врач ошибся в больничном листе что делать
Что делать, если при оформлении листка нетрудоспособности медицинским работником были допущены ошибки?
При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.
Согласно пункту 63 Приказа Минздрава России от 01.09.2020 № 925н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа» при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности на бумажном носителе либо в связи с его порчей или утерей (до момента выплаты на его основании пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), а также в случаях изменения причины нетрудоспособности по решению врачебной комиссии взамен ранее выданного листка нетрудоспособности на бумажном носителе оформляется дубликат листка нетрудоспособности на бумажном носителе, либо формируется дубликат листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
При наличии ошибок в листке нетрудоспособности в форме электронного документа (до момента выплаты на его основании пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), а также в случаях изменения причины нетрудоспособности медицинская организация по решению врачебной комиссии направляет сведения в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях формирования дубликата листка нетрудоспособности в форме электронного документа взамен ранее сформированного листка нетрудоспособности либо оформляет дубликат листка нетрудоспособности на бумажном носителе.
В случае формирования дубликата листка нетрудоспособности в форме электронного документа либо выдачи дубликата листка нетрудоспособности на бумажном носителе взамен ранее сформированного листка нетрудоспособности в форме электронного документа, медицинской организацией, формирующей (выдающей) дубликат, ранее сформированный листок нетрудоспособности в форме электронного документа подлежит аннулированию.
Работник принес сомнительный больничный лист. Действия бухгалтера
ведущий эксперт в области социального страхования, юрист, руководитель Центра социально-трудовых прав
Ситуация, знакомая многим бухгалтерам до боли: работник закрыл больничный и сдает его на оплату. После пристального изучения бухгалтер изрекает: «Ой, а вот здесь ошибка. У меня такой больничный ФСС не возьмет». «А что же делать»? — растерянно спрашивает работник. «Идите обратно в поликлинику (больницу) и пусть врачи выдают дубликат», — велит бухгалтер. Правильно ли так поступать?
Вдумайтесь: вы заставляете работника делать, то, что он, во-первых, делать не должен а, во-вторых, совершенно не хочет — отправляете его к врачам, которые тоже, мягко говоря, не горят желанием пойти навстречу. И при этом надеетесь достичь желаемого результата? Именно по этим причинам в девяти случаях из десяти злой на весь мир работник возвращается от медиков… с тем же самым больничным.
Отправлять сотрудника обратно к медикам неверно!
Ошибка в больничном листе: куда обращаться?
Правильный порядок действий в такой ситуации определен в Письме ФСС РФ от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575, где сказано, что самостоятельное направление работодателями работников в медицинские организации для переоформления больничных недопустимо. Далее ФСС разъясняет, что если у работодателя возникли сомнения в правильности оформления врачами листка нетрудоспособности, то обращаться надо в… региональные отделения ФСС или его филиалы. И, если вдуматься, это единственное верное решение проблемы, ведь именно ФСС обладает полномочиями по экспертизе временной нетрудоспособности и контролирует правильность оформления листков нетрудоспособности.
Пропущенная ошибка чревата тем, что в дальнейшем ФСС откажется оплачивать этот больничный за счет государственных средств. Поэтому работодатель зачастую предпочитает перестраховаться.
Обнаружив сомнительный больничный, работодатель обращается в отделение (филиал) ФСС по месту регистрации с устным или письменным запросом, в котором просит разъяснить, можно ли оплатить данный больничный за счет ФСС и не возникнет ли претензий при проверке. При этом следует учесть, что ответ, полученный устно, не дает 100% гарантий того, что при последующей проверке к работодателю не возникнет претензий.
Рекомендуем следующий вариант: обращение с письменным запросом и приложением к нему копии больничного листа. Разумеется, возможно, обращение в электронном виде с приложением скана (ксерокопии) больничного.
Да, скажут мне опытные бухгалтеры, все это прекрасно, но как при этом соблюсти сроки выплаты пособия, ведь в соответствии с законодательством работодатель обязан оплатить больничный в ближайший срок, установленный для выплаты заработной платы? Конечно. Именно поэтому медлить с подобным запросом не следует, а в самом его тексте надо указать: «В связи с обязанностью оплатить указанный листок в срок до____ просим рассмотреть наш запрос в срок до____».
Далее следует поступить в зависимости от содержания ответа. Если, по мнению ФСС, больничный оформлен врачами без нарушений, он принимается к оплате. Если нарушения есть, врачи обязаны выдать дубликат.
Если получили дубликат больничного листа…
Получив от работника дубликат, работодатели нередко пугаются снова — он имеет свои специфические особенности в оформлении. В строке «дубликат» ставится галочка, в графах «С какого числа» и «По какое число» таблицы «Освобождение от работы» одной строкой указывается весь период нетрудоспособности. Ну а в строке «Дата выдачи» проставляется реальная дата оформления дубликата, а не испорченного больничного листа.
В разделе, заполняемом работодателем, исправления допускаются, а их количество не регламентировано. Однако сам порядок внесения исправлений принципиально отличается от ранее существующего.
Допустим, вы совершили ошибку, указав в строке «Средний дневной заработок» сумму 1255 руб. вместо 1275 руб. Как ее исправить?
«Скажите, — спрашивают бухгалтеры, — а надо ли при внесении этой записи указывать наименование строки, в которой допущена ошибка?» Может быть, следует написать так: «Средний дневной заработок» 1275. Представляется, что это не будет ошибкой, однако необходимости в такой конкретизации нет: строку, в которой допущена ошибка, легко установить по зачеркнутой записи на лицевой стороне больничного листа.
И это только малая часть вопросов, возникающих у бухгалтеров при заполнении и оплате больничных листов. О наиболее распространенных и интересных читайте в статье « Исправление в больничном листе работодателем ».
Ошибки в больничном листе: возмещение расходов
Допустить ошибку в больничном листе при его оформлении может и врач, который его выписывает, и работодатель, заполняющий «вторую часть» документа. Но ошибка всегда может быть исправлена. Не помешают ли такие исправления компенсации расходов? Мнения ФСС и арбитражных судей узнала Анна Мишина.
Как показывает практика, при проведении проверок чиновники ФСС особое внимание уделяют вопросам заполнения и оплаты листков временной нетрудоспособности. Если ревизоры увидят, что в «больничном» есть исправления, они становятся еще более подозрительными и придирчивыми. Хотя на самом деле бюллетень с коррективами – это обычный «рабочий момент».
Начнем с того, что оплошность при заполнении листка нетрудоспособности может допустить как врач, так и работодатель. И для каждого из них закон предусматривает свои правила исправления ошибок в больничном листе. Так, кадровик или бухгалтер предприятия, сделавшие в документе неверную запись, должны аккуратно зачеркнуть ее. После этого на оборотной стороне бланка следует написать верные сведения с припиской «исправленному верить». Рядом нужно поставить печать организации и подпись работника, внесшего коррективы (п. 65 приказа Минздравсоцразвития от 29 июня 2011 г. № 624н, далее – Приказ № 624н). При этом законодатель подчеркивает, что исправление ошибок в больничных листах с помощью корректирующих средств не допускается.
У медучреждений, по сравнению с работодателями, все более сложно. Согласно пункту 56 приказа № 624н, врачам нельзя зачеркнуть собственную «описку». Поэтому, допустив неточность, медики обязаны выдать пациенту дубликат. Однако далеко не все врачи следуют этому предписанию. «К сожалению, врачи часто нарушают это правило, – сетует Светлана Огарква, начальник отдела персонала подмосковной торговой компании. – Мне приходилось видеть “больничные”, где “медицинские” ошибки были зачеркнуты подобно тому, как это позволяется делать лишь работодателям. И хотя есть случаи, когда арбитры оправдывали такие документы (например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 февраля 2012 г. № А58-3468/11 – прим. авт.), я решила не испытывать судьбу и попросила выздоровевшего работника запросить в поликлинике дубликат».
Выдача дубликата больничного листа
Впрочем, выдача безупречного дубликата больничного листа, как показывает практика, совсем не означает, что у ревизоров из ФСС не будет к нему вопросов. Например, довольно часто чиновников смущает продолжительный период времени между оформлением первоначального листа нетрудоспособности и его заменой. В качестве примера предлагаю рассмотреть спор, несколько месяцев назад разрешенный калининградскими арбитрами.
Проведя проверку на предприятии, специалисты ФСС отказались компенсировать компании расходы на оплату страхового обеспечения в связи с материнством. Основанием для этого послужило исправление в «больничном листе» в поле «по какое число». Ошибка в «больничном листе» была допущена медучреждением при выписке документа. Посчитав решения Фонда незаконными и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности, общество оспорило их в арбитражном суде.
Выдача безупречного дубликата больничного листа, как показывает практика, совсем не означает, что у ревизоров из ФСС не будет к нему вопросов. Например, довольно часто чиновников смущает продолжительный период времени между оформлением первоначального листа нетрудоспособности и его заменой.
Судьи всех трех инстанций поддержали требования компании. Они указали: никаких действительно существенных нарушений специалисты ФСС, судя по их же записям, не обнаружили. Спорный листок нетрудоспособности выдан при наличии страхового случая, содержит все необходимые реквизиты, подписи врачей, штамп и оттиск печати медицинского учреждения.
Что же касается исправления, то оно было устранено выдачей дубликата листка нетрудоспособности (п. 56 приказа № 624н), который компания представила еще до принятия судебных решений. Однако сотрудники ФСС отказались его принимать, сославшись на несвоевременное получение. Но, как подчеркнули арбитры, в приказе № 624н о сроках выдачи дубликата листка нетрудоспособности не сказано ни слова. Судьи однозначно установили, что спорные расходы компании-ответчика ФСС должен принять к зачету (решение Арбитражного суда Калининградской области от 22 января 2016 г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2016 г. по делу № А21-2218/2015 и АС Северо-Западного округа от 24 августа 2016 г. № А21-2218/2015).
Итак, позволю себе повторить: в законе действительно нигде не указано, насколько долго можно «нести» дубликат больничного листа. Например, в другой компании сложилась такая ситуация: работник «отболел» и передал в бухгалтерию листок нетрудоспособности. Там выяснилось, что бюллетень заполнен с изъянами: отсутствует печать медицинской организации, а в графе «освобождение от работы» последняя запись выполнена чернилами синего цвета. Поэтому работодатель настоятельно посоветовал сотруднику запросить у врача дубликат, но «больничный», тем не менее, был оплачен. Дубликат был действительно выдан, но только через год! На этом-то и заострили внимание ревизоры из ФСС во время очередной проверки. Они рассудили следующим образом. Раз расходы возникли на основании «откорректированного» бюллетеня, оформление которого, по их мнению, не соответствует закону, то компенсировать этот больничный они не будут (на основании пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ). Тем более что на основании дубликата больничного листа не было произведено никаких отчислений. Поэтому и возмещать здесь нечего.
Однако арбитров такие аргументы не убедили. Судьи указали, что, во-первых, вышеперечисленные неточности носят формальный характер и не мешают сделать вывод о том, что медицинские показания для выдачи бюллетеня однозначно присутствовали. Во-вторых, все ошибки были нивелированы выдачей дубликата, к оформлению которого у чиновников нет никаких претензий. А в-третьих, закон не указывает, в течение какого времени работодатель должен исправить листок нетрудоспособности, в том числе – путем выдачи дубликатов (решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13 августа 2013 г. и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2013 г. по делу № А73-7703/2013).
Исправление корректором в больничном листе
Теперь обратим внимание на исправления, которые могут появиться в бюллетене по вине работодателя. В самом начале статьи я упоминала о таком способе внесения правок, как штриховка неверных данных корректором. Как показывает практика, кадровики или бухгалтеры, несмотря на прямое предостережение (п. 65 приказа № 624н), именно так исправляют свои ошибки в «больничном» листе. Однако представители Фонда считают это явным нарушением и отказываются принимать к зачету расходы на пособие, перечисленные на основании документа с исправлениями корректором.
Однако арбитры нашли контраргумент. В качестве нормативного противовеса они воспользовались Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей (утв. постановлением ФСС от 7 апреля 2008 г. № 81). Сославшись на пункты 60 и 61 данных Методический указаний, судьи отметили, что Фонд вправе не принимать к зачету расходы лишь тогда, когда нарушения в оформлении «больничного» листа не позволяют точно сказать, наступал ли страховой случай в принципе. А раз сам факт болезни работника и обоснованность выдачи бюллетеня Фондом не оспаривается, то зачесть расходы чиновники обязаны. Кроме того, судьи обратили внимание на то, что вместе с откорректированным оригиналом «больничного» фирма предоставила ФСС его копию, в которой исправления уже были в полном соответствии с пунктом 65 приказа № 624н (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 3 июля 2015 г. № А27-19518/2014).
Нарушение правил оформления больничного листа
Бывают случаи, когда кадровик или бухгалтер, очевидно, по невнимательности, исправляя собственные ошибки в больничном листе, дела-ют правильную запись не на его оборотной стороне, а прямо около «помарки» – сверху, – предупреждает Светлана Огаркова. – Это является прямым нарушением правил оформления больничного листа. Поэтому в данном случае нужно будет «исправить исправление»: на оборотной стороне бланка больничного листа сделать правильную запись и заверить ее припиской: «Исправленному верить», подписью и печатью работодателя. Хотя есть разъяснения самого ФСС, в которых сказано, что если подобная «поправка» не попадает на информационное поле и все записи в листке нетрудоспособности читаются, ее можно расценить как технический недочет заполнения, не влекущий отказа в назначении и выплате пособия (см. абз. 5 п. 17 письма ФСС РФ от 28 октября 2011 г. № 14-03-18/15-12956 и абз. 5 письма ФСС РФ от 30 сентября 2011 г. № 14-03-11/15-11575). Но, на мой взгляд, надежнее все-таки сразу переписать некорректное исправление.
Исправление в больничном листе работодателем
ведущий эксперт в области социального страхования, юрист, руководитель Центра социально-трудовых прав
Допустима ли незначительная ошибка в больничном? Правильно – нет, поскольку при ее наличии Фонд социального страхования имеет право отказать работодателю в страховом возмещении. А что делать, если ошибка все-таки обнаружена? Разберем несколько практических ситуаций.
Листок нетрудоспособности, или, как мы привыкли его называть, — «больничный» — уникальный документ. Почему? Потому что, во-первых, документ медицинский, подтверждающий нетрудоспособность работника в определенный период. Во-вторых, документ финансовый, и является основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Опытный бухгалтер знает: к вопросам правильного заполнения больничного необходимо проявлять максимальное внимание.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Ой, а вот здесь ошибка в больничном!
Бланк листка нетрудоспособности состоит из двух разделов. Один из них заполняется медицинской организацией, в которой проходил лечение работник, второй — работодателем. Права на ошибку у врачей нет. Совсем. По той простой причине, что действующее законодательство не предусматривает возможности внесения исправлений в раздел, заполняемый медиками.
Если медики допустили в больничном ошибку, то он считается испорченным и взамен него выдается дубликат листка нетрудоспособности. Это обстоятельство — настоящая головная боль для бухгалтера, поскольку изменить что-либо самостоятельно в данном разделе они не могут.
Пропущенная ошибка чревата тем, что в дальнейшем ФСС откажется оплачивать этот больничный за счет государственных средств. Поэтому работодатель зачастую предпочитает перестраховаться. И порой первая реакция бухгалтера — отправить работника обратно в поликлинику или больницу за дубликатом. Однако так делать нельзя.
Далее прокомментируем распространенные вопросы бухгалтеров о порядке заполнения больничных на практике.
Исправления в больничном. Кто должен подписаться?
«Правильная запись подтверждается подписью» — такая формулировка содержит в пункте 65 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н), регламентирующем порядок внесения исправлений. Как видите, слово «подпись» употреблено в единственном числе. Поэтому под исправлениями на больничном достаточно подписи руководителя или главного бухгалтера. Подписи обоих в данном случае не требуется.
Подпись иного лица под исправлениями возможна только тогда, когда руководитель или главный бухгалтер передали свои полномочия на подписание больничных другому сотруднику (сотрудникам) организации. Такое право у них есть, но делается это на основании доверенности, а не приказа, как практикуют многие работодатели. При этом печать, также, как и на лицевой стороне больничного, не обязательно должна быть гербовой. Достаточно печати бухгалтерии или кадровой службы.
Если работодатель ошибочно заполнил строку, которая заполнению не подлежит
Как внести исправления в больничный в этой ситуации? Порядок выдачи листков нетрудоспособности не содержит ответа на этот вопрос, а на практике такая ситуация возникает нередко. Чаще всего ошибаются работодатели при заполнении строк «Дата начала работы» и «в т.ч. нестраховые периоды». Между тем, в строке «Дата начала работы» указывается число, месяц и год, с которого работник должен был приступить к работе в случае аннулирования трудового договора, если заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до его аннулирования. Редчайший случай на практике! Во всех остальных случаях эта графа не заполняется.
Разъяснения этой интересной ситуации мы найдем в письме ФСС России от 18.10.2012 № 15-03-14/05-12954. Так, в строке «в т.ч. нестраховые периоды» указывается количество полных лет, месяцев прохождения работником военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 с 1 января 2007 года. Таким образом, если работник никогда не проходил службу в указанных органах либо уволился из них до 1 января 2007 года строка «в т.ч. нестраховые периоды» также не заполняется.
Если эта строка все-таки по ошибке заполнена, следует зачеркнуть запись, а затем на оборотной стороне бланка сделать следующую запись – «Строку «Дата начала работы» считать незаполненной» и подтвердить подписью и печатью.
Перерасчет пособия по временной нетрудоспособности по просьбе сотрудника
Еще одна проблема, связанная с правильным заполнением больничного, возникает, когда работник обращается к работодателю с заявлением о перерасчете среднего заработка для пособия по временной нетрудоспособности в тех случаях, когда это приводит к увеличению пособия. Такое нередко происходит с новыми работниками, которые в двух предыдущих годах работали у другого работодателя и работник своевременно не предоставил новому работодателю справку о сумме заработной платы (утв. приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н).
Представим, что такой работник представил справку. Бухгалтеру придется сделать перерасчет пособия за все прошлое время, но не более, чем за три года, предшествующих дню предоставления справки. Однако, больничный лист давно уже заполнен работодателем, и в том числе, строки, где указывается заработок для исчисления пособия и сумма пособия. Неужели все это необходимо исправлять? Конечно, нет. Теоретически это возможно, но исправить, по меньшей мере, пять неверных записей абсолютно нереально, для этого на оборотной стороне бланка просто нет места.
Поэтому, уже заполненный на основании первоначальных сведений о заработке работника больничный следует оставить без изменений, а перерасчет суммы пособия произвести на отдельном листе.
Виды пособий
Виды пособий (страховое обеспечения по обязательному социальному страхованию):
Ошибки в больничном и претензии ФСС
частнопрактикующий юрист, эксперт центра «Общественная дума»
Ежегодно суды рассматривают тысячи споров, связанных с ошибками в листках нетрудоспособности: ошибки в больничных могут вызвать претензии со стороны проверяющих и с работодателя потребуют возместить понесенные на оплату больничного расходы или откажут в зачете страховых взносов. Усиливает напряженность тот факт, что даже малейшая помарка, скажем, «пробитый» день рождения при подшивке больничных, может привести к таким последствиям. Есть ли надежда у организации в подобных случаях отстоять «справедливость» в судах? Что думают суды по поводу ошибок в листках нетрудоспособности и при каких условиях организации не стоит бояться претензий со стороны проверяющих?
Листок нетрудоспособности как подтверждение страхового случая
Нередко больничный воспринимается просто как некий аналог справки о болезни для признания уважительной причины отсутствия на рабочем месте.
И это действительно в определенной степени справедливо, прежде всего с точки зрения трудовых отношений: для работодателя важно лишь то, по какой причине отсутствовал работник, и что у него действительно была объективная причина «прогулять» исполнение трудовых обязанностей.
Но вот с точки зрения системы обязательного социального страхования листок нетрудоспособности гораздо более важный документ.
Когда мы выходим на больничный или в отпуск по уходу за ребенком (декретный), то запускаются «шестеренки» системы обязательного социального страхования.
То, что кажется нам порой просто обычным пособием социальной направленности, на самом деле является страховым покрытием (страховой выплатой) в связи с наступлением страхового случая в рамках договора страхования.
При этом основанием выплаты такого пособия является не сами по себе болезнь, травма или рождение ребенка, а изменение нашего положения вследствие случившегося события.
Об этом, в частности, прямо говорится в ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон об ОСС): обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Среди страховых рисков перечислены (ст. 7 Закона об ОСС):
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Как видим, задача системы ОСС поддержать прежде всего материальное положение гражданина, помочь ему при потере заработка или необходимости дополнительных травм.
Достижение пенсионного возраста, рождение ребенка, болезнь, травма и т. п. являются лишь страховыми случаями, которые приводят к срабатыванию страхового риска и страховой защиты.
Они «сигнализируют» о наступлении страхового риска (п. 1.1 ст. 7 Закона об ОСС, ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Конечно, вы можете, прочитав это, сказать: к чему эта лекция про систему ОСС и причем здесь ошибки в больничном и претензии проверяющих?
Дело в том, что листок нетрудоспособности — это не просто «справка о болезни», а документ, подтверждающий наступление страхового случая и «срабатывания» страхового риска.
Некий аналог кнопки «Пуск» для системы ОСС, и если эта кнопка дефектная, то и возникают вопросы о правильности ее срабатывания.
И в случае возникновения споров суды будут смотреть на то, действительно ли «кнопка» была «рабочей» и сработала правильно; а организация, к которой предъявлены претензии должна готовиться предоставить доказательства наступления условий для «срабатывания» страховой защиты.
Обратимся для иллюстрации к судебной практике и заодно составим небольшой перечень претензий ФСС к больничным и реакции судов на них.
Претензия 1. Потеряли листок нетрудоспособности
Потеря листка нетрудоспособности может случится по разным причинам: от кражи документов до халатности сотрудников и случайной порчи листков.
В такой ситуации ФСС считает произведенные выплаты по больничному необоснованными, якобы из-за неподтверждения факта нетрудоспособности. Но суды смотрят на утрату больничных по-иному.
Так, АО потеряло листки нетрудоспособности по 10 работникам, из-за чего ФСС принял решение об непринятии к зачету расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
АО оспорило решение в суде, и все три инстанции поддержали общество, указав, что сам по себе факт непредставления листков нетрудоспособности в связи с их утратой страхователем не является достаточным основанием для отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения при наличии иных документов, подтверждающих обоснованность соответствующих выплат.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, в частности, пособия по беременности и родам или по временной нетрудоспособности, застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. ст. 8, 12 Закона об ОСС). По смыслу названных норм, а также ст. ст. 3, 2.3, 4.1, 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются:
Общество обращалось в медицинские учреждения с просьбой подтвердить выдачу листков нетрудоспособности своим работникам, а также о выдаче их дубликатов. А в подтверждение обоснованности произведенных выплат АО предоставило Фонду в ходе проводимой проверки:
Содержащаяся в представленных документах информация позволяет установить наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованными лицами, факт наступления страховых случаев, периоды временной нетрудоспособности застрахованных лиц и несение страхователем соответствующих расходов.
При этом суд округа подчеркнул, что действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных, потому утрата больничных не повод для «наказания» работодателя.
В случае утраты таких листков правомерность произведенных расходов может быть подтверждена иными документами, включая письма лечебных учреждений, которые в совокупности содержащихся в них сведений подтверждают, что утраченные листки нетрудоспособности действительно выдавались застрахованным лицам и предъявлялись к оплате страхователю. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2018 № Ф07-5149/2018 по делу № А21-9220/2017).
Аналогичную позицию суд округа привел и в другом деле, в котором колледж потерял листки нетрудоспособности за 2016 год: сама по себе утрата — не повод для принятия решений об отказе к зачету и доначислении страховых взносов, пени, штрафов.
Наступление страховых случаев и выдача листков нетрудоспособности подтверждена медицинскими организациями по запросу суда первой инстанции (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.2020 № Ф07-2705/2020 по делу № А13-4806/2019).
Схожие выводы встречаются и в другом деле: во время проверки ООО не смогло предоставить оригиналы листков нетрудоспособности по одному из работников, из-за чего ФСС не принял к зачету соответствующие расходы.
Суд отклонил доводы Фонда, поскольку факт наступления страховых случаев ФСС не опроверг, а отсутствие оригиналов листков нетрудоспособности само по себе не является основанием для принятия спорного решения (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.08.2019 № Ф02-2281/2019 по делу № А19-20870/2018).
Как видим из примеров, для снятия претензий проверяющих достаточно доказательств наличия трудовых отношений и факта наступления временной нетрудоспособности.
Последний подтверждается любыми доказательствам, полученными от медицинской организаций, например, в порядке запроса.
Запрос пишется в свободной форме, в нем указывается: причина запроса (утрата листков нетрудоспособности и необходимость подтвердить наступление страхового случая для выплаты пособия по временной нетрудоспособности) и какая информация нужна (номер, серия, дата выдачи листка нетрудоспособности, ФИО работников, периоды нетрудоспособности), адрес, куда требуется направить ответ.
Рекомендуется при этом для снижения риска отказа по мотиву сохранения «медтайны» избегать формулировок с просьбой подтвердить факт обращения за медпомощью или получения медпомощи, а лишь просить подтвердить выдачу листка нетрудоспособности.
Если медорганизация по какой-либо причине откажется сделать это, то копии переписки прикладываются к пакету документов для проверяющих. Также можно попросить работников самих получить аналогичные справки в медорганизации.
В случае судебного разбирательства можно ходатайствовать перед судом о направлении судебного запроса в медорганизацию.
Ходатайство формулируется или в тексте самого заявления об оспаривании соответствующего решения проверяющих или в форме отдельного документа. В любом случае прикладываются запрос и «отказной» ответ медорганизации. (ч. 4 ст. 66 АПК РФ).
Претензия 2. Ошибки в оформлении и продлении листка нетрудоспособности
Неверное продление листка нетрудоспособности.
Так, например, медицинские организации оформили листки нетрудоспособности на дополнительные дни отпуска по беременностям и родам как первичные, а не как «продление», из-за этого ФСС отказался принимать к зачету выплаченные ПАО пособия работникам.
Между тем, как указали суды, действовавший на момент оформления порядок оформления листков нетрудоспособности не определяет, как должен быть оформлен больничный лист на дополнительные дни — как первичный или как продолжение, и не устанавливает, что выдаваемый на дополнительные 16 дней листок обязательно должен быть продолжением основного декретного больничного.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 11.12.2012 № 10605/12 отметил, что работодатель не вправе контролировать правильность оформления больничного листа и соблюдение порядка его выдачи. Поэтому ФСС не может отказать работодателю в зачете (возмещении) суммы пособия, если в больничном листе есть такие нарушения.
Фонд в подобных случаях вправе потребовать возмещения расходов на выплату пособия от медицинского учреждения, неверно оформившего листок (п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ). (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.06.2020 № Ф05-7340/2020 по делу № А40-158982/2019).
В другом деле работнице продлили больничный лист, но, вопреки правилам оформления листков нетрудоспособности, первый «закрыли», а второй выдали как продолжение первого.
ФСС посчитал, что в этом случае выплата пособия по временной нетрудоспособности была необоснованной и потребовал от общества возместить понесенные ФСС расходы на выплату пособия, так как выплата пособия произведена в рамках пилотного проекта напрямую Фондом. Общество оспорило решение в суде.
Суд пришел к выводу, что недостатки, допущенные лечебным учреждением при оформлении листка нетрудоспособности, не могут служить основанием для возмещения расходов, излишне понесенных ФСС заявителем.
Доказательств выдачи лечебными учреждениями листков нетрудоспособности в отсутствие медицинских показаний учреждением не представлено.
Ссылка учреждения на то, что медицинская организация выдала неправильно оформленный листок нетрудоспособности, где раздел «заполняется врачом медицинской организации» оформлен с применением печатающих устройств, а спорные записи о номере «листка нетрудоспособности продолжении», записи в строке «Иное» код «31» и строке «выдан листок нетрудоспособности (продолжение)» внесены чернилами черного цвета гелевой (или капиллярной) ручкой, не свидетельствует о недостоверности сведений, представленных страхователем; доводы Фонда о том, что листок нетрудоспособности был испорчен заявителем, основаны на предположениях, документально не подтверждены и не опровергнуты.
Для признания необоснованным произведенной выплаты требуется, чтобы Фонд установил обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий страхователя на незаконное получение денежных средств из ФСС, но таких доказательств суду не предоставлено (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.11.2018 № Ф04-4525/2018 по делу № А45-2304/2018, Определением Верховного Суда РФ от 27.02.2019 № 304-ЭС19-275 было отказано в передаче дела для пересмотра).
Неверные даты в больничном или ошибки в датах.
Так, медорганизация допустила ошибку в части внесения в больничный период нетрудоспособности: двумя строками вместо одной и указания всех периодов продления вместо начальной и конечной дат периода нетрудоспособности.
И опять ФСС отказал в зачете взносов. Суд признал позицию Фонда необоснованной: сами по себе ошибки в оформлении дубликата листка не являются безусловным основанием для признания наступившей нетрудоспособности нестраховым случаем, исключающим выплату страхового обеспечения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ Фонд наделен правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, т. е. негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований действующего законодательства возлагаются непосредственно на них, а не на страхователя, который не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями.
Поскольку Фонд не оспорил факт нетрудоспособности и не доказал направленность действий учреждения как страхователя на создание искусственной ситуации для получения средств Фонда, его решение незаконно (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2017 № Ф08-5574/2017 по делу № А63-8397/2016).
Причем суды в данном деле сослались также на позицию ВАС РФ о том, что именно медорганизация несет риски за нарушение правил оформления и выдачи листков нетрудоспособности, например, в случае отсутствия у нее лицензии на осуществление медицинской деятельности (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 № 10605/12 по делу № А33-11561/2011).
Придерживается такой же позиции об ответственности медорганизаций и ВС РФ (см. например, Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2018 № 306-КГ17-22369 по делу № А12-3283/2017).
В другом споре работники медорганизации неверно заполнили реквизиты листков в части дат окончания периода нетрудоспособности, в частности, в одном из листков дата выдачи не соответствовала дате выписки после стационарного лечения, в другом — ошибочно заполнена строка «приступить к работе…» и т. п.
Все это послужило основанием для отказа ФСС в принятии к зачету произведенных расходов.
Однако суд признал, что у ФСС отсутствовали правовые основания для принятия такого решения, так как нарушения требований, предъявляемых к порядку заполнения листков нетрудоспособности, допущены непосредственно медицинскими учреждениями, а сами факты нетрудоспособности лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Отказ Фонда в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы выплаченных пособий, поскольку ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности нестраховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение.
Такие ошибки фактически не влекут отказа в выплате пособия по временной нетрудоспособности (Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 309-КГ14-2606). (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2019 № Ф08-11199/2018 по делу № А63-5252/2018).0-36992/2019).
Аналогичный вывод содержится и в иных спорах:
Фонд не оспорил факт наступления страхового случая и не предоставил доказательства недостоверности спорного листка нетрудоспособности (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.02.2019 № Ф02-81/2019 по делу
№ А19-11796/2018).
Отсутствует печать/штамп медорганизации.
Например, пособие по временной нетрудоспособности назначили на основании листка нетрудоспособности без печатей медицинской организации.
Суды установили, что допущенное обществом нарушение является устранимым и не свидетельствует о незаконности начисления и выплаты пособий, обстоятельства наступления страхового случая в отношении работников Фондом не оспариваются.
Наступление страховых случаев, период нетрудоспособности застрахованных лиц, несение страхователем соответствующих расходов являются подтвержденными.
При этом суд возложил на ФСС обязанность по уплате госпошлины, и отклонил довод об освобождении Фонда от этого, так как ООО обратилось к Фонду с заявлением, приложив необходимые документы, в котором просило пересмотреть решение Фонда.
Между тем Фондом данное заявление по существу не рассмотрено, обществу о порядке последующих действий после получения необходимых документов ничего не сообщено. Таким образом, Фонд имел возможность разрешить сложившуюся ситуацию во внесудебном порядке, однако мер в ответ на действия общества не предпринял, на поданное заявление не ответил.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.10.2018 № Ф02-4308/2018 по делу № А19-22723/2017).
Исправления «замазкой».
Так, в листке нетрудоспособности допустили такую ошибку: на затертую «замазкой» запись в поле «страховой стаж» внесена новая запись, вместо положенного зачеркивания и внесения на оборотной стороне листка нетрудоспособности верной записи.
Из-за этого ФСС потребовал от института (работодатель) возместить излишне понесенные расходы на выплату «больничного».
Между тем, как указали суды, доказательств выдачи лечебным учреждением листка нетрудоспособности в отсутствие медицинских показаний Фондом не представлено.
Фонд не оспаривает факт болезни работника и обоснованность выдачи больничного листа.
Целевой характер расходования средств Фонда не нарушен.
Нарушение страхователем порядка заполнения в поле «страховой стаж» листка нетрудоспособности не свидетельствует об отсутствии оснований для выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2018 № Ф06-37202/2018 по делу № А06-10422/2017).