время первых чем закончится
Время первых: краткий обзор фильма
Лично меня заинтриговал фильм «Время первых». Редко в России снимают фильмы про космос, да ещё и основанные на реальных событиях. В кинотеатрах мы гораздо чаще видим голливудские научно-фантастические блокбастеры, такие как «Гравитация», «Марсианин» и «Интерстеллар». И это при том наследии, которое осталось после советской эпохи: фильмов Павла Клушанцева, прекрасных детских фильмов «Москва — Кассиопея», «Большое космическое путешествие», шедевра Андрея Тарковского «Солярис». И сатирическую комедию «Кин-Дза-Дза», хотя и менее научную, а более фантастическую, тоже стоит упомянуть. Всё началось в начале XX века — при консультировании Циолковского в 1935 году в СССР сняли «Космический рейс».
Создатели фильма «Время первых» решили взять историю, которая уже пятьдесят лет лежит на поверхности. Среди прочих рекордов с приставкой «первый» у нас есть первый выход человека в открытый космос, который был при этом связан с рядом сложностей — от ускоренных сроков подготовки пуска (ведь иначе нас бы обогнали американцы) до раздутого в процессе выхода скафандра, из-за которого Леонов физически не мог влезть в корабль, и отказа автоматики «Восхода-2». Несколько нештатных ситуаций за один полёт, часть из которых могли бы стать смертельными — на мой взгляд, это достойно попытки экранизировать важную веху в освоении космического пространства.
Главные герои
Основными действующими лицами исторического полёта были Алексей Леонов и Павел Беляев. На роль Беляева без проб назначили Константина Хабенского, а Леонова сыграл продюсер проекта Евгений Миронов. Если брать исключительно внешность актёров, то они похожи.
Если же говорить о манере поведения, о речи, то Миронов не просто похож, а очень похож на Леонова. Либо у актёра такая же манера общаться, либо он очень сильно постарался, чтобы вжиться в роль. Пока я писал статью о событиях в этом фильме, я пересмотрел множество интервью космонавта. И здесь я верю, что передо мной тот самый человек.
Хабенский играет Павла Беляева, самого «старого» лётчика из Первого отряда. Ему на момент зачисления было 34 года, на момент полёта — уже почти 40. Играет интересно, но насколько реально — мы уже не узнаем. Космонавт умер в 1970 году от перитонита. Кажется странным, что человек, побывавший в космосе и приземлившийся на ручном управлении в тайге умирает от подобной болезни.
Генерала Николая Каманина, занимавшегося отбором космонавтов и их подготовкой, сыграл Анатолий Котенёв. Каманин предложил первым кандидатом на полёт в космос назначить Юрия Гагарина, запасным — Германа Титова, и он был активным сторонником отправки Валентины Терешковой на орбиту.
Александр Новин сыграл Евгения Хрунова, дублёра Леонова. Роль в фильме не очень большая, но нужная для развития сюжета.
Семьи космонавтов могут показаться «картонными». Но излишне сентиментальные молодые отцы прольют скупую мужскую слезу на моментах с дочкой Леонова.
Главным героем был Сергей Павлович Королёв. Основоположник практической космонавтики был ответственным за этот полёт. Его роль исполнил Владимир Ильин, актёр старой закалки забирает на себя массу внимания.
В одном из эпизодов фильма после встречи Королёва с Брежневым у Сергея Павловича случился сердечный приступ. На совет врача отдохнуть он сказал, что не устал. Далее эта сюжетная линия не продолжается, но мы знаем, что менее чем через год после пуска Сергей Павлович умер во время операции по удалению опухоли – не выдержало сердце.
«Время первых» можно сравнить с «Укрощением огня» 1972 года, в котором прототипом главного героя стал Сергей Павлович Королёв. Настолько ярко здесь представлена эта легендарная личность. Даже в то время фильм критиковали за излишний пафос и идеализированность персонажей. В данном случае идеализации Королёва нет, показан живой человек, занятый своей работой.
Сюжет
После откровенно наигранного «Гагарина» 2013 года, который состоял в основном из пафосных фраз, персонажи «Времени первых» кажутся более живыми. Атмосфера СССР передана так, что вызывает добрую ностальгию по тем временам. Пожалуйста, воздержитесь от комментариев на тему «всё было плохо», все и так знают, что Королёв сидел в тюрьме и работал на золотых приисках. Речь всё равно идёт о замечательных людях, которые в то время творили немыслимые вещи.
Начинается фильм с момента, когда из-за ошибки механика Алексею Леонову приходится показывать чудеса посадки на аварийном самолёте. Всё это видит генерал Каманин — тот самый, кто работал с подбором лётчиков-истребителей в Первый отряд космонавтов. «Он сумасшедший!» — «Давай его ко мне, нам как раз сумасшедшие нужны». Я отметил этот эпизод, потому что он есть в трейлере, но показан по-другому — у зрителя возникает впечатление, что лётчик просто так творил безобразие. В фильме он спасал себе жизнь.
Далее нам показывают Сергея Павловича Королёва. Бодрый и одновременно уставший и злой он проходит через ангар к щиту, на котором отображён план выхода первого человека в открытый космос. Он зачёркивает 1967 год, 1966 год и обводит 1965. Сроки сдвинулись, потому что того требует высшее руководство. Космическая гонка в самом разгаре, а американцы наступают на пятки.
«Получить 2 героических трупа вместо двух живых героев?» — говорит Королёв о новой постановке задачи.
Отношения Беляева и Леонова, их тягу к полётам показывают через моменты прыжка с парашютом, после которого старший космонавт ломает ногу. Этот случай при подготовке произошёл в 1961 году. Так Павел был отстранён на год от подготовки, но позже вернулся в строй. В трейлере мы видели его тренировки со штангой под дождём.
Леонов отказывался лететь с другим космонавтом. После фильма возникает вопрос: почему? Откуда взялась такая дружба? Во время просмотра об этом не думаешь, а просто видишь друзей.
Большую часть фильма составляет собственно полёт. Вот здесь сценарий стал сильно отходить от реальности. Ранее я писал, что это уже готовый сюжет, его можно брать без изменений и экранизировать с минимальными изменениями. Но перед нами не документальный, а художественный фильм, поэтому избежать нововведений, нагнетающих атмосферу или раскрывающих персонажей, не получится.
Сценаристы пошли во все тяжкие и начали менять события и их последовательность. Если до просмотра фильма вы не прочитали Википедию, то вы не обратите на это внимания. Во время выхода Леонова в открытый космос космонавт теряет сознание и молчит вместо того, чтобы успокаивать Землю. За клапан герой берётся не до входа в шлюз, а уже в шлюзе, чтобы развернуться. Беляев прикрывает коллегу, сообщая, что тишина была из-за проблем со связью.
Затем — отказ автоматики, ручное наведение, приземление в Пермской тайге в снег, костёр и ожидание спасения.
В конце нам показывают хронику, смешанную с самим фильмом. Момент очень яркий, он добавляет «приземлённости» этой истории, возвращает нас к тому, что это не просто выдумка сценаристов.
Невесомость
Кинопоиск подсказывает, что для выхода в открытый космос студия CGF разработала систему дополненной реальности ViewGA. С её помощью режиссер и оператор видели на экране перемещения актера в условиях виртуального космоса. Выглядит эта картинка хорошо.
Кадр из фильма
Хроника
Для съёмок внутри корабля использовали полноразмерную модель «Восхода» с системой тросов. Но самое интересное — это невесомость внутри корабля на примере карандаша и бортжурнала. Насколько это реалистично, как мне кажется, смогут сказать космонавты. Для обычного зрителя какие-то несоответствия не будут заметны.
Кадр со съёмок
Хроника
Когда показывали моменты с тренировок в самолёте в невесомости, мне казалось, что актёров действительно отправили кататься на ИЛ-76. Оказалось, всё было снято в студии.
Вердикт
Сразу после выхода из зала я начал восполнять пробелы в собственных знаниях, которые получил при подготовке прошлой статьи — удостоверился, что Беляев действительно ломал ногу. Если хоть часть из тех, кто смотрел фильм, будет искать информацию о «Восходе-2», то его снимали не зря.
Фильм смотрится на одном дыхании. В нём есть несколько затянутых моментов, но они не портят общее впечатление. Главное достоинство этого фильма — это продюсерский проект Евгения Миронова. Это не способ заработать деньги, это не пять частей «Ёлок». Это экранизация интересной и важной для него самого истории. И речь не об ура-патриотизме России, а о гордости за всё человечество и за тот вклад, который внесли в освоение космоса конкретные люди.
В результате мы имеем фильм, в который все люди, участвующие в проекте, вложили душу. Но это субъективное мнение. Я призываю вас идти в кино и составить своё, после чего написать об этом в комментариях. И рассказать о всех достоинствах и недостатках.
Время первых: краткий обзор фильма
Создатели фильма «Время первых» решили взять историю, которая уже пятьдесят лет лежит на поверхности. Среди прочих рекордов с приставкой «первый» у нас есть первый выход человека в открытый космос, который был при этом связан с рядом сложностей — от ускоренных сроков подготовки пуска (ведь иначе нас бы обогнали американцы) до раздутого в процессе выхода скафандра, из-за которого Леонов физически не мог влезть в корабль, и отказа автоматики «Восхода-2». Несколько нештатных ситуаций за один полёт, часть из которых могли бы стать смертельными — на мой взгляд, это достойно попытки экранизировать важную веху в освоении космического пространства.
Главные герои
Основными действующими лицами исторического полёта были Алексей Леонов и Павел Беляев. На роль Беляева без проб назначили Константина Хабенского, а Леонова сыграл продюсер проекта Евгений Миронов. Если брать исключительно внешность актёров, то они похожи.
Хабенский играет Павла Беляева, самого «старого» лётчика из Первого отряда. Ему на момент зачисления было 34 года, на момент полёта — уже почти 40. Играет интересно, но насколько реально — мы уже не узнаем. Космонавт умер в 1970 году от перитонита. Кажется странным, что человек, побывавший в космосе и приземлившийся на ручном управлении в тайге умирает от подобной болезни.
Генерала Николая Каманина, занимавшегося отбором космонавтов и их подготовкой, сыграл Анатолий Котенёв. Каманин предложил первым кандидатом на полёт в космос назначить Юрия Гагарина, запасным — Германа Титова, и он был активным сторонником отправки Валентины Терешковой на орбиту.
Александр Новин сыграл Евгения Хрунова, дублёра Леонова. Роль в фильме не очень большая, но нужная для развития сюжета.
Семьи космонавтов могут показаться «картонными». Но излишне сентиментальные молодые отцы прольют скупую мужскую слезу на моментах с дочкой Леонова.
Главным героем был Сергей Павлович Королёв. Основоположник практической космонавтики был ответственным за этот полёт. Его роль исполнил Владимир Ильин, актёр старой закалки забирает на себя массу внимания.
В одном из эпизодов фильма после встречи Королёва с Брежневым у Сергея Павловича случился сердечный приступ. На совет врача отдохнуть он сказал, что не устал. Далее эта сюжетная линия не продолжается, но мы знаем, что менее чем через год после пуска Сергей Павлович умер от сердечной недостаточности.
«Время первых» можно сравнить с « Укрощением огня » 1972 года, в котором прототипом главного героя стал Сергей Павлович Королёв. Настолько ярко здесь представлена эта легендарная личность. Даже в то время фильм критиковали за излишний пафос и идеализированность персонажей. В данном случае идеализации Королёва нет, показан живой человек, занятый своей работой.
Сюжет
После откровенно наигранного «Гагарина» 2013 года, который состоял в основном из пафосных фраз, персонажи «Времени первых» кажутся более живыми. Атмосфера СССР передана так, что вызывает добрую ностальгию по тем временам. Пожалуйста, воздержитесь от комментариев на тему «всё было плохо», все и так знают, что Королёв сидел в тюрьме и работал на золотых приисках. Речь всё равно идёт о замечательных людях, которые в то время творили немыслимые вещи.
Начинается фильм с момента, когда из-за ошибки механика Алексею Леонову приходится показывать чудеса посадки на аварийном самолёте. Всё это видит генерал Каманин — тот самый, кто работал с подбором лётчиков-истребителей в Первый отряд космонавтов. «Он сумасшедший!» — «Давай его ко мне, нам как раз сумасшедшие нужны». Я отметил этот эпизод, потому что он есть в трейлере, но показан по-другому — у зрителя возникает впечатление, что лётчик просто так творил безобразие. В фильме он спасал себе жизнь.
Далее нам показывают Сергея Павловича Королёва. Бодрый и одновременно уставший и злой он проходит через ангар к щиту, на котором отображён план выхода первого человека в открытый космос. Он зачёркивает 1967 год, 1966 год и обводит 1965. Сроки сдвинулись, потому что того требует высшее руководство. Космическая гонка в самом разгаре, а американцы наступают на пятки.
«Получить 2 героических трупа вместо двух живых героев?» — говорит Королёв о новой постановке задачи.
Отношения Беляева и Леонова, их тягу к полётам показывают через моменты прыжка с парашютом, после которого старший космонавт ломает ногу. Этот случай при подготовке произошёл в 1961 году. Так Павел был отстранён на год от подготовки, но позже вернулся в строй. В трейлере мы видели его тренировки со штангой под дождём.
Леонов отказывался лететь с другим космонавтом. После фильма возникает вопрос: почему? Откуда взялась такая дружба? Во время просмотра об этом не думаешь, а просто видишь друзей.
Большую часть фильма составляет собственно полёт. Вот здесь сценарий стал сильно отходить от реальности. Ранее я писал, что это уже готовый сюжет, его можно брать без изменений и экранизировать с минимальными изменениями. Но перед нами не документальный, а художественный фильм, поэтому избежать нововведений, нагнетающих атмосферу или раскрывающих персонажей, не получится.
Сценаристы пошли во все тяжкие и начали менять события и их последовательность. Если до просмотра фильма вы не прочитали Википедию, то вы не обратите на это внимания. Во время выхода Леонова в открытый космос космонавт теряет сознание и молчит вместо того, чтобы успокаивать Землю. За клапан герой берётся не до входа в шлюз, а уже в шлюзе, чтобы развернуться. Беляев прикрывает коллегу, сообщая, что тишина была из-за проблем со связью.
Затем — отказ автоматики, ручное наведение, приземление в Пермской тайге в снег, костёр и ожидание спасения.
В конце нам показывают хронику, смешанную с самим фильмом. Момент очень яркий, он добавляет «приземлённости» этой истории, возвращает нас к тому, что это не просто выдумка сценаристов.
Невесомость
Кинопоиск подсказывает, что для выхода в открытый космос студия CGF разработала систему дополненной реальности ViewGA. С её помощью режиссер и оператор видели на экране перемещения актера в условиях виртуального космоса. Выглядит эта картинка хорошо.
Кадр из фильма
Хроника
Для съёмок внутри корабля использовали полноразмерную модель «Восхода» с системой тросов. Но самое интересное — это невесомость внутри корабля на примере карандаша и бортжурнала. Насколько это реалистично, как мне кажется, смогут сказать космонавты. Для обычного зрителя какие-то несоответствия не будут заметны.
Кадр со съёмок
Хроника
Когда показывали моменты с тренировок в самолёте в невесомости, мне казалось, что актёров действительно отправили кататься на ИЛ-76. Оказалось, всё было снято в студии.
Вердикт
Сразу после выхода из зала я начал восполнять пробелы в собственных знаниях, которые получил при подготовке прошлой статьи — удостоверился, что Беляев действительно ломал ногу. Если хоть часть из тех, кто смотрел фильм, будет искать информацию о «Восходе-2», то его снимали не зря.
Фильм смотрится на одном дыхании. В нём есть несколько затянутых моментов, но они не портят общее впечатление. Главное достоинство этого фильма — это продюсерский проект Евгения Миронова. Это не способ заработать деньги, это не пять частей «Ёлок». Это экранизация интересной и важной для него самого истории. И речь не об ура-патриотизме России, а о гордости за всё человечество и за тот вклад, который внесли в освоение космоса конкретные люди.
В результате мы имеем фильм, в который все люди, участвующего в проекте вложили душу. Но это субъективное мнение. Я призываю вас идти в кино и составить своё, после чего написать об этом в комментариях. И рассказать о всех достоинствах и недостатках.
«Время первых»: что правда, а что вымысел
Надо признать, зрелище получилось эффектное. Но удалось ли авторам фильма достоверно показать один из ярчайших эпизодов в истории советской космонавтики? Давайте разбираться.
Фильм начинается с происшествия из лётной практики Леонова. Якобы именно после случая с аварийной посадкой генерал-лейтенант Николай Каманин выбрал его в отряд космонавтов за умение принимать нестандартные решения в экстремальных ситуациях: «Сумасшедшие нам нужны». Это правда?
Будь Леонов таким недисциплинированным, как показано в фильме, он бы не попал в космонавты
По рассказам Леонова, эпизод с экстремальной посадкой действительно был. Впрочем, реальная посадка вряд ли выглядела так лихо, как в фильме, поскольку настоящий самолёт на подобных скоростях разрушился бы. В интервью Леонов рассказывал, что проблема возникла не в двигателе, как показано в фильме, а при выпуске шасси, что, конечно, смотрится не столь эффектно.
Генерал Каманин, курировавший отряд космонавтов, не мог присутствовать при этом эпизоде, поскольку поисками будущих космонавтов сам не занимался. Авиаполк, где служил Леонов, посетил Евгений Карпов — первый начальник Центра подготовки космонавтов (ЦПК). На молодого лётчика он обратил внимание не из-за аварийной посадки, а из-за его таланта художника. Благодаря Карпову Леонов был направлен на обследование для отбора в отряд космонавтов. К слову, «нагрузочные пробы» давались Леонову тяжело, и он подумывал попроситься обратно в полк, но его отговорил Юрий Гагарин.
Кстати, о Гагарине. В фильме совсем нет первого космонавта. Неужели он был занят более важными делами, чем подготовка экспедиции на орбиту?
Отсутствие в фильме Гагарина объяснить трудно. В действительности он не только участвовал в подготовке полёта «Восхода-2» как начальник отдела лётно-космической подготовки и заместитель начальника ЦПК, но и фактически руководил действиями экипажа с наземного пункта во время полёта. Если бы авторы фильма соблюдали историческую достоверность, Гагарин бы постоянно находился в кадре.
Именно Гагарин, а не Брежнев, на самом деле говорил с космонавтами с Земли
Основным сюжетным конфликтом в фильме стало противостояние между генерал-лейтенантом Каманиным и главным конструктором Королёвым. При этом Каманин показан беспощадным чиновником, который готов пожертвовать космонавтами ради достижения рекорда, а Королёв — осторожным и ответственным человеком, озабоченным безопасностью полётов. Это правда?
Всё было с точностью до наоборот. Инициатором создания кораблей «Восход» на основе одноместных «Востоков» стал как раз Сергей Королёв. Он был обеспокоен тем, что руководство страны теряет интерес к ракетно-космической программе и сокращает финансирование, поэтому предложил срочно поставить несколько рекордов, обогнав американских конкурентов. На «Восходе-1» в космос должны были отправиться сразу трое космонавтов; на «Восходе-2» предполагалось осуществить первый выход в открытый космос.
Затея была настолько рискованной, что от неё поначалу отказались даже сотрудники, подчинённые непосредственно Королёву. Скептически был настроен и Каманин, который полагал, что работу по созданию военно-космических сил нельзя приносить в жертву рекордам. Однако Королёв использовал своё влияние и связи с Хрущёвым, чтобы продавить проект.
Чтобы подчеркнуть положительность Королёва, создатели очернили генерала Каманина, героического лётчика. Конечно, в жизни он не предлагал «угробить» космонавтов
Разумеется, главный конструктор тоже заботился о безопасности (например, на корабли «Восход» был установлен второй тормозной двигатель, хотя на «Востоках» стоял всего один), но не испытывал тех колебаний, которые столь драматично показаны в фильме. К примеру, он планировал осуществить полёт «Восхода-2» в ноябре 1964 года, и именно Каманин настоял на более поздней дате — февраль-март 1965-го. Причём главным аргументом генерал-лейтенанта была как раз безопасность.
В фильме Каманин зачем-то показан злодеем, который готов принести космонавтов в жертву. Но подобного никогда не было — они с Королёвым несли персональную ответственность за успех полётов и понимали, что авария с гибелью людей недопустима.
Насколько достоверно показан экипаж «Восхода-2»? Действительно ли Леонов был «хулиганом», а Беляев — «мизантропом»?
Образы Алексея Леонова и Павла Беляева упрощены до условности: Леонов представлен наглецом, которому почему-то всё прощают, а Беляев — мрачным меланхоликом, который не очень-то хочет лететь в космос. В реальности и Леонов, и Беляев были опытными членами отряда космонавтов из «гагаринского» набора 1960 года. Они прекрасно знали, что отчисление обернётся для них жизненным крахом (примеры были перед глазами), поэтому боролись за право участвовать в космических проектах.
Характеры Леонова и Беляева в фильме упрощённо-условные
Одной из причин, почему Беляев не может лететь в космос, в фильме назван перелом ноги, полученный Павлом Ивановичем якобы по вине «хулигана» Леонова. Действительно, Беляев получил серьёзную травму при парашютных прыжках. Но было это ещё в августе 1961 года, задолго до начала работы над проектом «Восход». Леонов никак не был связан с травмой и не мог испытывать по этому поводу чувство вины.
К сожалению, в фильме почти не нашлось места дублирующему экипажу. Помимо Леонова и Беляева, к полёту на «Восходе-2» готовились Евгений Хрунов, Виктор Горбатко и Дмитрий Заикин. Все они проходили тренировки на корабле в монтажном цеху и осваивали невесомость в самолёте-лаборатории «Ту-104». В фильме показан только Хрунов, и то мельком.
Реконструкция полёта «Восхода-2» в фильме производит сильное впечатление. Правда ли, что космонавтам пришлось пережить столько приключений на грани выживания?
Реконструкция полёта, особенно старта и выхода на орбиту, более или менее соответствует реальной истории. Технические сбои действительно угрожали жизни экипажа, но ситуации не были столь безнадёжны, как показано на экране.
Возможное раздутие скафандра было предусмотрено заранее, и Леонов, обнаружив, что не может влезть в шлюзовую камеру, не импровизировал, а воспользовался разработанной процедурой снижения давления. И от дефицита дыхательной смеси он не страдал, поскольку она поступала не только из баллонов, но и по шлангу с корабля (запас позволял оставаться в безвоздушном пространстве до четырех часов). Самой трудной операцией стал разворот в узком пространстве камеры, что считалось почти невозможным, но, как мы знаем, Леонов справился.
Космический полёт снят очень зрелищно, но не без преувеличений
Позже космонавты действительно обнаружили, что внутренняя атмосфера быстро насыщается кислородом. В фильме они вручную вскрывают одну из панелей и под угрозой пожара героически отсоединяют какие-то проводки. Но эта сцена придумана от начала до конца. На самом деле космонавты не смогли установить причину проблемы и по совету с Земли снизили температуру и влажность воздуха в кабине, однако эффекта это не произвело.
Что тогда произошло, никто по сей день точно сказать не может. Наиболее популярна версия, что из-за разницы температур внешний корпус корабля деформировался, и на срезе выходного люка образовалась щель. Через неё утекал воздух, а система жизнеобеспечения восприняла процесс как аварийный и стала нагнетать в кабину кислород. Только через семь часов полёта сработал аварийный клапан перепуска, корабль тряхнуло вибрационным толчком, и крышка плотно «села» на место, закрыв щель.
Проблема с автоматическим спуском, красочно показанная в фильме, была в реальности, но и тут авторы «Времени первых» заметно переборщили с ужасами. Беляев был хорошо подготовлен к операции ручного спуска и сориентировал корабль за несколько секунд. Если бы он ошибся и корабль вместо схода с орбиты поднялся бы на более высокую, у Беляева оставался бы ещё один шанс исправить ситуацию — резервный тормозной двигатель. Однако пользоваться им, как мы знаем, не пришлось.
Что касается угрозы «отскока» спускаемого аппарата от атмосферы, эта безграмотная коллизия придумана авторами фильма. Они, видимо, ориентировались на фильм «Аполлон-13», но не учли, что корабли типа «Восход» двигались по орбите со скоростью ниже второй космической и «отскок» им, в отличие от «Аполлонов», не грозил.
ЦУП, показанный в фильме, взят скорее из картины «Аполлон-13», чем из истории
Создатели не сумели избежать ошибок и при показе Центра управления полётами. В том виде, как на экране, он никогда не существовал. Вообще ЦУП, похожий на американский, появился только в 1970-е годы. Большие антенны Центра дальней космической связи в Евпатории, которые якобы обеспечивали связь с «Восходом-2», на самом деле используются для других целей. Выход Леонова в открытый космос несколько минут демонстрировался в прямом телеэфире, но в то время не было технической возможности транслировать весь полёт. И переговоры космонавта с главой государства, Леонидом Брежневым, тоже выдуманы.
В финале космонавты едва не замерзают насмерть в тайге, вслух прощаются с жизнью, а руководство уже готовит им некрологи. Всё и вправду было так драматично?
Действительно, из-за неудачного расположения кресел в «Восходе-2» для ручного спуска космонавтам пришлось подняться, что сыграло свою роль при посадке. При работе тормозного двигателя возник нерасчётный эксцентриситет, и это привело к перелёту корабля от «точки прицеливания» на 165 км. Космонавты приземлились в глухой тайге, где мороз по ночам достигал −25 °С.
Но их положение было не столь бедственным, как показано в фильме. На поиски отправилось сразу несколько групп, сигналы радиомаяка перехватил радиолюбитель в Ташкенте (в фильме почему-то упоминается Сахалин), а космонавты грелись у костра. Место посадки «Восхода-2» обнаружили за четыре часа, и с того момента над ним посменно барражировали самолёты. Космонавтам сбрасывали тёплую одежду, продукты и коньяк. На следующий день спасатели нашли в двух километрах от них площадку для посадки вертолёта, высадились там и на лыжах добрались до «Восхода-2». Экспедиция завершилась в рабочем порядке, без экранного драматизма.
«Зимовка» в тайге в реальности была не такой драматичной
«Время первых» снято на достойном визуальном уровне и даёт общее представление о проблемах советской космонавтики «героико-романтического» периода. Однако, к сожалению, ради сюжетной динамики и красивых спецэффектов создатели пожертвовали исторической и, главное, психологической достоверностью. Мы, конечно, понимаем, что художественная условность кино допускает некоторые вольности. Но, право слово, история «Восхода-2», сама по себе захватывающая, не нуждалась в «творческой доработке».