время бога что это
Время бога что это
Здоровый человек должен вставать с постели во время Брахма-Мухурта, чтобы защитить свою жизнь. (Аштанга-Хридая Самхита – основополагающий трактат по Аюрведе – глава «Диначарья Адхьяя» – «режим дня»)
По Аюрведе, Брахма-Мухурта («час Брахмы» или «час Бога») – это особый период в сутках, который проявляется каждый день ранним утром. Его значение тесно связано с теорией Трех Гун (качеств материальной природы). Напомню, что (как вы уже, возможно, и знаете) Саттва означает чистоту, мудрость, ясность и покой, Раджас – энергию, страсть, движение и страдание, Тамас – тьму, невежество и деградацию. Ранние утренние часы до рассвета принадлежат Саттве, с восходом Солнца в силу вступает Раджас, а проснуться после 10 утра – это уже «билет» в Тамас, со всеми вытекающими последствиями по настроению на весь день и влиянием на здоровье. В дальнейшем в течение суток Гуны сменяют друг друга каждые 4 часа.
Брахма-Мухурта начинается за 1.5 часа (или за час 36 минут) до рассвета, который несложно вычислить по календарю или с помощью специальных программ в интернете или приложений для телефонов\планшетов. Брахма-Мухурта продолжается в среднем 48 минут. Точное время зависит от вашего местонахождения (географической широты) и сезона года (длины дня и ночи), поэтому время «4:30 утра» более чем условно. Это если осветить вопрос совсем коротко.
Мухурта, которая течет во время восхода (первая в сутках), в меньшей степени, чем Брахма-Мухурта (т.к. начинает действовать энергия Гуны Раджас – «страсти», огня, и страданий Майи), но тоже важна. Это время появления на горизонте первых лучей Солнца – при условии, конечно, что он не закрыт строениями, холмами, лесом и т.п. Не советуют в этот временной промежуток потреблять пищу или совершать очистительные процедуры в туалете.
Лучше всего встретить Брахма-Мухурту и собственно сам рассвет («рождение дня») соответствующими нашему уровню сознания или роду деятельности занятиям, в идеале – независимо от профессии и семейного положения – искренней молитве Высшему, в какой бы форме, под каким бы именем (или без формы и имени) мы его не воспринимали. Гаудия-вайшнавы в Брахма-Мухурты повторяют святые имена Бога. Жрецы в индуистских храмах – возносят молитвы и совершают подношения. Буддисты медитируют. Йоги, сидя лицом на восток или север, тоже медитируют, в том числе пропевая мантру Ом.
Если же нет желания делать какую-то подобную духовную практику, хорошо посвятить этот «тихий час», в который вас вряд ли кто-то или что-то потревожит, изучению духовной литературы, размышлениям о смысле жизни и т.п. На худой конец, как предлагал известный китайский мудрец Цжуан-цзы, надо практиковать «покойное сидение», то есть не суетиться и просто «побыть», наедине с самим собой. Сконцентрироваться не на воспоминаниях или мечтах о будущем, а на настоящем моменте.
Боги Времени
Качества божественных существ, распоряжающихся и обслуживающих потоки времени и нити судеб человеческих в астрологии связаны с планетой Сатурн и со знаком Козерог. Именно эта планета прописывает сроки, следит за соблюдением законов мироздания, в том числе создавая для этого временные циклы.
Влияния этих богов мы воспринимаем как ограничения, с ними связаны такие понятия как рок, карма, долг.
Навигация по статье
Существа, прядущие нити времени и судьбы
Образ времени, которое создается и распределяется по человечеству, как нити судьбы, распространен в легендах разных стран и народов. Идея в том, что существует некий закон жизни, поддерживающий порядок в мире, представленный в виде веретена, оси, стержня.
Нити этого веретена прядут для каждого человека особые существа, которые чаще всего «работают» группами, как например три мойры в Греции:
Их мифологические аналоги в других культурах:
Наличие этих существ в легендах означает, что общественное сознание человечества принимает тот факт, что у каждого человека своя судьба, свой срок времени, который отведен его нитью жизни.
Нить эта обрывается в момент смерти человека или правильней сформулировать наоборот: когда нить времени кончается, то человек умирает.
Египет
Татенен – «поднимающаяся земля», значим в древнеегипетской мифологии, демиург. Сотворивший богов, мир земли и людей из первобытного хаоса. Связывает циклы времени с земледелием. Позднее стал ассоциироваться с богом Птахом.
Нехебкау – египетский бог времени, покровитель умерших, ожидает человека у входа в царство мертвых чтобы соединить его жизненную силу, выходящую из физического тела с его вечной Душой.
Изображался в образе змеи или человека с головой в виде змеи, двух змей.
Считался богом-защитником Ра, в других источниках, наоборот, врагом бога Солнца. Его культ был связан с празднованием Нового года и обрядом коронации фараонов.
Индия и Иран
Зерван – вечное время, иранский Сатурн, породивший добро и зло. Именно из него вышли два брата – добрый Ормазд (Ахурамазда) и злодей Ариман (Ангро-майнью).
Добрый ребенок зародился в момент любви и творческого порыва папы Зервана. А злой братишка зарожден в момент сомнений папаши в своей способности породить сына, которому можно будет передать этот мир и власть над ним.
Так вышло потому что Зерван, в отличии от своего отца, Бога Неба, который безудержно создавал из своей энергии детей и не заботился о результатах своего творения, уже понимает ограниченность собственных возможностей и сил, поэтому не уверен в результате. Так отличается Уран-бог неба и Сатурн-бог времени.
Кала – индийский бог времени и судьбы. Символом этого бога времени является колесо, цикл дней и ночей, превращающийся в месяцы, и во времена года, которые поглощают существование человека. Он является воплощением универсального закона, от которого все зависят, он создает, хранит и уничтожает мировое пространство.
В индийском пантеоне, Кале подчиняется бог смерти Мритью, причина действий которого определяется именно Калой.
Дити – «ограниченность», является богиней земли и её циклов плодоношения, земледелия. Произвела на свет асуров-демонов и 49 сияющих Марут (дэвов).
В индуизме со временем связано такое понятии как Рита – естественный порядок вещей, вечное колесо закона. Символизирует постоянное перевоплощение всего сущего, его ритм, заданный универсальным космическим законом.
Семиты и Библия
Илу – «существовать, жить», «могучий, сильный» семитский бог земледелия и времени, «отец лет», «вечный отец», ограничивающий мир и определяющий его законы. Его изображение – мудрый старец с длинной бородой. Он может являться людям во снах или в видениях.
Когда боги земли требовали жертвы для того чтобы поддерживать плодородие, Илу принес в жертву своего перворожденного сына Молоха.
Что вполне ассоциируется с Хроносом, пожирающем своих детей, а его символ – серп, срезающий урожай в этом образе преобразуется в косу смерти.
Символический смысл этих жертвоприношений: так время приносится в жертву пространству, попросту говоря входит в пространство, преобразуя, оживляя его.
Грустно то, что этот принцип стал использоваться некоторыми народами в качестве мотива для жертвоприношения младенцев (например культ Молоха) богам времени и земледелия.
Улом — бог времен и годичного цикла, который упоминается в Библии как Эл Олам, это имя буквально переводится как «бог веков, вечности».
Двуречье и Малая Азия
Иншушинак – один из древних божеств Элама (древнее государство, юго-запад современного Ирана), который правит царством мертвых, защитник клятв и покровитель правосудия. В ассирийских текстах его ассоциировали с Нинуртой (сатурнианское божество).
Иншушинака изображали в виде полумужчины-полуженщины. Его именем подкрепляли клятвы, нарушение которых строго каралось.
Таблицы МЕ – главный объект вожделения всех богов, таблицы сущностей и судеб. Они символизировали самую глубинную суть материального бытия, исполняющего высший закон реальности – осуществить свою судьбу.
Господином всех МЕ считался шумерский владыка судеб Энмешарра, повелевавший подземным миром. Хранил их мудрый создатель Энки, по другим версиям Нинурта (Сатурн), считающийся владыкой земли и выступающий судьей.
Славяне
Карачун – божество зимы и смерти славянского пантеона, повелевает холодом и морозами. Также воспринимался как злой дух, способный сокращать жизнь человеческую и вызывать ранние смерти.
Карачун художника Всеволода Иванова
Есть мнение, с которым многие не согласны, что Карачун образно ассоциируется с Кащеем в русских сказках.
Греция
Крон (Кронос, Хронос) – древнегреческий бог земледелия и времени, оскопил своего отца, бога Неба – творца Урана, чем завершил процесс его творчества – беспрерывного рождения детей-богов.
Сам Хронос считается пожирателем своих детей, что помогало ему обрести устойчивость в царствовании над миром. Позднее побежден выжившим ребенком – Зевсом, Юпитером.
Кронос – бог и царь Золотого Века человечества.
Эон – божество, символизирующее всю длительность времени, то есть вечность. С ним связано одно из возникших в Греции философских понятий, когда эон – это жизненный путь человека, течение времени индивидуальной жизни каждого.
Рим и Этруски
Сатурн – древнеримский бог времени и земледелия, зачастую его имя обозначает «сеятель». Символ Сатурна – серп, символ земледелия. Он насыщался годами и временем.
В честь него римляне устраивали декабрьский сатурналий (начинался 17 декабря, праздновался 5-7 дней), который позднее преобразован в современные праздники — Рождество и Новый Год.
С именем этого бога, как и его аналога – греческого Кроноса, связано придание о Золотом Веке, когда люди жили в мире и изобилии, не было неравенства, всё было общим.
Анна Перенна – древнеримское божество, связанное с наступлением нового года. Этот праздник приходился на 15 марта, так называемые мартовские Иды римлян.
Сатре – этрусское божество изобилия золотого века, аналог Сатурна и Кроноса. Правил подземным миром, поэтому устрашающ и почитаем. Покровитель посевов, сохранения семян в земле и их пробуждения.
Кельты и Германия
Рагнарёк – «рок, судьба», сумерки, закат богов. Это название судьбоносного события (по смыслу — «конец света»), когда произойдет битва между богами и хтоническими чудовищами, которая завершится гибелью Богов и всего мира.
Данное пророчество приписывают Вельве, пророчице, которую бог Один вызвал из могилы. В пророчестве описаны признаки и все действующие лица Рагнарёка, а также последующее возрождение богов и человечества.
Япония и Китай
Тай-суй – глава ведомства времени китайской мифологии, он отвечает за все неприятности, происходящие с человеком, независимо от его воли или согласно ей. Мог выступать полководцем китайских армий.
Изображается с колокольчиком – специальным инструментом для улавливания людских душ и с секирой, останавливающей человеческую жизнь. То есть Тай-суй по совместительству, ещё и бог Смерти.
О-Тоси – японский бог урожая, «великой жатвы», отвечающий за связь годового цикла времени с порядком земледельческих процессов. Отец шестнадцати божественных детей.
Индейцы
Шиутекутли – «владыка года», бог-старец у ацтеков. Прослеживается его связь со временем, как циклом, и с землей, засыпающей и возрождающейся по закону этих циклов…
Таким образом, ни в одной легенде не указывается, что бог времени — создал время, как субстанцию. Может говориться, что бог дал время – человеку, земле, проще говоря – выделил срок. Где он взял это время – ни слова.
Существуют боги времен года, начала какого-то события. То есть, все боги и богини времени связаны с вхождением времени в пространство, что формирует человеческие судьбы и срок жизни, а также природные циклы, определяющие земледельческие периоды.
Именно поэтому, богам времени в мифологии присваиваются дополнительные функции – божеств судьбы, смерти и земледелия.
Бесплатный курс по астрологии
Брахма мухурта: во сколько нужно просыпаться, чтобы наполниться благой энергией на весь день
Брахма мухурта: во сколько нужно просыпаться, чтобы наполниться благой энергией на весь день
Чтобы чувствовать себя бодрым, энергичным, быть в прекрасном настроении и с легкостью исполнять задуманное, важно просыпаться… до восхода Солнца. В этой статье поговорим о том, во сколько нужно просыпаться, для чего вставать в такую рань и как высчитать идеальное время для пробуждения.
Ученые разных стран неоднократно приходили к выводам, что «жаворонки» чувствуют себя счастливее, бодрее и энергичнее, чем «совы». Первые успевают выполнять больший объем работы, не склонны к депрессивным состояниям и набору лишнего веса, отличаются высокой внутренней дисциплиной. В чем секрет этих удивительных качеств? Дело в том, что когда мы встаем рано, перед восходом солнца, то внутренние ритмы тела входят в резонанс с часами природы.
Почему так важно рано вставать
Вам наверняка хотелось бы знать, откуда берется умонастроение спокойствия и радости при ранних подъемах. Дело в том, что в это время преобладает гуна благости, Саттва-гуна, которая дарит ощущение гармонии и наполняет человека энергией для созидания. С восходом приходит время гуны страсти, Раджа-гуны. Ум переключается на постановку и достижение целей, борьбу с внешними препятствиями. После захода Солнца преобладает гуна невежества, Тама-гуна. Логично, что в этот период суток самое время отойти ко сну.
Таким образом, ответ на вопрос «Во сколько нужно просыпаться?» лежит на поверхности. Позднее пробуждение делает нас вялыми и ленивыми, именно поэтому так хочется взбодриться, выпив чашечку кофе.
Следует признать, что каким бы здоровым ни был ваш рацион питания, сколько бы времени вы не уделяли физической активности и духовным практикам, без следования природному режиму дня, вам трудно будет достичь желаемого умонастроения благости и внутренней гармонии.
Во сколько нужно просыпаться: расчет Брахма мухурты
Ведическое знание использует различные показатели времени, одно из них называется «мухурта». Это такая же единица времени, как и день, месяц или год. Каждая мухурта равна 48 минутам и имеет свое, особенное значение. Брахма мухурта равна двум мухурта, то есть, составляет 96 минутам. Это последняя фаза темного времени суток. Она наступает за 1 час и 36 минут до рассвета.
Предположим, что вы оценили преимущества раннего подъема и теперь хотите определить, во сколько нужно просыпаться именно вам. Чтобы рассчитать Брахма мухурту, необходимо учесть время восхода Солнца. Оно меняется в зависимости от времени года, географической широты места, где вы живете.
Предположим, что Солнце встает в 7:38 утра. Вам необходимо вычесть из этого времени 1 час и 36 минут. Таким образом, фактическая Брахма мухурта в вашей местности в это время года продолжается с 6:02 до 7:38. И вам важно вставать именно в это время. Особенно хорошо будет тем, кто выполняет асаны или любые другие духовные практики, ведь они наиболее эффективны именно в это время.
Как научиться вставать в Брахма мухурту
Пробуждение до рассвета наполняет оптимизмом и пробуждает жажду деятельности. Если у вас по этому поводу нет сомнений, то пора переходить к практике! Вы уже знаете, во сколько нужно просыпаться в вашем регионе в настоящее время, теперь дело за малым – начать практиковать ранние подъемы. Мы подготовили для вас несколько эффективных лайфхаков, которые позволят внедрить практику пробуждения до восхода Солнца и значительно улучшить качество жизни.
Важно высыпаться
Среднестатистическому человеку, по мнению специалистов, необходимо определенное время чтобы полноценно выспаться. Эта цифра отличается в зависимости от эмоционального и физического состояния.
Безусловно, есть личности, способные полноценно высыпаться и за 6, и за 4 часа. Например, молодые мамочки, кормящие грудью, вынуждены спать фрагментарно. А что уж говорить, если вам приходится ухаживать за тяжело больным близким человеком или прихворнувшим малышом… Однако вернемся к стандартному 8-часовому сну. Мы бы не рекомендовали сокращать часы отдыха ради того, чтобы встать до рассвета, ведь полноценный сон – гарантия полноценной жизни. Вывод напрашивается сам собой: ранний подъем сложно представить без своевременного отхода ко сну.
Вернемся к приведенному выше примеру. Если Брахма мухурта продолжается с 6:02 до 7:38, то вам необходимо отойти ко сну не позднее 22:02. Вот такая математика здоровья!
Первый месяц будет сложным
Вы уже знаете, во сколько нужно просыпаться, и когда засыпать. А что же делать, если вам приходится переходить на новый режим дня из состояния «совы» и ложиться спать рано совсем не хочется. Ответ прост: заставить себя рано вставать!
Одного будильника не достаточно
Пока организм не выработает собственный механизм пробуждения вам не обойтись без будильника. Рекомендуем установить сразу два сигнала на гаджете, подобрав максимально неприятную и довольно громкую мелодию. Интервал между сигналами – 5 минут, а сам будильник положите подальше от кровати.
Правильная музыка в помощь!
Сразу после пробуждения включайте музыку. Этот лайфхак действительно работает – мысли погружаются в мелодию, знакомые слова заставляют подпевать, и вы забываете о желании снова залезть под одеяло. Вы можете подобрать собственный плейлист или настроиться на волну любимого радио. Наиболее созвучная настроению благости Брахма мухурты, конечно же, духовная музыка. Звучанием мантр было бы просто идеально заполнить эти предрассветные часы.
Регулируем режим питания
Настоятельно рекомендуем не есть за 3 часа до отхода ко сну. Не стоит перегружать желудочно-кишечный тракт, — так вам будет легче уснуть и сам сон будет более полноценным. Попробуйте внедрить эту привычку в свою жизнь, и вы оцените положительные изменения во внешности, настроении, самочувствии.
Утренние ритуалы — настрой на весь день
Раннее пробуждение не должно быть самоцелью. Используйте наполненное энергией время перед рассветом для активностей, способных зарядить вас радостью на весь предстоящий день. Для начала примите душ, выпейте стакан воды, сделайте зарядку или займитесь йогой. Время Брахма мухурты можно посвятить пожеланию счастья, молитвам, медитации или повторению Святых Имен.
В это удивительное время разум восприимчив к информации – воспользуйтесь этим! Если вы давно хотели подтянуть иностранный язык или начать изучение чего-то нового, почему бы не сделать это на рассвете? Эти часы прекрасно подходят для чтения, рисования, неторопливого планирования нового дня.
Когда ваше тело перестроится на новый режим, оно само будет знать, во сколько просыпаться утром! Со временем вы поймаете себя на том, что самостоятельно пробуждаетесь за 5 минут до будильника. Но это не значит, что от будильника нужно отказаться – в противном случае после пробуждения есть опасность снова погрузиться в сладкую утреннюю дрему.
Желаем вам перейти на природный режим дня и полноценно воспользоваться потенциалом, который нам дарит пробуждение перед рассветом в Брахма мухурту!
Время
Вре́мя – 1) одно из условий существования сотворенного Богом мира; течение, длительность, сопровождающая развитие событий; 2) пора.
Время есть неотъемлемое условие существования конечных вещей и творится Богом вместе с миром. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33). Время как часть творения упразднится в конце мира.
преподобный Иустин (Попович):
Для чего существует время? Каков смысл времени? Воплотить вечность воплощением Бога в человеке и через Богочеловека совершить обо́жение человека, а через человека – обожение времени и пространства – мира ( Рим.8 ; Еф.1 и Еф.4 ; Кол.2:1-10 ).
протоиерей Кирилл Копейкин (кандидат физико-математических наук, кандидат богословия):
Приборов для измерения времени нет. Часы меряют не время, а угол поворота стрелки или количество колебаний кварцевых кристаллов. Мы интуитивно понимаем, что и угол поворота, и количество колебаний как-то со временем связаны. Мы условно это называем временем; но что такое само по себе время, наука не знает.
протоиерей Николай Малиновский:
Бог, как существо неизменяемое, не зависит от условий времени, как формы всего изменчивого бытия, или вечен. Время не есть что-либо само по себе существующее; оно есть лишь форма бытия конечного, так как в нем происходят постоянные изменения в вещах, вследствие которых они то появляются, то исчезают, переходя из одного состояния в другое и в каждое определенное мгновение являются не тем, чем они были прежде. Этими-то изменениями и определяется в преемственном бытии конечном прежде и после, начало и конец, настоящее, прошедшее и будущее. Если бы в бытии конечном не происходило таких постоянных изменений, а было бы оно всегда одинаково равным самому себе, тогда не было бы измерения продолжительности бытия, не было бы места и для времени. Таково именно и есть бытие неизменяемого существа Божия. Оно всецело и всегда одинаково владеет своим бытием, без всякого возрастания или уменьшения, без всякой преемственности или перемены, а потому для Него нет ни начала, ни конца, ни прошедшего, ни будущего, а есть только всегда одинаковое, присносущное или вечное бытие. С отрицательной стороны вечность Божия, таким образом, состоит в том, что для Бога нет тех измерений времени, какие прилагаются к бытию конечному (прежде, после, теперь), с положительной — в том, что в каждое предположенное время Он есть то же, всегда равное Себе Самому.
Раскрывая и защищая эту истину, Святые Отцы и учители употребляли преимущественно следующие рассуждения:
а) если мир создан Богом, то создан не от вечности, ибо причине производящей необходимо существовать прежде того, что от нее происходит;
б) если мир создан из ничего, то создан не от вечности, ибо некогда не существовал;
в) мир подлежит изменяемости и существует во времени, следовательно, создан не от вечности, потому что изменяемость и время, как бы далеко мы ни простирали их к началу, не могут быть представлены без начала. Вместе с тем защитники истины не оставляли без разрешения и недоумений, какие предлагаемы были относительно ее в то время.
Утверждать, что мир создан Богом не от вечности, а во времени, – говорили некоторые, – значит утверждать, что и сама мысль о мире, само намерение создать мир в Боге не вечны, а возникли только с известного времени, и следовательно, значит допускать в Боге изменяемость. Против этого блаж. Августин замечал, что вечное намерение Божие создать мир и создание мира только во времени не находятся в противоречии; Бог от вечности имел мысль о мире, от вечности определил создать его, но создать с известного времени; следовательно нет основания предполагать, будто Бог как либо изменился, когда действительно произвел мир.
Другие останавливались на понятии о Боге, как существе высочайше-деятельном, и спрашивали: что делал Бог прежде сотворения мира, если мир создан не от вечности? «На это мог бы отвечать только сам Бог, говорил святой Ириней, а нам Священное Писание ничего о том не открыло.» «Я не скажу, писал блаж. Августин, как сказал некто, решая этот вопрос, что Бог готовил тогда геенну для покушающихся постигнуть непостижимое, а охотнее скажу: не знаю, не знаю.» И несколько далее: «так как прежде сотворения неба и земли не было еще никакого времени, то зачем спрашивать, что делал тогда Бог? Не было и тогда, где не было времени.» У святого Григория Богослова читаем касательно этого предмета следующее: «Спрашиваю: если Богу нельзя приписать бездеятельности и несовершенства, то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? – Она созерцала Вожделенную светлость Своей доброты, равную и равно совершенную светозарность трисиянного Божества, как известно сие единому Божеству, и кому открыл то Бог. Мирородный ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произведет впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все перед очами, и что будет, и что было и что есть теперь. Для меня такой раздел положен временем, что одно впереди, другое позади; а для Бога все сливается в одно, и все держится в мышцах великого Божества».
Еще некоторые говорили, что так как Бог от века есть Господь и Владыка, то от вечности надлежало существовать и миру, над которым Он владычествует; или умствовали, что если Бог от века обладает всемогуществом, то Ему необходимо было от вечности создать и мир. На первое мнение, высказанное первоначально еще Гермогеном, отвечал Тертуллиан, – что названия – Господь и Владыка (Dominus) выражают в Боге не существо Его и не какое либо внутреннее Его свойство, а только внешнее отношение к миру, потому что Господом и Владыкой Он соделался только во времени, с тех пор, как явился мир. Необоснованность же второго умствования, принадлежащего Оригену, ясно показал святой Мефодий, заметив, что этим умствованием предполагается, будто Бог не был бы всемогущим, если бы не создал вселенной, и следовательно, будто Он всемогущ и вообще всесовершен не сам по себе, не по своей природе, а в зависимости от вещей, Им сотворенных.
Лаврентий еп. Курский:
«Творец времени бережет время, а мы его расточаем. Он спешит делать наше спасение, а мы откладываем. Утром говорим: «Начну в полдень. В полдень — отложу до вечера. Вечером — это еще не последний час». В юности отлагаем спасение свое до зрелого возраста, в зрелом возрасте отлагаем до старости; в старости — до последней болезни. После этого нет ничего невероятного, что нощь смертная, когда никто не может делати, застанет нас совершенно не готовыми стать на суд.
И не говорите о милосердии Божием, лучше вспомните Его правосудие. Не указывайте на разбойника, — кто знает, будем ли мы пред смертью в состоянии хоть слово сказать к Господу? И тогда куда денутся надежды человека, откладывающего день ото дня спасение свое? Притом, когда этот день наступит? Не знаем мы дня, когда придет к нам Господь. Не знаем, когда и мы сами придем к Господу. День земной всегда оканчивается вечером, а день нашей жизни, увы, оканчивается часто в полдень, и ранее того: и тогда с чем предстанем на суд Божий? Наконец, сама возможность делать добро разве не может исчезнуть? Вот теперь ярко светит над нами солнце, день нашего благополучия в полном разгаре, мы здоровы, средства есть. Милость Божия очевидна, и за ней льются на нас и милости человеческие: самое благоприятное время для делания добра. Но, случается, среди ясного дня вдруг раздается гром и сокрушает могучие дубы, внезапно разразившаяся буря разбивает самые крепкие корабли, разрушает самые прочные здания. Кто знает, не разразится ли и над нами буря бед и напастей? Кто из нас может быть уверен в прочности своего земного счастья?».
«Будем же делать добро, пока день есть. Будем молить Бога, чтобы день нашего земного благополучия не сменился нощию бед и напастей,— увы, от них никто из людей не застрахован. И прежде всего, чтобы нощь смертная не застала нас неготовыми войти в радость и небесный чертог божественной славы Господа нашего Иисуса Христа, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь».
иеромонах Макарий (Маркиш):
Самое массовое недоразумение — принимать вечность за очень долгое (бесконечное?) время. Говорят, например: «Сто лет в сравнении с вечностью — это очень мало…» Неправильно. Продолжительность отрезка времени невозможно сравнить с вечностью, как невозможно сравнить по длине веревку с воздухом. Воздух не имеет длины; вечность — это отсутствие времени.
Материальный мир — и вся Вселенная, и каждый из нас — живет во времени, а жизнь будущего века, стремление к которой мы исповедуем в Символе веры, времени непричастна.
И тут возникает еще одна глубокая ошибка, отрыв вечности от обыденности: «Вот, дескать, настанет конец света и начнется вечность…» Неправильно! Вечность не начинается и не кончается: вечности, здесь и сейчас, принадлежит все то, что не принадлежит времени. И это — изрядная доля в жизненном пространстве каждого из нас: на то мы и люди, а не мертвая материя…
Один паломник спросил иеромонаха Дорофея на Коневце:
— Как достичь мира духовного?
— Нужно угомониться, — улыбаясь, ответил тот.
— Что значит угомониться?
— А вот что. Когда я был послушником на Валааме, старец мой сказал мне: «Дмитрий, больно у тебя нрав весёлый и подвижный. А не угомонишься, не достигнешь чистой молитвы — ни к чему тебе будет и монашество». Вот я и спросил его, как вы теперь меня: «Что значит угомониться?» Старец ответил: «Это очень просто. Сейчас вот лето, а ты, поди, ждёшь осени, когда работы на полях будет меньше?»
— «Верно, батюшка…»
— Ну, а осень придёт, будешь ждать зимы, первопутка, Святок, а они придут — будешь ждать весны, а там Пасху?»
— «Правда, отче». — «Вот ты сейчас послушник, а, поди, ждёшь того времени, когда будешь рясофором?»
— «Да, жду».
— «Ну, а там, поди, и мантии будешь ждать, а там иеромонашества. Вот это значит, что ты не угомонился. А вот когда тебе будет всё едино, весна или осень, лето или зима, Святки или Пасха, послушник ты или схимник, а будешь жить сегодняшним днём, не будешь помышлять и ждать, а всецело предашь себя воле Божией, вот ты и угомонишься…»
Многие думают, что придёт время, а время только уходит…
Для афонского богослужебного устава очень существенно так называемое «византийское время», то есть жизнь по солнечным часам. Каждую субботу вечером здесь подводят часы так, чтобы начало суток совпадало с заходом солнца. В результате богослужения, предназначенные для дня и ночи, утра и вечера, совершаются в афонских монастырях каждое в свое время. Если же часам дать непрерывный ход, то в сутках всегда будет ровно по 24 часа, и установить такое расписание невозможно: в 6 утра, к примеру, зимой еще глубокая ночь, а летом уже ясный день…
Византийские часы и церковные службы суточного круга