воздушный маршал что за профессия
Маршалы летать не будут. МВД России отказалось от сопровождения самолетов офицерами безопасности
Министерство внутренних дел, отказавшись от института воздушных маршалов, сослалось на то, что причина такого решения исключительно в «законе о полиции».
Нет в этом федеральном законе, как и в указе президента о подразделениях полиции, ни слова о такой службе, а значит, ее пока невозможно создать. Для этого нужна законодательная база, на основе которой можно издать подзаконные акты, инструкции, открытые и закрытые (в силу оперативной необходимости) комментарии, а также организовать обучение личного состава, причем совместно с авиакомпаниями и их собственными службами безопасности, с утверждением регламента, надбавок, медицинских стандартов, правил рассадки агентов в салонах и, наконец, их вооружения, которое бы соответствовало требованиям безопасности судна в воздухе.
Ответственность нешуточная, потому что каждый раз речь идет не просто о захвате нарушителя порядка или даже угонщика судна, а о жизни сотен людей, включая экипаж. Например, в США, где воздушные маршалы сопровождают самолеты уже с шестидесятых годов, подбор агентов в службу производится по таким высоким стандартам, которыми не могут похвастаться и некоторые оперативные службы в разведке. Первое, что проверяется у кандидата, — его способность психологически адаптироваться к ситуации во время полета судна и при обнаружении источника опасности, который вполне может оказаться фальшивым или случайным. Кроме всего прочего, командование судном не переходит к маршалу, даже если опасность подтверждена, а остается у командира. Это означает, что маршал, он же агент-оперативник в штатском, должен адаптироваться и к этим условиям, а не сам вдруг превратиться в злоумышленника еще хуже того, которого он блокирует, из-за собственного видения разрешения проблемы. Для этого и существуют подробные регламенты, которые, правда, лишь в самых общих чертах могут расписать правила поведения и границы принятия оперативных решений, но предусмотреть все не в состоянии. Например, как действовать, если маршалу, занятому блокировкой и захватом нарушителя, неожиданно начинают оказывать помощь пассажиры или какой-нибудь самоуверенный, а, возможно, и нетрезвый доброхот, убежденный, что знает, как быть во всех житейских коллизиях?
Мне приходилось видеть некоторые инструкции американских воздушных маршалов, и я был изумлен сотнями предостережений и запретов в их, казалось бы, «простой работе» детективов в замкнутом пространстве. Учеба этому — настолько серьезный процесс, что одним решением учредить институт воздушных маршалов на базе МВД не обойдешься, не причинив вреда как самой идее, так и посторонним людям, оказавшимся рядом с агентом в воздухе в пиковой ситуации.
Поэтому отказ МВД, ссылающегося на отсутствие законодательной базы, более чем понятен. Такой груз поднять даже столь могущественному ведомству крайне тяжело и затратно — нужны как бюджетные средства, так и финансовое участие всех авиакомпаний, включая акционерные и частные. Это можно обосновать, но вряд ли требуется, потому что и так понятно, насколько этот вопрос деликатен. Хотя бы в той мере, как поступить с посадкой российских маршалов на иностранные воздушные суда на национальной территории обслуживания, при этом избежать конфликтов и утечек информации. И вообще, вопрос экстраординарности территории судна тоже весьма неоднозначен для таких ситуаций. Ведь речь может пойти о физической ликвидации злоумышленника, включая иностранца, о причинении случайного вреда пассажирами или экипажу и так далее и тому подобное. Зачем МВД, со всеми его заботами, еще одна столь уязвимая позиция на своем могучем теле?
Источник фото: РИА «Новости»
Несмелая попытка в свое время создать подобную службу уже предпринималась, в бытность советской системы. В пятидесятых, шестидесятых и начале семидесятых годов случаи захвата гражданских самолетов уже были. Первый произошел в 54-м году, но с преступниками ценой собственной жизни справился бортмеханик Тимофей Ромашкин на рейсе Минск — Таллин — Ленинград. В том же году был произведен еще один угон, но угонщик, бывший фронтовой летчик, сам отказался от затеи и посадил самолет на летное поле.
В 67-м году опять случился захват небольшого судна, правда, без пассажиров и даже экипажа. Угонщик пилотировал сам. Проблему «решили» истребители над Черным морем. Это был единственный подобный случай. В октябре 70-го года отец и сын Бразинскасы угнали пассажирский самолет над той же акваторией и убили стюардессу Надю Курченко во время ее попытки не дать проникнуть в кабину пилотов.
Некоторые авиакомпании разорились на должности собственных маршалов во время полетов, но это не афишируется и никак не регламентируется. Они не имеют законных полномочий и не могут действовать как полиция или спецслужбы, хотя, разумеется, когда-то сами служили в спецподразделениях.
Андрей Бинев, журналист, аналитик
Routes to finance
создать службу воздушных маршалов (Декабрь 2021).
По данным Федерального управления гражданской авиации, в любой момент в Соединенных Штатах Америки около 7 000 самолетов в небе над Соединенными Штатами. Эти рейсы переправляют более 500 000 пассажиров по территории США. Это серьезная ответственность за «тихих профессионалов» Федеральной службы авиационных маршалов.
С более чем полумиллионам людей, летящих в любой момент, важность сохранения безопасности этих пассажиров не может быть занижена.
И после терактов 11 сентября 2001 года нельзя игнорировать угрозу угонщиков и ущерб, который они могут нанести. Вот почему федеральные авиадиспетчеры работают под прикрытием, чтобы помочь сохранить наше небо в безопасности, и почему вы можете подумать о карьере в качестве маршала авиации.
Краткая история Федеральной программы авиамаршалов
Первоначальные маршалы неба состояли из 18 агентов из пограничного патруля США. Агенты могли находиться на определенных рейсах, идентифицированных как находящиеся под угрозой со стороны агентов ФБР, или по просьбе авиакомпаний. В течение следующего десятилетия маршалы несли более чем 1 700 агентов.
Вскоре после введения рентгеновского скрининга в аэропортах ряды маршалов были значительно уменьшены.
После терактов 9/11 число авиамаршалов быстро раздулось, и в свое время более 4000 авиамаршалов сидели как на иностранных, так и на внутренних рейсах. В настоящее время число авиадиспетчеров является конфиденциальным, но будьте уверены, что они там, готовы принять меры в любой момент, чтобы предотвратить катастрофу.
Функции работы и условия работы авиамаршалов
Воздушные маршалы выполняют большую часть своей работы под прикрытием. На самом деле, есть хорошие шансы, что если бы вы были в полете в последние годы, возможно, на борту был маршал авиации, о котором вы никогда не знали.
Известные как «тихие профессионалы», авиадиспетчеры служат скрытыми вооруженными силами, сидя на борту случайных полетов для наблюдения за потенциальными угрозами пассажиров и при необходимости прибегать к принудительным действиям. Если вы их не заметите, не волнуйтесь.Это означает, что все идет так, как должно.
Воздушные маршалы часто ожидают, что они будут работать долгие часы и могут быть вызваны с уведомлением всего за час. Важный компонент Департамента внутренней безопасности, маршалы авиации работают вместе с другими местными и федеральными правоохранительными органами в целях обеспечения максимальной безопасности, а также помогают в обеспечении безопасности других транспортных методов, таких как пассажирские поезда и другие системы массового транзита во время повышенная безопасность.
Федеральные авиадиспетчеры проводят расследования и сбор разведывательных данных и участвуют в работе межучрежденческих целевых групп по обеспечению соблюдения законов и безопасности. Они служат помощниками федеральных директоров по вопросам безопасности для правоохранительных органов в аэропортах и участвуют в нескольких межучрежденческих контртеррористических организациях.
Требования к становлению федерального маршала авиации
Требуются усилия и самоотверженность, чтобы стать федеральным маршалом авиации, и служба нанимает на работу только самых квалифицированных специалистов. Чтобы выставить карьеру в качестве маршала авиации, вы должны быть в возрасте от 21 до 37 лет и иметь как минимум трехлетний опыт работы или степень бакалавра в аккредитованном колледже или университете.
Потенциальные маршалы воздушного транспорта должны иметь возможность получить секретный секрет безопасности, который включает тщательное исследование фона и экзамен по полиграфу. Кандидаты также должны пройти медицинский осмотр и тест физических способностей.
Маршалы авиации проходят обширную подготовку, в том числе базовую подготовку федеральных правоохранительных органов, а также обучение, специально предназначенное для программы Air Marshals. Обучение, связанное с конкретными агентствами, включает в себя тесное сотрудничество, наблюдение и методы расследования.
Перспективы роста занятости и зарплаты для федеральных авиамаршалов
За всю историю программы Федеральных авиамаршалов размер и масштаб агентства сильно варьировались. В последние годы он значительно расширился, поскольку потребность в вооруженной безопасности на самолетах увеличилась, хотя количество авиадиспетчеров, которые в настоящее время эксплуатируются, остается тайной, что затрудняет оценку роста.
Маршалы авиации могут рассчитывать заработать между примерно 40, 000 и 70 000 долларов США в год в зависимости от места назначения, опыта и образования.
Является ли карьера федеральным авиамаршалом для вас?
Авиационный техникум наземного оборудования ВВС
Коды NEC определяют неграмотный широкий навык, способность или квалификация, которые должны быть задокументированы
МВД заявило о невозможности создания в России службы воздушных маршалов
В России не будет создана служба воздушных маршалов, обеспечивающих безопасность пассажиров во время авиаперелетов, так как создание такого подразделения противоречит закону «О полиции». Об этом сообщили «РИА Новости» в пресс-службе МВД России.
«Федеральным законом «О полиции» и указом президента подразделения полиции, выполняющие полномочия «службы воздушных маршалов», не предусмотрены», — заявили в пресс-службе. В министерстве отметили, что органы внутренних дел на транспорте совместно со службами авиационной безопасности и авиакомпаниями принимают все меры для предотвращения конфликтов во время полетов.
При этом в 2014 году МВД выступало с предложением создать спецслужбу воздушных маршалов в стране для пресечения нарушений на авиарейсах, сообщали «Известия». В министерстве предлагали обучать сотрудников на тренировочных базах ведомства и во Всероссийском институте повышения квалификации МВД.
Предложения о создании службы воздушных маршалов в России связаны с участившимися случаями нападения авиадебоширов на пассажиров и экипаж лайнеров. Последний резонансный случай произошел в конце января, тогда 41-летний сибиряк Павел Шаповалов попытался угнать самолет «Аэрофлота», летевший из Сургута в Москву.
Следствие считает, что мужчина потребовал развернуть лайнер и направить его в Афганистан. После этого борт экстренно сел в аэропорту Ханты-Мансийска, где Шаповалова задержала полиция. В результате инцидента никто не пострадал.
Федеральная служба воздушных маршалов США. России.
Русские люди всегда пили, и, похоже, всегда будут пить. Пьют все, много и везде. На улице и на работе, в кафе, ресторанах и барах. Не исключение и транспорт. И даже воздушный транспорт, т.е. самолеты. Здесь пьют до и во время полета. В зале ожидания и на борту. Улетая на отдых или в командировку, и возвращаясь оттуда. Закупив спиртное в duty free, или привезя с собой. Или выпив прямо перед рейсом. В любом случае пьяный российский пассажир чартерных или регулярных рейсов далеко не редкость. Хорошо если такой пассажир «под шофе», просто уснет на борту. Но в последнее время пьяных пассажиров стало часто тянуть на «подвиги» и приключения.
Хорошо если дебоширить начинают еще в аэропорту, у КВС (командира воздушного судна) есть еще возможность, несмотря на задержку рейса, вызвать полицию и снять неадекватного пассажира (иногда и не одного) с борта. А если разгул начался уже в воздухе? Как усмирить хулигана? Решение принимает лишь командир. Он единственный ответственен за экипаж и пассажиров. Что он может реально противопоставить разбушевавшемуся «герою», имея в экипаже лишь девушек стюардесс, да второго пилота? Он может рассчитывать лишь на помощь пассажиров.
Федеральная служба воздушных маршалов США.
После слепого преклонения перед всем западным, американским маятник общественного мнения качнулся в другую сторону. Теперь принято высмеивать американцев, Америку их стиль и образ жизни. Масла в огонь регулярно подливает известный писатель-сатирик М.Задорнов.
Но в любой стране, какой бы строй там не был, всегда есть чему поучиться.
С осени 1970 г. из-за частых случаев воздушного пиратства исламскими радикалами, президент Р.Никсон приказал сопровождать как внутренние, так и международные рейсы федеральными агентами. На тот период уже 1700 человек прошли специализированную подготовку и летали группами по 2-3 человека на борту. Все финансирование производилось из государственного бюджета.
С улучшением обстановки с воздушным терроризмом, количество маршалов постепенно снижалось, на 11 сентября 2001г. Их оставалось всего 33 человека. Но уже в течение октября 2001г. Более 600 человек из различных спец.служб и агентств начали проходить тренировку. Позднее были еще наборы в службу маршалов, но информация стала закрытой.
Дело в том, что суть работы воздушных маршалов США состоит в том, что они под видом простых пассажиров летают на наиболее опасных рейсах, контролируя ситуацию в салоне. Угроза захвата судна, пьяный дебош, угрожающий безопасности самолета и пассажиров, паника на борту, неадекватное поведение отдельных пассажиров, разрешение этих ситуаций и входит в компетенцию маршалов. Поскольку служба не афиширует свою работу, количество сотрудников день засекречено. Но, по некоторым оценкам, на сегодняшний день, их количество составляет около 4000 человек.
Воздушные маршалы в других странах.
Сейчас службы воздушных маршалов существуют в США, Канаде, Великобритании, Франции, Австрии, Австралии и Индии.
А в России еще думают.
Крупными авиакомпаниями России было предложено и одобрено Росавиацией, создание на базе транспортной полиции специального подразделения для борьбы с воздушными дебоширами, угонщиками, и террористами. Предложение так же в Минтранс. Наряду с введением службы подобной американским маршалам, предлагается выдавать спиртное, купленное в аэропорту в duty free, только после приземления. Так же предлагается оборудование бортов видеонаблюдением. Ужесточение наказания за хулиганство в воздухе предлагается предельно ужесточить, даже приравняв его к терроризму.
Пока вопрос решается, крупные авиакомпании используют работников собственной службы безопасности, а небольшие компании предлагают выдавать самим пилотам наручники и электрошокеры.
Зачем нужны воздушные маршалы?
Воздушные маршалы — так называют специально обученных сотрудников, обязанностью которых является выявление во время полетов потенциально опасных граждан на основе визуально полученных данных. Также воздушные маршалы наделены полномочиями применять действенные меры к нарушителям на борту самолета.
Идея следующая: создать службу воздушных маршалов в России для безопасности полетов. Сотрудники будут облачены в штатское, чтобы не привлекать внимание, но уже на этапе регистрации они будут присматриваться к пассажирам. Воздушные маршалы будут летать рейсами, которые служба безопасности сочтет сопряженные с большим риском. В случае реальной опасности эти сотрудники применят силу.
Есть ли смысл в данном нововведении? Наземные объекты практически каждый курируют охранные агентства или государственные ведомства, нужно ли то же самое вводить и для авиации? Мнения расходятся, тем не менее общие замечания удалось выделить.
Несомненно, повышать меры безопасности нужно. А вот способы повышения и пути их реализации необходимо прорабатывать тщательнее, просчитать расходы, увеличение штата сотрудников и т.д., в противном случае вместо желаемой эффективности получим банальный рост цен на билеты.
Если обратить внимание на зарубежные ведомства, такая практика (воздушные маршалы) в европейских странах используется локально — на рейсах, осуществляющих перевозку особо важных государственных деятелей. Причем в разные эпохи правления приоритеты были неоднозначны. В 1985 году после убийства пассажира в самолете TWA, летевшего в Бейрут, президентом Рейган было принято решение об увеличении численности воздушных маршалов. А в эпоху 1990-ых штат воздушных маршалов попал под сокращение, т.к. количество угонов и иных противоправных действий снизилось.
Следующее увеличение маршалов наблюдалось после терракта 11 сентября 2001. Прошли годы, и их актуальность снова оказалась под вопросом. Затраты государства на содержание данной службы ощутимы для бюджета. Также на данную службу требуется набирать исключительно профессионалов, которым предварительно нужно хорошая подготовка. Полученные навыки следует отработать на практике.
Есть ли в нашей стране необходимые условия? Однозначного ответа добиться сложно. Идея создания службы безопасности полетов возможно имеет смысл, но при соответствующем оснащении и поддержке государства.