вознепщевал еси беззаконие что означает
Толкование на Евангелие от Матфея в неделю Мясопустную (Мф.25:31–46)
Ни едина Евангельская истина не есть столько ясная и столько страшная, как истина ныне чтенного Евангелия. Единородный Сын и Слово Божие приидет паки на землю, не так как прежде, в кротком и смиренном виде, но со многою славою и с Божественным великолепием и светлостию; приидет же не спасти мир, якоже прежде, но судить всех сущих от века людей живых и мертвых. Тех, которые творили добрые дела, удостоит Царствия; а творившим злая определит мучение: притом как Царствие, так и мучение, в нескончаемые веки пребывать имеющие. Сие-то учение явственно открывает нам нынешнее Евангелие. На сем основывается и член веры, содержащийся в святом Символе и всеми православными христианами принимаемый и исповедуемый, то есть сей: «и паки грядущаго судити живым и мертвым, егоже царствию не будет конца.» Но ужели страшный и неумытный Судия в тот день будет судить токмо касательно милосердия: милостивым даст вечное Царствие, а немилостивым определит бесконечное мучение? Если бы так было, не составляло бы сие великого страха; ибо каждый удобно может являть милосердие, и спастись. Послушайте прежде толкования ныне чтенных Евангельских словес, и тогда узрите решение предложенной истины.
Беседа о том, почему в день Суда упоминается только о едином милосердии
Почему же в описании страшного дня судного не представляется Судия упоминающим либо о правде, либо о целомудрии, либо о другой какой-либо добродетели, но весь суд творящим по делам милосердия, милостивых благословляющим и прославляющим, немилостивых же проклинающим и осуждающим? Конечно, скажешь, одна токмо добродетель милосердия спасает человека, хотя бы он чужд был всех добродетелей. Посему ни похотливые, ни горделивцы, но только немилосердые подлежат наказанию. Всякий читающий нынешнее Евангелие приметить сие может. Так, нет сомнения; но можно ли еще почесть таковое заключение за справедливое?
Если бы кто вшел в сад, изобилующий всякими плодотворными древами, не рассмотрев же и не обозрев все его части, но одну токмо усмотрев часть оного и видев тамо сущие гроздия, заключил, что в таковом саду одни только находятся гроздия: ужели справедливо должно быть такового заключение? Можно ли бы было ему поверить, что в таковом саду одни только гроздия? Нет. Но если бы сей все осмотрел, обошел бы все части его и рассмотрел бы все находящиеся в нем древа: тогда бы только мог он утверждать, что в таковом находится саде. То же самое случается и тому, кто приняв в руки Святое Писание, оставив все прочее, в оном содержащееся, читает одну токмо запятую, и из сего заключает, чему учит все Божественное Писание, без сомнения таковый обманывается и впадает иногда в ереси и заблуждения. Все Священное Писание есть едино токмо тело: часть же тела не составляет всего тела. Следовательно, кто разделяет оное и раздирает, потом из смысла одной запятой заключает о всем содержащемся в Писании, никогда здраво не рассуждает. Человече! если хощешь познать догматы православной веры и истинный свет и разум Божеский, прочти, во-первых, все Божественное Писание, потом вникни в каждую часть оного, и снеси все параллельные места: тогда узришь, что одно место показывает другое; тогда-то обрящешь многочестную истины маргариту, познаешь истинный смысл и возвестишь спасительные истины.
Если же рассмотришь и другие подобные Евангельские места, узришь должника тысячию талантов осуждаемого в день судный ( Мф.18:24 ). Известно же, что долг тысячию талантов заключает в себе не одно токмо немилосердие, но многое грехов множество. Узришь прославляемым стяжавшего пять талантов, либо два: осуждаемым же скрывшего свой талант, и ничего не стяжавшего. Стяжание же талантов пяти и двух что другое являет, если не различные преуспеяния в добродетелях? Также и скрытие единого таланта что означает, если не совершенное лишение всякой добродетели?
Удобнее же познаем, что весь закон и Пророцы висят на любви, если рассмотрим десять заповедей, которые суть основанием всех Божественных законов, и нравственного Пророческого учения. Из сих десяти заповедей четыре относятся к Богу, а шесть к ближнему. Кто любит Бога от всея души, сердца, крепости и помышления, таковый работает Ему денно и нощно, не раболепствует никакой другой твари, воздерживается от клятвы, во дни праздничные преимущественно его прославляет. Кто любит ближнего своего якоже себе, таковый без сомнения воздает всякое почтение и уважение своим родителям, бегает любодеяния, хищения, убийства, лжесвидетельства, таковый никогда не желает чужой вещи; ибо таковые поступки изъявляют ненависть, а не любовь к ближнему. Смотрите же, каким образом от любви к Богу и ближнему зависят все добродетели. Поколику противные дела являют противными и слова: явствует, что кто не имеет любви, тот нарушает весь закон и Пророков, погрешает против десяти заповедей и творит всякое беззаконие.
Сия-то убо есть причина, ради которой Богочеловек Иисус, предложив о судном дни, умолчал о всякой другой добродетели, представил же на суд милостивых токмо и немилостивых. Милостивый означает праведного и добродетельного, а немилостивый преступника и грешника. Представив убо Богочеловек милостивого судимым и прославляемым, показал чрез сие судимым и прославляемым каждого праведного человека. Равным образом, представив судимым и осуждаемым немилостивого, показал каждого нераскаянного грешника судимым и осуждаемым.
Господи милости! истинно тогда не будет времени милости, но суду. Яви убо ныне милость Твою на нас; озари сердце наше светом покаяния, да раскаявся от всея души, до пришествия того немилостивого времени, обратимся к Тебе. Укрепи нас непреоборимою силою Твоей благодати, да оною укрепленные сохраняем всегда Божественные Твои заповеди, и ходим неуклонно чрез все нашей жизни дни по добродетельным стезям; да тако тогда удостоишь нас услышать сей блаженный и человеколюбивейший Твой глас: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 ). Да будет, Господи, сие, да будет!
Вознепщевал еси беззаконие что означает
Асаф воспевает этот псалом, вводя лице законодателя, и как отменяя ветхозаветные жертвы, так вводя жертвы нового завета – дароношения хвалы. Первенствующие между иудеями, вознерадев о добродетели, поставляли ее в том, чтобы читать и возвещать Закон, а также приносить жертвы. Но чтение Закона и приношение жертв суть только плод добродетели в человеке. Делать же это одно без добродетели значить то же, что умащать себя для борьбы, но не радеть о самой борьбе, за которую дается венец. Посему, блаженный Давид обличает так поступающих, и представляет, как Бог укоряет таковых и объявляет им, что отвращается Он жертв, приносимых без добродетели, о чем сказал и чрез Исаию: «беззаконник. жряй Ми тельца́, яко убиваяй» мужа, и проч. ( Ис. 66, 3 ). Речь же свою облекает Давид в образы, и вводит Бога, приходящего с неба, восседающего в судилище, и произносящего суд на иудейских правителей.
У Бога святые суть боги. «Дах тя бога Фараону» ( Исх. 7, 1 ); и: «Аз рех, бози есте» ( Пс. 81, 6 ). Когда же призываются они Богом? Не тогда ли, как вочеловечившись возглаголал, и призвал всю землю? Что же возглаголал, как не сие: «шедше научите вся языки» ( Мф. 28, 19 ); и: «подобает. проповедатися Евангелию» сему в целой вселенной ( Мк. 13, 10 )?
Живущие на земле, как сказано негде во псалмах, были прежде «части лисовом» ( Пс. 62, 11 ), служа нечистым духам, и на каждом месте почитая богом, что кому представилось. Но явившийся Спаситель облистал нас светом истинного боговедения. Как добрый пастырь, обратил Он заблудшее, обвязал недужное, отгнал зверей от овчего двора, освятил Духом, оградил ангельскими силами, по всей земле поставил святых тайноводителей. А потому и сказано, что призовет небесных ангелов и избранных на земле для апостольства,
то есть, праведников, проводящих небесное житие, соберет в горние обители.
т. е. грешных. И соберет всех живущих на земле, чтобы праведных отделить от неправедных.
Речь обращена как бы к Ангелам, согласно с сказанным: «послет Ангелы Своя, и соберут праведных от четырех ветр» земных ( Мф. 24, 31 ).
Разумеет жертвы духовные.
То есть, небеса прославят Бога за то, что и человеков удостоил небесных обителей. Хочет, чтобы преподобные народа первого прежде будущего суда прекратили жертвы, состоящие в заклании бессловесных животных, и восприняли жертву по разуму и ведению. Сверх сего, небесные силы песнословят Судию за то, что начал с преподобных. «И небеса возвещают правду» Его, радуясь о спасении их. Земное же жилище оставлено будет чину, не удостоившемуся небесного звания.
Здесь явно именует Христа Богом. Ибо Отец «суд весь даде Сынови» ( Ин. 5, 22 ). А если Отец «суд весь даде Сынови» и Бог судия есть, то Христос есть Бог.
Вводя новые законоположения, чтобы не принял кто-нибудь их за человеческое слово или слово какой-либо ангельской силы, предпоставляет слова:
Я – Тот самый, Который изначала и доныне показал роду вашему великие чудеса. Из того, что постановляю теперь иные законы, не заключай, что и Я – иной. Напротив того, Я – Тот самый, Кто чрез Моисея дал законы о жертвах. «Свидетельствую» же тебе, что не будешь обвинен, преступив Моисеевы законы. Ибо Я сам, повелевший там отроку Моему, что было полезно, теперь свидетельствую, что нет для тебя нужды сохранять узаконенное о жертвах. Если и не приносишь жертв, то и в сем случай они уже принесены.
Не в нерадении о жертвах, говорит, обвиняю тебя, потому что приносишь их непрестанно, но повелеваю тебе не в них поставлять оправдание.
Грешником называет здесь истолкователя божественных Писаний. И это подобно сказанному: «не красна похвала во устех грешника» ( Сир. 15, 9 ). Ибо, если преступает он все заповеди, предан всякому пороку, и язык свой соделал льстивым, то для чего имеет в устах божественные Писания?
Прежде, говорит, долготерпел Я, но теперь не сделаю сего. Ибо в обличение твое представлю грехи твои, о которых ты предполагал, что они уже не явятся и никому не придут на память. Но Я, как Бог, изведу их на свет, и они станут перед тобою. Не буду скрывать их, как ты скрываешь, и не уподоблюсь тебе. Но изведу их на среду, чтобы, делая их известными, покрыть тебя стыдом.
Как человеколюбивый, по обличении прилагает и совет, давая место покаянию. Разумейте, что долго терплю, не потому что радуюсь делам вашим, но потому что даю время на покаяние. А если не уразумеваем, то похищает нас беззаконник или беззаконие, потому что нет избавляющего нас. Ибо Я избавляю тех, которые понимают, сколько они худы, и перестают быть худыми, и говорят: «согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом» ( 2Пар. 6, 37 ). Невозможно же исповедаться тому, кто делает еще худое.
Повторяет сказанное прежде, повелевая совершать словесное служение. После сильного обвинения показал врачевство от греха, и именно употребление таинств. Ибо это действительно жертва хвалы, прославляющая Бога, потому что тогда предстоим, вознося хвалу вместе с Ангелами и со всею тварью.
то есть, в жертве хвалы заключается путь спасения, уготованного Богом.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования Пс. 49:21
Свт. Афанасий Великий
Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя
Вознепщевал ecи беззаконие, яко буду тебе подобен. Прежде, говорит, долготерпел Я, но теперь не сделаю сего. Ибо в обличение твое представлю грехи твои, о которых ты предполагал, что они уже не явятся и никому не придут на память. Но Я, как Бог, изведу их на свет, и они станут перед тобою. Не буду скрывать их, как ты скрываешь, и не уподоблюсь тебе. Но изведу их на среду, чтобы, делая их известными, покрыть тебя стыдом. Обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя.
Толкование на псалмы.
Свт. Иоанн Златоуст
Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя
Видишь ли неизреченное человеколюбие? Видишь ли величайшую благость? Видишь ли беспредельное богатство долготерпения? «Молчанием» пророк называет здесь долготерпение. Ты осмелился сделать, говорит, столько грехов, и я не наказывал тебя, но терпел и переносил, давая тебе возможность покаяться. А ты, не только не извлек отсюда никакой пользы, но еще больше предался пороку; ты не только не переменился, не только не устыдился и не осудил себя за дела свои, но еще сталь думать, что Я, – долготерпевший, ожидавший, молчавший и столько переносивший, – переношу это не по долготерпению и человеколюбию, но потому, будто не хочу исправлять этого и не огорчаюсь такими делами.
Беседы на псалмы. На псалом 49.
Свт. Тихон Задонский
Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя
Страшно и это слово, возлюбленные! «Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои». Ибо и это слово Бог великий говорит. Кому? Грешнику, как выше в том же псалме написано: «Грешнику сказал Бог». О чем говорит? О том, что Он обличит грешника за все его грехи и все его беззаконные поступки пред лицом его представит. Где? На всемирном суде, где будут все святые Ангелы и соберутся все люди, жившие от начала и до конца мира. На том всемирном собрании обличится всякий грешник, и его бессовестные и богопротивные поступки предстанут перед ним, и всему миру явлены будут.
Грешник! Ты разоряешь закон Мой и «отвергаешь слова мои» совершенно, и думаешь, что все это останется без наказания и Я не взыщу с тебя за это? «Чем нечестивый прогневал Бога? Тем, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет» (Пс. 9:34). Нет, нет, не так будет, как ты беззаконно мечтаешь и льстишь себе. Я за все, что ты ни делал, взыщу, и все твои беззаконные дела, слова, помышления, начинания, замыслы и поступки представлю пред тобой. Вот ты, грешник, то и то мыслил и замышлял, то и то делал и говорил, и так закон Мой вечный и нерушимый разорял, и слова уст Моих, святые слова, презирал и попирал.
«Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои». Блуднику и всякому сквернителю представятся все его скверные мечтания, слова, взгляды и дела, где и когда их совершал, и с кем нечистотой смешался.
Злобному представится, кому и чем навредил, кому и когда ядом отравленную чашу подал, и так жизнь его или отнял или сократил; кого и перед кем своей клеветой обесславил, и так был причиной его бесчестия, поношения, поругания, посмеяния, печали, и прочего.
Вор и расхититель увидят перед собой все свои воровские дела, тайно, или явно, или обманом сотворенные. Каждый из них увидит, где, и что, и у кого нагло похитил, или коварно присвоил, или тайно украл.
Беззаконный купец увидит, как товары бессовестно продавал и людей обманывал; как гнилые вещи за хорошие, и дешевые за дорогие, и одни вещи за другие продавал; сколько воды в вино мешал, сколько раз и за какой товар большей цены, чем он стоит, требовал, и так бессовестно поступал. Вот ты того и того, в такое-то время в продаже своих товаров обманывал, и так против совести своей поступал, и более почитал свой скверный прибыток, нежели заповедь Мою, которая гласит: «Не кради».
Лукавый и льстец увидит все свои коварные замыслы перед собой положенными и обличится, когда, кого и в чем обманывал и прельщал и кому льстил своим языком.
Хулителю и ругателю представятся все его хулы, которые он на Бога, своего Создателя и на святых Его угодников извергал, и на прочих людей, сотворенных по подобию Божию, и обличится, где, когда и пред кем пагубные те слова говорил.
Нечестивому начальнику представится его нерадение о подчиненных, насилия, озлобления людей, ему порученных, и прочие его беззаконные дела.
Нерадивому пастырю будет показано его небрежение о стаде Христовом и прочие его грехи.
Судья-взяточник увидит преступление клятвы и присяги, попрание правды и суда Божия и прочие беззакония, им совершенные.
Родитель нерадивый увидит свое небрежение о воспитании детей своих, и что от этого они развратились и погибли, и предстанут пред ним соблазны, которые он детям подавал.
Беззаконному господину представятся все его наглости, насилия и озлобления, которые он своим рабам и крестьянам оказывал, и их или бесчеловечно мучил, или несносными работами и оброками обременял.
Словом, всякого грешника грехи, которые он тайно или явно совершил, там с ним явятся и ему представятся.
Представятся и вам, прихотливые и миролюбцы. Представятся вам банкеты ваши, пиршества ваши, балы ваши, оперы ваши, маскарады ваши, танцы ваши, картежные игры ваши, собачья охота ваша и другие ваши забавы, ибо вы отвратили ваше сердце от Бога, Которого исповедовали, и приложили к этой суете; и не к Богу и царствию Его, но к прелести мира желание свое обращали, и в том утешение и веселье свое находили. Тогда вы вместо преходящего веселья, увидите настоящую и вечную вашу скорбь, печаль, болезнь и воздыхание.
«Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои». Тогда обличится всякий грешник и услышит: «Вот человек и дела его!»
Услышит блудник: «Вот человек и дела его!»
Услышит вор, расхититель и грабитель: «Вот человек и дела его!»
Услышит злопамятный: «Вот человек и дела его!»
Услышит лукавый и лицемер: «Вот человек и дела его!»
Услышит беззаконный начальник: «Вот человек и дела его!»
Услышит судья-взяточник: «Вот человек и дела его!»
Услышит родитель нерадивый и соблазнитель: «Вот человек и дела его!»
Услышит беззаконно живущий пастырь: «Вот человек и дела его!»
Услышит господин нечестивый: «Вот человек и дела его!»
Услышит бессовестный раб и всякий подчиненный: «Вот человек и дела его!»
Услышит, наконец, всякий грешник, покаянием не очистившийся: «Вот человек и дела его!»
Услышит, и покроет его стыд и срам, и обымет его страх, трепет и ужас. Тогда скажут горам и камням: «Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» (Откр. 6:16–17)?
Краткие нравоучительные слова. Слово 12.
Кто это говорит? Бог. Кому? Грешнику, как выше в том же псалме упомянуто (Пс 49:16). Что значит: «Ты это делал?» Выше упоминает, а именно: «Ты же», грешник, «возненавидел наставление и отверг слова Мои совершенно. Если ты видел вора, спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои умножали злословие, и язык твой сплетал коварства; сидя (в собрании) на брата твоего ты клеветал, и сыну матери твоей полагал соблазн» (Пс 49:17–20). Вот что значит сие Божие Слово ко грешнику: «Ты это делал». То есть: ты, грешник, слова Мои, данные тебе ради исправления твоего, презрел, и те самые слова, которые должен ты всегда пред собой иметь, почитать, любить, как слова уст Моих, и по правилу их жизнь свою исправлять, ты совершенно отверг, и потому беззаконно жил, крал, прелюбодействовал, злобу изрыгал, устами твоими и языком твоим льстил, на брата твоего клеветал и подавал соблазн, и прочее. «Ты это делал».
Что же далее говорит Бог грешнику? Слушай: «Ты помышлял беззаконие, будто бы Я подобен тебе буду. Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои». Ты думаешь, что закона Моего преступление тебе пройдет без наказания? Нет, прельщаешься и обманываешься! Не так будет, как ты слепо мечтаешь.
Ты говоришь в сердце своем, что это от тебя не взыщется (Пс 9:34)? Нет! Все твои грехи и беззакония исчислены у Меня и записаны, и откроются все, которые ты тайно делал, и представятся пред тобою все, которые ты словом, делом и помышлением творил. «Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои». Также и апостол святой говорит: «Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор 4:5).
Письма посланные. Письмо 7.
Блж. Феодорит Кирский
Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя
«Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен». Я видя, на что отваживаешься ты, и водясь долготерпением, ожидаю покаяния. А ты и долготерпение обратил в повод к злочестию, предположив, что, услаждаясь твоим беззаконием, не налагаю на тебя наказания. Поэтому «обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя». Поелику не исцелили тебя легкия врачевства долготерпения, то приготовлю для тебя врачевства сильно действующия, наложу на тебя клеймо обличений. А сие согласно с оным апостольским изречением: «неведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет, по жестокости Твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его» (Рим.2:4–6). Так, после угроз наказанием, Человеколюбец снова предлагает увещание.
Евфимий Зигабен
Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя
Сия сотворил ecи и умолчах
Я, говорит, долго терпел всему этому, ожидая твоего раскаяния.
Вознепщевал (подумал) ecи беззаконие
Ты, говорит, не только не поступал праведно, но и помыслил в твоей душе нечестивое: ты именно помыслил, что Я буду подобен тебе настолько, что так же, как и ты, стану одобрять поведение людей грешных.
Обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя т. е. в день суда Божия.
Лопухин А.П.
Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя
«Ты это делал, и Я молчал», т. е. Бог не тотчас по своему долготерпению обличает и наказывает грешника, но дает возможность ему исправиться и загладить свое поведение. Из этого «молчания» Бога, медлительности в послании кары, нечестивый делает нелепый вывод, что Бог такой же, как и он, т. е. довольствующийся только внешним богоугождением, внешними жертвами, а не внутренним настроением и соответственным ему поведением человека, Бог изобличит такого человека и накажет.
Прот. Григорий Разумовский
Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя
Умолчах (от слова «умолчати – умолчать, молчать», в смысле – «терпеть, словом не обличать») значит: «Я молчал, Я терпел». Вознепщевал еси (от слова «вознепщевати» – «подумать, предположить») значит: «ты подумал, ты предположил». Когда грешник, забыв страх Божий, не кается, не перестает грешить, то ему кажется, что грехи Богу не противны. Не встречая ниоткуда обличения в своей греховной жизни, он с нею так свыкается, что предается нечестивым мыслям (вознепщевал беззаконие), будто Бог, подобно ему, одобрит поведение грешных людей или не взыщет за грехи (Пс. 9:34). Но он жестоко ошибается: Бог всегда и все видит, но не всех вскоре наказывает за грехи потому, чтобы дать место покаянию. Он видит и молчит (не обличает), как бы не видит. Но когда настанет день Суда, тогда Господь не промолчит (ст. 3). Все эти мысли и чувства пророк и выражает в настоящем стихе, от лица Божия говоря грешнику: все это (т.е. что выше сказано) ты делал, и Я терпеливо молчал, не обличая тебя, но ожидая твоего раскаяния. А ты, вместо того чтобы раскаяться, помыслил в сердце твоем нечестивое: ты стал думать, что и Я такой же сообщник и друг грешникам, как и ты, – что Я буду подобен тебе (в этом случае). Но ныне Я обличу тебя в день Суда Моего и представлю пред лицем твоим грехи твоя: Я сделаю так, что ты увидишь всю гнусность грехов твоих и не возможешь сказать, что приговор Мой, произнесенный на тебя, неправеден.
Объяснение священной книги псалмов.
Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Римлянам, читаемый в тридцать шестую неделю, сыропустную (Рим.13:11–14:4)
В чтенном ныне Апостольском послании содержится учение о времени и о посте. Время жизни нашей повседневно сокращается. Ныне время жизни моей есть менее, нежели оно было вчерашнего дня, завтра еще будет менее, а послезавтра и еще того менее, и так далее. Но мы бедные, хотя сие совершенно знаем, однако же как ночью во тьме, так и днем во свете спим всегда спокойно во грехах наших, ни малого не имея попечения о том, чтобы пробудиться от такового сна, и ходить благочинно, как ходят люди, когда откроется день, и воссияет свет. Возбуждает убо нас от смертоносного сего сна Апостол Божий, глаголя: « и сие ведяще время, яко час уже нам от сна востати » ( Рим.13:11 ): и тем более подобает нам бодрствовать, поелику знаем, что время преходит, и что час уже наступает восстать нам от сна греховного. А что о посте говорит, хотя то собственно и само по себе относилось к Апостольским временам, но приличествует даже доныне и содержимому Христианами посту, почему и читано то ныне, так как завтра всякий благочестивый входит в поприще четыредесятидневного поста. Благонамеренно же соединил премудрый Апостол сии два предмета, то есть, время и пост. Ибо пост призывает к обращению и покаянию, а рассматривая время, удостоверяемся мы в том, что предел жизни нашей есть неизвестен, что время течет яко река, и нечувствительно преходит, и мы притом приближаемся повседневно к концу жизни нашей: почему, ежели я не обращусь к Богу в настоящие дни поста, то доживу ли до того, чтобы мне поститься и покаяться во время поста в следующем году? Смотри еще, сколь премудро говорит о времени. Сопричисляет самого себя к поучаемым, дабы тем усилить слово. « И сие ведяще время, яко час уже нам от сна востати », потом показывает, почему ныне час настоит нам пробудиться, говоря так:
Два суть воздаяния в будущей жизни, спасение для святых и мучение для грешных. Павел воспомянул о спасении, а о мучении умолчал, поелику Бог « всем человеком хощет спастися » ( 1Тим.2:4 ), и поелику надеялся, что Римляне, к коим он писал, достойны были спасения. Почему же ближае ныне спасение, нежели когда мы уверовали? Потому что от дни того, как сам он и они уверовали, до того часа, в котором писал послание сие, прошло довольно времени, и следственно уменьшилось прочее время жизни их, и осталось менее, нежели колико было в начале, когда уверовали. Почему приближившись к смерти, приближились к наслаждению спасением. В сей час, говорит, в который я пишу к вам, ближае к нам спасение наше, нежели когда уверовали, ибо сократился предел жизни нашей, и мы приближаемся к концу. « Ныне ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом ».
У идолопоклонников бог был Комос, Бахус, начальник и правитель пиров с пьянством и с бесчестными делами происходящих, почему козлогласования, Коми по-гречески зовомые, суть пиры с пьянством, со срамными песнями и плясками происходящие. Любодеяние же, или ложе, наложничество, от студодеяния различествует тем, что первое означает смешение и совокупление, а второе всякой род плотского греха. Рвение есть любопрение, дщерь ярости и упрямства во мнении своем, а зависть, или ревность хотя означает горячайшую охоту к добрым делам, но означает еще, как и здесь, горячесть и ревность к злым делам. Заметь же, что слово сие, день, прежде положил он в иносказательном, а теперь в буквальном значении. А поелику безобразные и нелепые дела греховные бывают ночью во тьме, днем же при свете все ходят в благопристойном виде и благочинно, удерживаясь от безобразных дел, посему произрек: Да обращаемся благолепно и благочинно, как ходящие во дни, да не впадаем в козлогласования и пьянство, ни в любодеяние и студодеяние, ни в рвение, и зависть.
Кто были изнемогающие в вере? Многие из Иудеев, уверовавших во Христа, не желая оставить постановлений Моисеева закона, не ели свиных мяс (Смот. Феодорит. Икум. Фефил. в он. месте): но чтобы не показаться Иудействующими, и чтобы почитаться воздержными и постниками, удалялись и от других яств, и ели зелия, то есть, зелень или овощи. Сии были немощные, то есть, несовершенные в вере во Христа, поелику почитали так, что оная вера не спасает без наблюдения законных постановлений. А другие еще уверовавшие во Христа, из Иудеев ли то, или из язычников, будучи совершеннейшие в вере во Христа, совсем не внимали постановлениям законным, но вкушали всякую пищу. Сии помышляя и рассуждая, что несправедливо те поступают, кои хранят предписания закона, поносили их в том. Убоясь же Павел, чтобы совершеннейшие сильно и нелепо обличая несовершенных, тем самим не поколебали их в вере во Христа, предприемлет способ к тому самый премудрый и преполезный. Не говорит к совершеннейшим, худо вы делаете обличая, дабы не утвердить несовершенных в наблюдении, какое они имели в брашнах: но ни того не говорит, хорошо вы делаете обличая, дабы не сделать их строжайшими: а предлагает увещание, растворенное снисхождением. Ибо хотя кажется, что, укоряет совершеннейших, но смысл речи относится к немощным. поелику сказав, « изнемогающаго в вере », тем самым показал, что наблюдатели брашн были несовершенные в вере во Христа: присоединив же и сие, « приемлите не в сомнение помышлений », изъявил тем, что они столь немощны были, что требовали восприять о них попечение, и совершеннейшие не должны были смущаться, хотя бы рассудок и заставлял их мыслить так, что наблюдающие обычаи Иудейские поступают несправедливо. Таков бо есть смысл предлежащих Апостольских слов: Один из вас, Римляне, имея совершенную веру во Христа, и следовательно, не наблюдая законных постановлений, уверен бывает в том, что имеет он свободу употреблять все в пищу себе: а другой будучи несовершен в вере во Христа, наблюдает обряды Моисеева закона, но, чтобы не показаться Иудействующим, удаляясь от запрещенных законом брашн, желает питаться одним зелием. Вы убо совершеннейшие в вере не соблазняйтесь, смущаясь суждением помыслов ваших, но приемлите и блюдите немощного в вере, дабы он утвердился в оной, и совершенным соделался.
Слышишь ли, до чего то доходило? Кто ел всякую пищу, тот укорял не ядущего все: ничего же иного не евший кроме зелий, осуждал ядущего все. А отсюда что иное происходило между оными новопросвещенными Христианами, как токмо холодность к вере, оскудение любви, разногласия и соблазны? Почему хотя удаляющиеся от брашн нехорошо делали, потому что Иудействовали, но поелику дело их было само по себе доброе, то есть, было оно воздержание и пост, делали же они сие от благоговения, мня, что угодно то Богу; посему Павел снисходительно и промышляя о том, чтобы прекратить соблазны и происходящие от оных грехи, положил пределы как ядущим все, так и не ядущим ничего кроме зелий. Кто есть, говорит он, все, тот не ядущего все да не укоряет, яко маловерного и Иудействующего: равно и не ядущий ядущего да не осуждает, яко гортаноугодника и многоядца. Ни ты, имеющий совершенную в веру не укоряй, ни ты, немощный в вере не осуждай брата твоего, потому что Бог его приял, то есть, Бог ввел его в Церковь Свою, искупив, его Своею кровию, и соделав его сыном Своим чрез Божественное крещение. Почему убо ты не терпишь его?
Кто еси ты, говорит, который судит чужого раба? Тот, коего ты судя за ничто почитаешь или осуждаешь, не есть раб твой, но раб Божий. Он стоит ли тверд в вере и добродетели, или впадает в маловерие и порок, сам Владыка его Бог власть имеет судить его. И стояние, и падение его относится ко Владыке его. Посмотри же, как он сказав сие, « падает », дабы не привести падших в отчаяние, тотчас посевает в сердцах их надежду исправления, представив силу Божию. « Станет бо », говорит, но откуда то, и кто может его поставить? « Силен бо есть Бог поставити его ».
Беседа об осуждении, и сколь тяжко оно
За много прежде веков отселе благодатию Божиею престали уже быть между Христианами Иудействующие, то есть те, кои веровали во Иисуса Христа, и вместе почитали, что не могут они спастись, ежели не будут хранить постановлений Моисеева закона; престали быть совершенно те, кои хотели питаться одною зеленью, дабы не есть или по случаю, или по нужде того, что запрещено Иудейским законоположением: следственно прекратились и те, кои поносили их маловерными и Иудействующими. Но мы видим в настоящие времена, что во дни постов многие из Христиан постятся, а некоторые нарушают пост. Почему не приличествует ли предложить им Апостольское оное законоположение, завещевая и говоря так: Христиане, кто из вас не постится, да не укоряет постящегося, и кто постится, да не осуждает непостящегося? Не полезно ли будет и нам сказать с Апостолом: « Ядый не ядущаго да не укоряет; и не ядый ядущаго да не осуждает »? ( Рим.14:3 ) Хотя нет уже в обществе Христианском Иудействующих, но и в сии дни весьма прилично и полезно будет предложить сие Апостольское завещание: во-первых, потому, что даже доныне не постящиеся укоряют постящихся яко лицемеров и суеверов; постящиеся же осуждают нарушающих пост, яко чревоугодников и беззаконников: а во-вторых, потому, что столько распространился и разумножился грех оный, осуждение, что не только постящиеся и не постящиеся осуждают друг друга, но все во всякое время и во всяком месте, без стыда или зазрения совести, осуждают во всяком случае братию свою.
Откуда же происходит то, что мы столь легко впадаем в грех сей, осуждение? Почему и во дни поста, то есть, во дни покаяния и исправления во грехах наших, яко меч обоюду острый изощряем язык на братию нашу? Почему как воздерживаются уста от брашн, так не воздерживается и язык от осуждения? Потому что всеобщий осуждения обычай истребил обличение в том совести. Посему мы, почитая, что осуждение или не есть совсем грех, или есть грех столь малый, что как бы за ничто вменяет его Бог, повсечасно осуждаем безбоязненно братий наших. Ежели бы кто мог возбудить совесть от пагубного сна во грехе сем, то бы она, обличая, может быть положила хранение устом и дверь ограждения о устнах наших, и таким образом престало бы быть осуждение. Но кто другой может возбудить совесть от нечувствительности ее, разве слово Божие? Даждь убо Господи, слово твое устом моим, да заградит оно уста злословящих, представив им тяжесть осуждения.
Возлюбленная моя братия, нужно показать мне вам об осуждении вкратце и чисто всю истину Божию. Осуждение есть неправда и беззаконие великое: неправда? Так поистине. Но кого, скажешь ты, обижаю я, когда осуждаю? Обижаешь осуждаемого. Но я, скажешь еще, ни имения его не присвояю себе, ни чести его не лишаю, ни другого какого вреда ему не причиняю. Бывает речь в собеседовании о каком-либо лице, я тогда рассказываю и описываю погрешности его, и не лгу, но говорю истину, ни цели той не имею, чтобы вред ему причинить, а еще часто скорбя о нем, рассказываю о его состоянии. Сие ли убо есть неправда? Когда открываешь и описываешь пороки брата твоего, хотя говоришь истину, хотя говоришь не с тем, чтобы причинить ему вред, хотя скорбишь о его состоянии, без всякого однако ж прекословия великий тогда причиняешь ему вред. Ибо слушателям твоим или известны грехи осуждаемого тобою, или не известны: ежели известны, то напоминаешь им оные и подтверждаешь; а ежели не известны, то познают оные от свидетельства уст твоих. А сие расстраивает доброе мнение других о брате твоем, погубляет доброе имя его. Доброе же имя предпочтительнее многого богатства. « Лучше », сказал премудрый Соломон, « имя доброе, нежели богатство много » ( Притч.22:1 ). И поистине доброе имя есть сокровище бесценное. Кто имеет добрую славу и доброе в других мнение о себе, тот удобно благопоспешествуется в купечестве, возводится на достоинства, ему вверяются государственные должности, и во всяком деле таковой бывает успешен. Но человека, о коем худая идет слава, все отвращаются, все и словам его и обещаниям не доверяют, и самым даже клятвами его не верят. Сию убо обиду делаешь ты ближнему твоему, когда его осуждаешь, изглаждаешь доброе имя его, и делаешь его подозрительным, ненавистным и бесчестным. Ты, делая сие, думаешь, что ни мало не обижаешь его, ниже грешишь. Но правосудный Бог обличает тебя в сей неправде, и грозит тебе за сей грех, говоря так: « Уста твоя оглагольная умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения. Седя на брата твоего клеветал еси, и на сына матере твоея полагал еси соблазн. Сие соделал ты, и Я умолчал. Сия сотворил еси, и умолчах » ( Пс.49:19–21 ). И поелику Я умолчал, то ты вознепщевал беззаконие, то есть, почел, что Я подобно тебе злонравен. « Вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен » ( Пс.49:21 ). Но Я в день суда обличу тебя, и представлю грехи твои пред лицем твоим: « обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя ».
Человече, ты не имеешь власти судить раба Царя какого-либо, игемона, или князя, и однако же дерзновенно судишь, пересуживаешь и осуждаешь раба Господа господствующих и Царя царствующих, всевышнего и вседержителя Бога? « Ты кто еси », вопиет против тебя Павел, « судяй чуждему рабу? » ( Рим.14:4 ) Ты кто еси? Не брение ли, персть и червь? Како убо с толиким дерзновением судишь чужого раба, то есть раба всевышнего Бога? Ты кто еси? Исполненный недостатков, исполненный страстей, исполненный грехов. Како убо с толиким дерзновением яко виновника, преступника и грешника осуждаешь человека, который есть создание Божие, который имеет Судию себе Владыку и Царя всевышнего Бога? « Ты кто еси судяй чуждему рабу? » Неужели не познал ты того, что всякий человек сегодня впадает в грех, и заутра, или и в сей самый день, ежели восхочет, раскаивается, и становится пред Господом своим оправданным? Неужели не научился тому, что Бог может восставить падшего, оправдать грешника, и спасти отчаянного? Не слышишь ли Павла, поучающего и глаголющего, что всякий человек « своему Господеви стоит, или падает: станет же, силен бо есть Бог поставити его »? ( Рим.14:4 ) Ежели убо тот, коего ты видел вчера или сегодня согрешающего, тотчас раскаявшись соделался невиновным, и становится пред Господом своим оправданным: « силен бо есть Бог поставити его »: а ты осуждаешь невиновного яко преступника, стоящего яко падшего, и праведного яко грешника: то грех сей, осуждение, сколь великая и страшная есть неправда?
Открываю я святое Евангелие Иисуса Христа, и прошу вас со вниманием послушать закона правды: « и якоже хощете », говорит оно, « да творят вам человецы, и вы творите им такожде » ( Лк.6:31 ). Все не только верные, но и неверные свидетельствуют, что закон сей есть правосуднейший. Кто преступает его, тот без сомнения делает неправду. Что убо скажешь? Хочешь ли, чтобы ближний твой обвинял обычаи твои и осуждал дела твои? Хочешь ли, чтобы он говорил о тебе открыто среди собраний, что ты распущен, или лжец, или завистлив, или коварен, или другое что таковое? Никак. А отсюда явствует, что когда ты, отверзши уста свои, соплетаешь на него всякое обвинение, тогда преступаешь закон правды, то есть, делаешь неправду.
За малый грех почитают люди осуждение, и однако ж оно есть преступление всех Евангельских законов. Но как сие доказать можно? Весьма легко. Потому что закон любви содержит в себе все законы. « В сию обою заповедию весь Закон и Пророцы висят » ( Мф.22:40 ). Ежели убо я имею в сердце моем сию добродетель – любовь, то бываю блюститель и исполнитель Божиего закона. « Исполнение убо закона любы есть » ( Рим.13:10 ). Следственно, когда не имею я любви, тогда преступник есмь всех законов Божиих; хотя бы все другие добродетели исполнил, хотя бы удостоился всех дарований, « любве же не имам, ничтоже есмь » ( 1Кор.13:2–3 ). Скажите убо, кто любит и обвиняет? Кто любит и осуждает? Никто. Кто любит, тот похваляет; кто любит, тот оправдывает и защищает: а кто ненавидит и враждует, тот клевещет и осуждает. Кто никакой любви не имеет к ближнему своему, тот его злословит. Клеветники не имеют любви. Кто убо осуждает брата своего, тот преступает все Божественные законы. Ибо « в сию обою заповедию », то есть, на заповедях любви, « весь Закон и Пророцы висят ». Слышите ли, сколь великий грех есть осуждение?
Но послушайте и еще большего. Конечно, извинение никакого греха не изглаждает. Ибо надлежит нам Бога предпочитать всем в мире вещам, всему миру, и самой собственной нашей жизни. Впрочем законное защищение хотя не изглаждает греха, однако уменьшает тяжесть оного, и определенное за оный наказание. Ежели бы мы были безгрешны, то имели бы некоторое извинение и защищение, когда осуждаем братию во грехах их. « Иже есть без греха в вас », сказал Господь к осуждающим грешную жену, « прежде верзи камень на ню » ( Ин.8:7 ). Но кто есть без греха? « Никтоже, аще и един день житие его на земли» ( Иов.14:4–5 ). « Пленицами же своих грехов кийждо затязается » ( Притч.5:22 ). Почему подобательно Богоносный Апостол произрек, что осуждение отъемлет от уст наших всякое слово, защищение и извинение, и делает нас безответными. « Сего ради безответен еси », говорит он, « о человече, всяк судяй » ( Рим.2:1 ). Но почему так? Потому что когда я сужу другого, тогда осуждаю самого себя, поелику и я, судяй другого, делаю то же. « Имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши: таяжде бо твориши судяй » ( Рим.2:1 ). Например, я обладаюсь гневом и кричу, и ругаю и бию, а осуждаю брата моего яко гневливого, и говорю, что он за неудержимый свой гнев достоин осуждения и обвинения. Сие же говоря, осуждаю и себя, и решение полагаю, что должно быть мне обвинену и наказану за неукротимый мой гнев. Почему делаюсь самоосужденным и безответным. « Сего ради безответен еси, о человече, всяк судяй, имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши: таяжде бо твориши судяй ».
Великое же то безумие и заблуждение есть человеческое. Всевышний Бог ясно и открытно узаконил, чтобы мы не осуждали друг друга, и определил для уклоняющихся от осуждения награду, а для хулителей наказание, сообразное их осуждению. « Не судите », сказал, вот закон! « Да не судими будете », вот награда! ( Мф.7:1 ) « Имже бо судом судите, судят вам; и в нюже меру мерите, возмерится вам » ( Мф.7:2 ): вот наказание! Закон ясный и всем открытый. « Не судите! » Воздаяние великое и спасительное, избавление страшного осуждения Божия: « да не судими будете ». Не осуждай, говорит, человече, ближнего твоего, да не осудит тебя Бог. Наказание ужасное, осуждение Божие. « Имже бо судом судите, судят вам ». Как ты осуждаешь брата твоего, так осудит тебя Бог. « И в нюже меру мерите, возмерится вам »: и по мере злословия твоего возмерит Бог наказание твое. После же сего рассуждают люди, что осуждение не есть преступление закона, и что не ожидает наказание злословящих; после сего седя люди весь день пересуждают братий своих, и полагают соблазн на сынов матери своей без всякого обличения совести; после сего никогда ни раскаиваются, ниже признают то за грех. Какое другое безрассудство есть безразсуднейшее, или заблуждение большее сего?
Но осуждение, скажешь ты, бывает уздою, удерживающею от греха. Ибо многие, боясь того, что мир обвинять будет, удерживаются тем от злых дел. Сей убо плод приносит осуждение, то есть, удерживает людей от соделания прегрешений; а сие есть дело благоприятное Богу. Но таковый плод осуждения твоего есть зловонный и гнилой, во-первых, потому, что хочешь ты исцелить зло злом: кои же творят зло да произойдет от того добро, тех « суд праведен есть », говорит Божественный Апостол ( Рим.3:8 ): во-вторых, потому, что никакое добро не происходит от осуждения. Ибо кто удаляется от греха, не из повиновения к Богу, но из страха, чтобы не быть обвиняему миром, тот есть славолюбив и суемудр, славолюбие же и суемудрие не есть добродетель, но порок. О! доколе мы будем вымышлять безрассудные предлоги во грехах? Кто открывает прегрешения брата своего для того, чтобы удержать других от греха? Кто раскрывает раны брата своего, дабы тем самим соделать дело угодное Богу? Никто. Злословящий осуждает ближнего своего будучи иногда ненавистию побеждаем, иногда завистию обладаем, иногда гордостию надмеваем: часто осуждает для того, чтобы угодить врагам осуждаемого, или наконец осуждает будучи злою привычкою нечувствительно движим и влеком к тому. Впадает же он в грех сей потому, что никогда не старается обуздать язык свой. Брате, ежели ревность побуждает тебя воспрепятствовать греху, и любовь заставляет тебя соделать дело благоугодное Богу, то слыши глас Господа Бога твоего, который говорит тебе: « иди и обличи его между тобою и тем единем » ( Мф.18:15 ). Слышишь ли? Не в отсутствии, но в присутствии его самого, не явно в обращениях дружеских, и в собраниях людских, но тайно и скрытно, « между тобою и тем единем ». Вразуми его, и обличи во грехе, особливо ежели имеешь звание начальника и учителя, ежели имеешь право на то по сродству или дружбе. Сие есть ревность и любовь, благостыня и благодеяние, сие есть исправление во грехе, сие есть жертва благоприятная Богу! А когда пересуждаешь дела ближнего твоего, злословишь и осуждаешь его пред людьми, тогда горе тебе. Тогда восхищаешь ты право Божие, попираешь пределы правды, пренебрегаешь все Евангельское законоположение, почему делаешься повинным вечному осуждению. « Увы, пагуба неправдивому, и отчуждение творящим беззаконие » ( Иов.31:3 ).
Господи Боже мой, Ты произвел язык, создал устне, Ты устроил уста, и сотворил оные удободвижными, удобообращательными, и способными говорить. Ты премудрый и всемощный даровал оным силу гласа, вещания, и образования слова, дабы мы посредством слова песнословили величие Божества Твоего, проповедывали истину веры, поучали Божественным Твоим законам, давали наставления и советы друг другу, и таким образом соделывались бы достойными небесного Твоего Царствия. Но мы, всеокаянные, органы добродетели делаем орудием порока, движа оные к обвинению и осуждению ближнего. Чем убо мы оправдаемся, когда воссядешь Ты судити живых и мертвых? Братия, никакого мы тогда оправдания иметь не будем. Ибо кто осуждает, тот делается безответным. « Сего ради безответен еси, о человече, всяк судяй » ( Рим.2:1 ). Никакого не будем иметь мы оправдания, поелику Бог объявил нам Божественное Свое определение на злословящих. « Имже бо судом », сказал Он, « судите, судят вам: и в нюже меру мирите, возмерится вам » ( Мф.7:2 ). О Господи, спаси же, о Господи, умилосердись, положи хранение устом нашим, и дверь ограждения о устнах наших: да не возглаголют уста наши дел человеческих, да не осуждаем братий наших, и тако да неосужденными явимся на страшном Твоем судилище, по благоутробнейшему оному слову Твоему: « не судите, да не судими будете ».