времяпролетный объектив что это такое в смартфоне
Что такое «времяпролетная камера» (ToF) и зачем она в телефоне
TOF-камера – это как сонар для телефонов, но вместо звука он использует свет
В смартфонах последних лет в дополнение к куче обычных камер начинает появляться еще одна с непривычным названием «времяпролетная камера» (time-of-flight, ToF). Она уже есть у iPhone X, Huawei Honor View 20, Oppo RX17 Pro, Huawei P30 Pro, скоро появится у Samsung Galaxy S10 5G. Попробуем разобраться, что такое «времяпролетная камера» и какие преимущества она дает.
TOF-камера – это как сонар для телефонов, но вместо звука он использует свет. Она излучает свет и регистрирует время задержки, когда свет поступает обратно в камеру после отражения от объекта. Благодаря этому можно точно рассчитать расстояние до предмета, на который наведена камера. Чаще всего для работы используется инфракрасный свет. Разрешение такой камеры крошечное по сравнению с обычными фотосенсорами – оно составляет 0,03-0,3 мегапикселя.
Зная точное расстояние до объектов, можно построить виртуальную 3D-карту пространства перед объективом смартфона. Также ToF можно использовать как сенсор глубины пространства.
Идея времяпролетных камер не нова, и ее уже много лет используют в электронике. Одним из наиболее известных примеров является Microsoft Kinect 2 для приставки Xbox One. Именно благодаря этой технологии у iPhone X появились анимоджи – эмоджи, воспроизводящие выражения лица пользователя.
Прорывом является то, что эту технологию начали использовать в смартфонах. На мобильниках ToF-камера может выполнять две функции. Во-первых, она позволит выделить предмет съемки от фона. Это в дальнейшем облегчит обработку кадра, например, можно точнее добавить эффект боке – размытие фона.
Второй опцией ToF-камеры на смартфоне является дополненная реальность. С ней мобильник будет знать, как размещаются предметы вокруг него. Точное знание размеров объектов и расстояния до них позволяет получить качественную работу дополненной реальности.
Тime-Of-Flight: технология, которая может совершить революцию в мобильной фотографии
Наращиванием мощностей железа смартфонов уже никого не удивишь. Прошли те времена, когда дополнительными «гигабайтами и гигагерцами» можно было заинтересовать новую аудиторию. И поэтому производители смартфонов вкладываются в разработку инновационных технологий. Но если тренды на складные или безрамочные смартфоны, что называется, видны без дополнительных пояснений, то другие технологии не всегда понятны конкретному пользователю. Одна из таких носит название Тime-Of-Flight (ToF), и она способна поднять качество работы фотокамеры телефонов до невероятных высот. Но что это такое и как это работает? Давайте разбираться.
Дословно Тime-Of-Flight переводится как «время полета» и, на самом деле, это не далеко от истины. За тем лишь исключением, что ваш смартфон никуда не лететь не должен. Работа ToF основана на работе ряда датчиков. Особый сенсор испускает свет инфракрасного диапазона. Этот свет, грубо говоря, «летит» и, отражаясь от ряда поверхностей и объектов на своем пути, возвращается обратно. Это время фиксируется для каждой конкретной точки и после этого происходит анализ полученных данных.
Время, полученное в результате работы камеры с ToF-датчиком, обеспечивает крайне точное определение глубины снимка и позволяет очень хорошо измерять расстояние от всех объектов, находящихся в кадре. Благодаря этому достигается невероятная четкость и глубина снимков, которую невозможно получить, используя любые другие технологии, представленные на рынке сегодня.
Помимо этого, по сравнению с другими технологиями сканирования, ToF является относительно дешевой. Датчики ToF могут работать с частотой до 160fps, а это означает, что они отлично подходят для работы в реальном времени и обработки «на лету» не только фотографий, но и видео.
На что способна камера с датчиком ToF?
На самом деле, применений у технологии масса. ToF не ограничивается только лишь размытием фона в портретном режиме. ToF может проводить 3D-сканирование объектов, улучшать алгоритмы навигации в помещении и на открытом пространстве, позволяет улучшить распознавание жестов. Можно использовать ToF для отслеживания перемещения объектов, для улучшенной работы автофокуса камеры, для создания 3D-фотографий и еще много другого. Если технология «зайдет» покупателю, новые фичи не заставят себя долго ждать.
Где применяется ToF?
На самом деле, технология совсем не нова. Еще Microsoft использовала первые версии датчиков ToF во втором поколении игровых устройств Kinect. Но сейчас ToF начинает свой путь на рынке мобильных телефонов и используют ее далеко не самые последние компании в индустрии. Среди них:
И это лишь модели, известные на данный момент. К ним, наверняка, присоединятся и другие производители Android-смартфонов и даже, как недавно сообщало издание Bloomberg, возможно один из следующих смартфонов от Apple. Также ToF является крайне перспективной для гарнитур смешанной и дополненной реальности, так что совсем скоро нас ждет настоящий поток инновационных устройств.
Еще больше новостей из мира мобильных технологий вы можете узнать в нашем новостном канале в Телеграм.
Что такое ToF-камера в смартфоне
Между производителями смартфонов идет постоянное соперничество. Чтобы как-то выделиться среди конкурентов и переманить покупателей на свою сторону, компании наделяют мобильники все новыми и новыми фишками. Кто-то развивается в плане дизайна, предлагая то вырезы, то изогнутые дисплеи, а кто-то разрабатывает новые форм-факторы вроде слайдеров, выдвижных элементов и гибких дисплеев.
Один из распространенных рецептов по созданию уникального и интересного смартфона касается камеры. Поле для экспериментов в этой области широкое: в современных мобильниках используются несколько объективов. Производителю остается только выбрать, какую комбинацию установить.
Последним нововведением в мобильных камерах стал датчик ToF, или времяпролетная камера. Давайте разберемся, что это и какую пользу от нее может получить простой обыватель.
Что такое ToF-камера
Времяпролетная камера, как подсказывает ее название, измеряет время, затраченное на движение импульса света от датчика до объекта съемки и обратно. Полученные данные используются камерой для построения карты глубины, то есть объемной картинки.
Этот метод построения изображения существует давно. У него есть свои особенности, которые до недавних пор не позволяли использовать его в коммерческих целях в таких малогабаритных устройствах, как смартфон. Свет перемещается с невероятной скоростью – 299 792 458 метров в секунду, поэтому ToF-камера должна обладать технологией, способной улавливать мельчайшую разницу в показателях времени, и иметь компактный размер, чтобы уместиться в корпусе смартфона.
ToF-камера состоит из 4 основных компонентов:
Сенсор и линза – обязательные компоненты любой камеры. У времяпролетного датчика есть еще излучатель и процессор. Первый испускает поток света, второй отвечает за измерение времени. На работу ToF-камеры уходят доли секунды.
Как работает ToF-камера
Луч света, испускаемый датчиком, возвращается быстро, если объект съемки находится близко к объективу. Чем дальше расположен объект или его часть, тем больше времени уйдет на то, чтобы луч достиг его, отразился и вернулся. Показатель расстояния измеряется для каждого пикселя. Это дает подробное представление о том, как выглядит объект, какие особенности формы имеет и как далеко находится. В качестве импульса используется инфракрасный свет, невидимый для человеческого глаза.
Аналогичный подход использует Apple в камере TrueDepth для разблокировки по лицу: там тоже создается трехмерное изображение лица пользователя по точкам, только за основу взята лазерная технология LIDAR.
У мобильной ToF-камеры есть свои недостатки. Первый связан с тем, что яркое освещение может мешать работе датчика: отраженные лучи теряются в окружающем пространстве, а камере не хватает чувствительности, чтобы распознать их и не перепутать с посторонними бликами. Второй недостаток – относительно низкое разрешение по сравнению с основными камерами.
Для чего нужна ToF-камера в смартфоне
В смартфонах времяпролетные камеры используются для сбора информации о глубине кадра, которая в свою очередь нужна для построения трехмерных изображений, отделения фона от объекта съемки в портретном режиме и распознавания жестов.
До недавнего времени смартфоны могли создавать 3D-изображения с помощью программных алгоритмов или специально выделенной камеры, исполняющей роль датчика глубины (стереовидение). ToF-камера – это новая ступень в развитии мобильной фотографии, так как она способна работать в темноте, обладает более высокой точностью и сниженным энергопотреблением.
В каких смартфонах есть ToF-камера
Времпролетная камера – инновационный элемент в мобильной индустрии. Пока она доступна лишь во флагманском сегменте, но в будущем наверняка станет встречаться и в аппаратах среднеценового класса. Пока что обладателями ToF-датчика являются:
По слухам, времяпролетная камера будет включена в фотомодуль iPhone 2019.
Что за TOF камера в смартфонах? Это именно объектив или датчик? Для че.
Что за TOF камера в смартфонах? Это именно объектив или датчик? Для чего нужен?
И датчик, и объектив :-). Если обратиться к терминологии, то объектив это оптическая система, являющаяся частью оптического прибора, обращённая к объекту наблюдения или съёмки.
ToF-датчик (расшифровывается как Time of Flight, он же датчик глубины или времяпролетная камера) — это специальный сенсор, который излучает свет и регистрирует скорость его отражения от объекта. Зная время отражения, на основе скорости света (она постоянна в воздухе) можно вычислить точное расстояние до объекта, как это делает лазерный дальномер.
Таким образом, ToF-сенсор фиксирует не свет (как это делают обычные камеры для фотосъемки), а расстояние. Если измерить расстояние до разных точек, можно получить трехмерную картинку наблюдаемого объекта. И все это в реальном времени.
Сейчас датчики глубины популярны в смартфонах хуавей, хонор, оппо, самсунг и так далее. А первым смартфоном с такой камерой стал iPhone X в 2017 году. Именно для этого у него такая объемная «челка» — дополнительная ToF-камера стала ключевым элементом системы распознавания лица FaceID.
Для чего нужны датчики глубины? Пока что их применение ограничено, но перспективы большие. Реальное применение на данный момент — разблокировка по лицу, создание анимированный эмодзи на основе лица владельца телефона. В теории с такими камерами можно создавать вымышленных персонажей, которые будут похожи на своих «человеческих» прототипов и иметь живую мимику.
Также это позволит кому угодно делать комбинированные видеосъемки с «левыми» объектами, которые будут вести себя и располагаться в пространстве как реальные. Это полезно и для технологий дополненной реальности. Используется уже сейчас — например, можно онлайн примерить мебель к своей квартире. Или пририсовать виртуальные стикеры к каким-то вещам. Или играть в сетевую игру с виртуальными объектами, глядя на них через камеры ваших смартфонов. Вот ролик по теме от Sony с милым саундтреком:
Также ToF-камеры позволят создавать трехмерные модели объектов (например, для 3D-печати). Человек, сооружение, прибор — неважно. А комбинация обычной камеры и ToF позволяет получать такие модели в реальных цветах.
Time of flight
Знаете, меня порой удивляет причудливая структура общественного мнения. Взять к примеру технологию 3D-визуализации. Огромный общественный резонанс вызывают в последнее время технологии очков виртуальной реальности: Oculus Rift, Google Glass. Но ведь ничего нового тут нет, первые шлемы виртуальной реальности появились ещё в конце 90-х. Да, они были сложны, они опередили своё время, но почему тогда это не вызывало такого WOW-эффекта? Или 3D-принтеры. Статьи о том, как они круты или как быстро они захватят мир появляются в информационном поле два раза в неделю последние года три. Я не спорю, это круто и мир они таки захватят. Но ведь эта технология была создана ещё в 80х и с тех пор вяло прогрессирует. 3D-телевидение? 1915 год…
Технологии все эти хороши и любопытны, но откуда столько шумихи из-за каждого чиха?
Что, если я скажу, что в последние 10 лет была изобретена, разработана и внедрена в массовое производство технология 3D съёмки, очень сильно отличающаяся от любой другой? При этом технология уже повсеместно используемая. Отлаженная и доступная простым людям в магазинах. Вы слышали про неё? (наверное только специалисты по робототехнике и сопутствующим областям науки уже догадались, что я говорю про ToF-камеры).
Что такое ToF камера? В русской Википедии (англ) вы не найдёте даже коротенького упоминания о том, что это такое. «Time of flight camera» переводится как «Времяпролётная камера». Камера определяет дальность через скорость света, измеряя время пролёта светового сигнала, испускаемого камерой, и отражённого каждой точкой получаемого изображения. Сегодняшним стандартом является матрица 320*240 пикселей (следующее поколение будет 640*480). Камера обеспечивает точность измерения глубины порядка 1 сантиметра. Да-да. Матрица из 76800 сенсоров, обеспечивающих точность измерения времени порядка 1/10,000,000,000 (10^-10) секунды. В продаже. За 150 баксов. А может вы ею даже пользуетесь.
А теперь чуть подробнее про физику, принцип работы, и где вы встречали эту прелесть.
Существуют три основных типа ToF-камер. Для каждого из типов используется своя технология измерения дальности положения точки. Самая простая и понятная — «Pulsed Modulation» она же «Direct Time-of-Flight imagers ». Даётся импульс и в каждой точке матрицы измеряется точное время его возвращения:
По сути матрица состоит из триггеров, срабатывающих по фронту волны. Такой же способ используется в оптических синхронах для вспышек. Только тут на порядки точнее. В этом-то и основная сложность этого метода. Требуется очень точное детектирование времени срабатывания, что требует специфических технических решений (каких — я не смог найти). Сейчас такие сенсоры тестирует NASA для посадочных модулей своих кораблей.
А вот картинки которые она выдаёт:
Подсветки на них хватает, чтобы триггеры срабатывали на оптический поток отражённый с расстояния порядка 1 километра. На графике приведено число сработавших в матрице пикселя в зависимости от расстояния 90% работают на расстоянии в 1км:
Второй способ — постоянная модуляция сигнала. Излучатель посылает некоторую модулированную волну. Приёмник находит максимум корреляции того, что он видит с этой волной. Это определяет время, которое сигнал потратил на то, чтобы отразиться и прийти на приёмник.
Пусть излучается сигнал:
где w — модулирующая частота. Тогда принятый сигнал будет выглядеть как:
где b-некий сдвиг, a-амплитуда. Корреляция входящего и исходящего сигнала:
Но полную корреляцию со всеми возможными сдвигами по времени произвести достаточно сложно за реальное время в каждом пикселе. Поэтому используется хитрый финт ушами. Полученный сигнал принимается в 4 соседних пикселя со сдвигом в 90⁰ по фазе и коррелируется сам с собой:
Тогда сдвиг по фазе определяется как:
Зная полученный сдвиг по фазе и скорость света получаем дальность до объекта:
Эти камеры чуть попроще, чем те, что построены по первой технологии, но всё равно сложны и дороги. Делает их вот эта компания. И стоят они порядка 4килобаксов. Зато симпатишные и футуристичные:
Третья технология — » Range gated imagers «. По сути затворная камера. Идея тут до ужаса проста и не требует ни высокоточных приёмников, ни сложной корреляции. Перед матрицей стоит затвор. Предположим, что он у нас идеальный и работает моментально. В момент времени 0 включается освещение сцены. Затвор закрывается в момент времени t. Тогда объекты, расположенные дальше, чем t/(2∙c), где с — скорость света видны не будут. Свет просто не успеет долететь до них и вернуться назад. Точка, расположенная вплотную к камере будет освещаться всё время экспозиции t и иметь яркость I. Значит любая точка экспозиции будет иметь яркость от 0 до I, и эта яркость будет репрезентацией расстояния до точки. Чем ярче — тем ближе.
Осталось сделать всего пару мелочей: ввести в модель время закрытия затвора и поведение матрицы при этом событии, неидеальность источника освещения (для точечного источника света зависимость дальности и яркости не будет линейной), разную отражающую способность материалов. Это очень большие и сложные задачи, которые авторы устройств решили.
Такие камеры самые неточные, но зато самые простые и дешёвые: всю сложность в них составляет алгоритм. Хотите пример того как выглядит такая камера? Вот он:
Да-да, во втором Kinect стоит именно такая камера. Только не стоит путать второй Kinect с первым (на хабре когда-то давно была хорошая и подробная статья где всё же перепутали). В первом Kinect используется структурированная подсветка. Это куда более старая, менее надёжная и более медленная технология:
Там используется обычная инфракрасная камера, которая смотрит на проектируемый паттерн. Его искажения определяют дальность (сравнение методов можно посмотреть вот тут).
Но Kinect далеко не единственный представитель на рынке. Например Intel выпускает камеру за 150 долларов, которая выдаёт 3д карту изображения. Она ориентирована на более ближнюю зону, но у них есть SDK для анализа жестов в кадре. Вот ещё один вариант от SoftKinetic (у них тоже есть SDK, плюс они как-то завязаны на texas instruments).
Сам я, правда до сих пор не сталкивался ни с одной из этих камер, что жалко и досадно. Но, думаю и надеюсь, что через пяток лет они войдут в обиход и моя очередь настанет. Насколько я знаю, их активно используют при ориентации роботов, внедряют в системы распознавания по лицам. Круг задач и применений очень широк.