возделывать свой сад что значит
Надо возделывать свой сад
Надо возделывать свой сад
С французского: //faut cultiver son jardin.
Из романа (гл. 30) «Кандид» (1759) французского писателя и философа-просветителя Вольтера (псевдоним Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778).
Иносказательно: человек должен прежде всего делать свое дело, то, к чему у него лежит душа, то, чем он призван заниматься, как бы ни складывались вокруг него обстоятельства.
Смотреть что такое «Надо возделывать свой сад» в других словарях:
САД — многозначный символ творческой свободы духа. Сад еще и символ возделанного сознания, недаром к этой идее примкнул Вольтер с призывом: «Надо возделывать свой сад». Символом стремления к знанию был и сад плодовых деревьев у персидского мыслителя… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Вольтер — Жизнь и творчество Вольтера Великий драматический дар Вольтера сравним с греческим по масштабу таланта и многообразию интересов мятежной души, рожденной для глубочайших трагических потрясений. Он добился того, чего не достиг ни один немец,… … Западная философия от истоков до наших дней
Вольтер — Мари Франсуа (Marie Francois Voltaire, 1694 1778) (настоящая фамилия Arouet; Voltaire анаграмма «Arouet le j(eune)» «Аруэ младший») один из крупнейших французских «просветителей» XVIII в., глава «философов», пионеров нового буржуазного общества,… … Литературная энциклопедия
Кофе — (Coffe) История кофейного дела, земледелия и бизнеса Cпособы приготовления кофе и кофейных напитков, классификация кофе, Капучино, Granita de Caffe, Доппио, Латте, Эспрессо Содержание Содержание Раздел 1. История кофейного дела. Раздел 2.… … Энциклопедия инвестора
ХАЙАМ — Омар (ок. 1048 между 1113 и 1132), (полное имя Гийяс ар Дин Абу л Фатх Омар ибн Ибрахим Хайам Нишапури) иранский мыслитель энциклопедист: философ, математик, астроном, поэт. Основные философские сочинения: «Трактат о бытии и долженствовании»,… … Новейший философский словарь
ИНКОВ РЕЛИГИЯ — традиц. верования индейской южноамер. этнической группы кечуа, в европ. историографии названных инками. История, культура и И. р. известны по данным археологии и письменным источникам колониального времени (прежде всего испано перуанским хроникам … Православная энциклопедия
«Надо возделывать свой сад»
(С французского faut cultiver son jardin).
Из романа (гл. 30) «Кандид» (1759) французского писателя и философа-просветител я Вольтера (псевдоним Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778).
Каков смысл этой фразы Вольтера?
Под садом, великий французский философ, имел в виду сознание человека. Что же касается того что его нужно возделывать, то здесь Вольтер имел в виду то, что каждый человек, должен направить свое сознание и силы в любимое дело, что бы быть максимально полезным обществу и самому себе.
Это значит, что надо быть естественным, открытым миру.
С годами люди становятся заложниками социума и материальных ценностей, которые порабощают сознание. Они надевают маски и играют роли, которые не всегда положительные, что безусловно, противоречит Божественному началу и порождает дисгармонию.
Например, сказано же: «Не судите, да не судимы будете“, и дети этому следуют (да и другим заповедям тоже), поэтому ангелов очень часто изображают в образе детей.
Еще со школьной скамьи все помнят неустанные замечания и наказы учителей: «Читай вслух», «говори с выражением», «комментируй вслух свои действия, выполняемые на доске», «не мямли» и т.д.
Зачем все это, спросим мы? На самом деле, проговаривая вслух свои мысли, человек тренирует не просто правильную речь, а грамотное воспроизведение своих мыслей, упорядочивание их в одну стройную логичную цепочку, отделяя зерна от плевел, обозначая вводную, главную и заключительную часть в обработке сути информации и смелое, умело-оперативное и грамотное использование всего имеющегося в долговременной памяти лексического арсенала. Человек, не имеющий достаточной практики речи, всегда будет отставать в степени активности мыслительной деятельности, ибо мысль для корректировки, изменения или собственного утверждения и закрепления, должна активно взаимодействовать с внешним мыслительным файлообменником, то есть мысль должна выходить в свет, посредством речи. И когда мы видим грамотно и хорошо говорящего человека, то мы предполагаем его богатую практику устной речи, практику озвучивания мыслей вслух.
Мечтать не вредно это расхожее выражение.
По сути оно означает то, что мечтать человек может всегда, мечты не приносят никакого негатива в его жизнь и мечтать запретить ему не может никто.
Человек способен мечтать и в заключении и в период болезни и во вполне здоровом состоянии, мечты приносят только положительные эмоции, осветляют человека, делают его более ярким и светлым.
Когда автор не даёт контекста, то и ответ затруднителен.
Наверное, это своего рода признание в любви. Современное признание.
Раньше любимых сравнивали с солнышком, звездочкой, с зайчиком, кошечкой, а теперь вот с картинкой на телефоне, компьютере.
Что тут сделать, цифровой мир понемногу вытесняет мир реальный.
И порой картинка в телефоне кажется красивее восхода солнца, облаков и ночных звезд.
Спасибо, хоть тебя сохраняют, а не добавляют в «черный список», или выкидывают в «корзину»!
Чужая мудрость / Quotes
Monday, April 30, 2012
надо возделывать наш сад: дзэн у Вольтера/ Voltaire, Candide
. да и, признаться, никогда не знал имен никаких визирей и муфтиев. И о происшествии, о котором вы мне говорите, не имею понятия. Я полагаю, что вообще люди, которые вмешиваются в общественные дела, погибают иной раз самым жалким образом и что они этого заслуживают. Но я-то нисколько не интересуюсь тем, что делается в Константинополе; хватит с меня и того, что я посылаю туда на продажу плоды из сада, который возделываю.
— Должно быть, у вас обширное и великолепное поместье? — спросил Кандид у турка.
— У меня всего только двадцать арпанов, — отвечал турок. — Я их возделываю сам с моими детьми; работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду.
Кандид, возвращаясь на ферму, глубокомысленно рассуждал по поводу речей этого турка. Он сказал Панглосу и Мартену:
— Судьба доброго старика, на мой взгляд, завиднее судьбы шести королей, с которыми мы имели честь ужинать.
— Будем работать без рассуждений, — сказал Мартен, — это единственное средство сделать жизнь сносною.
* * *
Так как герои «Кандида», лишенные внутреннего мира, не могут выработать собственных идей естественным путем, в процессе внутренней эволюции, автору приходится позаботиться о том, чтобы снабдить их этими идеями извне. Такой окончательной идеей для Кандида становится пример турецкого старца, заявляющего, что не знает и никогда не знал имен муфтиев и визирей: «Я полагаю, что вообще люди, которые вмешиваются в общественные дела, погибают иной раз самым жалким образом и что они этого заслуживают. Но я-то нисколько не интересуюсь тем, что делается в Константинополе; хватит с меня того, что я посылаю туда на продажу плоды из сада, который возделываю».
В уста того же восточного мудреца Вольтер вкладывает прославление труда (после «Робинзона» очень частый мотив в литературе Просвещения, в «Кандиде» выраженный в самой емкой, философской форме): «Работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду».
Пример счастливого старца подсказывает Кандиду окончательную формулировку его собственной жизненной позиции: «Надо возделывать наш сад». В этих знаменитых словах Вольтер выражает итог развития просветительской мысли: каждый человек должен четко ограничить свое поле деятельности, свой «сад», и работать на нем неуклонно, постоянно, бодро, не ставя под вопрос полезность и смысл своих занятий, так же, как садовник изо дня в день возделывает сад. Тогда труд садовника окупается плодами. В «Кандиде» говорится, что жизнь человека тяжела, но переносима, нельзя предаваться отчаянию — на смену созерцанию должно прийти действие.
Возделывать свой сад
Часть 1. О пользе растений для психики человека
Изучением растений и их взаимоотношения с окружающей средой долгое время занимается ботаника. Ученые знают, как внешние условия влияют на растения и как флора приспосабливается к тем или иным обстоятельствам. Однако не так давно исследователи задумались о том, какую пользу растения могут принести человеку. Речь не о лекарственных препаратах, которые с древних времен делали из трав и цветов, а о влиянии растений на психологическое состояние человека.
Спатифиллум отлично впишется в любой интерьер
В наше время феномен «травяной слепоты» сменился «синдромом дефицита природы». Что это означает? Все очень просто. В 1999 году американские ученые Джеймс Вандерзее и Элизабет Шусслер установили, что человек не обращает особого внимания на растения вокруг. Для него они – лишь фон, а не живые, отдельно существующие объекты. Уже в 2005 году журналист Ричард Лоув ввел в оборот словосочетание «синдром дефицита природы» и выпустил книгу «Последний ребёнок в лесу». С опорой на научные исследования он доказал, что разрыв современных детей с миром природы привел к нарушению внимания, депрессии, соматическим и офтальмологическим заболеваниям.
Вектор изучения растений меняется. Исследователей начинают интересовать закономерности общения человека с миром природы. Обращаются к теории биофилии Эдварда Уилсона, который утверждал, что нашим далёким предкам было необходимо наблюдать за природой и тесно контактировать с ней. Остаточное чувство позволяет нам ощущать себя более защищенно и расслабленно в окружении природы. Чарльз А. Льюис в своей работе «Зелёная природа/Человеческая природа» объясняет, почему люди до сих пор предпочитают растительный ландшафт: для древнего человека различие обитаемого и мертвого ландшафта были жизненно необходимы, они ассоциировались с возможностью поесть и попить. В теории восстановления после стресса Роджер Ульрих подчеркивает, что мозг до сих пор сохраняет программу предпочтения зелёной среды.
Человек интуитивно выбирает зеленый уголок, чтобы отдохнуть и расслабиться. В прикладной психологии тема флоры в работе с человеком становится все более и более популярной. Существует теория фиторезонанса Пола Шепарда, согласно которой человек способен отражать характеристики растений, необходимые для него – это стабильность, чувство надежности (ассоциация с корнями), гибкость и красота. В психологии способы взаимодействия человека с природой для достижения каких-либо результатов назвали экотерапией. С помощью растений люди с психиатрическими диагнозами могут улучшить навыки жизни в обществе, научиться планировать, сделать самооценку стабильной, сконцентрировать внимание. Природа обладает восстановительными свойствами для детей. Терапия дикой природой эффективна в работе с подростками, имеющими поведенческие проблемы. А дети, выросшие вблизи природы, имеют гораздо меньше психических расстройств во взрослом возрасте.
Исследователь Софья Нартова-Бочавер доказала, что положительное отношение к цветам, умение наслаждаться ими связано с формированием базисных установок личности (контроль, доброжелательность, справедливость, ощущение собственной везучести). В другом исследовании совместно с коллегой Еленой Мухортовой ею было доказано, что позитивное отношение к миру флоры также связано с нравственными установками человека. Люди, умеющие наслаждаться природой, сдержанны, не желают причинять вред другим, готовы поддерживать социальный порядок, а также оказать помощь. Подробнее со статьей можно ознакомиться по ссылке.
Часть 2. О том, как обустроить зеленое пространство
Если вы любите растения, то вам будет полезно узнать, в какой комнате лучше поставить «щучий хвост», а в какую унести горшочек с фиалками. Дело в том, что у каждого растения есть свои особенности, поэтому каждый цветок должен оказаться в правильном месте.
Спальня
Сюда выбираем растения, улучшающие микроклимат. Они должны вырабатывать кислород, умеренно увеличивать влажность и по возможности фильтровать воздух от вредных веществ. Также важно, чтобы растения не обладали резким, бодрящим запахом и не вызывали аллергию. Иначе вместо глубокого и спокойного сна, вы будете ставить рекорды по чиханию и головной боли. Растения не должны бояться сквозняков и тени, так как утреннему солнцу и духоте не место в спальне. Что же за герои растительного мира подойдут для такой миссии? Обратите внимание на:
Сансевиерия в спальне
Эти растения очищают воздух от попадающих извне примесей, нейтрализуют аллергены, выделяют много кислорода. Если вам нравятся цветущие растения, то для спальни подойдет каланхоэ или герань. Они порадуют вас яркими и жизнерадостными бутончиками. К тому же, каланхоэ выделяет вещества, способствующие расслаблению нервной системы, а герань производит много кислорода, озона и отпугивает насекомых.
Детская
Требования к растениям в детской комнате во многом схожи со спальней, но к ним добавляется такой фактор, как безопасность. Маленький ребенок может сорвать цветок, попробовать листья на вкус или пораниться шипами. Чтобы избежать конфузов, выбираем безобидные и приятные на вид растения.
Обратите внимание на:
Гостиная
Так как в этой комнате человек не спит и не принимает пищу, а проводит весьма ограниченное количество времени в течение дня, выбор растений для гостиной практически бесконечен. Однако стоит обратить внимание на растения, которые вырабатывают большое количество кислорода и умеренно увлажняет воздух, так как в гостиной часто принимают гостей. Если разместить цветы рядом, сделав небольшую оранжерею или живой уголок, то они способны создать микроклимат, оказывающий благоприятное влияние.
Монстера в гостиной
Около окна хорошо приживутся фикусы, в более тёмной части комнаты — монстера и филодендроны. Монстера известна тем, что активно поглощает кислород по ночам и вырабатывает углекислый газ, поэтому ее не рекомендуют ставить в спальне. А вот в гостиной никакого вреда она не принесет, если вы не спите в этой комнате.
Кухня
Хлорофитумы на кухне
На кухне приживутся неприхотливые и стойкие растения. Подойдут экземпляры с плотными кожистыми
листьями, так как с них проще смывать жир. Не помешают и растения, способные быстро очищать воздух от вредных примесей. Вот такой список зеленых кандидатов для вашей кухни:
Хлорофитум – лидер по способности очищать и увлажнять воздух. Его держат даже на космических кораблях, где невозможно проветрить пространство. Если у вас пластиковая мебель и газовая плита – такой вид растения точно не будет лишним.
Коридор или ванная
В это трудно поверить, но даже там, где очень мало солнечного света могут прекрасно себя чувствовать некоторые виды растений. Нужно только приобрести фитолампу и периодически ее включать. В ванной с окном можно разместить светолюбивые растения, которым также необходима повышенная влажность:
В ванной без окон или в коридоре с фито-подсветкой прекрасно устроятся:
Для каждого уголка в доме можно подобрать свой цветок. Нужно только проявить терпение, фантазию и желание. Красивый интерьер и психологическая разгрузка – в одном флаконе.
Источники:
Взаимодействие с миром растений как источник позитивного функционирования человека, Нартова-Бочавер С. К., Мухортова Е. А., Ирхин Б. Д. https://publications.hse.ru/articles/340985188
Как подобрать цветы и комнатные растения для дома
Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Быт. 2:15
Свт. Иоанн Златоуст
И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити
Прекрасно он в самом начале поставил эти два имени; сказав: «Господь», он не замолчал, но прибавил: «Бог», научая нас этим чему-то тайному и сокровенному, дабы мы знали, что, услышим ли имя «Господь», или «Бог», в этих именах нет никакой разности. Об этом я упомянул теперь не без цели, но для того, чтобы, когда услышишь слова Павла: «един Бог Отец из негоже вся, и един Господь Иисус Христос, имже вся» (1Кор.8:6), не подумал ты, будто есть разность в этих названиях, и будто одно значит больше, а другое меньше. Писание для того и употребляет эти имена безразлично, чтобы любящие состязаться не могли примешивать своих измышлений к правильным догматам. А для удостоверения, что божественное Писание ни которого из этих имен не употребляет в нарочитом и отдельном значении, обрати внимание на то самое, что говорит оно теперь. «И взя, – говорит, – Господь Бог». О ком, думает еретик, сказано это? Об одном Отце? Хорошо. Послушай же, что говорит Павел: «един Бог Отец, из негоже вся, и един Господь Иисус Христос, имже вся». Видишь ли, как имя «Господь» он усвоил Сыну? Да и почему можно говорить, будто наименование «Господь» важнее имени «Бог»? Видите, какая нелепость, какое страшное богохульство! Кто не хочет следовать правилу божественного Писания, а дает место собственным умозаключениям, тот возмущает и ум свой, и в здравое учение о православных догматах вносит бесконечные споры и словопрения. «И взя, – говорит, – Господь Бог человека, егоже созда, и постави его в раи сладости, делати его и хранити». Вот как он заботится о созданном человеке! Вчера блаженный Моисей показал нам, что «насади Бог рай и постави тамо человека» (Быт.2:8), то есть, благоволил, чтобы человек имел там жилище и наслаждался раем. Сегодня он опять показывает нам неизреченную любовь Божию к человеку, и повторяет то же сказание: «и взя Господь Бог человека, его же созда, и постави его в раи сладости». Не сказал только: «в раи», но прибавил: «сладости», чтобы показать нам то высокое наслаждение, которое человек вкушал, живя там. Но сказав: постави «его в раи сладости», Моисей говорит: «делати его и хранити». Великую попечительность показывает и это. Так как жизнь райская доставляла человеку полное наслаждение, сообщая и удовольствие от созерцания и приятность от вкушения, то, чтобы человек от чрезмерного покоя не развратился («мнозей бо злобе, – сказано, – научила праздность». – Сир.33:28)), (Бог) повелел ему «делати и хранити» рай. Что же, скажут, рай нуждался в возделывании со стороны человека? Не говорю этого, но Бог хотел, чтобы человек имел, хотя малое и умеренное, попечение о хранении и возделывании его. Если бы он был совершенно свободен от труда, то, пользуясь совершенным покоем, тотчас бы предался беспечности; но теперь, занимаясь трудом безболезненным, чуждым страданий, мог быть целомудреннее. Притом, слово «хранити» употреблено не без причины, но по приспособлению речи, чтобы он, то есть, знал о себе ясно, что подчинен Владыке, Который дал ему такое наслаждение, но, вместе с наслаждением, поручил и хранение рая. Бог все предпринимает и делает для нашей пользы, но, вместе с тем, дает нам и наслаждение и покой. Если Он, по безмерному человеколюбию Своему, уготовал неизреченные те блага еще прежде создания нас, как Сам говорит: «приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие прежде сложения мира» (Мф.25:34), то тем более подаст в изобилии все здешние блага.
Итак, сообщив созданному (человеку) столько благодеяний, и во первых, изведши его из небытия в бытие, и благоволив образовать тело его из персти, а потом, чрез вдуновение, даровав ему и важнейшее – бестелесную душу, затем повелев быть раю и поселив его там, после этого Господь Бог, подобно нежно любящему отцу, который для юного сына своего, пользующегося полным довольством и покоем, придумывает какую-нибудь легкую и умеренную заботу, чтобы он не испортился, повелел Адаму возделывать и хранить рай, чтобы в этих двух занятиях, при таком большом довольстве, безопасности и покое, он имел некоторую преграду, сдерживающую слишком большие его порывы. Таковы блага, которые уже были даны первозданному, а присоединенные к ним впоследствии другие показывают опять великую и необычайную любовь и снисхождение, которое (Бог) явил ему по своей благости.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.
Ввел его в готовый дом. Подобно тому как зовущий кого-нибудь на пир сначала приготовляет дом, и затем уже вводит званого, так точно и здесь: Бог приготовил человеку великолепную храмину – рай, и затем уже ввел званного. Где создан был человек? На земле, вне рая. Подобно тому как светила созданы были в другом месте, и помещены на небе, так и Адам создан был вне рая, на другой земле, и потом уже был введен в рай. Откуда это видно? Писание, под конец (повествования о творении), когда Адам был изгнан из рая, говорит: «и выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт.3:23).
«Поселил его в раю Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». «Возделывать». Чего же не доставало в раю? Но если даже делатель и нужен был, то откуда плуг? Откуда другие орудия земледелия? Дело Божие состояло в том, чтобы делать и хранить заповедь Бога, оставаться верным заповеди. «Вот дело Божие, – говорит Спаситель, – чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6:29). Следовательно, как веровать во Христа есть дело Божие, так делом было и верить заповеди, что если коснется (запрещенного дерева), умрет, а если не коснется, будет жить. Делом было соблюдение духовных слов. Какое дело было у Павла? Был ли Павел земледельцем? Имел ли он другое какое занятие? Не все ли его дело заключалось в слове, в проповеди? «Не мое ли дело, – говорит он ученикам, – вы в Господе?» (1Кор.9:1). «Возделывать, – говорится, – его и хранить его». От кого хранить? Разбойника не было, прохожего не было, злоумышленника не было. От кого хранить? Хранить его для себя самого; не потерять его преступлением заповеди; хранить для себя рай, соблюдая заповедь. Вместе с голосом утомляется и мой ум; но изъясним мысль. «И поселил его в саду Едемском». Событиями предшествовавшими Писание прикровенно указывает уже на будущее.
Беседа о пятом дне творения.
Свт. Игнатий Брянчанинов
И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити
Слово о человеке.
Свт. Филарет (Дроздов)
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его
Человек введен в рай возделывать его. Хотя неповрежденная природа, конечно, была богата и без пособия искусства и хотя человек всего менее долженствовал служить своему телу; однако Бог назначает ему простой земледельческий труд, дабы он испытанием вещей умножал естественные свои познания, дабы сколько можно далее отстоял от опасного чувствования самодовольства и независимости и дабы видимое совершенствование земных произведений посредством труда приводило ему на мысль возможность и долг возделывать собственное сердце для принесения Богу совершеннейших плодов преподобия и правды. Ему поручено было также хранить рай не столько от тварей, подчиненных ему, сколько от собственного своего невоздержания и предусмотренного Всеведущим искусителя.
Толкование на Книгу Бытия.
Прп. Ефрем Сирин
И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити
Сказав о рае и о реках, исходящих из него, Моисей обращается к повествованию о введении в рай Адама и о данном ему законе: И взя Господь Бог человека, повел и оставил его в раи сладости, делати его и хранити. Но чем мог Адам делать, когда не было у него орудий? И для чего нужно ему было делать, когда в раю не было терний и волчцев? Как мог охранять рай, когда не мог оградить его? От кого было охранять, когда не было татя (разбойника), который бы мог войти в него? Охранение рая по преступлении заповеди свидетельствует, что при сохранении заповеди не было нужды в стерегущем. Потому на Адама возлагалось не какое иное хранение, как данного ему закона, не какое иное делание, как исполнение данной ему заповеди. Если скажут, что два этих дела возложены были на Адама вместе с заповедью, то не противоречу и ему.
Толкование на Книгу Бытия.
Блж. Августин
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его
О Книге Бытия против манихеев.
Блж. Иероним Стридонский
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его
Вместо «наслаждения» в еврейском тексте стоит eden (עֵ֖דֶן). Выходит, что в данном случае сами Семьдесят толковников перевели eden как «наслаждение». А Симмах, который чуть ранее перевёл «цветущий рай», здесь поставил ἐν τῷ παραδείσῳ τῆϛ ἀκτῆϛ, что также означает «очарование» и «наслаждение».
Еврейские вопросы на Книгу Бытия.
Еп. Виссарион (Нечаев)
И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити
Если человек введен был в рай, это значит, что он сотворен был вне рая. То же видно из приговора об изгнании его из рая: «изгна его Господь из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть» (Быт.3:23). Введение Адама в рай могло быть делом одной милости Божией и напоминало ему, что в случае непослушания Богу он мог лишиться ее. Рай сладости обещал, по-видимому, одни наслаждения, но Адам введен был в него не для одних наслаждений, не для того, чтобы быть только созерцателем красот райской природы, но вместе для того, чтобы «делати рай», т. е. возделывать землю, и иметь уход за произрастениями ее, не допускать их до повреждения и до одичания. Этот труд не мешал, а споспешествовал блаженному состоянию жителя рая. Без труда, без упражнения телесных сил в соответствующей им деятельности, они только тяготили бы человека и могли бы породить в нем чувство скуки, свойственное людям праздным. Труд возвышал наслаждение дарами райской природы по тому общему закону, что приобретенное трудом мы больше ценим и любим, чем доставшееся даром. Притом труд в раю, на благословенной его почве, усладителен был человеку и потому, что легко был вознаграждаем успехом. На изнурительный труд осужден был человек уже по грехопадении. Телесный труд имел и духовное значение для человека, ибо, поставляя его в особенную близость к предметам природы, давал ему случай изучать проявленные в них совершенства Творца и увеличивал благоговение пред Ним и любовь к Нему. Возделывая рай, Адам обязан был в то же время «хранить его», т. е. оберегать его от порчи и опустошений со стороны стихий и животных, и преимущественно от вторжения искусителя, который имел пробраться в рай самым лукавым способом, и потому потребна была особенная бдительность, чтобы не попасть в его сеть.
Толкование на паремии из книги Бытия.
Ориген
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его
Разве Бог поселил бы вовсе несовершенное существо в райском саду, чтобы возделывать его и охранять? Ибо того, кто способен возделывать древо жизни и все, что насадил Бог, да чтобы после того все это зацвело, неправильно было бы назвать несовершенным. Быть может, он, будучи в некотором роде совершенным, стал несовершенным через непослушание и возымел нужду в том, кто усовершил бы его в его несовершенстве. И потому был послан Спаситель.
Комментарии на Евангелие от Иоанна.
Евагрий Понтийский
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его
Помолившись как должно, ожидай недолжного, однако стой мужественно, охраняя плод свой. Ибо для этого ты и предназначен изначала: делати и хранити. А поэтому, возделав, не оставляй без охраны добытое трудом, иначе не будет тебе никакой пользы от молитвы.
Главы о молитве.
Севериан Габальский
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его
О творении мира.
Лопухин А.П.
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его
Толковая Библия.