врач угрожает пациенту что делать
Инструкция для врачей: Что делать, если вас оскорбляет пациент?
Хамское отношение пациентов к медикам часто выражается в оскорблениях и клевете — распространении сведений, не соответствующих действительности. Между тем клевета — уголовно наказуемое деяние. Согласно статье 128. 1 УК РФ, за клевету предусмотрен штраф. В КОАП РФ содержится статья 5.61 (оскорбление, умаление чести и достоинства, выраженные в неприличной форме).
Прокуратура крайне редко заводит уголовные дела по этой статье, но это не отнимает у истца права защищать свою честь и достоинство в рамках гражданского процесса.
Итак, если к вам в кабинет врывается пациент и начинает скандалить, особенно если ведется сьемка на видео, а в это время в кабинете другой пациент.
Первый вопрос — вы нуждаетесь в экстренной помощи в данный момент (выписка рецепта, справки и прочее оформление документации к таковой не относится).
И вот после получения такого ответа на предложение экстренной помощи у врача на приеме развязаны руки.
Если пациент продолжает скандалить- вызвать полицию! Со своего телефона! Сказать — нападение на рабочем месте, угрозы, неадекватное поведение незнакомого человека. Угроза здоровью и жизни. Угроза здоровью и жизни другому пациенту.
Да, потом были бы проблемы с начальством (проблема врача стала бы общей проблемой), объяснения с полицией, но.
Вариант два. Если в кабинете никого кроме вас нет. Позвать в свой кабинет как можно большее число свидетелей — представителей охраны, коллег, вспомогательный персонал, других пациентов. Необходимо учитывать, что свидетелем может быть любой, но мнение не каждого свидетеля будет принято судом во внимание. Очень часто судьи говорят, что некоторые свидетели могут быть заинтересованными лицами. Поэтому очень важно, чтобы среди свидетелей были и другие пациенты.
Далее возможны различные варианты развития событий, но в любом случае такая запись может возыметь действие в суде, потом она будет являться вещественным доказательством.
Как и в первом варианте вызвать правоохранительные органы.
Во всех случаях обязательно внести запись в медицинскую документацию (прямой источник доказательств в суде) и письменно проинформировать об инциденте своего руководителя. Стоит написать служебную записку и указать, когда и при каких обстоятельствах произошел инцидент, отметить, что со стороны пациента (Ф.И.О., номер медицинской документации) было совершенно правонарушение, предусмотренное статьей 5.61 КОАП РФ.
От оскорблений в медицинском кабинете пациенты все чаще переходят к интернет-баталиям. Негативная информация о врачах размещается на просторах всемирной паутины. Как правило, «контент» все тот же, что и при очных стычках: оскорбления, обвинения в низкой квалификации и даже в совершении преступлений, которых доктор не совершал. В подобном случае также необходимо собрать доказательства и обратиться в суд.
Помимо оскорблений при непосредственном общении пациента и медработника и распространения порочащих сведений в интернете, сведения клеветнического характера могут быть изложены в заявлении и жалобе конкретным должностным лицам, например, в заявлении главному врачу медицинской организации.
Важно иметь в виду, что сам пациент не обладает необходимой квалификацией, чтобы оценивать квалификацию медработника. Если в заявлении пациент назовет врача некомпетентным, можно делать вывод о том, что имело место распространение сведений, не соответствующих действительности, то есть клевета, и постараться привлечь пациента к ответственности.
Пациенты хамят врачам, а врачи — пациентам. Как с этим бороться?
В больнице со мной произошел неприятный случай. Одна из пациенток требовала к себе повышенного внимания, оскорбляла медиков, пыталась попасть на прием к врачу, ссылаясь на какие-то льготы и заслуги. Другие пациенты ей не возражали: вроде как их это не касается.
Но когда я попала на прием, то врач уже тоже была на нервах. Нагрубила, разговаривала на повышенных тонах, осмотр провела, на мой взгляд, поверхностно.
Что делать в такой ситуации? Чего можно требовать от врача и хамящего пациента? И как на это смотрит закон?
Ситуация объективно сложная: одно правонарушение влечет за собой другое. Пациент нахамил врачу, а тот, в свою очередь, — следующему пациенту. Цепочка может продолжаться и дальше, но ее можно прервать в самом начале. Иногда для этого достаточно просто указать человеку на то, что он нарушает общественный порядок.
Бывает, что на грубияна, оскорбляющего окружающих, слова не действуют. В этом случае его можно привлечь к административной ответственности. А если сорвался врач, ответственность будет дисциплинарной. Врача в этом случае накажут по трудовому кодексу, например выговором или увольнением. Сам врач тоже может защититься от грубияна.
Дам алгоритм действий для всех — и для пациентов, и для врачей.
Если хамит пациент
Конфликты в поликлиниках случаются каждый день. Сценарий типичный: человек требует от окружающих повышенного внимания, оскорбляет медиков. Все это, как правило, ради того, чтобы получить какую-то медицинскую услугу без очереди или побыстрее. Этому может быть объяснение: в государственных медицинских учреждениях порядка иногда не хватает. Вот и восстанавливают его пациенты с помощью криков и скандала.
Казалось бы, это проблемы медицинских работников. Их же оскорбляют — пусть сами себя и защищают. Но в реальности на любые пререкания с проблемным пациентом, возражения ему и попытки успокоить уходит время, которое можно было посвятить другим больным. Рабочий день закончится, и медики пойдут домой. В проигрыше останутся пациенты.
Бывает, что нецензурные слова адресованы не конкретному человеку, а всем в целом. Любое лечебное учреждение — это общественное место, а значит, в этом случае придется отвечать за мелкое хулиганство. Санкция за него — штраф от 500 до 1000 Р или до 15 суток ареста.
В таких ситуациях люди предпочитают не вызывать полицию. Пока сотрудники прибудут на место происшествия, пройдет много времени, нарушитель успеет уйти, и установить его личность не получится. Обычно так и бывает. Но в лечебном учреждении пациент-скандалист почти всегда приходит к конкретному специалисту. Ему и карточку в регистратуре получить нужно, и врачу ее показать, чтобы тот мог сделать назначение. А заодно медики фиксируют, кто именно обратился и в какое время, в своей документации.
Хотите наказать пациента, нарушающего общественный порядок, — зафиксируйте этот факт. Замечательно, если будет видеозапись с телефона. Если нет, хватит и свидетельских показаний тех, кто присутствовал при инциденте. Это могут быть посетители, другие пациенты или медицинский персонал. Полицию можно вызвать даже после того, как нарушитель порядка покинет лечебное учреждение. Главное — написать заявление, приложить к нему видеозапись или указать данные свидетелей.
А можно обойтись и без полиции. И врачам, и пациентам, которых оскорбили в больнице, я рекомендую следующий алгоритм действий:
Именно прокурор возбуждает дела об административных правонарушениях по статье 5.61 КоАП РФ. Прокуратура сама направит материалы в мировой суд — он и будет решать, как наказать нарушителя.
Способ, когда нарушителя не задерживают на месте, а наказывают уже позже на основании видеозаписи, может показаться нерабочим, но он вполне законен. Вот один из примеров его удачного использования.
Гнева со стороны правонарушителя можно не бояться. Большинство скандалистов в поликлиниках — обычные люди, которых штраф приводит в чувство. А для тех, кто из мести готов, например, порезать колесо на машине врача, предусмотрена уже уголовная ответственность. То, что человек ранее привлекался к административной ответственности за оскорбление и испортил имущество, суд тоже учтет.
Если оскорбляет врач
Бывает и так, что медик прямо оскорбляет пациента и делает это в нецензурной форме. В этом случае его тоже можно привлечь к административной ответственности по статье 5.61 КоАП РФ. Алгоритм действий такой же, как и с пациентами: видео- или аудиозапись, свидетели, обращение в прокуратуру или полицию. И отвечать в этом случае медику придется точно так же, как рядовому пациенту, — заплатить штраф.
Но для медика административная ответственность не исключает дисциплинарной. На грубого доктора, медсестру или санитарку можно пожаловаться главврачу. Он, как руководитель медучреждения, может наказывать подчиненных дисциплинарно, например выговором. Если главврач не реагирует, жалуйтесь в Росздравнадзор или Минздрав, а можно и сразу в оба ведомства. О том, как направлять жалобы, мы рассказывали в статье «Как правильно подать жалобу в любое ведомство».
В результате медицинскому работнику сделают выговор, если это произошло в первый раз, или даже уволят, если нарушения со стороны врача происходят систематически. В каждом случае вопрос решается индивидуально, так что после жалобы ожидать немедленных репрессий не стоит. Но о том, наказан виновный или нет, вы узнаете в любом случае: на каждое обращение чиновники обязаны давать письменный ответ в течение 30 дней.
Можно ли получить компенсацию от обидчика
Получатель штрафа — это всегда государство. Но человек, которому напрямую были адресованы оскорбления, имеет право дополнительно потребовать от обидчика компенсации морального ущерба.
Для этого, после того как виновника инцидента оштрафуют, потерпевший может снова обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда от оскорбления. Сам факт оскорбления при этом будет считаться уже доказанным, раз суд принял решение об административном штрафе.
О том, как женщина взыскала 24 000 Р с человека, который ее оскорбил, мы рассказывали в статье «Сколько можно взыскать за оскорбление. Случай из Верховного суда».
Если в поликлинике просто бардак
Такую ситуацию тоже можно попробовать исправить. За организацию работы в любом медицинском учреждении отвечает его руководство. На него тоже можно воздействовать, например с помощью жалоб в Минздрав. В этом случае к жалобе желательно прикрепить доказательства: видеозаписи или фотографии. Форма подачи обращения позволяет это делать.
Если факты подтвердятся, к дисциплинарной ответственности привлекут руководство поликлиники. Обычно для главврача выговор — хороший стимул, чтобы лучше контролировать подчиненных.
Что в итоге
В любой организации одно нарушение ведет к другому. Оскорбил пациент — оскорбит и врач. Лучше прервать эту цепочку в самом начале, призвав участников конфликта вести себя цивилизованно.
За оскорбление и для врачей, и для пациентов предусмотрена административная ответственность. Вдобавок врачу за грубость могут сделать выговор или даже уволить, если он систематически ввязывается в скандалы.
Если никто никого не оскорбляет, но в лечебном учреждении бардак, можно жаловаться в Минздрав на руководство поликлиники.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
chitatel, согласен с вами. Сам врач, поэтому могу подтвердить существование отстроенной (не случайно самоорганизовавшейся) системы отрицательного отбора (на Москву и остальные овермиллиники примеряем с поправочным коэффициентом).
Про бардак в медучреждения.
У меня несколько нет назад случилось большое горе. Умер новорождённый ребёнок. Умер он в больнице. Через некоторое время начались звонки с детской поликлиники почему не привожу ребёнка на прививки.
Я обратилась с жалобой в местный минздрав. Через две недели мне пришел ответ с извинениями и сообщением что виновные были дисциплинарно наказаны. Звонки действительно прекратились.
Наталья, трагическая ситуация и бездушный совершенно бардак. Сочувствую и надеюсь, что время лечит.
Да это культура у нас такая. Хамство повсюду же. А по телеку добавляют дров: обвиняют рвачей во всех грехах и рассказывают, как власть старается и выделяет триллиарды на льготы, бесплатные лекарства и т. д. Считаю, что хамящих посетителей медучреждений надо выкидывать за шкирку с лестницы. Выпроваживать.
к великому сожалению, ничего хорошего про эту тему не сказать.
реально надо уповать на Бога и возможности платить большие и очень большие деньги за своё здоровье.
ищите причины не во врачах. а в тех, кто ими командует. а командуют ими обычно люди которым хахахаахахха на 100% всё равно что там у вас и какие там у вас проблемы.
попробовать сменить поликлинику на платную.
может, поможет
Бесит, когда к пациентам относятся как к пустому месту
Этот текст написал читатель Т—Ж. Сопереживайте или ругайте. Чтобы стать героем следующего выпуска, заполните эту форму.
Считайте меня профессиональным пациентом: хожу по врачам как минимум раз в месяц, а иногда и чаще плюс лежу в больнице 2—3 раза в год.
Здоровья нет, зато свободного времени и терпения хватает. Уже научился коротать время в очередях, а талончики к узким специалистам в электронной регистратуре приноровился бронировать в первые минуты после того, как открывают запись на новую неделю, — с таким навыком быстро жать на кнопки можно было бы купить последнюю «Плейстейшн», если бы деньги были на нее.
Но вот чему я никогда не научусь, наверное, так это терпеть равнодушие со стороны врачей. И дело даже не в равнодушии к моему здоровью — а в равнодушии ко мне как к личности. Врач никогда не поднимает голову, когда я вхожу в кабинет, а здоровается слабым кивком, зрительного контакта в этот момент не происходит. Когда попадаю к незнакомому специалисту в новый кабинет, не всегда могу сориентироваться, куда сесть, куда положить вещи: ни доктор, ни медсестра об этом не предупреждают, чувствуешь себя неловко, как гость, которого не приглашали.
А ведь это я вроде как главный персонаж, со мной должны взаимодействовать по-человечески!
Потом еще все эти ситуации, когда врач отвлекается на телефонный звонок или к нему в кабинет заходит коллега. Хоть бы раз услышать: «Извините, я отвлекусь на минутку, это срочно». Бывало такое, что при мне начинали обсуждать какого-то другого пациента в крайне неприятных выражениях — не стесняясь называть его фамилию и диагноз. Сразу думаю, что и меня так же могут обсуждать при постороннем пациенте, а вдруг он меня знает?
При этом поставить врача на место я не могу: наблюдаюсь у него довольно давно и с медицинской точки зрения вопросов к нему нет. Лечение, которое он назначает, помогает, очевидных причин искать другого специалиста вроде бы нет. Тем более что в других государственных клиниках — да и в частных иногда тоже — отношение ко мне примерно такое же, а каждый месяц менять врача в поисках идеального доктора нет ни сил, ни денег.
Бесит, что это какой-то замкнутый круг: врачей мало, поэтому они выгорают и не в состоянии воспринимать каждого пациента как личность, а не как набор бумажек с диагнозами. Пациенты же принимают это как должное, потому что особой альтернативы у них нет. Разве что самолечение. Неужели эта ситуация никогда не поменяется?
Бесит! Читатели — о вещах и явлениях, из-за которых они впадают в ярость
Кому жаловаться на халатность врача?
Пациент должен помнить о своем праве убедиться в квалифицированности медика и знать, куда обращаться, если ему не оказали помощь или предоставили некачественные медицинские услуги
Каждому из нас хоть раз приходилось слышать о том, как из-за ошибки некомпетентного медика пациент получил тяжелые осложнения. На что имеет право человек в таких случаях и куда можно обратиться с жалобой – разберемся в этой публикации.
Какие права дает пациенту закон?
Права на охрану здоровья и медпомощь гарантированы ст. 41 Конституции РФ.
Одним из основных законов, регулирующих сферу оказания медицинской помощи, является Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Статьей 19 этого закона предусмотрено, что пациент имеет право на:
Как минимизировать вероятность получения некачественных медицинских услуг?
Оказание медпомощи в России является лицензируемой деятельностью. И при обращении в медицинскую организацию пациент вправе удостовериться в законности ее осуществления, запросив лицензию. В данном документе фиксируются название, реквизиты организации и место ее деятельности. Эти сведения нужно сопоставить с данными на сайте государственного органа, выдавшего лицензию. Вместе с ней пациенту обязаны предоставить приложение, в котором указаны конкретные виды медицинской деятельности организации.
Кроме того, пациент вправе запросить документы, подтверждающие квалификацию специалиста, который будет оказывать ему медицинскую помощь, и его сертификат. Их отсутствие должно насторожить. Медицинскую деятельность такой специалист может осуществлять незаконно, а потому стоит отказаться от получения услуг во избежание проблем со здоровьем.
Так, в апреле этого года в Краснодаре серьезные осложнения возникли у пациенток пластического хирурга, который оказывал медицинские услуги, не имея диплома врача. По заявлениям пострадавших было возбуждено уголовное дело. Врачу предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья пациентов.
О том, как распознать нечестную медицинскую организацию и защититься от уловок недобросовестных врачей, можно прочитать в публикации «Будьте бдительны при получении платных медуслуг».
Что делать, если из-за врачебной ошибки здоровью пациента был причинен вред?
Давайте разберемся, куда обращаться пациенту, если ему не оказали помощь или сделали это несвоевременно либо если были предоставлены некачественные медицинские услуги.
1. Пациент вправе обратиться в общественную приемную территориального органа Министерства здравоохранения РФ с заявлением о проведении служебной проверки в связи с ненадлежащим оказанием медпомощи.
2. В Росздравнадзор или Роспотребнадзор можно подать заявление о проведении проверки по факту предоставления медицинских услуг. Заявитель получит акт проверки, в котором будет указано, обнаружено ли нарушение его прав.
3. Если пациенту отказывают в выдаче медицинских документов или требуют за это плату, а также в случае иных неправомерных действий со стороны сотрудников медучреждения можно обратиться в прокуратуру с заявлением о проведении проверки законности действий или бездействия медперсонала.
Заявление в перечисленные учреждения можно разместить на их сайтах, разрешается направить его посредством обычной и электронной почты или обратиться с ним лично. Письменный ответ на заявление должен поступить в течение 30 рабочих дней с момента обращения (ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
4. Для выяснения качества оказанных медицинских услуг необходимо обратиться в страховую компанию. Для этого нужно подать заявление о проведении экспертизы в страховую организацию, указанную в полисе обязательного медицинского страхования (ОМС). После проверки страховая компания предоставит экспертное заключение.
5. Если в ходе проверок были выявлены дефекты оказания медицинской помощи, то заявитель вправе обратиться в суд. В исковом заявлении необходимо изложить суть спора и указать, какие именно права были нарушены. Также нужно приложить доказательства, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства, а именно: медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного, выписной эпикриз из медицинского учреждения, кассовые чеки (платежные документы), договор на оказание медицинских услуг и т.д.
Копии медицинских документов пациент вправе запросить в учреждении, где предоставлялась услуга. Это право гарантировано ст. 22 Закона № 323-ФЗ: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».
6. Если пациент не получил медицинскую помощь или его здоровью был причинен вред, то следует обращаться в следственные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных к ответственности. Заявление подается в свободной форме с указанием обстоятельств происшедшего в отделение полиции или территориальный отдел Следственного комитета.
Как рассматриваются «медицинские дела» в суде?
Сложность рассмотрения таких дел связана с их спецификой. Суд не обладает специальными познаниями в медицине, и чтобы выявить нарушения, необходимо будет проведение судебно-медицинской экспертизы.
Вместе с тем имеются особенности, усиливающие позицию пациентов в суде. При рассмотрении таких дел суды применяют в том числе положения Закона о защите прав потребителей. Это дает дополнительную защиту пострадавшему. Суды исходят из того, что пациент является потребителем и не обладает специальными медицинскими познаниями, а медицинское учреждение – исполнителем, и оно должно предоставить потребителю полную и достоверную информацию о способах лечения и конкретной медицинской услуге. В противном случае права пациента будут считаться нарушенными, и медучреждение понесет за это ответственность. Это касается как обследования, так и лечения (ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
Медицинское учреждение может избежать ответственности только в том случае, если докажет, что его сотрудники все сделали правильно, т.е. отсутствие их вины. Если это сделать не удастся, учреждение должно будет возместить ущерб пациенту (п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Кроме того, если медицинская организация не возместила пациенту ущерб добровольно до суда, то она должна будет дополнительно выплатить пациенту 50% от присужденной суммы. Законом также предусмотрено взыскание неустойки, компенсации морального и материального вреда. Для обращения в суд уплачивать госпошлину не понадобится.
Какое наказание предусмотрено в законе для безответственного медицинского работника?
Если врач не исполнил свои обязанности по профилактике, диагностике или лечению пациента, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Руководство может сделать ему замечание, выговор или уволить.
Уголовным кодексом предусмотрена ответственность медицинского персонала в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, запрета заниматься медицинской деятельностью и лишения свободы.
К уголовной ответственности медика могут привлечь:
Мне нахамил врач. Что делать?
Хамство, словесные оскорбления, крики на другого человека (от пациента к врачу и от врача к пациенту) — какие это правонарушения?
Одна из самых распространенных причин для жалоб пациентов — некорректное, хамское или оскорбительное поведение врача.
Медицинские работники абсолютно также часто жалуются на постоянно выражающих свое недовольство (зачастую и нецензурно), хамящих, кричащих и хлопающих дверью пациентов.
Первоначально важно понимать, что в отношениях врач — пациент субъекты данных отношений не находятся в равных условиях, и тому есть свое логичное и правовое объяснение.
Медицинский работник — это должностное лицо, выполняющее свои обязанности в соответствии с добровольным договором о приеме на работу и Трудовым кодексом РФ и получающее за это заработную плату.
Деятельность медицинского работника, помимо Конституции РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного кодекса, регулируется еще и обязательным для исполнения Федеральным законом №323 «Об охране здоровья граждан».
Данным законом установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, который реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.
Пациенту, который обращается за помощью, связанной с жизнью и здоровьем человека, законодательно предоставлено больше привилегий, нежели врачу.
Всем абсолютно понятно, что наличие вышеуказанных привилегий не означает, что пациент имеет право на противоправные действия в отношении врачей. Не говоря уже об обратной ситуации и противоправных действиях медицинских работников в отношении пациентов.
Сразу нужно сказать, что понятия «хамство» или «крик» в действующем законодательстве отсутствуют. Здесь обсуждаем понятие «оскорбление», которое как раз и является правонарушением.
Говоря об этом, мы не разделяем понятия «пациент» и «медицинский работник». Противоправные действия любого гражданина будут квалифицироваться по статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях вне зависимости от социальной роли или должности.
Если мы говорим о хамстве со стороны врача, куда пациенту подавать жалобу? И какие меры наказания могут быть применены к врачу?
Если поведение врача и пациента носит оскорбительный характер или, того хуже, в речи присутствует нецензурная брань, тогда нужно обращаться в прокуратуру с заявлением. Заявление можно подать через интернет-приемную ведомства, в дальнейшем потерпевшего вызовут для дачи устных показаний. Но существуют и другие ситуации, и здесь мы уже поговорим о хамстве и крике со стороны врача.
Хамство — это поведение человека, характеризующееся грубым, жестоким, наглым способом общения. Любое негативное оценочное высказывание (в том числе про внешность и возраст) — это хамство.
Пожаловаться на некорректное поведение специалиста можно в первую очередь главному врачу — письменную жалобу обязаны рассмотреть в течение 30 дней и сообщить о результатах рассмотрения. Если ответа не поступило, необходимо обратиться в прокуратуру вашего региона в связи с нарушением федерального закона «Об обращениях граждан».
Также в связи с хамским поведением медицинского работника можно обратиться:
В связи с некорректным поведением во время исполнения своих должностных обязанностей к врачу могут быть применены:
При наложении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Как пациенту можно доказать случившееся, если рядом не было свидетелей?
Очень важно понимать, что ваша жалоба должна быть обоснованной. Если врач нахамил, этому должно быть подтверждение в виде свидетельских показаний, аудио или видеозаписей.
Зависит ли степень ответственности от должности медицинского работника?
Степень ответственности зависит только от тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен.