возникает и существует только в процессе общения людей что это
Возникает и существует только в процессе общения людей что это
В нашей Энциклопедии Языкознания доступно и занимательно рассказано о сложном и многообразном явлении — человеческом языке.
Наши статьи содержат практические советы по повышению грамотности, изучению иностранных языков и развитию речи.
Наш сайт рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста, их родителей и учителей, абитуриентов и студентов, а также на всех, кому интересны вопросы языка!
Текст посредник
Какими бы ни были определения текста, все они сходятся в одном: текст возникает и существует только в процессе общения людей, т. е. в процессе коммуникации. Её можно разделить на отдельные единицы, которые называют коммуникативными актами.
Например, учитель на уроке астрономии рассказал о том, что Земля круглая и имеет спутник — Луну. Его рассказ — отдельный коммуникативный акт. Ученик возразил учителю: Земля плоская и стоит на трёх слонах. Это утверждение тоже отдельный коммуникативный акт. И если учитель после всего поставит ученику двойку, его поступок также будет коммуникативным актом.
В процессе коммуникативного акта человек порождает текст. Текст — та речевая единица, которая становится воплощением коммуникативного акта. В этом качестве могут выступать самые разнообразные тексты: письменные и устные, законченные и отрывочные,
связные и нет. Они даже могут быть глупыми Но если какой-то текст стал посредником в коммуникации, то он совершенно точно может быть назван текстом
Что такое общение — определение, виды, этапы, средства, цели
Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:
С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).
Средства общения
Средствами общения называют способы представления, обработки, передачи, кодирования и декодирования информации. Под кодированием здесь подразумевается преобразование информации в вид, подходящий для передачи (устная речь, бумажное письмо, электронное сообщение). Соответственно, декодирование – это восприятие сказанного на слух, чтение с бумаги или с экрана.
Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.
1. Вербальные средства общения
В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).
Примеры вербальной передачи информации:
Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.
2. Невербальные средства общения
К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.
Примеры невербальной передачи информации:
Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.
Цели общения
Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).
Основные функциональные цели общения:
Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.
Этапы общения
Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:
Функции общения
Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:
Виды общения
В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:
Стороны общения
Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):
Роль общения в человеческой жизни
Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.
Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.
Общение и коммуникация – что это и отличия
Общение и коммуникация являются неотъемлемыми составляющими человеческой природы. Различия между терминами можно понять в полной мере, если привести для каждого из них определения. Общаться человек должен для гармоничного развития, коммуникация же позволяет ему узнавать больше, находясь в обществе. Понятия воспринимаются специалистами в области психологии, философии по-разному. Собственный взгляд на них имеется и у личностей творческих. Именно поэтому важно знать, какие имеются отличия и существуют ли они относительно указанных терминов.
Определение понятий
Общение представляет собой сложный и разноплановый процесс. В нем задействованы несколько видов деятельности человека – речь, интеллектуальные и психические возможности. Все они направлены на то, чтобы установить контакт с другим человеком (или несколькими людьми), укреплять и развивать его.
Коммуникация является совокупностью доступных человеку вербальных и невербальных операций. Результатом становится обмен информацией. Поступает она на уровне взаимодействия между личностями.
Сравнение
Пониманию сходства и различий между терминами поможет сравнение. Для продуктивного общения требуется особое свойство – универсальность. Если оно развито у человека, то ему будет легко объединить все доступные ему виды взаимоотношений между людьми, чтобы быть интересным для окружающих, вызывать желание поддерживать беседу. Одновременно с этим каждый из участников общения не перестают осознавать себя уникальными личностями. Коммуникация является одним из видов деятельности, которые можно применить в процессе общения. В результате два собеседника могут вести продуктивный диалог или общаться в составе группы.
Коммуникация, в свою очередь, обладает важнейшими для общения функциями. В состав включены речевые, визуальные и тактильные (прикосновение) способы восприятия информации. Значимыми в этом случае являются такие показатели, как тембр голоса или поза, которую выбрал собеседник. В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию беседы, а также к самому собеседнику. Выражается это не всегда в непосредственной беседе. Человек может улыбаться, смотреть в глаза, хмуриться, произносить фразы с иронией. Все это указывает, какие эмоции испытывает один собеседник по отношению к другому. Позитивный настрой выражается, когда возникает непроизвольное желание дотронуться или приблизиться к человеку. Удаление от собеседника может означать недоверие. Вербальный контакт дополняется получаемой в процессе общения, невербальной информацией. Подобный комплекс является полноценным для процесса взаимодействия между людьми, желающими получить новую информацию, обрести опыт и знания в различных областях деятельности.
Выводы
Общение и коммуникация – процессы, имеющие много общих черт. Они являются знаковыми для каждого человека, стремящегося к расширению круга общения и желающего социализироваться. В коммуникацию включены различные сигналы, позволяющие лучше узнать человека, определить его отношение к собеседнику или обсуждаемой теме.
Общение рассматривается как форма межличностных отношений. Она сочетает коммуникативные функции с интерактивными, что позволяет усилить положительный эффект. Выделяют несколько типов, которые применятся в зависимости от ситуации: деловое, дружеское, личное или официальное. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения человеком новой или интересующей его информации. Функцией общения является установление, а затем и развитие контактов, установившихся между людьми.
Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и применяют в процессе речевую деятельность. Общение сочетает коммуникативные функции с наглядными и более современными — интерактивными. В коммуникации на первый план выходит момент получения информации и ее оценка. Принимается во внимание способ и форма ее подачи. В общении одинаково важны как содержание и тема беседы, так и используемый каждым из участвующих в ней людей, эмоциональный фон.
Процессы взаимодействия людей: понятие, формы, уровни
В статье рассказывается:
Каждый из нас с детства состоит в разных социальных группах (семья, друзья и пр.). По мере взросления какие-то мы покидаем, в другие же, наоборот, вступаем.
В каждой из групп мы регулярно взаимодействуем с другими участниками. В них человек приобретает социальные навыки, которые способствуют укреплению его статуса. При этом сами отношения могут быть как непосредственными, так и опосредованными.
Подробнее про эти процессы взаимодействия людей, а также о том, как социальный капитал помогает получать реальную выгоду, поговорим далее.
Понятие взаимодействия людей
Под взаимодействием понимается процесс влияния объектов друг на друга с последующим формированием между ними связи и обоюдной обусловленности. Данное влияние может быть прямым либо опосредованным.
Важной особенностью процесса взаимодействие людей является его причинная обусловленность. То есть, объекты и структуры развиваются под влиянием друг друга, этим определяются и причины их прямых действий, и обратные реакции.
Возникающие при взаимодействии противоречия становятся толчком для самостоятельного движения и развития процессов.
Люди в процессе взаимодействия рассматриваются как самостоятельные субъекты, каждый из которых наделен своим собственным внутренним миром. То есть, по сути, происходит взаимодействие этих миров, пересечение идей, образов, мыслей с последующим вынесением оценок для других индивидов, выявлением их потребностей, влиянием на эмоциональном уровне.
Кроме того, социальная психология рассматривает взаимодействие еще и как инструмент организации совместной групповой деятельности людей (а не только как способ оказывать друг на друга влияние). Тогда взаимодействие представляет собой выверенную последовательность постоянных действий, выполняемых специально для того, чтобы заставить реагировать участников противоположной стороны.
Проявления активности либо пассивности участников общения имеет более строгие формы и дополняется рядом ограничений, когда речь идет о совместной жизни или деятельности (по сравнению с индивидуальным общением). Тут приходится выстраивать параллели и рассредоточивать усилия между понятиями «Я» и «Он», «Мы» и «Они». При этом у людей формируются более точные оценочные представления не только о других, но и о самих себе. Таким образом, процессы взаимодействия помогают в установке адекватной самооценки и учат умению вести себя в обществе.
На чем строятся процессы взаимодействия людей
Основа процессов взаимодействия людей в обществе – общение. Оно формируется на базе рефлекторных нейронных реакций (с задействием зеркальных нейронов). Нельзя, к примеру, готовиться к выступлению и не думать о том, как слушатель или зритель вас воспримет.
Под межличностным взаимодействием понимают обоюдное стремление участников к совместному сотрудничеству. Общения не получится, если кто-то один имеет неблаговидные мысли в отношении другой стороны и не считает допустимыми компромиссы.
На основе каких процессов строится межличностное общение? По сути это всегда обмен некой символикой, знаками. Любая транзакция предполагает наличие двух участников, того, кто начал общение, и его адресата. Первый процесс – это отправка знаков инициатором, а второй – получение информации адресатом.
И тут очень важно отсутствие барьеров в коммуникации, иначе послания не поддадутся корректной расшифровке. Кроме того, имеет большое значение принадлежность сторон к одинаковому социальному слою и наличие общих культурных точек соприкосновения. Между разными культурными слоями осуществлять передачу информации крайне трудно.
6 уровней социального взаимодействия
В процессах взаимодействия людей выделяют 6 основных уровней:
1. Конвекционный. Это обычное соблюдение установленных общественных правил поведения.
2. Примитивный. Тут не планируется выстраивание долгосрочных коммуникаций, каждая из сторон лишь использует возможности друг друга, существующие на данный момент.
3. Манипулятивный. Более опытный участник использует другого для решения своих социальных и бытовых проблем, а после этого прекращает общение.
Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной
Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.
Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.
Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:
Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”
5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели
Руководство “Как построить здоровые отношения”
5 ошибок, которые убивают любовь
Инструкция по поиску своего предназначения
16 вопросов, которые помогут найти свое дело
Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”
7 уроков для достижения жизни Мечты
4. Приятельский. Когда оба партнера с интересом исследуют роли друг друга, могут вместе проводить время, взаимно совершенствуя социальные функции (и свои, и реализуемые вторым участником).
5. Деловой. Здесь во главе угла стоит не исполнение ролей и не внешний вид. Это процессы взаимодействия людей при планировании и ведении совместного бизнеса, некой работы.
6. Духовный. Это высший уровень, на котором людям для общения не нужны слова. Они способны проникать в сущность друг друга буквально с помощью взглядов, глубоко чувствуя партнера по поступкам, которые, опять же, становятся отображением этого взаимодействия.
3 главных правила идеальных отношений:
Каждый человек с учетом своего личностного развития сам решает, какой именно уровень общения выбрать, отталкиваясь при этом от собственного понимания ценностей других людей.
Формы социального взаимодействия
Человеку как существу социальному общение жизненно необходимо. Даже уединившегося от всех писателя (в поиске вдохновения для написания книги) все равно можно считать примером процесса взаимодействия людей, потому что тут подразумевается общение автора с будущими читателями.
Существуют следующие формы общения:
Психология разграничивает процессы взаимодействия людей на официальные и неофициальные, деловые и межличностные. Вообще, выстраивание взаимоотношений – процесс достаточно сложный, требующий тонкого подхода. Тут влияют многие факторы, и главное, что нужно при этом уметь – это налаживать социальные контакты.
Установить хорошее межличностное общение в группе не очень-то просто. Тут нужен человек с сильными лидерскими качествами, который сумеет сгладить острые углы и правильно настроить команду на работу. Без этого группа может попросту распасться.
В деловых кругах тоже встречаются люди, легко налаживающие приятельские взаимоотношения с окружающими. Такие индивидуумы, как правило, отличаются развитым эмоциональным интеллектом и обладают хорошими коммуникативными навыками. В них природой заложено социальное лидерство, и из них получаются отличные менеджеры (если целенаправленно проработать определенные качества).
10 способов улучшить личные навыки взаимодействия с людьми
Чтобы эмоции от общения были положительными и делали вас счастливее, старайтесь выбирать самые эффективные методы взаимодействия.
Вообще, умение общаться и располагать к себе других людей дано далеко не каждому. Часто с этим связана масса проблем, но как бы там ни было, любое недопонимание всегда можно исправить.
Не стоит думать, что научиться грамотному и даже виртуозному общению невозможно. На деле это гораздо проще, чем может казаться. Вот какие навыки нужно осилить, чтобы процесс взаимодействия с людьми получался продуктивным и приятным.
1. Ставить конкретные мотивирующие задачи касательно партнеров
Проще всего оказывать воздействие на человека через его эмоции. А значит и мотивация в выстраивании коммуникаций должна затрагивать именно эмоциональную сферу. Разумеется, чрезмерная и даже бурная эмоциональность – уже перебор. Однако главное качество лучших коммуникаторов – это именно способность наладить контакт с партнером на эмоциональном уровне. Так что выбирайте нужный эмоциональный фон для разговора в зависимости от того, чего вы хотите добиться в итоге.
Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней
Основатель крупнейшей онлайн-школы осознанности «Поток»
Бедный человек не тот, у которого нет
ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.
Какая твоя истинная мечта?
Возможно все! В моей школе более 100,000 людей уже исполнили свои самые заветные мечты.
2. Не бояться психологических барьеров
Они часто возникают в процессе взаимодействия людей и мешают общаться свободно, плодотворно. Поэтому научитесь концентрироваться не на препятствиях, а на обсуждаемых вопросах, это важнее.
3. Брать управление процессом общения в свои руки
Отодвиньте на второй план логику построения коммуникации. Если вы начнете обдумывать каждый шаг, то потеряете нить разговора и забудете о его цели. Конечно, интуитивно правильно выбирать ход действий получится не сразу, это появится с опытом. И придет время, когда вы сходу будете чувствовать собеседника, видеть, готов ли он плодотворно контактировать.
4. Включать всё своё обаяние
Наверняка все встречали таких очень харизматичных людей, для которых понравиться любому собеседнику – вообще не проблема. Поверьте, это не наследственное качество, харизму может развить в себе каждый. Каким образом? В процессе общения дайте волю фантазии и чувствам, как бы освободитесь внутренне, включите на полную свое обаяние.
5. Снимать психофизические зажимы
Как собеседник может понять о наличии у вас психофизических зажимов? По скованности ваших движений либо, наоборот, по чрезмерной развязности. Пусть он не вполне осознает, почему вы так себя ведете, но точно заметит вашу некую нестабильность. В итоге общение может пройти совершенно неэффективно. Поэтому научитесь расслабляться в процессе взаимодействия с людьми, тренируйте этот навык.
6. Внимательно слушать партнера
Общаться всегда и со всеми собеседниками с помощью единственной, однажды выбранной тактики – неверный подход. Ведь все люди очень разные, поэтому каждый раз нужно вести себя с учетом конкретной ситуации.
7. Контролировать голос и дикцию
Учитесь разговаривать спокойно, четко, в противном случае плодотворного диалога не получится.
8. Набираться опыта общения у окружающих
Понаблюдайте за своим окружением, у кого всегда идеально получается выстраивать коммуникации? Перенимайте их опыт. Конечно, можно «набивать шишки» самостоятельно, но почему бы не выбрать более простой путь?
9. Стараться больше говорить
Это особенно необходимый навык для стеснительных людей. Разумеется, ситуации бывают разные. Часто даже сама компания не располагает особо к беседам. Но есть люди, которые вообще всегда смущаются, тушуются и боятся сказать лишнее слово. Тогда говорите на общие темы. Ведь процесс взаимодействия людей выстраивается посредством передачи информации. Что ж, беседуйте о погоде, о ценах, о предстоящих праздниках и т.п. Задавайте простые вопросы, и пусть остальные высказывают свою точку зрения.
10. Находить общий язык с разными собеседниками
Общаться, как правило, приходится с очень разными людьми, коллегами, продавцами в магазине и т.д. Смело вступайте в любые разговоры, так вы получите опыт и приобретете чувство уверенности в себе.