возможна переторжка что это
Переторжка: что это такое и зачем ее проводят?
Часто новичков в закупках пугают отдельные процедуры в закупках. Например, переторжка.
Руководитель группы по работе с поставщиками B2B-Center Владимир Бенько подробно рассказывает про переторжку на электронной торговой площадке.
Что такое переторжка?
Заказчики используют этот инструмент в торгах, если не получили желаемого результата при рассмотрении заявок. Например, поставщики сделали одинаковые предложения по качеству или у всех участников завышенные цены. Тогда организатор закупки объявляет переторжку и дает поставщикам возможность изменить предложения. Процедура проводится только в электронных торгах.
Участие в переторжке добровольное для всех сторон. Поставщик может улучшить свое предложение, а может оставить все как есть.
На площадке B2B-Center в ходе переторжки участник может изменить в предложении не только цену, но и другие условия поставки.
В каких торгах проводят переторжку?
Закупки по 44-ФЗ
В законе № 44-ФЗ нет понятия переторжки, но есть подача окончательных предложений. В какой-то мере это аналог переторжки. Используется в конкурсах и запросах предложений только однократно.
Закупки по 223-ФЗ
В закупках по закону № 223-ФЗ заказчики могут использовать переторжку, но должны прописать такой инструмент в своем положении о закупке. Как правило, переторжка проводится только по цене предложения.
В закупках у субъектом МСП по закону № 223-ФЗ переторжки практически не используются.
В конкурентных закупках переторжка в заочной форме есть в запросах котировок, запросах предложений, конкурсах и аукционах.
В остальных же закупках, условно являющиеся неконкурентными, заказчики могут использовать как заочную, так и очную форму переторжки.
Коммерческие закупки
В коммерческих торгах у заказчиков больше свободы, поэтому переторжка есть во всех видах закупок в очной и заочной форме. Она может проводиться в несколько этапов. Как правило, коммерческие заказчики описывают этот инструмент в регламентах закупок компании и в закупочной документации.
Переторжка эффективна в запросах предложений и конкурсах. В этом случае, у поставщика есть возможности заметно улучшить предложение. В запросах цен и аукционах все решает цена, поэтому поставщики и без переторжки активно торгуются на первом этапе.
Закупки у единственного поставщика и ПКО
Переторжку не используют при закупке у единственного поставщика и в предварительном квалификационном отборе. В первом случае сразу оговариваются все условия, а во втором заказчик проводит предварительный отсев поставщиков и не заключает с ними контракт.
Какие переторжки бывают?
Переторжки могут проходит в один этап или несколько, по цене или совокупности условий. Но основные виды — это очные и заочные.
Очная переторжка
Происходит в режиме реального времени. Участники видят предложения конкурентов и могут улучшать свои.
Заказчик заранее определяет срок переторжки и поставщиков, которые могут принять участие. Он может прописать и дополнительные условия. Например, настроить автоматическое продление переторжки. Выглядит это так: переторжка идет до 18:00, но после подачи последнего предложения она продляется на 30 минут. Если поставщик улучшает предложение в 17:55, то конец переторжки переносится на 18:25. Такая возможность на ЭТП помогает создать равные конкурентные условия для всех участников.
Заочная переторжка
Участники не видят предложения конкурентов и могут предложить новую цену только один раз. После этого заказчик сравнивает предложения и объявляет результаты.
Заочная переторжка может проводиться в несколько этапов. Например, заказчика не устроили первые предложения поставщиков, поэтому он объявляет второй этап. И так пока не получит подходящие условия.
Как не пропустить извещение о переторжке?
Переторжка — это важный этап в любой закупке, поэтому следите за ним. На ЭТП можно настроить уведомления в личном кабинете пользователя. После этого площадка будет присылать уведомления про изменения в закупке с вашим участием. Если заказчик объявит переторжку, то вы об этом обязательно узнаете.
Как победить в переторжке?
Особых стратегий победы нет. Переторжка — это часть закупочной процедуры. Для победы нужно подготовить предложение, которое заинтересует заказчика. Поэтому нужно внимательно читать закупочную документацию. Так поставщик формирует предложение с учетом всех требований заказчика. Если все-таки началась переторжка, то важно запомнить, что в заочной форме предложение делается один раз.
На что обратить внимание?
Иногда заказчик просит от поставщика продублировать коммерческое предложение на электронную почту. B2B-Center не рекомендует этого делать до окончания закупки.
Пока закупка идет заказчик не видит наименования участников. ЭТП скрывает эту информацию, чтобы обеспечить прозрачность и чистоту конкуренции. Если вы отправите коммерческое предложение заказчику напрямую, то сами нарушите конфиденциальность и можете навредить своей компании.
Если заказчик просит прислать техническую часть предложения без цены и условий поставки, то это нормально. Некоторые просят эту информацию, чтобы служба безопасности начала заранее проверять контрагентов.
Какие ошибки допускают поставщики во время переторжки?
Зачастую поставщики не понимают разницы между очной и заочной переторжкой. Повторим, что в заочной форме предложение можно сделать только один раз. Многие отправляют документы, держа в уме мысль, что отредактируют предложение позже. Если заказчик не объявит второй этап, то сделать этого вы не сможете.
В целом же, поставщики страдают от невнимательности. Поэтому не откладывайте действия на последний момент, внимательно читайте документы и учитесь работать на электронных торговых площадках.
Закупки по 223‑ФЗ: переторжка
Посмотрим, что такое переторжка, когда и какими способами заказчики ее проводят.
Суть переторжки
Переторжка — дополнительный этап конкурентной процедуры. Заказчик проводит ее по своему усмотрению, после того как собрал и оценил все заявки. Переторжку чаще всего объявляют после конкурса, аукциона или запроса предложений, когда закупают большое количество стандартной продукции или проводят сложную комплексную закупку.
Если заказчик оценил все заявки и остался недоволен результатом закупки или получил несколько сопоставимых предложений, он предлагает участникам улучшить свои заявки — например, снизить цену контракта или размер аванса, сократить сроки поставки или выполнения работ и т.д.
Когда поставщик узнает, что будет переторжка?
Заказчик может назначить переторжку, только если он предусмотрел эту возможность в своем Положении о закупках и документах закупки. Правила игры он устанавливает сам: порядок и форму процедуры, сколько раз ее проводить и т.д. Рассмотрев присланные заявки, он решает, объявлять переторжку или нет.
Уведомление о переторжке должно прийти в личный кабинет участника на ЭТП, где проходит закупка. Но лучше следить за результатом закупки самостоятельно: внимательно читать протокол рассмотрения заявок, чтобы не пропустить объявление о переторжке.
Некоторые заказчики считают, что переторжку нужно проводить после любой процедуры, независимо от результатов. Другие считают, что если сразу получено хорошее предложение, нет смысла устраивать дополнительную процедуру, так как она отнимает время.
Сколько участников допускают до переторжки?
Логично проводить переторжку между участниками, у которых примерно одинаковые предложения — например, между 2-4 лидерами. С другой стороны, такое ограничение противоречит принципу добросовестной конкуренции, который заявлен в 223-ФЗ. Это неоднозначный момент, который ФАС или другой госорган никак не комментируют.
Нужно ориентироваться на условия переторжки в документах конкретной закупки и продумывать стратегию:
Поставщики, приглашенные на переторжку, не обязаны в ней участвовать и могут сохранить ранее поданное предложение.
В какой форме проводят переторжку?
В заочной форме
Участники подают окончательные предложения анонимно: в запечатанных бумажных конвертах или загружают файл в электронный сейф заказчика на ЭТП, где проходит закупка. В этом случае участники закупки могут улучшить свои предложения по параметрам, определенным комиссией, не изменяя остальные положения закупки.
Заказчик одновременно вскрывает конверты или открывает доступ к файлам, после чего подводит окончательные итоги. В этом случае поставщики не видят предложений друг друга и снижаются, самостоятельно рассчитывая свои возможности и рентабельность контракта.
С момента объявления о переторжке до подведения итогов проходит определенное время, которое заказчик устанавливает сам или его определяет регламент площадки. Например, на B2B-Center этот срок составляет 3 календарных дня.
В очной форме
В этом случае можно пересмотреть только цену. Переторжка в этом случае проходит на ЭТП в реальном времени и напоминает аукцион. Участники видят чужие предложения и снижают собственные цены, чтобы обойти конкурентов. Чаще всего поставщикам разрешают снижать цену неограниченное число раз, но иногда бывает, что подать предложение можно только один раз.
Заявка с улучшенными условиями или ценой, поданная во время последней переторжки, считается окончательной. Если поданы заявки с одинаковыми условиями, выигрывает участник, который первым прислал свое предложение.
Ответим на вопросы
Переторжка по 44-ФЗ и 223-ФЗ: особенности, процедура проведения
Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! Настоящая статья раскрывает понятие переторжки и для чего она нужна. Познакомит вас с видами данной процедуры, порядком и правилами ее проведения по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Информация, приведенная здесь, окажется полезной как для участников закупок, так и для заказчиков.
Что такое переторжка?
Конкурентная закупка по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусматривает право участника при необходимости подавать улучшенное предложение с целью повысить вероятность собственной победы в торгах. Эта процедура является выгодной и для заказчика, т.к. у него появляется возможность заключить договор на более благоприятных для себя условиях. Данный процесс называется переторжка и является добровольным для участника.
Какие критерии участник может улучшить? В первую очередь, это цена. Подача дополнительного ценового предложения участника делает его наиболее преимущественным. Кроме цены можно дополнительно изменить сроки, квалификацию, объем авансов. Тем самым повышается эффективность и соблюдается принцип конкурентности в закупках.
Виды переторжки
Очная. Происходит «вживую» путем функциональных свойств электронной торговой площадки. Как правило, в этом случае цена договора понижается до истечения срока, предусмотренного заказчиком. Соблюдается принцип «прозрачности» и конкурентности, т.к. участники видят дополнительные предложения друг друга и могут несколько раз улучшать свою цену. Такая форма проведения является наиболее распространенной и рациональной.
Заочная. При этой разновидности переторжки дополнительные предложения подаются письменно на бумажном носителе в конверте. Проводится анонимно, при этой форме участник не знает о новых предложениях других «игроков». Итоги сообщаются после рассмотрения конвертов комиссией.
При очно-заочном виде происходит смешение вышеназванных видов: проводится методом очной переторжки, но до начала объявления улучшенных цен самими присутствующими участниками, комиссия рассматривает предложения отсутствующих участников путем вскрытия их конвертов.
Письменная – процесс подачи окончательных предложений участниками закупки в бумажном виде (запечатанном конверте);
Улучшение цены – это, собственно, самая распространенная процедура при подаче окончательных предложений;
Улучшение иных параметров – например, это могут быть квалификация, сроки, объем авансов, как мы уже говорили в начале статьи.
Порядок подачи окончательных предложений по 44-ФЗ
Нужно отметить, что понятия переторжки нет в 44-ФЗ. Однако в ст.54.6 названного закона предусмотрен порядок подачи окончательных предложений для закупок, проводимых в виде открытого конкурса в электронной форме:
Механизм переторжки по данному виду закупки в электронной форме начал действовать с 01.07.2018 г.
Частями 21-24 ст.81.3, 44-ФЗ также регулируется порядок подачи окончательных цен для запроса предложений в электронной форме:
Процедуру переторжки при проведении запроса предложений в электронной форме заказчики проводят достаточно редко, т.к. законом к ней применяются строгие ограничения. После рассмотрения и оценивания заявок комиссия должна принять решение о необходимости переторжки. Уведомления направляются участникам на ЭТП, которые этим же способом направляют заказчику окончательные предложения, подписанные их доверенными лицами, имеющими на это полномочия.
Порядок и правила переторжки по 223-ФЗ
Переторжка в закупках по закону № 223-ФЗ
В законе 223-ФЗ предусмотрены этапы проведения конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), куда входит процедура подачи окончательных предложений (ст. 3.4 223-ФЗ).
Если в ходе проведения конкурса в электронной форме возникла необходимость сопоставления окончательных ценовых предложений, то нужно руководствоваться следующими правилами:
Образец заявки на переторжку
При заполнении заявки участник торгов должен руководствоваться инструкцией по заполнению, предложенной заказчиком в извещении. Это намного упростит подачу улучшения условий.
Само же извещение содержит следующие составляющие:
Ниже рассмотрим, какие пункты включает в себя заявка на переторжку.
Содержание заявки на переторжку:
Заключение
Мы выяснили, что переторжка – это процедура добровольная, участник подает свои предложения для повышения эффективности торгов, если считает это необходимым. Самого термина «переторжка» мы не встретим в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ, но в них подробно описаны условия, требования и правила к процессу подачи окончательных предложений.
Процедура бывает очной (вживую), заочной (письменной) и очно-заочной (смешанной), но также имеет место подразделение по способу подачи (электронный, бумажный) и по улучшаемой позиции (улучшение цены, либо иных категорий).
Заявка на переторжку состоит из определенных абзацев с информацией, которую нужно предоставить, исходя из извещения. Как мы уже говорили, процедура для участника является необязательной. А для заказчика важно понимать ее целесообразность и проводить только в целях улучшения условий закупки, повышения эффективности, соблюдения принципа конкурентности.
Правила проведения переторжки по 223-ФЗ и 44-ФЗ
Понятие
В процессе проведения закупочных процедур участники могут изменить первоначальные условия, на которых они готовы сотрудничать с государственными заказчиками. Такой способ обновления носит название переторжка.
Переторжка по тендеру — это механизм изменения первоначально поданных условий, предлагаемых поставщиками госзаказчикам. Применяется при осуществлении тендеров, проводимых в электронном виде на ЭТП, в рамках конкурентных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Говоря простыми словами, переторжка — это вспомогательный инструмент закупки, который дает возможность для контрагентов сделать свою заявку более предпочтительной, а покупателю заключить контракт на более выгодных условиях. Такое обновление чаще всего затрагивает изменение цены, но может касаться и других критериев: срока исполнения этапов по договору, квалификации, условий авансирования.
Заказчик определяет возможность проведения переторжки и её разновидности по своему усмотрению, но такое решение ему необходимо объявить в момент объявления тендера и обязательно включить условие в закупочную документацию.
Российские законы не определяют ограничения на проведение переторжки в контрактной системе.
Такая процедура проводится двумя способами: очным и заочным.
При заочном варианте переторжки участники подают окончательные предложения анонимно.
Такой способ позволяет поставщикам улучшить ранее выставленные условия только в части параметров, установленных закупочной комиссией. Другие параметры остаются неизменными.
Информация направляется строго в запечатанных конвертах или размещается на ЭТП в виде загрузочного файла. После чего заказчик вскрывает конверты или просматривает размещенную информацию на торговой площадке и принимает итоговое решение.
Потенциальные поставщики при переторжке в заочной форме не видят предложений друг друга и вносят их с учетом своих возможностей, просчитав рентабельность от будущего контракта.
Время проведения переторжки с момента объявления до подведения итогов каждый заказчик определяет самостоятельно или в соответствии с регламентными документами ЭТП.
Очный вариант проведения переторжки проходит в режиме реального времени на торговой площадке и напоминает аукцион.
Такой способ может затрагивать только изменение стоимости контракта и более распространен.
Принципы прозрачности и соблюдение конкуренции предполагают проведение процедуры в открытой форме, где заказчики видят дополнительные ценовые предложения друг друга и могут снижать стоимость несколько раз.
Победителем признается поставщик, первым предложивший лучшие условия в процессе проведения последней переторжки.
Проведение процедуры по 44-ФЗ
Понятие переторжки не встречается в 44-ФЗ, но статья 54.6 настоящего закона определяет следующий порядок подачи открытых окончательных предложений при проведении торгов в электронном формате:
Порядок подачи цен в формате запроса предложений проводится крайне редко и соответствует следующей схеме:
Правила применения по 223-ФЗ
Переторжка по 223-ФЗ происходит по такому же принципу обновления заявок, но регулирует тендеры бюджетных и государственных учреждений.
Процедура применима только в случае расходования заказчиками внебюджетных средств и при соблюдении следующих условий:
Заказчик может инициировать процедуру переторжки только при наличии соответствующей записи в закупочной документации. Дальнейшие правила он устанавливает самостоятельно: проанализировав полученные предложения, заказчик принимает решение о объявлении переторжки.
Уведомление о переторжке приходит в личный кабинет торговой площадки каждому участнику, но поставщикам есть смысл отслеживать эту информацию самостоятельно.
Имеет смысл проводить процедуру переторжки между участниками, предложившими равные условия. Но это противоречит принципам равной конкуренции. Поэтому каждый участник самостоятельно продумывает стратегию отбора и план действий.
Оформление заявки
Заявка на изменение условий должна быть заполнена в соответствии с инструкцией, опубликованной заказчиком в извещении. Обычно в документе указываются следующие составляющие:
Если переторжка проводится в очной форме, все документы оформляются через ЭТП.
Таким образом, переторжка — это добровольная процедура, позволяющая повысить эффективность торгов. Участники самостоятельно принимают решение о ее проведении, оценив целесообразность и необходимость процедуры.
Что такое переторжка, ее плюсы и минусы
Переторжка — это процесс, в результате которого происходит пересмотр условий исполнения уже заключенного контракта. Согласно Федерального закона 223-ФЗ это возможно лишь в том случае, если изначально при оформлении участия на тендер документация содержала информацию о возможности проведения переторжки. Об особенностях процесса переторжки, ее плюсах и минусах подробнее остановимся в этой статье.
Своими словами, переторжка — это проведение повторных торгов, когда между заказчиком проекта и победителем тендера утверждаются конечные условия исполнения контракта. Как правило, изменения затрагивают вопрос цены в целях уменьшения затратной части исполнения контракта. В процессе переторжки могут вноситься изменения в пункты договора, касающиеся условий поставки, сроков оплаты и т.п. Чаще всего переторжку используют при проведении аукционов, а также в запросе предложений.
ВНИМАНИЕ! Законодательство РФ четко не регулирует порядок проведения переторжки, единой общепринятой схемы не существует. Поэтому важно указывать форму и процедуру проведения в конкурсной документации к каждой конкретной закупке.
Особенности проведения переторжки при участии в электронном тендере
Каждому потенциальному поставщику участие в электронном тендере дает возможность выставить наиболее выгодную цену. Победителем государственных тендеров становится лицо, предложившее наиболее низкую цену за свой товар или услугу. Но часто бывает, когда после признания аукциона состоявшимся, обозначаются более выгодные конкурентные предложения, либо сам победитель тендера не удовлетворен результатами торгов. В таком случае возможна переторжка.
Конкурентные процедуры по виду размещения заказа делятся на:
1. Торговые (аукцион, конкурс)
2. Неторговые (запрос цены, предложения, переговоры между конкурентами)
3. Условно соревнующиеся
Суть различия между этими способами заключается в том, что при запросе котировок и проведении конкурсов поставщик вносит коммерческое предложение, сформированное на расчете своей личной планируемой прибыли от полученного контракта, а в аукционе берутся во внимание предложения конкурентных сторон. Другими словами, поставщик делает выбор, либо он улучшает контрактные условия здесь и сейчас, либо этот контракт получит кто-то другой. Процесс проведения переторжки проводят один раз, поэтому второго шанса исправить ситуацию не будет.
Выделяют два способа переторжки : очный и заочный.
Очный способ — состязания в режиме реального времени;
Заочный способ — есть время на рассмотрение условий заключения контракта, после чего формируется окончательное предложение. Фактически можно сформировать новую заявку.
Кто имеет право участвовать в переторжке
Подать заявку на переторжку могут разные стороны — заказчик, победитель либо конкуренты. Однако, к процессу переторжки допускаются явные лидеры с наиболее выгодным предложением. Это лица, занявшие первое, второе и третье места в предварительной ранжировке. Приглашенная сторона вправе отказаться от участия в переторжке. В таком случае условия выполнения контракта останутся прежними.
Перед началом переторжки запечатанные конверты с минимальной ценой под роспись принимает комиссия по закупке. Уполномоченные представители участника, не сдавшие конверт, на переторжку не допускаются.
Если в документации тендера заказчик предусмотрел возможность рассмотрения предложения инкогнито, то он вправе не разглашать информацию о ценовых предложениях конкурентов. Оглашается только самая выгодная цена поставщика.
При открытой переторжке новые условия поставки подлежат огласке. Ценовое предложение, внесенное при переторжке в электронные документы, меняется лишь единожды и хранится в электронном архиве. Оно и будет основополагающим при выборе победителя.
Плюсы и минусы процедуры переторжки
В результате проведение повторных торгов появляется возможность заключить договор на более выгодных условия. Практика показывает — переторжка экономит до 15% от первичной цены выигранного тендера.
Электронные торговые площадки в силу своих механизмов не позволяют участникам узнать кто есть кто.
Подходит не для всех сфер закупок. Ее рационально проводить для при объемных серийных закупках стандартной продукции, а также при проведении сложных комплексных поставок.
Проведение повторных торгов требует дополнительных временных затрат.
При проведении заочной формы переторжки не исключена коррупционная составляющая, т.к. потенциальные исполнители заказа могут находиться в сговоре, изначально проводя не выгодную ценовую политику. Они друг другу открыты. Участники же конкурса защищены от сговора, так как поставщики узнают друг о друге только после окончания подачи заявок, когда изменить что-либо уже невозможно.