вручение налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки что это значит
Камеральная налоговая проверка. Как проверяют ваши декларации
эксперт Контур.Школы, профессор, государственный советник налоговой службы III ранга
Как назначают и проводят проверку. Как направляют требования о предоставлении пояснений и документов, в какие сроки. Как оформляют результаты проверки
Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:
Камеральная проверка проводится в большей мере без человеческого участия с помощью автоматизированных систем ФНС России. Налоговая получает в автоматизированные системы значительное количество сведений:
Это далеко не полный перечень тех сведений, которыми обладает налоговая. В 2021 году к ним добавились сведения о движении ряда импортных товаров, так называемая система прослеживаемости товаров (постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).
ФНС России проводит в год более 60 млн. камеральных проверок. Количество результативных камеральных проверок незначительное. Выявляются нарушения только по 4-м из 100 проверок. Размер доначислений налоговых платежей – около 20 000 рублей на 1 проверку, по которой выявлены нарушения.
Согласно докладу руководителя ФНС России Д.В. Егорова, более половины налогов по результатам контрольно-аналитической работы налогоплательщики уплачивают добровольно (без проверок). Налоговые органы проводят «тотальный» камеральный контроль. По его результатам налогоплательщикам предлагают дать пояснения о причинах тех или иных несоответствий или уточнить свои налоговые обязательства.
Порядок назначения камеральной проверки
Проводят камеральную проверку на территории инспекции. Чтобы ее провести, не требуется никаких решений.
Правила проведения камеральной проверки одинаковы для отчетности налогоплательщика, плательщика страховых взносов и налогового агента (п.10 ст. 88 НК РФ).
Узнайте, как вести себя во время проверки и как обжаловать полученный акт, чтобы работать без стрессов и штрафов. Онлайн-курс « Подготовка и взаимодействие с ревизорами в ходе выездных и камеральных проверок ФНС». Образцы ответов на требования и уведомления налоговой, возражения, жалобы. Удостоверение о повышении квалификации по кодам А, В. 40 ак. часов.
Порядок проведения камеральной проверки
Наличие в базе ФНС России всех счетов-фактур и специального программного комплекса АСК-НДС позволяет сравнивать данные об их отражении между декларациями контрагентов. Система АСК НДС может автоматически отнести плательщика к группе риска по НДС (высокая, средняя или низкая) (письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@).
Направление требование о представлении пояснений (п.3 ст.88 НК РФ)
Во всех случаях, когда налоговая инспекция установила в декларации какие-то несоответствия или ошибки, она может направить проверяемому плательщику требование о представлении пояснений:
Получив требование по такой форме, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточненную декларацию. Документы на основании такого требования он представлять не обязан, но вправе это сделать.
Направление требование о представлении документов (ст.93 НК РФ)
В отдельных случаях, регламентированных ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция вправе потребовать не только пояснения, а документы. Основания:
Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков.
Когда запрашивают документы, а не пояснения, в адрес налогоплательщика направляют «Требование о представлении документов (информации)»:
Получили такое требование? — прежде всего проверьте, есть ли указанные выше основания.
Если ст. 88 НК РФ не предусмотрены основания для его направления, то такие действия налогового органа неправомерны. В этом случае рекомендуется направить в его адрес запрос с просьбой уточнить, на каких основаниях (положениях НК РФ) направлено это требование.
Подробно о правах налогового органа по направлению требований и порядке ответа на них можно ознакомиться в статье «Как проходит выездная налоговая проверка. Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру».
Осмотр при камеральной проверке (ст. 92 НК РФ)
Проводить осмотр помещений можно только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ):
Прочие мероприятия налогового контроля при проведении камеральной проверки
При камеральной проверке, также как и при выездной проверке, налоговики вправе:
Срок проведения камеральной проверки
Запущен пилотный проект по сокращению камеральных проверок по НДС до одного месяца (информация ФНС России от 6.10.2020). Согласно этому проекту плательщики НДС могли получить заявленный к возмещению НДС в ускоренном порядке при условиях (письмо ФНС России от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129):
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Акт камеральной проверки составляют, только если обнаружили нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ).
Акт должны составить в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Нарушение этого срока не приводит к отмене результатов камеральной проверки (п. 3 письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, письмо ФНС России от 25.01.2021 № СД-4-2/778@).
Требования к форме акта камеральной проверки такие же, как и к выездной проверке:
Акт может быть на бумаге или в электронном виде.
У налогоплательщика есть 1 месяц, чтобы направить возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Для чего нужен акт камеральной проверки
По завершении любой камеральной проверки налоговым органом должны быть сделаны выводы о том, нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство или нет. Если факты нарушения были выявлены, то в обязательном порядке инспектором оформляются результаты проверки в виде акта камеральной проверки, на это нацеливает п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.
Функции, возложенные на акт камеральной налоговой проверки, следующие:
Каковы последствия несоставления акта проверки налоговым инспектором
Позиция судов такова, что если инспектор не составит акт камеральной проверки, то это может послужить основанием для отмены решения, вынесенного налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки (такие выводы были сделаны ФАС Московского округа и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлениях от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2 и от 12.11.2009 № А53-5911/2009 соответственно).
Таким образом, в случае обнаружения инспектором фактов нарушения налогового законодательства налогоплательщиком акт должен быть составлен обязательно. В противном случае решение налогового органа, основанное на результатах камеральной проверки, будет признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Какие требования должны выполняться при составлении акта проверки
При составлении акта налоговики должны руководствоваться Налоговым кодексом (п. 4 ст. 100), положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), требованиями к составлению акта налоговой проверки, изложенными в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее – Требования).
Приведем основные эти требования:
Как уполномочить работника компании подписывать акты камеральной проверки, узнайте здесь.
Должен ли инспектор составлять акт камеральной проверки, если выявленные нарушения не повлекли занижение суммы налога к уплате? Ответ на данный вопрос узнайте в Путеводителе по налогам КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.
Каковы требования к содержанию акта проверки
Действующим налоговым кодексом в п. 3 ст. 100, а также Требованиями установлены нормы, которым должно соответствовать содержание акта проверки.
Структура акта в соответствии с п. 3 Требований должна выглядеть так:
Кроме того, приложения, оформляемые к акту проверки, являются неотъемлемой частью составляемого документа.
Акт оформляется на специальном бланке, скачать который вы можете на нашем сайте.
После вручения акта налогоплательщику, ФНС оформляет решение по выявленным нарушениям. Также налоговики могут провести дополнительнительные мероприятия уже после окончания налоговой проверки. Когда такие доп. мероприятия законны и что нужно делать налогоплательщику, узнайте в Обзоре, подготовленном экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и изучите эксклюзивный материал.
Итоги
Акт по итогам камеральной проверки оформляется в том случае, если в поданной налогоплательщиком декларации обнаружены ошибки и/или противоречия. В акте раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.
При несогласии налогоплательщика с изложенной в акте информацией он вправе подать свои возражения.
Камеральная проверка: как она проходит и какие могут быть результаты
Как бизнесу не лишиться права на льготы и избежать штрафов
Екатерина Новикова
Налоговый юрист, директор компании V.U.CONSULT
Если результаты камеральной проверки будут негативными, бизнес может лишиться права на льготы и вычеты и получить штрафы. Рассказываем, как этого не допустить.
Что проверяет налоговая
Камеральная проверка — это проверка деклараций по всем налогам: например, по НДC, налогу на прибыль, налогу при УСН, НДФЛ. Ее автоматически проходят все физлица, предприниматели и компании, когда сдают декларации в налоговую. Цель камеральной проверки — убедиться, что бизнес или физлицо не допустили ошибок и ничего не должны государству. Дальше будем говорить только про ИП и компании.
Во время камеральной проверки проверяют:
Если все будет в порядке, проверка будет пройдена. Обычно в таких случаях предприниматели даже не подозревают, что их проверяли, потому что налоговая ничего не сообщает.
А вот если инспектор найдет несоответствия, предпринимателю пришлют акт налоговой проверки.
Виды камеральной проверки
Официально у камеральной проверки не бывает разновидностей, но по характеру проведения ее можно разделить на стандартную и углубленную.
Стандартная проверка. Это проверка в автоматическом режиме. Ее проходят все физлица, ИП и компании. Инспекторы вводят отчетность в специальную программу «Налог 3». Программа автоматически проверяет расчеты, сравнивает показатели с предыдущими отчетными периодами, находит ошибки и противоречия.
Если программа не находит противоречий, камеральная проверка на этом заканчивается.
Углубленная проверка. При такой проверке инспектор проверяет компанию самостоятельно. Она может начаться в двух основных случаях:
При углубленной проверке инспектор собирает больше информации о бизнесе, анализирует данные и принимает решение, есть нарушения или нет.
Контрольные мероприятия: что инспекторы имеют право делать при углубленной проверке
Требовать объяснений от налогоплательщика. Налоговая может запросить уточненную декларацию и подтверждающие документы или вызвать налогоплательщика в ФНС.
Запрашивать у госучреждений, контрагентов и банков информацию о налогоплательщике. Например, об открытых счетах и оборотах на них, об имуществе, которое принадлежит бизнесу.
Допрашивать свидетелей. Например, бухгалтера компании или ее руководителя.
Привлекать специалистов. Например, переводчика, инженера или другого эксперта в бизнесе, который проверяют. Специалист поможет налоговой понять, все ли работает так, как говорит предприниматель.
Проводить экспертизу. Например, проверять соответствие подписей в счетах-фактурах и паспорте руководителя.
Этапы и сроки проведения камеральной проверки
Камеральная налоговая проверка начинается автоматически после подачи декларации: данные проверяют автоматически и если программа находит несоответствия, начинается углубленная проверка. Углубленная проверка может пройти незаметно для налогоплательщика или инспекторы могут найти несоответствия и попросить объяснений.
Представим этапы камеральной налоговой проверки на схеме:
Налоговая не обязана уведомлять налогоплательщика о том, что он прошел камеральную проверку. Узнать, что проверка идет, можно по косвенным признакам: если налоговая запрашивает документы или вызывает бухгалтера для дачи показаний. Если ничего подобного не происходит, значит, скорее всего, проверка пройдена успешно.
Следить за ходом проверки можно в кабинете налогоплательщика.
Камеральная налоговая проверка по закону занимает до трех месяцев, но может длиться дольше по настоянию ФНС. В таком случае инспекторы пришлют уведомление о продлении проверки.
Когда инспекторы могут запрашивать документы
При стандартной камеральной проверке инспекторы не имеют права запрашивать дополнительные документы о ведении бизнеса.
При углубленной проверке запросить документы могут только в некоторых случаях:
Если во время углубленной проверки пришел запрос документов, компания или ИП обязаны прислать их в течение 10 дней.
Какие документы запрашивают инспекторы
Перечень документов не ограничен — ниже примеры документов для разных систем налогообложения.
Патент. Инспекторы могут запросить книгу учета доходов и расходов, договоры с сотрудниками, товарные накладные, акты выполненных работ, платежные поручения.
УСН, ЕСХН. Выдержки из регистров налогового и бухгалтерского учета, обороты по счетам, первичные бухгалтерские документы.
ОСН с НДС. Счета-фактуры, акты, договоры с поставщиками, книги продаж, книги покупок.
Налоговые инспекторы при запросе должны указать точный список документов, которые нужно представить.
Частые ошибки и нарушения
При камеральной проверке инспекторы могут найти разные несоответствия — в оформлении документов, в расчетах, в динамике оборотов. При подаче декларации рекомендуем обращать внимание на эти моменты, чтобы избежать дополнительных вопросов налоговой.
Ошибки в оформлении документов. В декларациях отчетные периоды нужно указывать цифровыми кодами, в них легко ошибиться. Например, по налогу на прибыль код за первый квартал — 21, за второй квартал — 22, за полугодие — 31.
Налогоплательщик не заплатил пеню. Налоги и пени нужно перечислять на разные счета — чтобы их заплатить, нужно два платежных поручения. Если налогоплательщик просто заплатит больше налога, не оформляя еще одну платежку, автоматически пеня не покроется.
Расходы компании растут быстрее доходов. Инспекторы могут заподозрить компанию в завышении затрат — могут попросить подробных разъяснений.
Как налоговая сообщает о результатах проверки
Инспектор может сообщить о результатах проверки в кабинете налогоплательщика, в сервисах электронного документооборота или по почте.
Результаты стандартной проверки могут быть следующими.
Если все в порядке. Камеральная налоговая проверка автоматически завершается. Инспектор не будет присылать никаких уведомлений — можно работать дальше.
Если есть несоответствия. Инспектор составляет акт, в котором фиксирует все нарушения и недочеты, и отправляет его в течение 10 дней после окончания проверки. С этого момента начинается углубленная проверка.
Результаты углубленной проверки могут быть следующими.
Если все в порядке. Камеральная налоговая проверка завершается. Специальных уведомлений инспекторы не присылают — просто перестают запрашивать дополнительные документы.
Если есть несоответствия. Инспектор составляет решение, в котором описывает нарушения и сроки их исправления. В течение 10 дней он должен прислать решение налогоплательщику. После этого можно оспорить решение в суде или согласится с ним, обычно это означает оплату штрафа.
Если не пройти камеральную налоговую проверку, может начаться выездная, когда инспектор приедет в офис и начнет допрашивать сотрудников и проверять всю отчетность.
Как оспорить результаты проверки
Предприниматель или компания может не согласиться с решением камеральной налоговой проверки. К примеру, компания уверена, что правильно рассчитала налог, и хочет оспорить решение налоговой о доначислении. Тогда она может подать возражение в вышестоящую налоговую службу. Срок подачи — в течение года со дня вынесения решения.
Часто чтобы правильно составить возражение, нужна помощь бухгалтера. Рекомендуем обращаться к проверенным специалистам, которые грамотно подготовят документы. Это повысит вероятность, что налоговая признает вашу правоту.
Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф
Бухгалтер на удаленке без отпусков и выходных
Сейчас читают
Правила работы с самозанятыми
Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Вручение налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки что это значит
НК РФ Статья 88. Камеральная налоговая проверка
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой. Специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки.
(в ред. Федеральных законов от 08.06.2015 N 150-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ, от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
П. 1.1 ст. 88 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), в т.ч. уточненных, представленных за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 01.07.2021.
1.1. При представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случая досрочного прекращения налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета). В этом случае камеральная налоговая проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. В случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.
При наличии обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
При проведении в соответствии с абзацем первым настоящего пункта камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения.
В случае, если до окончания проведения в соответствии с абзацем первым настоящего пункта камеральной налоговой проверки налогоплательщиком (его представителем) представлена налоговая декларация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки и иных мероприятий налогового контроля в отношении такого налогоплательщика, могут быть использованы при проведении камеральной налоговой проверки на основе представленной налоговой декларации.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 244-ФЗ, от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)
Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).
(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (за исключением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса).
(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ)
Камеральная налоговая проверка на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, проводится в течение 30 календарных дней со дня представления такого заявления, если иное не установлено настоящим Кодексом.
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок проведения камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если камеральной налоговой проверкой (за исключением камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса) выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
(в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
Налогоплательщики, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ; в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. При непредставлении иностранной организацией, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в установленный срок налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня истечения установленного срока ее представления направляет такой организации уведомление о необходимости представления такой налоговой декларации. Форма и формат указанного уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Ст. 88 (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021.
Налогоплательщик вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок представления такого реестра в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
8.1. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.2. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.
(п. 8.2 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
8.3. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
(п. 8.3 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 8.4 введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 101-ФЗ)
8.5. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговый орган вправе истребовать у иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, документы (информацию), подтверждающие, что местом оказания услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, признается территория Российской Федерации, а также иную информацию (сведения) относительно таких услуг.
(п. 8.5 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
8.6. При проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.
(п. 8.6 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
8.7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 4.1 статьи 171 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения указанных налоговых вычетов, в случае выявления несоответствия отраженных в налоговой декларации сведений о таких налоговых вычетах сведениям, имеющимся у налогового органа.
(п. 8.7 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 341-ФЗ)
8.8. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения инвестиционного налогового вычета, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета.
(п. 8.8 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
Обязанности, установленные п. 8.9 ст. 88, возникают у налогоплательщика только после вступления в силу актов Правительства РФ, утвержденных в целях реализации системы прослеживаемости товаров (письмо ФНС России от 30.06.2021 N ЕА-4-15/9208@).
8.9. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с пунктом 2 статьи 80, главами 21 и 26.2 настоящего Кодекса, или налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса (за исключением указанной декларации, представленной налогоплательщиком, не имеющим права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, или не использующим указанное право), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:
1) между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком в соответствии с пунктом 2 статьи 80 и главами 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
2) между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
3) между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.
При этом налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий, указанных в настоящем пункте, если такие документы ранее представлялись в налоговый орган в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(п. 8.9 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)
9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
Ст. 88 (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021.
9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации (расчета), по которой налоговым органом в соответствии с пунктом 4.2 статьи 80 настоящего Кодекса налогоплательщику направлено уведомление о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной, прекращается в день направления указанного уведомления.
Если указанная в абзаце втором настоящего пункта налоговая декларация (расчет) была уточненной, то по ранее представленной в налоговый орган налогоплательщиком налоговой декларации (расчету) камеральная налоговая проверка возобновляется. В этом случае в срок проведения камеральной налоговой проверки по ранее представленной налоговой декларации (расчету) не включается срок камеральной налоговой проверки, прекращенной в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее представленной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
(п. 9.1 в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.
Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.
(п. 11 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
(п. 12 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ)
13. Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам, в котором заявлены расходы на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, проводится с учетом положений, установленных главой 34 настоящего Кодекса.
(п. 13 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)