего состояния памяти, реакции и вообще когнитивных способностей. Десять минут в день ежедневно, а потом можно смотреть на график взлётов и падений, размышляя, как же дошли до жизни такой. Рекомендую: https://home.cambridgebrainsciences.com/. Существует также более простой измеритель https://www.humanbenchmark.com/, но у него почему-то не работает логин через соцсеть.
10 апреля в #open напомнили про три основополагающие литании нашего сообщества:
Литания Тарского: «Если дела обстоят так-то, я хочу верить, что они обстоят так-то. Если дела обстоят иначе, я хочу верить, что они обстоят иначе.» Другими словами, пусть мои убеждения соответствуют истине, какой бы она ни была.
Литания Джендлина: «Правда остаётся правдой. Признание не сделает её хуже.»
Литания Ходжилл: «То, что может быть разрушено правдой, должно быть разрушено.»
Мне сегодня рационально
Есть распространённое мнение, что рациональность противостоит эмоциям: все оттенки грусти и все оттенки радости автоматически нелогичны лишь потому, что это всего лишь чувства. Что удивительно, я не нашел ни одной теоремы в теории вероятностей, которая бы доказывала, что я должен быть холодным и бесчувственным.
Выходит, рациональность вообще не имеет отношения к чувствам? Это не так, ведь наши эмоции порождаются нашими моделями реальности. Если я решу, что мой мёртвый брат воскрес, я обрадуюсь; если я проснусь и пойму, что это был сон, я буду расстроен. Пэт Ходжилл однажды сказала: «То, что может быть разрушено правдой, должно быть разрушено». Во сне я был счастлив, но правда этому счастью противоречила. Проснувшись, я ощутил грусть, но эта грусть рациональна: нет такой правды, которая могла бы её разрушить.
Рациональность начинается с вопроса «каков мир на самом деле и как он работает», но словно вирус, распространяется на любую другую мысль, зависящую от того, каков он, по нашим представлениям. Убеждения о том, каков мир на самом деле, могут включать все, что ты думаешь о реальности, что существует, а что нет, и что угодно из класса «вещи, которые могут заставить случаться другие вещи». Если ты считаешь, что в твоем чулане живёт гоблин, который привязывает друг к другу шнурки твоих ботинок, то это — убеждение о том, как работает мир. Шнурки реальны: их можно потрогать. Сущность, которая может их связать, тоже должна быть реальной: она — часть гигантской сети причин и следствий, которую мы называем «вселенной».
Однако, злость сцеплена с состоянием разума, имеющим отношение к тому, как работает мир: ты злишься потому, что думаешь, что гоблин связал шнурки ботинок. Критерий рациональности рапространяется как вирус: от исходного вопроса, завязал ли гоблин шнурки, и до возникшей в итоге злости.
По мере улучшения представлений о том, каков мир на самом деле, эмоции могут как ослабнуть, так и усилиться. Иногда мы избегаем сильных эмоций, отрицая факты, прячась от мира, порождающего столь сильные эмоции. В таком случае, изучая искусство рациональности и тренируясь не отрицать факты, ты можешь заметить усиление эмоций.
Но сейчас я знаю, что нет ничего постыдного в сильных эмоциях. Усвоив правило «То, что может быть разрушено правдой, должно быть разрушено», я также понял, что «То, что питается правдой, должно расцветать». Когда случается что-то хорошее, я счастлив, и не мучаюсь сомнениями, рационально ли быть счастливым. Когда случается что-то ужасное(English), я не бегу от печали, ища ложные утешения и фальшивые плюсы. Я представляю прошлое и будущее человечества, десятки миллиардов смертей на протяжении всей истории, горе и страх, поиск ответов, дрожащие руки, тянущиеся вверх из рек крови, то, чем мы можем стать в тот день, когда звёзды станут нашими городами, вся эта тьма и весь этот свет; я знаю, что я никогда не смогу полностью это понять, и я не знаю слов, которыми можно было бы передать эти мысли. Несмотря на всю мою философию, я всё ещё смущаюсь показывать сильные эмоции, а тебе, возможно, некомфортно видеть их проявления. Но теперь я знаю, что в чувствах нет ничего иррационального.
Гарри Поттер и методы рационального мышления
Что вы знаете и почему вы думаете, что это знаете?
Сюжет начинает развиваться с письма счастья из Хогвартса одиннадцатилетнему мальчику.
Гарри живет в любящей его семье и сперва весьма скептически относится к приглашению. Он большую часть своей осознанной жизни посветил изучению рационализма и науки. Почти «взрослый» человек, застрявший в теле ребёнка и поэтому подверженный эмоциям. Какая уж там магия, вы что.
В дальнейшем, мы знакомимся со многими персонажами из оригинала, характеры которых преподнесены под несколько другим углом. Параллельная вселенная как никак.
Действие книги охватывает первый год обучения и берет все самое интересное из ВСЕХ книг оригинальной истории.
«Все что может быть разрушено правдой, должно быть разрушено».
Не буду вдаваться в подробности сюжета, а лишь опишу несколько интересных, на мой взгляд, вопросов, поставленных в книге. Да и просто мысли.
Эксперимент Милгрэма. Или кратко, эксперимент про «повинуемость», когда испытуемого «заставляют» нажимать на кнопку, которая с каждым разом даёт все больший разряд тока человеку.
Вы бы нажали кнопку «почти смертный разряд» либо отказались от участия?
«Мир вокруг нас изобилует возможностями, его просто распирает от возможностей, которые почти все люди упускают, будучи не в силах отступить от привычного способа мышления».
«Можно ли относится цинично вообще ко всему, кроме самого цинизма?»
Нельзя боятся того, что ты отвергаешь.
К чему приведёт игра в дружбу, между Драко и Гарри?
Как победить Волдеморта, зная про его больше сотни крестражей, которые он предусмотрительно отправил даже в космос, пробравшись к ракете НАСА?
Эта лишь маленькая толика вопросов.
Не буду выкладывать ссылку, по запросу сразу же найдёте. И да, книга абсолютно бесплатна.
P.S. После этой книги я стал изучать рационализм как способ мышления. В скором времени буду выкладывать серию постов на эту тематику и прикладывать опросы.
Книжная лига
12.8K постов 59.5K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
читал её с удовольствием, но финал разочаровал, да и вообще в книге немало спорных моментов, с точки зрения поступков персонажей, и много незаконченных или не доведённых до ума сюжетных линий, которые начинаются, и ни к чему не приводят. но читается легко, и есть много действительно мощных моментов, в начале вообще оторваться от книги не мог) но в итоге был слега разочарован. зато, после прочтения хотел найти что-то похожее, и наткнулся на «Анафем» Стивенсона, и вот эта книга меня впечатлила гораздо сильнее, теперь вообще одна из любимых у меня)
Разбавлю восхищения взгядом с другой стороны баррикад.
1. Юдковский отвратительный писатель. Кровь из глаз начинает идти уже на второй главе. Может там хорошо с наукой или рациональными размышлениями, но продраться к ним практически невозможно. Из того, что мне хватило терпения прочитать, все рассуждения были мягко говоря спорными, хотя подавались как истина в последней инстанции.
3. Из этого вытекает пункт три: он не в состоянии даже плохонько прописать персонажей. Все они выполняют роль подставных идиотов, чтобы главгерой на их фоне выглядел гением.
У меня стойкое ощущение, что этим произведением восхищаются, потому что оно дает мнимое ощущение принадлежности к «интеллектуальной элите». Замаскировать дыры в рассуждениях за тяжелыми оборотами и псевдоумными рассуждениями Юдковскому удалось хорошо, прям талант.
Мне это произведение еще Астровитянку напоминает, но там хоть язык чуть-чуть получше. И его тоже либо любят, либо ненавидят.
Мне, увы, этот фанфик как-то не зашёл 🙁 Наверное, всё дело в завышенных ожиданиях — уж слишком мне его в своё время расхвалили. Бесспорно, там есть интересные идеи, но ждала гораздо большего в плане языка и сюжета. И уж точно не ожидала настолько сильного ООСа ключевых персонажей и слишком уж явного авторского произвола. Плюс не отпускала мысль, что как ориджинал это воспринималось бы намного лучше. Всё равно от привычного сеттинга в итоге остались только имена и названия. Что мешало автору взять те же идеи и вложить их в свой, лично придуманный мир? И напихать в этот мир каких угодно отсылок и пасхалок к другим произведениям (в том числе и к ГП), раз уж так хочется. Получилась бы вполне самобытная и интересная вещь при должном старании. А так. воспринимать созданный автором мир как старую-добрую ГП-вселенную УЖЕ не получается, а как собственную, оригинальную вселенную — ЕЩЁ не выходит. Ни богу свечка, ни чёрту кочерга (да простят меня поклонники).
Не могла удержаться, чтобы не процитировать этот отрывок. В общем, Гарри с МакГонагалл вышли из магазина, где тот купил кошель. К ним на улице подошёл мужчина и спросил не он ли Гарри Поттер. Дальше мужчина признаётся, что думал, будто Гарри не выжил после смертельного проклятия. А затем этот отрывок:
МакГонагалл раздражённо провела рукой по лицу:
— Вы выглядите как ваш отец, когда он впервые прибыл в Хогвартс. Даже по одному вашему характеру можно с уверенностью сказать, что вы связаны родством с грозой Гриффиндора, Джеймсом Поттером.
— Она тоже могла бы быть соучастником, — заметил Гарри.
— Нет, — произнёс дрожащим голосом пожилой человек. — Она права. У вас глаза матери.
Я извиняюсь, но в каком смысле она права? Речь шла о том, что Гарри похож на Джемса. Выражение: «она права», означает, что человек согласен в её точкой зрения. То есть он согласен, что Гарри похож на Джеймса. Я понимаю, что о глазах матери он добавляет как бы от себя уже. Но тогда и написать нужно было соотвествующее: Она права. К тому же у вас глаза матери. А так получается, что мужчина согласен, что Гарри похож на мать, хотя МакГонагалл речь вела об отце.
И таких примеров, можно привести много.
Да и читать о чсв 11-летнего мальчика тоже быстро надоедает, хотя откуда такое отношение к окружающим я вполне понимаю, с такими «любящими» родителями. Он и не мог вырасти другим (в МРМ). В общем, всё это отбило желание продолжать чтение напрочь. Ну, и хочу отметить, что художественная ценность рассказа стремится к 0. Язык сух и беден, больше подходит для написания рефератов и научных статей. Вкратце не получилось.
И ещё у меня вопрос к автору статьи: «С чего вы сделали заключение, что семья у Гарри любящая»?
Мне больше всего понравилось, как Гарри экспериментировал с маховиком времени и простыми числами. (По факту, если бы него получился эксперимент, то все современные криптографические методы бы накрылись медным тазом).
Не понимаю, почему всем так нравиться этот фанфик. Прочла первых 4 главы, не понравилось. Поэтому забросила. Если расписывать почему, выйдет очень много буковок. Вкратце скажу, что оставило неприятный осадок.
Характеры персонажей непрописаны совсем, отчего они кажутся «плоскими и бесцветными». У многих персонажей отсутствует элементарное описание. Вот каким был тот же Майкл? А Петунья? А Гарри?
Вы можете сказать, это же Гарри Поттер, разве мы не знаем, как он выглядит? Но это не мир Роулинг, это мир Юдковски. Как вы сами выразились «параллельная реальность».
Вон МакГонагалл там выглядела «как настоящая ведьма», а дальше уточняется «на первый взгляд казалось, что она вот-вот разразится злобным хохотом и начнёт варить из младенцев жуткое зелье», то есть, мягко говоря, выглядела не очень. И уж точно совсем не так, как у вас на картинке.
Сам мир, о котором автор пишет, не прописан нормально. Например, в мире, придуманном Роулинг, магические способности у волшебников проявляются в очень раннем возрасте. А в мире Юдковски? Трудно сказать… вон, если верить Петунье:
«Всё детство я плохо к ней относилась, потому что она всегда, всегда была красивее меня, а потом у неё проявился магический дар».
То есть получается, что в мире Юдковски магический дар проявляется по-другому (не с раннего детства). Никто не против, его мир – его правила. Но как это работает? А этого никто не знает, потому что автор не счёл нужным об этом написать.
И почему у Гарри магический дар не проявлялся вообще, а письмо ему прислали? Может он хоть и гений, но полный сквиб? Хотя не знаю, есть ли в мире Юдковски сквибы вообще…
То есть я читаю фанфик о рациональном мышлении, но при этом должна принимать на веру, что у Гарри были магические способности, о которых автор даже не упоминал, пока мальчик не попал в школу. Немного фальшиво, не находите?
Правда vs Озимандиас
То, что может быть разрушено правдой, должно быть разрушено.
Есть такое вот броское и красивое высказывание Пэт Ходжилл, пару раз мелькавшее у Юдковского.
Сразу в момент его прочтения мой разум родил следующий контр-аргумент: «Мир, установленный махинациями Озимандиаса (из Хранителей) может быть разрушен правдой, но это было бы неправильно».
Проведём простой мысленный эксперимент чтобы убедиться в этом: поставим себя на место жителей такого построенного на лжи мира.
Итак, какое-то событие из нашей истории, весьма важное, ложно. Но через эту неправдивость были спасены многие и многие жизни.
Представили? А теперь ответьте на вопрос:
Стоит ли само ваше существование, жизни всех знакомых вам людей, выживание и дальнейшее развитие человечества раскрытия какой-то лжи в далёком прошлом?
Мой ответ гипотетическому Озимандиасу: «Спасибо за такую ложь».
И, мне кажется, почти любой человек, в каком бы изменённом (извращённом, если хотите) посредством давней лжи и манипуляций мире он не жил, всё равно защищал бы возможность своего существования.
P.S. И да простят меня свидетели Церкви Явления Гигантского Телепатического Спрута, ведь я только фильм смотрел.
Никаких компромиссов. Даже перед лицом Армагеддона.
Мой ответ — старый боян: псу живому лучше, чем мёртвому льву.
«И, мне кажется, почти любой человек, в каком бы изменённом (извращённом, если хотите) посредством давней лжи и манипуляций мире он не жил, всё равно защищал бы возможность своего существования.»
Все рассуждения о необходимости правды даже в ущерб человечеству (или меньшим его аспектам) хороши либо у литературного персонажа (см. Роршах), либо вдалеке от того самого ущерба. Нужно всего лишь определиться с целью- и дальнейшие действия мотивировать не какой-то эфемерной правдой, а необходимостью и движением к цели.
P.S. Роршах the best.
А я бы посмотрел сперва кто лжёт, к постройке чего привела эта ложь. Просто жить мало, важно еще и качество этой жизни. Ведь бывает и такая жизнь, когда умереть не такая уж и страшная перспектива.
Рекомендую в коллекцию.
Религиозное воспитание
Уничтожила.
Кто выключил свет?
Ответ на пост «Почему мы так хреново живем»
Еду с работы замученный насмерть. Супермаркет, телега, в нее кладу рюкзак с ноутбуком. Телегу оставил в проходе, пока выбирал вискарик, забыл про нее. Взял, так думаю, чужую пустую и пошел за закусками. Приехал домой, накрыл стол и подумал, что неплохо бы под ужин кино посмотреть. А ноутбука нет. Прозрение, шок. Пока ехал, планировал, что бегу к охране, вызываем полицию, видеозаписи. Больше всего было грустно почему-то, что на меня как на отсталого все будут смотреть.
Приехал часа через полтора, в общей сложности, а телега стоит на том же месте и рюкзак с ноутом в ней. Ощущения круче оргазма.
Казахстан. Спасибо всем тем добрым людям, которые просто прошли мимо
О наслаждении
Мышеловка
Ответ на пост «Взрослые снежки»
Было лет 5 назад. Привёл сына в садик, а там воспитательница просит меня прочистить их площадку, которую за ночь засыпало снегом мне по пояс точно, а рост у меня 195см. Беру лопату выхожу на площадку и понимаю, что я охренею копать тут, но тут мне пришла гениальная мысль как и себе работу уменьшить и детей порадовать. Стал копать проходы в виде лабиринта. Где-то за час справился и сбежал пока не заставили переделывать. А вечером воспиталка чуть ли не на руках носила)) говорит дети когда вышли гулять сначала замерли, а потом с визгом давай там носиться еле на обед загнала и гулять они стали ходить гораздо охотнее до весны))) а потом как-то меня спросили какие им мультики можно показать в группе вечером, а то у них скудный выбор, ну я и принес все сезоны букашек и барашка Шона. Дети отказывались в слезах домой уходить. В общем авторитет у меня был огромный тогда, правда среди пиздюков, но все же.
Ответ на пост «Спалилась»
Мэр Краснодара, задержанный днем за взятку, вернулся на рабочее место
Глава Краснодара Андрей Алексеенко, задержанный днём 22 декабря по подозрению в получении взятки, вернулся в мэрию и снова продолжает исполнять обязанности.
Двойные стандарты
Прошло три года и многое изменилось
Ответ на пост «Хочу закалить в себе мужской характер»
У меня с детства была та же проблема, но я не стал ее перебарывать. В какой то момент я понял, что это можно обратить из слабости в силу. Я тоже довольно большой 182 см роста с 115 кг массы. Всегда ассоциировал себя с медведем (все так делают? ассоциируют себя с животными?) и, смотря одну из программ про животных, обратил внимание, что медведи не всегда сразу нападают на агрессора, а чаще выжидают, и нападавшие чаще ретируются, а нападают медведи только по необходимости (при реальной опасности жизни или с голодухи).
Так и я стал вести себя с агрессорами похоже. Стою, молчу, стараюсь смотреть на противника не отрывая взгляда, и, как бы это правильно сказать, максимально излучать уверенность в себе. Делаю вид, что меня не пугает и не интересует он, и желания что то высказывать ему у меня нет.
Спокойствие, даже если напускное, довольно сильно и быстро деморализует оппонента.
Моя твоя не понимать
Вот так раз и за несколько секунд выучил русский язык. Гений просто.)
Никто да?!
Цензура
Учитель литературы, с которым не стали продлевать контракт из-за блога на YouTube
Андрей Федоров, учитель русского языка и литературы из Геленджика, который ведет блог «Борода Достоевского», рассказал «Мелу» о том, как поменять отношение учеников к предмету и чем в этом могут помочь новые форматы.
Вряд ли в наше время стоит разделять педагогов на «учитель-мужчина» и «учитель-женщина». Да, сейчас мужчин в школах мало, преподавателей литературы еще меньше — у нас в городе их трое, включая меня. Но это не мешает преподавать. Важно другое: интересный ли ты человек, нравится ли тебе то, что ты делаешь. А уж мужчина ты или женщина — десятый вопрос.
Я не задумывался о гендерном вопросе, когда шел учиться на педагога русского и литературы. Вся моя семья любила книги, в доме у нас их было множество. Ребенком я читал по ночам, с фонариком. Уже школьником понимал, что вообще-то ребята вокруг меня мало читают, не очень любят обсуждать книги. В 11 классе я решал, куда буду поступать, и понял, что если я стану педагогом — то смогу влиять на жизнь детей, делать для них что-то хорошее.
Чем дольше живу, тем больше у меня вопросов и меньше ответов. Звучит иронично, но я правда каждый год, в зависимости от детей, ставлю новые цели. Вообще, литература помогает включить голову, сделать кругозор немножечко, а желательно и «множечко» шире. Когда ты вникаешь в нее, понимаешь ее, к изучению подходишь с чистым желанием, то открываются такие просторы, что там можно рассказать не только о моральных ценностях, но вообще сформировать человека. Мы ведь состоим из того, что едим, а литература в каком-то смысле и есть «духовная пища».
Классические истины до детей можно донести современным, понятным ребенку языком — это я и пытаюсь делать. Если общаться с детьми через произведения вроде «Евгения Онегина» или «Слова о полку Игореве», не адаптируя их под современного школьника, донести свою мысль будет сложно. Ученик в итоге скажет: «Ага, классно», а потом закроет книгу и все забудет. Поэтому я стараюсь давать и более современные произведения.
Например, я несколько раз давал детям «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери. По программе его читают только в 6 классе, когда ребятам 11-12 лет. Но это одно из тех произведений, которое по-разному открывается взрослеющему человеку.
Поэтому и в школе я давал это произведение и 6-м, и 7-м, и 8-м классам. Было интересно смотреть, как на один и тот же сюжет смотрят дети разного возраста. Из-за этого в школе у меня бывали проблемы.
Потом мне говорили: «Вы вставляете в программу не всё, что нужно». Но если ребенок не прочитает какую-то книгу или стихотворение из программы, с ним глобально не случится ничего страшного. Однако если я смогу показать ему текст, который повлияет на его мировоззрение — это здорово. Значит, наверное, не зря я на своем месте. Но иногда это не принимают.
То, что книга есть в программе, не гарантирует, что подростки ее поймут и обязательно ей заинтересуются. Говоря о сложных текстах, например, о «Преступлении и наказании», мы с подростками беремся не за весь материал сразу, а готовимся к нему. До того, как начать чтение этого романа, мы смотрели лекции Дмитрия Быкова, читали «Игрока», который гораздо легче. После него школьники лучше воспринимают Достоевского. Это вроде бы мелочь, но детям жизнь упрощает.
Я не люблю сравнивать молодых преподавателей и опытных. Учителя, которые сами не так давно были школьниками, возможно, больше понимают современные сложности, знают, о каких блогерах говорят подростки на переменах. Мы можем общаться на равных, но речь, конечно, не идет о панибратстве.
Иногда дети говорят, что со мной им классно. На вопрос «почему» отвечают: «Вы с нами разговариваете». Ребятам элементарно не хватает того, чтобы с ними поговорили и выслушали. Часто бывает, что они спрашивают, советуются даже насчет отношений с родителями, сверстниками. Видимо, доверяют мне, потому что я помоложе других учителей. Они видят во мне человека, который не побежит рассказывать о личных, сокровенных тревогах детей их родителям.
Хотя сначала все было не совсем гладко. Один парень на первом уроке засунул bluetooth-колонку в шкаф, включил музыку. Я намерение разгадал, поговорил с мальчиком, разобрался. Но я не кричал на детей, не психовал — может, такой реакции они и ждали, — а просто показал глупость происходящего. Ситуация даже пошла на пользу.
Нет палочки-выручалочки, которая в один миг поможет ребенку полюбить чтение. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Прежде всего учитель должен показать собственную страсть к тому, о чем он говорит, убедить ребенка в том, что он сам верит в крутость литературы. Ребенку не понравится то, от чего педагог сам не кайфует. Особенно это важно, если в школу приходит новый учитель или педагог все время работает с новыми детьми.
Нужно найти такой путь к тексту, который будет понятен ребенку. Однажды я проводил урок о средствах выразительности, на котором мы с ребятами взяли песни из чарта «ВК» и разбирали их на наличие метафор, эпитетов.На том занятии троечники, которые обычно сидят в абсолютном безразличии, были очень увлечены процессом
К тому же этот урок помог разобраться не только в механизмах текста, но и смыслах: сейчас нельзя просто сказать, что такая-то песня плохая, слушать ее нельзя. На уроке, разбирая текст, дети сами приходили к выводам насчет не самых качественных композиций.
Именно это важно мне в преподавании. Если из всех моих учеников хотя бы одна десятая их часть начнет больше читать, серьезнее относиться к своей жизни, это уже будет не зря. Я не смогу за короткий срок сделать из двоечника отличника, но хотя бы попытаюсь вложить в его голову то, что литература может быть интересной.
Однажды я занимался с мальчиком в индивидуальном порядке для подготовки к ОГЭ. Мы начали занятия в сентябре, он плохо шел на контакт, из него трудно было вытягивать слова: я что-то спрашивал, а он отвечал односложно, едва-едва. Сочинения у него получались очень примитивными. Я пытался придумать, как могу увлечь его, и тогда решил предложить ему писать сочинения не на темы из кодификатора, а о том, что интересно ему самому — «На кого из супергероев я хочу быть похож?», «Какой суперспособностью я мечтаю обладать?», «Куда бы я отправился на машине времени?». Он же заинтересовался сочинением-рассуждением по теме компьютерных игр.
В итоге он расписал мне, почему Minecraft — хорошая игра. К маю он писал сочинения на полторы страницы, а начинали мы с трети. Для меня такой результат был огромной радостью, потому что я не просто видел результат своего труда, но понимал, что он достигнут не силой, не навязыванием чуждых тем вроде абстрактного «Утро в зимнем лесу». Детям плевать на это утро в зимнем лесу. Важнее понять проблему ребенка и работать с ней.
Блог на YouTube я больше двух лет назад создал вместе со своим другом: сначала мы снимали видео о кино. Друг уехал, у меня в жизни наступил сложный период, с роликами я ненадолго завязал. В феврале этого года я вернулся на канал уже как учитель, эксперт, который хочет развивать свою сферу.
Я поговорил с детьми, попытался узнать, что им интересно: «Ребят, у вас репетиторов куча, но вам показывали когда-нибудь, как правильно учить стихи, как легче их запоминать?». Оказалось, что никому не рассказывали каких-то особых и действенных способов. Советовали книги под подушку класть, но это ведь не совет, а примета. И тогда я снял ролик о семи способах легко выучить стихотворение.
Дальше был ролик про сочинение на «пять». Потому что этот вопрос для детей тоже проблемный. Я размышляю так: если у детей есть трудности, надо помочь их решить. У меня может быть ответ, какая-то полезная информация — я ей делюсь. Здорово потом видеть результат, читать комментарии.
У меня есть две цели. Первая — популяризовать литературу, ее изучение. Это для детей. Прямо сейчас я готовлю новый проект для своего канала, и если он окажется успешным — то станет серьезным шагом на пути к моей цели. Хотя я понимаю, что не все ребята, как бы учитель ни старался, смогут полюбить русский язык и литературу. Раньше думал: «Почему вот эти ходят с таким упоением, а некоторые товарищи засыпают?». Но сейчас это повод не для грусти, а для того, чтобы больше стараться. Ради этой цели я кроме YouTube-канала веду тикток.
Другая цель скорее про взрослых. Я хочу показать, что не все учителя готовы поступиться с принципами, заняться, к примеру, вбросами и отказаться от критики. Под некоторыми видео люди писали: «А вас там заставляют голосовать?». Мне грустно, что учителей воспринимают как людей с промытыми мозгами.
Классных, думающих педагогов очень много, и мне важно показать, что они есть, просто в большинстве случаев остаются в тени
Ученики к моему увлечению относились отлично, просили фотографии: «Андрей Григорьевич, давайте сфоткаемся! Потом станете известным, а у нас будет фото». Отвечал им, что их бы слова да Богу в уши: чем больше людей будет смотреть мои видео, тем лучше. Мне ведь кажется, что я стараюсь делать что-то адекватное, хочу быть полезным. И надеюсь, что делаю это не впустую.
Когда я снял первое видео про стихотворения, администрация моей школы сказала: «У вас есть время урока, вот там об этом всем и говорите». Но почему я не могу дать эту информацию детям, если она будет им полезна? Для меня такая претензия удивительна: я ведь не нажиться хочу, не популярность у детей получить, а сделать что-то хорошее. Когда же сами дети на уроке хотели перевести тему на блог, узнать, когда новое видео, я останавливал их: «Стоп! Все темы вне урока мы обсуждаем на перемене».
Негатива было не очень много, но он был ярким и насыщенным. Некоторые коллеги, наоборот, говорили, что я здорово снимаю, а кто-то мне сказал так: «Видел ваш ролик, ничего нового вы там не рассказали. Я такой же могу снять». Я подумал: «Снимайте сами, так ведь только лучше». Мне стоило немалых усилий объяснить, что нажиться на YouTube или TikTok я тоже не могу, потому что денег эти платформы мне не платят.
Началось лето, казалось, все затихло. Я работал в школе при санатории, где учил детей как педагог в течение года, а затем выходил на работу в июле как воспитатель, но по сути тоже вел уроки. Мне должны были переподписать контракт в августе, но этого не произошло. Работы я лишился, но желаю коллегам добра и всего самого хорошего. Может быть, однажды они смогут принять мою позицию.
Я не хочу уделять своему блогу все время, он — не мое главное дело. Куда важнее для меня работать с детьми, и поэтому прямо сейчас я устраиваюсь в новую школу.