врата в алтаре называются царскими потому что они

Царские врата | Православный словарь

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

Благодать и мир Вам да умножится в познании Бога и Иисуса Христа, Господа нашего!

Сегодня наша традиционная рубрика «Православный словарь» посвящена центральной части самого нижнего ряда иконостаса – царским вратам.

Царские врата – это врата, находящиеся посредине иконостаса и ведущие к Престолу. Называются они так, потому что через них выносятся на Литургии Святые Дары – выходит к верующим сам Господь, Царь Славы.

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

В Византии царскими вратами назывались центральные двери храма. После возгласа священнослужителя: «Двери! Двери!», – царские врата, они же центральные двери храма, затворялись, и на Евхаристическом каноне оставались только «верные» (крещённые).

Позднее царскими вратами стали именовать центральные двери алтаря, ведущие прямо к Престолу.

В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства. Сквозь них позволяется проходить только священнослужителям.

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими вратами. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царствие Божье. Царские врата открываются только во время богослужения и только в определенные его моменты.

Во время Светлой Пасхальной Седмицы не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос отверз нам врата Небесного Царствия.

Очень символично изображение на царских вратах сцены Благовещения. На одной створке изображается Дева Мария, а на другой Архангел Гавриил. Такое изображение не случайно, ведь считается, что через Боговоплощение запертые после грехопадения двери Рая вновь распахнулись для всех.

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

Образы четырех евангелистов на царских вратах означают, что радостная весть о Боговоплощении и приобщение к Евангельской истине открывают для человека двери спасения.

В Древней Руси также существовал обычай помещать на царских вратах в полный рост изображение ветхозаветного пророка Моисея, первого священника Иерусалимского храма Аарона, а также фигуры авторов Божественной Литургии – Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Мир освещается Солнцем, а человек знанием. Да храни Вас Бог!

Источник

Царские врата

Ца́рские врата́ – врата, нахо­дя­щи­еся посре­дине ико­но­стаса. Назы­ва­ются так потому, что чрез них, во время совер­ше­ния литур­гии, выно­сятся Святые Дары – выхо­дит к веру­ю­щим сам Гос­подь, Царь Славы.

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

Ико­но­стас имеет трое врат. Цен­траль­ные, самые боль­шие, назы­ва­ются Цар­скими вра­тами. Цар­скими они назы­ва­ются потому, что сим­во­ли­зи­руют вход в Цар­ство Божье, рай­ские врата. В бого­слу­же­нии откры­тие Цар­ских врат сим­во­ли­зи­рует отвер­зе­ние Небес­ного Цар­ства.

Цар­ство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Цар­ских вратах дважды изоб­ра­жа­ется бла­го­ве­щен­ская тема: сцена Бла­го­ве­ще­ния с Девой Марией и Архан­ге­лом Гав­ри­и­лом, а также четыре еван­ге­ли­ста, бла­го­вест­ву­ю­щие миру.

Когда-то на литур­ги­че­ский воз­глас «Двери, двери!» слу­жи­тели закры­вали наруж­ные двери храма, и они носили назва­ние Цар­ских, ибо все веру­ю­щие суть цар­ствен­ное свя­щен­ство, теперь же закры­ва­ются двери алтаря. Закры­ва­ются Цар­ские врата и во время Евха­ри­сти­че­ской молитвы, так что бла­го­да­ря­щие Гос­пода за Его иску­пи­тель­ную жертву нахо­дятся как бы по разные сто­роны алтар­ной пре­грады. Но для того, чтобы свя­зать тех, кто стоит вне алтаря, и то, что про­ис­хо­дит в алтаре, над Цар­скими вра­тами поме­щают икону «Тайная вечеря» (или «При­ча­ще­ние апо­сто­лов»). Иногда на створ­ках Цар­ских врат поме­щают изоб­ра­же­ния твор­цов литур­гии свв. Васи­лия Вели­кого и Иоанна Зла­то­уста.

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

Справа от Цар­ских врат рас­по­ло­жена икона Спа­си­теля, где Он изоб­ра­жен с Книгой и бла­го­слов­ля­ю­щим жестом. Слева – икона Бого­ро­дицы (как пра­вило, с Мла­ден­цем Иису­сом на руках). Хри­стос и Бого­ро­дица встре­чают нас во вратах Цар­ства Небес­ного и ведут к спа­се­нию через всю нашу жизнь. Гос­подь сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ); «Я – дверь овцам» ( Ин.10:7 ). Бого­ро­дицу назы­вают Оди­гит­рией, что значит“путеводительница» (обычно здесь и поме­щают ико­но­гра­фи­че­ский вари­ант Бого­ма­тери Оди­гит­рии).

Икона, сле­ду­ю­щая после образа Спа­си­теля (справа по отно­ше­нию к пред­сто­я­щим), изоб­ра­жает свя­того или празд­ник, в честь кото­рого данный храм назван. Если вы вошли в незна­ко­мый храм, доста­точно посмот­реть на вторую икону справа от Цар­ских врат, чтобы опре­де­лить, в каком храме вы нахо­ди­тесь – в Николь­ском храме на этом месте будет образ св. Нико­лая Мир­ли­кий­ского, в Тро­иц­ком – икона Святой Троицы, в Успен­ском – Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы, в храме Космы и Дами­ана – образ свв. бес­среб­ре­ни­ков и т.д.

Кроме Цар­ских врат, в нижнем ряду рас­по­ло­жены также южные и север­ные двери (назы­ва­е­мые ещё диа­кон­скими, потому, что именно диакон в про­цессе бого­слу­же­ния поль­зу­ется ими чаще других). Как пра­вило, они гораздо мень­шего раз­мера и ведут в боко­вые части алтаря – жерт­вен­ник, где совер­ша­ется Про­ско­ми­дия, и дья­кон­ник или риз­ницу, где свя­щен­ник обла­ча­ется перед литур­гией и где хра­нятся обла­че­ние и утварь. На дья­кон­ских дверях обычно изоб­ра­жают либо архан­ге­лов, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих ангель­ское слу­же­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей, либо пер­во­му­че­ни­ков архи­ди­а­ко­нов Сте­фана и Лав­рен­тия, пока­зав­ших истин­ный пример слу­же­ния Гос­поду.

Изнутри Цар­ских врат при­ве­ши­ва­ется завеса (греч. καταπέτασμα — ката­пе­тасма), кото­рую откры­вают или закры­вают в опре­де­лен­ные моменты бого­слу­же­ния.

Цар­ские врата откры­ва­ются только во время бого­слу­же­ния и только в опре­де­лен­ные его моменты. Во время Свет­лой (Пас­халь­ной) сед­мицы не затво­ря­ются целую неделю в знак того, что Иисус Хри­стос отверз нам врата Небес­ного Цар­ствия.

Цар­ские врата отвер­за­ются во время Литур­гии:

Сквозь цар­ские врата поз­во­ля­ется про­хо­дить только свя­щен­но­слу­жи­те­лям.

Источник

Царские врата

Другие названия: святые врата (в греческой традиции)

Что такое Царские врата?

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что ониЦарскими вратами называют центральные двери православного иконостаса, расположенные напротив престола. Они всегда делаются двустворчатыми и, как правило, украшаются иконами. Над царскими вратами обычно бывает устроен небольшой проем. Он способствует тому, чтобы в храме были слышны слова молитв, произносимых в алтаре. В определенные моменты службы этот проем закрывается завесой из ткани, именуемой катапетасма.

Особенности использования

Проходить через Царские врата имеют право только священнослужители и только в строго определенные моменты богослужения.

Открывают Царские врата изнутри. Священник может делать это, стоя напротив престола, а алтарники (пономари) – только находясь с боков от врат.

В обычное время Царские врата бывают открыты только в определенные моменты службы. Но на Пасху и затем в течение Светлой седмицы они остаются открытыми круглосуточно. По окончании этого периода Царские врата закрывают перед началом Всенощного бдения под Фомино воскресенье (вечером следующей по Пасхе субботы).

Материалы изготовления

Царские врата, как правило, бывают деревянными. Их изготавливают в той же стилистике, что иконостас. К примеру, на вратах керамической алтарной преграды могут быть иконы и декор из керамики. При изготовлении Царских врат важно учитывать, чтобы они были достаточно легкими, во избежание перекашивания.

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что ониврата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

Варианты изготовления

Как правило, Царские врата бывают достаточно высокими – настолько, чтобы скрыть от взоров находящихся в храме людей происходящее в алтаре. Это соответствует традиции, которую, по преданию, ввел еще святитель Василий Великий в IV столетии по Р.Х.

В наши дни в храмах все чаще делают низкие иконостасы или иконостасы со столь невысокими Царскими вратами, что через них можно хорошо разглядеть Святая Святых. Сторонники такого храмового убранства ссылаются на опыт первохристианской Церкви и полагают, что, видя происходящее в алтаре, верующие смогут полнее участвовать в богослужении. Их оппоненты опасаются потери благоговения и десакрализации Таинств в сознании мирян.

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

Особенности оформления и символика

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что ониЦарские врата знаменуют собой врата Рая. Поэтому обычно они становятся наиболее пышно украшенной частью иконостаса.

В последние века на Царских вратах, как правило, помещают образы четырех евангелистов – апостолов, написавших Евангелия. Все они обычно изображаются со свитками или книгами – своими трудами. Этим подчеркивается, что Слово Божие, принесенное людям через проповедь Евангелия, стало для нас вратами спасения.

Также на Царских вратах обычно можно увидеть образ Благовещения. Он напоминает о том, что согласие Пречистой Девы стать Матерью Божией стало «спасения нашего главизной (началом)»: в мир явился Искупитель – Богочеловек Христос.

В Византии и Древней Руси на Царских вратах также изображали ветхозаветных Моисея и Аарона, а также святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста – то есть родоначальников ветхо- и новозаветного богослужения.

Из истории

В Византии Царскими вратами называли главный вход, ведущий из притвора в храм. Через него торжественно входил император – земной царь. В наши дни слово Царские врата относится ко входу в алтарь и соотносится не с земным, а с Небесным Царем. Через Царские врата для причащения верующих выносят Тело Христово во время Божественной Литургии, соответственно, ими проходит Сам Бог.

Источник

Святые или царские врата

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

Царские Врата. 1645 г. Кирилло – Белозерский музей-заповедник

Царские Врата – вход в Святая Святых, алтарь; через них могут входить одни священнослужители, и притом лишь в определенные моменты в связи с требованиями богослужения. В соответствии с символикой алтаря Врата представляют собой вход в Царствие Божие. Поэтому на них изображены благовестники этого Царствия – Евангелисты, и над ними – Благовещение как олицетворение той вести, которую они возвещают.

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

Царские Врата. Россия. XVI в. La Vieille Russie. Нью-Йорк

Таково в кратких и общих чертах содержание и значение отдельных ярусов классического православного иконостаса. В основе его раскрытия (нарастания и рас-пределения икон) лежит, безусловно, необходимость усвоения христианской догматики. Поэтому та роль, которую имела алтарная преграда, не только сохранилась, но и приобрела значение, которого раньше не имела. Отделяя алтарь от нефа (божественное от человеческого), иконостас, так же как и древняя преграда, указывает на их иерархическое различие, на важность и значение совершаемого в алтаре таинства. Но вместе с тем, так же как и преграда, означая связь между двумя мирами, между небом и землей, он наглядно раскрывает эту связь в образе, показывая в сжатом виде, на одной плоскости, непосредственно перед взором молящихся пути примирения Бога и человека, цель и последствие искупительной жертвы Христа, схождение Бога и восхождение человека. В отдельных поясах в стройном порядке и строгой последовательности показываются этапы домостроительства Божия. От Бога к человеку, сверху вниз идет путь Божественного откровения: постепенно, через предуготовления Ветхого Завета, предображения в патриархах и пророческие предвозвещания к ряду праздников, кисполнению предуготованного Ветхим Заветом, а через этот ряд – к грядущему завершению домостроительства, образу Царствия Божия, чину. Ниже происходит непосредственное общение человека с Богом. Это пути восхождения человека. Они идут снизу вверх. Через приятие евангельского благовествования и молитвенное общение, через сочетание воли человеческой и воли Божией (в этом аспекте икона Благовещения является иконографией сочетания Двух воль) 148 и, наконец, через причащение таинству Евхаристии осуществляет человек свое восхождение к чину, т. е. входит в соборное единство Церкви, становится «сотелесником Христа» (ср.: Еф.3:6 ). Внешне это единение выражается в богослужении, между прочим, в символическом жесте каждения. Священник или диакон, кадя сперва иконам, а затем присутствующим, приветствует образ Божий в человеке и объединяет в одном жесте изображенных святых и молящихся, Церковь небесную и Церковь земную.

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

Причащение апостолов. Около 1500 г. Галерея Темпл. Лондон.

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

Сень от Царских Врат. Новгород. Первая половина XVI в. ГРМ

Завершившееся в начале XVI в. раскрытие иконостаса происходило в России главным образом в эпоху наибольшего расцвета ее святости и иконописания, в XIV и XV вв. Поэтому особенно свойственная этому периоду глубина проникновения в смысл и значение образа сказалась и на содержании, и на форме классического иконостаса. Проводя параллель между святостью и иконописанием, можно сказать, что он явился внешним выражением и завершением высшего периода русской святости.

Воспроизведенный здесь иконостас, представляющий собой один из лучших известных нам образцов походного иконостаса, все же недостаточен, несмотря на разъяснения и описания, для того чтобы составить себе представление о классическом храмовом иконостасе. Следует помнить, что большую роль играют размеры. Но все же, если мы мысленно увеличим фигуры чина до трех метров, а в соответствии с ними и все остальное, мы сможем получить представление, например, о том грандиозном ансамбле во Владимире, в создании которого в 1408 г. принимал участие прп. Андрей Рублев.

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

См.: Филимонов Е. Церковь Св. Николая на Липне, близ Новгорода: Вопрос о пер-воначальной форме иконостасов в русских церквах. М., 1859.

Иконография этих изображений известна с VI в.: Россанское Евангелие александрийского происхождения (наиболее вероятным местом изготовления Россанского кодекса считается Каппадокия; некоторые исследователи высказываются в пользу антиохийского происхождения. – Ред.) и дискос, найденный около Антиохии в 1911 г. Они заменили изображения жертвоприношения Авраама, жертвы Авеля и др. прообразов новозаветной жертвы и еще более ранние символические изображения рыбы, хлебов и др.

См. разбор иконы Благовещения на с. 257–259.

Источник

Врата Царства Небесного

Сегодня Царские врата — обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение — объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они«Первые христиане собирались на молитву в частных домах, а в IV веке, когда христианство становится государственной религией, императоры передают христианам базилики — самые большие здания в римских городах, использовавшиеся для судебных заседаний и торговли. Царскими в этих зданиях назывались главные ворота, через которые в храм входили император или епископ, — поясняет Александр Ткаченко. — Народ же входил в храм через двери, расположенные по периметру базилики». В древней Церкви главным лицом, совершавшим богослужение, а также главой общины был епископ. Без епископа богослужение не начиналось — все ждали его перед храмом. Вход в храм епископа и императора, а вслед за ними всего народа, был самым торжественным моментом в начале Литургии.

Алтарная часть храма оформилась не сразу. Сначала ее отделяли от основной части низкими перегородками, затем в некоторых храмах появились завесы (катапетасмы от греч. katapštasma ), которые закрывались в определенные моменты литургии, прежде всего на время освящения Даров. «В первом тысячелетии очень мало свидетельств об этих завесах, — говорит Александр Ткаченко. — В житии святителя Василия Великого рассказывается о том, что святитель ввел использование завес, закрывающих Престол, по причинам совсем не богословским: диакон, который ему сослужил, часто оглядывался на женщин, стоящих в храме. Во втором тысячелетии употребление завес становится распространенным. Часто они украшались шитьем, изображениями святых, Богоматери».

Наименование «Царские врата» было перенесено с главного входа в храм на врата иконостаса также во втором тысячелетии. «Впервые вратам, ведущим в алтарь, начинают придавать самостоятельное значение только в XI веке, — рассказывает Александр Ткаченко, — когда в одном из толкований литургии говорится, что при словах “Двери! Двери!” закрываются не ворота храма, а дверки, ведущие в алтарь. Полностью иконостас, каким мы его знаем — с Царскими вратами, рядами икон, — сложился только к XVI — XV векам».

Историческое и символическое

Когда крупные церковные общины распались на множество приходов, обычай ожидания епископа исчез. В приходских храмах стали служить священники, которые могли с начала богослужения находиться в алтаре. «Поэтому постепенно (после VIII — IX веков) вход в епископа в храм, а затем в алтарь получил новый смысл: появились дополнительные песнопения, молитвы, которые сопровождают этот вход (сегодня его называют Малым или входом с Евангелием). В древности Евангелие находилось в охраняемом и тайном месте. Это было связано с гонениями, с опасностью утери Евангельского кодекса. Принесение Евангелия для чтения было торжественным моментом. Сейчас Евангелие всегда хранится на Престоле, а Малый вход соединяет оба действия: вход епископа (священника) в храм и принесение Евангелия, которое берется с Престола, выносится через диаконские врата и уносится обратно через Царские». Смысл Малого входа трактуется по-разному: согласно толкованиям одних святых отцов, Малый вход символизирует Боговоплощение и пришествие Спасителя в мир, по мнению других — начало Его общественного служения и выход на проповедь.

Канон и творчество

О традициях проектирования Царских врат и задаче зодчего рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «Царские врата — это врата Рая, Царствия Небесного. Из этого мы и исходим при их создании. Царские врата должны быть размещены строго по центру, по оси храма (за ними должен быть Престол, дальше — горнее место). Царские врата — обычно самая украшенная часть иконостаса. Украшения могут быть самые разные: резьба, золочение; на барочных иконостасах вырезали виноградные лозы, райских животных. Встречаются Царские врата, на которых все иконы помещены в рамки-храмы, увенчивающиеся многочисленными главками, что символизирует Небесный Град Иерусалим».

Царские врата, как святыня, могут переходить из одного храма в другой. «Иногда смотришь, а Царские врата не из общего ансамбля. Потом выясняется, что это врата XVI века, их в советское время бабушки спрятали перед закрытием или разрушением храма, а теперь эти врата опять на своем месте, а иконостас новый», — продолжает Андрей Анисимов.

Как правило, на Царских вратах изображаются четыре евангелиста и Благовещение. Но внутри этих тем возможны варианты. «Может быть изображено только Благовещение в рост, — поясняет архитектор. — Если врата маленькие, вместо евангелистов могут быть размещены их символы-животные: орел (символ апостола Иоанна Богослова), телец (апостол Лука), лев (апостол Марк), ангел (апостол Матфей). Если в храме кроме основного алтаря еще два придела, тогда на центральных Царских вратах могут изобразить Благовещение и евангелистов, а в боковых приделах — на одних вратах Благовещение, а на других — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов чинопоследований Божественной литургии».

Над вратами чаще всего помещается изображение Тайной Вечери, но может быть Христос, причащающий апостолов («Евхаристия») или Троица. Иконография Царских врат (Благовещение и Евангелисты) показывает нам путь, которым можно войти в Райские врата — путь спасения, который открывается Благой вестью о рождении Спасителя и раскрывается в Евангелии.

У зодчего при проектировании Царских врат остается поле для творчества. Царские врата, как и иконостасы, могут быть деревянными, каменными, мраморными, фарфоровыми, железными. «Для промышленника Демидова самым дешевым материалом было железо — он делал иконостасы из железа. В Гжели — иконостасы из фарфора. В Греции, где много камня, алтарная преграда из камня. В греческом иконостасе Царские врата низкие, по грудь, проем между вратами и аркой — большой. При закрытых Царских вратах, но при отдернутой завесе видно Престол, горнее место, то, что происходит в алтаре, хорошо все слышно».

врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть фото врата в алтаре называются царскими потому что они. Смотреть картинку врата в алтаре называются царскими потому что они. Картинка про врата в алтаре называются царскими потому что они. Фото врата в алтаре называются царскими потому что они

Почему Царские врата не всегда открыты?

Сейчас можно услышать призывы: давайте служить, как в древней Церкви, с открытыми Царскими вратами, что скрывать от верующих? «Этот призыв не имеет ничего общего с научным изучением древнего богослужения, — комментирует Александр Ткаченко. — В древности у дверей в основную часть храма стояли специальные служители, именовавшиеся остиариями (дверниками). Они следили за тем, чтобы за литургией находились только те, кто будет причащаться, остальные (оглашаемые и кающиеся, те, кто не имел права причащаться) удалялись из храма при возгласе диакона «елицы оглашении, изыдите» (те, кто являются оглашенными, выйдите из храма). И именно поэтому в древности проблемы закрытия Царских врат и алтаря не существовало. Впоследствии, когда чин оглашаемых исчез, а причастников стало меньше, алтарь стали закрывать от тех, кто находится в храме, во избежание профанирования Таинства».

Открытие или закрытие Царских врат показывает наиболее важные моменты богослужения. О благоговении говорят и слова молитвы, которую произносит священник перед тем, как войти через Царские врата в алтарь в конце третьего антифона. В ней есть слова: «Благословен вход святых Твоих». По одному из толкований, в словах этой молитвы имеется в виду вход во Святое Святых, поскольку алтарная часть христианского храма символически соотносится со Святым Святых Иерусалимского храма, куда никто, кроме первосвященника, не имел права входить. Поэтому, когда священник говорит: «Благословен вход святых Твоих» — это значит «благословен вход во Святое Святых», то есть путь на небо, открытый нам, по словам апостола Павла, Господом Иисусом Христом (см.: Евр. 9, 7-28). Но можем ли мы сказать, что всегда готовы к пути на небо? И если ответим честно, окажется, что открытый алтарь и Пасхальная радость не по силам нам постоянно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *