временные избирательные участки что это
Временные избирательные участки что это
(в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Голосование избирателей на выборах Президента Российской Федерации проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Уточнение перечня избирательных участков и их границ в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», осуществляется не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.
2. В случае, если избирательные участки не образованы в сроки, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 1 настоящей статьи, они образуются территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем через 12 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.
1) в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации;
2) в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях (по согласованию соответственно с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции);
3) на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (по представлению командиров воинских частей).
(в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Временные избирательные участки что это
Ст. 19 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.
Статья 19. Образование избирательных участков, участков референдума
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума они являются также участками референдума.
(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 05.04.2013 N 40-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Действие положений п. 2 ст. 19 распространяется на избирательные участки, участки референдума, ранее образованные сроком на пять лет в соответствии с ч. 7 ст. 4 ФЗ от 02.10.2012 N 157-ФЗ и данным пунктом в редакции, действовавшей до 01.10.2017.
(в ред. Федеральных законов от 01.06.2017 N 104-ФЗ, от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Перечень избирательных участков, участков референдума и их границы могут быть уточнены в порядке, предусмотренном для их образования, в следующих случаях:
а) изменение границ, преобразование, упразднение муниципальных образований;
б) уменьшение (до 50 и менее) числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума;
в) в целях уменьшения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до полутора тысяч;
г) в целях увеличения максимальной численности избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума до трех тысяч;
д) в целях обеспечения наибольшего удобства для избирателей, участников референдума с учетом ввода в эксплуатацию новых многоквартирных домов и жилых домов или необходимости замены помещений для голосования.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 01.06.2017 N 104-ФЗ)
2.2. Решение об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума и (или) их границ должно быть принято вне периода избирательной кампании, кампании референдума, а в исключительных случаях не позднее чем за 70 дней до дня голосования. При этом в случае, предусмотренном подпунктом «в», «г» или «д» пункта 2.1 настоящей статьи, решение может быть принято один раз в пять лет.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 01.06.2017 N 104-ФЗ)
2.3. Если решение, принимаемое в целях реализации подпункта «в», «г» или «д» пункта 2.1 настоящей статьи, предусматривает увеличение числа избирательных участков, участков референдума в пределах муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, то указанное решение может быть принято исключительно по согласованию с избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации и последующему согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В период избирательной кампании по выборам в федеральные органы государственной власти принятие такого решения не допускается.
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 01.06.2017 N 104-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Избирательные участки, участки референдума для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуют в срок, установленный федеральным законом, руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Положение пункта 2 настоящей статьи, касающееся числа избирателей, участников референдума, может не применяться при образовании избирательных участков, участков референдума за пределами территории Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
(в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 19 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 04.10.2010 N 263-ФЗ, от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. В воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться командирами воинских частей в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены законом.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
Временные избирательные участки что это
Статья 14. Образование избирательных участков
1. Голосование избирателей на выборах депутатов Государственной Думы проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Уточнение перечня избирательных участков и их границ в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», осуществляется не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
2. В случае, если избирательные участки не образованы в сроки, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 1 настоящей статьи, они образовываются территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем через 12 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
Положения ст. 14 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации;
2) в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях (по согласованию соответственно с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции);
3) на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (по представлению командиров воинских частей).
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
Временные избирательные участки что это
Статья 19. Образование избирательных участков, участков референдума
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума.
2. Избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления городского поселения, за исключением городского округа, или сельского поселения (далее городское, за исключением городского округа, или сельское поселение именуются поселениями) – главой местной администрации поселения либо лицами, указанными в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, соответствующими комиссиями в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
3. Избирательные участки, участки референдума для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Положение пункта 2 настоящей статьи, касающееся числа избирателей, участников референдума, может не применяться при образовании избирательных участков, участков референдума за пределами территории Российской Федерации.
4. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральным законом.
5. В местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией – не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа, округа референдума по месту их расположения или по месту приписки судна. При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной порядок отнесения таких участков к избирательным округам, округам референдума. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.
6. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. В воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться командирами воинских частей в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены законом.
7. Списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения – главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Порядок доведения до избирателей, участников референдума указанных сведений в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи, устанавливается законом.
1. Под избирательными участками, участками референдума следует понимать территорию с установленными уполномоченными органами границами, на которой участковые комиссии осуществляют организацию и проведение выборов и референдумов. Комментируемый Федеральный закон устанавливает общие требования к порядку образования избирательных участков, участков референдума. Цель создания избирательных участков – обеспечение избирателям (участникам референдума) возможности реализовать их волеизъявление во время проведения выборов, референдумов. Именно по избирательным участкам составляются списки избирателей, с которыми избиратели в установленные законом сроки могут ознакомиться и при необходимости потребовать, в том числе и в судебном порядке, внести изменения или уточнения в указанные списки, на избирательном участке организуется место для голосования, обеспечивается открытость и гласность избирательного процесса при строгом соблюдении тайны волеизъявления, организуется подсчет голосов избирателей (участников референдума), составляется протокол об итогах голосования, копия которого по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, представителя СМИ, других лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 комментируемого Федерального закона, присутствующих при подсчете голосов избирателей (участников референдума), выдается им немедленно после подписания протокола. При образовании участков следует учитывать особенности населенных пунктов, устанавливая границы участков таким образом, чтобы было обеспечено максимальное удобство для избирателей (участников референдума).
2. Обязанность по образованию избирательных участков, участков референдума возлагается на глав местной администрации муниципального района и других должностных лиц, указанных в пункте 2 комментируемой статьи. В частности, в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения правомочие по образованию избирательных участков и осуществлению других, связанных с этим, избирательных действий, в том числе по передаче соответствующим комиссиям сведений для составления списков избирателей, участников референдума (пункт 6 статьи 17 комментируемого Федерального закона), при проведении выборов любого уровня может быть возложено на руководителя территориального органа исполнительной власти. Решения о согласовании вопросов создания избирательных участков, участков референдума принимаются комиссиями коллегиально. Избирательные участки, участки референдума, как и прежде, образуются на основании данных о числе избирателей (участников референдума), зарегистрированных на территории указанных участков, по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Комментируемый Федеральный закон устанавливает, что на каждом избирательном участке, участке референдума должно быть не более трех тысяч зарегистрированных избирателей (участников референдума). В тех случаях, когда число проголосовавших оказалось больше чем три тысячи (если, например, значительное количество избирателей (участников референдума) проголосовало по открепительным удостоверениям или после определения границ избирательного участка, участка референдума было зарегистрировано дополнительное число избирателей (участников референдума) это не является нарушением закона. Избирательные участки, участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования, что дает возможность обеспечить формирование участковых комиссий в сроки, установленные законом. При этом сроки следует исчислять исходя из требований, установленных статьей 11 1 комментируемого Федерального закона.
3. Требование комментируемого Федерального закона, изложенное в пункте 2 комментируемой статьи о числе избирателей, которые могут быть зарегистрированы на одном избирательном участке, участке референдума, образуемом за пределами территории Российской Федерации, может не применяться. Это обусловлено спецификой учета избирателей, граждан Российской Федерации, проживающих или временно находящихся за пределами Российской Федерации во время выборов. Другой особенностью является то, что избирательные участки, участки референдума для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации самостоятельно без согласования с соответствующими комиссиями. При этом указанные руководители издают соответствующий приказ, в котором определяются территории государства пребывания, входящие в состав избирательного участка, участка референдума.
4. Комментируемый пункт устанавливает требование, в соответствии с которым границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. В зависимости от уровня выборов избирательные участки могут входить в состав избирательных округов, или границы избирательного округа и избирательного участка могут совпадать. Согласно пункту 5 комментируемой статьи избирательный участок для избирателей соответствующего избирательного округа, находящихся за его пределами, на региональных и муниципальных выборах может также образовываться за пределами границ избирательного округа. Образование в пределах границ одного избирательного участка нескольких избирательных округов не позволяет определить результаты выборов в соответствии с требованиями комментируемого Федерального закона и поэтому недопустимо. Для того, чтобы четко организовать избирательный процесс, особенно при разноуровневых выборах, указанное требование закона является принципиальным, отступление от которого может повлечь нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме избирателей.
5. В комментируемом пункте закрепляется возможность образования избирательных участков, участков референдума в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания). К другим местам временного пребывания можно отнести изоляторы временного содержания, где могут в соответствии с действующим законодательством содержаться граждане, имеющие по закону право участвовать в выборах, референдумах и которые являются подозреваемыми или обвиняемыми, или военнослужащие, отбывающие дисциплинарное наказание в виде ареста с содержанием на гауптвахте. Что касается избирательных участков, участков референдума, образуемых в труднодоступных и отдаленных местностях (перечень таких местностей должен быть закреплен в законе субъекта Российской Федерации), то следует отметить, что определение необходимости образования таких участков находится в компетенции вышестоящей комиссии, которая обязана обеспечить возможность для участия в голосовании избирателям (участникам референдума), находящимся в этих местностях. Альтернативой образования таких участков является организация досочного голосования отдельных групп избирателей в соответствии с пунктом 10 статьи 65 комментируемого Федерального закона. Как и в прежней редакции комментируемого Федерального закона, сроки образования указанных участков в перечисленных случаях остались прежними, тогда как срок их образования в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией сокращен с пяти до трех дней.
6. Комментируемый пункт вытекает из общего принципа равенства всех избирателей, независимо от их служебного и иного положения. Если место жительства военнослужащего или место дислокации воинской части или иного воинского подразделения расположено в населенном пункте, то все военнослужащие этих частей и подразделений других военных учреждений голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. Вместе с тем в случаях и сроки, установленные законом, в воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться командирами воинских частей по решению ИКСРФ (комиссией, организующей выборы, референдум). Это допускается, если воинская часть расположена в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. При этом обособленность, удаленность места дислокации воинской части в каждом конкретном случае определяется ИКСРФ (комиссией, организующей выборы, референдум). Какого-либо законодательного закрепления критериев такой обособленности, удаленности на уровне субъекта Российской Федерации не требуется.
7. Комментируемый пункт устанавливает обязанность должностных лиц публиковать списки избирательных участков, участков референдума не позднее чем за 40 дней до дня голосования с указанием обязательных сведений об этих участках (границы и номера участков, места нахождения для голосования). Причем этот перечень не является исчерпывающим. Конкретные законы о выборах (см. пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ) могут, например, обязать публиковать номера телефонов УИК. При этом сроки опубликования списков избирательных участков рассматриваются как одна из организационных гарантий обеспечения реализации избирательных прав граждан. В указанном Федеральном законе вместо 40 дней установлен срок не позднее чем за 45 дней до дня голосования, что дает дополнительные гарантии реализации избирательных прав участникам избирательного процесса. Порядок доведения до избирателей (участников референдума) сведений об избирательных участках, участках референдума в установленных законом случаях также устанавливается в законах о выборах. Следует иметь в виду, что такие сведения могут быть опубликованы не только в официальных СМИ, но и обнародованы, т.е. доведены до сведения участников избирательного процесса и другим доступным и законным способом. Например, путем издания и рассылки информационных материалов по этому вопросу, размещения сведений об избирательных участках и участках референдума в сети «Интернет», либо на специальных стендах.
Документы ЦИК России
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва
О внесении изменения в Методические рекомендации по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации
В связи с принятием федеральных законов от 23 мая 2020 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1.Внести в Методические рекомендации по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 августа 2018 года № 174/1414-7 (с изменениями, внесенными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 июля 2019 года № 212/1622-7) изменение, изложив их в следующей редакции:
«УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 8 августа 2018 года № 174/1414-7
(в редакции постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
от 29 июля 2020 г. № 262/1935-7)
Методические рекомендации по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях единообразного применения норм законодательства о выборах, регулирующих организацию голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации.
1.2. Порядок и сроки избирательных действий могут быть конкретизированы в нормативных актах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с учетом требований законодательства соответствующих субъектов Российской Федерации.
1.3. К отдельным категориям избирателей в настоящих Методических рекомендациях отнесены:
1.3.1. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания избирателей (далее – места временного пребывания). Перечень мест временного пребывания приведен в пункте 1.4 настоящих Методических рекомендаций.
1.3.2. Избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы.
1.3.3. Избиратели, в отношении которых в качестве меры пресечения избран домашний арест, залог или запрет определенных действий.
1.4. К местам временного пребывания в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) с учетом федеральных законов от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, относятся:
больницы, санатории, дома отдыха;
места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности, помещения пограничных органов, специально отведенные для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, места отбывания административного ареста, места отбывания дисциплинарного ареста, дисциплинарные воинские части, учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (в случаях, если на их территории в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, содержатся подозреваемые и обвиняемые), исправительные центры содержания граждан, осужденных к принудительным работам, гауптвахты (в том числе гарнизонные, войсковые (корабельные), а в случае дислокации воинских частей в значительном удалении от гауптвахты – изолированные комнаты для содержания военнослужащих).
К другим местам временного пребывания могут быть отнесены:
госпитали, родильные дома, реабилитационные центры;
организации социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома ветеранов, геронтологические центры, психоневрологические интернаты);
гостиницы, пансионаты, туристические базы;
учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
территории крупных строительных объектов, помещения таможни, метеопосты, золотодобывающие участки, рудники, а также места, где проживают избиратели, работающие вахтовым методом.
1.5. Под предприятиями с непрерывным циклом работы понимаются промышленные предприятия с непрерывным производственным циклом, где производственный процесс нельзя прерывать по экономическим, технологическим причинам либо по вопросам безопасности.
2. Образование избирательных участков
2.1. Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией (далее – ТИК) главой местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки образуются с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. В границы такого избирательного участка могут быть включены места временного пребывания, предприятия с непрерывным циклом работы.
2.2. В местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы избирательные участки могут образовываться предусмотренной законом комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией – не позднее чем за три дня до дня голосования (пункт 5 статьи 19 Федерального закона).
Под исключительным случаем следует понимать оперативное создание избирательных участков в обстановке чрезвычайной ситуации, определение которой дано в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2.3. При принятии решения о целесообразности образования избирательного участка в месте временного пребывания или на предприятии с непрерывным циклом работы должны учитываться информация руководителя организации, предприятия о примерном количестве избирателей, которые будут находиться на их территории в день голосования, а также документы, регламентирующие правила внутреннего трудового распорядка организации.
2.4. Решение об образовании избирательного участка (о согласовании его образования) в месте временного пребывания или на предприятии с непрерывным циклом работы принимается на заседании предусмотренной законом избирательной комиссии. В решении должно содержаться обоснование каждого случая образования (согласования образования) избирательного участка.
Следует принимать во внимание необходимость создания соответствующих условий для реализации избирательных прав граждан, находящихся в месте временного пребывания или на предприятии с непрерывным циклом работы, а также специфику деятельности организаций, доступ в помещения которых осуществляется в особом порядке или которые являются режимными объектами, с учетом требований положений Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, нормативных актов, регламентирующих санитарные нормы и правила, установленные для медицинских учреждений, нормативных актов иных организаций и учреждений.
2.5. На основании пункта 7 статьи 19 Федерального закона списки избирательных участков должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в органы местного самоуправления поселения – главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Порядок доведения до избирателей сведений об избирательных участках, образованных в местах временного пребывания и на предприятиях с непрерывным циклом работы, устанавливается законом.
2.6. После принятия решения об образовании избирательных участков, в том числе в местах временного пребывания или на предприятиях с непрерывным циклом работы, организующая комиссия обязана своевременно передавать в соответствующие органы внутренних дел списки и адреса избирательных участков, сведения о должностных лицах избирательных комиссий, их контактные телефоны, адреса помещений избирательных комиссий в целях обеспечения охраны указанных помещений и избирательной документации, в том числе списков избирателей, содержащих персональные данные.
3. Формирование участковых избирательных комиссий на избирательных участках в местах временного пребывания и на предприятиях с непрерывным циклом работы
3.1. На избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, участковая избирательная комиссия (далее – УИК) формируется ТИК из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 5 1 статьи 27 Федерального закона, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее дня, предшествующего дню голосования. При формировании резерва составов участковых комиссий необходимо учитывать наличие мест временного пребывания, предприятий с непрерывным циклом работы и создавать условия для включения в резерв составов участковых комиссий сотрудников (представителей) указанных организаций, предприятий.
В случае если формирование резерва составов участковых комиссий в субъекте Российской Федерации осуществляется для каждой УИК, то прием предложений в резерв состава участковой комиссии на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, осуществляется одновременно с дополнительным зачислением в резерв составов участковых комиссий в соответствии с разделом 2.1 Порядка формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, утвержденного постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года № 152/1137-6.
3.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона срок полномочий УИК, сформированной на избирательном участке в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, устанавливается сформировавшей ее ТИК, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия такой УИК прекращаются со дня, следующего за днем исполнения УИК решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения.
3.3. В случае образования избирательного участка в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы руководителю организации, в которой избиратели временно пребывают, совместно с ТИК необходимо предусмотреть включение в состав УИК сотрудников (представителей) указанной организации, состоящих в резерве составов участковых комиссий, в целях обеспечения установленного режима и соблюдения правил внутреннего распорядка в организации, в которой избиратели временно пребывают.
Также целесообразно включение состоящих в резерве составов участковых комиссий сотрудников (представителей) организаций, в которых избиратели временно пребывают, предприятий с непрерывным циклом работы в состав УИК общих избирательных участков в случаях организации голосования на этих избирательных участках граждан, находящихся в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы.
4. Составление и уточнение списков избирателей
4.1. Составление списков избирателей, а также включение в список избирателей и исключение из него граждан Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона.
В списки избирателей на общих избирательных участках, а также на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы, включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Факт нахождения его места жительства на территории этого округа подтверждается соответствующей отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа либо зарегистрированный по месту пребывания на территории этого одномандатного избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения.
На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации активным избирательным правом также обладает гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, где он зарегистрирован по месту пребывания.
4.2. Если в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона предусмотрено включение гражданина Российской Федерации в список избирателей по месту его нахождения, избиратели, которые будут находиться в день голосования в больницах или местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, и избиратели, работающие вахтовым методом, не имевшие возможности подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения, решением УИК могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в УИК не позднее 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (такие избиратели включаются в список избирателей в указанном порядке также в случае совмещения дня голосования на соответствующих выборах с днем голосования на выборах в органы местного самоуправления). Информация о включении избирателя в список избирателей на избирательном участке по месту его временного пребывания передается, в том числе с использованием ГАС «Выборы», в УИК избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту его жительства.
4.3. Если в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона не предусмотрено включение гражданина Российской Федерации в список избирателей по месту его нахождения, избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), и избиратели, работающие вахтовым методом, решением УИК могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в УИК не позднее чем за три дня до дня голосования.
Список избирателей на таком избирательном участке составляется не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании заявлений избирателей, поданных в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
При отсутствии у гражданина паспорта либо документа, его заменяющего, руководитель организации, где содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые, на основании информации о личности гражданина и его гражданстве, имеющейся в его личном деле, принимает решение о выдаче ему справки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 года № 391 «О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме» и совместным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 сентября 2003 года № 292/724/1/23 «Об утверждении формы справки, выдаваемой для участия в выборах или в референдуме гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых».
4.5. Избиратели, которые будут находиться в местах временного пребывания и которые не имели возможности получить открепительные удостоверения (в случае если законом предусмотрено голосование по открепительному удостоверению) либо не имели возможности проголосовать досрочно (в случае если законом предусмотрено досрочное голосование), включаются в список избирателей в порядке, установленном пунктом 17 статьи 17 Федерального закона. Примерные формы заявлений о включении в список избирателей в указанных случаях приведены в приложениях № 1 и № 2.
4.6. Список избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, составляется на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, за исключением списков, составляемых на избирательных участках, образованных на вокзалах и в аэропортах.
Руководитель организации, в которой избиратели временно пребывают, совместно с членами УИК проводит разъяснительную работу среди избирателей о порядке включения их в список избирателей.
Руководителям организации, в которой избиратели временно пребывают, предприятия с непрерывным циклом работы рекомендуется не позднее чем за семь дней до дня голосования представлять в УИК по месту нахождения организации, предприятия сведения обо всех избирателях, обладающих активным избирательным правом, которые в день голосования будут находиться в этой организации, на предприятии с непрерывным циклом работы, по форме, приведенной в приложении № 3, а затем до дня голосования ежедневно уточнять эти сведения. Одновременно в УИК могут быть переданы личные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания.
4.7. УИК избирательного участка, образованного в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, должна ежедневно, в период, начинающийся за 5 дней до дня голосования и до 18.00 дня, предшествующего дню голосования, включительно, передавать информацию о включении избирателя в список избирателей по указанному избирательному участку в вышестоящую ТИК (избирательную комиссию муниципального образования) для последующей передачи в установленном пунктом 17 статьи 17 Федерального закона порядке в УИК избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей по месту жительства, с целью его исключения из списка избирателей по месту жительства (форма уведомления приведена в приложении № 4).
В случае если обнаруживается, что избиратель, подавший заявление о включении в список избирателей на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, проголосовал досрочно по месту жительства, он не включается в список избирателей (исключается из него).
Соответствующая ТИК направляет сведения о количестве избирателей, включенных в списки избирателей на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы, по состоянию на 18.00 дня, предшествующего дню голосования, в вышестоящую избирательную комиссию.
4.8. Соответствующая ТИК обеспечивает УИК, самостоятельно составляющие списки избирателей, необходимым количеством бланков титульных и вкладных листов списка избирателей.
Выверенный и уточненный список избирателей должен быть составлен не позднее дня, предшествующего дню голосования. Список избирателей, составленный УИК, подписывается председателем и секретарем УИК и заверяется печатью УИК.
4.10. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, подписанного председателем и секретарем УИК и заверенного печатью этой комиссии, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, а также в базе данных ГАС «Выборы» указываются дата исключения гражданина Российской Федерации из списка избирателей, а также причина такого исключения. Эта запись заверяется подписью председателя УИК, а при выдаче открепительного удостоверения – подписью члена комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи (пункт 16 статьи 17 Федерального закона).
В случае исключения гражданина из списка избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, информация об этом передается в ТИК или УИК, в которую была передана информация о включении избирателя в список избирателей по месту временного пребывания, в порядке, установленном пунктом 4.7 настоящих Методических рекомендаций. Такая информация является основанием для включения избирателя в список избирателей по месту его жительства.
5. Помещение для голосования. Информирование избирателей
5.1. При образовании избирательных участков в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы, так же как и на общих избирательных участках, необходимо соблюдение требований к помещению для голосования и технологическому оборудованию, используемому при проведении выборов в Российской Федерации.
5.2. В соответствии с требованиями статьи 61 Федерального закона в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов УИК, наблюдателей.
5.3. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 января 2014 года № 214/1405-6.
Количество единиц технологического оборудования для оснащения избирательных участков определяется с учетом информации о числе избирателей, полученной в соответствии с пунктом 2.3 настоящих Методических рекомендаций.
5.4. ТИК обязана информировать об образовании избирательного участка в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы и о формировании УИК кандидатов, зарегистрированных данной либо вышестоящей избирательной комиссией, избирательные объединения, списки кандидатов которых зарегистрированы данной либо вышестоящей избирательной комиссией, и территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Информирование осуществляется путем размещения соответствующего решения на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, опубликования его в средствах массовой информации или обнародования иным способом не позднее дня, следующего за днем принятия решения.
В территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации указанное решение избирательной комиссии направляется незамедлительно.
5.5. ТИК обязана оповестить избирателей о времени и месте голосования не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.
5.6. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением УИК оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень.
В случае если после размещения указанных материалов была отменена регистрация кандидата, информация об этом также размещается на стенде.
Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации. Все материалы размещаются таким образом, чтобы избиратели свободно могли с ними ознакомиться.
5.7. Руководители организаций, предприятий оказывают содействие ТИК и УИК по информированию избирателей, находящихся в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы, об избирательном законодательстве Российской Федерации, о ходе подготовки и проведения выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, кандидатах, избирательных объединениях, обеспечивают ознакомление избирателей с информационными материалами избирательных комиссий, периодическими печатными изданиями.
6. Организация голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы. Голосование вне помещения для голосования
6.1. Голосование на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы, организуется в соответствии с требованиями статьи 64 Федерального закона.
6.2. В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Федерального закона время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти на территории избирательного участка расположено место жительства (место пребывания) избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.
6.4. В случае если законом предусмотрено голосование по открепительному удостоверению, избиратель, находящийся в месте временного пребывания, может проголосовать по открепительному удостоверению в соответствии со статьей 62 Федерального закона.
Избирателям, желающим получить открепительное удостоверение, должно быть оказано содействие в оформлении заявления в соответствующую избирательную комиссию (примерная форма заявления приведена в приложении № 5) и подготовке доверенности (примерная форма доверенности приведена в приложении № 6). Руководители организаций должны заверять доверенности (при наличии такого права) и предоставлять возможность своевременно (с учетом сроков выдачи открепительных удостоверений) передавать указанные документы на имя представителя гражданина, а получив открепительное удостоверение от представителя избирателя, передавать его данному избирателю.
6.5. В случае если законом предусмотрено включение в список избирателей по месту нахождения, избирателям, которые находятся в местах временного пребывания и не могут по уважительной причине прибыть в пункт приема заявлений для подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, также должно быть оказано содействие в оформлении заявления.
6.6. Голосование вне помещения для голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания, проводится в соответствии с требованиями статьи 66 Федерального закона. УИК обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования). Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые включены в список избирателей, участников референдума, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.
Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования на основании письменного заявления, в том числе поданного с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ), или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.
6.7. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав голосование избирателей вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), может проводиться в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования.
6.8. Письменные заявления (устные обращения) могут быть поданы в УИК в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению.
Заявления с использованием личного кабинета избирателя на ЕПГУ может быть подано в порядке и сроки, установленные ЦИК России.
В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.
УИК вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования.
6.9. Голосование вне помещения для голосования проводится с использованием переносного ящика для голосования.
6.10. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов УИК с правом решающего голоса. Председатель УИК обязан объявить о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до каждого предстоящего выезда (выхода).
УИК должна обеспечить равные с членами УИК с правом решающего голоса, выезжающими для проведения голосования вне помещения для голосования, возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам УИК с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, общественными объединениями, одним из субъектов общественного контроля.
6.11. В случае если законом предусмотрено досрочное голосование, УИК до выезда для проведения голосования вне помещения для голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания, обязана проверить, не проголосовали ли указанные избиратели досрочно по месту жительства.
6.12. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствуют не менее двух лиц из числа членов УИК с правом совещательного голоса, наблюдателей, голосование вне помещения для голосования может проводить один член УИК с правом решающего голоса.
6.13. Члены УИК, выехавшие по заявлениям (устным обращениям) избирателей, вправе выдать бюллетени только тем избирателям, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре.
6.14. Организация голосования вне помещения для голосования избирателей, находящихся в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, осуществляется в соответствии с разделом 11 Рекомендаций по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 20 июня 2018 года № 164/1338-7.
6.15. При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в случаях и порядке, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей посредством дистанционного электронного голосования.
7. Организация голосования лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избран домашний арест, залог или запрет определенных действий
7.1. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ) суд вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных УПК РФ, в том числе:
1) запрет определенных действий;
7.2. При избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий суд может возложить один или несколько запретов (часть шестая статьи 105 1 УПК РФ):
1) выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя или на иных законных основаниях;
2) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;
3) общаться с определенными лицами;
4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;
5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
6) управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
При избрании залога в качестве меры пресечения суд вправе возложить обязанность по соблюдению одного или нескольких вышеуказанных запретов (часть 1 1 статьи 97, часть 8 1 статьи 106 УПК РФ).
При избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения суд может установить один или несколько запретов, указанных в пунктах 3 – 5 части шестой статьи 105 1 (часть 1 1 статьи 97, часть седьмая статьи 107 УПК РФ).
7.3. В постановлении суда об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий указываются конкретные условия исполнения этой меры пресечения с учетом возлагаемых запретов (адрес жилого помещения и периоды времени, в течение которых запрещено покидать жилое помещение, район, населенный пункт, с которыми связаны запреты, места, запрещенные для посещения, данные о расстоянии, ближе которого запрещено приближаться к определенным объектам, лицах, с которыми запрещено общаться) (часть седьмая статьи 105 1 УПК РФ).
7.4. Контроль за соблюдением избранной меры пресечения и (или) возложенных запретов осуществляет контролирующий орган (территориальный орган уголовно-исполнительной системы).
7.5. Если избранная мера пресечения и (или) возложенные запреты допускают возможность посещения избирательной комиссии и (или) помещения для голосования, то избиратель имеет право в общем порядке проголосовать в помещении для голосования в день голосования, а также проголосовать досрочно, получить открепительное удостоверение либо подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения.
Для этого избиратель информирует о своем желании проголосовать контролирующий орган (территориальный орган уголовно-исполнительной системы), который обеспечивает извещение соответствующей участковой избирательной комиссии и соблюдение возложенных запретов.
7.6. Если избранная мера пресечения и (или) возложенные запреты не допускают возможности посещения избирательной комиссии и (или) помещения для голосования, то избиратель вправе в установленном порядке обратиться в суд с ходатайством об изменении меры пресечения, возложенных запретов или уточнении (изменении) условий исполнения меры пресечения с целью обеспечения возможности голосования, в том числе досрочного, либо получения открепительного удостоверения или подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения.
7.7. Если избиратель не может по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования и избранная мера пресечения и (или) возложенные запреты допускают возможность голосования вне помещения для голосования, то он информирует об этом контролирующий орган, который обеспечивает извещение соответствующей участковой избирательной комиссии о желании избирателя проголосовать вне помещения для голосования.
В этом случае участковая избирательная комиссия в соответствии со статьей 66 Федерального закона обеспечивает участие такого лица в голосовании по месту исполнения меры пресечения. Если это помещение находится за пределами данного избирательного участка, участковая комиссия не вправе проводить голосование вне помещения для голосования.
7.8. При получении участковой избирательной комиссией от контролирующего органа информации о желании избирателя, в отношении которого судом избрана мера пресечения и (или) возложены запреты, проголосовать в помещении для голосования, вне помещения для голосования, проголосовать досрочно, получить открепительное удостоверение, подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения участковая избирательная комиссия обеспечивает возможность участия в голосовании указанного лица во взаимодействии с контролирующим органом при условии соблюдения избранных судом мер пресечения и (или) возложенных запретов.
8. Гласность в деятельности избирательных комиссий
8.1. Согласно пункту 5 статьи 30 Федерального закона всем членам избирательной комиссии, членам вышестоящих избирательных комиссий и работникам их аппаратов, кандидату, зарегистрированному данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенному лицу, уполномоченному представителю или доверенному лицу избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или кандидату из указанного списка, представителям средств массовой информации, наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение УИК, сформированной на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, на предприятии с непрерывным циклом работы, а также доступ в помещение для голосования на этом избирательном участке и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей. При выполнении этого требования в местах временного пребывания, на предприятиях с непрерывным циклом работы должна учитываться специфика функционирования этих организаций и наличие в них пропускного режима.
Руководителям организаций, в которых образованы избирательные участки для голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания избирателей, на предприятиях с непрерывным циклом работы, рекомендуется в период, начинающийся не позднее чем за 3 дня до дня голосования, и в день голосования осуществлять прием лиц, назначенных для наблюдения за ходом голосования (членов комиссии с правом совещательного голоса, зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц, наблюдателей, представителей средств массовой информации), с целью ознакомления их со спецификой функционирования организации, нормативными требованиями, правилами пребывания, нахождения в конкретной организации, решения вопросов соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, а также оформления доступа на территорию (в помещения) организации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования.
8.2. При проведении фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования лицам, присутствующим при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, необходимо руководствоваться постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 года № 143/1085-6 «О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования». Лица, присутствующие при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, вправе проводить фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования при соблюдении следующих условий:
проведение фото- и (или) видеосъемки только с места, определенного председателем участковой комиссии;
обязательное предварительное уведомление о проведении фото- и (или) видеосъемки председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
При этом не допускается фото- и (или) видеосъемка пациентов на территории и в помещениях медицинской организации, за исключением случаев, когда пациент подписал согласие на такую съемку, а в организациях, осуществляющих психиатрическую помощь, необходимым условием также является присутствие медицинского персонала данных организаций. Указанные требования устанавливаются в связи с необходимостью соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, тайну личной жизни, сохранения врачебной тайны.
Проведение фото- и (или) видеосъемки не должно препятствовать работе членов УИК и создавать препятствия избирателям при голосовании. При проведении фото- и (или) видеосъемки работы членов УИК со списком избирателей, реестром избирателей, подавших заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списке избирателей, реестре избирателей.