впервые высказал предположение что отходы не являются фатальной неизбежностью
Кто из ученых впервые высказал предположение о составе первичной атмосферы
1- С. Миллер 2- А.И Опарин 3- Ф Реди 4- Л.Пастер
Вклад Л.Пастера в развитие представлений о развитии жизни на Земле заключается в том, что он
1- доказал существование самозарождения жизни
2- доказал невозможность самозарождения микроорганизмов
3- экспериментально доказал возможность биохимической эволюции
4- доказал невозможность возникновения жизни в воде
1- концентрирование химических элементов
2- воспроизведение молекул, входящих в их состав
3- разделение крупных капель на мелкие 4- обмен веществ с окружающей средой
Согласно гипотезе панспермии, жизнь
1- возникла в результате биохимической эволюции 2- создана сверхъестественным образом
3- занесена на планету из космоса 4- возникла многократно в результате самозарождения
Установите правильную последовательность возникновения основных этапов жизни на Земле
1- возникновение самовоспроизводящихся молекул
2- концентрирование органических молекул и образование биополимеров
3- возникновение первых клеток
4- абиогенный синтез низкомолекулярных органических молекул из неорганических
Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы
1- корневое давление 2- фотосинтез 3- саморегуляция 4- круговорот веществ
В преобразовании биосферы главную роль играют
1- живые организмы 2- биоритмы 3- круговорот минеральных веществ 4- процессы саморегуляции
Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из космоса
1- растениями в процессе фотосинтеза 2- гнилостными бактерими
3- клубенгьковыми бактерими 4- организмами гетеротрофами
Чувашия из будущего и для будущего
2.7.5. Мировой опыт утилизации отходов
(УДК 504 ББК 20.18:51.21)
Когда стали возникать крупные поселения и города, пищевых отходов появилось намного больше. Представители зажиточной знати иначе подходили к вопросам питания, употребляли только свежие продукты, а старые и подпорченные выбрасывали. В это время возник и организованный вывоз пищевых отходов, необходимая мера, направленная на поддержание чистоты и нормального санитарного состояния городов. Помои и объедки скупали за символическую плату владельцы скотных хозяйств, и это был первый шаг к утилизации мусора. Но схема эта работала не всегда, так как далеко не все городские жители согласны были терпеливо дожидаться прихода мусорщика, постоянно слыша дурной запах испорченных продуктов в собственном доме. Кроме того, пищевые отходы очень быстро начинали разлагаться в жаркое время года и становились негодными даже для скармливания животным. Следовательно, нужно было как-то решать вопрос хранения пищевых отходов. А заодно и проблемы вывоза и перераспределения больших объемов мусора.
Позднее, во времена Средневековья, когда в городах ввели вывоз мусора контейнером, проблема утилизации отходов стала понемногу решаться. Но, тем не менее, уровень ее решения оставался довольно примитивным, ведь в качестве контейнеров для мусора использовались простые деревянные повозки, что вряд ли способствовало красоте городских улиц.
Одним из следствий бурного развития промышленности и сельского хозяйства в результате научно-технической революции второй половины XX в. стало обострение проблемы отходов. Социологи вывели прямую зависимость между ростом благосостояния и количеством бытовых отходов (мусора). Отходы — это то, что не может использоваться в данном производстве. Таким образом, объемы отходов определяются исходя из данного уровня развития технологии. Если первоначально решение проблемы виделось преимущественно в их уничтожении — закапывании, сбрасывании в моря, сжигании, то с усилением загрязнения окружающей среды на передний план вышли иные, экологически более приемлемые меры устранения отходов: их сортировка и повторное использование — рециклинг ресурсов.
В 1970-е годы в условиях роста цен на сырье важность защиты окружающей среды от загрязнения была дополнена необходимостью принятия неотложных мер, направленных на энерго- и ресурсосбережение. Именно с этого времени проблема рециклирования ресурсов (с перспективой создания систем замкнутого производственного цикла) стала актуальна во всем мире.
В начале 70-х годов академик Б. Н. Ласкорин впервые высказал мысль о том, что отходы не являются фатальной неизбежностью. Более того, количество отходов — точный индикатор совершенства или несовершенства любой технологии. Многие из сегодняшних отходов — это невостребованные обществом доходы, которые нам еще предстоит открывать как древние клады. По предложению СССР ООН в 1979 г. приняла Декларацию по безотходной технологии. Однако проблема отходов имеет не только экологический, но и экономический аспект: создание безотходных процессов и циклов, рециклирование ресурсов позволяют экономить топливно-сырьевые материалы, повышают эффективность экономики.
Академик П.Л.Капица писал, что мир идет к тому, чтобы в производственном кругообороте основой стало вторичное сырье — отходы, а первичные ресурсы были бы только добавкой к вторичному сырью. В мировом производстве надо стремиться к ситуации, которая имеет место в биосфере: полный рециклинг материи — вторичное использование всех атомов. Реализация рециклинга с минимальными затратами (энергетическими и др.) — грандиозная техническая задача, которая требует изменения всей техники и технологии. Одновременно полный рециклинг приведет к сокращению разработки полезных ископаемых и загромождения земной поверхности отвалами и отходами.[2]
Контрольно оценочные средства по Экологическим основам природопользования
Данная контрольно оценочные средства помогут оценить уровень освоения студентами дисциплины Экологические основы природопользования
Просмотр содержимого документа
«Контрольно оценочные средства по Экологическим основам природопользования»
контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности:
08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома
Результатом освоения учебной дисциплины является готовность обучающегося к выполнению профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО а также общих компетенций, формирующихся в процессе освоения ППССЗ в целом.
Формой аттестации по учебной дисциплине является: дифференцированный зачет.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке на дифференцированном зачете
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:
Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки
Показатели оценки результата
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-Демонстрация интереса к будущей профессии; Осознание социальной значимости своей будущей профессии; Высокая мотивация к выполнению поставленных задач.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
-Организация собственной деятельности; Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
-Анализировать результаты принятых решений; Умение исправлять возникающие ошибки
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
— Умение грамотно применять имеющуюся в доступе информацию;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-Эффективный поиск информации; Использование различных источников, включая электронные;
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
-Привлечение к общественной работе; Самостоятельное выполнение общественных поручений; Наблюдение за ходом выполнения заданий;
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
-Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; Умение критически оценивать свои личностные качества
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-Овладение базовыми навыками профессиональной деятельности; Умение оценивать тенденции в технологических процессах;
ОК 10 Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
-Умение правильно оценивать риски для здоровья человека в профессиональной деятельности.
Оценка освоения теоретического курса учебной дисциплины
ЕН.02 Экологические основы природопользования
3.1. Вопросы дифференцированного зачета
1.Слой атмосферы наиболее подверженный антропогенному загрязнению:
2. Установить соответствие:
Загрязнитель Источник загрязнения
1) Хлорфторуглеводороды А) Авария на нефтедобывающей платформе
2) Тяжелые металлы Б) Транспорт
3) Пестициды В) Холодильные установки
4) Нефтепродукты Г) Сельское хозяйство
3.Синэнергетический эффект часто возникает при выбросах:
а) черной металлургии; в) химической промышленности;
б) пищевой промышленности; г) целлюлозно-бумажной промышленности
4. Воздействие кислотных дождей приводит к:
А) закислению водоемов
Б) разрушению озонового слоя
В) повышению средней температуры на Земле
Г) увеличению количества СО2 на планете
5. Продолжите предложение:
Перевыпас скота на склонах гор может привести к образованию… (селевых потоков, селей)
6. Установите последовательность действий возникновения глобального потепления климата:
В) повышение средней температуры на Земле
Г) повышение содержания СО2 в атмосфере
7. Установить соответствие:
Закон экологии Пример
1)«Всё должно куда-то деваться» А) Разложение растительных остатков
2)«Природа знает лучше» Б) Уменьшение численности хищников, из-за
сокращения численности травоядных
3)«Ничто не дается даром» В) Загрязнение гидросферы пластмассами
4) «Всё связано со всем» Г) Высадка саженцев на месте вырубленного леса
8.Какой природный ресурс сейчас используется гораздо больше, чем другие?
б). Полезные ископаемые
в). Почвенные ресурсы
9. Установите соответствие:
Природный ресурс Положение в классификации
1)Почва А) Исчерпаемые
2)Полезные ископаемые Б)Неисчерпаемые
10. Что является причиной истощения лесных ресурсов:
Б) образование железняков
Г) нерациональная рубка леса
11. Способ борьбы с инфразвуковым загрязнением:
В) ослабление его в источнике образования
12. Что не будет относиться к профилактике лесных пожаров:
в). Встречные пожары;
г). Противопожарная пропаганда среди населения
13. Установите соответствие:
Природный ресурс Положение в классификации
1)Лесные ресурсы А)Возобновимые
2)Полезные ископаемые Б)Невозобновимые
14. Продолжите предложение:
Почва под вырубленными тропическими лесами покрывается красной твердой коркой, которая называется…. (железняк)
15. Гамма кванты можно задержать:
А) бумагой; В) доской.
Б) бетоном; Г) тканью
16. Установите соответствие:
Лесные массивы Категория лесов
1) Сибирь А) Первичные
2) Бассейн Амазонки Б) Вторичные
3) Юго-Восточная Азия
4) Западная Европа
17.Какая ответственность предусмотрена для лиц нарушивших природоохранное законодательство:
18. Продолжите предложение:
Основным последствием вырубки лесов на планете является увеличение количества…(углекислого газа, СО2)
19. Установите соответствие:
Загрязняющее вещество Воздействие загрязнителя
1) углекислый газ А) разрушение озонового слоя
2) фреоны Б) глобальное потепление климата
3) тяжелые металлы В) кислотные дожди
4) оксиды серы и азота Г) мутации растений
20. Вставьте пропущенное слово:
Лесные экосистемы умеренного пояса и тайги …. устойчивы к рубке, чем тропические. (более)
21. Установите соответствие:
Источник энергии Положение в классификации
1) гелиоэнергетика А) Альтернативный способ
2) использование нефти Б) Традиционный способ получения энергии
3) геотермальная энергия
4) использование газа (1А, 2Б, 3А, 4Б)
22. Установите последовательность этапов образования Лос-Анджелесского типа смога:
А) действие солнечной радиации
Б) отсутствие ветра
В) выхлопы автотранспорта
Г) фотохимические реакции (А, В, Б, Г)
23. Продолжите предложение:
За последние 20 лет уровень шума в крупных городах планеты возрос на 15-20 дБ в основном за счёт…(транспорта, автотранспорта)
24. Установите последовательность стадий очистки воды на очистном сооружении:
Г) отстаивание (Г, В, А, Б)
25. Предельно допустимая граница шумового воздействия на организм человека:
1. Слой атмосферы в котором находится озоновый слой:
2. Установить соответствие:
Загрязнитель Источник загрязнения
1) СМС А) Производство строительных материалов
2) Радиоактивные вещества Б) Аварии на АЭС
3) Гербициды В) Сточные воды
4) Пыль Г) Сельское хозяйство
3. Отходы, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ:
А) Питательные
Б) Ущербные
В) Необходимые
Г) Токсичные
4. Увеличение количества парниковых газов приводит к:
А) закислению водоемов
Б) разрушению озонового слоя
В) повышению средней температуры на Земле
Г) увеличению количества СО2 на планете
5. Продолжите предложение:
«Низкие частоты звукового давления называются …» (инфразвук)
6. Установите последовательность действий мониторинга окружающей среды:
А) передача сведений в органы гос. управления
Б) наблюдение за природными экосистемами
В) изменение антропогенной нагрузки
Г) создание законов
7. Установить соответствие:
Закон экологии Пример
1)«Всё связано со всем» А) Разложение животных остатков
2)«Природа знает лучше» Б) Исчезновение лягушек из-за гибели комаров
3)«Ничто не дается даром» В) Внесение удобрений в почву
4) «Всё должно куда-то деваться» Г) Кислотные дожди
8.В РФ действуют законодательные акты, регулирующие использование и охрану отдельных природных ресурсов:
А) Социальный кодекс
Б) Земельный кодекс
В) Уголовный кодекс
Г) Пищевой кодекс
9. Установите соответствие:
Природный ресурс Положение в классификации
1) Гелиоэнергетика А) Исчерпаемые
2) Геотермальная энергия Б)Неисчерпаемые
10. Что не является причиной истощения почвенных ресурсов:
Б) карьерная добыча полезных ископаемых
В) разрушение озонового слоя
Г) нерациональное использование пищевых ресурсов
11. Способ борьбы с вибрационным загрязнением:
В) ослабление его в источнике образования
12. Влияние урбанизации на природу:
А) Повышение продуктивности растительных сообществ
Б) Разнообразие состава биогеоценоза
В) Обогащение атмосферы молекулярным кислородом
Г) Возникновение особого климата, связанного с выделением во внешнюю среду тепла и изменением характера движения воздушных масс
13. Установите соответствие:
Природный ресурс Положение в классификации
1)Почвенные ресурсы А)Возобновимые
15. Вещества, приводящие к появлению кислотных дождей:
А)Оксиды бериллия
Б)Оксиды фосфора
В) Оксиды азота
Г)Оксиды кремния
16. Установите соответствие:
Лесные массивы Категория лесов
1) Канада А) Первичные
2) Западная Европа Б) Вторичные
3) Юго-Восточная Азия
4) Тропическая Африка
17. Природоохранные мероприятия:
А)Бессистемная рубка леса
Б) Ловля рыбы в реках
В) Создание заповедников
Г) Разработка малоотходных технологий
19. Установите соответствие:
Загрязняющее вещество Воздействие загрязнителя
1) хлорфторуглеводороды А) разрушение озонового слоя
2) радиоактивные вещества Б) «цветение» воды
3) удобрения В) лучевая болезнь
4) оксиды серы Г) кислотные дожди
20. Вставьте пропущенное слово:
21. Установите соответствие:
Источник энергии Положение в классификации
1) гидроэнергетика А) Альтернативный способ
2) использование мазута Б) Традиционный способ получения энергии
3) ветровая энергия
4) использование угля
22. Установите последовательность этапов образования Лондонского типа смога:
Б) отсутствие ветра
В) выхлопы автотранспорта и промышленности
Г) осаждение загрязняющих веществ на тумане
23. Продолжите предложение: «Экологическое состояние природной среды на планете Земля в начале ХХ века было …, чем в конце ХХ века» (лучше)
24. Установите последовательность слоев атмосферы от поверхности земли:
25. Назовите фамилию учёного сформулировавшего законы экологии:
А) Вернадский
Б) Сеченов
В) Коммонер
Г) Геккель
1. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
А) задерживает тепловое излучение Земли
Б) является защитным экраном от ультрафиолетовых лучей
В) образовался в результате промышленного загрязнения
Г) способствует разрушению загрязнителей
2. Установите соответствие:
Загрязнитель Источник загрязнения
1) пыль А) цветная металлургия
2) ртуть Б) производство цемента
3) нефтепродукты В)нефтепроводы
4) пестициды Г) сельское хозяйство
3. Плодородие почвы определяется количеством:
А) минеральных веществ
Б) гумуса
В) живых организмов
Г) воды
4. Факторы среды, которые возникают в ходе прямого воздействия человека на что-то:
А ) Абиотические
Б) Биотические
В) Антропогенные
Г) Космические
5. Продолжите предложение:
«Ресурсы, которые способны восстанавливаться по мере их использования, называются … (возобновимыми)
6.Установите последовательность этапов образования железняков:
А) Окисление железа, содержащегося в почве;
Б) Вырубка тропических лесов;
В) Образование красной твердой корки;
Г) Оголение почв (уничтожение лесной подстилки)
7. Установить соответствие:
Закон экологии Пример
1)«Всё связано со всем» А) Нехватка ресурсов вследствие роста численности населения
2)«Все должно куда-то деваться» Б) Снижение уровня грунтовых вод после вырубки леса
3)«Ничто не дается даром» В) Разрушение озонового слоя
4) «Природа знает лучше» Г) Разложение опавших листьев
8.Что не является причиной разрушения озонового слоя:
А) Использование фреонов
Б) Накопление в атмосфере парниковых газов: CH4, H2O пар
В) Запуск сверхзвуковых самолетов
Г) Запуск космических систем
9. Установите соответствие:
Природный ресурс Положение в классификации
1) Пищевые ресурс А) Исчерпаемые
2) Животный мир Б)Неисчерпаемые
3) Энергия приливов и отливов
10. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:
А) Жесткого УФ излучения
Б) Высоких температур
В) Выбросов предприятий
Г) Выхлопных газов автотранспорта
11. Загрязняющее вещество, которое попадает в гидросферу при работе автотранспорта:
А) «парниковые газы»
Б) ядохимикаты
В) соли тяжёлых металлов
Г) нитраты
12. Что не является природоохранным мероприятием:
А) Создание заповедников
Б) Осушение болот
В) Осуществление экологического обучения
Г) Осуществление экологического воспитания
13. Установите соответствие:
Природный ресурс Положение в классификации
1)Водные ресурсы А)Возобновимые
2) Каменная соль Б)Невозобновимые
15. Документ, составляющий основу природоохранной деятельности в РФ:
А) Уголовный кодекс
Б) Лесной кодекс
В) Земельный кодекс
Г) Закон РФ «Об охране природной окружающей среды»
16. Установите соответствие:
Энергетическое загрязнение Воздействие
1) Шумовое А) сокращает срок эксплуатации зданий
2) Вибрационное Б) вызывает ощущение беспокойства
3) Инфразвуковое В) снижает внимание
4) Электромагнитное Г) вызывает головные оли
17. Природоохранные мероприятия:
А) использование традиционных источников энергии
Б) сбор ягод в лесах
В) Разработка малоотходных технологий
Г) создание заповедников
18. Продолжите предложение: «В атмосфере между ионосферой и стратосферой располагается …слой, который поглощает космическое излучение и жесткие УФ лучи» (озоновый)
19. Установите соответствие:
Вид эрозии почв Разновидность
1) ветровая А) овражная
2) водная Б) селевые потоки
20. Вставьте пропущенное слово: «Бурный рост населения на Земле и интенсификация производственной деятельности привели к … экологической обстановки на планете» (ухудшению)
21. Установите соответствие:
Источник энергии Положение в классификации
1) биотопливо А) Альтернативный способ
2) энергия океанических течений Б) Традиционный способ получения энергии
3) использование дров
4) использование нефти
22. Установите последовательность этапов взаимодействия человека и природы:
А) появление земледелия;
В) воздействие техносферы на природу;
Г) загрязнение окружающей среды
23. Продолжите предложение: «Отходы производства в отсутствии их утилизации являются … природной среды» (загрязнителями)
24. Установите последовательность состава газов атмосферы от самого многочисленного:
25. Назовите фамилию учёного предложившего термин «экология»:
А) Вернадский
Б) Сеченов
В) Коммонер
Г) Геккель
1. Районы разных стран, в которых часто встречается смог:
А) Лесные
Б) Горные
В) Промышленные
Г) Степные
2. Установить соответствие:
Загрязнитель Источник загрязнения
1) Радиоактивные вещества А) сельское хозяйство
2) Нитраты Б) испытания атомного оружия
3) Нефтепродукты В) нефтедобыча
4) Свинец Г) транспорт
3. Естественные источники загрязнения атмосферы:
А) Холодильные установки
Б)Автотранспорт
В) Извержение вулканов
Г)Промышленность
4. Преднамеренное влияние человека на растительный и животный мир:
А) Прополка огорода
Б) Строительство зданий
В) Выброс мусора
Г) Добыча полезных ископаемых
5. Продолжите предложение:
«Американский эколог Б.Коммонер создал законы …»
(экологии)
6.Установите последовательность этапов засоления почв:
А) Просачивание воды в нижние слои почвы;
Б) Испарение воды с поверхности почвы
В) Орошение песчаных почв;
Г) Осаждение минеральных частиц на поверхности почвы.
7. Установить соответствие:
Закон экологии Пример
1)«Всё связано со всем» А) Разложение трупов животных
2)«Все должно куда-то деваться» Б) Гибель лягушек после уничтожения насекомых
3)«Ничто не дается даром» В) Внесение минеральных удобрений
4) «Природа знает лучше» Г) Загрязнение почв тяжелыми металлами
8. Международная организация по охране природы:
А) КОС
Б) МСОП
В) НАТО
Г) ЮАР
9. Установите соответствие:
Природный ресурс Положение в классификации
1) Энергия ветра А) Исчерпаемые
2) Ягоды Б)Неисчерпаемые
4) Энергия океанских течений
10. Загрязнение почвы тяжелыми металлами связано с:
А) Использованием навоза как удобрения
Б) Выбросами выхлопных газов в атмосферу
В) Внесением пестицидов
Г)Использованием этилированного бензина автомашин
11. Способ борьбы с вибрационным загрязнением:
В) ослабление его в источнике образования
12. Что не является природоохранным мероприятием:
А) Создание заказников
Б) Засоление почв
В) Осуществление экологического обучения
Г) Очистные сооружения в населенных пунктах
13. Установите соответствие:
Природный ресурс Положение в классификации
1)Атмосферный воздух А)Возобновимые
2) Сланцы Б)Невозобновимые
15. Первое место в мире по запасам водных ресурсов занимает:
А)Бразилия
Б) Россия
В) Аргентина
Г ) Канада
16. Установите соответствие:
1) Шумовое А) вызывает изменения в ДНК
2) Вибрационное Б) вызывает ощущение беспокойства
3) Инфразвуковое В) повышает утомляемость
4) Радиационное Г) сокращает срок эксплуатации зданий
17. Природоохранные мероприятия:
А) использование альтернативных источников энергии
Б) образование железняков
В) засоление почв
Г) образование оврагов
18. Продолжите предложение: Один из законов экологии гласит: «Ничто не дается …»
(даром)
19. Установите соответствие:
Вид эрозии почв Разновидность
1) ветровая А) повседневная
2) водная Б) струйчатая
20. Вставьте пропущенное слово: «Авария на Чернобыльской АЭС произошла в … году»
(1986)
21. Установите соответствие:
Источник энергии Положение в классификации
1) мазут А) Альтернативный способ
2) ветер Б) Традиционный способ получения энергии
3) торфяные брикеты
4) ветер
22 Установите последовательность этапов образования оврагов:
А) струйчатая эрозия;
Б) уклон территории;
В) размыв почв до горизонта С;
Г) ливневый характер осадков.
24. Установите последовательность состава газов атмосферы от самого малочисленного:
25. Что не является источником вибрационного загрязнения:
А) Рельсовый транспорт
Б) Технологическое оборудование зданий
В) Работа компрессоров
Г) Выстрел винтовки
Примечание: правильные ответы подчёркнуты
Критерии оценок тестирования:
Оценка «хорошо»: 18-22 правильных ответов или 88-72%.
Оценка «удовлетворительно»: 13-17 правильных ответов или 68-52%.
Оценка «неудовлетворительно»: менее 12 правильных ответов или менее 48%.