возбудимый ребенок что делать
Беспокойный ребенок
Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания? Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости? Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения? Повышенная возбудимость, эмоциональна
Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания?
Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости?
Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения?
Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.
Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения). Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов. Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, представленных в России, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.
Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров. К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет [1, 2]. Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами [3]. Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).
Особая категория пациентов — это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями. Для обозначения этого состояния в англоязычной литературе существует термин temper tantrums; в России аналогичного понятия не существует, хотя иногда пользуются выражением «истерики второго года жизни» (что не совсем верно, поскольку, как уже указывалось, описанные выше проявления могут наблюдаться в той или иной степени выраженности у детей до 3-летнего возраста) [4]. До сравнительно недавнего времени среди психоневрологов был принят вполне приемлемый термин «невропатия», но в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) такого понятия больше не существует [5]. Описываемая «болезнь роста», являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии. Использование таких транквилизаторов (антианксиолитических средств), как атаракс, элениум, лоразепам, — это довольно серьезный метод медикаментозной коррекции, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма.
В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста. В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем. При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта). Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.
Валериана (лекарственная). Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.
Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы [6]. Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых. В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.
Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр. Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна. В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).
Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С./Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (фирмы «ЛЕК», Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав. Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством) [7]. Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты [8]. Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.
Мята перечная. Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.
Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана. Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).
Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС [6]. Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия). В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов [7].
Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.
Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (фирмы «Биологише Хайлмиттель Хель ГмбХ», Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день. Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены [8]. Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель. Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты. Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет — по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста — по 10 капель 3 раза в день) [8].
В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.
Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады. Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.
Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].
Как бороться с нервной возбудимостью у малышей? Рекомендации и советы
Все малыши отличаются друг от друга — спит сном богатыря даже под дрель, другие реагируют и плачут от каждого шороха. В последней ситуации ребенок страдает синдромом повышенной нервной возбудимости. Чем вызывается нервная возбудимость у новорожденного и как ее лечить?
Как определить недуг?
Признаками данного заболевания является следующее:
1. Ребенок беспокоится, нервно реагирует на перемену позы или касания тела
2. Вздрагивает от резких звуков
3. Руки и ноги подвержены тремору
4. Подбородок во время плача трясется, малыш визжит
5. Кулачки раскрыты при разведении рук в стороны
6. Тонус мышц повышен, что ведет к раздражительности у младенцев
7. При перевозбуждении новорожденный запрокидывает голову
8. Подошвенные рефлексы не работают, пальцы отказываются сжиматься в ответ на манипуляции, растопырены, как «веер»
9. Малыш часто лежит, открыв глазки
10. Медленно набирает вес, часто срыгивает
Нервозность у новорожденного нужно устранять. Если процесс запустить, синдром приведет к нарушениям в развитии. Могут появиться судороги, затормозиться развитие двигательных навыков, малыш станет чересчур агрессивным или апатичным. Также может наблюдаться развитие гиперактивности, медленная речь и наработка запаса слов.
Причины появления
Нервная возбудимость у грудничка проявляется неполадок в нервной системе во время развития плода и после рождения. Основную роль играют особенности генетики, тяжело протекающие роды, стрессы при вынашивании ребенка, прием ряда медикаментов, раннее отлучение от кормления грудью.
Рекомендации по лечению
Для лечения нервной системы рекомендуется наладить нормальный режим сна, распорядка дня, прогулок, кормления. Любое отклонение воспринимается растущим организмом как внешние раздражители, что губительно для нервной системы новорожденных. Способствует этому постоянная гимнастика и массаж. Массажные процедуры выполняют ежедневно в одно и то же время. Предпочтительное время — за 30 минут до еды.
Продолжительность первого сеанса должна быть 5 минут. Если малыш проявляет недовольство, процедуру прекращают. Со временем ребенок адаптируется и тогда массаж длится до получаса. Выполняется процедура на специальном пеленальном столе. Нельзя массировать ранки, суставы, паховую зону во избежание повреждений.
Во время принятия ванн в воду следует вливать настои успокаивающих трав для сна малышам. В воду с температурой 36–37 градусов добавляют череду, мелиссу, отвар хвойных деревьев, свежей мяты, ромашковых цветков, боярышника. Сеансы «плавания» в ванночке укрепляют мускулатуру малыша. Наденьте на ребенка специальный круг и предоставьте свободу — пусть плескается. Курс приема ванн с травами — 10–15 сеансов.
Поможет и ароматерапия. Она устранит повышенную возбудимость у младенца. Прежде чем использовать эфирные масла, нужно проконсультироваться с врачом, поскольку концентрированный продукт может вызвать аллергию. Курс лечения начинают с одной — двух капель. Наливайте их в ароматические лампы, ставьте в комнату с кроваткой малыша. Добавлять эфирные масла в воду во время приема ванн нельзя — может получиться ожог.
Атмосфера дома тоже важна. Избегайте при общении крика, громких разговоров, раздражения, разговаривайте с лаской и спокойствием. Большей гуляйте, выезжайте на месяц с ребенком к горам или морю. Многие мамы спрашивают — как надо успокоить малыша, если он плохо спит? При беспокойном сне можно временно взять малыша к себе в постель или снять с его кроватки боковую стенку. Колыбельку поставьте впритык со своей кроватью.
Детям с синдромом возбудимости могут назначить препараты для улучшения снабжения мозга кровью в виде таблеток или суспензий как успокаивающее средство для малышей. Приготовьте смесь из лекарств и грудного молока, дайте ребенку.
Как еще успокоить беспокойного малыша?
Для успокоения нервного младенца подойдет пеленание и укладывание в колыбели. Колыбелька для малышей, успокаивающая нервную систему, должна быть удобной. Постельное белье и окружающие материалы не должны вызывать неприятных реакций. Ребенка пеленают, плотно кутают в одеяло и укладывают на бок. Создайте оптимальную температуру и влажность в комнате. Устраивайте регулярные проветривания. Можно использовать соляную лампу — она создаст необходимую атмосферу уюта и благотворно повлияет на микроклимат. Также лампа применяется, если ваше чадо часто болеет.
Хорошо подойдет укачивание — в кровати, на шезлонге, фитболе или руках. Пустышка хорошо помогает заснуть. Равномерные «белые» шумы бытовых приборов, классическая музыка или звуки приборы помогают настроиться на сон. Идеально, если мама будет напевать колыбельную, а малыш, засыпая, будет ощущать себя в безопасности.
Причины возникновения синдрома
Синдром повышенной возбудимости может являться следствием перинатальной патологии ЦНС (гипоксической, травматической, токсико-метаболической, инфекционной), или других заболеваний детей раннего возраста. Наиболее частыми причинами повышенной возбудимости у детей является неблагополучное течение беременности, приводящее к внутриутробной гипоксии и поражению ЦНС: токсикозы, инфекционные и/или соматические заболевания матери, фетоплацентарная недостаточность, прием алкоголя и курение в период беременности, неконтролируемый прием лекарственных препаратов, стрессы, также причиной развития синдрома может стать неблагополучное течение родов: преждевременные роды, запоздалые роды, стремительное или затяжное родоразрешение, кесарево сечение, родовые травмы.
Симптомы преходящей гипервозбудимости могут появиться у детей с кишечными коликами, дисбактериозом, прорезыванием зубов, рахитом, а также вследствие реакции на стрессовую ситуацию. К повышенной возбудимости склонны дети с особенностями темперамента (холерический тип).
Диагностика
Для диагностики синдрома повышенной возбудимости требуется тщательный сбор анамнеза, клинический осмотр ребенка специалистом. При необходимости назначаются дополнительные обследования: нейросонография, электроэнцефалография и прочие.
Лечение
Выбор лечения будет зависеть от установленных причин возникновения синдрома. Детям до года в подобных случаях может быть рекомендован массаж, назначаются физиотерапевтические процедуры. Успокоительным действием обладает принятие хвойных, солевых ванн, плавание. При необходимости врач может порекомендовать прием лекарственных препаратов: седативных, ноотропных, сосудистых, мочегонных.
Прогноз
Профилактика
Профилактика синдрома повышенной возбудимости заключается в предупреждении перинатальных повреждений ЦНС: важны правильная подготовка к беременности, своевременное обследование в течение беременности, лечение выявленных заболеваний и устранение причин, приводящих к гипоксии плода.
Рекомендации
Детям с синдромом повышенной возбудимости следует создать комфортную, спокойную обстановку, при общении избегать повышенных тонов, разговаривать ласково, спокойно. Дети нуждаются в четком соблюдении режима дня, сна, приема пищи. Им будут полезны длительные прогулки на свежем воздухе. Нужно не пренебрегать своевременными медицинскими осмотрами и соблюдать рекомендации врача.
Что делать, если у ребёнка повышенная раздражительность.
Повышенная возбудимость и раздражительность ребенка могут быть следствием многих причин, в том числе физиологических, связанных с незрелостью нервной системы, ее реакцией на различные негативные воздействия во время беременности (болезни мамы, курение, употребление алкоголя, физические и эмоциональные перегрузки), а также рождение раньше срока, с помощью кесарева сечения или в тяжелых естественных родах. Раздражительность может быть ответом на окружающую обстановку или завышенные требования к ребенку без учета возрастных и индивидуальных особенностей психики.
— Постарайтесь как можно скорее устранить дискомфорт и успокоить ребенка. Обеспечьте соблюдение режима дня, правильное питание, физические и психологические нагрузки, адекватные его возрасту и состоянию. Не пытайтесь воспитывать у маленького ребенка выдержку и выносливость, это только усугубит его дискомфорт и затруднит возвращение к эмоционально стабильному состоянию.
— Заранее подготавливайте ребенка к любым изменениям, рассказывайте и объясняйте, что будет происходить, смягчайте содержание неприятной информации. Например, расскажите, зачем нужно идти к врачу и почему это хорошо, когда и по какому поводу к вам придут гости, сколько времени ребенок проведет без вас (с бабушкой или няней), чем он будет заниматься в детском учреждении. Если пора заканчивать игру и идти спать, расскажите, что игрушки устали, выглядят сонными и предложите сначала уложить их спать, а потом лечь самому.
— Сохраняйте спокойствие сами, не заражайтесь эмоциями ребенка. Пока родитель в спокойном состоянии, он способен повлиять на ситуацию и помочь ребенку справиться с эмоциями. Не показывайте свой испуг или разочарование, не пугайте ребенка предположениями о том, что могло бы случиться, и не утомляйте его нравоучениями.
Дошкольный возраст. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение в развитии и закреплении раздражительности приобретают факторы воспитания, поэтому родителям следует обратить внимание на используемые стратегии воспитания и собственное поведение, которое ребенок может копировать.
— Показывайте пример конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и уважительного отношения ко всем членам семьи. Не бойтесь извиниться, если были не правы или в запале сказали обидные слова. Учитесь переключать свое эмоциональное состояние, распознавать и предотвращать вспышки раздражения. Следите за своим психологическим здоровьем, не доводите себя до состояния истощения и «загнанности».
— В то же время требуйте уважительного отношения к старшим, соблюдения режима дня, правил вежливости и норм поведения в общественных местах. Иначе вседозволенность и полная свобода могут привести к частому раздражению и выражению недовольства даже при необходимых и обоснованных требованиях.
— Разговаривайте с ребенком, объясняйте ребенку свою позицию. Будьте терпеливы и готовы уделять этому столько времени, сколько потребуется ребенку, чтобы понять вас и прийти к соответствующим выводам. Грубость, пренебрежение, угрозы, шантаж травмируют детскую психику и недопустимы в воспитании.
— Предлагайте и разбирайте вместе возможные варианты поведения в ситуациях, вызывающих у ребенка раздражение, способы реагирования на неприятности. Поощряйте его рассуждения и вовлекайте в диалог, помогая ребенку научиться преодолевать трудности. Хвалите и поддерживайте, если не все получается. Например: «Ты молодец, что пытаешься сам справиться. Учиться всегда сложно, но ты скоро научишься этому».
У младших школьников переживания и раздражительность будут связаны еще и с высокой ответственностью, учебной нагрузкой, отношениями с одноклассниками и учителями, атмосферой в классе. Ваша задача в спокойной домашней обстановке помочь ребенку отреагировать на обиды, поддержать его и помочь переключить внимание.
— Обсуждайте с ребенком ситуации, вызывающие у него эмоциональный отклик. Осознание детьми собственных мыслей, эмоций и действий происходит с помощью взрослых. Поэтому, разбирая ситуацию, мы помогаем ребенку осознавать ее. Привычка держать в себе переживания может привести к нервному перенапряжению, повышенной тревожности, ночным страхам и даже к развитию соматических заболеваний.
— Не требуйте идеального выполнения заданий по всем предметам, это будет вызывать раздражение и нежелание что-либо делать еще до начала работы. Нормально, что к каким-то наукам дети более способны, одни предметы им даются легче, чем другие. Не давите и не ругайте ребенка, не сравнивайте с другими детьми или с собой в детстве.
— Организуйте ребенку возможность отдыха, смены вида деятельности и общения с ровесниками за пределами школьного коллектива – в различных кружках, спортивных секциях, музыкальной школе, с друзьями по двору.
— Разговаривайте доброжелательно, интересуйтесь переживаниями подростка. Проявляйте больше внимания и любви к нему, просто за то, что он есть. Тогда подросток будет чувствовать себя более уверенно, у него будет повышаться самооценка.
— Помогите подростку осознать причины своей раздражительности, развёрнуто проговаривая различные ситуации, чтобы научить подростка лучше понимать и контролировать своё психологическое состояние.
— Предоставьте подростку больше свободы при условии соблюдения ваших с ним договоренностей (звонки в определенное время, некоторые важные ограничения). Позвольте ему самостоятельно сказать, когда придет, что-то сделать самому и похвалите за результат, тогда возникает радость успеха и желание сделать и быть лучше.
— Не акцентируйте внимание на недостатках, опирайтесь на положительные качества и помогайте увидеть ресурсы. Даже недовольство собой может стать стимулом к самосовершенствованию.
Гипервозбудимость у детей
Синдром гипервозбудимости (гипервозбудимость) у детей – это заболевание, которое появляется по причине поражения головного мозга ребенка, и проявляется в трудностях контроля поведения и усложняет концентрацию внимания.
10%-ам дошкольников и детей младшего школьного возраста диагностируют такое хроническое заболевание как постоянная гипервозбудимость. По мнению специалистов, мальчики подвержены гипервозбудимости чаще, чем девочки.
Что провоцирует / Причины Гипервозбудимости у детей:
В большинстве случаев причиной гипервозбудимости у детей является родовая травма и тяжелая беременность матери. На состоянии нервной системы ребенка и работе его мозга сказывается множество факторов, в особенности:
Потому синдром гипервозбудимости у новорожденных детей – явление в наше время нередкое. Дети часто плачут, нарушается сон. Кожа у новорожденных при гипервозбудимости часто имеет мраморный оттенок, они постоянно сжимают кулачки. Может показаться, что малыш скованный и «зажатый». По описанным признакам родители подозревают гипервозбудимость у младенцев. если вы заметили хотя бы два выше перечисленных симптома у своего ребенка, сразу же следует обратиться к врачу.
Многие родители опасаются обращаться к невропатологу, ожидая неоптимистичного диагноза. Но бояться не стоит, так как своевременное лечение – прямой и быстрый путь к выздоровлению. Можно обратиться к остеопату. Он выявляет нарушения в структурах мозга без использования специальной аппаратуры и неприятных процедур. Остеопаты пользуются мануальными методами, чтобы выявить нарушение структурно-анатомических отношений между различными органами и частями тела, что называется специальным термином – «остеопатическая дисфункция».
Ниже представлены самые актуальные и распространенные причины неврологических нарушений, которые приводят к гипервозбудимости у детей:
Помните, что нервная система малыша формируется задолго до его рождения. Потому важно избегать стрессов и перечисленных в 4-м пункте факторов с первого дня беременности.
Также как причину гипервозбудимости называют наследственность. Согласно одной точки зрения, гипервозбудимость передается по наследству. Другие исследователи же считают, что причина – в неправильном воспитании ребенка – мол, если родители много себе позволяют, соответственно, и ребенок растет во вседозволенности, что прямо отражается на его поведении и возникающих в связи с этим проблемах.
Патогенез (что происходит?) во время Гипервозбудимости у детей:
Синдром гипервозбудимости может наблюдаться у детей с патологией центральной нервной системы или с холерическим темпераментом. Во многих случаях болезнь сопутствует грыжам, рахиту, прорезыванию зубов, кишечным коликам и проч. Гипервозбудимость возникает сразу после получения родовой травмы (в большинстве случаев).
Эмоциональные нарушения проявляются всплесками. Как говорят в народе, истерика и вспышки гнева начинаются «на ровном месте», когда родители даже не ожидают подобного проявления. Эти всплески направлены на невиновных людей, чаще всего на родителей. Потом настроение быстро меняется на веселое, сопровождаемое радостным визгом и смехом. Такие ситуации происходят как дома, так и в детсадах, школах, на улице, и часто приводят к конфликтам. Родители могут привыкнуть к такому поведению, но другие окружающие, в том числе учителя, не будут терпеть данное поведение.
Ребенок постоянно продуцирует новые идеи, чаще всего невероятные. Но действует он прежде, чем подумает, потому при гипервозбудимости очень вероятно хулиганское поведение. Также ребенок говорит прежде, чем думает. Дети с гипервозбудимостью часто стремятся стать лидерами в любом окружении, в любой компании. Но часто другие дети не поддерживают этих идей, не могут уследить за ходом мыслей маленького лидера. Потому есть вероятность, что ребенок с синдромом гипервозбудимости окажется без друзей.
Низкие оценки в школе дети с данным заболеванием получают из-за невнимательности и быстрого переключения внимания. Они не могут долго фокусироваться на рассказе учителя, им необходимы смены видов деятельности на протяжении урока. Ребенок будет допускать ошибки в решении задач также из-за невнимательности. Самоорганизация у гипервозбудимых детей страдает. Из-за описанных факторов учителя начинают думать, что ребенок специально не слушает информацию на уроке, из вредности.
Из-за «недисциплинированности» мышления и речи у малышей, подверженных гипервозбудимости, сравнительно бедный словарный запас, трудности с абстрактным мышлением, им тяжело даются понятия пространства и времени. Если проигнорировать это, то развиться вторичное снижение интеллектуального развития (не смотря на то, что изначально у гипервозбудимых детей интеллект ничуть не ниже, чем у остальных).
Психологи при контакте с ребенком фиксируют признаки невротизации. У детей с синдромом гипервозбудимости повышенная утомляемость и склонность к беспричинному беспокойству. Родители могут наблюдать расстройства сна, обкусывание ногтей или кожи на пальцах, ковыряние в носу пальцем и другие привычки невротического характера.
Поведение гипервозбудимых детей часто инфантильно. Оборотной его стороной является готовность ребенка завязывать контакты с незнакомыми людьми, что в наше время очень опасно. Малыши при данном заболевании осуществляют экстравагантные выходки, которые вызывают у людей осуждение и удивление, чего, собственно, эти дети часто и добиваются. Им нравится реакция окружающих, они таким образом привлекают внимание к своей персоне. А внимания они требуют повышенного.
Важно, что при гипервозбудимости у детей нарушается координация. Родители могут видеть, что движения ребенка неловки и угловаты. Это сказывается и на почерке, и на помарках в тетради дошкольников и школьников. Кататься на велосипеде таким детям вряд ли удастся научиться быстро. Но это признаки синдрома гипервозбудимости старших детей.
Как же проявляется заболевание у младенцев? Прежде всего, синдром проявляется плохим сном, частым и долгим плачем. Крик таких детей монотонный, как бы на одной ноте. Грудь сосут вяло. Родители могут заметить на переносице просвечивающую через тонкую кожицу венку — признак повышенного внутричерепного давления, которое способствует развитию гипервозбудимости. Пальчики младенца с данным заболеванием сжаты в кулачки, ручки и ножки скрючены. Кожа часто имеет мраморный оттенок.
Младенцы не «перерастают» синдром гипервозбудимости. Воспитывать такого ребенка будет сложно, он на замечания будет реагировать упрямством, игнорированием, агрессией. Из игр предпочитают те, которые предусматривают разрушение чего-либо. В песочнице гипервозбудимые дети часто рушат чужие «постройки».
Симптомы Гипервозбудимости у детей:
У детей дошкольного возраста родители отмечают такие симптомы:
Симптомы гипервозбудимости у новорожденных:
Диагностика Гипервозбудимости у детей:
Пока что не найдены приспособления и тесты, которые с точностью выявляли бы синдром гипервозбудимости. Также точно не известно, какие именно процессы происходят в мозгу и ЦНС, из-за чего ребенок становится гипервозбудимым.
Обращаться в случае подозрений на гипервозбудимость нужно прежде всего к неврологу. Он проанализирует полученную от родителей, воспитателей, учителей и одноклассников малыша информацию, чтобы диагностировать заболевание. Обязательна очная консультация. Отличить синдром гипервозбудимости от поведения плохо воспитанного ребенка очень сложно.
Лечение Гипервозбудимости у детей:
Гипервозбудимость не лечат одними только медикаментами. Препараты могут только снять некоторые последствия синдрома — тревожность, нервозность, страх. С другой стороны, в остеопатии, подразумевающей использование специальных ручных методик, есть много случаев, когда после нескольких сеансов гипервозбудимость у грудничка проходила без следа. Аккуратными безболезненными движениями рук остеопат помогает восстановить нормальное кровоснабжение мозга, и он возобновляет свою полноценную функциональность.
Гипервозбудимость – не преговор. Родители должны проявить терпение и быть внимательными к ребенку. Нельзя игнорировать синдром гипервозбудимости у детей, в том числе у младенцев! Лечение нужно начинать сразу после постановки диагноза, не откладывать, не считать болезнь несерьезной.
У гипервозбудимых детей нарушена социализация, агрессия со временем будет только нарастать, если не провести своевременную диагностику и лечение.
Вылечить гипервозбудимость быстро невозможно, потребуется много времени. Прогноз благоприятный. Необходимо применение комплексных мер: медикаментозное лечение психостимулирующими препаратами, поведенческая терапия с обучением и родителей, и детей, программа специальной адаптация ребенка к школе, постоянные семейные и индивидуальные консультации психолога/психотерапевта.
Профилактика Гипервозбудимости у детей:
Профилактика гипервозбудимости новорожденных заключается в следующем: соблюдение режима во время беременности, постоянное врачебное наблюдение, спокойствие, предупреждение заболеваний, полноценное питание, отказ от вредных привычек. Очень важное значение имеет своевременная диагностика плода и новорожденных: магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, доплеровская энцефалография.