врач нейрофизиолог что лечит
Кто такой нейрофизиолог, чем занимается ученый и что лечит врач?
Человек издавна интересовался неизвестным и изучал самого себя. Поэтому развитие науки и технологий идет все дальше, а нейрофизиология и специальность нейрофизиолога всегда будут востребованы.
Нейрофизиология изучает работу нервной системы: головного и спинного мозга, органов чувств и периферической нервной системы. Она охватывает все уровни организма: молекулы, клетки, ансамбли клеток, нейронные структуры, органы и всю нервную систему в целом.
Фундаментом нейрофизиологии являются биологические науки (анатомия, гистология, цитология, биохимия, молекулярная биология, генетика, физиология). Её прогресс невозможен без математики, физики и инженерных наук.
Наука изучает не только здоровую нервную систему, но и все многообразие ее болезненных состояний, ее достижения используются в неврологии и нейрохирургии, психологии и психиатрии.
Кто такой нейрофизиолог…
Есть специалисты с разным базовым образованием.
Ученые-нейрофизиологи имеют высшее биологическое, медицинское, психологическое, физико-математическое или техническое образование. Они проводят научные исследования, но могут привлекаться к работе с пациентами.
Врачи-нейрофизиологи – это специалисты с высшим медицинским образованием, которые занимаются диагностикой заболеваний нервной системы.
…и какими проблемами занимается
Обычно к нейрофизиологу направляет невролог, нейрохирург, психиатр или психотерапевт. Основные проблемы, с которыми приходят на нейрофизиологическое обследование:
Возможности науки и специалиста: от исследований к лечению
Нейрофизиологическое обследование проводит врач функциональной диагностики. Современные методы лучевой диагностики также дают информацию о работе нервной системы, занимаются ими врачи-рентгенологи.
Основные методы функциональной диагностики
Выявляет аномальную электрическую активность головного мозга. Основное применение – диагностика эпилепсии.
Оценивает работу зрения, слуха, проводимости нервной системы и когнитивные (умственные) способности мозга.
Нейровизуализация
Методы нейровизуализации относятся к лучевой диагностике и выполняются врачами-рентгенологами. Но они позволяют оценить функционирование головного мозга, а не только особенности его строения.
Метод | Характеристика метода |
---|---|
Компьютерная томография (КТ) | Получение изображения головного мозга с помощью рентгеновского излучения. |
Магнитно-резонансная томография (МРТ) | Получение изображение головного мозга с помощью магнитного поля. |
Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) | Оценивает интенсивность кровотока, то есть активность разных зон мозга в данный момент. |
Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) | Показывает скорость потребления минимальных доз радиоактивного изотопа, то есть текущую активность структур головного мозга. |
Транскраниальная магнитная стимуляция является диагностическим и лечебным нейрофизиологическим методом. В её основе лежит возбуждение нервной системы магнитным полем. Это позволяет исследовать двигательные расстройства после травмы или инсульта, при демиелинизирующих (рассеянный склероз), опухолевых и других заболеваниях.
Нейрофизиологические методы лечения (относятся к нейрохирургии)
Выдающийся учёный и врач Наталья Петровна Бехтерева разрабатывала нейрофизиологические методы лечения болезней нервной системы. Она окончила Первый медицинский институт в Ленинграде (ныне ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова), начинала работать как врач-нейрофизиолог, поначалу специализировалась на методе ЭЭГ.
Благодаря работам Н.П. Бехтеревой развивался метод вживлённых электродов. В мозг вводятся тонкие электроды, которые стимулируют или разрушают мозговые структуры. Этот метод используют при лечении болезни Паркинсона, дистонии, синдрома Туретта, хронической боли и других заболеваний.
Как стать нейрофизиологом
Много путей ведут в нейрофизиологию. Выбор зависит от интересов, способностей и пожеланий к будущей работе.
Разностороннее фундаментальное научное образование можно получить на биологическом факультете. Его выпускники занимаются исследованиями в области нейрофизиологии человека и животных.
Психологический факультет дает понимание того, как устроена психика человека, и умение с ней работать. Психологи могут заниматься научной работой, нейропсихологической и нейрофизиологической (ЭЭГ) диагностикой, психотерапией.
Образование на биологическом и психологическом факультетах складывается из бакалавриата и магистратуры. Для ряда психологических специальностей существует специалитет. В некоторых медицинских вузах есть факультет клинической психологии.
Медицинский вуз готовит к работе с пациентами. Чтобы стать врачом-нейрофизиологом, нужно получить подготовку по специальности «Функциональная диагностика».
В ординатуру по этой специальности можно поступить после лечебного или педиатрического факультета, а также с подготовкой по медицинской биофизике или медицинской кибернетике. Однако правила приема могут со временем меняться, поэтому лучше получить диплом по лечебному делу или педиатрии. Это дает больше возможностей в выборе дальнейшего пути. Например, можно сначала стать неврологом или нейрохирургом, а потом пройти переподготовку по функциональной диагностике.
Также в нейрофизиологию можно прийти из других областей: физика, математика, инженерные науки.
Нейрофизиология
Нейрофизиология в клинике WMT – широчайшая диагностика для обнаружения изменений нервной системы.
Приём ведёт:
Заказать очную или онлайн-консультацию
Активность мозга постоянно меняется, обладая зависимостью от времени суток, состояния человека, режима сна и бодрствования. Нейрофизиологические исследования дают самую подробную информацию о функционировании мозга, позволяют оценить его волновую активность, состояние сосудов и внутренних структур в режиме реального времени. Врач функциональной диагностики исследует центральную нервную систему, включая функции осязания, координации, слуха и обоняния.
Нейрофизиолог определяет причины следующих проблем:
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ (ЭМГ)
Максимально комфортный диагностический метод, с помощью которого врач оценивает функциональное состояние мышц и окончаний периферических нервов. Диагностика определяет степень распространенности, тяжесть и характер поражения мышечной ткани и нервных волокон.
Во время исследования к телу пациента прикрепляют электроды, которые получают импульсы от мышц и показывают локализацию нарушений.
Показаниями к ЭМГ являются:
непроизвольное сокращение жевательной мускулатуры, которое сопровождается сжиманием челюстей и скрежетанием зубами, чаще всего во сне.
ЭЛЕКТРОНЕЙРОМИОГРАФИЯ (ЭНМГ)
Метод, благодаря которому врач оценивает состояние периферических нервов и мышц. ЭНМГ проводится в течение 30-60 минут. Пациент сидит или лежит, во время диагностики врач просит в определенные моменты расслаблять и напрягать мышцы, чтобы зарегистрировать импульсы в разном состоянии.
Диагностика назначается при:
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (ЭЭГ)
Высокоинформативный метод исследования головного мозга, который оценивает состояние нервной системы с помощью регистрации биоэлектрических потенциалов коры головного мозга.
В клинике WMT пациенты могут пройти следующие виды электроэнцефалографии:
Исследование применяется для оценки и определения причин:
ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ
Метод исследования функций головного мозга, который с помощью электродов на теле пациента, регистрирует ответы нервной системы на разные внешние искусственные раздражители.
Метод применяется для:
РЕОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (РЭГ)
Метод исследования сосудов головного мозга, который оценивает кровоток крупных и мелких сосудов головы и шеи.
Методика позволяет определить наличие патологий мозгового кровообращения и конкретную локализацию поражений, а также дает врачу информацию о сосудистом тонусе и скорости кровотока, вязкости крови.
Реоэнцефалография назначается при:
Запишитесь на функциональную диагностику в клинике WMT по номеру 8 (861) 206-03-03 . или оставьте заявку на сайте.
Нейрофизиолог Вячеслав Дубынин — о причинах тревожности и стресса
Об эксперте: Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Мозг как машина времени
В мозге каждого человека присутствует «внутренняя модель мира», основанная на деятельности нервных клеток, — информационный слепок с окружающей действительности. Мы всю жизнь выращиваем, холим и лелеем эту модель, добавляя все новые сведения и ассоциации, формируя обобщения. Она основа мышления и прогнозирования событий, наша личная «машина времени», позволяющая заглянуть в будущее. Работы в области нейробиологии показывают, что за эту функцию мозга отвечают высшие теменные, височные, лобные зоны коры больших полушарий.
Человек постоянно проверяет, верифицирует «внутреннюю модель мира» с помощью поведения. Спланировал и сделал что-то, достиг успеха — получи положительные эмоции. На фоне этих эмоций та часть модели, которая удачно сработала, укрепляется. В дальнейшем вариант поведения, который подтвердил свою эффективность, будет выбираться мозгом чаще.
Если что-то пошло не так, не получилось, то возникают негативные эмоции и, что очень важно, — посыл повторить попытку, отыскать и попробовать другие пути. Но, если этих путей не видно, успех крайне сомнителен и от надвигающихся проблем и опасностей никак не увернуться — тут негативные эмоции зашкаливают. Постоянный стресс начинает мешать работе мозга, постепенно истощать и разрушать организм.
Разрушение системы
Почему не удалось, почему никак не получается? Нередко потому, что наши представления об окружающей среде, о других людях и самом себе (все это — компоненты «внутренней модели мира») не полностью соответствуют действительности. Или же, что еще хуже, наша модель не просто кое-где неверна, а в принципе построена как-то не так, в ней отсутствуют некие важнейшие блоки данных. Тогда рано или поздно ее с высокой вероятностью придется ломать.
В психологии это обычно связывают с разрушением прежней системы ценностей, убеждений, установок («мой мир рухнул», «мой мир никогда не будет прежним»). Иногда это происходит как пришедшая извне катастрофа: обанкротилась фирма, предал близкий человек. Порой — как возрастной кризис: год за годом копится неудовлетворенность профессией, семейными отношениями или чем-то более глобальным, например экологией.
Не всегда такая ситуация негативна. Бывают и позитивные истории: любимая сказала «да», вы получили новую прекрасную должность или родился долгожданный ребенок.
Тревожность и неопределенность
В тот момент, когда перед нами возникают неожиданные препятствия или даже светлый, но не вполне ясный путь в будущее, мы чувствуем тревогу, страх. И дело, прежде всего, в недостатке информации: я никогда с этим не сталкивался; я не знаю, какую дорогу выбрать; я не до конца понимаю общую логику событий. Сразу вспоминается известная поговорка о том, что «человек боится не темноты, а того, кто прячется в темноте». А также рассуждения Стивена Кинга о технологиях создания саспенса и хоррора.
В нейробиологии есть классический тест на тревожность: белую крысу помещают в центр ярко освещенной круглой арены. Животное впервые тут оказалось, ему страшно, оно бежит к стенке и прижимается к ней, пытаясь спрятаться. Но проходит несколько минут — и крыса чувствует: ничего не происходит. В том числе — не происходит ничего страшного. И тогда она постепенно начинает исследовать арену, шаг за шагом осматривает, обнюхивает ее по периметру и даже, осмелев, выходит в центр.
На примере этой относительно простой ситуации мы видим, как в нервной системе конкурируют две программы — безопасности и любопытства. Обе они имеют врожденную основу, обе способны приносить положительные эмоции, но их выраженность и баланс у конкретного человека (и конкретной белой крысы) различны. Начиная с Гиппократа, выделившего меланхоликов и сангвиников, и кончая психологами, социологами, философами наших дней, этому вопросу уделяется огромное внимание. Для примера можно привести работы Анны Фрейд, развивающие концепцию психологических защит ее отца.
Не остаемся в стороне и мы, специалисты, занимающиеся нейрофизиологией и нейрохимией. Мозг изучается на уровне отдельных нейронов, нейронных сетей и макроструктур (амигдала, гипоталамус, инсулярная кора), анализируется генетическая база его функционирования, оценивается роль сигналов от эндокринной и иммунной систем. В настоящее время мы знаем десятки факторов, изменяющих реакцию человека на неизвестность, определяющих уровень его тревожности и «нейротизма». Более высокий нейротизм означает снижение способности регулировать отрицательные эмоции. Любой из этих факторов при серьезных отклонениях от «среднего уровня» — как постоянно существующих, так и временных, возникших, например, под действием некоего препарата или при заболевании — может повлиять на темперамент и всю структуру личности человека.
В качестве примера одной из наиболее цитируемых работ может служить исследование, опубликованное в 2016 году D.J. Smith et al. (Molecular Psychiatry, 21 (6), 749–757). Ученые провели полногеномный (на уровне всех молекул ДНК) анализ связи генов с нейротизмом на выборке в 106 тыс. человек. В результате сформирован список из примерно 40 генов, часть из которых отвечает за особенности внутриклеточного строения нейронов; часть — за специфику обмена веществ и даже устойчивость к инфекциям. Особое внимание привлекают гены, которые отвечают за общий баланс возбуждения и торможения нервных процессов (в предыдущих исследованиях они оказались связаны с частотой суицида). Кроме того, эти гены регулируют активность гормона кортиколиберина, который в значительной степени формирует ответ организма на стресс.
Природа или среда
Гены лишь на 40% определяют нашу реакцию на отрицательные эмоции. Остальные 60% — те особенности функционирования мозга, которые человек приобретает по ходу жизни и становления личности.
Интересно, что в том же 2016 году опубликовано аналогичное исследование экстраверсии (S.M. van den Berg et al., Behavior Genetics, 46, 170–182), в котором никаких явных связей с генами не обнаружено. Это, видимо, указывает, что такие характеристики личности, как общительность и любопытство, зависят уже не от десятков, а сотен генов. Подобное можно сказать и о другом члене «большой пятерки» — «открытости опыту» (M.H.M. de Moor, 2012).
Представим на минуту, что наше существование проистекает в полностью знакомой среде. Надежно, но скучновато. И тут появляются некоторые изменения, новые объекты или события. Если случившееся затрагивает лишь незначительную часть «модели мира», о тревожности и страхе речь обычно не идет; здесь, как правило, доминирует реакция любопытства. Что там в Китае? Новая эпидемия?
Но вот изменения нарастают. Они все более очевидны, и параллельно растут опасения за успех деятельности (благополучие, здоровье). Наконец, мы достигаем ее — точки перехода от любопытства к тревожности. Теперь нам уже не столько интересно, сколько страшно. Возникает, как говорят нейробиологи, «пассивно-оборонительная реакция»: хочется спрятаться и затаиться — может, еще обойдется?
Когда тревожность может быть полезной
Я, конечно, чудовищно упрощаю. Все гораздо сложнее — примерно в той же степени, в какой мозг человека сложнее мозга маленькой рыбки.
Отделение неврологии и клинической нейрофизиологии
Заведующий отделением: Каньшина Дарья Сергеевна, врач-невролог, врач функциональной диагностики, кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии с курсом нейрохирургии.
Отделение неврологии и клинической нейрофизиологии оснащено современным диагностическим оборудованием, позволяющим провести весь комплекс функциональных исследований нервной системы, включающий в себя электромиографию (ЭМГ), диагностическую магнитную стимуляцию и исследование вызванных потенциалов головного мозга, электроэнцефалографию (ЭЭГ) и видео-ЭЭГ мониторинг, функциональные исследования тазовых нервов, интраоперационный нейрофизиологический мониторинг. В нашем арсенале портативное оборудование, позволяющее проводить обследование в условиях реанимации, у постели больного, на территории консультативно-диагностических центров ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, включая ДКДЦ (обследование проводится детям старше 1 года). С 2018 года отделение занимается анализом исследований, проведенных в амбулаторных условиях, благодаря системе удаленного доступа.
Основные направления диагностики и лечения
Заболевания центральной нервной системы
Нервно-мышечные заболевания
Методы нейрофункциональной диагностики
ЭНМГ (ЭМГ) представляет собой комплекс методик, позволяющий верифицировать уровень и степень тяжести поражения нервно-мышечной системы. В настоящее время насчитывается более 20 модальностей ЭНМГ (ЭМГ), наиболее распространены: стимуляционная, игольчатая, поверхностная ЭМГ.
Диагностическая магнитная стимуляция — воздействие импульсным магнитным полем на различные отделы коры головного мозга, спинного мозга, периферических нервов — широко используется при спинальных травмах, миелопатиях (поражение спинного мозга сосудистого генеза), демиелинизирующих процессах (рассеянный склероз и др.), период молчания, диагностика болезни Паркинсона.
Ультразвуковое исследование периферических нервов и мышц — не инвазивный метод исследования состояния нервно-мышечного аппарата, позволяющий выявить посттравматический, аутоиммунный характер поражения нервов, новообразования, а также степень выраженности отека ствола нерва при компрессионных туннельных невропатиях.
Эпилепсия
Методы исследования
ЭЭГ с функциональными пробами — рутинная ЭЭГ, которая выполняется согласно международным стандартам, длительностью 15-20мин с регистрацией биоэлектрической активности в покое и при проведении гипервентиляции и фотостимуляции. Скрининговая методика, позволяющая выявить аномалии активности нейронов головного мозга. Однако далеко не всегда такая запись позволяет верифицировать пароксизмальную (в том числе эпилептиформную) активность, в связи с чем требуется более углубленное обследование (как правило, у пациентов с подозрением на эпилепсию).
Видео-ЭЭГ мониторинг — многочасовая запись ЭЭГ с целью регистрации эпилептиформного приступа. Оценка ЭЭГ в сочетании с клиническими проявлениями заболевания.
Показания для проведения видео-ЭЭГ мониторинга:
Комплексная диагностика при поражении тазовых нервов
Диагностика тазовых нервов включает в себя исследование проведения по пудендальным нервам с применением электронейромиографии, магнитной стимуляции, вызванных потенциалов. Основными показаниями к проведению исследования являются: нарушение функции тазовых органов, нейропатическая боль в промежности, эректильная дисфункция. Полученные результаты исследования позволяют определиться с дальнейшей тактикой лечения (консервативная терапия или оперативное вмешательство).
Мультимодальное исследование центральной и периферической нервной системы при различных состояниях и заболеваниях (демиелинизирующие заболевания, болезнь Альцгеймера и т.д.)
Вызванные потенциалы (ВП): метод регистрации ответов различных структур головного мозга на внешние стимулы, слуховые, зрительные и соматосенсорные, оценка проведения по восходящим путям центральной нервной системы.
Вызванные потенциалы применяются при широком спектре поражений центральной нервной системы для объективизации поражения, определения его уровня и характера.
Интраоперационный нейрофизиологический мониторинг
Одна из новейших методик, представляющая собой комплекс исследований: электрокортикография, вызванные потенциалы и миография, используемые во время оперативных нейрохирургических вмешательств на головном и спинном мозге, при установке стабилизирующих систем, при оперативных вмешательствах по поводу поражения периферических нервов. Позволяет оценивать проводящую способность нервной системы, ее малейшие изменения в ходе оперативного вмешательства, тем самым снижая степень риска развития неврологического дефицита в послеоперационном периоде, улучшая качество жизни пациента. Согласно приказу Минздрава от 10.12.2013г № 916Н является обязательной методикой при высокотехнологичной нейрохирургической помощи населению в целом ряде неврологических патологий.
Также на базе Детского консультативно-диагностического центра НМХЦ им Н.И. Пирогова детям с 1 года проводятся следующие виды исследований: стимуляционная и игольчатая электронейромиография, диагностическая магнитная стимуляция, исследование проведения по тазовым нервам, видео-ЭЭГ мониторинг во время дневного сна (в палате дневного стационара).