время в наряде что такое
Время нахождения ПС на линии и время в наряде.
Другим показателем является время в наряде Тн, т. е. время производительной работы подвижного состава на линии, которое складывается из времени движения Тд, времени простая под погрузкой и разгрузкой Тп.р и времени планируемых простоев по техническим надобностям (заправка, осмотр) и отдыха водителя в пути Тп.п, т. е. Тн = Тд + Тп.р+ Тпп
Предоставляемое водителю время для приема пищи при определении времени в наряде не учитывается.
Планируемое время нахождения ПС в наряде определяют исходя из режима работы АТС (односменная, двухсменная), режима работы обслуживаемой клиентуры, характера и срочности перевозок, режима ТО и Р автомобилей, а также времени на один оборот или на ездку по отдельным маршрутам. Под оборотом понимают пробег ПС по заданному маршруту с обязательным возвращением в первоначальный пункт погрузки.
При планировании показатель времени в наряде по заданному маршруту перевозки груза рассчитывают следующим образом. Определяют время оборота подвижного состава по маршруту:
Тоб = Lоб / Vт + tпр z
В зависимости от времени одного оборота и принятого режима работы подвижного состава определяют возможное количество оборотов n по маршруту:
n = Тн ‘/Тоб
где Тн ‘- принятый режим работы ПС на линии, ч.
Дробное значение числа оборотов округляют до целого числа, после чего рассчитывают показатель времени в наряде, исходя из целого числа оборотов:
Тн = Тоб п + То + Тпп,
В развернутом виде время в наряде будет иметь вид
Тн = (Lоб / Vт + tпр z,) n + Lo / Vm + Tnn.
Время нахождения подвижного состава на линии Тл определяют с учетом времени обеда водителя Тод, продолжительность которого устанавливают в зависимости от времени работы на линии (от 30 мин до 1 ч на одну смену работы):
Тл = Тн + Тод.
Время нахождения подвижного состава вне АТО необходимо определять для контроля за своевременным возвращением ПС после работы и составления графиков его работы на линии.
Среднее время нахождения подвижного состава в наряде Тн в целом по АТО определяется отношением:
— за один день работы Тнср = ∑Аэ Тн / ∑Аэ,
— за Д дней работы Тнср = ∑АэД Тн / ∑АэД.
Увеличение времени работы ПС на линии при рациональной организации транспортного процесса и труда водителей является необходимым условием повышения производительности АТС и снижения себестоимости перевозок. Передовые АТО в целях повышения эффективности использования ПС организуют его работу на линии в две и даже в три смены, соблюдая при этом установленный законодательством режим работы водителей.
Контрольные вопросы:
Время пребывания АТС в наряде
где Тм — время работы на маршруте; tн — время на выполнение нулевого пробега.
Средняя продолжительность пребывания АТС в наряде за сутки характеризует эффективность использования парка по времени и считается как отношение общего количества автомобиле-часов пребывания в наряде за отчетный период к общему количеству автомобиледней эксплуатации.
Рис. 6. Виды пробега грузового подвижного состава
Время работы на маршрутеопределяется соотношением
Обратите внимание, что техническая скорость учитывает только время движения ПС, а эксплуатационная дополнительно учитывает время простоя ПС при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
На практике приходится на основании заданного времени работы ПС на маршруте определять возможное количество ездок
где Uе – производительность ТС в тоннах; qн – номинальная грузоподъёмность АТС; γ — коэффициент использования грузоподъёмности; We – производительность АТС в тонна-километрах; le.г — пробег с грузом за ездку.
При определении производительности за рабочий день (Uр.д.,Wр.д.) необходимо учитывать дискретный характер выполнения транспортной работы, когда она завершается одновременно с завершением ездки, число которых, следовательно, может быть только целым. Таким образом, для увеличения объема работы ПС необходимо так изменить эксплуатационные условия (например, время работы), чтобы добиться увеличения числа ездок.
Действительно, выработка транспортной продукции происходит в течение того времени, пока ПС движется с грузом от отправителя к получателю, но как только автомобиль останавливается для разгрузки, выработка транспортной продукции прекращается и вновь возобновляется только после выезда из пункта погрузки. Количество доставленного груза может быть определено только в пункте разгрузки, и пока он не будет выгружен, нельзя говорить об объеме перевезенного груза. Таким образом, количество перевезенного груза и выполненной транспортной работы не является линейной функцией от времени работы автомобиля.
Графически изменение количества транспортной продукции во времени представлено на рис. 7.
Рис. 7. Изменение транспортной продукции во времени
Автомобиль выезжает на линию в момент времени t1. В момент времени t2началась первая погрузка груза в автомобиль, которая заканчивается в момент t3, и начинается движение с грузом. Прибытие в пункт назначения определяется моментом времени t4,с которого начинается разгрузка груза, и в течение следующего периода разгрузки груз постепенно поступает потребителю. В момент окончания разгрузки t5заканчивается формирование объема груза, доставленного автомобилем за одну ездку qф1. Затем автомобиль перемещается к отправителю для следующей погрузки, которая начинается в момент времени t6.Далее цикл транспортного процесса повторяется, и в момент времени t9у потребителя оказывается количество груза, равное qф2. Если на этом работа автомобиля заканчивается, то показатели работы автомобиля за смену следующие:
где, Uр.д. – производительность ТС в тоннах за рабочий день; Wр.д. – производительность АТС в тонна-километрах за рабочий день; qф1 – количество груза доставленного за 1-ую ездку, т; qф2 – количество груза доставленного за 2-ую ездку, т; le.г — пробег с грузом за ездку, км.
Или в общем случае:
Uр.д. – производительность ТС в тоннах за рабочий день; Wр.д. – производительность АТС в тонна-километрах за рабочий день; qф – количество доставленного груза, т; le.г. — пробег с грузом за ездку, км.
Для анализа эффективности использования ПС используют такие показатели производительности, как часовая производительность и производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъемностиавтомобиля в определенный временной промежуток.
Например, часовая производительность, т-км/ч, при выполнении ПС определенной ездки может быть рассчитана по формулам
Uч – часовая производительность ТС в тоннах; Wч – часовая производительность АТС в тонна-километрах; qн – номинальная грузоподъёмность АТС, т; γ — коэффициент использования грузоподъёмности; te — время одной ездки, час.; Lг — пробег АТС с грузом, км.
Производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъемности может определяться на количество автомобиле-тонна-часов наряда (Wтч):
или на одну списочную автомобиле-тонну:
где Др — число рабочих дней за рассматриваемый календарный период; Тн – время пребывания АТС в наряде, час.; Асп –списочное количество АТС на балансе предприятия.
Количество АТС, необходимых для выполнения заданного объема работ, определяется из соотношения
где CEILING — функция, возвращающая ближайшее большее целое значение; Q — заданный объем перевозки груза за смену; Uр.д. – производительность ТС в тоннах за рабочий день;
Задача 1. Автомобиль КАМАЗ-53212 (qн = 10 т) перевозит груз первого класса (γ = 1) на расстояние lе.г. = 40 км, при этом lх = 40 км, lн = 10 км, vэ = 20 км/ч, νт = 30 км/ч, Тн = 8,3 ч. Определить производительность ПС за смену (U и W).
1. Определяем время на нулевой пробег:
2. По формуле определяем время работы на маршруте:
3. Определяем время одной ездки по формуле:
4. Определяем число ездок по формуле:
nе = INT(Тм/ tе) = INT(8/ 4) = 2 ездки
5. Определяем дневную производительность АТС:
Uр.д. = qн γnе = 10×1×2 = 20 т
Wр.д. = Uр.д.lе.г.= 20×40 = 800 т×км
Задача 2. Автомобиль выезжает из Ато в 8 ч, а возвращается в 17 ч, продолжительность обеда 1 ч. Эксплуатационная скорость АТС 20 км/ч; αВ = 0,8; β = 0,6. Определить общий и гружёный пробег этого автомобиля за год.
Решение:
1. Определяем время в наряде.
Тн = 17 – 8 – 1 = 8 ч
2. Определяем пробег автомобиля за смену:
3. Общий пробег за год составит:
Lоб = Дкал × αВ × Lсут = 365×0,8×160 = 46720 км.
4. Определяем пробег с грузом за год:
Lг = Lоб ×β = 46720×0,6 = 28032 км.
Задача 3. Автомобиль ЗИЛ-432930 перевозит за одну ездку из пункта А в пункт В 5 тонн груза. Время движения из А в В составляет 15 мин., tп-р = 30 мин. Время работы на маршруте 10 ч, αВ = 0,75. Определить возможный объём перевозок за 1 месяц.
Решение:
1. Определяем время одной ездки:
tе = tдв + tп-р = (15+15) + 30 = 60 мин = 1 ч
2. Определяем число ездок:
nе = INT(Тм/ tе) = INT(10/1) = 10 ездок
3. Определяем объём перевозок за месяц:
Задача 4. На 1 января в АТО на балансе состояло 100 автомобилей; 5 января прибыло 10 автомобилей; 24 января списано 5 автомобилей. В течение месяца простои в техническом обслуживании и ремонтах составили 200 автомобиледней и в прочих ещё 50. Определить число АДсп, АДэ, АДт.
Решение:
1. Определяем списочное число автомобиледней.
= 100×31 + 10×(31 – 5) – 5×(31 – 24) = 310 + 260 +35 = 605 а/д
где Дк – число календарных дней в январе; Днераб 1 – число дней, в течение которых не работали в январе прибывшие машины; Днераб 2 – число дней, в течение которых не работали в январе выбывшие машины.
2. Определяем число автомобиледней в технически исправном состоянии:
АДт = АДсп – АДр = 605 – 200 = 405 а/д
3. Определяем число автомобиледней в эксплуатации:
АДэ = АДт – АДпроч = 405 – 50 = 355 а/д
Задача 5. Десять автомобилей КАМАЗ-5320 и двадцать тягачей МАЗ-6422 перевозили в течение месяца овощи из сельхозорганизации на базу. Время одного оборота в среднем за месяц у АТС персвого типа – 1,3 ч, второго типа – 2,1 ч. Фактическая грузоподъёмность автомобиля КАМАЗ – 8 т, тягача МАЗ – 18 т. Рассчитать объём перевозок и грузооборот при αВ = 0,7, Тм = 10 ч, lе.г. = 28 км.
Решение:
1. Определяем среднее число ездок:
nе = 2Тм / (te1 + te2) = 2×10 × (1,3 + 2,1) = 5,88 ездок
2. Определяем среднесуточную производительность:
3. Определяем объём перевозок:
4. Определяем грузооборот:
P = Q × lе.г. = 96314,4 × 28 = 2 696 803,2 т×км.
Время пребывания АТС в наряде
где Тм — время работы на маршруте; tн — время на выполнение нулевого пробега.
Средняя продолжительность пребывания АТС в наряде за сутки характеризует эффективность использования парка по времени и считается как отношение общего количества автомобиле-часов пребывания в наряде за отчетный период к общему количеству автомобиледней эксплуатации.
Рис. 6. Виды пробега грузового подвижного состава
Время работы на маршруте определяется соотношением
Обратите внимание, что техническая скорость учитывает только время движения ПС, а эксплуатационная дополнительно учитывает время простоя ПС при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
На практике приходится на основании заданного времени работы ПС на маршруте определять возможное количество ездок
где Uе – производительность ТС в тоннах; qн – номинальная грузоподъёмность АТС; γ — коэффициент использования грузоподъёмности; We – производительность АТС в тонна-километрах; le.г — пробег с грузом за ездку.
Действительно, выработка транспортной продукции происходит в течение того времени, пока ПС движется с грузом от отправителя к получателю, но как только автомобиль останавливается для разгрузки, выработка транспортной продукции прекращается и вновь возобновляется только после выезда из пункта погрузки. Количество доставленного груза может быть определено только в пункте разгрузки, и пока он не будет выгружен, нельзя говорить об объеме перевезенного груза. Таким образом, количество перевезенного груза и выполненной транспортной работы не является линейной функцией от времени работы автомобиля.
Графически изменение количества транспортной продукции во времени представлено на рис. 7.
Рис. 7. Изменение транспортной продукции во времени
где, Uр.д. – производительность ТС в тоннах за рабочий день; Wр.д. – производительность АТС в тонна-километрах за рабочий день; qф1 – количество груза доставленного за 1-ую ездку, т; qф2 – количество груза доставленного за 2-ую ездку, т; le.г — пробег с грузом за ездку, км.
Или в общем случае:
Uр.д. – производительность ТС в тоннах за рабочий день; Wр.д. – производительность АТС в тонна-километрах за рабочий день; qф – количество доставленного груза, т; le.г. — пробег с грузом за ездку, км.
Для анализа эффективности использования ПС используют такие показатели производительности, как часовая производительность и производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъемности автомобиля в определенный временной промежуток.
Например, часовая производительность, т-км/ч, при выполнении ПС определенной ездки может быть рассчитана по формулам
Uч – часовая производительность ТС в тоннах; Wч – часовая производительность АТС в тонна-километрах; qн – номинальная грузоподъёмность АТС, т; γ — коэффициент использования грузоподъёмности; te — время одной ездки, час.; Lг — пробег АТС с грузом, км.
Производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъемности может определяться на количество автомобиле-тонна-часов наряда (Wтч):
или на одну списочную автомобиле-тонну:
где Др — число рабочих дней за рассматриваемый календарный период; Тн – время пребывания АТС в наряде, час.; Асп –списочное количество АТС на балансе предприятия.
Количество АТС, необходимых для выполнения заданного объема работ, определяется из соотношения
где CEILING — функция, возвращающая ближайшее большее целое значение; Q — заданный объем перевозки груза за смену; Uр.д. – производительность ТС в тоннах за рабочий день;
Задача 1. Автомобиль КАМАЗ-53212 (qн = 10 т) перевозит груз первого класса (γ = 1) на расстояние lе.г. = 40 км, при этом lх = 40 км, lн = 10 км, v э = 20 км/ч, νт = 30 км/ч, Тн = 8,3 ч. Определить производительность ПС за смену (U и W).
1. Определяем время на нулевой пробег:
2. По формуле определяем время работы на маршруте:
3. Определяем время одной ездки по формуле:
4. Определяем число ездок по формуле:
5. Определяем дневную производительность АТС:
Задача 2. Автомобиль выезжает из Ато в 8 ч, а возвращается в 17 ч, продолжительность обеда 1 ч. Эксплуатационная скорость АТС 20 км/ч; αВ = 0,8; β = 0,6. Определить общий и гружёный пробег этого автомобиля за год.
1. Определяем время в наряде.
2. Определяем пробег автомобиля за смену:
3. Общий пробег за год составит:
4. Определяем пробег с грузом за год:
L г = L об × β = 46720 ×0,6 = 28032 км.
Задача 3. Автомобиль ЗИЛ-432930 перевозит за одну ездку из пункта А в пункт В 5 тонн груза. Время движения из А в В составляет 15 мин., tп-р = 30 мин. Время работы на маршруте 10 ч, αВ = 0,75. Определить возможный объём перевозок за 1 месяц.
1. Определяем время одной ездки:
2. Определяем число ездок:
3. Определяем объём перевозок за месяц:
Задача 4. На 1 января в АТО на балансе состояло 100 автомобилей; 5 января прибыло 10 автомобилей; 24 января списано 5 автомобилей. В течение месяца простои в техническом обслуживании и ремонтах составили 200 автомобиледней и в прочих ещё 50. Определить число АДсп, АДэ, АДт.
1. Определяем списочное число автомобиледней.
= 100×31 + 10×(31 – 5) – 5×(31 – 24) = 310 + 260 +35 = 605 а/д
где Дк – число календарных дней в январе; Днераб 1 – число дней, в течение которых не работали в январе прибывшие машины; Днераб 2 – число дней, в течение которых не работали в январе выбывшие машины.
2. Определяем число автомобиледней в технически исправном состоянии:
3. Определяем число автомобиледней в эксплуатации:
Задача 5. Десять автомобилей КАМАЗ-5320 и двадцать тягачей МАЗ-6422 перевозили в течение месяца овощи из сельхозорганизации на базу. Время одного оборота в среднем за месяц у АТС персвого типа – 1,3 ч, второго типа – 2,1 ч. Фактическая грузоподъёмность автомобиля КАМАЗ – 8 т, тягача МАЗ – 18 т. Рассчитать объём перевозок и грузооборот при αВ = 0,7, Тм = 10 ч, lе.г. = 28 км.
1. Определяем среднее число ездок:
2. Определяем среднесуточную производительность:
3. Определяем объём перевозок:
4. Определяем грузооборот:
Маршруты перевозки грузов
Маршрутом движения называется путь следования ПС при выполнении перевозок. Выбор того или иного маршрута определяется в основном вариантом организации транспортного процесса. В соответствии с рассмотренными ранее вариантами можно представить классификацию различных типов маршрутов, как это показано на рис. 8.
Рис. 8. Классификация маршрутов для перевозки грузов
Характеристики основных видов маршрутов приведены в табл. 1.
Таблица 1. Характеристики основных видов маршрутов для перевозки грузов
Примечание, m — число пунктов заезда на маршруте, где производится погрузка и (или) разгрузка ПС; к — число пунктов погрузки ПС на кольцевом маршруте; tз — дополнительное время, требуемое на один заезд; γр1 — значение коэффициента использования грузоподъемности на первом участке развозки груза; γс.п — значение коэффициента использования грузоподъемности на последнем участке сбора груза.
Для маятниковых и кольцевых маршрутов в качестве критерия их эффективности можно использовать коэффициент использования пробега. Чем больше будет его значение, тем меньше будет расходоваться ресурсов на перемещение ПС без груза и, естественно, ниже будет себестоимость перевозок.
При выполнении перевозок по развозочно-сборочным маршрутам какое-то количество груза находится в кузове автомобиля на всем пути следования, поэтому использовать в качестве критерия эффективности коэффициент использования пробега нельзя. Для того чтобы определить такой критерий, рассмотрим простой пример. Пусть из пункта отправления (ГОП) необходимо развезти груз в три пункта. Объемы завоза и расстояния между пунктами приведены на рис. 9.
Рис. 9. Схема расположения грузоотправных пунктов и пунктов завоза груза
Количество возможных вариантов объезда пунктов доставки груза равно 3! = 6. Показатели работы автомобиля при развозе груза по каждому из возможных вариантов приведены в табл. 2.
Таблица 2. Варианты развоза
Очевидно, что минимальные затраты ресурсов будут достигнуты при наименьшем пробеге ПС и выполняемой при этом транспортной работы. Этим условиям соответствует третий вариант в табл. 2.
Рис. 10. Схема перевозок
Решение. Определяем ТЭП на маршруте АВ.
Время оборота (см. табл. 3.1)
4. Влияние эксплуатационных факторов на производительность АТС
Для определения методов повышения производительности ПС необходимо знать характер и степень влияния отдельных эксплуатационных показателей на производительность АТС. При этом необходимо учитывать, что показатели, которые можно использовать для характеристики эффективности использования ПС, делятся на три группы:
— экстенсивные обеспечивают повышение количества ПС на линии и продолжительность его работы (коэффициент выпуска, среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля в наряде);
— интенсивные способны повысить производительность ПС за счет совершенствования планирования и организации перевозочного процесса (средний суточный пробег, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности, эксплуатационная и техническая скорости движения);
— обобщающие показатели характеризуют эффективность использования ПС в целом (производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъемности ПС, часовая производительность и т.п.).
Анализ производительности, т/ч, парка АТС или группы автомобилей, работающих в одинаковых условиях, можно выполнить, используя формулу
С помощью этой формулы можно построить теоретические кривые влияния технико-эксплуатационных показателей на производительность ПС. Качественные зависимости приведены на рис. 11.
Рис. 11. Качественные зависимости влияния технико-эксплуатационных показателей на производительность подвижного состава:
Однако на практике производительность ПС не может изменяться монотонно. Она получает скачкообразное приращение только тогда, когда ПС выполняет дополнительную ездку, и в транспортном цикле завершается доставка груза. Таким образом, прирост производительности будет наблюдаться только в тот момент, когда улучшение значения отдельного или совокупности эксплуатационных факторов позволит выполнить ПС еще одну ездку. До наступления этого момента изменение значений эксплуатационных факторов не приведет к изменению значения производительности.
Задача 3.9. Перевозки грузов выполняются автомобилями MA3-4370 ( q ф = 4 т) при следующих eсловиях: Tм = 7 ч; vT = 40 км/ч; β = 0,5; tn — p = 0,8 ч. Необходимо построить теоретическую и реальную зависимости часовой производительности в тоннах при изменении длины груженой ездки от 5 до 50 км.
Решение. Для построения теоретической зависимости выполним расчеты часовой производительности, изменяя значение lе.r:
Рис. 12. Зависимости часовой производительности от изменения длины
Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие транспортного процесса и его элементов.
2. Дайте характеристику системы технико-эксплуатационных показателей оценки состояния и использования автопарка.
3. Как влияют эксплуатационные факторы на производительность подвижного состава?
4. Назовите показатели использования подвижного состава, приведите порядок их расчета.
5. Назовите виды маршрутов, преимущества и недостатки при организации перевозок по разным маршрутам.
6. Дайте характеристику кольцевым маршрутам. Приведите показатели использования подвижного состава на кольцевых маршрутах.
7. Дайте характеристику развозочно-сборочным маршрутам. Приведите показатели использования подвижного состава на развозочно-сбороч- ных маршрутах.
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 880 ; Мы поможем в написании вашей работы!