все что без любви грех

Все что без любви грех

все что без любви грех. Смотреть фото все что без любви грех. Смотреть картинку все что без любви грех. Картинка про все что без любви грех. Фото все что без любви грех— Отец Максим, мне вспоминаются слова одного поэта: «Любовь… Как жаждет обрести живущий каждый это чувство». Откуда в нас жажда любви?

— Знаете, чем я старше становлюсь, тем прагматичнее делаюсь. Не утверждаю, что человек произошел от обезьяны, но вслед за святителем Василием Великим считаю, что человек — это обезьяна, которая получила повеление стать богом. Поэтому первоначальная влюбленность вполне выводится из животной составляющей человеческого естества, из естественной и инстинктивной тяги к противоположному полу.

— Но почему мы так стремимся любить и не менее (а то и более) быть любимыми? И не только конкретным представителем противоположного пола, но и просто ближними, окружающими нас людьми.

— Человек в принципе требует признания, принятия. Это такой вот базовый эгоизм. Но когда мы говорим о христианской любви, то тут речь идет уже о любви-жертве, любви-отдаче. И здесь может быть все уже не так просто.

— Любовь дается Богом или человек может ее как-то обрести своими усилиями: воспитать, заслужить, внушить?

— С одной стороны, все, что у нас есть, дается Богом. Неслучайно во время Литургии мы произносим слова: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Бессмысленно разделять, что дано нам Богом и что мы якобы заработали сами. Ведь и сама способность зарабатывать дана нам Богом. В старых молитвословах после вечерних молитв было такое напутствие — вспомнить все хорошее, что было сделано нами за день, и поблагодарить за это Бога, а все то плохое, что сделано, приписать себе и попросить за него прощение. Поэтому никаких сомнений в том, что любовь дается Богом, нет.

Вся ткань нашей жизни складывается из мелочей, из кажущихся случайностей, которые на самом деле определяются Богом. Помните, как в песне: «Представить страшно мне теперь, / Что я не ту открыл бы дверь, / Другой бы улицей прошел, / Тебя б не встретил, не нашел». Другой вопрос, что мы в том многообразии чувств, обстоятельств, помышлений, которые составляют нашу жизнь, можем вести себя по-разному. Мы можем по-разному относиться как к искушениям, так и к благословениям Божиим и можем загубить данную нам любовь.

Понимаете, любовь — она ведь как счастье. Очень сложно составить список своих качеств или поступков, совершив которые мы получим или, напротив, потеряем любовь. Эта проблема раскрыта в книге Иова. Она начинается с того, что сатана говорит Богу, что Иов праведен не даром, не бескорыстно. И Бог попускает сатане отобрать у Иова все, включая земную любовь. Его дети умерли, жена уходит, друзья упрекают его в тайных грехах. А уж Иов-то был праведен, про него сказано: Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов. 1, 8). Мы видим, что нет того списка добродетелей, обладая которыми ты получишь земное счастье.

— Говоря о любви, мы чаще всего имеем в виду именно любовь между мужчиной и женщиной. Но как относиться к тому факту, что в основе этой любви всегда сексуальное влечение? Означает ли это, что любовь всегда повреждена грехом, и признание ее права на существование есть лишь некий компромисс, уступка немощной человеческой плоти в ущерб духу?

— С одной стороны, Церковь вслед за апостолом Павлом говорит, что брак честен и ложе непорочно (Евр. 13, 4). Но с другой стороны, это проявление нашей животной, плотской составляющей. Неслучайно Церковь сравнивает плотские отношения мужчины и женщины с едой. Точно так же, как наша еда регулируется постами, сексуальные отношения регулируются, во-первых, браком, а во-вторых, даже в браке — постами.

Эту тему хорошо раскрыл протоиерей Александр Шмеман в рассуждениях об очистительной молитве после родов. Ведь если сексуальная жизнь и рождение детей благодатны, тогда зачем вообще требуется специальная молитва на сороковой день? А если она грешна, тогда почему мы все это благословляем? И отец Александр приходит к важному выводу: сексуальная жизнь относится к области, регулируемой законом, а не благодатью. И если она регулируется законом, то все в ней нормально. Точно так же, как в еде, которая является неким знаком принадлежности к земному миру. Мы не можем без пищи жить. Но все равно остается вопрос: мы едим, чтобы жить, или живем, чтобы есть? То же относится и к сексуальным отношениям. Когда они становятся самоцелью — или в результате беспорядочных связей, или даже в браке, когда супруги эту сторону своей жизни воспринимают как смысл, как цель, то такие отношения начинают человека разрушать. Если же они являются лишь одной из составляющих большой любви, тогда они не разрушают, а созидают. И в этом вообще удивительное свойство закона — правильное его соблюдение позволяет человеку расти, совершенствоваться и воспринимать благодать Божию.

Если сексуальные отношения не «бегут впереди паровоза», а приходят вовремя, при определенном развитии любви, если они сопровождаются чувством долга, принятием взаимных обязательств, освящаются церковным Таинством, регулируются соответствующими общественными и государственными процедурами, то они способствуют в том числе и духовному возрастанию мужчины и женщины.

все что без любви грех. Смотреть фото все что без любви грех. Смотреть картинку все что без любви грех. Картинка про все что без любви грех. Фото все что без любви грех— Чем отличается любовь от страсти и где эта грань?

— Очень сложно ее провести, в этом вся суть проблемы. Невозможно убрать похоть из супружеских отношений. Католики пытались это сделать, утверждая, что единственной целью супружеских отношений является продолжение рода; потому из этого процесса нужно максимально убрать страстное отношение друг к другу, а потом, зачав ребенка, долго просить у Бога прощения. В Православии ничего подобного не утверждается. Согласно учению Церкви, цель супружеской жизни — не дети, а любовь, дети — плоды этой любви. В нашем падшем состоянии убрать похоть из интимных отношений невозможно, именно поэтому они регулируются законом.

А вообще, что такое страсть? Это некое чувство, которое овладевает человеком. Ведь в обычном состоянии мы в голове, в сердце держим сразу несколько чувств, строим разные планы. И все это находится в некой иерархии. Но в разные периоды нашей жизни те или иные события, чувства занимают главенствующее положение. Появляется что-то, что начинает, как говорит апостол Павел, обладать нами.

То же самое и в любви. Человек влюблен в свою жену, и у него на второй план могут отойти и работа, и дети, а супруга становится неким центром Вселенной. А хорошо это или плохо? Апостол Павел прямо говорит, что не очень хорошо: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). Не очень хорошо, если я что-то не контролирую.

— А что делать, если контролировать не получается?

— Это зависит от ситуации. Я ведь могу влюбиться и в чужую жену. И здесь понятно, что делать — бежать, категорически, и чем быстрее, тем лучше. Если предметом моего чувства становится что-то запрещенное, то я никоим образом не могу себе позволить это чувство. Надо его резать в себе беспощадно, не идя ни на какие уступки, ни на какие оправдания: «Я ничего не имею в виду, всего лишь хочу с ней акафист почитать». Ведь совсем не важно, чем заниматься с объектом своего чувства. Принципиально важно быть рядом с ним.

— Но ведь Вам могут возразить: а почему, собственно, сразу бежать? А вдруг у нее не сложилась семейная жизнь, а я ее люблю. И вообще, это судьба…

— Нет, никакой судьбы, никакого плохого брака. Если человек находится в браке, это категорически недопустимо. И вот тут как раз церковным людям сложнее. Потому что если человек серьезно относится к духовной жизни, то он привык свои чисто физиологические желания серьезным образом подавлять. И поэтому его чувства могут выглядеть очень светло, в них может быть все очень платонически: «Она ангел!» или «Я всего лишь хочу ему помочь и ни на что не претендую». Но чем дальше это продолжается, тем больше душа человека попадает в зависимость. И потом, когда включится физическая сторона, у человека не будет никаких сил ей противостоять. И ничего, кроме блуда, отсюда не вырастет. Поэтому оправдывать себя тем, что встретил, наконец, настоящую любовь, наивно.

Понимаете, человек, который влюбляется, попадает в зависимость, так же как алкоголик или игроман. Он начинает обманывать сам себя: «Я контролирую ситуацию, и если будет нужно, все брошу». Но чем глубже человек попадает в зависимость, тем труднее из нее вырваться.

Дело в том, что по физиологической природе человек близок к крупным приматам, которые в принципе полигамны и не хранят никакой верности. Поэтому мы вновь и вновь будем влюбляться в других представителей противоположного пола. Этот процесс не остановится на сегодняшней «настоящей» любви. И если обезьянья физиологическая сторона в тебе сильнее того обстоятельства, что ты человек, то ты не сможешь построить настоящую крепкую семью. Если ты пойдешь на измену или другого человека подтолкнешь к предательству, ничего хорошего из этого не получится. На предательстве ничего построить нельзя.

Знаете, нам порой полезно понаблюдать за животными. Когда я вижу, как орет мой мартовский кот, то понимаю, что происходит с человеком во время влюбленности. Культура облекает это в более возвышенные формы, но суть-то одна. Поэтому чувству верить нельзя. К нему можно относиться как к некоему бонусу. Если я свободен и она свободна, если я понимаю, что из наших отношений может что-то вырасти, что их развитие может закончиться браком, тогда можно, пытаясь все-таки контролировать себя, позволить этим чувствам развиваться. Если я понимаю, что браком это кончиться не может и не должно, то я должен сразу бежать.

Чем отличается алкоголик от нормального человека? Алкоголику вообще нельзя пить, иначе он сорвется. В результате нашей поврежденности грехом в сексуальных отношениях мы все алкоголики, и нам нельзя себе это позволять. Именно поэтому я не верю в личную дружбу между мужчиной и женщиной. То есть не тогда, когда группа мужчин и женщин вместе дружат, а именно когда у мужчины появляется женщина-друг. Это чревато.

Мы все живем не в стерильной, однополой среде, общаемся с лицами противоположного пола. И вот главный признак того, что надо бежать: если я начинаю постоянно думать о ней в ее отсутствие, если, приходя в храм, я спрашиваю себя: «А она сегодня будет?».

— А куда бежать-то? Если люди, к примеру, вместе работают, не увольняться же…

— Если все запущено, то вплоть до увольнения. Если не так далеко зашло, то нужно пресечь всякие отношения, все разговоры. Вплоть до грубости и хамства, можно разругаться и обозвать последними словами. Меньше поводов для общения будет.

— В наши дни часто можно услышать: «Он расписываться не хочет, а я без него не могу жить…». Можно ли оправдать любовью беззаконный союз?

— И вообще, что можно, а что нельзя оправдывать любовью?

— Никакое беззаконие оправдывать любовью нельзя.

— Часто влюбленного человека упрекают в том, что он не может трезво видеть любимого. Так ли это, на Ваш взгляд?

— Действительно, если человек влюбился, то критическая часть отношения к другому человеку оказывается выключенной практически полностью. Именно поэтому в традиционном обществе влюблялся один человек, а решение принимал другой. То есть влюблялись друг в друга Машенька с Ванечкой, а решение принимали их родители — люди максимально трезвые, заинтересованные, опытные и любящие. Например, я люблю своего сына и желаю ему добра, но трезво вижу, что ему на этой девушке жениться нельзя. Поэтому я обладаю неким блокирующим правом.

Сейчас этого нет, и речь не о том, хорошо это или плохо. Поэтому если ты сильно влюбился, то хорошо соблюсти некоторые правила безопасности. Во-первых, категорически нельзя делать никаких серьезных, непоправимых шагов. Именно поэтому Церковь прямо предписывает — никаких сексуальных отношений до брака. Во-вторых, нужно подождать, пока не улягутся эмоции и не появится критическое отношение к предмету любви. Именно на этом основывается пожелание, если не сказать требование — год ждать. Хорошо, если люди знали друг друга до того, как влюбились: вместе учились, трудились, общались. В-третьих, неплохо посоветоваться со знающими, более опытными людьми. Это не значит, что со всеми приятелями нужно свои чувства обсуждать. Этого как раз делать не нужно. Стоит поговорить с родителями, если вы не считаете их почему-либо заинтересованными в браке или в его отсутствии. Можно посоветоваться со священником или с опытным человеком, который долго живет в браке, детей воспитывает. Не говоря уже о том, что абсолютно очевидно для каждого христианина, — нужно молиться. Нужно просить у Бога, чтобы Он все это склеил или, наоборот, уберег от ошибки.

— Почему наша любовь не всегда встречает ответное чувство?

— Да не знаю, правда. Как в песне: «Мы выбираем, нас выбирают, / Как это часто не совпадает». Мы можем друг другу просто не подходить. Знаете, как говорят: «Она ему не пара». И люди на самом деле интуитивно это чувствуют. Помните, как говорит Пушкин устами царевны Лебедь: «Но жена не рукавица: / С белой ручки не стряхнешь / Да за пояс не заткнешь». Жена должна быть по руке, супруги должны быть людьми равномасштабными. Часто бывает — паренек никакой, но подавай ему Мэрилин Монро. Поэтому в подростковом возрасте люди влюбляются в звезд, но бывает, что такая диспропорция сохраняется и в более зрелом возрасте, когда человек увлекается людьми, которые ему явно не по плечу.

все что без любви грех. Смотреть фото все что без любви грех. Смотреть картинку все что без любви грех. Картинка про все что без любви грех. Фото все что без любви грех— А разве любовь эту разницу в масштабах не сглаживает?

— Я в это не очень верю. Вообще, считаю, что желательно, чтобы люди были одного поля ягоды. Если жена не умеет читать и писать, а у мужа академическое образование, то я не верю в прочность их брака. Раньше встречались женщины малограмотные, но очень умные — если она малограмотна, потому что жизнь так сложилась. Но в наше время практически не бывает такого. Я не приветствую браки между представителями разных народов, разных культурных традиций, даже города и села. Потому что главное родство супругов лежит в эмоциональной области. И поэтому очень важно, чтобы эмоциональные сферы были схожи. Схожи — не значит одинаковы: он может быть болтуном, а она молчуньей или наоборот, темпераменты, характеры могут быть разными. Но желательно, чтобы культурные коды были общими, иначе они смеяться и плакать будут над разными вещами. А жизнь в браке довольно прозаична и крутится вокруг решения массы бытовых проблем — уборка, готовка, дети, дача. Люди должны понимать и чувствовать друг друга.

— Что бы Вы сказали человеку, изнемогающему от неразделенной любви? Вообще, такое страдание — реальность или просто проявление жалости к себе?

— Здесь все понятно. Влюбиться можно, в том числе и в человека, который не разделяет твои чувства. Ты можешь влюбиться с девушку с плаката, или в жену соседа, или еще в кого-нибудь. Но мы так устроены, что эта влюбленность, не будучи подпитываема, обязательно исчезнет. И сроку ей максимум год. Дольше она может длиться, только если как-то подпитывается. Или другим человеком, который либо отвечает тебе взаимностью, либо дразнит тебя, не разделяя на самом деле твоих чувств; или самим влюбленным, когда он уже не другого любит, а свои страдания, свои чувства. В одной из серий замечательного мультсериала «Смешарики», которая называется «Роман в письмах», Бараш пишет Нюше письма, которые ей не отправляет. Он сначала пытается устно объясниться ей в любви, но все никак нужных слов не находит. И Лосяш подсказывает — нужно написать. Бараш пишет письма и складывает их в шкаф. Однажды Нюша застает его за этим делом и спрашивает: «Это у тебя с кем переписочка?». А он ей отвечает: «Неважно! Не твое дело!». Никакая реальная Нюша ему уже давно не нужна, ему нужны эти письма. Это часто бывает в случае неразделенной любви. Это может длиться десятилетиями. И ничего хорошего в этом нет.

— Неразделенная любовь в подростковом возрасте порой становится причиной трагедий. Тем более страшных, что к этому чувству у вчерашнего ребенка никто не относится серьезно. Как бы Вы посоветовали вести себя родителям, чьи дети страдают от безответной любви?

— Вообще, именно у подростков я бы как раз неразделенную любовь очень приветствовал. Потому что в условиях отсутствия в современном обществе каких-то тормозов, табу и правил разделенная любовь часто заканчивается блудом и абортами. Неразделенная любовь очень хорошо воспитывает чувства, но при этом достаточно безопасна.

Есть люди, эмоциональная сфера которых легко поддается взвинчиванию: такой человек из-за неразделенной любви готов с крыши прыгнуть. И ведь не только в любви дело: подростки иногда прыгают с крыши, потому что двойку по математике получили или с родителями поругались. Это свойство незрелой личности, когда проблема вырастает до такой степени, что заслоняет все остальное. Подросток не понимает, что через десять лет он не вспомнит, как эту девочку звали; что есть масса вещей, ради которых стоит жить.

Здесь нужно просто насильно свободу ограничивать, успокоительные давать. А дальше, помните, как говорил Бэримор сэру Баскервилю: «Скоро мы сядем на корабль и поплывем вокруг света. Через три океана и шестнадцать морей. Кругосветное путешествие — лучшее лекарство для англичанина. Мы не сядем на грязный пароход. Мы сядем на прекрасный пятимачтовый корабль… И поплывем… И вернемся здоровыми». Конечно, нужна смена обстановки. Ведь в чем главная проблема? Для подростка неразделенная любовь оказывается всем, он больше вообще ничего в жизни не видит. Значит, нужно показать, что в жизни есть что-то еще.

— Любовь — непременное условие для брака? Стоит ли вступать в брак, если любви не чувствуешь, или нужно предпочесть одиночество?

— Это сложный вопрос. Я знаю несколько вдовых старушек, которые выходили замуж не по любви. Нельзя сказать, что они были несчастливы, но они относились к своему браку как к некоему греху. Хотя я пытался их в этом разубедить, ведь ни лжи, ни измен не было.

С другой стороны, не всегда, вступая в брак, люди говорят какие-то слова о любви. Хотя и любят друг друга. Такие семьи я тоже знаю. Молодой человек ухаживает за девушкой, общается с ее родителями, делает ей предложение и необязательно говорит много слов о любви.

Но бывает ли сейчас так, чтобы вообще никаких чувств не испытывали друг к другу жених и невеста? Это раньше на Руси если человек овдовел, то ему обязательно подыскивали какую-нибудь вдовушку. В одиночку просто не проживешь. Здесь могло и речи не идти о чувствах, это такое биологически-хозяйственное решение.

Можно вступить в брак, не испытывая яркой любви, но при этом надо четко отдавать себе отчет: я каждое утро буду просыпаться с ним в одной постели, я каждый вечер буду с ним встречаться за общим ужином, и это будет всю оставшуюся жизнь. Нельзя же ее прожить абсолютно с чужим человеком. Бывает, что душа не поет от этого человека, но хорошо с ним должно быть. Это главное.

— Почему даже и за сильной взаимной любовью не всегда следует счастье?

— Потому что влюбленность проходит, а дальше выходят те стороны личности человека, которые влюбленный не видит. Насколько он или она эгоисты, насколько я готова слушаться этого человека, насколько мне нравится домой приходить? А то как у Высоцкого: «Придешь домой — там ты сидишь. / Ну и меня, конечно, Зин, / Все время тянет в магазин. / А там друзья, ведь я же, Зин, / Не пью один».

— Что бы Вы сказали человеку, который так и не встретил свою любовь (разумеется, если этот человек уже не в том возрасте, когда «все впереди»)?

— Сказал бы: «Спокойно, не надо дергаться, это вредно». Если не сложилась жизнь в семье, то ничего страшного в этом нет. Как в монашестве: не каждому дано, но кому-то именно это уготовано. Так же и в семейной жизни. Если ты не создал семью, это не значит, что ты не можешь быть счастлив. Другое дело, когда у тебя есть большая потребность в любви, а любви нет. Тогда нужно искать, кому эту любовь дарить и от кого принимать. Можно ребеночка усыновить, можно в детский дом ходить или в дом престарелых. Есть много мест, где готовы любовь и дарить, и принимать. У семейного человека, как правило, на это ни времени, ни сил не хватает.

все что без любви грех. Смотреть фото все что без любви грех. Смотреть картинку все что без любви грех. Картинка про все что без любви грех. Фото все что без любви грех— Как Вы думаете, человек может как-то подготовить себя для встречи с любовью?

— Может, как теоретически, так и практически. Большую часть того, что мы делаем, и того, что мы чувствуем, мы делаем и чувствуем по привычке. Однажды что-то освоив, мы на это уже усилий не тратим. Если человек растет в любви, если у него полная семья, куча братьев и сестер, если он занимается физическим трудом, привык смиряться, уступать, принимать решения, то он готов к семейной жизни.

Если этого нет, то, пока ты не женат, нужно восполнять. Понятно, невозможно, если у тебя неполная семья, вдруг попасть в полную семью. Если ребенок растет без папы, то у него нет модели поведения мужа и жены в семье. Значит, нужно находить эту модель где-то еще. Нужно стараться компенсировать то, чего у тебя нет. Если ты слабый и безвольный, нужно учиться принимать решения, не бояться ситуаций, которые этому учат. Если ты не умеешь уступать и смиряться, нужно тоже в себе эти качества развить. Если у тебя нет братьев и сестер, можно попытаться общаться с малышами, став преподавателем в воскресной школе ближайшего храма.

Вообще, у нас серьезнейшим образом нарушено чувство иерархии. Если ребенок воспитывается в семье один, он не понимает, что значит быть старшим или младшим. Мама и папа бесконечно высоко, они на уровне Бога. И поэтому до переходного возраста они обожествляются, а после ниспровергаются. А когда есть братья и сестры, ты понимаешь свое место в этой линеечке. Есть те, кто тебя старше, есть, кто гораздо старше, и есть младшие. И переходный возраст проходит мягче, и ты легче занимаешь место в этом мире. Потому что понимаешь, что ты не исключительный — не исключительно хороший, не исключительно плохой. В общем, не центральный.

Юношам я бы посоветовал в армии отслужить, девушкам — потрудиться в каких-то сестричествах. Молодость — это очень хорошее время для дел милосердия.

Над этим нужно подумать и себе какую-то индивидуальную программу написать. Нужно задать вопрос: «А что может потребоваться в семейной жизни?» И понять: а этого у меня нет и этого нет. Надо каким-то образом этим заниматься. Ведь семья — это серьезный и ответственный труд. Это работа, и чем лучше ты ее исполняешь, тем счастливее ты живешь и тем больше любви ты можешь и дать, и принять. К этому, конечно, нужно готовиться. Сейчас популярны ролики в Интернете, где молодые люди выполняют потрясающие прыжки с парашютом. Как здорово! Я бы тоже так хотел! А кто тебе мешает — трудись, занимайся, и ты так сможешь. В браке так же — мы все хотим полететь красиво, а в том, что нужно потрудиться как следует, люди не всегда отдают себе отчет. А нужно, чтобы отдавали.

Журнал «Православие и современность» № 37 (53)

Источник

Человек без любви мертв

все что без любви грех. Смотреть фото все что без любви грех. Смотреть картинку все что без любви грех. Картинка про все что без любви грех. Фото все что без любви грех

Поскольку сегодня много говорится о любви и люди думают, что это пассивное состояние, я хотел бы поговорить о любви как о движущей силе в жизни человека. Жить без любви – это все равно что иметь машину без двигателя.

Мы верим в силу любви. Чтобы представить эту великую истину, я хочу прибегнуть к первым страницам человеческой истории, потому что считаю, что первые главы Ветхого Завета являются ключевыми. Из Ветхого Завета мы знаем, что Бог-Троица, движимый бесконечной любовью, сотворил мир и в этом очень хорошем райском мире Он поставил человека царем творения. Слово «мир» – κόσμος – в переводе с греческого означает «благоустройство». И мир был Раем, человек жил в Раю. Мы должны понимать Рай не как прекрасное место, а как исполненные любви гармоничные отношения человека с Богом и с его ближним, с природой и своим «я». Говоря иными словами, Рай существовал до тех пор, пока царила любовь как связующее звено. Это было основным условием – инструкцией, предписанием – для существования и жизни мира.

Вот мы покупаем прибор – автомобиль, стиральную машину, да что угодно. И продавец дает нам инструкцию, говоря:

– Следуйте этой инструкции, и прибор будет исправно работать.

Но вот случился экономический кризис, и я решил заправлять машину вместо бензина водой – но машина не поедет, более того – она сломается. Нравится нам или не нравится, машина приводится в движение с помощью бензина, дизеля или газа. В любом случае, не водой, и это является инструкцией для автомобиля. Или говорят нам, что мы должны поехать в центр обслуживания автомобилей, чтобы заменить масло и так далее.

Итак, можем ли мы считать, что слабым местом в устройстве автомобиля является то, что он работает на бензине, а не на воде? И можем ли мы определять как слабость, как пассивное состояние человека его стремление жить в соответствии с предписанным ему и с его предназначением?

Священное Писание – это Книга с предписаниями, по которым человек будет жить, жить реально.

Однако предписания не были соблюдены, грех привел к краху гармонии, и Рай превратился в долину плача. Узы любви разорвались. Сначала человек прервал свое общение с Богом, затем со своим ближним, с природой, с самим собой. Мы видим это в действиях первых людей сразу после грехопадения. Что произошло с нашими прародителями? Они в шоке, любовь ушла, пришли стыд, страх, отчуждение. Человек уже живет в состоянии безумия, грех мучает его ужасно. И помните, что сделал Адам? Он услышал голос Божий и вместо того, чтобы пойти встретиться с Богом и поговорить с Ним как ребенок со своим отцом, что он сделал? Спрятался, убежал, постыдился, побоялся.

Рай – это гармоничное и исполненное любви согласие с Господом, другими людьми и всем миром

Человек потерял Рай как гармоничное и исполненное любви согласие с Господом, разрушил свои отношения с Богом и затем отношения со своим ближним. Помните, когда впервые Адам увидел Еву, то воскликнул в той первой любовной песне: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей»?!

А когда он впал в грех, что он сказал Богу?

– Я не виноват, а виновата Ева: она мне дала яблоко, поэтому и виновата!

Разумеется, Ева, возразила:

– Я не виновата, виноват змей!

Так отношения разорвались. «Кость от костей моих» теперь «она».

Эти отношения были разрушены, была нарушена гармония, но память о Рае осталась. Человек покинул Рай, стал жить напротив Рая, и ангел с огненным мечом охранял Рай, чтобы он не вошел в него. Разумеется, это символические выражения: то, что Адам смотрит на Рай, говорит о его живой памяти об этом месте. И что он делает? В песнопениях Сыропустной недели говорится, что Адам сел и заплакал, вспоминая Рай, и сказал:

– Больше не буду я наслаждаться тобой.

Он рыдал, оплакивая то, что потерял. Именно этот образ показывает неутихающую жажду человека, его тоску о потерянном Рае, о потерянной любви. Человек блуждает, пытаясь снова найти потерянный Рай, потерянную любовь, но идет неверным путем – дорогой себялюбия, эгоизма, любви к самому себе.

Вместо того чтобы нашу любовь передавать другому, мы обращаем ее на себя – и это демоническое искажение любви

Илья Вулгаракис пишет:

«Обычно люди думают и говорят о любви односторонне, видя и чувствуя только ее часть. Или же она переживается как нечто болезненное, в формах, которые иногда приводят к ее патологии; но чаще всего они проживают ее как ее полное отрицание, но речь тут идет не о ненависти, а об эгоизме и равнодушии к другим. Церковь учит, что любовь – это всеобъемлющее явление, которое встречается не только у людей, но и у животных, а также Церковь учит, что вся вселенная создана из любви и это закон, который лежит в ее основании и по которому она функционирует. Любовь – та ось, вокруг которой вращается весь мир. Даже зло, каким бы дерзким оно ни казалось, подчиняется закону любви. Никто не делает зла, не стремясь обратить его к своему личному благу, то есть это действие самолюбия – вот до какой степени искажена любовь. Отсутствие любви и ее искажение – эгоизм – таковы причины зла.

Эгоизм – это форма любви с противоположным направлением. Вместо того чтобы нашу любовь передавать другому, мы обращаем ее на себя, и эта искаженная форма любви – эгоизм – ведет не к единению с другим человеком, но к самоединению (то есть к сосредоточению на своем “я”), к изоляции; вместо того чтобы жертвовать собой ради другого, чтобы радоваться красоте общения с ним, человек эксплуатирует его и так приходит к полному духовному разрушению и одиночеству. Боюсь, одиночество стало болезнью нашего времени. Мы платим эту огромную цену, потому что мы отреклись от христианской любви. В некоторых церковных текстах ад описывается как место, где люди привязаны спинами друг к другу, то есть не могут видеть лиц друг друга, не могут общаться друг с другом. Мы, к сожалению, не думаем о том, что ад – вот такой».

Вся история человечества – это трагедия, это история войн, насилия, бесконечного кровопролития. И мы видим, что сегодня такое происходит не так далеко от нас – в Сирии.

Господь – это Любовь, и Он показал нам выход из состояния безнадежности. Божия любовь проявляется по-разному. Но самое замечательное ее проявление – это когда Бог послал Своего Сына на землю, и Он стал Человеком, принес Себя в жертву – с единственной целью: спасти всех людей, водворить мир между человеком и Богом, разрушить стену позора, открыть райские двери. Крест Христов неверующим кажется крайней слабостью и, как говорит апостол, безумием. Но на самом деле это величайшая сила, выражение совершенной любви. «Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13: 1). И сейчас Он до конца показывает Свою совершенную любовь. Как? На кресте. Этот уникальный Божий поступок учит нас тому, что глубочайший смысл любви – в самоотречении. Через крест человек может восстановить свои отношения с Богом, с ближним и со всем творением. Раздробленный мир может объединиться и снова стать космосом – благоустройством, стать Церковью, стать семьей. Движущая сила всего этого – любовь, и она – главная черта христианина.

Христос в Своих последних словах говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).

Путь к Богу проходит через отношения с другим человеком. Нельзя приблизиться к Богу, если твои отношения с ближним расстроены. Сегодня этой великой истиной пренебрегли, ее исказили, забыли. Урок, который мы получаем уже в малых летах, является антиевангельским и антихристианским:

– Другой человек? Он плохой, противник, враг. Он может причинить тебе только зло, он не любит тебя и не заслуживает твоей любви.

Мы дошли до того, что смотрим на другого человека не как на брата и спутника жизни, а как на ад, по выражению Сартра. Человек, будучи далеким от Бога и от ближнего, замыкается в своем эгоизме, обожествляет себя, творит культ самому себе и доходит до демонического состояния – а ведь это ад. Святой Максим Исповедник, написавший замечательные тексты о любви, говорит, что разум, который соединяется с Богом и остается навсегда связанным с Ним молитвой и любовью, становится мудрым, добрым, человеколюбивым, милосердным, сострадательным и вмещает в себя почти всю божественную харизму. И наоборот, отдаленный от Бога человек, пристрастившийся к материальному, становится сластолюбивым, он скотоподобен, звероподобен, все время конфликтует с другими.

Не умудрен разум того, кто не любит

Человек без Бога становится похожим на животное, на зверя. Как говорит святой Ефрем Сирин: «Не умудрен разум того, кто не любит». Не умудрен – то есть глуп. Вот так!

Мы и живем сегодня в таком демоническом состоянии, в этом аду. И плохо то, что мы к нему привыкли и считаем естественным. Сартр, как мы уже отмечали, говорит, что другой человек – это ад, и поэтому любое отношение с другим, даже любовь, заранее обречены на неудачу. И это Сартр называет гуманизмом! Сербский епископ Афанасий (Евтич) замечает: такая антропология демонична, это демонология.

«Когда приходят наши братья, мы поклоняемся им, потому что не им, а Богу мы поклоняемся. Если ты увидел брата твоего, ты увидел Господа Бога твоего. Не пытайтесь увидеть Бога воочию: если ты видел брата своего, то ты увидел и своего Бога».

Если мы «завоюем» нашего брата, то «завоюем» и Бога; если ссоримся с нашим братом, то этим согрешаем против Христа

У святого Аммония есть очень хороший текст, который мы должны поместить в рамку и каждый раз перечитывать, когда начинаем осуждать других:

«Подлинная любовь никого не ненавидит, ни над кем не насмехается, никого не осуждает, никого не оскорбляет, никем не пренебрегает, никого не притесняет – ни верующего, ни неверующего, ни грешника, ни блудника, ни нечистого, но, напротив, больше любит грешников, немощных и нерадивых. Христианин за них страдает, о них скорбит и плачет. И он больше скорбит о злых людях и грешниках, чем о хороших. Вот как проявляется уважение к Христу, Который призвал грешников к покаянию, ел и пил с ними. Так что проявляйте подлинную любовь. Христос наставлял: “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд… Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Лк. 6: 36; Мф. 5: 45). Итак, кто имеет подлинную любовь, тот всех любит, всех ласкает, за всех молится».

Святителем Василием Великим двигала любовь, именно поэтому была создана знаменитая «Василиада», где служили страждущим. Вы, вероятно, не знаете, что он был врачом – у него было семь дипломов, как сказали бы мы сегодня, и один из них – по медицине. И что он делал? Ухаживал в больницах за прокаженными, сам очищал их страшные раны. И делал не только это. Святитель Василий омывал их израненные руки и ноги и целовал их. Потому что, как он сам говорил, так он целует ноги и раны Христа. Кто сегодня об этом знает? Сегодня говорят, что святитель Василий был ученым человеком, духовным писателем. Но о чем мы говорили в храме на сегодняшней проповеди? [1] Таким ли он был? Или он был человеком, переживавшим боль человеческую и потому занимавшимся этим служением?

Святой Симеон Новый Богослов говорит:

«В лицах других людей мы должны видеть Христа и чувствовать ​​любовь и желание пожертвовать жизнью своею ради них».

Когда к святому Серафиму Саровскому кто-то приходил, то он приветствовал его словами:

– Радость моя, Христос воскрес!

Другой был его радостью. Представьте себе, если бы там был Сартр, который говорил, что «другой – это мой ад»: «Ты мой ад, убирайся!»

Но святой Серафим говорил:

Эта любовь подвигала святого Луку Симферопольского и всех святых. Вся их сущность была переполнена любовью к человеку. Вы читали житие святого Луки? Он был одаренным художником и мог бы сделать блестящую карьеру, но его мучила мысль: «Могу ли я заниматься тем, что мне нравится, если вокруг так много боли и страданий?» Он с трудом поступил на медицинский факультет – ему тяжело давалась физика и химия, – но он принял решение.

Когда святитель Лука закончил с отличием медицинский факультет, сокурсники спросили его:

– Кем ты собираешься стать?

– Сельским врачом. Поеду в провинцию лечить бедных мужиков.

– Ну что ты такое говоришь?! Ты рожден быть ученым, а поедешь в провинцию лечить бедных крестьян?

«Эти слова причиняли мне боль, потому что люди не понимали, что я учился на врача только с единственной целью – помогать бедным всю свою жизнь».

И, естественно, так он и сделал.

В Симферополе и в других местах шпионы следили за ним днем ​​и ночью. Сегодня опубликованы архивные документы, из которых мы узнаем, что его водитель, священники и окружающие его люди следили за ним и писали доносы на него. Он знал это, но когда эти люди заболевали, то они не ходили к другим врачам, а приходили к святому Луке, и он заботился о них.

Я закончу свою беседу следующей историей. Некоторые из вас ездили на Святую Землю, по которой ходил Христос. В Палестине есть два озера: маленькое – Тивериадское и большое – Мертвое море. В маленьком озере кипит жизнь, и в нем много рыбы. Сюда приходили ученики Христа и ловили рыбу. Большое озеро – это Мертвое море, и в нем нет живых существ. И вот парадокс: маленькое озеро отдает свои воды реке Иордан, которая впадает в Мертвое море. А парадокс в том, что маленькое озеро не пересыхает, в нем всегда есть рыба уже более 2000 лет. Большое озеро, то есть Мертвое море, принимает живые воды и не оживает, а остается мертвым.

Именно такова природа любви. А мы часто говорим:

– Я так много сделал для другого человека, а он отвернулся от моей любви и поступил неблагодарно.

Даже только это показывает, что у нас нет любви. Мы совершаем сделку: я даю тебе, чтобы ты дал мне. Но это не любовь. Настоящая любовь – это Тивериада. Озеро отдает воду и ничего не ждет взамен, не ждет благодарности и остается живым. Но если человек с малых лет научился красть и причинять боль другим, он остается мертвым. У него могут расти ногти, волосы и борода, он может вырасти высоким и поседеть, но в действительности он мертв. Человек без любви мертв. Этот образ двух озер показывает нам природу любви.

В пустыне монахи жили так бедно, что ели только хлеб и соль. Как-то раз одному подвижнику принесли виноград. Виноград в пустыне! Подвижник обрадовался, поблагодарил того, кто принес ему виноград, и подумал:

– Я люблю виноград, но его любит и один старец. Отнесу ему этот виноград.

И отнес. Старец обрадовался, поблагодарил подвижника, но себе сказал:

– Я люблю виноград, но лучше отнести его брату, который подвизается выше!

И он отнес виноград ему. А тот, в свою очередь, отнес его своему духовному брату. И четвертый подвижник сделал то же самое. И так виноград снова вернулся к первому монаху. Вот что такое любовь. Никто не хотел есть благословенный виноград из-за любви к своему брату.

Расскажу еще историю. Некий человек хотел узнать, что такое Рай и ад. Ангел сказал ему:

– Я покажу тебе, что такое Рай и ад.

И отвел его в ад. Там была пышная трапеза, красивые занавеси, яркий свет. На столе все, что можешь себе представить, – полное изобилие. Но люди были несчастны, потому что у них были длинные руки, они брали пищу, но не могли поднести ее ко рту, так как их руки не могли сгибаться (в другой версии этой истории люди держали в руках длинные ложки, но не могли поднести их ко рту). Они пытались есть, но не могли. Ангел сказал человеку:

Затем ангел отвел человека в Рай. Точно та же обстановка и такая же трапеза. Разные блюда, те же люди с длинными руками, но они были радостными и сытыми. Почему? И они не могли сами есть, но они кормили друг друга.

– А это Рай! – сказал ангел.

Бог есть любовь. По молитвам святых отец наших да почувствуем мы эту любовь, ответим на великую любовь Бога, Который пришел на землю и стал Человеком, и будем жить с другими в мире и согласии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *