возврат с доплатой аэрофлот что это значит
Как быть, если пассажир купил билет за мили, а его кто-то аннулировал?
Я часто летаю и накопила много миль в одной авиакомпании. Хочу обменять их на бонусный билет, но в «Инстаграме» прочитала, что это может быть рискованно. Одна путешественница оплатила билеты милями и планировала полететь из Мале бизнес-классом. В день вылета на стойке регистрации она узнала, что среди пассажиров ее нет. В итоге выяснилось, что за сутки до перелета кто-то позвонил с номера женщины в авиакомпанию, назвал все ее личные данные, прошел аутентификацию и отменил билет. Как это получилось, неизвестно: информацию о себе она нигде не публиковала, телефон никому не отдавала и сама, конечно, не звонила.
В итоге путешественнице пришлось купить новый билет за рубли, но уже в экономкласс. Сумма получилась огромная. Путешественница не знает, сможет ли она вернуть потраченные деньги.
Мне интересно, как могла возникнуть такая ситуация и можно ли ее предотвратить? И если это случится, как пассажиру возместить ущерб?
Понять, кто виноват в случившемся, сложно: недостаточно информации. Прояснить ситуацию могла бы запись звонка, в результате которого отменили билеты, но у нас ее нет. Если такой случай произойдет, я бы советовала первым делом вернуть мили за билет.
Можно ли вернуть билет, который турист купил за мили
Большинство авиакомпаний дают пассажирам бонусы за полеты — мили. Ими можно оплатить билеты, гостиницу, питание на борту, трансфер.
Если пассажир купил билет за мили, а потом передумал лететь, вернут ли ему эти мили, зависит от условий программы. Например, в пункте 4.2.11 правил программы «Аэрофлот-бонус» написано, что премиальные билеты невозвратные, то есть деньги за них не вернут. Мили можно получить обратно на бонусный счет в течение 30 дней, но только если пассажир оплатит сбор. Его размер зависит от количества миль, которые списали на премию.
В ситуации, которую вы описали, билет отменили до вылета. Значит, вернуть мили можно и сбор будет небольшим. Возможно, если пассажирка подаст жалобу в авиакомпанию, ей вернут мили вообще без сборов. По закону сотрудники не обязаны это делать, но случай все-таки неоднозначный. Допускаю, что авиакомпания не очень хорошо продумала систему идентификации и защиты данных, из-за чего посторонний человек отменил билет.
Как быть, если купленный за мили билет отменили без ведома пассажира
Права путешественницы, про которую вы пишете, нарушили. Поэтому она вправе полностью возместить убытки.
Вернуть деньги за новые билеты будет сложно. По закону это должен сделать виновник ситуации. Но пассажирка вряд ли сама сможет найти человека, который отменил ее рейс, и доказать его вину. Для этого ей нужно обратиться в полицию и дождаться, пока расследуют инцидент. Если произошедшее классифицируют как мошенничество, подозреваемому грозит уголовное наказание. Другой вопрос: готова ли авиакомпания пойти навстречу путешественнице и помочь в расследовании этой ситуации?
Билет могли отменить сотрудники авиакомпании или турагент
Мы не знаем, кто виноват в этой ситуации, и можем только строить догадки. Выскажу несколько предположений.
Первый вариант: перелет технически могли отменить недобросовестные сотрудники авиакомпании. Возможно, у них был план по продаже билетов, а рейс оказался убыточным. Тогда они решили аннулировать купленный за мили билет и продать его за деньги. Проверить это может только служба безопасности самой компании — посмотреть, кто открывал информацию о клиенте и получал о нем данные.
Второй вариант: это могли сделать в турагентстве. Представим ситуацию, что к турагенту приходит клиент и говорит, что ему железно нужно улететь из Мале в такой-то день. Билетов нет, но клиент готов заплатить любые деньги. Через свои каналы и знакомства недобросовестный турагент может узнать данные кого-то из пассажиров, от его лица отменить рейс и забронировать место для клиента. Косвенно эту теорию можно подтвердить, если кто-то забронировал новый билет практически сразу после отмены бонусного.
Но повторюсь, это всего лишь догадки. Что случилось в реальности, может выяснить только полиция и авиакомпания.
В уголовном процессе действует презумпция невиновности: обвиняемый считается невиновным, пока не докажут обратное. Сам обвиняемый не должен убеждать суд, что не нарушил закон. Это задача стороны обвинения: прокурора, следователя, дознавателя и пострадавшего.
Путешественница может взыскать ущерб через гражданский иск, если в уголовном процессе докажут вину конкретного человека. Например, представителя авиакомпании, сотрудника туроператора, постороннего лица, которое получило доступ к данным туриста. Иск можно подать до окончания судебного следствия. Решение по нему примут, когда вынесут обвинительный приговор.
Приведу пример, где была бы очевидна вина авиакомпании.
Россияне купили билеты на рейс с тремя пересадками. Второй самолет задержали, и пассажиры опоздали на последний рейс. Они купили новые билеты за свой счет, потому что у них истекал срок действия визы.
Суд сказал, что перевозчик не совершил полет в указанное в билетах время и поэтому должен компенсировать пассажирам понесенные расходы на покупку билетов, телефонные звонки перевозчику и питание. Еще суд обязал авиакомпанию выплатить пассажирам штраф за отказ удовлетворить требования потребителей в добровольном порядке.
В ситуации путешественницы все гораздо сложнее. Если виновного не найдут, предъявить гражданский иск в рамках уголовного процесса будет некому. Еще может быть такое, что виновника обнаружат, но его вину не докажут. В этом случае пассажир все равно может потребовать компенсации через суд, но уже в гражданском процессе. Тогда придется самостоятельно доказать вину ответчика в причиненном вреде. Если следователи не собрали достаточно доказательств для обвинения в уголовном процессе, сделать это практически невозможно.
Что в итоге
Если вдруг вы попадете в такую же ситуацию, как путешественница, первым делом стоит написать жалобу в авиакомпанию и попросить вернуть мили за билет. Затем надо обратиться в правоохранительные органы и ждать, когда виновных в обмане найдут, а их вину докажут.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Деньги за отмененные рейсы вернут только через три года. Вместо них выдадут ваучеры
7 июля 2020 года вступили в силу новые правила возврата денег за билеты на отмененные авиарейсы. Теперь вместо денег перевозчик может выдавать ваучеры в счет будущих поездок. А деньги можно забрать только через три года.
Это касается не всех рейсов, и шанс получить деньги за билет раньше все-таки остается. Как всегда, есть нюансы. Объясняем, что написано в документе.
Что это за правила
Есть общая норма воздушного кодекса: при вынужденном отказе от полета пассажир может забрать деньги за билет, полную стоимость. Например, если рейс задержали или отменили, пассажир заболел или ему не предоставили место нужного класса.
Но из-за коронавируса в отрасли авиаперевозок появились серьезные проблемы. Многие рейсы пришлось отменить, полеты за границу остановлены почти полностью. Пассажиры пришли за своими деньгами. До недавнего времени эти вопросы решались у кого как получится: кому-то возвращали деньги, кто-то ждал, кто-то менял билеты на сертификаты или получал скидки.
И вот приняли специальные нормы для возврата денег за билеты на те рейсы, что пришлось отменить или перенести в период режима повышенной готовности. Это значит, что, пока действует режим повышенной готовности, деньги за билеты возвращают именно по новым правилам. А обычные нормы не действуют.
Каких договоров перевозки это касается
Новые правила касаются договоров воздушной перевозки, которые должны быть исполнены с такой даты:
И только для билетов, которые купили до 1 мая 2020 года.
Для чартеров эти нормы не действуют. Для билетов, которые купили после 1 мая, — тоже.
1 мая — это важная дата не для самого рейса, а для покупки билета. Если билет купили 30 апреля, а отмененный рейс должен был состояться 10 июля, новые правила тоже применяются. А вот если на тот же рейс билет купили 10 мая — действуют общие нормы.
На что имеет право перевозчик в одностороннем порядке
Вот какими правами наделили авиакомпании. Спрашивать на это согласие пассажиров не нужно:
Когда можно забрать деньги за билет
Если поездка отменилась или новые условия рейса не подходят, договор воздушной перевозки расторгается. Тогда есть такие варианты расчетов:
На стоимость билета начисляются проценты
Пока деньги у авиакомпании и не использованы в счет других полетов, на них начисляются проценты по ставке ЦБ. В июне 2020 года она составляет 4,5%. Проценты начисляются по день возврата, но не дольше 4 лет с даты отправления рейса.
Фактически пассажиры дают авиакомпании кредит в размере провозной платы или как бы делают вклад по ставке ЦБ. Для возврата билетов, например, на концерты, спектакли и выставки такого условия нет, хотя сроки тоже сильно увеличены из-за коронавируса.
Как зачесть стоимость билета в счет другого полета
Для этого пассажир направляет авиакомпании уведомление — по почте, лично или через сайт. Формы для этого на многих сайтах уже работают. Способ отправки выбирает пассажир. Уведомление нужно направить до даты отправления рейса, указанной в билете, или в течение трех лет после нее.
В уведомлении нужно указать ФИО, паспортные данные, номер бронирования или билета и способ обратной связи.
Спустя 20 дней после получения уведомления от пассажира авиакомпания обязана зачесть сумму провозной платы и сообщить об этом пассажиру. Если есть причина для отказа в зачете, об этом тоже уведомят. В уведомлении будет указан срок, в течение которого перевозчик примет уплаченную ранее сумму в счет будущих услуг.
Это и есть так называемый ваучер или сертификат, который выдадут вместо денег за отмененный рейс. Авиакомпания может на свое усмотрение ввести бонусы за оплату билета ваучером: например, «Аэрофлот» предлагает скидку 15%.
Как забрать деньги за билет через 3 года
Спустя три года нужно подать заявление — через сайт авиакомпании, по почте или при личном обращении. Всю сумму вернут на ту же карту, с которой платили. Если нужно вернуть по другим реквизитам, придется обращаться лично — в пункты, которые установит перевозчик.
Срок возврата денег — 10 дней после получения заявления.
Кто может забрать деньги раньше 3 лет
Обычный срок для возврата денег за отмененный или измененный рейс — 3 года. Раньше перевозчик имеет право их не отдавать.
Но некоторые пассажиры имеют право требовать возврата до истечения трех лет:
Такие пассажиры должны написать заявление и лично принести его вместе с подтверждающими документами в пункты, которые определят перевозчики. Через интернет или по почте подать такое заявление нельзя. Человеку с инвалидностью первой группы или ветерану придется лично куда-то идти, ехать или даже лететь, чтобы забрать свои деньги за рейс, который отменили по независящим от него причинам. А вот заявление на зачет можно подать через сайт.
Деньги вернут по тем же реквизитам, с каких оплачивался билет, или наличными.
Если билет был невозвратным
Это не помешает зачесть его стоимость для будущих полетов или забрать деньги через три года. Изменения и отмены рейсов из-за коронавируса — это вынужденный отказ от перелета. Деньги за билет не пропадут.
Есть и другие причины вынужденного отказа — они действуют независимо от пандемии.
Но если рейс не отменили, а пассажир сам не захотел лететь, это уже добровольный отказ. Деньги будут возвращать с учетом тарифа и условий авиакомпании.
Если хочется забрать деньги раньше трех лет
Эти правила не запрещают перевозчикам возвращать пассажирам деньги раньше, чем пройдут три года с даты отмененного рейса. Авиакомпании могут пойти навстречу или предложить свой вариант — например возврат денег с комиссией даже в том случае, если внутренний рейс не отменили, но пассажир просто не хочет лететь.
Узнать условия конкретной авиакомпании можно на сайте. Или звоните, пишите и договаривайтесь напрямую.
На самом деле некоторые авиакомпании еще до этого постановления отказывались возвращать деньги или меняли билеты на ваучеры. Но нужен был документ, который узаконит такую практику и позволит перевозчикам избежать судов, дополнительных расходов и внезапных взысканий в тот период, когда все и так плохо. Теперь такой документ есть. А все послабления — на усмотрение самих авиакомпаний.
Если договор заключен после 1 мая 2020 года
Специальные правила действуют только для тех билетов, что куплены до 1 мая 2020 года. Если билет купили позже, действуют обычные правила возврата с учетом тарифов авиакомпании. Но вынужденные отказы при этом никто не отменял, они действуют и без коронавируса.
Авиакомпании предлагают обмен билетов на ваучеры и сертификаты и после 1 мая. Правила нужно искать на сайтах перевозчиков.
А можно я полечу куда-нибудь, выдам а/к гарантийное письмо, мол, обязываюсь вернуть стоимость билета + 4.5% годовых через три года, может быть?
Александра, или банку выдайте, что ипотеку «чесслово» начнёте гасить через 3 года
Екатерина, к сожалению, уже не впервые читаю от вас неполные комментарии. Навскидку:
1) По какой такой ключевой ставке Банка России начисляются проценты на сумму провозной платы, выраженную, например, в валюте евро и внесённую перевозчику в фунтах стерлингов?
2) Кто подаст заявление за умершего пассажира? Кто известит наследников умершего пассажира, не воспользовавшегося ваучером, о праве на наследование выданных перевозчику в качестве займа денежных средств?
3) Постановление рассчитано на то, что перевозчики торговали билетами исключительно среди граждан России, резидентов России, купивших билеты только через интернет и оплативших их исключительно банковскими карточками на сайте самого Аэрофлота. А ведь в качестве способов оплаты билетов Аэрофлота ранее фигурировали опции в виде прочих безналичных расчётов (включая расчёты платёжными поручениями, кредит банка-партнёра, рассрочка платежа под гарантию банка-партнёра, PayPal, ну и банальные расчёты наличными рублями, наличными долларами США, наличными гонконгскими долларами, наличными белорусскими рублями, ну и кучей прочих инвалют, какие принимались к оплате в раскиданных по всему миру офисах Аэрофлота.
5) Что с платежами юрлиц в качестве командировочных? За три года сотрудника могут уволить или он сам уйдёт. А ваучер останется ему в подарок. Как объяснять этот подарок налоговой, по какой статье расходов? А бывший сотрудников должен будет заплатить НДФЛ?
6) Как в 2023 году иностранный гражданин, проживающий в отдалённом селении вдали от пунктов собственных продаж авиаперевозчика должен личным присутствием подать заявление о том, что его банковская карточка истекла? А что, в России офисы авиаперевозчика для приёма заявлений от граждан есть в каждом Подзапупинске? На карту Красноярского края или Якутии например, в правительстве посмотреть не могли, прежде чем прописывать требование личного присутствия?
7) По билетам, купленным до 1 мая, если я правильно понял, перевозчик теперь может вместо перевозки утренним рейсом в Сочи предложить место на ночном в Краснодар? А я если я не согласен, то вернуть деньги через три года? Какие, однако, возможности для овербукинга. Можно смело снимать с рейса всех, кто купил билеты до 1 мая, и продавать их места заново.
«Аэрофлот» перестал возвращать деньги пассажирам отмененных рейсов
Авиакомпания «Аэрофлот» остановила процедуру возврата средств по аннулированным авиабилетам, система перевозчика технически не дает оформить даже вынужденный (за рейсы, отмененные самой авиакомпанией. – «Ведомости») возврат билетов, сообщила пресс-служба Ассоциации туроператоров России (АТОР). Авиакомпания пока не разъяснила произошедшие изменения, добавляет АТОР.
АТОР – крупнейшее в России отраслевое объединение туристической отрасли, члены АТОР обеспечивают более 80% выездного туристического потока, более 70% въездного и более 60% внутреннего потока, говорится на сайте АТОР. В ассоциацию входят в том числе крупнейшие туроператоры Anex Tour, Coral, «Библиоглобус», Pegas, Tez Tour. Туроператоры активно возят своих клиентов рейсами «Аэрофлота», выкупая блоки мест на его рейсах.
«Аэрофлот» по сути технически закрыл возможность оформлять возвраты за аннулированные билеты, такая опция в системе перевозчика была еще на прошлой неделе – агенты могли оформлять возвраты из собственных средств, после чего получали деньги от авиакомпании, сообщает АТОР. Фактически на данный момент «Аэрофлот» просто приостановил выполнение своих обязательств перед потребителем, не объявляя это официально. До того как коронавирус поразил гражданскую авиацию, при отмене рейсов все авиакомпании возвращали деньги за билеты в полном объеме.
«Ведомости» направили запрос представителю «Аэрофлота». АТОР предполагает, что «Аэрофлот» вслед за многими авиакомпаниями откажется от возврата денег и перейдет на компенсацию ваучерами.
Первой в России о компенсации денег за отмененные рейсы исключительно ваучерами объявил лоукостер «Победа» (100%-ная «дочка» «Аэрофлота») еще 27 марта. Лоукостер сообщил, что отныне средства за отмененный рейс перечисляются на счет в личном кабинете клиента, их можно будет использовать на покупку любых билетов вплоть до 1 июля 2021 г. После этой даты «Победа» обещает вернуть неиспользованные средства деньгами.
«Уральские» авиалинии» – четвертый крупнейший перевозчик в стране – также возвращают средства за отмененные полеты только ваучерами, их можно использовать на любые перелеты в течение трех лет, говорится на сайте авиакомпании. Примерно неделю-полторы назад была возможна опция возврата и денежных средств по специальному заявлению, но ее отменили, сейчас – только ваучеры, говорит сотрудник авиакомпании.
Второй крупнейший перевозчик – S7 Airlines – деньги возвращает. Но тем пассажирам, которые соглашаются на ваучер, S7 дополнительно начисляет 10% от цены билета, говорится на сайте перевозчика. Ваучер – это максимально быстрый и удобный для пассажира способ, средства просто перечисляются в личный кабинет. Для возврата денег надо оставить заявку в колл-центре авиакомпании, но из-за массовых отмен всех международных и значительной части российских рейсов колл-центр очень сильно перегружен, а все заявки обрабатываются вручную, сообщается на сайте S7.
Возврат денег за отмененный рейс в течение 60 дней обещает и Utair.
Возврат с доплатой аэрофлот что это значит
Конечно, вы без всякой регистрации можете покупать билеты, узнавать расписания, бронировать отели и т.п.
Но после регистрации все это станет удобнее и быстрее.
В любой момент вы сможете
Личный кабинет мы сделали совсем недавно. Уже скоро его возможности ощутимо расширятся.
Правила поездок в пандемию
Отвечаем на самые распространенные вопросы, связанные с возвратом и обменом авиабилетов в условиях пандемии.
Важная информация: согласно постановлению Правительства РФ от 6 июля 2020 года, авиакомпании могут возвращать стоимость билетов за отмененные рейсы ваучером. Если ваучер не будет потрачен в течение трех лет, то перевозчик должен вернуть деньги по истечении этого срока. Получить возврат деньгами раньше имеют право льготные категории граждан: ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I и II группы, сопровождающие инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы, многодетные семьи. Для этого нужно обратиться в авиакомпанию с заявлением.
1. От чего зависит, можно ли вернуть авиабилет?
В первую очередь это зависит от тарифа билета — является он возвратным или невозвратным. Когда вы выбираете билет, вы видите условия тарифа: можно ли вернуть билет, включен ли багаж и так далее. Билеты, купленные по самому дешевому тарифу, как правило, являются невозвратными.
Тарифы авиакомпании Nordwind
Покупая невозвратный билет, вы идете на риск: если обстоятельства помешают улететь, сдать билет просто так не получится. Вернуть деньги удастся только в исключительных случаях, когда возврат является вынужденным. Причем список этих исключительных случаев определяет авиакомпания.
Возвратные авиабилеты стоят дороже, чем невозвратные. По факту, покупая более дорогой билет, вы платите за возможность вернуть всю сумму целиком, если у вас поменяются планы.
2. Что такое вынужденный и добровольный возвраты, в чем их разница?
Разница между вынужденным и добровольным возвратом заключается в том, по какой причине вы хотите вернуть билет — вас вынуждают непреодолимые обстоятельства или вы действуете по своей воле. Эта причина влияет на то, сколько денег авиакомпания готова вернуть за купленный билет.
Если возврат считается вынужденным, пассажиру возвращается вся сумма, за исключением сервисного сбора за выписку билета. В последнее время многие авиакомпании поменяли свои правила и оформляют возврат не деньгами, а виде сертификата или ваучера.
Вынужденный возврат — это возврат билета в ситуации, когда вы не можете совершить перелет. Таких обстоятельств, с точки зрения авиакомпаний, немного:
Таких причин, как самоизоляция, карантин или боязнь заразиться вирусом, в этом списке нет, то есть они не могут быть основанием для вынужденного возврата. Чтобы получить возврат в случае болезни, смерти родственника и отказа в визе, вы должны предоставить соответствующие справки и свидетельства.
Если причина, по которой вы хотите сдать авиабилет, не входит в список выше, а рейс состоится по расписанию, возврат является добровольным. Добровольный возврат возможен только для билетов, тариф которых позволяет осуществить возврат. При этом авиакомпания имеет право вернуть не всю стоимость билета, удержать сборы. Сумма возврата зависит от тарифа билета и условий перевозчика.
Этот же принцип работает и для обмена билета. Вынужденный обмен — без штрафов и с минимальными доплатами. Добровольный обмен — авиакомпания может запросить существенную доплату.
3. Как вернуть авиабилет из-за коронавируса?
Возврат билета в связи пандемией COVID-2019 зависит от того, в какой конкретно ситуации вы оказались.
1) Если авиакомпания отменила рейс, это вынужденный возврат. Авиакомпания вернет вам всю сумму.
2) Некоторые авиакомпании оформляют вынужденный возврат в случае болезни пассажира, подтвержденной медицинской справкой.
3) У вас отменили мероприятие, командировку, но авиакомпания рейс не отменяла, — возможны только добровольный возврат или обмен.
4) В вашем регионе введен режим самоизоляции или в пункте назначения неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, но авиакомпания рейс не отменяла, — возврат или обмен все равно будет считаться добровольным.
Если ваш вылет еще не скоро, подождите. Возможно, ситуация нормализуется, или, если нет, авиакомпания отменит рейс. Тогда вы сможете оформить вынужденный возврат и вернуть за билет больше денег. Это риск, ведь если рейс не будет отменен, деньги за билет вернуть не удастся.
4. Почему я не могу обменять билет одной авиакомпании на билет другой авиакомпании?
Авиакомпании — это разные организации, у каждой свои правила и тарифы. Точно так же мы не можем обменять вещь, купленную в одном магазине, на другую вещь в другом магазине.
5. Сколько денег мне вернут?
В случае вынужденного возврата вам вернется вся стоимость билета без учета сервисного сбора за выписку билета. Обратите внимание, из-за массовых возвратов многие авиакомпании поменяли свои правила и оформляют возврат не деньгами, а виде сертификата или ваучера.
В случае добровольного возврата авиакомпания может возвращать лишь часть стоимости. На размер суммы при добровольном возврате влияют правила тарифа и то, за какое время до вылета вы хотите вернуть билет.
6. Мой рейс отменили. Что мне теперь делать?
Если вы покупали билет на Туту, зайдите в личный кабинет и заполните заявку на возврат или обмен. Это займет у вас несколько минут и будет быстрее, чем звонок оператору. Инструкция, как вернуть билет. Укажите причину возврата — отмена или изменение рейса. Если вы хотите обменять билет, то в заявке укажите желаемую дату вылета. В комментарии вы можете оставить свои пожелания.
Когда менеджер отдела бронирования получит вашу заявку, он проверит правила тарифа по вашему билету и сообщит условия обмена или возврата исходя из запроса. После того как вы получите от нас информацию, вам нужно будет подтвердить свое согласие на действия с билетом. Когда расчет будет отправлен на почту, вам придет СМС.
Обратите внимание: из-за массовой отмены рейсов в наш контакт-центр поступает очень много обращений. Ваши заявки мы отправляем в авиакомпании, которые сейчас тоже отвечают на большое количество звонков. Из-за этого время ответа на ваши обращения увеличено. Сейчас мы обрабатываем заявки с вылетом сегодня-завтра. Если ваш рейс позже, мы обязательно свяжемся с вами в течение 30 дней, но не позднее чем за 3 часа до вылета. Приносим свои извинения!
Если вы покупали билет на сайте авиакомпании, за подробностями звоните на горячую линию перевозчика. Если билет приобретен на сайте бронирования билетов, обращайтесь напрямую в сервис.
7. У меня отменили командировку, мероприятие. Как мне сдать билет?
К сожалению, отмену мероприятия авиакомпании не считают основанием для полного возврата денежных средств за билет. Вы можете оформить добровольный возврат по личным причинам, если он предусмотрен правилами вашего тарифа. Для проверки возможности возврата билета вы перейдите в личный кабинет.