воздушная гавань что это
Доходное дело: Кто владеет аэропортами в России
Авиационные перевозчики намерены увеличить пассажиропоток в России более чем на 70% к 2020 году
Холдинг «Новапорт» бизнесмена Романа Троценко приобрел аэропорт Ставрополя, продолжив усиливать свои позиции на Северном Кавказе. Бизнесмен неоднократно «спасал» региональные воздушные гавани с низкими показателями и изношенной инфраструктурой, одновременно укрепляя позиции холдинга в секторе авиаперевозок.
В целом сделка соответствует стратегическим планам властей по модернизации российских аэропортов и дальнейшему развитию авиарынка страны. Как отметил президент России Владимир Путин на встрече с профучастниками транспортного рынка, правительство ждет от авиарынка предложений по расширению списка прямых региональных маршрутов, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке.
Аэропорт Ставрополя, который теперь предстоит развивать компании господина Троценко, расположен в 18 км от центра города. Воздушная гавань обеспечивает авиасообщение не только с регионами России, но и странами СНГ и дальнего зарубежья. Пропускная способность аэропорта – 18 рейсов в сутки. По итогам 2017 года аэропорт перевез более 356 тыс. пассажиров. По данным СПАРК, 100% акций АО «Международный аэропорт Ставрополь» принадлежало Минимуществу Ставропольского края.
Между тем эксперты, опрошенные «Царьград», не смогли дать точных оценок стоимости аэропорта. Как отметил глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, оценить актив сходу невозможно, «это работа на несколько недель». Вместе с тем, по словам господина Пантелеева, приобретение северокавказской воздушной гавани, пусть и не слишком крупной, окажет влияние на бизнес компании Троценко.
Отметим, что в составе холдинга «Новапорт» в настоящий момент 15 аэропортов в регионах России. Среди них: аэропорты Новосибирска, Барнаула, Томска, Читы, Астрахани, Челябинска, Волгограда, Перми, Тюмени, Мурманска, Минеральных Вод, Калининграда. Последние два холдинг приобрел летом 2016 года.
Наблюдатели отмечают, что аэропорту Минеральных вод смена собственника пошла на пользу: пассажиропоток в 2017 году вырос на 24%. Ранее воздушная гавань принадлежала компании «Аэроинвест», которая по сведениям источников, была связанна с экс-главой Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым.
В 2017 году через аэропорт Ставрополя прошло более 356 тыс. пассажиров, пропускная способность узла в несколько раз больше – до 300 пассажиров в час, причем до 200 пассажиров в час на внутренних линиях, отметил в свою очередь А.Калачев.
Аэропортовая сеть Троценко довела совокупный пассажиропоток до 15 млн человек. Больше – только у столичной «тройки» Шереметьево, Домодедово и Внуково, отмечают эксперты.
Часто интересы трех крупнейших игроков рынка региональных перевозок сталкиваются в борьбе за «лакомые» активы. Например, сразу три компании («Новапорт», «Аэропорты регионов» и «Базэл Аэро») являются претендентами на партнерство с региональными властями в развитии авиаузла Иркутска.
Также компания Вексельберга, холдинг Троценко и структура Дерипаски столкнулись в борьбе за строительство другой воздушной гавани в Сибири – Омск-Федоровка. Инвестиции в строительство аэропорта оцениваются в 17,8 млрд рублей.
Действительно ли аэропорты столь «лакомый кусок» для бизнесменов, раз уж вокруг активов, требующих существенных инвестиций, разворачивается нешуточная борьба? Судите сами.
Что касается господина Вексельберга, то, как уже упоминалось, бизнесмен делает ставку на региональный сектор аэропортового бизнеса. Ему принадлежит 90% компании «Аэропорты регионов», еще по 5% досталось Владимиру Кремеру и Евгению Ольховику.
Что касается О.Дерипаски, то он заинтересовался авиационным бизнесом, когда приобрел компанию «Авиалиний Кубани» в 2004 году. Однако успешной эту инвестицию назвать сложно – компания была объявлена банкротом в 2012 году. А вот покупка аэропортов принесла Дерипаске прибыль. Под «крылом« «Базэл Аэро» уже собрались четыре южных гавани: аэропорты Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика.
Единственным владельцем московского аэропорта Домодедово (70%) является Дмитрий Каменщик, который пришел в сектор авиаперевозок еще в 90-е. Изначально он был владельцем авиакомпании «Ист Лайн», а в 1998 году возглавил совет директоров Домодедово. Аэропорт, в дальнейшем ставший крупнейшим в России, обгонял своих московских конкурентов вплоть до 2015 года. И лишь с уходом «Траснаэро» уступил первое место по пассажиропотоку Шереметьево.
У «северных воздушных ворот» столицы, аэропорта Шереметьево, в собственниках такие бизнесмены как Аркадий Ротенберг (62%), Александр Пономаренко (21%) и Александр Скоробогатько (21%). Миллиардеры управляют авиаузлом через TPS Avia, зарегистрированной на Кипре. Как пишет Forbes, в 2013 г. TPS переиграла «Аэропорт Кольцово», входящий в группу Виктора Вексельберга, и получила право развивать крупнейший аэропорт России. В дальнейшем инвесторы объединили с государством свои активы в Шереметьево и получили контрольный пакет в компании.
Беглый взгляд на ситуацию в секторе авиаперевозок не оставляет сомнений: рынок поделен среди нескольких крупных участников. Однако данный факт не означает, что ситуация в «замороженном» состоянии. Слияния, поглощения, взаимные претензии были и будут. Если ситуация в экономике стабилизируется, начнется рост реально располагаемых доходов у населения, то рынок авиаперевозок вновь станет одним из лидеров в России, как это было в нулевые годы.
Город уходит в небо
В погожий воскресный день 16 сентября 1923 года в кабинете председателя Сибревкома Лашевича сидел один из руководителей советского «Добролёта» Дзевялтовский. Речь шла об организации регулярных авиарейсов между Москвой и Ново-Николаевском.
Московский гость прибыл на новеньком «Юнкерсе», купленном в Германии, затратив на перелёт из столицы больше недели. Собравшись на маленьком аэродроме военного городка, восторженные горожане ожидали прибытия самолёта в течение нескольких часов. Лишь когда начало темнеть, в начале восьмого вечера, публика заметила в небе летящую точку, постепенно превращающуюся в силуэт воздушного корабля.
Приветственно помахав крыльями, «Юнкерс» приземлился на поле между двумя горящими кострами. Толпа, крича «Ура!», смяла милицию и военных и прорвалась к самолёту. «Ликование безумное», — только так смог охарактеризовать этот момент корреспондент местной газеты. В этой гигантской толпе, в этом сонме людей, заполнившем всё окружающее пространство, кричал и махал руками простой закаменский мальчишка Саша Покрышкин.
На следующий день Дзевялтовский доказывал хозяину Сибири, воодушевлённому перспективой добираться до Москвы по воздуху, что до регулярных рейсов ещё очень и очень далеко.
— Ошибаются те, — говорил он, — кто думает: раз они на «Юнкерсе» прилетели, значит, воздушная линия готова. Не готова она! Нужно построить и оборудовать посадочные площадки. Даже лучший в Сибири омский аэродром не годится, а про ваш, наспех сделанный, и говорить нечего. Нужна система специальной сигнализации, чтобы лётчику с земли сообщать, нет ли впереди дождя, грозы, снежной бури… Очень большая работа предстоит.
Так в начале осени 1923 года впервые заговорили о строительстве современного городского аэроузла для доставки грузов и людей со всей страны. Первоначально аэродром попытались оставить в военном городке, но уже через несколько лет поняли: неподходящее это место. И подобрали другое, к северу от города.
В 1929–1932 годах здесь появились первые постройки и дёрновое лётное поле: ровный травяной газон, который регулярно выкашивали, прочёсывали, поливали и прикатывали. Где поле — там и грызуны, и первым работникам аэропорта приходилось бороться с мышами да бродячих собак гонять.
А то был случай с тем самым «Юнкерсом», оставленным работать в Ново-Николаевске: отправился он в агитационный полёт по окрестным посёлкам, сел на бочатском аэродроме и проколол колесо. «Бочатский аэродром, — жаловался участник агитполёта, — как скотское кладбище, весь усыпан костями. На лошадиных острых лопатках мы расхватили себе покрышку «до ушей». Надо отдать должное тамошней милиции — она моментально нашла виновных. Но виновных этих, увы, поймать не удалось — они очень быстро бегали, так как природа каждого из них снабдила четырьмя ногами. Бочатские собаки — вот кто оказался врагом Авиахима! Это они натаскали костей на аэродром». Кое-как местный сапожник зашил сыромятным ремнём покрышку, но, увы, не слишком удачно. Пришлось потом лётчику Николаю Иеске — первой легенде новосибирской авиации — героически приземляться на одно колесо.
Вскоре у лётного поля новой аэростанции возвели светопост, а для обслуживающего персонала поставили двухэтажный деревянный барак — несколько лет он был единственным жилым зданием в округе.
17 мая 1929 года из воздушной гавани за 2-й Ельцовкой вылетел в Омск первый почтовый самолёт «Фоккер С-4». В следующем году аэростанция стала официально именоваться Новосибирским аэропортом Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота. С 1930 года начались регулярные рейсы в Сталинск (Новокузнецк), с 1932-го — в Свердловск, с 1933-го — в Барнаул, с 1935-го — в Кемерово, с 1936-го — в Москву. Рейс в столицу был долгим — с посадками в Омске, Кургане, Свердловске, Казани, — он занимал 26 часов 30 минут.
У пассажиров были свои заботы — добраться из города до аэропорта. В распутицу ухабистая и неровная просёлочная дорога превращалась в непролазное месиво. «Новосибирский аэропорт оторван от города ухабами, рытвинами, крутыми спусками и подъёмами, — писала газета. — До сих пор все попытки прорвать осаду кончались неудачами: на поле боя оставались невыполненные резолюции и висящие в воздухе обещания».
Вдоль разбитого просёлка, уводившего горожан из города в небо, первоначально ничего не было — лишь берёзки да сосёнки, выползавшие к аэростанции по высокому склону от 2-й Ельцовки. Но постепенно пасторальный сельский пейзаж и здесь сменялся городским. В 1934-м строители возвели временное деревянное здание аэропорта. Через год его сменил первый каменный аэровокзал, принимавший пассажиров в течение двух последующих десятилетий. Был поставлен радиомаяк, построен самолётный ангар, открылся медицинский пункт, где работали фельдшер и медсестра, заработала баня.
Рядом выросли два четырехэтажных каменных дома (ныне дома № 5–6 по ул. Аэропорт).
В тот день для зрителей авиашоу было открыто 16 буфетов-ресторанов, две шашлычных, четыре чайных и 300 киосков с напитками, мороженым и сладостями. «На аэродром завезено, — информировала газета, — девяносто тысяч литров прохладительных напитков, три тонны триста килограмм мороженого, четырнадцать тонн колбасных изделий. Торговля будет производиться с шести часов утра и до окончания праздника».
Увы, не всегда в городском аэропорту царила праздничная атмосфера. Случались здесь и трагедии — небо слишком шаткая опора, чтобы человек ходил по нему без опаски.
1938 год омрачили две воздушных катастрофы: весной на московском рейсе, осенью — на омском. 15 мая пилот самолёта ПС-9 вскоре после взлёта заметил, что температура воды в левом двигателе стремительно растёт. Пилот попросил пассажиров перейти в хвост и стал выбирать место для посадки, но никак не мог с ним определиться и окончательно потерял контроль над машиной. Воздушное судно стремительно теряло скорость и высоту: пятьсот метров, триста, сто пятьдесят… На высоте тридцать метров машина завалилась на нос и рухнула на землю. «Самолёт разбит на 100%, — констатировала позже комиссия, — носовая часть фюзеляжа, шасси, пилотская и пассажирская кабины разрушены, деформирована правая плоскость». Каким-то чудом при этом уцелели и пилот с бортмехаником, и все пассажиры!
1 сентября П-5 с одним лётчиком на борту перевозил груз из Новосибирска в Омск. Несмотря на резко ухудшившуюся погоду, лётчик решил лететь, но уже на высоте тридцать метров попал в туман, заплутал — и в восьми километрах от аэропорта зацепился за трос радиомачты. Самолёт мгновенно запутался в растяжках, а одну из них принялся наматывать на винт. Через несколько мгновений мотор вырвало из фюзеляжа, машина упала на землю, а лётчик погиб. Деревянная мачта высотой 150 метров, оставшись без растяжек, переломилась и рухнула сверху. Ещё более страшная трагедия случилась через два года: из-за плохой видимости в районе Новосибирска разбился самолёт рейса Москва — Иркутск, погибли 18 человек из 21.
И всё же праздничных дней было больше, чем печальных. Каждый год 18 августа в городском аэропорту к северу от Новосибирска продолжали собираться гигантские людские толпы. В 1940-м, по утверждению «Советской Сибири», на празднование Дня авиации пришли 150 тысяч человек. Ровно половина города! Эта цифра кажется журналистским преувеличением, но даже если уменьшить её втрое, число зрителей всё равно останется грандиозным.
Вот как описывала «Советская Сибирь» последний предвоенный праздник в аэропорту:
«Начинается воздушный парад. Одна за другой плавно поднимаются тройки самолетов «У-2». Ведёт их капитан тов. Голобородько. Замечательно стройно и точно самолёты перестраиваются в воздухе и плывут над аэродромом правильными клиньями из девяти машин. Со старта взлетает звено стремительных, лёгких, маленьких самолётов… проворные «УТ-1» расходятся в разные стороны густо-синего купола и начинают кувыркаться, поблёскивая серебром на солнце. Три самолёта одновременно выполняют фигуры высшего пилотажа — иммельманы, бочки, петли…
…Демонстрируется буксировка планера самолётом. Краснокрылый планер «Ш-10» ведёт мастер планеризма Кузаков. Не в первый раз показывает он искусство планеризма. Это — один из старейших парашютистов и планеристов Сибири. Сегодня у него на планере пассажир-музыкант. Весёлые переборы аккордеона транслируются с планера Новосибирской радиостанцией. Оторвавшись от самолета, тов. Кузаков продолжает самостоятельный полёт и затем точно и красиво сажает планер у самой трибуны…»
Вслепую над скалами: самые опасные и несчастливые аэропорты мира
В мире существует несколько воздушных гаваней, которые носят звание «чрезвычайно опасных». Зайти на посадку сюда могут только опытные пилоты, но без происшествий все равно не обходится. Эксперты программы «Тайны Чапман» и ее ведущая Анна Чапман на РЕН ТВ представили топ-5 действующих аэропортов, один вид которых может вызывать страх.
Пятое место. Аэропорт Принцессы Юлианы
Аэропорт Принцессы Юлианы, остров Святого Мартина. Взлетная полоса начинается практически на пляже. Для пилотов это большая проблема.
Самолеты, заходящие на посадку в аэропорт Принцессы Юлианы, часто пролетают всего лишь в десятках метров над головами у туристов. Ветер на пляже Махо в этот момент достигает скорости 180 километров в час. Многие специально приходят сюда, чтобы мужественно противостоять воздушным потокам. Впрочем, не всем удается.
Четвертое место. Аэропорт острова Барра
Аэропорт острова Барра в Шотландии. Взлетно-посадочная полоса находится не рядом с пляжем, а прямо на нем. Во время приливов он закрывается. Чтобы принять самолет ночью, по песку протягивают светоотражающие ленты, а местность освещают автомобильными фарами.
Третье место. Аэропорт Гисборн
Аэропорт Гисборн. Новая Зеландия. Это единственный аэропорт в мире, где самолет может столкнуться с поездом. Прямо посреди взлетно-посадочной полосы проходит действующая железная дорога, по которой регулярно движутся грузовые составы. Иногда лайнерам приходится кружить в воздухе, пока они не проедут.
Второе место. Аэропорт владения Британии Гибралтар
Здесь взлетно-посадочную полосу пересекает автомобильная дорога. И подобное решение – не каприз проектировщика. Владение Британии Гибралтар находится на крохотном полуострове в Средиземном море. Площадь – менее 7 квадратных километров. Сама «взлётка» зажата между водным пространством и испанской бухтой Альхесирас. Если пилот промахнется, самолет утонет.
Первое место. Аэропорт имени Тенцинга и Хиллари
Непальский аэропорт имени Тенцинга и Хиллари – самый опасный в мире.
Пилоту нужно умудриться посадить самолет на очень короткую – чуть более 500 метров – полосу, расположенную под углом 12 градусов на высоте почти 3 тысячи метров над уровнем моря. С одной стороны она зажата скалой, с другой – обрыв. Именно отсюда альпинисты начинают восхождение на Эверест. Летать в аэропорт имени Тенцинга и Хиллари могут только опытные пилоты, прошедшие специальную сертификацию, но даже у них случаются осечки.
«Слепой» аэропорт и крупнейшая катастрофа
Канарские острова. Аэропорт Тенерифе-Северный. Небольшая воздушная гавань рядом с популярными курортами. Раньше это место называлось по-другому – Лос-Родеос. Пилоты недолюбливают его за туман. Взлетно-посадочная полоса находится в ложбине.
В этих условия видимость может упасть с нескольких километров до 50 метров буквально за несколько минут. Однако спроектирован Лос-Родеос был достаточно удобно и в отличие от фигурантов нашего рейтинга опасным никогда не считался. Безмятежные пассажиры и не догадываются, что это место имело дурную славу.
3 декабря 1972 года при взлете потерпел катастрофу испанский лайнер, погибли 155 человек. На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в истории Испании. 25 апреля 1980 года в Лос-Родеосе разбился английский «Боинг», погибли 146 человек. Это крупнейшая катастрофа в истории авиации Великобритании.
Единственной гаванью, которая могла принять широкофюзеляжные самолеты, оказался Лос-Родеос – небольшой аэропорт с одной взлетно-посадочной полосой. Самолет компании Pan American имел достаточно топлива, чтобы наматывать круги над островом Гран Канария и ждать, когда власти откроют аэропорт, где и планировали сесть изначально. Однако диспетчер настаивал: немедленно приземляйтесь в Лос-Родеосе, что и было благополучно сделано. Авиасудно отправили на дозаправку. В конце аэропорта разрешения на взлет ждал нидерландский борт. Лайнер Pan American, заполнив бак, выкатился ему навстречу, чтобы все-таки добраться до первоначального пункта назначения. Он должен был свернуть на рулежную дорожку, однако не вписался в поворот.
Американский лайнер направился к следующей рулежной дорожке. Тем временем нидерландский борт начал движение по полосе ему навстречу – он шел на взлет. Как потом выяснится, у диспетчера аэропорта, который руководил действиями летчиков, был сильный испанский акцент. Реплики в эфире накладывались друг на друга. И пилоту нидерландского борта показалось, будто ему дали разрешение на взлет, хотя его всего лишь спрашивали о готовности.
Самолеты приблизились друг к другу вплотную, один успел немного приподняться над землей, но катастрофы было уже не избежать. Фюзеляж американского «Боинга» разворотило. Голландский борт упал на полосе в 150 метрах от точки столкновения. Оба лайнера загорелись.
Еще больше об удивительных явлениях нашего мира, тайнах общества и истории смотрите в новых выпусках программы «Тайны Чапман» с Анной Чапман! По будням в 17:00!
Международный аэропорт в Улан-Удэ. Номера телефонов справочной службы и другие полезные сведения
Какой из людей не хочет попасть на самое глубокое озеро на планете — Байкал? Увидеть это чудо своими глазами?
Да и на самом деле, совершенно не важно, в туристических целях или по бизнесу вы собрались полететь в Улан-Удэ, знайте, что этот город и республика сможет вас удивить! А так как всё большее количество людей предпочитает воздушные путешествия всем остальным, то знакомство с республикой у вас начнётся с аэропорта.
Международный воздушная гавань Мухино
В городе Улан-Удэ располагается международный аэропорт, который называется «Мухино». Располагается он недалеко от города, в 15 км к западу от центра Улан-Удэ и в 85 км от озера Байкал (на юго-восток).
Воздушная гавань выполняет цели федерального значения, а также это база, связывающая между собой отдалённые и труднодоступные места, которые находятся в республике.
В 1988 году аэропорту присваивают новый статус — международный, в то время он получил это положение для работы военных инспекций, согласно межправительственному соглашению между Китаем и Россией. И уже более 30 лет воздушная гавань успешно справляется с данным статусом.
Время работы — 24 часа.
Краткая историческая справка:
Другое название
Аэропорт в 2008 году народным Хуларом Бурятской Республики получил новое название — «Байкал», которое на данный момент используется лишь в региональных СМИ и в разговорной речи местных жителей.
Но на федеральном уровне на 2013 год воздушная гавань продолжает носить название «Улан-Удэ (Мухино)».
Теперь вы знаете, как называется аэровокзал.
Контакты
Российская Федерация, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, Аэропорт, 10.
Адрес
Воздушная гавань «Мухино» имеет следующий адрес: индекс 670018, Российская Федерация, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, Аэропорт, 10.
Номера телефонов справочной службы
Добавочный код в Улан-Удэ +7 (312), поэтому при звонке с другого города или с сотового телефона нужно это учитывать.
Официальный сайт
Вся необходимая информация: онлайн табло прилётов и отлётов самолётов, время работы касс и т. д. находится на официальном сайте: http://www.airportbaikal.ru/.
Инфраструктура
Взлётно-посадочная полоса имеет следующие размеры: 3400х45 метров, курсы посадки 263 и 83. Воздушная гавань содержит 5 рулёжных дорожек, а пропускная способность ВПП составляет 5 самолётовылетов за час.
Система перронов:
На территории аэровокзала находятся:
Рейсы и направления полетов
Аэропорт «Мухино» выполняет как регулярные, так и чартерные рейсы по международным и внутренним линиям.
Из аэропорта выполняются рейсы в следующие города:
Где находится и как добраться?
С Улан-Удэ аэропорт связывает автодорога, которая выходит через магистрали Левого берега к центру, проходя через Селенгинский мост. Воздушная гавань находится около примыкания федеральной автомагистрали (меридианальной) А3240 к федеральной широтной автомагистрали «Байкал» Р256 (или М55).
В аэропорту остановка располагается прямо на привокзальной площади. Маршрутные автобусы начинают курсировать с 6:15, в выходные — с 7 утра, интервал движения от 7 до 10 минут.
Также до аэропорта можно добраться на такси, не так давно воздушная гавань подписала соглашение с «Новое жёлтое такси», которое получило возможность проезжать к выходу для подсадки и высадки пассажиров, рядом с аэровокзалом. При желании можно заказать такси через другие компании или специальные приложения.
Парковка
ООО «Аэропорт Байкал» на привокзальной площади Международного аэропорта оказывает услуги по парковке автомобилей.
Территория стоянки для автомобилей — это единый парковочный комплекс, организованный на базе АПС (автоматизированный парковочной системы), которая с помощью пластиковой карты фиксирует въезд машины, а расчёт производит согласно установленным тарифам.
В 50 метрах от аэровокзала находится долговременная парковка, она рассчитана на 25 парковочных мест, за каждые сутки клиенту здесь придётся заплатить 200 рублей.
На парковке Р1 находятся места для лиц с ограниченными возможностями, в правом ряду, ориентироваться можно по разметке и информационным табличкам.
Гостиницы
Гостина «Полёт» находится в 50 метрах от аэровокзала. Здесь есть 20 номеров самых разных категорий: от одноместных до класса Люкс. В стоимость номера можно добавить завтрак, обед и ужин. Расчётный час — полдень, по местному (+5 к часовому поясу Москвы). Стоит отметить, что на всей территории отеля действует бесплатный Wi-Fi.
Также недалеко от аэропорта находится город Улан-Удэ, в котором всегда можно через сторонние сайты найти подходящее жильё необходимого класса.
Фото внутри и снаружи
Размеры аэропорта — не очень внушительные, но на его территории есть вся инфраструктура для удобного времяпрепровождения пассажиров. 2 взлётно-посадочных полосы позволяют принимать больше самолётов, чем другие аэропорты. А двухэтажное здание терминала с лёгкостью может обслуживать большое количество людей, которые будут себя чувствовать комфортно и свободно. Предлагаем ознакомиться с фото воздушной гавани.
Как видите, международный аэропорт «Байкал» — это современная воздушная гавань, в которой есть всё, что может понадобиться пассажирам. Недалеко от аэропорта также находится гостиница, в которой можно скоротать время перед поздним рейсом. Летайте с удовольствием!