возрастная регрессия что это
НИИ Психотерапии и Клинической Психологии
Школа физического и духовного развития «Навигатор в океане жизни»
Публикации НИИ
Проблемы верификации материала возрастной регрессии
Год публикации: 2008
Автор: Шамиль Ташаев
«Перинатальная Психология и Психотерапия» (материалы III Международного конгресса), Санкт-Петербург, 30 мая — 2 июня 2008
НП «ИПТП» НИИ Психотерапии и Клинической Психологии (Санкт-Петербург)
Перинатальная психология и медицина в качестве научной дисциплины существует уже несколько десятков лет. За эти годы в рамках данной науки проведено множество исследований в области психологии и биологии плода, семейных взаимоотношений, сопровождения беременности и принятия родов. Достигнутые результаты с успехом внедряются в практику родовспоможения, педиатрию, дошкольную и школьную педагогику. Однако перинатальная психология с большим трудом добивается признания академической науки. Одна из серьезных причин этого кроется в том, что основной постулат перинатальной психологии гласит: пренейт задолго до созревания и окончательного формирования головного мозга обладает собственной психикой. Современная академическая наука не может обойтись постулирования примата головного мозга в психике и поведении человека. Чтобы разрешить данный спор и придти к единому мнению требуется более строгое доказательство факта необходимости или необязательности участия центральной нервной системы человека в осуществлении его психической деятельности. То есть, необходима строгая верификация имеющихся у обеих сторон научных экспериментальных фактов.
На каких фактах или предпосылках основывается постулат пренатальной психологии, что пренейт обладает психикой, а не является «tabula rasa»?
Первое — благодаря развитию медицинской диагностической техники, стало возможным наблюдение пренейта в утробе матери на любом из сроков его внутриутробного развития. Наблюдаемые картины поведения пренейта в утробе дают некоторое основание предполагать наличие психики у пренейта, особенно картины, полученные при искусственном прерывании беременности или стрессовых ситуациях у мамы Однако это всего лишь предположение, так как целенаправленных исследований в этой области до сих пор не проводилось. Проведение таких исследований с осуществлением какого-либо стрессорного воздействия на маму или пренейта непредсказусмо по своим последствиям для здоровья н психики обоих.
Приведем несколько примеров из своей практики возрастной регрессии взрослых индивидуумов.
Пример 1.
Вопрос к испытуемому Вл., находящемуся в состоянии возрастной регрессии: Сколько было тебе недель, когда мама поняла, что беременна?
Ответ: Восемь недель. (Мама данный срок подтвердила).
Следующий вопрос: Что чувствовала мама, когда она поняла, что беременна?
Ответ: Страх! (Мама рассказала, что первая мысль была: «Конец спортивной карьере»).
Следующий вопрос: Как мама о своей беременности сообщила своим близким? их реакция?
Ответ: Дед был расстроен, но, в конце концов, сказал: «рожайте!» Отца мама назвала по имени и сказала, что она беременна. (В целом сюжет мама подтвердила, но в деталях были существенные отличия).
Очень интересны наблюдения, касающиеся воспоминаний о физических ощущениях плода в утробе. Тот же испытуемый уверял, что на четвёртой неделе своего внутриутробного развития ему не хватало кислорода, и он ощущал «давление в голове». На вопрос с чем это может быть связано, он предположил, что мама была в воде (в ванне или в бассейне). Мама подтвердила, что в это время она часто подолгу плавала в озере, не подозревая о своей беременности.
Подобные маленькие неточности при проверке результатов регрессии встречались у очень многих испытуемых. Вот как объяснят их одна из испытуемых: «Вообще во время занятий я ощущаю очень сильное сопротивление разума, особенно когда какие-то нестыковки или что-то очень уж фантастическое. Он не хочет в это верить или пытается всё правдоподобно связать. Думаю, это он мешает мне что-то слышать. Он просто говорит, что этого не может быть. С другой стороны, ощущения очень реалистичные, и я специально ничего не выдумываю».
Приведу еще один пример:
«Я спрашивала у мамы по поводу обстоятельств моего рождения. Получается интересная вещь. То. что касается отношения родителей к моему появлению, совпало: мама действительно очень хотела меня, а папа сначала был не в восторге, впрочем, сделать аборт не предлагал. Хотя за несколько месяцев до зачатия, когда у мамы возникли подозрения, что она беременна, он сказал, чтобы она даже не думала об этом. В итоге он смирился и даже был рад: он очень хотел девочку. Но вот что касается конкретных обстоятельств, то они не совпадают с действительностью. Например, мама сказала папе о беременности лично, а не по телефону, как я видела во время возрастной регрессии. Или еще: первый день кормления, который во время сеанса возрастной регрессии «был» 7 января, на самом деле был днем выписки. В общем, такое впечатление, что я многое знаю, но не помню конкретных деталей, и сознание просто «достраивает» недостающие части так, чтобы это выглядело логично».
Иными словами, трудности верификации фактов из наших воспоминаний кроются в самом принципе работы нашего головного мозга. Наряду с разработкой новых методов возрастной регрессии, способных добывать более точные сведения из прошлого опыта испытуемого (что очень важно для профилактики и лечения неврозов), следует, по-видимому, разработать и иные критерии оценки результатов исследований. Одним из таких критериев может служить оценка результативности процесса возрастной регрессии в купированни невротического состояния пациента.
НИИ Психотерапии и Клинической Психологии
Школа физического и духовного развития «Навигатор в океане жизни»
Публикации НИИ
Возрастная регрессия как инструмент коррекции пренатальных негативных импринтов
Год публикации: 2008
Автор: Шамиль Ташаев
«Перинатальная Психология и Психотерапия» (материалы III Международного конгресса), Санкт-Петербург, 30 мая — 2 июня 2008
НП «ИПТП» НИИ Психотерапии и Клинической Психологии (Санкт-Петербург)
В настоящее время все большее число исследователей в области пренатальной психологии и медицины приходят к заключению, что характер, поведение и в целом будущее ребенка формируются как за счет наследственности, условий среды обитания, воспитания и обучения в постнатальный период, так и за счет факторов пренатального периода развития ребенка. Это положение справедливо и для будущего семейного благополучия подрастающего поколения. Если такие науки как генетика, экология и педагогика уже состоялись и имеют свой инструмент воздействия на человека от зачатия до естественной смерти, то пренатальная психология и медицина только, только начинают строить концепции и вырабатывать свою методологию исследования человека и, соответственно оказывать научно обоснованную помощь в выборе жизненных ориентиров.
Цель настоящей работы заключалась в обнаружении пренатальных негативных импринтов, их влияния на постнатальный период жизни человека и исследование возможности ослабления или полного устранения этого влияния.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Создание методики возрастной регрессии для выявления пре- и постнатальных импринтов в бессознательном взрослого человека;
Снятие влияния импринта на постнатальную жизнь человека;
Оказание помощи человеку в реадаптации к условиям жизни, поиск новых осознанных жизненных ориентиров после развенчания выявленного импринта.
В период отработки и становления метода возрастной регрессии нами было проведено более сорока исследований на испытуемых обоего пола возрастом от 20 до 65 лет. С каждым из испытуемых проводилась разъяснительная беседа о предстоящем введении его в трансовое состояние. Испытуемый должен был четко отвечать на задаваемые вопросы, и в случае необходимости прислушиваться к советам ведущего. Особенностью состояния возрастной регрессии в нашем случае было то, что испытуемый никогда не терял контроля за внешней и внутренней ситуацией и полностью сохранял критику. Он также сам руководил длительностью погружения в трансовое состояние и мог в любой момент прекратить исследование или повести его в каком-либо другом направлении, отличном от того, что предлагалось ведущим.
Таким образом, наша методология возрастной регрессии существенно отличалась от известных науке до настоящего времени тем, что возрастная регрессия осуществлялась не только в интересах испытуемого, но и при его собственном волевом контроле процесса. Ведущий осуществлял лишь общее руководство процессом.
При обнаружении негативного факта пренатальной биографии (импринта) во время возрастной регрсссии ведущий предлагал испытуемому оценить данный факт с позиции уже накопленного к настоящему моменту испытуемым жизненного опыта или любым другим известным способом девальвировал значимость обнаруженного факта. Маркером успешно проведенной работы являлось перераспределение тонуса мимических мышц испытуемого. Выражение лица становилось умиротворенным. спокойным, отпечатки неосознаваемой тревоги, страха и меланхолии постепенно стирались. После выхода из трансового состояния новое выражение лица сохранялось еще долгое время, н многие из испытуемых сообщали, что чувствуют невероятное облегчение и душевный подъем.
В дальнейшем, с испытуемым проводилась рациональная психотерапия, помогавшая сму в выборе новой стратегии поведения. Все беседы н весь процесс возрастной регрессии записывались на диктофон и выдавались испытуемому для самостоятельной работы.
Возрастная регрессия абсолютно всех испытуемых содержала богатый и неповторимый индивидуальный материал, начиная с ранних сроков пренатальпого периода. Каждый из «сюжетов» возрастной регрессии тщательно анализировался совместно с испытуемым на предмет возможного влияния его на испытуемого в настоящем моменте, т.е. на предемет неосознаваемого испытуемым импринта.
Детальное описание полученного материала не входит в задачу настоящей работы, так как по причине большого объема материала требует нескольких десятков сграниц. Поэтому мы ограничимся двумя характерными случаями из нашей практики.
Испытуемая Е. 38 лет, имеет двоих детей от разных мужей. В настоящее время живет одна и воспитывает детей самостоятельно, без помощи мужа.До обращения к консультанту — неопределенность жизненной позиции, отсутствие планирования будущего н какого-либо целеполагания, неудовлетворенность собственной жизнью. Во время возрастной регрессии ислытуемая утверждала, что не принимает в процессе родов никакого активного действия в связи с тем, что не сама принимала решение о появлении на свет. Поэтому пришлось применить способ Крестеллера. Опрос мамы подтвердил применение способа Крестеллера. Выяснилось также, что до самого последнего момента её мама боялась думать о предстоящих родах (первые роды и беременность).
Боязнь обращения к врачам и панический страх перед белыми халатами. Во время возрастной регрессии испытуемая утверждала, что видела, как мама на приеме у гинеколога подверглась унизительным оскорблениям по поводу своего неумелого поведения на приеме. Опрос её мамы подтвердил хамство гинеколога.
В обоих своих неудавшихся семейных отношениях испытуемая считает виноватыми своих партнеров. Возрастная регрессия в данном случае выявила несколько других негативных фактов во взаимоотношениях родителей во время беременности мамы, где она считала более правой маму, чем отца.
На этапе рациональной терапии испытуемая осознала ранее осознаваемое ею влияние негативных фактов пренатального периода на поведение и качество жизни. Приняла необходимость активной позиции в жизни и более ответственного подхода в построении семейной жизни. Овладела методами аутотренинга. За прошедший год после возрастной регрессии добилась хорошего карьерного роста на работе, имеет достаточный заработок для организации достойного быта и отдыха своей семьи. Поняла необходимость создания полноценной семьи и планирует еще раз выйти замуж и родить может быть еще одного ребенка.
Испытуемый Е. 22 лет, ярко выраженный астеник, студент технического ВУЗ’а — затрудненная коммуникабельность в социуме и семье. Отношения с отцом очень плохие, практически не имеет друзей, с противоположным полом также отсутствуют любые контакты. За несколько сеансов совместного погружения в трансовое состояние для осуществления возрастной регрессии, обучился самостоятельно без помощи ведущего осуществлять возрастную регрессию. После совместного и в основном самостоятельного многократного прохождения возрастной регрессии, у испытуемого Е. произошли существенные изменения в качестве жизни, наладились отношения с отцом, появились друзья, поступил в аспирантуру и в целом он сейчас находится на подъеме своих жизненных и творческих сил.
В подтверждение сказанного приведу выдержку из дневника самонаблюдения Е.:
Хочу написать отчет о своих занятиях медитацией, путешествиями. Во время одной из медитаций при вхождении в транс почувствовал спертость дыхания, напряжение в шее, решил отправиться в момент времени жизни, который этому способствовал. Ошутил себя маленьким трехлетним ребенком, взахлеб рыдающим. После нескольких путешествий в это состояние определилась следующая картина. Я совершил какую-то детскую шалость, получил сильный пинок от отца, в слезах, задыхающийся от плача, пришел к маме. Она очень жалостливо со мной себя вела, говорила мне откровенно жалостливые слова типа «Ах ты мой бедненький!» и т.д. ( При регрессиях звуки слышу плохо, воспринимаю смысл, настроение сказанного, которые, возможно, неточно интерпретируются рассудком). Ощущаю, что мамина жалость, как оказалось, явилась более сильным импринтом, чем отцовская жесткость. Я перед виртуальной свечкой просил прошения, прощал и отпускал, проговаривал, что именно благодаря этой ситуации я стал таким, как есть, что эта ситуация закалила меня, пережил эту ситуацию как она есть и вел в ней себя, как воин: терпеливо, безжалостно, не относясь к себе серьезно. Именно при этом переживании получил наиболее четкую картину происходящего. После этого в медитациях чувство трудности дыхания продоолжало появляться вместе с чувством сильного давления в черепной коробке, и при желании выяснить причину отправлялся сразу в утробу матери. После нескольких путешествий в утробу мамы прояснилась следующая картина. При передвижении к выходу в свет пупочный канатик обвился вокруг шеи, я начал задыхаться, возникли трудности с продвижением. Через некоторое время услышал голос женщины принимающей роды, смысл слов был такой: «Да он так никогда не родится!». Я почувствовал очень сильную обиду и, желая отомстить, решил для себя: «А возьму и не рожусь. » Когда меня вытаскивали, схватив щипцами за голову, чувствовал полный сумбур в голове, абсолютную невозможность что-либо контролировать. Когда я, наконец, появился на свет, ощутил чувство вины. На жизнь смотрел без интереса, был озабочен чувством, что неправильно родился, хотелось возвратиться обратно, заново переделать, в голове царил туман, и было абсолютно непонятно, что и как переделать. В жизни это проявляется в том, что, совершив какой-либо поступок, даже самый простой и неважный, я часто осматриваюсь и задаюсь вопросом: «А правильно ли я сделал? А как было бы лучше сделать?», тем самым загоняю себя в очень ограниченное пространство. При пересмотре ситуации, я изменил слова женщины с «Да он так никогда не родится!» на «Давай, мы тебя ждем, тебя ожидает прекрасный, таинственный и неповторимый мир!». Услышав такие слова, я быстро и легко родился и ощутил глубокую радость и интерес к жизни.
Старые родовые импринты остались, новые начинают постепенно выкристаллизовываться. Во время одной из медитаций «Страж порога» я увидел свою жизнь как гармонично раскрываюшуюся картину. Все те события, люди, которых я избегал, приобрели духовный для меня смысл. Я ощутил, что многие люди, с которыми мне не хочется иметь дело, обучают меня терпению, обучают меня сдерживать что-то в себе. После этих переживаний очень многое, чего избегал, стал принимать с миром и радостью. Спасибо.
Таким образом, на основании полученных результатов и литературы можно сделать следующие выводы:
Пренейт обладает памятью с самых ранних сроков нахождения в утробе мамы вне зависимости от степени созревания головного мозга.
Негативная информация хранящаяся в памяти пренейта после его появления на свет может вытесняться в подсознание и в качестве импринта оказывать существенное неосознаваемое человеком влияние на всю его последующую жизнь.
Импринты могут образовываться из негативных событий послеродовой жизни, вытесняться в подсознание и оказывать существенное неосознаваемое человеком влияние на всю его последующую жизнь.
Практически любое вытесненное в подсознание событие из пренатального и постнатального периода жизни человека может быть выведено в сознание и переосмыслено с точки зрения накопленного к моменту раскрытия памяти жизненного опыта.
Раскрытие и осознание первоначальной информации о событиях приведших к образованию импринта снимает или сильно ослабляет неосознаваемую власть импринта над качеством жизни и поведением человека.
Во время возрастной регрессии имеется возможность виртуального изменения негативного содержания импринта на положительное, что может иметь огромное значение для лечения тяжелых случаев невротических состояний, не поддающихся лечению стандартными способами фармакотерапии и психотерапии.
Литература
НИИ Психотерапии и Клинической Психологии
Школа физического и духовного развития «Навигатор в океане жизни»
Публикации НИИ
Последствия перинатальных и ранних постнатальных травм во взрослой жизни человека
Год публикации: 2015
Автор: Шамиль Ташаев
PTPPPA 2015 — 1й Международный Конгресс Психической Травмы: Пренатальный, Перинатальный и Постнатальный Аспекты
15 — 16 мая 2015, Белград, Сербия
Другая наша испытуемая Е. во время возрастной регрессии детально описала способ Кристеллера, о котором не имела до этого никакого понятия. Во время применения врачами этого способа, она ощутила сильное давление на область поясничного отдела позвоночника. Во взрослом состоянии у нее был обнаружен спондилез остистых отростков нижнегрудных и поясничных позвонков.
Встречаются и воспоминания, которые можно охарактеризовать как психологическую травму. Реакция на текущую ситуацию, например:»Тельце мое немощное, бессильное, плечики обвисли, мама очень устала, и эта усталость передалась моему тельцу» Бывают и такие воспоминания, как: «Головка запрокинулась назад, тельце судорожно вытянулось столбиком и это состояние держится достаточно долго (момент сильной ссоры родителей без рукоприкладства)». Встречаются также воспоминания типа:»Я очень сильно кричу внутри«; «Я плачу от бессилия»; «У меня слезы радости, наверное», «У меня жуткий страх. У меня все сжалось. Я лицом к животику смотрю на папу и чувствую, что у меня нет никакой защиты. Даже мама не может меня защитить»; «Я развернулась в утробе лицом к спине, мне хочется согреться, света там гораздо меньше. Возникают предпосылки к засыпанию»; «Я плечиком прислонилась к маминому животику, а лицом к ее боку нахожусь. Мне очень страшно»; «Я головкой вверх, ощущение, вжатия вниз, меня хотят вытолкнуть» (спровоцировано мыслями родителей о том, оставлять или не оставлять ребенка).
Все перечисленные выше случаи, которые можно охарактеризовать, как психологические травмы, как правило, имели негативные последствия во взрослой жизни и при определенной проработке совместно с психологом или психотерапевтом пренатальных моментов негативные последствия купировались или ослаблялись и с ними можно было работать уже другими традиционными терапевтическими способами.
Благоприятным свойством для процесса психотерапии при нашем новом теоретическом и практическом подходе к работе с пациентом является возможность создания у него любого нового образно-фантазийного сюжета, при помощи которого можно купировать любой болезненный стимул, исходящий из ЦНС или виртуально-полевой реальности. Суть нашего подхода заключается в том, что мы стимулируем у пациента находящегося в полном бодрствующем состоянии с сохраненной критикой образное воображение. Образное воображение начинается с нейтральных не травмирующих психику образов, затем восприятие пациента, чаще в игровой форме, постепенно переориентируется на образы его «личной» виртуальной реальности. С вышины наличного на данный момент жизненного опыта пациенту, находящемуся в бодрствующем состоянии, легко перейти к осознанному диалогу с травмирующей ситуацией и купировать ее с помощью подсказок и определенных приемов психотерапевта. То есть, любой негативный образно-фантазийный сюжет при ведении диалога с ним, может быть полностью переформатирован с превращением негативного момента в позитивный. Мы в своей работе очень часто это используем, если у нашего пациента сидит импринт мешающий во взрослом состоянии нормально жить и вызван этот импринт какой-либо серьезной ссорой родителей или наказанием нашего клиента в раннем постнатальном периоде его развития. Например, у нашего клиента А. постоянно возникали препятствия на пути осуществления каких-либо личных или рабочих планов. Во время возрастной регрессии у А. появился сюжет жестокого наказания его отцом по пустяковому поводу. Мы провели работу с чувством вины и простили отца. Вернулись немного назад по времени и «отменили» наказание. Результаты превзошли все ожидания. А., долго не решавшийся жениться, сейчас счастливо женат, работа у него идет как нельзя лучше. Неожиданно для нас обоих он даже попал в сюжет «будущего», где его принимали на работу в очень престижную контору. То есть, произошла легализация метода прогнозирования будущего при помощи нашей методологии возрастной регрессии в осознанном состоянии. Иными словами, метод намного расширяет границы доступности работы с различного рода психосоматикой и психологией отношений.
Работая подобным образом, мы на сотнях наших пациентов показали высокую продуктивность нашего подхода для лечения неврозов и невроз подобных состояний. Кроме того, выяснилось, что возникающие внезапно иногда по ходу психотерапевтической работы, сюжеты коллективного бессознательного, как в приведенном выше примере с Е. обладают при работе с ними высоким целительным потенциалом. Например, наша клиентка Г. В возрасте 35 лет была тяжело больна, как говорится на грани жизни и смерти. Она, как искренне верующая, обратилась в молитве к Богу с просьбой дать ей возможность вырастить своих детей до самостоятельного возраста. Поправилась, дети выросли и стали самостоятельными и успешными. Беда пришла неожиданно, диагностирована патология внутренней сонной артерии, требующая обязательного хирургического вмешательства. Операция прошла успешно, но психологическое состояние было крайне тяжелым. «Бог выполнил обещание» и пора уходить из жизни. Повторная проработка сюжета обращения к Богу восстановила нормальное психологическое состояние Г. И она в настоящее время с заботой и любовью нянчит своих внуков. После этих случаев мы стали сами провоцировать при необходимости появление образно-фантазийных сюжетов коллективного бессознательного и результат превзошел все наши ожидания. Приведу всего лишь один пример с пациентом из палаты интенсивной терапии Ж., который неукротимо стремился свести счеты с жизнью. Он постоянно выдергивал у себя любые катетеры и отключал аппараты интенсивной терапии. Попал он в больницу в связи с участием в ДТП. При обгоне впереди ехавшего транспорта, он выехал на встречную полосу движения и, в результате столкновении со встречной машиной, погибла его беременная невеста. Он сам с травмами средней тяжести оказался в палате интенсивной терапии. Во время работы с Ж. мы вызвали образ коллективного бессознательного в виде пространства, где обитают умершие. У него состоялась встреча-диалог со своей невестой, которая попросила его помогать ее одинокой матери, что осталась одна одинешенька. С этого момента Ж. быстро пошел на поправку и суицидальные мысли его уже не посещали.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного и приведенных ссылок на научную литературу, можно сформулировать новую гипотезу. Первичная память — реальность, воспринимаемая нашими анатомическими органами чувств, виртуальная реальность, морфофункциональные поля и, возможно, еще не исследованные «безличные» реальности, включающие в себя материал сознательного опыта, бессознательного опыта и опыта коллективного бессознательного, которая существовала всегда и продолжает существовать в настоящее время в виде образно-фантазийных «сюжетов-пазлов». Любые образно-фантазийные сюжеты могут быть развернуты во времени в виде определенного процесса и восприняты сознанием человека полностью сформированной ЦНС при нормально функционирующей ВНД. Для воспроизведения образно-фантазийных сюжетов (адекватного соединения сюжетов-пазлов) требуется адекватный стимул из какой-либо диссоциированной личности, входящей в общую систему главной личности или обособленной от нее. В свою очередь любые образно-фантазийные сюжеты могут генерировать стимулы способные вызывать патологическую личностную диссоциацию общей системы личности, вызывая у человека невроз или невроз подобное состояние. Любые образно-фантазийные сюжеты лабильны и поддаются переформатированию. Благодаря возможности взаимодействия с образно-фантазийными сюжетами в состоянии бодрствования, пациент приобретает возможность воздействовать на любой нежелательный импринт или привести патологически диссоциированную личность к интеграции в общую систему личности. На основании фактического материала наших исследований по возрастной регрессии в осознанном состоянии на более чем 600 испытуемых и анализа научной литературы можно сделать следующие
Выводы: