время отклика пикселя что это в телевизоре
Какое время отклика лучше на телевизоре
Подбирая новый телевизор в характеристиках или обзорах на конкретную модель можно встретить параметр «время отклика». О том, что это такое и важен ли он при выборе и расскажет эта статья.
Что такое время отклика в телевизоре
Это величина определяет время, необходимое пикселю в матрице для изменения яркости. Измеряется в миллисекундах (мс).
Для разных типов телевизоров ее значение отличается:
Но полностью доверять значениям, указанным в паспорте устройства, не стоит. Дело в том, что у единой методики определения значения времени отклика и производители используют одну из 3 существующих:
Каждая из них дает разные результаты и малоизвестные производители предпочитают указывать в паспорте удобные для них значения вместо того, чтобы повышать технологичность выпускаемой продукции.
Чем вредно большое время отклика
Вреда повышенное значение не приносит, но доставляет дискомфорт при просмотре сцен перестрелок, боев, погонь в боевиках или спортивных матчей, где изображение меняется очень быстро.
Он проявляется в замыленности картинки, когда на новый кадр накладывается предыдущий, так как пиксель не успел сменить яркость.
Поэтому следует приобретать телевизоры со временем отклика 8-10 мс. Эти значения обеспечивают довольно быструю смену кадров и исключают замыливание картинки.
Переплачивать за модели с меньшим временем отклика не стоит, если телевизор не будет активно использоваться для видеоигр или просмотра спортивных каналов.
Подводя итог, можно сказать, что рассматриваемый параметр не ключевой при выборе телевизора, так как заявленное производителем значением может не соответствовать реальным характеристикам устройства. Но предпочтительнее покупать модели, у которых этот параметр равен 8-10 мс.
Время отклика телевизора
Одной из важных характеристик, определяющих качество изображения телевизора, является время отклика. Он подразумевает под собой необходимое время изменения яркости пикселя.
Пиксель – это самый малый элемент двумерной цифровой картинки, либо элемент дисплейной матрицы, формирующий изображение. Измерение отклика производится в миллисекундах(мс). Чем меньше требуется времени для изменения цвета, тем выше считается качество изображения.
Варианты измерения
Каждый производитель использует свои нормативы и правила по измерению времени отклика. Поэтому не стоит доверять цифрам, указанным в характеристике телевизор. В основном скорость реагирования пикселя измеряют при смене цвета по следующим методикам:
СПРАВКА! При этом измерение скорости отклика производиться не до полной смены цвета (100%), а до уровня 90%. Однозначно определить какая же из методик более точна невозможно.
При первичном рассмотрении методика BWB, которая охватывает наибольший диапазон изменения пикселя, должна более точно характеризовать быстродействие отклика. В реальности кадры с резким переходом от белого к черному очень редки. Большинство случаев — это промежуточные переходы цветов. Исходя из этого ни одна из методик не дает точного ответа на правильность измерения отклика.
Информационные характеристики о времени изменения от производителя стоит рассматривать для предварительной оценки.
Основной вариант измерения
Метод измерения отклика от черного цвета к белому и обратно имеет еще одно название — Time rising, Time falling (TrTf). Крупнейшие компании по производству телевизор предпочитают выбирать метод TrTf. Именно этот метод измерения был принят за стандарт первых LCD-телевизоров и утвержден ассоциацией стандартизации видеоэлектроники (VESA).
В соответствии со стандартом оптимальным временем считается 20-25 мс. Такой показатель времени является комфортным для восприятия быстрых смен видеосцен. Для некоторых сцен этого времени не достаточно, чтобы исключить эффект шлейфа на экране. При показателе в 8-12 данная проблема практически полностью исчерпана.
СПРАВКА! Телевизоры с высокой скоростью изменения могут иметь отрицательный эффект в виде мерцания. Если недостаток телевизоров с медленным откликом заметен на активных сценах, то эффект мерцания происходит постоянно.
Если сравнить частоту экрана в 50 Гц с откликом, то время изменения пикселя будет равна 14-16 мс.
Самый распространённый и точный метод считается TrTf. Несмотря на принятый стандарт VESA, он не является обязательным для всех производителей телевизоров. Поэтому не стоит доверять информации указанной в технических характеристиках. В некоторых моделях время отклика попросту не указано. Полноценная оценка скорости выполняется посредством сравнения одной экшн-сцены на разных моделях телевизора.
Справка: Боковое зрение более восприимчиво к изменению изображения, а также к мерцанию. Поэтому сравнение моделей необходимо выполнять посредством просмотра боковым зрением, а не прямым взглядом.
На данный момент компания VESA ведет работы по приведению к единой системе измерения.
Хотя время отклика является важной характеристикой, но не стоит выбирать модель телевизора, основываясь на одном показателе. Необходимо учитывать такие параметры как: диагональ, расширение, яркость, контрастность, цветопередача.
Телевизоры против мониторов в играх и кино
Содержание
Содержание
С появлением ЖК-экранов перед многими пользователями встал вопрос: что больше подойдет для игр и просмотра фильмов — телевизор или монитор. Казалось бы, ответ очевиден: кино смотрим на телевизоре, играем на мониторе. Но не все так просто. В этом блоге мы обсудим критерии, которые помогут сделать выбор в зависимости от потребностей и предпочтений юзера.
Диагональ
Ключевое различие между телевизором и монитором — это диагональ. Телевизоры изначально не предназначены для просмотра вблизи, а потому их размеры, как правило, больше. Чаще всего это 40-65 дюймов. Мониторы же находятся гораздо ближе к пользователю, и их диагональ обычно составляет 18-34 дюйма.
Идея покупки телевизора вместо монитора часто связана с желанием сэкономить. Например, приличный 4K-монитор диагональю 27-32 дюйма стартует от 30 с лишним тысяч рублей. При этом 40-дюймовый 4K-телевизор можно легко купить за 20 тысяч, однако не будем торопиться.
Телевизор отлично подойдет для просмотра фильмов или игры на приставке с дивана. Также на нем удобно играть вдвоем. Если планируется использовать ТВ вместо монитора, его размер не должен превышать 32-40 дюймов. В противном случае из-за слишком большой площади экрана у пользователя просто разбегутся глаза. В то же время заядлого киномана вряд ли удовлетворит диагональ классического монитора. А вот играть, сидя за компьютерным столом, можно даже на сравнительно небольшом дисплее.
В последнее время все больше мониторов выпускается в формате 21:9. Такие ультраширокие модели призваны увеличить рабочее пространство и улучшить игровой опыт. Когда-то в подобном формате выпускались и телевизоры. Однако славы они не снискали и тихо исчезли. Возможно, дело было в высокой цене.
Разрешение
В одной связке с диагональю идут разрешение и плотность пикселей (ppi). Чем выше разрешение, тем меньше размер пикселя и тем более детализированной будет картинка. А следовательно, будет меньше расстояние, при котором можно получить качественное изображение без зернистости.
Недостатком использования большого телевизора является низкий ppi. Из-за крупных размеров пиксельную сетку, как правило, можно различить с расстояния вытянутой руки, а потому модели ТВ с разрешением ниже 4К использовать вместо монитора не стоит. При этом нужно учитывать: 4К-телевизоры требуют мощного компьютерного железа. Во-вторых, полностью реализовать их возможности могут консоли только последнего поколения.
Огромное преимущество мониторов — возможность выбора разрешения под задачи пользователя. Геймер может пожертвовать разрешением в пользу частоты обновления и купить FHD-монитор. Киноман возьмет 4К, чтобы насладиться качественной и максимально детализированной картинкой. Золотой серединой является разрешение 2K, которое дает отличное изображение, имея адекватные требования к железу в играх.
Частота обновления
Частота обновления экрана — это число отображаемых кадров в секунду. Высокая частота обновления обеспечивает более плавную картинку. Особенно хорошо это заметно в динамичных сценах и играх, а потому этот показатель очень важен для любителей соревновательных онлайн-шутеров. Чем больше, тем лучше.
У телевизоров частота обновления составляет 60 или 120 Гц. Устройства на 120 Гц являются премиальными моделями и имеют соответствующий ценник.
Чтобы сделать картинку более плавной, процессоры современных ТВ используют специальные технологии, которые позволяют «дорисовывать» промежуточные кадры. Однако подобные алгоритмы грешат появлением артефактов, особенно в сценах с разнонаправленным быстрым движением, и не дают никаких преимуществ во время игрового процесса. Эти технологии актуальны только для просмотра фильмов.
Мониторы с высокой частотой обновления в бюджетном сегменте также практически не встречаются. Модели на 144, 240, 360 Гц ощутимо дороже своих 60-герцовых собратьев. Однако для динамичных игр на ПК с высоким FPS нужно брать именно их. Для приставок подойдет и телевизор на 120 Гц.
Сделать картинку более качественной мониторам помогают системы адаптивной синхронизации от AMD и NVIDIA. При этом частота обновления экрана синхронизируется с количеством кадров, которое выдает видеокарта. В итоге в процессе игры уходят задержки и разрывы в изображении.
Так называемые игровые телевизоры используют похожую технологию — VRR (переменной частоты обновления), реализуемую посредством порта HDMI. Его последняя версия 2.1 отличается высокой пропускной способностью до 48 Гбит/с. При этом поддерживается разрешение 4K с частотой 120 Гц и HDR или разрешение 8K с частотой 60 Гц.
Время отклика
Время отклика — количество времени, требующееся пикселю для перехода от одного состояния к другому. Для игрового процесса чем ниже, тем лучше. У большинства телевизоров (за исключением OLED) этот показатель составляет 10 мс и больше. Для одиночных и сюжетных игр этого достаточно, однако не подойдет для шутеров.
В то же время большая часть современных мониторов имеет время отклика от 1 до 4 мс, что дает неоспоримое преимущество хардкорным игрокам.
Инпут лаг
Инпут лаг (задержка ввода) — это время, за которое устройство выводит принятый от источника сигнал. Производители не приводят эту характеристику, а пользователь вряд ли сумеет замерить ее в домашних условиях, так как речь идет о миллисекундах. Приемлемой считается задержка в 10-20 мс. Долгая задержка плохо сказывается на действиях игрока во время динамичной игры, требующей быстрой реакции. И наоборот — низкая задержка дает преимущество в конкурентных многопользовательских играх, а одиночные игры делает более отзывчивыми. Ведь иногда победа или поражение зависят буквально от долей секунды.
В случае монитора сигнал от видеокарты идет напрямую, тогда как в телевизоре он проходит еще через несколько «инстанций»: процессор, систему обработки изображения, апскейлинг. Чтобы уменьшить задержки, производители ТВ разработали специальные игровые режимы и игровые порты. Они убирают «посредников» из цепи передачи сигнала, ускоряя таким образом игровой процесс.
Тем не менее, любителям соревновательных онлайн-шутеров лучше остановить выбор на мониторах. Ценителям более спокойных игр можно не заморачиваться и взять телевизор.
Расширенный динамический диапазон
Технология HDR (расширенный динамический диапазон) делает картинку максимально сочной, живой и реалистичной. В играх HDR усиливает эффект погружения и повышает детализацию при различных уровнях освещения.
Большая часть современных 4К- и 8К-телевизоров поддерживает HDR по умолчанию. При этом возможности бюджетных устройств могут оказаться весьма далеки от совершенства. Для идеальной реализации технологии необходимы десятибитная матрица, пиковая яркость 1000 нит, высокая контрастность, локальная подсветка, разъемы HDMI 2.0.
В мониторах — ситуация аналогичная. Чем выше класс HDR, тем дороже устройство. Например, цена монитора диагональю 32 дюйма с VESA DisplayHDR 1400 может доходить до 600 тысяч рублей.
Изогнутый экран
Как говорят маркетологи, изогнутый дисплей усиливает эффект присутствия и дает неповторимые визуальные ощущения — будь то фильмы или игры. Однако изогнутые телевизоры, едва появившись на прилавках магазинов, быстро канули в лету. А потому у фанатов подобных экранов выбора нет — только монитор. При этом, чем меньше показатель курватуры, тем больше изгиб.
Большая часть подобных мониторов являются ультраширокими моделями. Для соотношения сторон 21:9 и 32:9 такой вид дисплея — самый подходящий, так как при большой площади экрана сохраняется комфортный для глаз угол обзора.
OLED-телевизоры становятся все доступнее. Большая часть таких моделей имеет разрешение 4К, 10-битную матрицу, частоту обновления 120 Гц, быстрый отклик, Dolby Vision и поддержку VRR — идеальный выбор для просмотра фильмов и консольных игр с дивана. Так как минимальный размер OLED-телевизоров составляет 48 дюймов, использовать его за компьютерным столом — решение спорное. Кроме того, на месте статичных элементов операционной системы может произойти выгорание. Это же случится, если месяцами играть в одну и ту же игру.
К сожалению, небольших OLED-мониторов на рынке пока единицы. Ввиду штучности товара, стоят они дорого.
Выводы
Телевизор
Монитор
Выбор между монитором и телевизором зависит от бюджета и предпочтений пользователя. Чаще всего телевизор покупается для создания домашнего кинотеатра и прохождения неспешных сюжетных игр с геймпадом. Наиболее серьезные препятствия для игры в шутеры — инпут лаг, скорость отклика и низкая частота обновления. Киберспортсмену же можно посоветовать только геймерский монитор с низким откликом и частотой обновления от 144 Гц.
Изучаем время отклика монитора
Содержание
Содержание
Выбор монитора требует внимательного изучения его возможностей. Диагональ, разрешение и частота обновления, несомненно, значимые параметры, но не только они влияют на комфорт эксплуатации. Дорогая модель с впечатляющими характеристиками может быть не подготовлена для динамичных сцен и компьютерных игр. Для этого нужно учитывать время отклика монитора.
Экран — это связующее звено между пользователем и компьютером, поэтому несоответствие параметров дисплея ограничивает потенциал всей системы. На старом мониторе едва ли получится ощутить разницу между топовым и посредственным «железом».
Время отклика — что это
Под временем отклика подразумевают временной интервал, который требуется пикселю для изменения яркости свечения. Это время, нужное пикселю для переключения с одного цвета на другой. Параметр измеряется в миллисекундах (мс). Время отклика еще называют задержкой матрицы дисплея.
Мониторы с минимальным временем лучше отображают динамические сцены. Быстрое переключение между цветами пикселя обеспечивает максимальную детализацию каждого кадра.
Эффект видео в компьютерных мониторах обеспечивает быстрая смена кадров, которые, в отличие от кинопленки, не несут в себе информации о последующих и предыдущих кадрах. Размытие наглядно демонстрирует то, что пиксели не успели изменить цвет на нужный. Отсюда: чем меньше время отклика, тем лучше.
Время отклика связано с частотой обновления экрана. При скорости 60 кадр / с новое изображение генерируется каждые 16,7 мс. В одной секунде 1000 миллисекунд. Чтобы узнать время генерации нового кадра, нужно 1000 разделить на частоту обновления экрана. Чем больше время отклика, тем меньше времени на экране удержится корректное изображение. Из-за этого появляются шлейф и размытое движение. В таких условиях трудно разглядеть и определить точное расположение подвижного объекта.
Методы измерения
Время отклика демонстрирует физические возможности матрицы монитора. Кажется все просто, но это не так. Производители используют разные методики и условия измерения, и не всегда их публикуют. Разница в показаниях может отличаться в 2 и более раз. Использование разных методов измерений создает настоящий хаос.
GtG (grey to grey) — демонстрирует время переключения пикселя между оттенками серого. По ISO 13406-2 стандартным методом считается замер временного интервала, который нужен пикселю для перехода от 90 % до 10 % яркости. На практике это не всегда соответствует действительности, и производители часто выбирают собственные значения. Например, от 80 % до 30 %.
Чаще всего время отклика указывают в GtG. Параметр считается наиболее близким к реальным условиям эксплуатации. В реальности — время отклика у разных полутонов разное. Это значит, что светлые области будут переключаться с другой скоростью, нежели темные.
BtW (black to white) — отображает время, требуемое пикселю для перехода из выключенного состояния до 100-процентной яркости. Этот метод считается устаревшим, и в настоящее время не используется для обозначения времени отклика.
BtB или BWB
BtB или BWB (black white black) показывает время перехода из выключенного состояния пикселя до 100-процентной яркости, а затем обратно в выключенное положение. Активно использовался в прошлом, но уступил первенство методу GtG. Причина: изображение на дисплее редко подвергается глобальным переходам между цветами, хотя этот показатель наиболее полно демонстрирует время задержки матрицы.
MPRT (motion picture response time) — время отклика движущегося изображения, которое еще принято называть кинематографическим откликом. Некоторые бренды указывают этот параметр вместе с GtG.
MPRT — не является временем отклика пикселя. Это реакция матрицы на движение, которая наглядно показывает время существования шлейфа. Простыми словами: за такое время исчезнет шлейф при резкой остановке объекта. MPRT больше зависит от частоты обновления экрана, хотя связь со временем отклика пикселя тоже есть.
Чтобы сократить MPRT, разработчики используют MBR (motion blur reduction). Это технология, в основе которой лежит принцип стробоскопа, подразумевающий кратковременное отключение подсветки в конце времени кадра. Невооруженным глазом такой переход не заметить, зато визуально динамичные сцены становятся более четкими. Правда, технология MBR несовместима с адаптивным обновлением.
Реальный MPRT больше времени отклика GtG, что и показано на графике выше.
Можно ли измерить время отклика самостоятельно
Уже упоминалось, что время отклика — это физическое свойство матрицы. Измерить его самостоятельно будет проблематично. Без дорогостоящего оборудования и измерительных приборов погрешность расчетов будет ощутимой.
Считать этот параметр софтом без фотодатчика невозможно, хотя такую попытку предприняли разработчики TFT Monitor Test. Создатели не указали, как именно ведется расчет. При равных условиях два монитора могут выдать один результат, так что не стоит полагаться на полную достоверность теста. Однако у утилиты есть несколько полезных режимов, среди которых движущийся белый квадрат. Присутствие шлейфа и визуальные искажения выдают большое время отклика, но это лишь наглядная демонстрация.
Для тестирования может пригодиться утилита Pixperan Testing, а также онлайн-тесты Display Shin0by и Blur Busters UFO Motion Test.
Разгон монитора
Для ускорения отклика матрицы используют режим Overdrive (OD) или Response Time Compensation (RTC). У каждого производителя мониторов есть своя методика разгона, но общая суть сводится к одному: кратковременному повышению импульсов напряжения для ускоренного поворота кристаллов субпикселей. Разгон матрицы в режиме Overdrive безопасен, и не приводит к сокращению срока службы монитора. О возможности улучшения времени отклика может сказать наличие игрового режима в характеристиках модели.
Во всем нужна мера, и в разгоне монитора тоже. Максимальное ускорение отклика может вызвать другую проблему — артефакты Овердрайва.
Артефакты Овердрайва — светлое мерцание.
Производители предлагают пользователям набор из нескольких настроек режима Overdrive, из которых опытным путем можно подобрать подходящий вариант.
В каких случаях важно минимальное время отклика матрицы
Особое внимание этому параметру уделяют геймеры, и не просто так. Высокая скорость переключения пикселей в играх может стать реальным преимуществом. Благодаря минимальной задержке матрицы можно разглядеть важные детали в насыщенных динамичных сценах и своевременно реагировать на изменения ситуации.
Что это дает? Например, в шутерах при помощи «быстрого» монитора можно раньше заметить снайпера в оконном проеме. Кемперить тоже будет намного комфортнее, ведь противник с «медленным» монитором даже не заметит засады.
Чем выше навык геймера, тем больше преимуществ дает «ничтожная» разница всего в несколько мс.
Справедливости ради, нужно указать, что на реакцию игрока влияют и другие виды задержки, среди которых input lag, стабильность интернет-подключения (для онлайн-игр), время передачи сигнала от манипуляторов, но это уже другая история.
Требовательные игроки могут ощутить разницу времени отклика в любой игре, независимо от жанра. Даже в популярных браузерных играх по типу «Три в ряд». Во многих из них присутствует таймер, поэтому важна скорость реакции игрока. Кроме того, динамичные визуальные эффекты лучше выглядят на «быстрых» мониторах.
Сокращение времени отклика сделает анимацию детализированной, четкой, а значит, более привлекательной. На мониторе с минимальным временем отклика приятнее играть.
Исключение
В мониторах для создателей контента больше внимание уделено точности цветопередачи и расширению палитры цветов. Вот почему время отклика в таких случаях отодвигается на второй план.
Из этого следует: не все модели выбранной ценовой категории одинаково подходят для игр или работы.