врожденный инстинкт что это
Что такое инстинкты человека, какие они бывают и как помогают в жизни.
Инстинкт — это генетически закрепленная форма поведения человека, направленная на удовлетворение определенных потребностей организма.
В узком смысле инстинкты человека это совокупность автоматических действий. Они проявляются поведенческими атаками, которые направлены на поиск пропитания, самосохранение, достижение цели, желание продолжать род.
Определение
Инстинкт это генетически обусловленный образец поведения живых существ. В его основе лежит стремление особи и всего вида выжить. Каждый вариант предназначен защитить животного или человека от угроз.
Животный инстинкт — это безусловный рефлекс, который составляет основы поведения зверей. Для высших животных в процессе индивидуального развития базовые инстинкты подвергаются модификации, что позволяет достичь более сложных вариантов поведения.
Чем инстинкт отличается от рефлекса
Существует ошибочное мнение, что инстинкт это рефлекс. Но это разные понятия.
Инстинкт — это совокупность поведенческих реакций, а рефлекс – одиночное действие, более простое.
Например, в случае с животными защита потомства является инстинктом, когда особь ищет логово, прокладывает к нему секретные тропы. Но есть по команде – это рефлекс, так как не требует сложных действий.
Виды инстинктов
Инстинкт — это поведение обусловленное генетически. Существует несколько вариантов, разделенных на группы.
Самосохранения и выживания
Биологические инстинкты это варианты поведения, которые обеспечивают выживание.
Особенно ярко инстинкт самосохранения возникает в экстремальных ситуациях. Считается, что основной инстинкт это самосохранение, так как он не позволяет вести себя деструктивно, рисковать. Он сочетается со страхом. Страх это инстинкт, который проявляется еще у младенцев, когда они беспокоятся при потере контакта с матерью.
Размножения, родительский
Любовь — это инстинкт, который направлен на последующее продолжение рода. Но не все современные люди стремятся к продолжению рода, но это не относится к интуитивному поведению.
Важно!
Именно инстинкт к размножению позволяет людям и животным сохранять популяцию. Если цепочка нарушена, это приводит к вымиранию вида.
Родительский инстинкт это набор реакций, относящихся к этой же группе. У женских особей он проявляется заботой о потомстве.
Материнский инстинкт это спорное явление, так как у некоторых женщин он не проявляется. Но у некоторых животных особей он распространяется и на потомство других видов. Например, известны случаи, когда утка выращивала цыплят или пума кормила котят.
Охотничий
Данный инстинкт это форма поведения мужчин, которая особенно ярко проявлялась в первобытные времена, когда нужно было добывать пищу.
Сейчас это проявляется любовью к рыбалке и охоте, но присутствует не у всех.
Доминирования и власти
Такой инстинкт это поведение, вызванное потребностью в лидерстве и власти. Люди с выраженным доминированием ведут за собой толпу, организовывают и управляют.
В каждой группе присутствует лидер, даже не явный.
Ничто так не подавляет чувства свободы, как инстинкт стадности.
Михаил Михайлович Мамчич
Социальные
Социальные инстинкты человека это ряд поведенческих реакций, обеспечивающих социализацию. В первую очередь у людей проявляется альтруизм, выражающийся в заботе об окружающих, доброте, желании мира.
Социальный инстинкт это особенность, выраженная не у всех.
Свобода и независимость
Этот инстинкт ведет к независимости. Он проявляется у младенцев, которые не дают себя кормить или пеленать.
С возрастом человек учится приспосабливать стремление к свободе к общим интересам.
Религия
Человеческие инстинкты это совокупность чувств и поведенческих реакций. Люди должны уметь или управлять, чтобы в полной мере состояться, как отдельные личности.
Примеры
У современных людей, как и тысячи лет назад инстинкт жизни это реакции, имеющие поведенческую форму выражения. Они становятся более выраженными в ситуациях, несущих опасность для здоровья и жизни.
Ученые считают, что сознание это инстинкт, поэтому при осознаваемой опасности начинают действовать механизмы, отведенные за самосохранение.
Если человек понимает, что ему может угрожать опасность, в подсознании действуют готовые стимулы. У людей это проявляется боязнью пауков, темноты, высоты.
Инстинкт — это врожденное чувство, как самосохранение, которое начинает действовать при угрозе жизни. Тогда человек любой ценой пытается спастись
У людей инстинкт — это реакция, которую они могут контролировать, но у некоторых он может обретать неадекватные формы. Например, материнский инстинкт превращается в гиперопеку или, наоборот, в небрежное и безответственное отношение к собственным детям.
Первый инстинкт — это самосохранение, но и остальные не менее важные для жизни. Материнские врожденные инстинкты проявляются у девочек в желании играть в куклы. Более ярко они просматриваются в женщин, ожидающих ребенка, когда будущая мать начинает обустраивать жилье.
Инстинкт — это природа, чем объясняют некоторые особенности поведения мужчин, которые определяются тем, что самец желает получить самку для продолжения рода, но при слишком легком завоевании добыча быстро надоедает. Такие мужчины становятся заядлыми холостяками с повышенным либидо.
Люди, которые активно отстаивают свою личностную свободу, с раннего детства выражают протесты, имеют выраженный инстинкт свободы. Они превращаются в политиков, журналистов, общественных деятелей.
Внимание!
Дарвин считал, инстинкт — это бессознательное, что такой вариант поведения характерен для отдельного вида и закреплен наследственно.
Приобретенные инстинкты
Приобретенный инстинкт это привычки, которые каждый человек нарабатывает в соответствии с врожденными склонностями. Это не наследственные особенности. Такой инстинкт — это безусловный рефлекс, который активируется, когда человеку нужно совершать определенное действие.
Позитивные – это смесь хороших инстинктов для повышения уровня выживаемости и безопасности общества. К ним относят порядочность, дружелюбие, совестливость.
Негативный инстинкт это в психологии приобретенные качества, такие как подлость, цинизм, обман. Они формируются в группах людей с повышенным уровнем ведущей составляющей.
Роль инстинктов в жизни человека
Инстинкт это набор вариантов поведения человека, которые обусловлены генетически. Многие считают, что эмоции — это инстинкт, их человек также учится контролировать в течение жизни.
Инстинкт — это примеры реакций, это автопилот, который движет человеком, но это не происходит примитивно, грубо, как у животных. Человек осознает свои действия и желания, может противостоять манипуляциям, манипулировать сам, более эффективно и изящно добиваться результатов.
Как вы думаете, чувства — это инстинкты или они не имеют отношения к ним?
Количество слов: 1165 Время на чтение: 6 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 6 419 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 2 раз!
Что такое инстинкты и есть ли они у нас
О том, что же такое инстинкт и для чего он вообще нужен, вот уже сотни лет спорят ученые всех мастей, ломая копья в дебатах. «Нож» пытается разобраться, к чему в итоге пришла наука после кропотливых исследований генетических программ живых существ.
Пожалуй, каждый хотя бы раз, виртуозно изогнувшись, избегал падения на льду или выбирал нужный ответ, следуя «шестому чувству». Ошибочно мы говорим, что действовали «инстинктивно», но на самом деле каждое наше неосознанное решение — это результат работы интеллекта, а точнее — опыта, накопленного за долгие-долгие годы. Мозг человека способен принимать решения настолько быстро, что нам кажется, будто они продукт эволюции, длившейся тысячи лет, и наше тело само «знает», что ему делать.
Люди часто путают инстинкты с желаниями, автоматическими действиями или рефлексами.
А между тем именно инстинкты для миллионов животных — единственная программа, обеспечивающая выживание.
Инстинкт возникает, когда необходимо удовлетворить потребность в чем-то, и желательно с минимальными затратами на принятие решений. Для этого животному нужен генетически (или эпигенетически) закрепленный, четкий и фиксированный комплекс действий и некий сигнал, который его запустит.
Инстинкт не всегда выглядит логично, но представителю фауны знать об этом ни к чему.
Например, пауки плетут кокон из паутины для продолжения рода строго определенным образом: дно, затем стенки, после чего насекомое откладывает яйца и накрывает их крышкой. Если командировать такого умельца в другое место, когда он уже смастерил основание, паук, следуя инстинкту, возобновит работы с того этапа, на котором остановился. Гибель потомства (а из кокона без дна яйца выпадут почти сразу) его не смущает — главное, он закончил то, что было предначертано инстинктом.
Беспозвоночные вообще не любят думать — они доверяют готовой программе, и выходит у них здорово. Пчелы без обучения строят соты так, чтобы в них умещалось как можно больше меда при меньших затратах воска. Кроме того, они инстинктивно находят мед и инстинктивно же передают эту информацию соседям по улью.
Их более позвоночные собратья такими умениями уже не обладают: собаки и кошки могут инстинктивно погнаться за движущимся предметом, но только погнаться, а вот схватить и съесть — это уже не инстинкт, а результат обучения.
Сложнее ли мы, чем пауки?
Приматы и особенно человек пошли в развитии еще дальше и окончательно растеряли остатки инстинктов. Наше поведение очень сложно, а ум — более гибок, поэтому нам не нужна четкая программа, и мы можем выбрать из нескольких решений самое легкое и подходящее. Спасибо стоит сказать высокоразвитой лобной доле головного мозга, где находятся центры управления поведением и приобретения навыков. Благодаря ей мы можем удовлетворять наши потребности так, как того требует ситуация, а не идти по прямым рельсам, проложенным далекими предками.
Оппоненты возражают: без инстинктов все люди давно бы вымерли — взять хотя бы способность младенцев громко и долго плакать или чихать из-за пушинки в носу! Однако это всего лишь рефлекс — очень простой (или чуточку усложненный) сигнал организма на раздражение. В общем виде схема выглядит так: рецептор — нейроны — исполнитель (например, мышца). Рецептор на руке, или в глазу, или на поверхности кожи фиксирует какое-то раздражение, но мы ничего не можем с этим поделать. Зато наши чувствительные нейроны срочно передают сигналы в спинной мозг, где уже и «зреют» простые, но эффективные решения: отпрыгнуть от пламени или заплакать, вымывая соринку из глаза.. Всё просто и быстро, вопрос — ответ. Рефлексов у людей немало: с какими-то мы уже появляемся на свет (у новорожденных таких полно, но по мере взросления многие из них угасают), другие получаем в процессе обучения и накопления опыта.
Так что если услышите про чей-то небывало развитый «инстинкт самосохранения», знайте, что, скорее всего, у этого человека просто отлично работает рефлекторная дуга, а такого «инстинкта» у людей нет.
Точнее, нет его ни у одного животного в мире. «Инстинкт самосохранения» — это собирательный образ множества действий, которые совершают представители фауны для выживания. К нему можно отнести и способность к длительным сезонным перелетам у птиц, и рефлекторное отдергивание руки от горячего предмета.
Как птицы находят дорогу на юг?
Кстати о пернатых. Перелетные птицы два раза в год совершают нечто поистине грандиозное, если не сказать невозможное, и речь не только о преодолении огромных расстояний, но и о выборе направления миграции. Они используют множество источников информации: это и положение солнца и звезд, и кое-какие наземные ориентиры, и магнитное поле планеты.
Кажется, вот он — истинный инстинкт: еще ни разу не побывав в месте зимовки, птица чувствует потребность лететь именно туда. Но на самом деле молодые особи не сразу понимают, куда им нужно держать путь, и только со временем постигают премудрую науку навигации. Правда, как это происходит, до сих пор остается загадкой. У некоторых видов юнцы просто следуют за своей стаей, изучая маршрут, а у других, видимо, способность выбирать нужное направление заложена генетически (если скрестить птиц с разными типами миграции, потомство может и заблудиться).
Так что инстинкт инстинктом, но всё же и ему нужно учиться. А вот потребность к перелету совершенно точно проявляется инстинктивно: при изменении длительности светового дня в организме птиц запускаются физиологические изменения, которые побуждают их готовиться к миграции, а затем и лететь.
Половой инстинкт или желание?
Если бы потребность в соитии действительно была инстинктивной, то все люди на Земле занимались бы этим абсолютно одинаково и, более того, существовал бы единый сигнал готовности обеих сторон (возможно, жить стало бы и легче).
Материнский инстинкт — выдумка?
Нет у людей (и вообще у представителей нашего отряда) и материнского инстинкта. Конечно, еще во время вынашивания и после рождения детеныша тело каждой женской особи подвергается сильным изменениям. Постепенное повышение уровня гормонов, от хорионического гонадотропина на первых порах до пролактина под конец, может прямо или опосредованно влиять на гипофиз и гипоталамус, меняя поведение: животное становится более стрессоустойчивым, растет доверие к окружающим, обостряется желание создавать «гнездо» и заботиться о ком-либо. Тем не менее это не обязательная программа, так что перечисленные ощущения у беременных могут проявляться с разной силой или отсутствовать вовсе.
И даже роды не делают самку (или женщину, если говорить о людях) матерью: у млекопитающих забота о детеныше — это приобретенное поведение.
От биологических факторов (гормоны) оно зависит в той же мере, что и от социальных, — например, огромное значение имеет пример собственной матери. Нередки случаи, когда молодые самки орангутанов, рано осиротев, так и не начинали заботиться о детеныше (в зоопарках в подобных ситуациях малышам ищут приемную маму).
Материнский инстинкт, который якобы спит в каждой женщине, вероятно, пропал еще задолго до появления млекопитающих.
А вот у земноводных он встречается. У гладких лягушек-гвардейцев, правда, о головастиках заботится самец, так что инстинкт, скорее, отцовский, зато суринамская пипа воспитывает детей, буквально жертвуя собственной спиной. Птицы готовы кормить чужих птенцов, игнорируя своих отпрысков, лишь бы те шире открывали клюв. Заканчивается это порой плачевно: потомство гибнет, а подкидыш (не только кукушки, но также и скворцы, и ткачики) вырастает и улетает прочь, но противостоять материнскому инстинкту при всём своем желании птица не может. Пожалуй, и хорошо, что у нас его нет.
Люди совсем лишены инстинктов?
Долгое время ученые говорили, что у нас есть только один настоящий инстинкт: при неожиданной встрече с вызывающим симпатию человеком представители разных культур одинаково на ⅙ секунды приподнимали брови. Более того, так же поступали и слепые от рождения дети при звуке знакомого им и приятного голоса.
Но в 2017 году вышла статья, авторы которой заявляют, что, судя по всему, страх перед пауками и змеями без зазрения совести тоже можно назвать инстинктивным. Проверяли это на невинных младенцах, которые еще ни разу не сталкивались с теми и другими животными: детям показывали ряд изображений (цветы и пауки, змеи и рыбы), похожих по цвету и форме. И оказалось, что при рассматривании «опасных» картинок зрачки расширялись сильнее. Это говорит о запуске норадреналиновой системы, которая активизируется в ответ на пугающий стимул.
Исследователи решили, что страх перед опасными животными может быть заложен в нас на генетическом уровне.
Древнему человеку было выгоднее испугаться и сразу убежать от потенциально ядовитого животного. Это знание каким-то образом укоренилось и, по-видимому, сохранилось до наших дней. Так что недаром арахно- и офиофобия (боязнь пауков и змей соответственно) постоянно входят в список самых распространенных страхов человечества.
Конечно, хочется иногда оправдать поведение, сославшись на зов природы или списав всё на биологическое наследие, но не стоит забывать: многие тысячи лет человека формировал социум, мы стали такими, какие есть, благодаря постоянному обучению и мышлению. Всё это помогло нам выжить и начать доминировать в мире. Инстинкты у человека пропали уже давным-давно, и, даже если кажется, что вот этот-то поступок точно продиктован природой, — нет, просто у кого-то проблемы с самоконтролем.
ИНСТИНКТ
Смотреть что такое ИНСТИНКТ в других словарях:
ИНСТИНКТ
(философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare — побуждать; побуждение, точнее — побудок), означ. способность и стремление (у животных и люд. смотреть
ИНСТИНКТ
(от лат. instinctus — побуждение) совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизмен. смотреть
ИНСТИНКТ
ИНСТИНКТ
инстинкт м. 1) Врожденная реакция организма, возникающая в ответ на внешние или внутренние раздражители. 2) Подсознательное, неосознанное чувство; внутреннее чутье.
ИНСТИНКТ
инстинкт м.instinct инстинкт самосохранения — instinct of self-preservation по инстинкту — instinctively
ИНСТИНКТ
ИНСТИНКТ
Инстинкт (философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare — побуждать; побуждение, точнее — побудок), означ. способность и стремление (у живот. смотреть
ИНСТИНКТ
ИНСТИНКТ (лат. – побуждение, стимул)естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному пов. смотреть
ИНСТИНКТ
IИнсти́нкт (лат. instinetus побуждение; синоним: инстинктивное поведение, инстинктивные реакции)совокупность различных форм врожденного адаптивного пов. смотреть
ИНСТИНКТ
ИНСТИНКТ
ИНСТИНКТ
– врожденное побуждение, унаследованная схема поведения, предопределяющая жизнедеятельность животного и человека. В психоанализе объектом исследования является не столько инстинкт как таковой, сколько влечения человека. З. Фрейд проводил различие между инстинктом (Instinkt) и влечением (Trieb). Под инстинктом он понимал прежде всего врожденное побуждение, имеющее место в животном мире, биологически наследуемое поведение животного. Под влечением – внутреннее побуждение, являющееся представителем соматического в психике человека и приводящее в движение психические процессы. В работах З. Фрейда редко использовались такие понятия, как «инстинктивная склонность», «инстинкт». В основе его психоаналитических представлений о человеке лежали, как правило, размышления о влечениях, составляющие остов его дуалистической концепции влечений, которая по мере развития психоанализа претерпела изменения: от рассмотрения сексуальных влечений и влечений Я в начальный период становления психоаналитической теории и практики до признания влечения к жизни и влечения к смерти в более поздний период его исследовательской и терапевтической деятельности. В таких работах, как «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и «Недовольство культурой» (1930), З. Фрейд далеко не всегда осуществлял четкое разделение понятий «инстинкт» и «влечение». Подчас оба эти понятия использовались им в одном и том же контексте. Речь могла идти о консервативном характере инстинктивной жизни и влечениях человека («По ту сторону принципа удовольствия»), о «гипотетическом инстинкте смерти» и «влечении к агрессии и деструкции» («Недовольство культурой»). В работе «Почему война?» (1932) З. Фрейд выразил согласие с А. Эйнштейном, полагавшим, что в людях наличествует некий инстинкт ненависти и уничтожения. Но если А. Эйнштейн говорил именно об инстинкте ненависти и уничтожения, то основатель психоанализа предпочел использовать такие понятия, как «агрессивное влечение», «деструктивное влечение». Правда, у него встречались такие высказывания, в которых фигурировало понятие «инстинкт»: «инстинкт самосохранения является, без сомнения, эротическим по своей природе, но именно он нуждается в агрессивности, чтобы претвориться в жизнь». Тем не менее раскрытие явлений агрессивности, деструктивности, смерти осуществлялось им главным образом через призму рассмотрения соответствующих влечений человека. Другое дело, что при переводе с немецкого и английского языков на русский язык не всегда учитывается специфика фрейдовского использования понятий «инстинкт» и «влечение», в результате чего в русскоязычных изданиях одной и той же работы основателя психоанализа можно встретить разночтения, обусловленные самим переводом. Фрейдовская теория влечений в определенной степени противостояла предшествующему инстинктивизму с его опорой на биологически унаследованное поведение животных и человека, так как психоаналитические исследования и терапия ориентировались прежде всего на учет и раскрытие бессознательного психического. Не случайно он подчеркивал, что проявление инстинкта у животных происходит под действием «навязчивого повторения, в котором выражается консервативная природа инстинктов», в то время как навязчивое повторение у человека обусловлено «архаическим наследием», охватывающим не только предрасположенности влечений, но «также и содержания, следы памяти о переживаниях прошлых поколений». В работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) основатель психоанализа рассмотрел вопрос об остаточной памяти в архаическом наследии, тем самым, с одной стороны, перекинув мостик между индивидуальной и массовой психологией, а с другой стороны, уменьшив пропасть между человеком и животным. В частности, он исходил из того, что инстинктам животных у человека соответствует «его собственное архаическое наследие, пусть даже оно имеет другие объем и содержание». Последующие психоаналитики более четко, по сравнению с З. Фрейдом, поставили вопрос о необходимости осуществления различий между инстинктами и влечениями. Так, американский психоаналитик Э. Фромм заменил понятие «инстинкт» термином «органическое влечение» и провел разграничение между естественными влечениями, которые коренятся в физиологических потребностях, и человеческими страстями, которые наличествуют в характере. В работе «Анатомия человеческой агрессивности» (1973) он подчеркнул, что «инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, а страсти, произрастающие из характера (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм, жажда собственности и власть), – все это ответ на экзистенциальные потребности, и они являются специфически человеческими». смотреть
ИНСТИНКТ
Корень слова латинский – instinctus, что означает побуждавшим вынуждающий, при этом подразумевается, что такие импульсы естественны или врожденны. Существует четыре общих, различающихся между собой значения этого термина: 1. Неприобретенная реакция, характерная для членов данного биологического вида. 2. Тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, который является характерным для определенного вида. Эта предрасположенность (2) – предполагаемая основа наблюдаемого поведения (1). 3. Сложный, скоординированный набор действий, универсального или почти универсально, проявляющийся у данного вида, возникающих при определенных стимульных условиях, определенных состояниях наличия влечения и определенных условиях развития. Это значение встречается прежде всего в этологии; см., например, врожденный механизм высвобождения, фиксированный паттерн активности и связанные с ними термины. 4. Любая из ряда неприобретенных, наследственных тенденций, которые, как предполагается, выполняют функции мотивационных сил сложных человеческих моделей поведения. Это значение, конечно, выражается в классическом психоанализе. В фактическом использовании, способ применения этого термина резко отличается от теории к теории. Первой школой психологии, которая сделала инстинкт центральным понятием, был Фрейдизм. В своих ранних трудах Фрейд выделил два класса инстинктов: эго-инстинкты, или инстинкты самосохранения, и половые, или репродуктивные, инстинкты. В своих более поздних работах он ограничил этот термин до Танатоса (инстинктов смерти) и Эроса (инстинктов жизни). Однако в обеих схемах Фрейд ясно показывал, что инстинкты были существенными мотивационными силами поведения но, как предполагалось, не определяли специфические поведенческие проявления. Основной акцент делался скорее на том, что является инстинктивным, чем на самих инстинктах; то есть значения 1, 2 и 3 не подразумевались. В гормической психологии Макдугалла инстинкт употреблялся (в значениях 1, 2 и 4) как центральная теоретическая концепция. Все поведение рассматривалось как преднамеренное или целенаправленное и мотивированное основными специфически видовыми наклонностями, инстинктами. В отличие от Фрейда, Макдугалл применял этот термин широко по отношению ко всем мотивационным конструкциям, и полученное в результате быстрое увеличение числа инстинктов подорвало научный базис теории. Употребление этого термина этологами (прежде всего в значении 3, но во взаимодействии со значениями 1 и 2) подчеркивало специфически видовые и биологические аспекты. Это становится ясным из определения Лоренца: «Поведение, которое в значительной степени определяется нервными механизмами, включенными в филогенез вида». Обратите внимание, что эта модель употребления специально включает поведение, в противоположность психоанализу, сосредоточивавшему внимание на мотивации. Путаница во многом возникла из нескольких неразрешенных (и, возможно, неразрешимых) проблем, (а) Проблема наследственности: степень, в которой инстинкты являются биологически запрограммированными или следуют из факторов, относящихся к окружающей среде. См. здесь дискуссию о наследственности-среде, (б) Видовая специфичность: являются ли инстинкты общими мотиваторами или они могут развиваться только внутри отдельных видов? Накапливающиеся свидетельства здесь имеют тенденцию поддерживать этологический подход, в котором основное внимание уделяется внутривидовому анализу, (в) Поведенческая специфика: степень, в которой определенные модели поведения должны включаться в понятие. Хотя понятно, что некоторые поведенческие проявления подразумеваются всегда (как еще узнать о существовании инстинкта?), это является серьезной проблемой. Чем специфичнее предполагаемая модель поведения, тем больше возможность, что этот термин будет принимать недопустимую неопределенность, как это было у Макдугалла. Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны и, конечно, не единственные. Можно сделать вывод, что это общее понятие является слишком жизнестойким, чтобы быть изгнанным из словаря психолога, как предлагали некоторые. Менее устойчивое понятие давно бы уже погибло из-за собственных излишеств. Обращайтесь с ним аккуратно. смотреть
ИНСТИНКТ
ИНСТИНКТ
влечение (Instinct; Instinkt) — непроизвольное влечение к определенной деятельности; побуждение к фиксированной активности (см. также архетипы).«Когда я говорю об инстинкте (Trieb), то я разумею при этом то самое, что обычно понимают под этим словом, а именно: понуждение, влечение к определенной деятельности. Такая компульсивная устремленность может возникать от какого-нибудь внешнего или внутреннего раздражения, которое психически разряжает механизм влечения-инстинкта, или же от каких-нибудь органических оснований, лежащих вне сферы психических каузальных отношений. Характер инстинкта присущ каждому психическому явлению, причинно происходящему не от волевого намерения, а от динамического понуждения, независимо от того, что это понуждение проистекает непосредственно из органических и, следовательно, внепсихических источников или же существенно обусловлено энергиями, которые только разряжаются волевым намерением — в последнем случае с тем ограничением, что созданный результат превышает действие, намеченное волевым намерением.Под понятие инстинкта подпадают, по моему мнению, все те психические процессы, энергией которых сознание не располагает. При таком понимании аффекты принадлежат настолько же к процессам влечения-инстинкта, насколько и к чувственным процессам (см. чувство). Те психические процессы, которые при обычных условиях являются функциями воли (т. е. безусловно подлежащими контролю сознания), могут, уклоняясь от нормы, становиться процессами влечения-инстинкта вследствие присоединения некоторой бессознательной энергии. Такое явление обнаруживается всюду, где или сфера сознания оказывается ограниченной вследствие вытеснения неприемлемых содержаний, или же где, вследствие утомления, интоксикации или вообще патологических процессов мозга, наступает понижение ментального уровня, где сознание уже не контролирует или еще не контролирует наиболее ярко выделяющиеся процессы. Такие процессы, которые некогда у индивида были сознательными, но со временем стали автоматическими, я бы не хотел называть процессами инстинктивными, но автоматическими процессами. При нормальных условиях они и не протекают наподобие инстинктивных, потому что при нормальных условиях они никогда не проявляются в компульсивном виде. Это случается с ними только тогда, когда к ним притекает энергия, чуждая им» (ПТ, пар. 728). Инстинкты в своей первозданной силе могут сделать почти невозможной социальную адаптацию индивида.«Инстинкт — вещь неизолированная и практически не может быть изолированной. Он всегда приносит в своем составе архетипические содержания духовной природы, являющиеся одновременно и его основанием, и его ограничением. Другими словами, инстинкт всегда неизбежно связан с чем-то наподобие философии жизни, что, однако, остается архаичным, неясным, неопределенным. Инстинкт стимулирует мысль, и если человек не задумывается о своей собственной свободной воле, то тогда вы получаете компульсивное мышление, так как оба полюса психического, физиологический и ментальный, неразрывно слиты» (CW 16, par. 185; ЮПП, пар. 185). Психические процессы, которые обычно сознательно контролируются, могут стать инстинктивными в том случае, когда они оказываются пропитанными бессознательной энергией. Это непременно возникает, когда уровень сознания низок вследствие усталости, интоксикации, депрессии и т. д. Наоборот, инстинкты-влечения могут быть модифицированы соответственно до такой степени, что оказываются цивилизированными и пребывают под сознательным контролем. Этот процесс Юнг называл психшацией. «Инстинкт, который подвергся слишком сильной психизации, может «отомстить» в форме автономного комплекса. Это одна из главных причин невроза (CW 8, par. 255). смотреть
ИНСТИНКТ
ИНСТИНКТ (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешни. смотреть