воздух был свеж хотя солнце только что село

Тема: «Сложноподчиненное предложение» Упражнение 8. Обозначьте графически границы предложений, входящих в состав сложного; укажите союзы и союзные слова, подчеркните союзные слова как члены предложения. 1. Справа он видел большую поляну на которой стоял кряжистый дуб. 2. Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто. 3. Воздух был свеж хотя солнце только что село. 4. Если жизнь тебя обманет не печалься. 5. В доме куда мы случайно попали шел ремонт. Учимся расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Упражнение 9. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным вопросом. 1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля. 2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать. 3. Чего я жду не знаю сам. 4. Он спросил не будет ли приказаний и исчез. 5. Я не могу сказать нравилось ли нам ходить босиком. Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию. 1. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь. 2. Утром еще солнце не успело подняться мы покинули поселок. 3. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с нее. 4. Тропинка поднимается в скалы где смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. 5. Я взбежал по лестнице которая вела в светлицу и вошел в комнату. В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении. 1. Дрожащим голосом она объявила что ужинать ей не хочется и стала прощаться с родителями. 2. Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем влетает на черный двор. 3. Она сделала мне знак рукой чтобы я подождал и вышла. 4. Я смотрю вдаль где видны силуэты судов и вижу миллионы огней. 5. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием. 6. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один. Упражнение 10. Расставьте знаки препинания. Объясните графически. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Типы связи придаточных предложений в составе сложного предложения Упражнение 11. Предложения с последовательным подчинением придаточных. Подчеркните главные члены, задайте вопросы к придаточным частям. 1. Я открыл глаза тогда, (когда услышал), (что до берега недалеко). 2. Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться). 3. Она гонит от себя впечатления этой сцены, (потому что чувствует), (что готова расплакаться). 4. Послы сказали, (что возьмут с условием), (если и он примет ответный подарок). Упражнение 12. Определите границы придаточных частей скобками, расставьте знаки препинания. 1. Я полагаю что все короли хотят чтобы мы приняли турецкую веру. 2. За нами долго следила японская джонка чтобы посмотреть куда мы направимся. 3. Нехорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда расчихаешься когда войдешь. 4. Вы думали что я буду слушать смиренно дерзости потому что у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол. 5. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда объявили ему что мы уходим. Упражнение 13. Предложения с параллельным (неоднородным) подчинением. Покажите границы главного и придаточных предложений, задайте к придаточным предложениям вопросы. [Но теперь, (когда я могу рассуждать), я уверена], (что ты останешься жив). 1. Индюшка любила жаловаться, когда была голодна, и требовала, чтобы Индюк ее жалел. 2. Зато, чтоб утешить меня, он приказал ему верхом объехать поле и взял меня с собою, чтобы при мне поймать зайца. 3. Я желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время. 4. Чичиков заметил, что в самом деле неприлично такое безучастие к чужому горю, и потому вздохнул тут же и сказал, что соболезнует. Упражнение 14. Подчеркните главные члены, укажите границы главного и придаточных предложений, к придаточным задайте вопросы, расставьте знаки препинания. 1. Везде где только сидят он останавливался чтоб показать себя. 2. Утром когда мы опять остановились пить чай я узнал что мои страхи были не совсем неосновательны. 3. Нина просила не рассказывать никому что она проболталась и уверяла что ее будут очень ругать. 4. Накануне вечером когда я уже спал отец мой виделся с теми стариками которые гостили у брата. 5. Впоследствии когда мои слова сделались известны тетушкам они заставили меня повторять их и так хохотали что приводили меня в совершенное изумление. Упражнение 15. Однородные придаточные предложения. Задайте вопросы к придаточным предложениям. 1. Ко мне пришел Савич сказать, (что последняя лодка идет на берег), (чтоб я поторопился). 2. В то же время мелькала у меня мысль, (что я спрятался), (что маменька не услышит моих слез). 3. Там был старенький домишко, (где жил некогда мой дедушка), (где родились все мои тетки и мой отец).

воздух был свеж хотя солнце только что село. Смотреть фото воздух был свеж хотя солнце только что село. Смотреть картинку воздух был свеж хотя солнце только что село. Картинка про воздух был свеж хотя солнце только что село. Фото воздух был свеж хотя солнце только что село

Упр.11. Я открыл глаза тогда, (когда?) когда услышал, (что?) что до берега недалеко. Я всегда знал, (что?) что он ветреный человек, (какой?) на которого нельзя надеяться. Она гонит от себя впечатления этой сцены, (почему?) потому что чувствует, (что?) что готова расплакаться. Послы сказали, (что?) что возьмут с условием, (каким?) если и он примет ответный подарок.

Упр.12.
Я полагаю, (что все короли хотят), (чтобы мы приняли турецкую веру).
За нами долго следила японская джонка, (чтобы посмотреть), (куда мы направимся).
Нехорошо, (что у вас все больные такой крепкий табак курят), (что всегда расчихаешься), (когда войдешь).
Вы думали, (что я буду смиренно слушать дерзости),( потому что у меня нет денег), (которые бы я мог бросить на стол).
Я забыл сказать, (что губернатор ужасно обрадовался), (когда объявили ему), (что мы уходим),

Упр. 13
[Индюшка любила жаловаться, (когда?)(когда была голодна), и требовала], (чего?) (чтобы индюк ее жалел).
[Зато, (чтоб утешить меня), он приказал (с какой целью? зачем?) ему верхом объехать поле и взял (зачем? с какой целью?) меня с собою], (чтобы при мне поймать зайца).
[Я желал вырвать его из среды злодеев, (каких?) (какими он предводительствовал), и спасти его голову], (когда? в течение какого времени?)(пока еще было время).
[Чичиков заметил, (что?) (что в самом деле неприлично такое безучастие к чужому горю), и потому вздохнул тут же и сказал], (что?) что соболезнует.

Источник

Союзы и союзные слова — упражнения

Упражнение 1. Запишите предложения, постройте схемы, определите при помощи союзов или союзных слов соединены части СПП.

Упражнение 2. Списать текст, расставить запятые и выделить союзы, союзные слова.

1.Я жить хочу чтоб мыслить и страдать (П.). 2.Брат не присутствовал на занятиях потому что был на работе. 3.Шла она медленной нерешительной походкой человека который очень устал или глубоко задумался (М.Г.). 4. Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке то он бы приметил её потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма не ускользнет (Г.). 5. Границы где равнины соприкасаются с горами обозначены чрезвычайно резко (Арс.). 6. Всё что ни делала что ни читала Саша тотчас же ему рассказывала.

Упражнение 3. Списать текст, расставить запятые, выделить союзы и указательные слова.

А ведьма между тем поднялась так высоко что одним только черным пятнышком мелькнула вверху (Г.). 2. Левин не замечал как проходило время (Л.Т.). 3. И слышно было до рассвета как ликовал француз (Л.). 4. Тяжелые тучи шли так низко что казалось вот-вот зацепятся за оголенные макушки высоких тополей (М.Ш.). 5. За пять часов времени мы не проехали и двадцати верст потому что дорога была северная (М.Г.). 6. Он (Максим Максимыч) был печален и сердит хотя старался скрыть это (Л.).

Упражнение 4. Составить сложные предложения с союзами из двух простых.

Сегодня хорошая погода. Сегодня светит солнце, тепло, нет ветра и осадков.
Я хочу выйти к доске. Я хочу составить предложение с союзом.
Я не понял задания. Очень хотел выполнить задание.

Упражнение 5. По данному началу составь сложные предложения с союзами.

Сегодня плохая погода, …(солнце скрылось, холодно, дует ветер, идет дождь.
Я хочу домой, …(устал находиться в школе).
Я хочу учиться… (я хочу хорошо научиться говорить).

Упражнение 6. Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Расставьте знаки препинания.

1) Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен что она самая живописная. (К. Паустовский) 2) То что тихо я тебе рассказываю так на спящие дали похоже. (Б. Пастернак) 3) В берёзовом лесу всегда светлее как будто берёзы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В. Солоухин) 4) Я люблю тебя жизнь и хочу чтобы лучше ты стала. (К. Ваншенкин) 5) Я уверен что земляничный аромат ни с чем не спутаешь. (В. Солоухин) 6) Кто словом скор тот в делах редко спор. (Пословица) 7) Было ясно что надо торопиться. 8) То что написано пером не вырубишь топором. (Пословица) 9) Каков пастух таково и стадо. (Пословица)

Упражнение 7. Запишите сложноподчинённые предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы. Определите, союзом или союзным словом соединены части в каждом предложении.

1) Маша так друж_любно и крепко стиснула его руку что сер..це у него з_билось от радсти. (И. Тургенев) 2) Что с возу упало то пр..пало. (Пословица) 3) (Не)было (н..)какой н..дежды что небо про_сни(тся, ться). (А. Чехов) 4) Марина полюбила Верочку и умела угад_вать по гл_зам что ей нрав..лось. (И. Гончаров) 5) В сложной би..графии Андерсена (не)легко уст..новить то время когда он нач..л писать свои первые пр..лес..ные ска..ки. (К. Паустовский) 6) Он говорил о вр..менах гр..дущих когда народы распри поз_быв в в_ликую семью со..д..ня(тся, ться). (А. Пушкин) 7) Пут..ше..ствие (н..)пок..залось ему столь ужас..но как он того ож..дал. (А. Пушкин) 8) Этот слепой (н..)так слеп как каже(тся, ться). (М. Лермонтов)

Упражнение 8. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные указательные слова, а также союзы и союзные слова.

Упражнение 9. Спишите, выделяя запятыми придаточные предложения. Обозначьте средства связи в сложноподчинённых предложениях: союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.

Упражнение 10. Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения.

Упражнение 11.Союз или союзное слово?

Образец выполнения: Мы были предупреждены, что (союз) нас встретят вопросами. Что (мест.) делать в сложившейся ситуации, совершенно непонятно.

1. Сообщение, что (_____) пришло последним, было самым важным.
2. Сообщение о том, что (_____) произошло на острове, потрясло всех.
3. Что (_____) написано пером, то не вырубишь топором.
4. То сердце не научится любить, которое (_____) устало ненавидеть.
5. Мысль, что (_____) мы обмануты, была невыносима.
6. Мысль о том, что (_____) пора экзаменов приближается, не давала мне покоя.
7. Мысль, что (_____) ты высказал вчера, очень интересна.
8. Сообщение, что (_____) скоро приезжает брат, обрадовало всех домашних.

Упражнение 12. Союз или союзное слово?

1. Мы знаем, как (_____) на горизонте показалась белая точка теплохода.
2. Наставник сказал ученику, как (_____) крепится деталь на станке.
3. Ученые наблюдают, как (_____) пчелы и другие насекомые опыляют цветы.
4. Здоровье человека зависит от того, как (_____) он выполняет требования физической культуры.
5. Никогда не забывай, как (_____) много зависит от правильного распределения времени.

Упражнение 13. Обозначьте графически границы предложений, входящих в состав сложного; укажите союзы и союзные слова, подчеркните союзные слова как члены предложения.

Образец: [Дом, (что стоит на горе), виден издалека.]

1. Справа он видел большую поляну на которой стоял кряжистый дуб.
2. Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.
3. Воздух был свеж хотя солнце только что село.
4. Если жизнь тебя обманет не печалься.
5. В доме куда мы случайно попали шел ремонт.

Упражнение 14. Докажите, что части данных сложноподчиненных предложений связаны при помощи союзных слов. Какой частью речи являются союзные слова? Подчеркните их как члены предложения. Составьте схемы первого и четвертого предложений.

1. Я попыталась в..помнить все, что знала о маленьких крылатых человечках.
2. Первым делом на ум пришла сказка о Дюймовочке, потом пр..помнилась маленькая фея из «Питера Пэна», та, что ра..сыпала золотую пыль.
3. Так(же) я в..помнила еще (не)сколько мультиков, где волшебные феи п..могали разным людям.
4. Фея с..средоточилась, направила палочку на зл..получное платье и зам..рла, чего я (не)ожидала.
5. Послышался мгнове(н,нн)ый хлопок, потом посыпались разн..цветные оживле(н,нн)ые искры, которые устроили маленький ф..йерверк.
6. Искры в..пыхнули, (от)чего над (с,з)горевшей спичкой медле(н,нн)о заклубился зеленовато(молочный) туман.
7. Я быстро пр..одолела устла(н,нн)ый плиткой двор и детскую площадку, куда вел (не)широкий проход между двумя рядами коло(н,нн).

Упражнение 15. Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, с помощью союза или союзного слова связаны части сложноподчиненного предложения. Какой частью речи являются союзные слова? Подчеркните их как члены предложения. Составьте схемы первого и четвертого предложений.

1. И тут я поняла что моя гостья просто не в силах оторва(т,ть)ся от меда она пр..липла к нему.
2. Я поняла что моя фея больше похожа на пупсика, чем на утонче(н,нн)ую красавицу которых обычно изображают в книжках и мультфильмах.
3. Фенечка (не)ожида(н,нн)о легко по..чинилась перелетела на край подноса и в..махнула палочкой которая легко к..снулась стекля(н,нн)ого графинчика.
4.Спичечный коробок броше(н,нн)ый на столе по..прыгнул ра..крылся (от)чего оставш..еся спички стрелами понеслись по столу.
5.Лифт оказался соверше(н,нн)о свободным так что мы бе..препятстве(н,нн)о спустились на первый этаж.
6. (Не)смотря на то что Фенечка (не)щадно дергала меня за волосы боясь грохота лифта я старалась не обращать на нее внимания.
7. Фенечка (на)столько испугалась что теперь сидела тихо вц..пившись в ворот моей футболки.
8. Я постоя(н,нн)о хвасталась своим многочисле(н,нн)ым подругам что все знаю о людях.

Упражнение 16. Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте в главном и придаточном предложениях грамматические основы и заключите в овал средства связи — союз или союзное слово (относительное местоимение). В каких предложениях использованы относительные местоимения для связи главного и придаточного? Назовите их.

Тест по теме «Подчинительные союзы и союзные слова»

воздух был свеж хотя солнце только что село. Смотреть фото воздух был свеж хотя солнце только что село. Смотреть картинку воздух был свеж хотя солнце только что село. Картинка про воздух был свеж хотя солнце только что село. Фото воздух был свеж хотя солнце только что село

Вариант 1

1. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (М. Алексеев)
2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован. (М. Алексеев)
3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька. (М. Алексеев)
4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (И. Акимов)

2. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Командир роты распорядился, чтобы до ночи разведчики отдыхали. (М. Алексеев)
2) Там была столовая, где вчера вместе с молчаливыми гостями сидел и он [Никита]. (Ю. Бондарев)
3) Марта смеялась тоненьким, радостным смехом, как смеются благонравные дети. (Ф.Сологуб)
4) Ночь была темна, оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звезд. (В. Гроссман)

3. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Прошло несколько минут, пока бечевка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша. (А.Гайдар)
2) На видимой стороне монолита нечетко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка.
3) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку. (А. Бахвалов)
4) Андрей не знал больше никого, кто бы так жалел и уважал эту скотину [коней], как его отец. (В. Распутин)

4. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) К полуночи, миновав рощу, разведчики вышли на опушку леса, где начинался наш передний край.
2) Лютров вспоминает попутчиков, которых нередко сажает к себе в машину по дороге на аэродром.
3) Лютров еще докуривал сигарету, когда за дверью в прихожую заворчала и несколько раз пролаяла собака.
4) Никогда не пойму, зачем Клара Ивановна согласилась быть завучем. (Ю. Поляков)

5. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Когда Василий и Кузьма пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (В. Распутин)
2) Кособокость деду Гордею, видно, мешала не сильно, потому что бегал он по-прежнему бодро. (В. Распутин)
3) Там, где когда-то были густые вишневые сады, теперь торчал обгорелый черный кустарник. (М. Алексеев)
4) Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. (Г. Троепольский)

Вариант 2

1. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Рюкзак мой, сиротливо завалившись набок, лежал на дощатой платформе, куда дежурный по станции выходил встречать поезда. (О. Куваев)
2) Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем, веселый и радостный, вернулся.
3) Кузьма, спохватившись, догоняет проводницу и спрашивает, сколько осталось до города. (В. Распутин)
4) У здешних деревень есть одна особенность, которую вряд ли где в мире встретишь.(О. Куваев)

2. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом ЧТО:

1) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане. (В. Тендряков)
2) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним.
3) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. (Г. Троепольский)
4) Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (В. Солоухин)

3. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Иртыш прошел по шумным коридорам и наконец очутился в комнате, где уже несколько человек ожидали комиссара. (А. Гайдар)
2) И вот звуки несутся уже откуда-то сверху. (А. Бахвалов)
3) Стараясь попадать в чьи-то следы, чтобы не мять снег, Кузьма через рельсы идёт к вокзалу. (В. Распутин)
4) В пчеловодских календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. (В. Солоухин)

4. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:

1) Акации под церковной оградой, где часто сидел он [Бумбараш] когда-то с Варенькой, сплошной стеной раздались вширь. (А. Гайдар)
2) При этих словах все войско разделяется на несколько отрядов, которые вполоборота расходятся в разные стороны. (А. Гайдар)
3) Любищев в двадцать с лишним лет, начиная свою научную работу, тоже точно знал, чего он хочет.
4) Из расспросов Мечик узнал, что подъезжала японская разведка. (А. Фадеев)

5. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:

1) Дальше идти прямо, пока не наткнешься на саперный взвод у переправы. (А. Гайдар)
2) Скажи, Алексей, почему ты жалеешь его? (Ю. Бондарев)
3) Учительница с удовольствием думала о том, что этот новый мальчик ей никак не испортит класса.
4) Ничего я не успел сказать на это Степану, так как в казарме загремел милый голосок старшины (И. Стаднюк)

Источник

Тема: «Сложноподчиненное предложение»

Упражнение 1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А) 1. Я собралась встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.

2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.

3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.

Б) 1. Ветер стих, ночные поднебесные страсти улеглись, сквозь тучи пробивался солнечный свет.

2. Он вспомнил ночное событие, но вспомнил без страха, как нечто произошедшее в свой черед.

3. В прежние годы у обрывистого края оврага, где вырос микрорайон, соорудили спортивный трамплин.

4. Она открыла дверь и, пройдя мимо, вошла во вторую комнату.

Упражнение 2. Поставьте вопрос к придаточному предложению.

Образец: Слышу, (за стеной как будто песню поют).

1. А позвольте спросить, (с кем имею честь говорить)?

2. (Едва небо успело тронуться бледным предвестием зари), он уже разбудил меня.

3. (Кому много дано), с того много и спросится.

4. (Лишь только он затих), якут схватил меня за руки и потащил вверх.

5. Мы хотели понять (как он дошел до этого).

6. Не знаю, (зачтут ли мне этот год).

Упражнение 3. В каждом предложении найдите главную и придаточную части. Подчеркните в них главные члены. Расставьте знаки препинания.

воздух был свеж хотя солнце только что село. Смотреть фото воздух был свеж хотя солнце только что село. Смотреть картинку воздух был свеж хотя солнце только что село. Картинка про воздух был свеж хотя солнце только что село. Фото воздух был свеж хотя солнце только что село

1. Мать начала сомневаться не вредно ли будет мне это чтение.

2. Едва мы встали утром я вышел к морю.

3. Но вот почувствовала она как кто-то берет ее за руку.

4. Сколько они ни принесли апельсинов мы все купили.

5. Ему почудилось будто блеснуло в замке узенькое окошко.

6. По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза его делались веселее.

Упражнение 4. Укажите, в каком(их) предложении(ях) неправильно выделена придаточная часть.

1. Я не сразу сообразил, что произошло.

2. Смогу ли я тебе помочь – не знаю.

3. Что он говорит, не слышно за дальностью расстояния.

4. Кто много читает, тот много и знает.

5. Ручей, вдоль которого они продвигались, принимал в себя все новые родники.

6. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.

7. Хозяйка спросила, действительно ли мы уезжаем.

8. Не дождавшись, пока отопрут, он перемахнул через забор.

9. Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре.

10. Чего я жду, не знаю сам.

Упражнение 5. Союз или союзное слово?

Образец выполнения: Мы были предупреждены, что (союз) нас встретят вопросами.

Что (мест.) делать в сложившейся ситуации, совершенно непонятно.

1. Сообщение, что (_____) пришло последним, было самым важным.

2. Сообщение о том, что (_____) произошло на острове, потрясло всех.

3. Что (_____) написано пером, то не вырубишь топором.

4. То сердце не научится любить, которое (_____) устало ненавидеть.

5. Мысль, что (_____) мы обмануты, была невыносима.

6. Мысль о том, что (_____) пора экзаменов приближается, не давала мне покоя.

7. Мысль, что (_____) ты высказал вчера, очень интересна.

8. Сообщение, что (_____) скоро приезжает брат, обрадовало всех домашних.

Упражнение 6. Союз или союзное слово?

1. Мы знаем, как (_____) на горизонте показалась белая точка теплохода.

2. Наставник сказал ученику, как (_____) крепится деталь на станке.

3. Ученые наблюдают, как (_____) пчелы и другие насекомые опыляют цветы.

4. Здоровье человека зависит от того, как (_____) он выполняет требования физической культуры.

5. Никогда не забывай, как (_____) много зависит от правильного распределения времени.

Упражнение 7. Укажите в скобках после выделенных союзных слов подходящее по смыслу сущ. (с предлогом или без предлога). Подчеркните члены предложения.

воздух был свеж хотя солнце только что село. Смотреть фото воздух был свеж хотя солнце только что село. Смотреть картинку воздух был свеж хотя солнце только что село. Картинка про воздух был свеж хотя солнце только что село. Фото воздух был свеж хотя солнце только что село

1. Рекорд дальности полета установила модель, что (______) была выполнена юн_ыми техниками нашей школы.

2. Дом украшала веранда, что (_____) прот_нулась (в)доль всего первого этажа.

3. Я очень интересовался плетением, о чем (_____) (в)первые узнал из телепередачи.

4. Мне очень хотелось побывать в Петербурге, откуда (_____) только что приехал мой отец.

5. К стволу дерева был пр_слонен велосипед, на котором (_____) пр_ехал агроном.

Упражнение 8. Обозначьте графически границы предложений, входящих в состав сложного; укажите союзы и союзные слова, подчеркните союзные слова как члены предложения.

Образец: [Дом, (что стоит на горе), виден издалека.]

1. Справа он видел большую поляну на которой стоял кряжистый дуб.

2. Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.

3. Воздух был свеж хотя солнце только что село.

4. Если жизнь тебя обманет не печалься.

5. В доме куда мы случайно попали шел ремонт.

Упражнение 9. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.

А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным вопросом.

1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля. 2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать. 3. Чего я жду не знаю сам. 4. Он спросил не будет ли приказаний и исчез. 5. Я не могу сказать нравилось ли нам ходить босиком.

Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию.

1. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь. 2. Утром еще солнце не успело подняться мы покинули поселок. 3. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с нее. 4. Тропинка поднимается в скалы где смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. 5. Я взбежал по лестнице которая вела в светлицу и вошел в комнату.

В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении.

воздух был свеж хотя солнце только что село. Смотреть фото воздух был свеж хотя солнце только что село. Смотреть картинку воздух был свеж хотя солнце только что село. Картинка про воздух был свеж хотя солнце только что село. Фото воздух был свеж хотя солнце только что село

1. Дрожащим голосом она объявила что ужинать ей не хочется и стала прощаться с родителями.

2. Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем влетает на черный двор.

3. Она сделала мне знак рукой чтобы я подождал и вышла.

4. Я смотрю вдаль где видны силуэты судов и вижу миллионы огней.

5. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

6. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

Упражнение 10. Расставьте знаки препинания. Объясните графически.

воздух был свеж хотя солнце только что село. Смотреть фото воздух был свеж хотя солнце только что село. Смотреть картинку воздух был свеж хотя солнце только что село. Картинка про воздух был свеж хотя солнце только что село. Фото воздух был свеж хотя солнце только что село

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Типы связи придаточных предложений
в составе сложного предложения

Упражнение 11. Предложения с последовательным подчинением придаточных. Подчеркните главные члены, задайте вопросы к придаточным частям.

Образец. Он чувствовал, (что побледнел), (когда перешел через порог гостиной).

1. Я открыл глаза тогда, (когда услышал), (что до берега недалеко).

2. Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться).

3. Она гонит от себя впечатления этой сцены, (потому что чувствует), (что готова расплакаться).

4. Послы сказали, (что возьмут с условием), (если и он примет ответный подарок).

Упражнение 12. Определите границы придаточных частей скобками, расставьте знаки препинания.

Образец: Мне показалось, (что один из них поклонился нам), (когда мы поравнялись с ними).

1. Я полагаю что все короли хотят чтобы мы приняли турецкую веру.

2. За нами долго следила японская джонка чтобы посмотреть куда мы направимся.

3. Нехорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда расчихаешься когда войдешь.

4. Вы думали что я буду слушать смиренно дерзости потому что у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.

5. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда объявили ему что мы уходим.

Упражнение 13. Предложения с параллельным (неоднородным) подчинением. Покажите границы главного и придаточных предложений, задайте к придаточным предложениям вопросы.

[Но теперь, (когда я могу рассуждать), я уверена], (что ты останешься жив).

1. Индюшка любила жаловаться, когда была голодна, и требовала, чтобы Индюк ее жалел.

2. Зато, чтоб утешить меня, он приказал ему верхом объехать поле и взял меня с собою, чтобы при мне поймать зайца.

3. Я желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время.

4. Чичиков заметил, что в самом деле неприлично такое безучастие к чужому горю, и потому вздохнул тут же и сказал, что соболезнует.

Упражнение 14. Подчеркните главные члены, укажите границы главного и придаточных предложений, к придаточным задайте вопросы, расставьте знаки препинания.

1. Везде где только сидят он останавливался чтоб показать себя.

2. Утром когда мы опять остановились пить чай я узнал что мои страхи были не совсем неосновательны.

3. Нина просила не рассказывать никому что она проболталась и уверяла что ее будут очень ругать.

4. Накануне вечером когда я уже спал отец мой виделся с теми стариками которые гостили у брата.

5. Впоследствии когда мои слова сделались известны тетушкам они заставили меня повторять их и так хохотали что приводили меня в совершенное изумление.

Упражнение 15. Однородные придаточные предложения. Задайте вопросы к придаточным предложениям.

Образец. Все говорили, (что я переменился), (что я вырос и поумнел).

1. Ко мне пришел Савич сказать, (что последняя лодка идет на берег), (чтоб я поторопился).

2. В то же время мелькала у меня мысль, (что я спрятался), (что маменька не услышит моих слез).

3. Там был старенький домишко, (где жил некогда мой дедушка), (где родились все мои тетки и мой отец).

Упражнение 16. Однородные придаточные, связанные союзом И. Подчеркните главные члены. Задайте к придаточным частям вопросы.

1. Расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек.

2. Мать сказала, что устала лежать и (что) ей хочется посидеть.

3. Они убегали на Запорожье, если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути.

4. Его надо видеть летом, когда все деревья будут покрыты плодами и (когда) заиграют все мои двадцать родников.

5. Я хочу рассказать вам историю женщины, которую вы все видели и которую никто из вас не знал.

Упражнение 17. Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными придаточными. Объясните графически.

1. Мы остановились около какого-то шалаша где продавали прохожим хлеб и где наши матросы купили страусовых яиц.

2. Мы тут нашли несколько окаменелостей которые долго у нас хранились и которые можно назвать редкостью.

3. В это время донесли графу что в деревне спрятаны пороховые запасы и нужно опасаться взрыва.

4. В Пекине узнают об этом тогда когда уже будут они под стенами и помешать чужому влиянию будет трудно.

5. К чтению меня также не тянуло потому что все было давно перечитано не один раз и многое выучено наизусть.

Упражнение 18. «Стык союзов». Покажите границы частей сложного предложения, расставьте знаки препинания.

Образец. [Мы понимаем], (что, (если погода не переменится), _ поездку придется отложить).

1. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби.

2. Я был уверен что если он понадобится то он сразу же приедет.

3. Я промолчал потому что хотя знал многое но не хотел ссоры.

4. Он знал что если он протянет руку с кустов посыплется роса.

5. Он отвечал что если бы не он то никто бы не спасся.

Тесты. Типы связи придаточных предложений
в составе сложного предложения

Упражнение 1. Укажите предложения с последовательной связью придаточных (знаки препинания не расставлены).

1. Он увидел на опыте как мечется по этому кругу то что называется Вселенной.

2. Каштанка не понимала отчего это у нее такая тоска и отчего все так беспокоятся и стараясь понять следила за каждым движением хозяина.

3. Проснулся он уже к вечеру когда солнце садилось и его косые лучи красными пятнами чертили на стене силуэт окна.

4. Князь редко оставлял Ирэн одну в обществе когда же светские обязанности разъединяли их следил за ней глазами в которых сквозила странная настороженность и тоска.

5. Она вышла из дома и пошла по аллее в сторону сада когда солнце начало садиться и его лучи окрасили море в густо-зеленый цвет.

Упражнение 2. Укажите предложения с однородной связью придаточных (знаки препинания не расставлены).

1. Оставив солдат рассуждать о том как татары ускакали когда увидели гранату я вместе с ротным командиром отошел в сторону.

2. Что именно находилось на куче решить было трудно потому что пыли на ней было в изобилии.

3. Он сказал что это не тучи а туман и завтра будет солнечный день.

4. Он долго не мог разобрать идет ли снег с неба или поднимается туман от земли.

5. Ему показалось что никогда он еще не слышал чтобы ветер свистел и выл так злобно.

Упражнение 3. Укажите предложения с параллельной связью придаточных (знаки препинания не расставлены).

1. Я кивнул на кресло возле своего письменного стола и пока он подходил прикинул с кем имею дело.

2. Дом что стоит на горе хорошо виден из нашего окна которое выходит во двор.

3. Приятно слышать как злится вьюга и воет ветер по старым дуплам.

4. Ивану Петровичу казалось что чайные розы которые он сам прививал к кустам шиповника удались ему совершенно исключительно.

5. Когда проснулись не знали который час.

Типы придаточных предложений

. Повторяем второстепенные члены предложения.

Упражнение 19. Задайте вопрос к выделенному слову, покажите стрелкой, от какого слова оно зависит, подчеркните его как член предложения.

1. Голос ее тосклив. _________

2. Ведь они же, мерзавцы, из этого щи варят. __________

3. Человек должен научиться подчиняться самому себе. _________

4. Услышу ли «Лучинушку» сегодня? ________

5. Мечта уехать отсюда была у него всегда. _________

6. Впрочем, пушки вскоре стихли. __________

7. Но из всех людей, причастных к цирку, атлеты вызывали у доктора особенное почтение. _________

8. То же самое поняли и горожане. __________

9. Арбузов стал просить его отложить сегодняшнюю борьбу на день. _________

10. Михаленко с Лидиным сели после обеда играть в шестьдесят шесть. _________

Упражнение 20. Каким членом предложения является выделенное слово?

1. Так же ложились лучи солнца на их золотой ковер. _________

2. Я ведь лучше его тактику знаю. __________

3. Жизнь побежденным не награда. __________

4. Все стремления природы завершаются человеком. _________

5. Вещий сон гремит, катится к постели Алексея Турбина. _________

6. Напротив стояла кровать дедушки. _________

7. Это была прелестная девушка лет двадцати. _________

8. Его Василиса спрятала у себя в потайной комнате. _________

9. По команде «вперед» оба противника пошли друг другу навстречу. _________

10. Прапорщик Лбов, отличный гимнаст, быстро снял с себя шинель. __________

Упражнение 21. Виды обстоятельств:

– образа действия (как, каким образом?);

цели (зачем, для какой цели?);

– меры и степени (в какой мере?);

– уступки (хотя, вопреки, несмотря на то что…);

– условия (при каком условии?)

Определите вид выделенного обстоятельства.

А) 1. Я выехал в девять утра. 2. Это произошло за границей. 3. Стремительно надвигалась ночь. 4. Звон в ушах почти смолк. 5. С этими неприятными ощущениями я кое-как справился. 6. Несмотря на гетры, у меня мерзли ноги. 7. Я трясся от смеха. 8. Быстрым шагом я спустился по лестнице. 9. Этот человек в случае надобности может заменить заболевшего актера. 10. Я вышел во двор освежиться.

Б) 1. Весь хутор жил одной семьей. 2. Она не узнала меня вопреки всему. 3. Никогда не надо делать человека участником зла. 4. Все одинаково боятся. 5. При желании можно научиться всему. 6. Страх возникает вследствие бессилия духа. 7. Человека нужно оценивать по его делам. 8. В комнате было уже довольно светло. 9. На свете остаются жить только добрые дела. 10. От безделья приходит скука.

Упражнение 22. Задайте вопрос к выделенным придаточным частям.

1. Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал.

2. В тот час, когда солнце всходит, птицы поют звонче.

3. Он виртуозно показывал, как шумит ручей.

4. Мы не спросили, чего он боится.

5. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

6. Мальчик готовился к контрольной работе так, как советовал учитель.

7. Мы плывем наудачу, так как темнота после зарниц кажется еще гуще.

8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени.

9. У казака такой конь, что сам везде знает дорогу.

10. Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье.

11. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом.

12. Иван Иваныч приехал на охоту, чтобы подышать свежим воздухом.

Упражнение 23. Определите тип придаточного.

1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. _______________

2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. _______________

3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. _______________

4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. _______________

5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. ______________

6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. ____________________

7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. __________________

8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. _________________

9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. ________________

10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором. ________________

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна,
Московская обл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *